Научная статья на тему 'Принципы развития прибрежных территорий с организацией общественных пространств в крупных городах России (на примере Санкт-Петербурга)'

Принципы развития прибрежных территорий с организацией общественных пространств в крупных городах России (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
424
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прибрежные зоны / общественные пространства / эволюция прибрежных зон / развитие набережных / строительство на воде / coastal zones / public spaces / evolution of coastal zones / patterns of development of embankments / construction on water

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Клименко Инна Владимировна

В публикации рассматривается потенциал развития прибрежных территорий крупных городов, устройство набережных с организацией общественных пространств. Анализируются мировые тенденции в этой области. Возможность использования акватории раскрывается на примере проекта намывного острова в Санкт-Петербурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Клименко Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of development of coastal territories with the organization of public spaces in large cities of Russia (on the example of St. Petersburg)

The article is devoted to the possible ways for the development of coastal areas. In particular are considered the coastal territories of large cities. The global trends in this area are analysed. The possibility of using the water area is revealed by the example of the alluvial island project in St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Принципы развития прибрежных территорий с организацией общественных пространств в крупных городах России (на примере Санкт-Петербурга)»

И. В. Клименко 10.24412/cl-35672-2022-1-0025

I. V. Klimenko

Принципы развития прибрежных территорий с организацией общественных пространств в крупных городах России (на примере Санкт-Петербурга) Principles of development of coastal territories with the organization of public spaces in large cities of Russia (on the example of St. Petersburg)

Ключевые слова: прибрежные зоны; общественные пространства; эволюция прибрежных зон; развитие набережных; строительство на воде.

Keywords: coastal zones; public spaces; evolution of coastal zones; patterns of development of embankments; construction on water.

Аннотация: В публикации рассматривается потенциал развития прибрежных территорийкрупных городов, устройство набережных с организацией общественных пространств. Анализируются мировые тенденции в этой области. Возможность использования акватории раскрывается на примере проекта намывного острова в Санкт-Петербурге.

Abstract: The article is devoted to the possible ways for the development of coastal areas.In particular are considered the coastal territories of large cities. The global trends in this area are analysed. The possibility of using the water area is revealed by the example of the alluvial island project in St. Petersburg.

Вследствие стремительной урбанизации в России возрастает значимость прибрежных территорий с организованными общественными пространствами. Они создают условия для отдыха и оздоровления городских жителей, а также способствуют развитию туризма.

В настоящее время многие из этих территорий не используются, представляя собой большой потенциал для дальнейшего развития и решения проблем дефицита общественных пространств в крупных городах 2.

Историческая эволюция прибрежных территорий крупных городов

Необходимо отметить, что большинство крупных городов располагается на береговой линии [4]. Данный факт имеет историческое обоснование, поскольку первые поселения возникали возле воды из-за необходимости постоянного водоснабжения обрабатываемой земли. В Средние века природные водоемы выполняли транспортную и фортификационную функцию, обеспечивая экономическое благосостояние и безопасность города [1]. После промышленной революции водные акватории продолжали выполнять важную транспортную функцию. В это время прибрежные территории застраивались портами, складскими помещениями, а также фабриками, где производственный процесс требовал большого расхода воды. В XXI веке береговая линия преимущественно выполняет рекреационную функцию, а не транспортную, что связано с развитием воздушных, железнодорожных и автомобильных путей передвижения. Сейчас на прибрежных территориях, как правило, организуются общегородские пространства с застройкой общественными зданиями - стадионами, музеями, театрами и т. д. Современные набережные выполняют также репрезентативную функцию и являются туристической достопримечательностью города [3].

1 Согласно переписи населения в 2010 году, средний показатель урбанизации в Россиисоставил 73%.

2 Крупными считаются города с численностью населения от 500 тысяч жителей.

Глобальные тенденции развития набережных

Исследуя общемировой опыт формирования современных общественных пространств на прибрежных территориях, можно выделить следующие закономерности и принципы их организации:

- Транспортная доступность. Одно из главных условий создания любого общественного места, поскольку от этого во многом зависит посещаемость.

