УДК 82.93
Н. С. Мурашова
кандидат искусствоведения, Новосибирский государственный педагогический университет
E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ СТИХОВ1
Выявляются принципы систематизации такого сложноорганизованного вида художественного творчества, как духовный стих. Автор определяет его как жанровую систему, включающую отдельные элементы, обладающие идейно-тематическим единством, функциональной близостью и стилистическим подобием. Проанализированы различные способы систематизации: хронологический, жанрово-стилистический, функциональный, тематический. Предлагаются подходы к составлению сюжетно-тематического указателя эпических духовных стихов на основе двух уровней дифференциации. Первый базируется на сюжетных источниках и включает группы житийных, ветхозаветных, евангельских, апокрифических сюжетов. Второй определяется персонажами внутри выделенных групп: мученики, змееборцы, чудотворцы - для житийных сюжетов; Адам, Ной, Иосиф Прекрасный - для ветхозаветных; Христос, Богородица - для евангельских и апокрифических. Работа с мотивами и ситуациями не только облегчит ориентацию в многочисленных образцах, но и поможет исследовать процессы текстопорождения как результата книжно-устного взаимодействия. Корреляция различных принципов систематизации будет способствовать целостному представлению духовного стиха как художественной системы.
Ключевые слова: духовный стих, систематизация, классификация, жанровая система, сюжетнотематический указатель
Для цитирования: Мурашова, Н. С. Принципы систематизации духовных стихов / Н. С. Мурашова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 69-76.
Систематизация духовных стихов относится к ключевым проблемам в исследовании данного вида творчества, за долгую историю бытования обогатившегося большим количеством образцов, репрезентирующих как книжную, так и фольклорную традиции, имеющие разновременное происхождение, отличающиеся стилистической неоднородностью. Выявление принципов систематизации духовного стиха позволит обнаружить признаки, объединяющие столь различные произведения в единую систему, найти основания внутривидовой дифференциации образцов духовного песнетворчества.
Для определения критериев систематизации необходимо выявить жанровую специфику изучаемого объекта. Однако до сих пор обсуждаемой остается проблема соотнесения духовного стиха с категорией жанра. Одни исследователи (например, Н. А. Федоровская) настаи-
1 Работа подготовлена в рамках проекта РГНФ № 15-04-00113-а «Духовный стих в традиционной культуре старообрядцев».
вают на том, что духовный стих - это жанр [20, с. 25], другие считают его более сложно организованной структурой. Так, С. Е. Никитина относит данный вид творчества к многожанровым образованиям, объединенным «едиными ценностными установками» [12, с. 25]. В. А. Бахтина пишет о них как о сложной организации, неоднородной по жанровым признакам, состоящей из разновременных и разностильных произведений [1, с. 22]. А. В. Коробова считает, что это «совокупность жанров, выделяемых не по жанровым признакам, а по их функциональному назначению, оппозиции ко всем остальным жанрам фольклора» [8].
М. А. Валовая и В. А. Поздеев утверждают, что под обобщающим названием «духовный стих» следует «понимать огромное разнообразие жанровых и стилевых разновидностей, обусловленное многогранностью бытового функционирования стиха» [4, с. 477].
69
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова
Принципы систематизации духовных стихов
Разделяя мнение упомянутых исследователей о принадлежности духовного стиха к более сложно организованной категории, чем жанр, аргументируем свою позицию, рассмотрев специфику его тематики, функционирования и стилистики.
Музыкально-поэтические памятники, относящиеся к духовным стихам, обладают тематическим единством. Они связаны с религиозными сюжетами и образами, хотя и существует небольшой массив текстов, в содержании которых этого нет. Однако исполнители относят их к стихам, подчеркивая возможность бытования в постовые периоды года благодаря назидательному смыслу и христианским нравственным ценностям. Таким образом, духовный стих - форма религиозного самовыражения, связанная с осмыслением православного миропонимания, содержательно восходящая к христианским темам и сюжетам.
