Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санитарно-просветительская работа / педагогические принципы поддержки / будущие медицинские сёстры / готовность к осуществлению санитарно-просветительской работы / sanitary and educational work / pedagogical principles of support / future nurses / readiness to carry out sanitary and educational work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.З. Сулейманова

Будущие медицинские сёстры в силу особенностей своей профессии обязаны не только участвовать в непосредственном лечении пациентов, но и осуществлять профилактику заболеваний граждан. Указанная профессиональная функция ввиду своей общественной важности требует мотивационной поддержки со стороны преподавательского состава. Вместе с тем для того, чтобы максимально обобщить все возможные виды подходов по формированию исследуемого вида готовности, важно сформулировать принципы поддержки. Указанный вектор исследования является целью представленной научной работы. Для достижения поставленной цели мы используем идеи А.С. Макаренко относительно повышения успешности работы каждого члена коллектива. В частности, в русле деятельностного подхода мы выделяем такую форму поддержки, в основании которой положена система коллективной взаимопомощи между начинающими и заканчивающими своё обучение будущими медицинскими сёстрами. Ведущими методами исследования являются следующие: работа с первоисточниками, эксперимент и тестирование. Нами были сформулированы следующие принципы по теме исследования: 1) коллективной взаимопомощи; 2) системной непрерывности психологической поддержки, 3) самовоспитания личности. Представленные позиции были интерпретированы, указана связь положений с реальными обстоятельствами обучения будущих медицинских сестёр. Также были спрогнозированы системные эффекты от применения указанных принципов в системе среднего профессионального образования. В частности, перспективным видится формирование коллективной ответственности будущих медицинских сестёр друг перед другом относительно готовности на высоком уровне проводить профилактические мероприятия с гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.З. Сулейманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF INCREASING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE NURSES IN FORMING READINESS TO IMPLEMENT HEALTH EDUCATIONAL WORK AMONG THE POPULATION

Future nurses, due to the peculiarities of their profession, are obliged not only to participate in the direct treatment of patients, but also to carry out the prevention of diseases of citizens. This professional function, due to its social importance, requires motivational support from the teaching staff. At the same time, in order to maximally generalize all possible types of approaches to improve the effectiveness of pedagogical support for future nurses in shaping the readiness to carry out health education work among the population, it is important to formulate the principles of support. The specified research vector is the goal of the current scientific work. To achieve this goal, the researcher uses ideas of A.S. Makarenko regarding the improvement of the success of each member of the team. In particular, in line with the activity approach, the researcher singles out such form of support, which is based on a system of collective mutual assistance between future nurses who begin and finish their studies. The leading research methods are work with primary sources, experiment and testing. The work formulates the following principles on the research topic: 1) collective mutual assistance; 2) systemic continuity of psychological support, 3) self-education of the individual. The presented positions are interpreted, the connection of the provisions with the real circumstances of the training of future nurses is indicated. System effects from the application of these principles in the system of higher education are also predicted. In particular, it seems promising to form a collective responsibility of future nurses to each other regarding their readiness to carry out preventive measures with citizens at a high level.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ»

9. Названы российские регионы с наибольшим числом обращений по проблемам детского суицида. Известия, газета. 2020; 10 сентября. Available at: https:// iz.ru/1059141/2020-09-10/nazvany-rossiiskie-regiony-s-naibolshim-chislom-obrashchenii-po-problemam-detskogo-suitcida

10. Пирогов Н.И. Сочинения: в 2 т. Труды по клинической хирургии. (1837-1839). Санкт-Петербург, 1987; Т. 2.

11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Москва: Педагогика, 1990.

12. Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастье, счастье воспитания. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2004. References

1. Dedyulina M.A. 'Etika. Taganrog: TRTU, 2005.

2. Kohanovskij V.P. Filosofiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: KnoRus, 2016.

3. Gorelov A.A. Osnovy filosofii: uchebnik dlya studentov. Moskva: Akademiya, 2010.

4. Bushkanec M.G. Leuhin B.D. Marks K. Razmyshleniya yunoshi pri vybore professii. Hrestomatiya popedagogike. Moskva: Prosveschenie, 1976: 29 - 34.

5. Korosteleva A.A. Kul'turologicheskaya i gumanisticheskaya modeli obrazovatel'noj sredy: logika vzaimodejstviya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ulturologicheskaya-i-gumanisticheskaya-modeli-obrazovatelnoy-sredy-logika-vzaimodeystviya/viewer

6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 t. Detskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1984; T. 4.

7. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1976.

8. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Progress, 1990.

9. Nazvany rossijskie regiony s naibol'shim chislom obraschenij po problemam detskogo suicida. Izvestiya: gazeta. 2020; 10 sentyabrya. Available at: https://iz.ru/1059141/2020-09-10/ nazvany-rossiiskie-regiony-s-naibolshim-chislom-obrashchenii-po-problemam-detskogo-suitcida

10. Pirogov N.I. Sochineniya: v 2 t. Trudy po klinicheskoj hirurgii. (1837-1839). Sankt-Peterburg, 1987; T. 2.

11. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastoyaschego cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1990.

12. Schurkova N.E., Pavlova E.P. Vospitanie schast'e, schast'e vospitaniya. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2004.

Статья поступила в редакцию 16.04.22

УДК 378

Suleimanova T.Z., specialist in educational and methodological work, Director of Medical College, Medical Institute; teacher, software engineer,

Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: kafedra_terek@mail.ru

PRINCIPLES OF INCREASING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE NURSES IN FORMING READINESS TO IMPLEMENT HEALTH EDUCATIONAL WORK AMONG THE POPULATION. Future nurses, due to the peculiarities of their profession, are obliged not only to participate in the direct treatment of patients, but also to carry out the prevention of diseases of citizens. This professional function, due to its social importance, requires motivational support from the teaching staff. At the same time, in order to maximally generalize all possible types of approaches to improve the effectiveness of pedagogical support for future nurses in shaping the readiness to carry out health education work among the population, it is important to formulate the principles of support. The specified research vector is the goal of the current scientific work. To achieve this goal, the researcher uses ideas of A.S. Makarenko regarding the improvement of the success of each member of the team. In particular, in line with the activity approach, the researcher singles out such form of support, which is based on a system of collective mutual assistance between future nurses who begin and finish their studies. The leading research methods are work with primary sources, experiment and testing. The work formulates the following principles on the research topic: 1) collective mutual assistance; 2) systemic continuity of psychological support, 3) self-education of the individual. The presented positions are interpreted, the connection of the provisions with the real circumstances of the training of future nurses is indicated. System effects from the application of these principles in the system of higher education are also predicted. In particular, it seems promising to form a collective responsibility of future nurses to each other regarding their readiness to carry out preventive measures with citizens at a high level.

Key words: sanitary and educational work, pedagogical principles of support, future nurses, readiness to carry out sanitary and educational work.

Т.З. Сулейманоеа, спец. по учебно-методической работе, директор медицинского колледжа при Медицинском институте,

преп., инженер-программист Чеченского государственного университета, г. Грозный, E-mail: kafedra_terek@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Будущие медицинские сёстры в силу особенностей своей профессии обязаны не только участвовать в непосредственном лечении пациентов, но и осуществлять профилактику заболеваний граждан. Указанная профессиональная функция ввиду своей общественной важности требует мотивационной поддержки со стороны преподавательского состава. Вместе с тем для того, чтобы максимально обобщить все возможные виды подходов по формированию исследуемого вида готовности, важно сформулировать принципы поддержки. Указанный вектор исследования является целью представленной научной работы. Для достижения поставленной цели мы используем идеи А.С. Макаренко относительно повышения успешности работы каждого члена коллектива. В частности, в русле деятельностного подхода мы выделяем такую форму поддержки, в основании которой положена система коллективной взаимопомощи между начинающими и заканчивающими своё обучение будущими медицинскими сёстрами. Ведущими методами исследования являются следующие: работа с первоисточниками, эксперимент и тестирование. Нами были сформулированы следующие принципы по теме исследования: 1) коллективной взаимопомощи; 2) системной непрерывности психологической поддержки, 3) самовоспитания личности. Представленные позиции были интерпретированы, указана связь положений с реальными обстоятельствами обучения будущих медицинских сестёр. Также были спрогнозированы системные эффекты от применения указанных принципов в системе среднего профессионального образования. В частности, перспективным видится формирование коллективной ответственности будущих медицинских сестёр друг перед другом относительно готовности на высоком уровне проводить профилактические мероприятия с гражданами.

