3. Зимняя А.И. Педагогическая психология./ 2-е изд. М.: Логос,
2005.
4. Нестерова О.В. Педагогическая психология в схемам, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов./ 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2008. 112с. (Высшее образование).
5. Тихомиров О.К. Психология: учебник. / под р д. О.В. Гордеевой. М.: Высшее образование, 2006. 538 с.
O.S. Zamazi
Psychological-pedagogical problems spatial perception.
This article dwells upon the psychological and pedagogical problems of development spatial perception of students.
The problem of creating conditions for the formation of spatial Thinking of the students in the course of descriptive geometry is known to be difficulties of teaching methods.
It is necessary to develop and apply such diagnostic tools that would enable to identify and assess the mental properties and qualities which are important _for successful assimilation o f the various systems of knowledge, mastery in a number of professions and general for personal development.
Key-words: psychological and pedagogical problems, attention, pedagogical psychology, pedagogy, psychology.
Получено 20.03.2010
УДК 378.147
В. И. Иванова, д-р пед. наук, доц., зав. кафедрой,
8-4872-35-37-79 (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ
Необходимость оптимизации построения учебного процесса в многопрофильном вузе обусловливает целесообразность разработки университетского классификатора общекультурных компетенций как результативных характеристик подготовки специалистов.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, классификатор,
содержательная трансформация, каталогизация
Разнообразие направлений подготовки выпускников в многопрофильном вузе инициирует разработку подходов к оптимизации построения учебного процесса. В основе организации подготовки по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) нового поколения лежит реализация компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции станут результативными характеристиками общекультурного развития и профессиональной квалификации выпускаемого специалиста.
Профессиональная составляющая, отражающая непосредственно суть и содержание будущей профессиональной деятельности выпускника,
очевидно, является специфичной для каждого направления подготовки или специальности. А вот термин «общекультурные компетенции» (ОК-компетенции) предполагает характеристику общего уровня культуры, образованности, эрудиции, интеллектуального развития человека. Значит, логично предположить, что эти результативные характеристики образовательного процесса должны быть примерно одинаковыми для каждого выпускника высшей школы.
Рассмотрим, каким образом можно провести процесс унификации общекультурных компетенций для разных направлений подготовки и специальностей в многопрофильном вузе без нарушения содержания Федерального государственного образовательного стандарта как законодательного документа.
Без претензий на критику, но в качестве объективного факта отметим, что тексты стандарто в в том числе и в плане изложения содержания компетенций, иногда содержат довольно длинные, «размытые», а порой и дублирующие друг друга формулировки. Поэтому в рамках оптимизации построения учебного процесса в многопрофильном вузе целесообразно:
а) провести унификацию содержательного наполнения компетенций посредством семантической, стилистической правки;
б) пр (вести редуциро ание их количества за счёт объединения длинных, дублирующих друг друга формулировок;
с) на основе предыдущих операций разработать университетский классификатор общекультурных компетенций;
д) составить таблицы соответствия компетенций из ФГОС университетскому классификатору.
Проиллюстрируем процесс содержательной трансформации компетенций с целью редуцирования их количества в таблице соответствия (табл. 1).
Семантический (смысловой) комментарий произведённой трансформации следующий. «Способность ориентироваться в ценностях» (правая колонка) - настолько ёмкое по нтие, что включает в себя «гуманистические ценности для сохранения и развития современной цивилизации» (ОК-8 по ФГОС). «Уважение к историческому наследию» (правая колонка) включает осмысление «места человека в историческом процессе» (ОК-5 по ФГОС) и понимание «движущих сил и закономерностей исторического процесса» (ОК-5 по ФГОС). «Толерантность к культурным и социальным различиям» (правая колонка) объединяет дублирующие друг друга формулировки «толерантно воспринимать социальные и культурные различия» (ОК-4 по ФГОС), «толерантность к другой культуре» (ОК-8 по ФГОС). Содер жние компетенции ОК-9, характеризующей готовность к социальному взаимодействию, дублируется в компетенции этого же направления ОК-13:
«способен к социальному взаимодействию...».
Таблица 1
Содержательная трансформация формулировок компетенций
Цитаты из ФГОС по направлению 030200 Политология Модифицированная формулировка
« ОК-4 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия» «ОК-5 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества» «ОК-8 осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе» «ОК-9 готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре. » \ Понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, бытия, жизни, культуры; уважение к историческому наследию (ОК-1) У X Способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей; толерантность к культурным и социальным различиям (ОК-2) У
Таким образом, проведённая выше содержательная трансформация в плане формулировки содержания компетенций по ООП 030200 Политология не нарушает содержания стандарта и допустима с целью оптимизации планирования учебного процесса в многопрофильном вузе.
Подобные таблицы соответствия можно составить для всех общекультурных компетенций в новых ФГОС.
Без нарушения содержания стандарта в ходе проведения унификации из разряда общекультурных компетенций, характеризующих общий уровень развития культуры и эрудиции выпускника, могут быть исключены компетенции, явно относящиеся к разряду профессиональных. Без сомнения, к таковым надо отнести следующие компетенции:
^ способность «иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития (выд. автором)» (ОК-2, направление 010400 Прикладная математика и информатика);
^ «способность. обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности (выд. автором,)» (ОК-7, направление 090900 Информационная безопасность);
^ «способность и готовность к применению. стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (выд. автором)» (ОК-5, направление 030300 Психология);
^ «понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (выд. автором)» (ОК-9, направление 031300 Журналистика).
Подобные пр ей ер ы можно продолжать. Из них явно следует, что данные компетенции по сути, содержанию не могут быть отнесены к разряду общекультурных, а зачастую они просто дублируются в разряде профессиональных.