С одной стороны, функционирование духовных стихов отличается большой вариативностью, с другой - обладает типологическим единством, которое проявляется во внебогослужебном использовании художественных текстов преимущественно религиозного содержания. Этот критерий отделяет их от богослужебных песнопений и молитв. Они исполняются за пределами храма, тогда как песнопения и молитвы звучат во время церковной службы. Однако понятие «за пределами храма» имеет необъятные границы, в отличие от четко ограниченного церковного пространства. В связи с этим духовные стихи отличаются весьма разнообразным функционированием, формы которого зависят от региона, среды бытования, а также конкретных исполнителей.
Различное время происхождения образцов внебогослужебного духовного пения отразилось на стиле, диапазон которого простирается от эпической былинной системы средств художественной выразительности до романсового музыкально-поэтического языка; от преломления интонаций знаменного распева до партесных кантов и псальм. В духовном стихе происходит синтезирование различных исторических и жанровых явлений русской вокальной музы-
ки, имеющих не только фольклорную, но и книжную природу. Поэтому полистилистич-ность и, как следствие, полижанровость можно считать определяющим признаком внебогослужебного духовного песнетворчества.
Следует поддержать Л. Ф. Солощенко (в дискуссию с которой вступила на страницах своей диссертации Н. А. Федоровская), писавшую о правомерности употребления категории жанр не к духовному стиху в целом, а только к отдельной его культурной традиции [18, с. 134]. В то же время не можем не согласиться с Н. А. Федоровской в том, что некоторые современные исследователи отказывают духовному стиху в цельности. Это приводит к изучению отдельных его разновидностей как абсолютно самостоятельных явлений без учета общего культурно-исторического контекста развития внебогослужебного духовного пения.
Приняв во внимание и наличие единых типологических признаков, и отсутствие полного совпадения всех критериев жанрового единства, по нашему мнению, духовный стих следует определить как жанровую систему, включающую в себя отдельные жанры как виды, обладающие не только идейнотематическим единством, но и функциональной близостью и стилистическим подобием. Таким образом, эпический стих «Голубиная книга», романсовый «Умоляла мать родная», а также «Голуби» в манере лирической протяжной песни сами по себе соответствуют отдельным жанрам, отличающимся стилистической однородностью, а их совокупность образует жанровую систему духовного стиха.
Представим далее классификационные подходы, которые сформировались у дореволюционных и современных исследователей духовного песнетворчества.
Первым из сложившихся в исследовательской среде и получивших затем наибольшее распространение стал хронологический подход, раскрывающий основные этапы исторического развития духовного стиха, решающий не только проблему классификации, но и периодизации. Данный принцип у разных исследователей обязательно включает два под-
70
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова Принципы систематизации духовных стихов
разделения: стихи древние (старые, ранние), т. е. сложившиеся до XVII в., и новые (поздние), возникшие после XVII в. Начиная с П. А. Бессонова древние стихи часто называют старшими, а поздние - младшими. Как указывает исследователь, младшие стихи «обязаны всего более XVII веку, юго-западу Руси, тогда как старшие большей частью сложились и сохранились у Великой Руси... до обособления малой и белой, притом со времен отдаленных». Младшие стихи отличаются от старших «по происхождению, ибо большей частью из книг и с письма переходят в уста народу, тогда как старшие наоборот» [3, с. 25].
Стремлением к типологическому полицентризму отмечено сопряжение хронологического членения материала с жанрово-стилистическим. Многие исследователи стихи раннего происхождения соотносят с эпической былинной традицией, позднего - с лирическими произведениями [3; 5; 6; 10; 13; 14; 19]. Б. Соколов предложил еще одну - промежуточную - группу лирико-эпических стихов [17, с. 608].
В настоящее время грань между старшим и младшим духовным песнетворчеством достаточно условна. В репертуаре современных носителей преобладают поздние стихи, редкие образцы ранних подверглись стилистическому переиначиванию. Зачастую их поэтика и мелодика отличаются языком, характерным для русской художественной культуры Нового времени. К старшим исследователи обычно причисляют стихи об Иосифе Прекрасном, царевиче Иоасафе, Алексее, человеке Божьем, о Богатом и Лазаре, однако в разных региональных версиях имеются примеры этих сюжетов, оформленных в традициях позднего романсового стиля.
