ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ОРГАНИЗАЦИИ
С.Л. Жуковская, канд. экон. наук, доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10533
Аннотация. В статье рассмотрен один из проблемных методологических вопросов экономического анализа организации - разработка методики анализа, в том числе, выбора аналитических показателей. Определены основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке методики: релевантность (результаты анализа являются основой для принятия управленческих решений), существенность (с точки зрения понимания сути отображаемых экономических процессов), системность (рассмотрение организации, как системы, состоящей из элементов, взаимосвязанных между собой и внешней средой).
Ключевые слова: организация, экономический анализ, методика анализа, экономический показатель, принципы разработки методики анализа.
Как известно, проведение экономического анализа организации не регламентируется законодательством. Существуют тысячи экономических показателей для оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, десятки различных методик анализа. Поэтому перед аналитиком неизбежно встает задача выбора методики для диагностики конкретной организации. И от того, насколько правильно осуществлен выбор зависят результаты анализа и, соответственно, принимаемые на их основе управленческие решения.
Этот выбор основан на профессиональном суждении аналитика, поскольку литература, посвященная вопросам методологии экономического анализа, а также сами методики анализа не дают каких-либо четких рекомендаций (правил, критериев) по осуществлению выбора.
Безусловно, существуют «универсальные» методы анализа (например, анализ динамики показателей), некий «стандартный» набор показателей, приемлемый для любой организации (например, рентабельность продаж или коэффициент финансовой независимости). Но каждая организация уникальна, соответственно, для каждой организации должна быть своя, уникальная методика анализа, которая наиболее адекватно характеризует ее деятельность. Кроме того, методика не может
быть раз и навсегда заданной для организации. Она должна быть гибкой, то есть реагировать на изменения во внутренней и внешней среде организации. Она также должна меняться в зависимости от содержания управленческих решений, для которых проводится анализ, целей и задач анализа, требуемого уровня глубины и детализации результатов анализа. Поэтому задачей аналитика по сути является не просто выбор методики из множества предлагаемых отечественной и западной литературой вариантов, а разработка уникальной методики для анализируемого предприятия.
Рассмотрим основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке методик анализа, в том числе, основной составляющей методики - системе экономических показателей.
При разработке методики необходимо ориентироваться на функции, которые она должна выполнять. Методика должна отвечать принципам релевантности (полезности для менеджмента). Во-первых, она должна реализовать информационную функцию анализа. Проведенный анализ должен предоставлять данные о бизнес-процессах и результатах деятельности организации за определенный период и ее состояние на текущий момент времени. Но результаты анализа должны не просто ин-
формировать о тех или иных аспектах деятельности организации. Они должны быть востребованы и служить базой для принятия управленческих решений, то есть выполнять управленческую функцию.
Содержание экономического анализа во многом определяется тем, кто проводит анализ, с чьих позиций проводится оценка, кто формирует задания и будет являться основным пользователем аналитического отчета. Результаты деятельности организации интересуют самых разнообразных внутренних и внешних стейкхолдеров. Разные отношения с анализируемой организацией каждого из них обусловливают различие их интересов и, соответственно, целей и задач анализа. В таблице представлены основные партнерские группы и их цели, преследуемые в экономическом анализе.
Разработка методики анализа должна ориентироваться на принцип существен-
ности. Существенность для организации того или иного объекта анализа, аспекта деятельности, экономического показателя во многом определяется характерными особенностями исследуемой организации.
Во-первых, необходимо учесть отраслевую специфику исследуемой организации.
Например, у разных организаций важность представленных функций и подсистем различны. Одни и те же функции могут быть жизненно важны для деятельности одних организаций, иметь второстепенное значение - для других, а у третьих - полностью отсутствовать. Например, «производство» в организациях сферы услуг, даже выделяя его в целях анализа в отдельную функцию, чаще всего целесообразно отнести к второстепенным. А у непроизводственных организаций или общественных организаций эта функция вообще отсутствует.