- Безопасность. Необходимо предусмотреть меры по обеспечению безопасности для пребывающих в общественном месте. Данный критерий является одним из обязательных требований к общественному пространству и регламентируется на законодательном уровне.

- Круглогодичность. Организация функционирования общественного пространства вне зависимости от сезона и температурных показателей.

- Многофункциональность. Данный критерий является наиболее характерной тенденцией в современной архитектуре. Заключается в насыщении общественного пространства различными функциями, которые создают рекреационные условия для различных групп населения, отличающихся по возрасту, экономическому благосостоянию, религии, интересам и т. д.

- Экологический каркас. Защита от отрицательного воздействия различных факторов на биоразнообразие зеленых насаждений, а также увеличение показателя озеленения территории.

- Устойчивое развитие. Создание общественных мест, которые бы отвечали определению устойчивости («удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [8]).

- Экологичность. Применение альтернативных источников энергии, например, солнечных батарей, очистка сточных вод и т. д. (Одним из примеров такого подхода является Барселонский форум, расположенный на набережной Барселоны, Испания [6]).

- Инклюзивность. Оборудование общественных пространств для доступа всех групп населения, в том числе маломобильных.

- Аутентичность. В процессе проектирования и строительства сохранение исторических и природных артефактов, которые характеризуют и определяют собой уникальность места.

- Эстетичность. Несмотря на то, что без учета данного критерия общественное пространство может существовать, эстетически привлекательная среда обеспечивает большую популярность у посетителей [2].

- Влияние пандемии на формирование зон, характеризующихся большим скоплением людей. Для предотвращения новых вспышек пандемии возможно применение превентивных мер в архитектурной организации пространства, препятствующих заражению. Можно прогнозировать приоритетность гигиенического показателя среды над экономическим фактором [7].

- Ревитализация. В результате интенсивной технологической и экономической модернизации в XX веке, оказались заброшенными многие промышленные районы, оставив после себя большие участки неиспользуемой земли [9]. Решением этой проблемы является преобразование торговой портовой инфраструктуры XIX века в городские набережные. В мировой практике существует много примеров ревитализации бывших портовых территорий, например: Лондон Доклендс (Ве-

ликобритания), Мельбурн Доклендс (Австралия), Ха-фен-Сити (Германия), парк Бруклин-Бридж (США) и другие [6].

- Соучаствующие проектирование. Участие городских жителей, будущих пользователей набережных, в проектном процессе под руководством профессиональных архитекторов, позволяет найти лучшие решения [10].

Потенциал развития прибрежных территорий в условиях крупного города (на примере Санкт-Петербурга)

В настоящее время наблюдается острая нехватка благоустроенных общественных зон в мегаполисах и крупных городах, что является результатом непрекращающегося потока миграции населения. Здесь стоит отметить, что именно прибрежные акватории обладают необходимыми рекреационным и территориальными ресурсами для решения проблемы дефицита свободного пространства.

В частности, подобным решением может стать организация общественных зон на воде с использованием инновационных строительных технологий. Одним из эффективных способов увеличения площади прибрежных зон являются намывные территории.

Как доказывает общемировой опыт, создание новых рекреационных зон возможно на намывных территориях (рис. 1). Данный метод увеличения площади является решением проблемы плотной застройки городов.

Рис. 1. Мировой опыт намывных территорий

Существует множество известных примеров освоения акватории с помощью намыва земли, где в последующем была создана застройка различной типологии (Пальма Джумейра в ОАЭ, Борнео-Споренбург в Нидерландах, Хафен-Сити в Германии и т. д.)

Если рассматривать крупные города России, где существуют экономические предпосылки к намыву новых территорий, то здесь можно выделить Санкт-Петербург. Реализация данного метода увеличения площади возможна здесь благодаря небольшой глубине Финского залива в прибрежной зоне, не превышающей отметку в несколько метров.