Поэтому подобный классификационный подход может использоваться в рассмотрении проблемы происхождения и эволюции внебогослужебного духовного пения, т. е. работает в диахроническом аспекте историко-культурного изучения духовного стиха. Однако он не всегда пригоден для систематизации массива текстов как жанровой системы, поскольку стилистика со временем утрачивает исконные качества и подвергается смешению. Существующая ныне сти-
левая эклектика духовного стиха не позволяет однозначно отнести восходящие к старшей традиции сюжеты к этой группе.
По всей видимости, данная ситуация побудила А. И. Кузнецову расширить хронологический подход введением еще одного класса. Она предлагает бессоновские старшие (эпические) и младшие (лиро-эпические и лирические) включать в группу «старых» стихов. Таким образом получается, что в нее входят тексты, созданные до XIX в. включительно. Памятники, «возникшие в конце XIX -начале XXI в. и ориентированные на новую литературную эстетику», А. И. Кузнецова предлагает считать «новыми» стихами [9, с. 26]. Работа с сюжетными ситуациями, порождающими их мотивами может привести к убедительным результатам в изучении процессов трансформации текстов раннего происхождения, их адаптации к условиям бытования в более позднее время.
Классифицируя духовные стихи по происхождению, исследователи, как правило, выделяют фольклорные и книжные памятники. Отметим условность такого деления, поскольку духовный стих возник в книжной культуре, соответственно, в своем генезисе никогда не был чисто фольклорным жанром. В процессе же развития духовные стихи книжной и фольклорной традиций всегда существовали параллельно, оказывая влияние друг на друга, так как тексты могли переходить из письменной культуры в устную и обратно.
Следующий, функциональный, подход связан с бытованием тех или иных образцов в определенных ситуациях и исполнительской среде. Так, например, А. Л. Маслов вычленяет заздравные и поминальные стихи [10]. По календарному принципу они располагались в Бого-гласниках в зависимости от приуроченности к церковному месяцеслову. Но далеко не все из них имеют обязательную сопряженность с каким-либо событием или обрядом. Поэтому данный тип классификации не может претендовать на универсальность, он носит частный характер.
По отношению к среде бытования наиболее часто в самостоятельную группу выделяются
71
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова
Принципы систематизации духовных стихов
старообрядческие и сектантские духовные стихи. Существование данного деления обнаруживается в сборниках В. Г. Варенцова [5], П. А. Бессонова [3], пособии М. Н. Сперанского [19]. Однако их репертуар не отличается устойчивостью. Большое количество образцов имело всеобщее распространение, специфический старообрядческий или сектантский набор текстов был достаточно ограничен. В связи с этим не представляется возможным дифференцировать весь массив памятников духовного песнетворчества по принципу их бытования в определенной исполнительской среде.
Рассмотрим далее типы классификаций, сложившиеся в результате работы с текстами духовных стихов. Один из подходов связан с разделением образцов по тематическим группам в зависимости от их содержательного наполнения. К такому принципу дифференциации материала обращаются и составители сборников, и исследователи внебогослужебного духовного пения. Встречаются как весьма дробные классификации, так и обобщенные.
