Принципы регулирования охраны трансграничных водных объектов в ЕАЭС и СНГ
БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ,
кандидат юридических наук доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ
Аннотация: В статье проанализирован вопрос об охране трансграничных водных объектов на международном уровне. Акцент сделан на анализе правового регулирования в области использования и охраны трансграничных водных объектов в ЕАЭС в контексте реализации принципов международной правовой охраны трансграничных водных объектов в ЕАЭС. Рассмотрены значение и действие модельных нормативных актов в данной сфере. Показана роль двусторонних и многосторонних соглашений стран СНГ в рациональном использовании и охране трансграничных водных объектов. Отмечено, что все государства СНГ в различной степени приняли меры по осуществлению трансграничного сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов, став участниками международных конвенций и соглашений. Сделаны краткие выводы по теме исследования.
Ключевые слова: охрана вод, международно-правовая охрана вод, правовая охрана вод в ЕАЭС, трансграничные водные объекты, роль двусторонних и многосторонних соглашений
Principles of regulation of protection of transboundary water bodies in the EAEU and CIS BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH,
candidate of legal sciences, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources Law Moscow State Law University them O.E. Kutafina, Leading scientific resercher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS
Abstract: The article analyzes the issue of protection of transboundary water bodies at the international level. The emphasis is made on the analysis of legal regulation in the use and protection of transboundary water bodies in the EAEU in the context of the implementation of the principles of international legal protection of transboundary water bodies in the EAEU. The value and effect of model regulations in this area are considered. The role of bilateral and multilateral agreements of the CIS countries in the rational use and protection of transboundary water bodies is shown. It was noted that all CIS countries, to varying degrees, took measures to implement transboundary cooperation in the use and protection of water resources, becoming parties to international conventions and agreements. Brief conclusions on the research topic are made.
Keywords: Water protection, international legal protection of waters, legal protection of waters in the EAEU, transboundary water bodies, role of bilateral and multilateral agreements
Международно-правовые основы охраны трансграничных водных объектов
Вода является жизненно важным элементом жизнедеятельности человека. Без воды невозможно удовлетворить базовые потребности человека. Между тем, потребление пресной воды растет. Значительная часть населения Земли не имеет доступа к чистой воде. В ряде случаев охрану вод можно обеспечить только на международном уровне. В этой связи особенно актуально международное сотрудничество для охраны водных объектов, находящихся на территории нескольких государств - трасграничных водных объектов.
«Трансграничные воды» означают любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах; в тех же случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между токами, расположенными на линии малой воды на их берегах1.
В начале XXI в. планета Земля, с ее многочисленными и разнообразными формами жизни, включая свыше шести миллиардов жителей, столкнулась с серьезным кризисом водных ресурсов. Все говорит о том, что ситуация ухудшается и будет ухудшаться уже в ближайшем будущем, если не будут предприняты меры для ее исправления. Данный кризис связан с управлением водными ресурсами и вызван главным образом тем, что мы неправильно ими распоряжаемся. «Подлинной трагедией являются последствия этого кризиса для повседневной жизни бедных слоев населения, которое страдает от бремени болезней, вызванных употреблением некачественной воды. Они живут в ухудшенных и зачастую опасных условиях, мучительно пытаются дать образование
своим детям и заработать средства существования, чтобы их хватало на пропитание. Это также и кризис естественной среды обитания, которая стонет под тяжелым бременем ежедневно сбрасываемых в нее многотонных отходов, страдая от чрезмерного и нерационального использования, когда люди, по-видимому, совсем не думают ни о последствиях, ни о будущих поколениях»2.
В развитых зарубежных государствах система охраны водных объектов имеет результативную направленность на внедрение новых технологий, отвечающих задачам охраны природы. «Для данной системы характерны программные подходы, вовлечение в нее всех „уровней власти", активное применение экономического стимулирования путем налоговых и кредитных льгот»3.
Для решения задачи регулирования правового режима водных бассейнов на международной уровне государства заключают двусторонние и многосторонние договоры. За последние 50 лет было заключено примерно 150 договоров, связанных с охраной водных ресурсов. «В ранних договорах в основном затрагивались вопросы судоходства по международным рекам и озерам и демаркации их границ и лишь позднее государства в тексты соглашений стали включать положения, предусматривающие охрану водных объектов от загрязнения. В них среди других вопросов рассматривались механизмы разрешения межгосударственных споров по поводу пользования водными ресурсами, сопровождавшихся в отдельных случаях применением насилия, а также меры контроля за реализацией сторонами принятых на себя обязательств»4.