Ключевые слова: санитарно-просветительская работа, педагогические принципы поддержки, будущие медицинские сёстры, готовность к осуществлению санитарно-просветительской работы.

Одной из ценностей современного общества является качественная медицинская помощь. При этом потенциал указанного вида социально важных услуг не до конца раскрыт. В данном случае имеется в виду комплекс профилактической работы с населением. Отметим, что достаточно часто рутинные виды просветительско-профилактических работ адресуются среднему медицинскому персоналу Вполне очевидно, что невысокий статус среднего и младшего медицинского персонала, усиливающийся невысокой заработной платой, не позволяет вести просветительскую деятельность на высоком профессиональном уровне. Ещё одним фактором, несколько сдерживающим эффективность профилакти-

ческих работ, является недостаточно высокая степень психологической готовности будущих медицинских сестёр к исследуемому виду деятельности. Учитывая научный интерес автора статьи и обозначенную проблематику, становится ясно, что актуальность приобретают исследования, направленные на выявление принципов педагогической поддержки будущих медицинских сестёр. Обозначив актуальность, сформулируем цель научного исследования - определение принципов повышения эффективности педагогической поддержки будущих медицинских сестёр в формировании готовности к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения. Задачи для достижения цели: анализ теоретических

подходов по проблеме исследования; разработка эксперимента для проверки авторских предположений; рефлексия полученных выводов; проработка перспектив дальнейших исследований по исследуемой теме.

Научная новизна исследования состоит в упорядочении и концептуализации стратегий педагогической поддержки будущих медицинских сестёр, направленных на формирование их готовности к общественно важной миссии - медико-просветительской работе. Концептуализации был подвергнут ряд правил, которые по своей сути подходят под определение принципов.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит не только в уточнении характеристик ряда ведущих принципов, представленных ранее в работе, но и во введении в научный оборот понятия «открытый дидактический код».

Практическая значимость результатов исследования состоит в успешной апробации особого алгоритма принципов педагогической поддержки будущих медицинских сестёр. Таким образом, исследование ценно не только новыми теоретическими позициями, но и алгоритмизацией применения новых дидактических стратегий.

Исходя из анонсированных задач, в первую очередь необходим тщательный анализ подходов, определяющих курс по разработке наиболее перспективных принципов повышения эффективности педагогической поддержки будущих медицинских сестёр.

В первую очередь рассмотрим знаковые и определяющие работы относительно проблемы исследования. Наиболее перспективным педагогическим ресурсом, по нашему мнению, является непосредственно сам коллектив обучающихся. Иными словами, однокурсники будущих медицинских сестёр формируют уникальную развивающую среду Особенность указанной среды состоит в коллективной ответственности обучающихся друг за друга. Вместе с тем, как и в любой науке, организация представленного условия не находится на поверхности. Из истории педагогики известно, что А.С. Макаренко опытным путём было выявлено, что наиболее эффективная развивающая кооперация происходит между полярными по возрасту категориями обучающихся [1]. Применительно к предмету исследования следует, что наиболее эффективным развивающее взаимодействие будет между обучающимися первых и выпускных курсов колледжа. В общем, правило выявленной педагогической поддержки кратко может звучать следующим образом: принцип коллективной взаимопомощи. Также стоит отметить, что сегодня данный принцип недостаточно освещён в различных научных подходах, что актуализирует проведение дальнейшей работы по его практическому изучению и применению. Особенно востребованным он может быть в условиях внедрения новаторских, экспериментальных подходов в образовании. Востребованность определяется тем, что в подобных условиях преподаватели не могут в полной мере проявить адресную поддержку обучающимся, поскольку всё их внимание сосредоточено на организующей и научно-исследующей функции. Также коллективная форма поддержки может быть полезна в учреждениях, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Компенсаторная функция коллективной поддержки состоит не в замене жёстких навыков на гибкие, а в поддержании контроля за качественным формированием всех разновидностей профессиональных навыков у сокурсников.

В другом источнике указывается ещё один важный принцип повышения эффективности педагогической поддержки будущих медицинских сестёр. Речь идёт о формировании у студентов образовательного учреждения психологической установки на необходимость непрерывного профессионально-личностного развития. Именно поступательное усложнение профессиональных навыков будет способствовать формированию у медицинских сестёр готовности к осуществлению различных видов профессиональной деятельности [2]. Вместе с тем непрерывность интеллектуальной профессиональной подготовки всегда следует с аффективным психоэмоциональным развитием. Таким образом, процесс обучения новым знаниям в скрытой форме является простейшей, но эффективной формой психопрофилактики и психологической поддержки обучающихся. Кратко представленное правило можно выразить следующей установкой: принцип системной непрерывности психологической поддержки будущих медицинских сестёр.