Примеры последних встречаем у П. А. Бессонова, Г. П. Федотова, Дж.-Л. Майны, С. Е. Никитиной, Н. А. Федоровской и др. Так, П. А. Бессонов среди стихов выделяет «богомольные, душевные, поучительные, наказательные» [2, с. 469]. Г. П. Федотов объединяет их в четыре тематические группы: о небесных силах (посвященные Пресвятой Троице, Христу, Богородице, ангелам и святым); о Матери-Земле; о жизни человеческой (включает сюжеты о грешном мире, нравственном законе, церкви, святости); о Страшном суде [21]. Дж.-Л. Майна делит стихи на этиологические, героические и социальные [22]. С. Е. Никитина интегрирует образцы духовного песнетворчества в три большие группы в зависимости от того, где происходит борьба зла и добра: во вселенной, в социуме или в человеческой душе, т. е. в основу данной классификации положена ценностная ориентация, раскрывающая семантику текстов [11]. Н. А. Федоровской выявлены «героико-страдательные, покаянные и лирические типы, а также исторические, мученическострадательные, библейские, назидательные,
лично-покаянные, лирико-философские и лирико-бытовые подтипы» [20, с. 12].'
Тематическая классификация духовных стихов в практическом преломлении представлена в сборниках текстов. В них часто отсутствует единство классификационного основания. При столкновении с проблемой дифференциации образцов составителям сложно бывает однозначно причислить тот или иной памятник к какой-то абстрактно выделенной группе, соотнести конкретные тексты (с их спецификой и нюансами) с теоретически сконструированными типологическими моделями.
Обобщив представленные в сборниках разных лет подходы к тематической дифференциации духовных стихов, можно выделить следующие группы: ветхозаветные; евангельские; посвященные святым; о смерти и Страшном Суде; из русской истории; назидательные.
Одной из версий тематического деления является классификация по персонажам. Наиболее последовательно и убедительно данный подход реализован в сборниках Ф. М. Селиванова. В «Стихах духовных» 1991 г. исследователь выявляет два цикла - о героях и аскетах [16, с. 99]. В собрании «Народные духовные стихи» он описывает следующие типы: персонажи Ветхого Завета («Плач Адама», «Каин и Авель», «Осип Прекрасный», «Самсон-богатырь»); евангельские герои («Избиение младенцев», «Песня об Аллилуевой жене», «Плач Богородицы», «Про Христа Милостива»); змееборцы («Федор Тирон», «Его-рий и змей»); мученики («Кирик и Улита», «Галактион и Епистимия», «О великомученице Варваре»); подвижники («Алексей, человек Божий», «Иосаф и Варлаамий», «Онуфрий»); чудотворцы («Агрик и его сын Василий», «О Миколе Угоднике», «Дмитрий Солунский»); Мать -сыра земля («Плач земли», «Непрощаемый грех»); праведники и грешники («Два Лазаря», «Марка богатый», «Про Марию Египетскую», «Аника-воин»); герои древнерусской истории («Борис и Глеб», «Князь Владимир и его сыновья», «Александр Невский», «Михаил и Федор Черниговские», «Петр-митрополит», «Димитрий Донской») [15].
72
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова Принципы систематизации духовных стихов
Данный принцип распределения может быть положен в основу сюжетно-тематического указателя эпических духовных стихов. В их повествовательных текстах описываются действия персонажей Ветхого и Нового Заветов, христианских праведников и грешников; святых (пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных, бессребреников, блаженных, праведных, благоверных, страстотерпцев, чудотворцев); наконец, реальных исторических лиц. Большая часть персонажей имеет книжное происхождение, их источники -тексты Священного Писания, произведения святоотеческой литературы, агиография, переводные позднесредневековые сочинения, апокрифы, покаянное музыкально-поэтическое творчество. В связи с этим совершаемые героями действия зачастую определены книжным сюжетом, в отличие от других жанров, в которых «поступки персонажей являются постоянными элементами фольклорного сюжета», а «сами персонажи, их образы - величина переменная», соответственно, «они менее важны в повествовании» [7, с. 6].