Таблица 1. Цели анализа по группам стейкхолдеров
Стейкхолдеры Вклад стейкхолдера Требуемая компенсация Цели, преследуемые при экономическом анализе
Собственники Собственный капитал Дивиденды Финансовые результаты, распределение прибыли, доходность и рентабельность собственного капитала, дивидендный выход, ситуация на рынке ценных бумаг
Кредиторы Заёмный капитал Проценты Ликвидность активов и компании в целом, платежеспособность, возможность обслуживания долга, структура капитала, соотношение прибыли и выплат по заемным средствам, денежные потоки
Покупатели Обеспечивают платежеспособный спрос на продукцию Договорная цена Качество, цена, состояние запасов готовой продукции, надежность организации, финансовая дисциплина
Поставщики Поставка ресурсов Договорная цена Ликвидность и платежеспособность организации, надежность, финансовая дисциплина, дебиторская и кредиторская задолженности
Государство Услуги общества Оплата налогов сполна и в срок, создание рабочих мест Налогооблагаемая база, своевременность и полнота расчетов по налогам и сборам, стабильность поступления денежных средств, возможность создания новых рабочих мест, потенциал экономического роста региона, развития местных рынков
Инвесторы Капитал Прибыль Инвестиционная привлекательность организации, риски, эффективность использования собственного и заемного капитала, активов, финансовая устойчивость, платежеспособность
Наемный персонал Выполнение работ в соответствии с заключенными договорами Зарплата, премии, социальные условия Надежность организации, его положение на рынке, прибыль, оплата труда, социальные гарантии
Менеджеры (администрация) Знание дела, опыт, квалификация, предпринимательские способности, умение руководить Оплата труда, доля прибыли сверх оговоренной суммы, льготы, привилегии Финансовые результаты, рентабельность, деловая активность, эффективность управления ресурсами, финансовое состояние, т.е. все, что полезно для управления
Важнейшими для любой организации вой продукции. Для экономических субъ-является функция обеспечения ее различ- ектов, действующих в конкурентном ры-ными видами ресурсов и реализации гото- ночном среде, эти функции имеют перво-
степенное значение. Если же организация имеет гарантированный сбыт продукции (например, выполняет государственный заказ) или гарантированные поставки материалов функции сбыта и снабжения ресурсами становятся второстепенными.
Принцип существенности применительно к выбору аналитических показателей предполагает не количественную существенность показателя (например, по удельному весу), а качественный критерий признания показателя существенным, с точки зрения понимания сути отображаемых экономических объектов. Так, например, у предприятий перерабатывающей промышленности и строительства высок удельный вес основных средств, материальных запасов и дебиторской задолженности, для них характерны низкая ликвидность активов, сильная зависимость от поставщиков сырья, сложность оперативного и аналитического учета, поэтому для таких предприятий необходимо большое внимание уделять оценке их имущественного состояния, показателям ресурсоемкости продукции, анализу дебиторской и кредиторской задолженности.
Для транспортных предприятий характерна высокая ликвидность основных средств, незначительная доля материальных запасов, большими постоянными издержками, простота аналитического учета, сложность контроля за имуществом. Для данной отрасли необходимо контролировать имущественные показатели, показатели соотношения постоянных и переменных издержек.
В торговле высока доля денежных средств и товаров для перепродажи, в оптовой торговле - дебиторской задолженности. Для таких организаций характерен высокий уровень ликвидности активов и относительно короткий период оборота. В структуре источников финансирования преобладают краткосрочные кредиты и кредиторская задолженность. Здесь важны показатели оборачиваемости товаров, дебиторской и кредиторской задолженности, платежеспособности организации.
Организации сферы услуг характеризуются малыми запасами, большой дебиторской задолженностью, большой мобильно-
стью. Для данной отрасли необходимо отслеживать показатели дебиторской и кредиторской задолженности, показатели оборачиваемости.
Отраслевые особенности необходимо также учитывать при проведении анализа диверсифицированных организаций, работающих в разных отраслях, поэтому даже в рамках одной организации лучше рассчитывать показатели по каждой отрасли отдельно.
Во-вторых, при разработке методики необходимо учесть стадию жизненного цикла организации, поскольку на разных этапах будут превалировать разные финансовые и нефинансовые цели, использоваться специальные инструменты управления, адаптированные к особенностям данного этапа развития организации. Соответственно набор оценочных показателей также должен меняться в связи с переходом на следующую стадию цикла.
Так, на начальном этапе жизненного цикла - возникновении организации, важными показателями являются расходы (в первую очередь, накладные), оборачиваемость основных средств и запасов. На стадии развития - затраты на сбыт и НИОКР, объемы продаж и прибыль, чистые активы. На стадии зрелости - выбираются показатели структуры капитала, деловой активности и рентабельности. На этапе адаптации к изменяющимся условиям рынка значимыми становятся показатели, характеризующие затраты на маркетинг, обслуживание клиентов, модернизацию и реструктуризацию. На стадии банкротства предприятия - ликвидность активов, платежеспособность, стоимость конкурсной массы.
