ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ Никитина И.В.
Никитина Ирина Владимировна - студент, направление подготовки: менеджмент, Калужский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Калуга
Аннотация: рассмотрены основные понятия мотивации. Проведен анализ мотивирующих факторов на примере Калужского отделения ПАО «Сбербанк России», выявлены основные методы стимулирования сотрудников. Ключевые слова: мотивация, стимулирование, вознаграждение, сотрудники, организация,
производительность.
Мотивация - комплекс условий, побуждающих действия определённого лица. Мотивирование в управлении -систематический аспект к управлению персоналом, ориентированный на формирование мотивов, предметом которых считается результативное осуществление работником собственных обязательств. Мотивация представляет собой комплекс побудительных причин, нацеленных на увеличение трудоспособности и инициативности работников в исполнении собственных обязанностей.
Мотивация проводится с целью объединения интересов организации и персонала. Таким образом, организации нужен высококлассный персонал, а сотрудникам - приемлемая заработная плата.
Задачи, которые ставят руководители в отношении мотивации сотрудников:
- Привлечь ценных кадров и вызвать у них интерес.
- Уменьшить количество увольняющихся сотрудников (ликвидировать «текучку сотрудников»).
- Вознаграждать наилучших работников.
- Реализовывать надзор за оплатой труда и иными материальными вознаграждениями.
- Применение наказания или взыскания в отношении сотрудников.
Экономические методы представляют собой поощрения в виде материального вознаграждения (заработная плата, премии, льготы и др.) за выполнение целей и задач и улучшение показателей предприятия.
Социально-психологические методы позволяют повысить активность сотрудников, воздействуя на их психологическое состояние. Этот метод включает в себя различные анкетирования, тестирования, опрос работников компании и др.
Оба метода являются важными в мотивировании сотрудников. Конечно, наиболее значимым считается экономический метод, так как люди устраиваются на работу, чтобы получать приемлемую заработную плату. Но, не стоит забывать, что социально-психологические методы также значимы для сотрудников, ведь они влияют на работу сотрудников и возможность их развития.
На примере Калужского отделения ПАО «Сбербанк России» рассмотрим методы мотивации сотрудников и проведём анализ.
На данный период времени в Калужском отделении Сбербанк работает 450 сотрудников. Женщины в возрасте от 30 до 50 лет составляют 73% от общей численности сотрудников; сотрудники до 30 лет составляют 18,9%, оставшийся процент - это сотрудники, возраст которых составляет больше 50 лет.
Текучесть кадров составляет 13%, что является высоким показателем. При наилучшем раскладе этот показатель должен составлять около 4-5%.
В данной организации достаточно развита система мотивации сотрудников, так как руководство уделяет большое внимание именно мотивированию сотрудников, и ежегодно нанимают специалистов, которые проводят анализ мотивации сотрудников и определяют её уровень.
В Сбербанке присутствует как материальная, так и нематериальная мотивация.
К материальным видам мотивации относится заработная плата, которая ежегодно повышается. Например, в 2017 году в Калужском отделении зарплату сотрудникам повысили на 7%, в 2016 году зарплата сотрудников была увеличена всего на 3% [3]. Также есть такие виды премий, как ежемесячная, квартальная, годовая и премии за спортивные достижения.
Для каждого сотрудника выработан определённый план, при выполнении которого, он получает ежемесячную премию. Если этот план перевыполнен, то премия увеличивается, если же план не выполнен в должной мере, то персонал лишается её.
Квартальная премия зависит от объёма выполнения поставленных задач, качества их выполнения и сроков. Размер данной премии зависит от оклада ежемесячной премии, причём максимальный размер премии не установлен.
Годовая премия зависит от прибыли организации за весь год и от коллективной работы и распределяется между всеми сотрудниками. Поэтому сотрудники Сбербанка мотивированы на выполнение своей работы.
Спортивная премия предназначена для сотрудников, которые показывают высокие результаты в спорте и занимают призовые места. Она выплачивается по окончанию спортивных состязаний.
Также, в Сбербанке предусмотрен определённый социальный пакет. К ним относятся программа добровольного медицинского страхования, страхование сотрудника от несчастных случаев и тяжёлых заболеваний, предоставление льгот на медицинское обслуживание. Помимо этого, предусмотрено предоставление служебного автомобиля, скидки в различные развлекательные центры, предоставление путёвок по льготным ценам в санаторно-курортный комплекс «МРИЯ», участие в Корпоративной пенсионной программе. На данный момент в этой программе участвует около 10000 сотрудников по всей Калужской области.
Нематериальная мотивация, по сравнению с материальной, подразумевает наибольшую эффективность стимулирования сотрудников. К ней относится система «5+», где сотрудники оценивают свою работу самостоятельно. В данной системе выделено пять критериев: самообучение, эффективность сотрудника, новшества в рабочем процессе, деятельность в коллективе, ориентированность на клиента. Надо отметить. Что данная система подразумевает как материальное вознаграждение, так и стимул в качественном выполнении работы.
Ежегодно в Сбербанке проводится конкурс «Лучший сотрудник», победитель которого получает возможность пройти обучение в Корпоративном университете Сбербанка, что является ценным опытом. Кроме того, сотрудников часто отправляют на различные конференции, тренинги, фестивали, где они получают новые знания и обмениваются опытом. Например, в этом году сотрудникам была предоставлена возможность посетить «19 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Сочи». Также, сотрудники регулярно награждаются грамотами и благодарственными письмами за проделанную работу. За 2016-2017 год было проведено около 2000 лекций и 1000 тренингов во всех отделениях Сбербанка, обучено около 300 специалистов в Калужской области.
На сегодняшний день Сбербанк является одной из крупнейших и успешных организаций. Во многом этому способствует правильная и эффективная система стимулирования. Руководители банка, прежде всего, думают о сотрудниках, об их эффективной деятельности.
Таким образом, проанализировав систему мотивации на примере ПАО «Сбербанк России», можно сделать вывод, что правильно выстроенная система мотивации очень важна в каждой организации. Мотивация сотрудников влияет как на самих сотрудников, так и на конкурентоспособность компании, её место на рынке [1; 2]. При построении такой системы необходимо помнить, что система мотивация должна охватывать все уровни
сотрудников, при этом сохранять цели и задачи, которая ставит перед собой организация.
Список литературы
1. Руглова Л.В., Манухина К.А. Лояльность персонала как фактор повышения конкурентоспособности персонала // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства на современном этапе: Материалы X Международ. науч.-практич. конф. 28 января 2014 г. СПб.: СПбГЭУ, 2014.С. 24-26.
2. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. СПб.: Питер, 2003. 496 с.
3. Годовой отчёт «Сбербанк России», 2016-2017.