Именно группы действующих лиц аккумулируют определенный круг мотивов и ситуаций. Общий функциональный статус героев обусловливает их близость, хотя бывают исключения. Например, в стихах о змееборцах Федоре Тироне и Егории Храбром ситуации и мотивы не совпадают даже в ключевых моментах повествования: Федор Тирон убивает змея, освобождая из плена мать; Егорий привязывает побежденного змея к поясу для того, чтобы спасенная царевна привела его в родительский дом. Мотивация, которой руководствовались оба героя, различна: Федор спасает мать от смерти, а Егорий через освобождение царевны и приручение змея добивается от царя веры в Иисуса. Христианские мотивы в стихе о Федоре Тироне используются только в пространных версиях сюжета и как вспомогательные: в начальном разделе, в котором речь идет о борьбе против басурманского царя и вере в помощь Спаса, Богородицы и Троицы; в срединной зоне, когда после возвращения с победой служат заздравные молебны; в заключении, где звучит мотив прославления Господа. Основные сю-
жетные мотивы стиха о Федоре Тироне (трехдневная битва; встреча с матерью; купание коня; похищение матери змеем; убийство змея и освобождение матери) обнаруживают его близость с былиной о Добрыне и змее.
Сюжетно-тематический указатель духовных стихов может основываться на двух уровнях дифференциации. Первый зависит от источника сюжета, он включает следующие группы: житийные, ветхозаветные, евангельские, апокрифические. Второй - определяется персонажами: мученики, змееборцы, чудотворцы - для житийных сюжетов; Адам, Ной, Иосиф Прекрасный - для ветхозаветных; Христос, Богородица - для евангельских и апокрифических. Алгоритм исследовательских операций может быть следующим: сначала выявляются сюжетные мотивы и ситуации внутри второго уровня в текстах, связанных с различными персонажами; затем выделяются общие и особенные мотивы и ситуации внутри всего уровня в целом. Обработав таким образом одну сюжетную группу, следует перейти к другой и проделать те же самые операции. На следующем этапе раскрываются одинаковые мотивы уже между сюжетными группами первого уровня. В итоге будут обнаружены сюжетные мотивы, единые для всех групп, характерные для некоторых и, наконец, оригинальные. Внимание следует уделять местоположению мотивов и ситуаций в композиции: начальные (экспозиционные), срединные (развивающие), заключительные. Это поможет осмыслить процесс комбинирования мотивов и ситуаций, структурирования и создания контаминированных и новых текстов.
В отношении духовного стиха, как показало наше исследование, нет и наверное не может быть единой классификационной модели, всесторонне отражающей многообразие внебогослужебного духовного пения. Любая схематизация упрощает изучаемое явление, так как не может учесть нюансы и исключения, которые всегда существуют и, соответственно, не укладываются в сконструированные парадигмы. Довольно распространено в классификациях отсутствие единства оснований, что особенно
73
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова
Принципы систематизации духовных стихов
часто проявляется, когда исследователь имеет дело с многосоставным по своей структуре объектом - таким, как духовный стих. В контексте типологических изысканий духовные стихи можно дифференцировать по хронологическому, функциональному, идейно-тематическому, жанрово-стилистическому основаниям. Первые три будут связаны с историко-культурным и социокультурным, последнее - с художественно-
культурным контекстами развития. Корреляция всех подходов способствовала бы целостному представлению духовного стиха как сложноорганизованной системы. Работа же с сюжетными мотивами и ситуациями не только облегчит ориентацию в многочисленных образцах внебогослужебного духовного пения, но и поможет исследовать процессы текстопорождения как результата книжно-устного взаимодействия.
1. Бахтина, В. А. Место духовного стиха в системе жанров славянского фольклора / В. А. Бахтина // Славянская традиционная культура и современный мир. - Москва: Гос. респ. центр рус. фольклора, 1997. -Вып. 2. - С. 21-27.
2. Безсонов, П. А. К вопросу о собирании и издании памятников «народного песнотворчества» / П. А. Без-сонов // Русский народ и его творческое слово / отв. ред. О. А. Платонов. - Москва: Ин-т рус. цивилизации, 2010. - 608 с.
3. Безсонов, П. А. Калеки перехожие: сб. стихов и исследование: [в 2 ч.] / П. А. Безсонов. - Москва: Въ Ти-пографш Бахметева: Въ типографш лазар. ин-та. вост. языковъ, 1863-1864. - Ч. II. - 928 с.