В-третьих, необходимо ориентироваться на цели организации. Эффективно управляемая организация имеет определенную систему стратегических целей. Оценить их достижение можно с помощью соответствующей совокупности показателей.
Если стратегией предусмотрено увеличение доли рынка, вытеснение конкурентов, то анализ проводится с тем, чтобы найти пути повышения эффективности деятельности компании. Кроме того, оце-
ниваются показатели по объемам продаж, маркетинговым бюджетам. Если собственники планируют продать свой бизнес или компания планирует размещение акций на бирже, то цель анализа — найти решения для увеличения стоимости бизнеса. Если целью является рост операционной доходности, то ключевыми становятся показатели себестоимости и прибыльности. В случае реализации инвестиционных программ необходимо отслеживать прибыль до выплаты налогов, процентов и амортизационных отчислений (EBITDA), структуру капитала. Если компания открывает филиалы, розничные точки, то контролю подлежат такие показатели, как доходность и прибыльность каждой структурной единицы, рентабельность продаж, дебиторская и кредиторская задолженности и
др.
Примером такого подхода к формированию совокупности показателей является система ключевых показателей эффективности (KPI - Key Performance Indicator), которые ориентированы на конкретную целевую установку и связаны с финансовым результатом [1].
Наряду с перечисленным, отметим также и другие характеристики организации, которые должны быть учтены при выборе показателей. Это и форма собственности, организационно-правовая форма, финансовая политика организации (в том числе структура источников финансирования), уровень прозрачности компании, законодательные требования и многое другое. Например, для публичных акционерных обществ важны рыночные показатели -прибыль на акцию, дивидендное покрытие, дивидендная доходность акций. Для организаций, широко использующих банковские кредиты, облигации весьма актуальны показатели финансовой устойчивости, определяющие зависимость организации от заемного капитала, и ликвидности.
При разработке методики необходимо руководствоваться также временным аспектом проведения анализа, т. е. сроками и объемами диагностики. Аналитические процедуры в организации должны производиться согласно определенному временному регламенту. Например, при оценке
деятельности раз в году (в рамках составления годовой отчетности) отслеживаются обобщающие показатели деятельности организации, например, рентабельность активов или собственного капитала. При проведении же оперативного (например, ежемесячного) анализа на основе данных показателей невозможно сделать выводы о текущем состоянии организации, поскольку они генерируются в течение длительного периода. Здесь необходимо «монито-рить» показатели рентабельности продаж или ликвидности, т. е. то, что сможет своевременно сигнализировать о негативных изменениях в деятельности организации.
Но несмотря на ориентацию на тот или иной аспект деятельности организации при разработке методики анализа необходимо руководствоваться системным подходом, который предполагает рассмотрение организации как сложной системы, состоящей из элементов, связанных между собой, а также с внешней средой. Каждый экономический объект или аспект деятельности необходимо анализировать во взаимосвязи с другими. Чем сложнее бизнес, чем больше составляющих его элементов, тем сложнее и многограннее должен быть его анализ. Выделив отдельные элементы системы, выбрав объекты анализа, необходимо выявить их взаимосвязи и определить показатели, характеризующие эти связи.
И поскольку экономические объекты и явления не изолированы, а связаны между собой, то и показатели, их характеризующие, должны представлять собой не простой набор, а систему. Принцип системного подхода к построению совокупности показателей предполагает наличие определенной целостности, единства элементов, находящихся во взаимосвязи. И только такая система показателей может быть адекватной информационной базой для принятия управленческих решений, поскольку позволит оценить влияние этого решения не на какой-то отдельный элемент, а в целом на всю организацию.
Таким образом, использование рассмотренных принципов позволит создать «качественную» методику экономического анализа, позволяющую адекватно отразить
процессы, происходящие в организации, и лиза принимать обоснованные управлен-результаты ее деятельности. А это, в свою ческие решения. очередь, даст возможность на основе ана-
Библиографический список 1. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.
PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF METHODOLOGY OF ECONOMIC ANALYSIS
OF THE ORGANIZATION
S.L. Zhukovskaya, candidate of economic sciences, associate professor Perm state national research university (Russia, Perm)
Abstract. The article deals with one of the problematic methodological issues of economic analysis of the organization - the development of methods of analysis, including the choice of analytical indicators. The basic principles that should be followed in the development of techniques: relevance (the results of the analysis are the basis for management decision-making), materiality (in terms of understanding the essence of the displayed economic processes), consistency (consideration of the organization as a system consisting of elements interconnected with each other and the external environment).
Keyword: organization, economic analysis, methods of analysis, economic indicator, principles of development of methods of analysis.