Региональные международные соглашения, предусматривающие правовой режим речных бассейнов, в разные годы были приняты в отно-
1 Хельсинская Конвенция 1992 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер // Сайт ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ .
2 Сайт Юнеско http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001295/129556r.pdf Дата обращения 03.09.2018 г.
3 Сиваков Д.О. Правовое регулирование водопользования: Научно-практическое пособие / ИЗиСП. М., 2010. С. 73.
4 Международное экологическое право: учебник / отв. ред. Р.М. Валеев. Автор главы Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012. С. 377.
шении Рейна, Нигера, Ла-Плата, Меконга, Амазонки, Дуная и др.1 Однако в них вопросам борьбы с загрязнениями и охраны биоресурсов было уделено незначительное внимание.
Существуют определенные трудности осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Интересы разных государств в области международной защиты и сохранения окружающей среды достаточно сложно между собой согласовать. Это объясняется тем, что «экологическая политика сопровождается существенными экономическими издержками государств»2.
В настоящее время основополагающие значение имеет Хельсинская Конвенция 1992 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (вступила в силу 04.08.1996 г.) (далее - Соглашение)
Стороны соглашения взяли на себя обязательства принять целый ряд мер, направленных на предотвращение, ограничение и сокращение загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие и на обеспечение использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами и охраны окружающей среды.
Важность Соглашения в том, что оно закрепило следующие принципы охраны водных объектов:
«а) принцип принятия мер предосторожности, в соответствии с которым меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием - с другой;
b) принцип „загрязнитель платит", в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;
c) принцип осуществления управления водными ресурсами таким образом, чтобы потребности нынешнего поколения удовлетворялись без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»3.
Основные векторы развития международно-правовых норм в сфере охраны и использования трансграничных водотоков и международных озер
В дальнейшем государства - участники Хель-синской конвенции 1992 г. договорились принять следующие меры по охране трансграничных водных объектов, которые касаются:
• предотвращения, ограничения и сокращения загрязнение водных объектов путем применения, в частности, малоотходных и безотходных технологий;
1 Сиваков Д.О. Правовое регулирование водопользования: Научно-практическое пособие / ИЗиСП. М., 2010. С. 73.
2 Иванова Н.Ю. К вопросу о разрешении экологических споров // Российский ежегодник международного права. СПб, 2013. С. 293.
3 Ст. 5 Хельсинской Конвенции 1992 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
• выдачи разрешения сбрасывать сточные воды в трансграничные воды, проведения мониторинговых процедур сбросов и контроля;
• определения предельно допустимых норм по сбросу сточных вод, установленных разрешением, на основе наилучшей практики мировой технологии осуществления сбросов опасных веществ;
• введения усиленных требований, включая полное запрещение сбросов, если есть необходимость поддержания стандартного безопасного качества водоприемника или экосистемы;
• применения биологических методов очистки или схожих процессов относительно коммунально-бытовых сточных вод;
• осуществления необходимых мер применением высокоэффективных технологий для снижения уровня сброса биогенных веществ из производственных и бытовых источников;
• разработки и применения соответствующих мер и наилучшей экологической практики снижения уровня сброса биогенных и опасных веществ, когда основным источником является сельское хозяйство;
• поощрения эффективного управления водными ресурсами, включая применение экосистем-ных подходов;
• разработки планов действий в чрезвычайных ситуациях;
• осуществления дополнительных конкретных мер по предотвращению загрязнения подземных вод;
• сведение к минимуму опасности аварийного загрязнения1.
В рамках Хельсинской Конвенции 1996 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер государства-участники обязались информировать общественность о состоянии трансграничных вод, о мерах, принимаемых или планируемых с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также об их эффективности.
С этой целью государства - участники Соглашения обеспечивают предоставление общественности информации о целевых показателях качества воды, о выдаваемых разрешениях и условиях, подлежащих соблюдению, о результатах взятия проб воды и стоков, осуществляемого с целью мониторинга и оценки, а также о результатах проверки соблюдения целевых показателей качества воды или условий, содержащихся в разрешениях.
В Лондоне в 1999 г. был принят Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.2 В нем сделан акцент на охрану здоровья населения путем охраны водных объектов.
Цель Протокола «заключается в том, чтобы содействовать на всех соответствующих уровнях, т.е. в общегосударственном масштабе, а также в трансграничном и международном контексте, охране здоровья и благополучия человека, как на индивидуальной, так и на коллективной основе, в рамках устойчивого развития путем совершенствования управления водохозяйственной деятельностью, включая охрану водных экосистем, и предотвращения, ограничения и сокращения
1 Ст. 3 Конвенции.