4. Валовая, М. А. Духовные стихи / М. А. Валовая, В. А. Поздеев // Энциклопедия земли Вятской: Откуда мы родом?: в 10 т. - Киров: Вятка, 1998. - Т. 8: Этнография. Фольклор. - С. 476-497.
5. Варенцов, В. Г. Сборник русских духовных стихов / В. Г. Варенцов. - Санкт-Петербург: Общественная польза, 1860. - 251 с.
6. Галахов, А. Д. История русской словесности, древней и новой / А. Д. Галахов. - Москва: Кн. магазин Думнова, 1894. - Т. 1. - 517 с.
7. Кляус, В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян / В. Л. Кляус; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; РАН. - Москва: Наследие, 1997. - 464 с.
8. Коробова, А. В. «Что на той реке на Керженке много было скитожителей, правыя веры ревнителей...». Судьбы духовного стиха: заметки о духовных стихах старообрядцев и духовных песнях сектантов [Электронный ресурс] / А. В. Коробова. - Режим доступа: http://religion.russ.ru/culture/20020315-korobova.html. - Дата обращения: 20.01.2013.
9. Кузнецова, А. И. Бытование религиозного текста в русской православной традиции второй половины XX - начала XXI в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / А. И. Кузнецова. - Москва, 2006. - 36 с.
10. Маслов, А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы: Историческая справка и мелодико-технический анализ / А. Л. Маслов // Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы. - Москва: Музыка, 1979. - С. 279-290.
11. Никитина, С. Е. Русские духовные стихи и мир / С. Е. Никитина // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. - Москва: Композитор, 2004. - Вып. 2. - С. 162-194.
12. Никитина, С. Е. Саратовская область как пространство конфессиональной устной культуры / С. Е. Никитина // Кабинет фольклора. Статьи, исследования и материалы: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. Н. Борисов. -Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2009. - Вып. 3. - С. 12-29.
13. Новиков, Ю. А. К вопросу об эволюции духовных стихов / Ю. А. Новиков // Русский фольклор: Материалы и исследования. - Ленинград: Наука (Ленинградское отделение), 1971. - Т. 12. - С. 208-220.
14. Рахманова, М. П. Духовный стих. Взаимодействие устных и письменных традиций / М. П. Рахманова // Музыкальная культура Средневековья. - Москва: Москов. консерватория, 1992. - Вып. 2. - С. 126-127.
15. Селиванов, Ф. М. Народные духовные стихи / Ф. М. Селиванов. - Москва: Рус. кн., 2004. - 552 с.
16. Селиванов, Ф. М. Стихи духовные / Ф. М. Селиванов. - Москва: Совет. Россия, 1991. - 333 с.
17. Соколов, Б. М. Духовные стихи / Б. М. Соколов // Литературная энциклопедия: в 11 т. - Москва: Изд-во Коммунист. Акад., 1930. - Т. 3. - С. 607-613.
74
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова Принципы систематизации духовных стихов
18. Солощенко, Л. Ф. К проблеме типологии традиций русского духовного стиха / Л. Ф. Солощенко // Музыкальная культура Средневековья. - Москва: Москов. консерватория, 1992. - Вып. 2. - С. 131-134.
19. Сперанский, М. Н. Русская устная словесность: пособие к лекциям на Высших женских курсах в Москве / М. Н. Сперанский. -Москва: [б. и.], 1917. 474 с.
20. Федоровская, Н. А. Духовный стих в русской культуре: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / Н. А. Федоровская. - Санкт-Петербург, 2010. - 55 с.
21. Федотов, Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Г. П. Федотов. - Москва: Прогресс: Гнозис, 1991. - 192 с.
