Научная статья на тему 'Принципы психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей'

Принципы психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей»

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

© Воротилкина И.М.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитраная академия,

г. Биробижан

В статье представлена характеристика принципов психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей и молодёжи: сохранения и укрепления здоровья, межпредметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учёта субъектного опыта.

Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях в настоящее время выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в образовательных учреждениях.

С возрастом ребёнок все меньше нуждается в защите и в большей степени - в поддержке, в сопровождении. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом с воспитанником, создавая условия для его индивидуального развития.

Особое значение придается психолого-педагогическому сопровождению в физическом воспитании детей.

В числе основных концептуальных принципов психолого-педагогического сопровождения детей, в аспекте физического воспитания, на наш взгляд, выступают: принципы сохранения и укрепления здоровья, межпредметного взаимодействия, преемственности, активности и принцип учёта субъектного опыта. Данные принципы отражают требования к интегрированным формам работы, направлены на развитие самостоятельности в двигательной деятельности, позволяют конкретизировать общую её цель в предметно-целевых задачах физического воспитания детей.

Принцип сохранения и укрепления здоровья.

Условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях являются той средой, в которой вынуждены постоянно находиться дети. В этой связи особое значение приобретает профессиональная деятельность учителя, направленная на создание условий, которые бы не вредили их здоровью.

* Заведующая кафедрой Социальной педагогики и психологии, доктор педагогических наук

Создание условий, не вредящих здоровью в процессе обучения и воспитания предполагает:

- учёт психофизиологических и возрастных особенностей обучаемых;

- соблюдение санитарно-гигиенического режима;

- систематическое проведение гигиенических мероприятий: проветривание классов, влажная уборка;

- использование в учебном процессе оздоровительных мероприятий (физминутки, физпаузы, динамические перемены);

- организацию и проведение мероприятий по предупреждению травматизма, охране безопасности жизнедеятельности;

- расширение знаний о физической культуре; формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

- формирование понимания ЗОЖ как высшей человеческой ценности;

- воспитание доброго, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Принцип межпредметного взаимодействия.

Межпредметное взаимодействие - это закономерность, которую необходимо учитывать при определении содержания, форм, методов и приёмов обучения школьников как на уроке, так и во внеклассной работе.

Межпредметное взаимодействие - это связь между учебными предметами для формирования системы знаний [3], установление естественных, различных контактов между изучаемыми предметами и использование их для формирования глубоких знаний у учащихся [2].

Принцип межпредметного взаимодействия предполагает:

- использование разнообразных методов и организационных форм, таких как: изложение материала педагога с опорой на имеющиеся у обучающихся знания по другим предметам; их жизненный и практический опыт с раскрытием объективно существующих соотношений и зависимостей между отельными фактами и явлениями; постановка вопросов, требующих всесторонних обобщающих ответов; решение задач с практическим содержанием, требующих умения одновременно применять знания по нескольким предметам; выполнение такого же типа практических работ, которые условно можно назвать работами «межпредметного» характера;

- использование методических приёмов и средств: объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал; создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из учебных предметов,

стимулирующих мыслительную деятельность учащихся; систематическое применение межпредметных заданий и вопросов, побуждающих школьников к актуализации знания ранее изученного материала; проведение бесед с целью включения имеющихся у учащихся знаний в содержание новых знаний или привлечение ранее полученных знаний, в том числе теоретических, для анализа и обобщения изложенного на данном занятии нового материала;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и постоянная поддержка их интереса к выявлению и использованию этих связей;

- тщательный отбор информации из других учебных предметов, но так, чтобы дополнительные сведения не перегружали занятие и не заслоняли содержания учебного материала;

- ознакомление педагога с программами и учебниками по смежным предметам, конечно же, лишь в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания на занятиях;

- интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности (художественной, речевой и т.п.).

Принцип преемственности.

По мнению специалистов [1], преемственность - это связь между различными этапами и ступенями развития как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы.

Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения и переноса существенных элементов старого на новую, более высокую ступень с целью дальнейшего развития. Каждая новая ступень в развитии представляет собой синтез того положительного, что достигнуто на предшествующих ступенях развития. Преемственность даёт возможность установить связь между тем, что достигнуто ребёнком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно продвижение вперед [4].

Принцип преемственности предполагает:

- осмысление пройденного на более высоком уровне; перспективность обучения;

- изучение общих и особенных черт преемственности обучения по разным предметам на основе особенностей совместной работы учителей и учащихся по этим предметам и разработку педагогических условий, обеспечивающих определённый рост целостной личности ученика в процессе воспитания и обучения;

- связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию;

- постоянную опору учителя на достигнутый учеником в результате обучения уровень овладения общими учебными и двигательными умениями;

- знание и учёт педагогом специфики возрастных и индивидуальных особенностей учеников, психического и физического их развития;

- использование дифференцированных заданий для учащихся с разными уровнями овладения общеучебными и двигательными умениями;

- постепенное усложнение характера выполняемых упражнений по овладению умениями, взаимосвязь практической, двигательной и познавательной деятельности в процессе физического воспитания

Принцип активности.

Активность является своеобразной мерой самостоятельности.

Чем старше, чем самостоятельнее становится ребёнок, чем более он активен, тем более он нуждается в руководстве взрослого. Активность ребёнка - необходимый фактор его развития. Ведь только в действии совершается упражнение, а значит, и развитие тех органов, тех систем, работы которых эта деятельность требует, и тех свойств и способностей человека, которые в этой деятельности упражняются [5]. Активность личности является одной из главных причин психического развития ребёнка. Активное участие ребёнка в познавательной и практической деятельности приводит в движение его умственные и нравственные силы. Продвижение ребёнка в общем и специальном развитии обеспечивается при условии, что воспитательные и образовательные воздействия и влияния взрослых опираются на потребность и активность самого ребёнка [6, с. 23].

Принцип активности предполагает:

- понимание занимающимися цели и задач занятия;

- осмысленное освоение двигательных и познавательных задач;

- усвоение знаний, умений и навыков;

- понимание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях обыденной жизни;

- воспитание творческого отношения к занятиям.

Принцип учёта субъектного опыта

Субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.

Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания [7].

Принцип учёта субъектного опыта предполагает:

- осознанную и творческую активность и свободу в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- развитие индивидуальности;

- формирование и обогащение субъектного опыта;

- развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии;

- осмысление своих действий, их анализ, самоконтроль и самооценку;

- доминирование в процессе воспитания межсубъектного характера взаимодействия педагог - ребёнок.

Учет перечисленных выше принципов повышает эффективность психолого-педагогического сопровождения физического воспитания детей в образовательных учреждениях.

Список литературы:

1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры / Э.А. Баллер. -М.: Наука, 1969. - 294 с.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег.

- М.: Учпедгиз, 1956. - 179 с.

3. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. / Я. А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 257 с.

4. Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис. ... д-ра пед. наук / В.Я. Лыкова. -Одесса, 1992. - 343 с.

5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.

6. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко; под ред. А.М. Леушиной. - Мн.: Вышэйшая школа, 1975.

- 208 с.

7. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.