В настоящее время в Санкт-Петербурге на Васильевском острове намываются новые территории под застройку жильем эконом класса. Продажа массового жилья в историческом центре города стала возможной благодаря тому, что итоговая стоимость строительства, включая работы по намыву, значительно дешевле по сравнению с возведением жилья в сложившейся городской среде. Отрицательным фактором является то, что, как правило, подобная застройка прибрежных зон не включает в себя общественные здания и городские набережные.

Одним из предложений развития прибрежных зон Санкт-Петербурга как общественных пространств является концепция культурно-рекреационного комплекса в Курортном районе (рис. 2).

Авторская концепция предполагает, что «разработанный культурно-рекреационный комплекс на намывной земле создаст уникальную архитектурную среду, которая, согласно завету Петра I, продолжит развивать город Санкт-Петербург по образу Нового Амстердама на современном временном этапе.

На территории данного полуострова проектом предусматривается расположение зданий различной типологии и функциональной направленности. К примеру, плавучая сцена, которая позволит проводить театральные и музыкальные фестивали на фоне акватории Фин-

Рис. 2. Культурно-рекреационный комплекс в (арх. И. В. Климен

ского залива. Также запроектированы обширные выставочные пространства для организации биеннале, различных выставок и т. д. Весь рекреационный комплекс круглогодичного функционирования, поэтому совмещает в себе как открытые, так и закрытые площадки и сооружения, предполагающие проведение культурных мероприятий в течение года. Помимо этого, существуют несколько общественных зданий круглогодичного использования (гостиницы, плавучий ресторан, общественный центр, смотровая башня и др.)» [5].

Помимо вышеперечисленного, разработаны жилая и рекреационная зоны туристического комплекса, а также общественные пространства для жителей расположенного рядом поселка.

***

Рассмотренная тема развития прибрежных зон и акваторий является особенно актуальной в контексте современной стремительной урбанизации. Зарубежные и отечественные исследователи в данной области сформулировали множество принципов создания городских набережных. Однако стоит отметить, что при этом недостаточно внимания уделяется проблеме дефицита территорий для организации общественных пространств.

Согласно вышесказанному, акватории прибрежных зон предоставляют возможность создания необходимых городских пространств, прежде всего, общественных и рекреационных. Таким образом, проблему дефицита свободных территорий в крупных городах можно решить благодаря намыву земли или использованию плавучих сооружений.

Список цитируемой литературы:

1. Брусененко, А. Ю. Особенности функционально-пространственного взаимодействия реки и прибрежных ландшафтов, и современного города / А. Ю. Брусененко // Вестник науки. -2020. - Т. 4. - № 5(26). - С. 165-173.

2. Гавриловец, Е. В. Формирование принципов по организации общественных пространств на прибрежных территориях го-

айоне поселка Лисий Нос, Санкт-Петербург >, М. Н. Полещук)

рода Великий Новгород / Е. В. Гавриловец // Аллея науки. -2018. - Т. 8. - № 5(21). - С. 434-436.

3. Гельфонд, А. Л. Город у реки. Идентичное и глобальное / А. Л. Гельфонд // Приволжский научный журнал. - 2017. -№ 4(44). - С. 137-141.

4. Енин, А. Е. Развитие общественных пространств прибрежных территорий на примере крупных городов России / А. Е. Енин, А. С. Касьянова // Архитектурные исследования. - 2020. -№ 4(24). - С. 86-95.

5. Клименко, И. В. Методы архитектурного формирования новых культурно-туристических комплексов в прибрежных зонах Санкт-Петербурга / И. В. Клименко // Наука, образование и экспериментальное проектирование. - 2021. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-arhitekturnogo-formiro-vaniya-novyh-kulturno-turisticheskih-kompleksov-v-pribrezhnyh-zonah-sankt-peterburga (дата обращения: 14.04.2022).

6. Bradbury, M. The contemporary waterfront, from city to park / Matthew Bradbury // Urban transformation: controversies, contrasts and challenges. - 2010. - No 1-9. - URL: http://www. iphs2010.com/ abs/188.pdf (date of access: 22.03.2022).