Целый «пласт» компетенций, который без нарушения стандарта можно исключить из разряда общекультурных, относится скорее не к компетентностной, а к знаниевой или дисциплинарно-модульной составляющей основной образовательной программы (ООП). Имеются в виду фигурирующие в некоторых стандартах формулировки типа «способность использовать знания в области. наук». «способность использовать основные законы. дисциплин», что относится к традиционной области формирования так называемых ЗУНов. Последние отнюдь не отрицаются компетентностным подходом: процесс их
формирования гармонично сочетается с процессом формирования компетенций. Так, в рекомендациях Координационного Совета УМО в образцах рекомендуемых учебных планов фигурирует как дисциплинарномодульная, так и компетентностно-ориентированная составляющая. В требованиях к структуре основных образовательных программ, представленных во ФГОС, дисциплинарно-модульная и компетентностно-ориентированная составляющая чётко разграничены: характеристиками первой являются «учебные циклы, разделы, результаты их освоения», а характеристиками второй - «коды формируемых компетенций».
Анализ стандартов всех направлений и специальностей подготовки в ТулГУ на предмет содержания ОК-компетенций, несмотря на количественное и качественное разнообразие, позволил с учётом вышеназванных принципов каталогизировать их по основным блокам, каждый из которых характеризуется определённой направленностью: ценностно-ориентационной, нравственно-этической, социальной и т.д. По
итогам каталогизации составлен классификатор компетенций, который может являться внутренним университетским документом. Практически каждая ОК-компетенция из любого стандарта, реализуемого в ТулГУ, может быть отнесена к одному их этих блоков. В правом столбце табл. 2 даётся краткая содержательная расшифровка.
Таблица 2
Блоки ОК-компетенций и их содержательная расшифровка
Блоки компетенций (шифры по классификатору ТулГУ) Содержательная расшифровка, соответствующая формулировкам ФГОС
1 2
Компетенции общей эрудиции и кругозора (ОК-1) Владение целостной системой научных знаний об окружающем мире; понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, бытия, жизни, культуры; уважение к историческому наследию
Компетенции ценностной ориентации (ОК-2) Способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей; толерантность к культурным и социальным различиям
Нравственноэтические компетенции (ОК-3) Приверженность нормам традиционной морали и нравственности; готовность использования этических норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде
Гражданско-правовые компетенции (ОК-4) Знание гражданских прав и обязанностей, общая правовая грамотность; умение использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности
Системно -аналитические компетенции (ОК-5) Способность ориентироваться в современных системах источников информации; способность к анализу, синтезу, восприятию, систематизации информации; культура мышления
Компетенции социальной и профессиональной адаптивности (ОК-6) Способность к социальной и профессиональной адаптации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать основные закономерности и формы регуляции социального поведения
Окончание таблицы
1 2
Коммун икат ивно-организат орские компетенции (ОК-7) Готовность к сотрудничеству, умение работать в команде; культура делового общения; владение основами организационно-управленческой деятельности
Речевые компетенции (родной язык) (ОК-8) Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; грамотно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности; в л а д е н иеа выками веден идя скуссии и пол емики
Речевые компетенции (и н ос тра н н ый язык (ОК-9) Владение иностранным языком на уровне, обеспечивающем чтение и перевод текстов по профессиональной тематике, устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации
Компетенции здорового образа жизни (ОК-10) Способность к организации жизнедеятельности в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни; владение методами физического воспитания и укрепления здоровья
Информационнотехнологические компетенции (ОК-11) Владение компьютерной грамотностью на уровне пользователя, в т.ч. навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях
Научно- исслед оват ел ь ские компетенции (ОК-12) Владение базовыми методами исследовательской деятельности, методологическими основами научного познания и творческой деятельности
Компетенции само совершен с твован,ия самоорганиза ции (Ок-13) Ст р е мл е н иеп р о фе с с и о н а л ь н о му иличностному саморазвитию; способность к продуктивной организации самостоятельной работы, владение приёмами самооценивания, самоконтроля достоинств и недостатков и выбора пути их развития или устранения
В рабочей документации университета при проектировании ООП, разработке учебных планов, рабочих программ целесообразно использовать представленные выше каталогизированные по блокам
университетские коды компетенций. Но если речь идёт об обозначении компетенций как результативных характеристик образовательного процесса в выпускном документе (Приложении к диплому) возникает необходимость строгого соответствия формулировок государственным стандартам. В этом случае посредством тех же таблиц соответствий (см. табл. 1) может быть произведена обратная операция - декомпозиция обобщённых и укрупнённых формулировок на исходные составляющие, строго соответствующие кодам ОК в стандартах.
Подобный подход не нарушает законодательных требований и является оптимальным для планирования учебного процесса в вузе с большим количеством и разной направленностью образовательных программ.
V.I. Ivanova.
Optimization of approaches to form generally cultural competence while organizing the process of studying at multiprofile high educational establishment.
Necessity to optimize the studying process at multiprofile high educational establishment determines advisability of developing university classifier for generally cultural competence as efficient characteristics of specialists training.
Key words: generally cultural competence, classifier, content transformation, cataloging.
Получено 20.03.2010
УДК [377:378].091.31.016:34
О.А. Лукаш, аспирант, (903) 659-25-84, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Рассмотрены вопросы преподавания правовых дисциплин студентам неюридических специальностей и предложены пути решения выявленных в данной сфере проблем.
Ключевые слова: право, проблемы преподавания, правопонимание, правовая подготовка, профессиональная деятельность.
В условиях модернизации образования особая роль отводится вопросам повышения качества подготовки специалистов. При этом формирование в рамках учебно-воспитательного процесса
конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в
современном мире, невозможно без овладения ею необходимым комплексом правовых знаний, умений и навыков. Вместе с тем следует