2 Сайт ООН // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/water_protection.shtml Дата обращения 11.09.2018 г.
степени распространения заболеваний, связанных с водой»1.
Стороны обязались обеспечить адекватное снабжение питьевой водой хорошего качества населения, не содержащей каких-либо микроорганизмов, паразитов и веществ, которые из-за их количества или концентрации представляют собой потенциальную угрозу для здоровья человека. Для этого необходимо обеспечить охрану водных объектов, которые используются в качестве источников питьевой воды, очистка воды и создание, совершенствование и обслуживание коллективных систем;
С этой целью стороны обязались принять достаточные меры по охране здоровья человека от связанных с водой заболеваний, возникающих в результате использования воды для рекреацион-
ных целей использования воды для аквакульту-ры, при использовании воды для производства и сбора моллюсков и ракообразных, при использования сточных вод для ирригации или использования отходов обработки сточных вод в сельском хозяйстве или аквакультуре.
Помимо этих норм государства обязаны создать эффективные системы для отслеживания ситуаций, которые могут приводить к вспышкам или случаям возникновения заболеваний, связанных с водой, и для реагирования на такие вспышки и случаи и на их угрозу.
Принципы охраны водных объектов, содержащие в Протоколе, в значительной степени повторяют принципы Хельсинской Конвенции 1992 г. года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
Международно-правовые основы охраны трансграничных вод и международных озер в СНГ и ЕАЭС
В СНГ и ЕАЭС проблемам сотрудничества по охране трансграничных вод уделяется определенное внимание. Установление принципов правового регулирования охраны вод в международных документах региональных интеграционных объединений - СНГ и ЕАЭС служат основой для единообразного регулирования отношений по охране вод в национальном законодательстве государств - участников интеграционных объединений. В литературе отмечается, что на «формулирование действующей системы принципов охраны окружающей среды оказали принципы, закрепленные в международных нормативных правовых актах»2.
В Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среде»3 установлено, что международные договоры Россий-
ской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно (ч. 1 ст. 82). В ч. 2 ст. 82 данного Закона установлен приоритет международного закона в области охраны окружающей среды по сравнению с национальным законодательством. Данное положение в полной мере согласуется с положениями Конституции РФ.
Нормативные правовые акты, устанавливающие на уровне СНГ правовой режим охраны вод, можно классифицировать на устанавливающие правовой режим охраны различных природных объектов (общие) и регламентирующие охрану вод (специальные). Общие правовые акты регу-
1 Ст. 1 Протокола.
2 Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1.
3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
лируют не только охрану вод, но и охрану других природных объектов. К общим правовым актам относятся, Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 г.1
Тридцать первого мая 2013 г. в Минске было принято новое Соглашение СНГ «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств»2 в целях активизации взаимодействия по поводу охраны окружающей среды на уровне СНГ.
Страны ЕАЭС 11 сентября 1998 г. в Москве приняли Соглашение «Об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств-участников СНГ»3. Данное Соглашение является основным нормативным правовым актом на уровне СНГ, регулирующим охрану трансграничных водных объектов.
В преамбуле данного Соглашения прямо закрепляется, что оно учитывает положения Хельсинкских правил по использованию вод международных рек от 20.08.1966 г., Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17.03.1992 г. (г. Хельсинки).
В самом Соглашении не установлены принципы охраны трансграничных водных объектов, но содержащиеся в нем меры охраны водных объектов основаны на международных принципах. В частности, им закреплена необходимость создания единой системы мониторинга водных объектов, принятие мер по охране вод и контролю за их загрязнением. Соглашение определяет основные направления сотрудничества в области использования и охраны трансграничных водных объектов: (охрана биологических ресурсов, совместная разработка комплексных схем охраны водных объектов от загрязнения и истощения, сближение водного законодательства стран - участниц Соглашения и т. д.), а также обязанности сторон.
Данное соглашение носит рамочный характер и подразумевает развитие и конкретизацию договоренностей в дальнейшем в процессе его реализации. При принятии его были учтены результаты двустороннего сотрудничества государств СНГ в области рационального использования и охраны водных объектов.
Основными обязанностями государств СНГ, установленными Соглашением, являются следующие:
• определять общие принципы использования и деления водных ресурсов водных объектов;
• установить принципы сотрудничества, касающиеся регулярного обмена информацией и прогнозами о радиоэкологическом мониторинге, гидрохимии и гидрометеорологии водных объектов, определять объемы, программы и методы измерений, наблюдений и обработки их результатов, а также места и сроки проведения работ;
• принимать меры, направленные на предотвращение или устранение загрязнения или истощения поверхностных и подземных вод;
1 http://docs.cntd.ru/document/1903017 Дата обращения 18.09.2018 г.