22. Mina, J. L. Thematic and Poetic Analisis of Russian Religious Oral Epics / J. L. Mina. - Berklley, 1972.
Получено 10.06.2015
N. Murashova
Candidate of Art Criticism, Novosibirsk State Pedagogical University E-mail: [email protected]
SYSTEMATIZATION PRINCIPLES OF SPIRITUAL POEMS
Abstract. The article uncovers the principles of systemization of such complex artwork type as spiritual poem. The spiritual verse is determined as a genre system, which includes certain genres with thematic-ideological unity, functional appetency and stylistic similarity. Chronological, genre-stylistic, functional, and thematic methods of systemization were analyzed. Different ways of compilation of narrative-thematic index of epic spiritual poem based on several levels of differentiation are proposed. The first level is based on narrative sources and includes the groups of hagiographic, Old Covenant, gospel, and apocryphal plots. The following characters inside the identified narrative groups determine the second level: martyrs, snake fighters, wonders-workers for the hagiographic plots; Adam, Noah, Joseph the Fair for the Old Covenant plots; Christ, Holy Mother for gospel and apocryphal plots. A work with narrative motives and situations not only simplifies the orientation in numerous samples of outli-turgical spiritual singing, but also helps to research the processes of text creation as a result of book-verbal interaction in spiritual verse. A correlation of different principles of systemization will be support the integral representation of spiritual verse as an art system.
Keywords: spiritual poem, systematization, classification, genre system, plot and subject index
For citing: Murashova, N. Systematization Principles of Spiritual Poems / N. Murashova // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 69-76.
Reference
1. Bakhtina, V. Place of Spiritual Poetry in the Slavic Folklore Genres / V. Bakhtina // Slavyanskaya traditsionnaya kul'tura i sovremennyy mir [Slavic Traditional Culture and the Modern World]. - Moscow: State Republican Centre of Russian folklore, 1997. - Issue 2. - P. 21-27.
2. Bezsonov, P. To the Question of the Collection and Publication of the Monuments of “National songwriting creativity” / P. Bezsonov // Russkiy narod i ego tvorcheskoe slovo [Russian People and Its Creative Word] / executive ed. O. Platonov. - Moscow: Institute of Russian Civilization, 2010. - 608 p.
3. Bezsonov, P. Kaleki perekhozhie: [v 2 ch.] [Wanderers Singing Religious Poems: in 2 issues] / P. Bezsonov. - Moscow: Bakhmetev Printing House: Lazarev Institute of Oriental Languages Printing House, 1863-1864. - Part II. - 928 p.
4. Valovaia, M. Dukhovnye stikhi [Spiritual Poetry] / M. Valovaia, V. Pozdeev // Entsiklopediya zemli Vyatskoy: Otkuda my rodom?: v 10 t. [Encyclopedia of Vatskaya Land: Where did We Come from?: in 10 vol.]. - Kirov: Vyatka, 1998. - Vol. 8: Etnografiya. Fol'klor. - P. 476-497.
5. Varentsov, V. Sbornik russkikh dukhovnykh stikhov [Collection of Russian Spiritual Poetry] / V. Varentsov. -Saint Petersburg: Obshchestvennaya pol'za, 1860. - 251 p.
75
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)
Н. С. Мурашова
Принципы систематизации духовных стихов
6. Galakhov, A. Istoriya russkoy slovesnosti, drevney i novoy [The History of Russian Literature, Ancient and Modern] / A. Galakhov. - Moscow: Bookstore of Dumnov, 1894. - Vol. 1. - 517 p.
7. Kliaus V. Ukazatel' syuzhetov i syuzhetnykh situatsiy zagovornykh tekstov vostochnykh i yuzhnykh slavyan [Index Plots and Plot Situations Spiritual Texts Eastern and Southern Slavs] / V. Kliaus; Russian Academy of Sciences Institute of World Literature named after A. Gorkii. - Moscow: Nasledie, 1997. - 464 p.
8. Korobova, A. «Chto na toy reke na Kerzhenke mnogo bylo skitozhiteley, pravyya very revniteley...». Sud'by dukhovnogo stikha: zametki o dukhovnykh stikhakh staroobryadtsev i dukhovnykh pesnyakh sektantov [“On the Kerzhenka River were Many Hermits, Adherents of True Faith...”. Destiny Spiritual Verse: Notes on Old Believers Religious Poetry and Sectarians Spiritual Songs] [Electronic resource] / A. Korobova. - URL: http://religion.russ.ru/culture/20020315-korobova.html (accessed: 20.01.2013).