7. Honey-Roses, J. The impact of COVID-19 on public space: an early review of the emerging questions - design, perceptions and inequities / Jordi Honey-Roses, Maged Senbel, Michael K. McCall // Cities & Health. - 2020. - Vol. 4(4). - Pp. 1-17. - URL: https://doi. org/10.1080/23748834.2020.178007 4 (date of access: 01.03.2022).

8. Lacilla, E. Waterfront Public Realm Design: Towards a Sustainable Identity Urban Projects in Vancouver and Portland / Elena Lacilla, Jose Maria Ordeig // Journal of Sustainable Development. - 2016. -Vol. 9, №. 2. - Pp. 169-180. - URL: http://doi.org/10.5539/jsd. v9n2p169 (date of access: 30.11.2021).

9. Revitalizing urban waterfronts: identifying indicators for human well-being / Leann Andrews, Ken P. Yocom, Nicole Faghin [et al] // AIMS Environmental Science. - 2016. - No 3(3). - Pp. 456473. - URL: https://doi.org/10.3934/environsci.2016.3.456 (date of access: 25.01.2022).

10. Sanoff, H. Community participation in riverfront development / Henry Sanoff // International Journal of CoCreation in Design and the Arts. - 2003. - Pp. 61-78. - URL: https://doi. org/10.1080/1571088 0512331326022 (date of access: 14.12.2021).

А. И. Шибаева, М. И. Зыкова, А. Л. Нечаев 10.24412/cl-35672-2022-1-0026

A. I. Shibaeva, M. I. Zykova, A. L. Nechaev

Проблема загрязнения околоземного космического пространства техногенными обломками и способы его искусственной очистки. Перспективы создания орбитальных промышленных станций по сбору и переработке мусора Danger of near-Earth space's pollution. Methods of artificial cleaning and recyclin of space debris. Perspectives in the creation of future orbital space debris cleaning and recycling stations

Ключевые слова: мусор, космос, переработка, космическая станция, промышленная архитектура. Keywords: debris, space, recycling, space station, industrial architecture.

Аннотация: В статье рассматривается опасность загрязнения околоземного пространства космоса объектами искусственного происхождения, ее причины и возможные способы искусственной очистки и переработки космического мусора, в том числе с использованием методов переработки астероидов и повторного использования ресурсов. Также поднимаются вопросы применения промышленной архитектуры в многофункциональных орбитальных станциях, вопросы стабилизации станции в космосе, создания искусственной гравитации, формирующей необходимую среду для работы технологических цепочек, энергообеспечения станции и вопросы возможной переработки астероидов.

Abstract: In this article discussed the danger of near-Earth space's pollution by objects of artificial origin, causes and possible ways of artificial cleaning and processing of space debris, including the methods for the recycling of asteroids, and got the reusing resources. Also was raised the application of industrial architecture in multifunctional orbital stations, issues of spacecraft stabilization in space, artificial gravity to create the necessary environment for the operation of technological chains and issues of station power supply.

Опасность техногенного загрязнения космоса

С незапамятных времен Вселенная волнует разум человека. Тысячи лет назад в наших силах было лишь наблюдать за небесными телами и ориентироваться по звездам. Однако в середине XX века человечество шагнуло в новую эру, где напрямую смогло прикоснуться к неведомому. Начиная с пятидесятых годов прошлого века мы, в силу возможностей современных технологий, активно осваиваем ближний космос и, нужно сказать, добились значительных успехов. Сегодня осуществляются исследования Луны, Марса, Венеры и других тел, создана первая МКС, делаются высококачественные снимки дальнего космоса,

произведено более 4900 запусков аппаратов разного значения, около 6600 спутников вышли на орбиту Земли. Из них 3600 остаются там до сих пор и только 1000 функционирует нормально. И, казалось бы, уже сегодня можно утверждать, что межзвездные полеты и колонизация планет не просто мечта, но возможное и реальное будущее. Тем не менее все еще существует достаточно проблем и ограничений, помимо не созданных еще технологий, которые могут стать достаточно серьезным препятствием в дальнейшем освоении звездного пространства.

Так, в начале космической эпохи, проблема опасности загрязнения околоземного пространства обсужда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.