Е. В. ПОВЕРЕНОВ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ СТРАН ЕВРОСОЮЗА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: налоговая политика, налоговое законодательство, налоговые органы стран Евросоюза, территориальные налоговые органы России, организация налоговых органов
Key words: taxation policy, taxation legislation, taxation bodies of the European Union, territorial taxation bodies of Russia, taxation bodies organisation
Изучение налоговой работы стран Евросоюза, имеющих долгосрочный опыт налогообложения, позволяет сделать вывод и оценить положительные и отрицательные достижения их деятельности и избежать ошибок налоговых органов России в будущем. Налоговая политика большинства стран Евросоюза ориентирована на использование стимулирующих или сдерживающих методик. Территориальные налоговые органы Российской Федерации сформированы с учетом опыта деятельности стран Евросоюза, особенно Германии и Франции. При этом исключалось полное копирование налоговой работы территориальных налоговых органов этих стран.
Налоговая практика деятельности стран Евросоюза предполагает два вида внутренней организации территориальных налоговых органов: функциональный и по типам налогов. Организационным вопросам в налоговом законодательстве стран Евросоюза отводится значительное место, но приоритет отдается принципам удобства расчета и уплаты налогов для плательщика. Налоговый процесс идет в положительном режиме, так как налогоплательщик стран Евросоюза знает, что он защищен законодательно, имеет высокую социальную обеспеченность, и это реализует общую концепцию сотрудничества налоговых органов и налогоплательщиков1.
ПОВЕРЕНОВ Евгений Васильевич, аспирант кафедры налогов и налогообложения Мордовского государственного университета.
Территориальные налоговые органы стран Евросоюза должны соблюдать два правила: планировать и осуществлять свою деятельность в интересах государства, наполняемости бюджетов, и в то же время признается важное право налогоплательщика — невмешательство в его частную жизнь. Однако до 75 % налоговых деклараций остаются в судах, и это считается нормой.
Общая культура отношений распространяется и на налоговый процесс. Организация деятельности территориальных налоговых органов РФ существенно отличается от организации деятельности территориальных налоговых органов стран Евросоюза. В качестве примера можно привести начальный этап развития деятельности территориальных налоговых органов РФ. При их формировании с применением опыта стран Евросоюза был основан тип организации деятельности территориальных налоговых органов по функциональному принципу.
По функциональному принципу организации территориальных налоговых органов в странах Евросоюза различают нормативные функции, существующие на общенациональном уровне, т. е. законодательство утверждается на высшем уровне, и у субъектов нет права их изменить. Оперативные функции принадлежат территориальным налоговым органам. Исходя из структуры территориальных налоговых органов РФ того времени, необходимо было применить тип их организации по видам налогов. Все страны имеют разные потребности и находятся на разных уровнях экономического развития, но они объединены наполнением бюджетов разных уровней от налоговых поступлений, что требуется от территориальных налоговых органов.
Из опыта стран с федеративным устройством с точки зрения выбора приоритетов в налоговой работе территориальных налоговых органов можно выделить Германию. Для нее важной чертой является четкое разграничение компетенции между федерацией, землями и местными властями. Федерация и земли по отдельности несут расходы, возникающие при выполнении своих функций. В РФ необходимость этого принципа назрела давно, так как финансовое обеспечение территориальных налоговых органов субъектов РФ неравномерно. Существенная разница состоит в том, что надзор за деятельностью территориальных на-
162
Е. В. Поверенов
логовых органов осуществляет департамент Федерального налогового управления. Специалисты налогового ведомства высшего звена проводят анализ деятельности территориальных нижестоящих налоговых органов2.
Аналогично можно сравнить оптимизацию налоговой системы в России и Германии. Оптимизация налоговых платежей в России приняла не совсем рациональные формы. Налоговые консультанты применяют различные схемы не оптимизации, а ухода от налоговых платежей. Предприниматель, убежденный, что его налоговые платежи оптимизированы, не знает, что совершил налоговое преступление. Это одна группа оптимизации, другая — уже в сговоре, совершает уход от уплаты налогов.
Налоговый кодекс Германии содержит положение, направленное против злоупотребления законом. Налоговый закон нельзя обходить при помощи злоупотребления структурами, доступными в силу закона. Если происходит такое злоупотребление, налог будет причитаться к оплате, как в случае юридических мер, адекватных экономическим сделкам.
Законодательное намерение заключается в предотвращении уклонения от налогов. В этих целях уклонение от налогов определяется как налоговое планирование с использованием законных структур, но способом, который не входил в намерения законодателя. Определенная структура, созданная налогоплательщиком для сокращения налогов, может игнорироваться, если она не оправдана экономическими или другими достоверными налоговыми причинами. Верховный налоговый суд признает структуру, вводящую в заблуждение, когда она неуместна, осуществляется с целью сокращения налоговой ответственности и не поддерживается полным смысла трактованием закона с учетом целей и задач законодательства3.
Налоговое планирование с использованием необычных структур также может игнорироваться, поскольку в законодательные намерения входило, чтобы налогоплательщик подлежал налогообложению, от которых он пытается уклониться. Этот режим деятельности территориальных налоговых органов Германии по изобличению схем оптимизации необходим территориальным налоговым органам РФ, потому что миллионы рублей ежегодно уходят из бюджетов разных уровней по «черным» схемам оптимизации4.
Принципы работы налоговых органов стран Евросоюза
163
Анализ налогового законодательства Германии позволяет сделать вывод о двойных стандартах вследствие того, что налоговые органы не вправе запрашивать у банков сведения, касающиеся видов депозитных банковских счетов налогоплательщиков или размеров сумм, находящихся на их банковских счетах, если проводимое ими расследование не предполагает необходимости получения таких сведений.
Российские территориальные налоговые, участвуя в принятии налогового законодательства, смогли бы также внести практические коррективы.
Важное значение приобретает борьба территориальных налоговых органов с налоговыми правонарушениями. Вместе с тем в развитых странах Евросоюза важное значение в работе налоговых органов все большее распространение и поддержку получает точка зрения, согласно которой концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна, и поэтому необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера: реформирование учетной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт, достигается за счет обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счет общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчетности и в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.: Магистр,
2009. 576 с.
2 См.: Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.: Магистр, 2008. 365 с.
3 См.: Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение ...
4 См.: Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. М.: Изд-во Юрайт,
2010. 680 с.
Поступила 06.06.11.