9. Kuznetsova, A. Bytovanie religioznogo teksta v russkoy pravoslavnoy traditsii vtoroy poloviny XX - nachala XXI v. [Existence of a Religious Text in the Russian Orthodox Tradition in the Second Half of XX - beginning of XXI Centuries] / A. Kuznetsova. - Moscow, 2006. - 36 p.
10. Maslov, A. Wanderers Singing Religious Poems in Russia and Their Chants: Background and Melodic and Technical Analysis / A. Maslov // Russkaya mysl' o muzykal'nom fol'klore: Materialy i dokumenty [Russian Thought of the Musical Folklore: Materials and Documents]. - Moscow: Muzyka, 1979. - P. 279-290.
11. Nikitina, S. Russian Spiritual Poetry and Peace / S. Nikitina // Traditsionnye zhanry russkoy dukhovnoy muzyki i sovremennost' [Traditional Genres of Russian Spiritual Music and Modernity]. - Moscow: Compozitor, 2004. -Vol. 2. - P. 162-194.
12. Nikitina, S. Saratov Region as a Space of Religious Oral Culture / S. Nikitina // Kabinet fol'klora. Stat'i, issledovaniya i materialy [Cabinet of Folklore. Articles, Studies and Materials] / Executive ed. N. Borisov. -Saratov: Publishing House of the Saratov State University, 2009. - Vol. 3. - P. 12-29.
13. Novikov, Iu. On the Evolution of Religious Poems / Iu. Novikov // Russkiy fol'klor: Materialy i issledovaniya [Russian folklore: Materials and Researches]. - Leningrad: Nauka (Leningrad branch), 1971. - Vol. 12. - P. 208-220.
14. Rakhmanova, M. Spiritual Poem. The Interaction of Oral and Written Traditions / M. Rakhmanova // Muzykal'naya kul'tura Srednevekov'ya [Musical Culture of the Middle Ages]. - Moscow: Moscow Conservatory, 1992. - Vol. 2. - P. 126-127.
15. Selivanov, F. Narodnye dukhovnye stikhi [Folk Religious Poems] / F. Selivanov. - Moscow: Russkaya kniga, 2004. - 552 p.
16. Selivanov, F. Stikhi dukhovnye [Spiritual Poems] / F. Selivanov. - Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1991. - 333 p.
17. Sokolov, B. Religious Poems / B. Sokolov // Literaturnaya entsiklopediya: v 11 t. [Literary Encyclopedia: in 11 vol.]. - Moscow: Publishing House of Communist Academy, 1930. - Vol. 3. - P. 607-613.
18. Soloshchenko, L. To the Problem of the Traditions Typology of Russian Spiritual Poem / L. Soloshchenko // Muzykal'naya kul'tura Srednevekov'ya [Musical Culture of the Middle Ages]. - Moscow: Moscow Conservatory, 1992. - Vol. 2. - P. 131-134.
19. Speranskii, M. Russkaya ustnaya slovesnost' [Russian Oral Literature] / M. Speranskii. - Moscow, 1917. - 474 p.
20. Fedorovskaia, N. Dukhovnyy stikh v russkoy kul'ture [Spiritual Poem in Russian Culture] / N. Fedorovskaia. -Saint Petersburg, 2010. - 55 p.
21. Fedotov, G. Stikhi dukhovnye (Russkaya narodnaya vera po dukhovnym stikham) [Spiritual Poetry (Russian Folk Belief of Spiritual Poems)] / G. Fedotov. - Moscow: Progress: Gnozis, 1991. - 192 p.
22. Mina, J. L. Thematic and Poetic Analisis of Russian Religious Oral Epics / J. L. Mina. - Berklley, 1972.
Received 10.06.2015
76
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)