2 Ратифицировано Распоряжением Правительства РФ от 01.03.2013 г. № 284-р «О подписании Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств» // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1052.
3 Бюллетень международных договоров. 2002. № 11, ноябрь. Соглашение вступило в силу, в том числе для Российской Федерации, 06.06.2002 г.
• осуществлять на водных объектах мероприятия по снижению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• исчислять ущерб, нанесенный водным объектам сопредельной стороны, связанный с их использованием, на единой методологической основе.
Международно-правовое регулирование рационального использования и охраны трансграничных водных объектов в рамках двусторонних и многосторонних соглашений
Значительную роль в регулировании рационального использования и охраны трансграничных водных объектов имеют двусторонние или многосторонние бассейновые соглашения. К настоящему моменту все государства СНГ в различной степени приняли меры по налаживанию трансграничного сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов, став участниками международных конвенций и соглашений в этой области и заключив между собой ряд новых двусторонних и многосторонних соглашений в области охраны трансграничных водам, предусматривающих, кроме того, создание совместных органов.
К ним относятся, в частности, следующие: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов от 24.05.2002 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 27.08.1992 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об условиях водообеспечения и о долевом финансировании компенсационных мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения комплекса «Байконур» и населенных пунктов, расположенных в зоне водозаборов от 11.10.1995 г. и др.
Отдельным направлением правового регулирования охраны и использования вод на уровне СНГ является принятие модельных правовых актов. Особую роль в разработке модельного экологического законодательства для государств -членов СНГ играет Межпарламентская ассамблея СНГ.
Главной целью принятия данных нормативных актов как рекомендательных документов является определение основных направлений политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также помощь государствам - участникам СНГ в формировании национального экологического законодательства на основе модельных нормативных правовых актов, подготовленных экспертами с учетом действующих международных договоров и прогрессивного опыта решения тех или иных экологических проблем.
В 2012 г. Межпарламентской ассамблеей СНГ была начата работа по подготовке проекта модельного законодательного акта «О рациональном использовании и охране трансграничных вод». По результатам проведенной конкурсной процедуры разработчиком законопроекта был избран Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН. 28 ноября 2013 г. представленный разработчиком законопроект был одобрен Комиссией по аграрной политике, природным ресурсам и экологии и вынесен на ближайшее заседание Межпарламентской ассамблеей СНГ для приня-
тия в окончательном виде1. При подготовке данного модельного закона СНГ разработчик основывался на международных правовых актах, а также соглашениях, заключенных государствами СНГ, как многосторонних, так и двусторонних.
К важнейшим принципам, установленным в модельном законе, относятся следующие:
• «учет значения водных объектов как основы жизни и деятельности человека, исходя из условия, что вода в водном объекте является не коммерческим продуктом, а скорее, наследием, требующим охраны, защиты и бережного обращения;
• приоритет охраны водного объекта как важнейшего компонента окружающей среды при предоставлении права пользования водными объектами в тех или иных целях;
• приоритет использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями использования водного объекта;
• приоритет сохранения особо охраняемых водных объектов, охраняемых зон и террито-рий»2 и др.
Фактически данные принципы частично совпадают с принципами водного законодательства, предусмотренными в ст. 1 Водного кодекса РФ3. Следует отметить, что их содержание в полной мере соответствует международным правовым принципам охраны трансграничных водных объектов.
Принципу интегрированного управления водными ресурсами принадлежит большое значение. В соответствии с ним «управление в данной области представляет собой процесс, способствующий скоординированному развитию и управлению водными, земельными и другими, связанными с ними ресурсами с целью достижения максимального социально-экономического благополучия на справедливой основе без причинения ущерба устойчивости жизненно-важных экосистем»4.
Экологические проблемы Каспийского региона отличаются многообразием. «Среди экологических проблем можно выделить, во-первых, качественное и количественное истощение водных биоресурсов, используемых в хозяйственном обороте, и, во-вторых, загрязнение морской среды и деградацию водных экосистем»5.
К иным актам международного сотрудничества на уровне СНГ в области охраны трансграничных водных объектов относится Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, которая была подписана президентами прикаспийских государств 12.08.2018 г. в Актау президентами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана. «Это событие стало центральным на V Каспийском саммите. Документ стал результатом
1 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 40-9 «О модельном законе «О рациональном использовании и охране трансграничных вод (водных объектов)» http://www. lawbelarus.com/009431
2 Ст. 4 Модельного закона «О рациональном использовании и охране трансграничных вод (водных объектов)».
3 Ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
4 Кодопова А.В. Правовое регулирование рационального использования и охраны трансграничных вод в СНГ: международный и внутригосударственный аспекты // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4 (71). http://www.eurasialegal. info/index.php?catid=202%3A2013-02-19-08-53-56&id=3633%3A2014-05-23-12-01-31&Itemid=1&option=com_ content&view=article
5 Столовый Д.Э. Международное сотрудничество в области сохранения водных биоресурсов Каспийского моря // Вестник АГТУ. Сер: Рыбное хозяйство. 2011. № 2.
более чем двадцатилетней работы и своеобразным итогом четырех предыдущих встреч „каспийской пятерки" на высшем уровне»1.
Ее стороны обязались защищать и сохранять экологическую систему Каспийского моря и все ее компоненты, а также принимать необходимые меры и сотрудничать в целях сохранения биологического разнообразия, защиты, восстановления, устойчивого и рационального использования биологических ресурсов Каспийского моря, предотвращения, снижения и обеспечения контроля за загрязнением Каспийского моря из любого источника. Конвенцией запрещена деятельность, которая наносит ущерб биологическому разнообразию Каспийского моря и установлена ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе Каспийского моря.
Итак, можно сделать следующие выводы. Как пишет Брайдже Морси, «нормы международного права обеспечивают минимальные благоприятные условия для жизни тем людям, которым требуется защита»2. Правовое регулирование
охраны и рациональное использование трансграничных водных объектов осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном. Большое значение при международном регулировании охраны и использования трансграничных вод принадлежит принципам международно-правовой охраны водных объектов. Международные правовые принципы охраны трансграничных водных объектов, закрепленные в Хельсинской Конвенции 1992 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер реализуются и содержатся в законодательстве ЕАЭС, в том числе в модельном законе СНГ «О рациональном использовании и охране трансграничных вод (водных объектов)». Правовые нормы, регулирующие охрану вод на уровне ЕАЭС, должны влиять на формирование внутригосударственного национального законодательства государств, т.е. являться основополагающими началами, а также эффективно осуществлять правовое регулирование данных общественных отношений.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Протокол по проблемам воды и здоровья к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. // Сайт ООН http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/water_protection.shtml Дата обращения 11.09.2018 г.
2. Хельсинская Конвенция 1992 г. по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер // Сайт ООН http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/watercourses_lakes
3. Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 г. // http://docs.cntd.ru/ document/1903017
4. Соглашение СНГ от 31.05.2013 г. «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников Содружества Независимых Государств» // СЗ РФ. 2013. № 10. Ст. 1052.
5. Соглашение «Об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств-участников СНГ» принятое в г. Москва, от 11.09.1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 11, ноябрь.
6. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 40-9 «О модельном законе „О рацио-
1 Подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря https://rg.ru/2018/08/12/podpisana-konvenciia-o-pravovom-statuse-kaspijskogo-moria.html Дата обращения 17.09.2018 г.
2 Брайдже Морси. Вода как объект международно-правовой охраны в случае вооруженного конфликта. https:// cyberleninka.ru/article/n/voda-kak-obekt-mezhdunarodno
нальном использовании и охране трансграничных вод (водных объектов)"» http://www.lawbelarus. ^1X1/009431
7. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-Ф «Об охране окружающей среде» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
8. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
9. Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1.
10. Брайдже Морси. Вода как объект международно-правовой охраны в случае вооруженного конфликта. https://cyberleninka.ru/article/n/voda-kak-obekt-mezhdunarodno-pravovoy-ohrany-v-sluchae-vooruzhennogo-konflikta
11. Кодопова А.В. Правовое регулирование рационального использования и охраны трансграничных вод в СНГ: международный и внутригосударственный аспекты // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4 (71).
12. Международное экологическое право: учебник / отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012.
13. Сиваков Д.О. Правовое регулирование водопользования: Научно-практическое пособие / ИЗиСП. М., 2010.
14. СтоловыйД.Э. Международное сотрудничество в области сохранения водных биоресурсов Каспийского моря // Вестник АГТУ. Сер: Рыбное хозяйство. 2011. № 2.
15. Иванова Н.Ю. К вопросу о разрешении экологических споров // Российский ежегодник международного права. СПб, 2013.