Также работа Т.В. Матвейчик подчёркивает ещё один важный педагогический принцип - самоподдержки, самомотивации, самоидентификации в своей профессиональной деятельности [2]. В данном случае подразумевается развитие идеи высокой степени автономности членов коллектива обучающихся. Вместе с тем представленный перечень принципов нацелен не на сепарацию преподавателей от обучающихся. В первую очередь представляется интересным развитие их профессионального самосознания, а также лучших профессиональных качеств обучающихся. Также необходимо отметить, что три сформулированных принципа косвенно отражаются в содержании работ иных современных авторов [3-5].

Для достижения поставленной цели было решено обратиться к педагогическому наследию А.С. Макаренко. Особое внимание в рамках его идей было обращено к 1) ресурсам развития личности в рамках коллективной деятельности, 2) возможностям самосовершенствования под «давлением» возрастающей ответственности за свою личную жизнь. Ведущими методами исследования являются работа с первоисточниками, эксперимент и тестирование. Эксперимент был проведён с начала февраля по конец марта 2022 года. В состав контрольной и экспериментальной групп (КГ и ЭГ) вошли студенты медицинского колледжа;

в КГ было определено 23 студента, а в ЭГ - 20. Для членов ЭГ были реализованы ранее сформулированные принципы повышения эффективности педагогической поддержки будущих медицинских сестёр в формировании готовности к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения. Члены КГ не включались в особые условия, процесс их обучения не подвергался организационно-методической коррекции. Тестирование проводилось по двум методикам: «Тест-опросник удовлетворённости учебной деятельностью (УУД)» (Л.В. Мищенко) [6] и тест, представленный А.П. Чернявской в диагностической методике «Профессиональная готовность» [7]. Проверка статистической значимости эмпирических результатов исследования проводилась на базе программы SPSS Statistics. Оценка статистической значимости осуществлялась в рамках ранее выявленных критериев готовности будущих медицинских сестёр к просветительской деятельности: удовлетворённость учебной деятельностью (УУД) и профессиональной готовности (ПГ) [8].

Результаты. А. Описание результатов теоретического исследования

Теоретический анализ источников по проблеме исследования позволил выявить ряд устойчивых принципов повышения эффективности педагогической поддержки будущих медицинских сестёр в формировании готовности к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения: 1) коллективной взаимопомощи; 2) системной непрерывности психологической поддержки, 3) самовоспитания личности.

Принцип коллективной взаимопомощи подчёркивает значимость альтернативной, дополненной педагогической реальности. В данном случае подразумевается, что студенты колледжа могут эффективно оказывать образовательную поддержку друг другу По нашему мнению, посредством формирования системной коллективной ответственности будет увеличиваться готовность будущих медицинских сестёр к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения. Вместе с тем коллективная ответственность позволит контролировать уровень сформированности профессиональных компетенций. В качестве перспективы подобной коллективной работы можно указать формирование неформальных профессиональных сообществ медицинских сестёр (подобие профессионального клуба). Перспектива социальной миссии указанного клуба состоит в оказании адаптационной помощи в процессе освоения профессиональных навыков не только получающим образование, но и выпускникам колледжа.

Принцип системной непрерывности психологической поддержки во многом опирается на ресурсы коллективной взаимопомощи обучающихся. В отличие от направленности первого принципа, второй нацелен на совмещение непрофессиональной (эмоциональной) и профессиональной психологической помощи. В большей степени под профессиональной психологической поддержкой понимаются мастер-классы ведущих коуч-тренеров, которые могут обеспечить готовность медицинских сестёр к осуществлению санитарно-просветительской работы. Под непрофессиональной поддержкой понимается такая эмоциональная среда коллектива обучающихся, которая способна обеспечить обмен позитивными эмоциями среди учащихся колледжа.

Принцип самовоспитания личности подчёркивает потенциальное стремление личности к самодисциплине, саморазвитию. Рассматриваемый принцип наиболее успешно реализуется при организации особых педагогических условий. В рамках текущего исследования стимуляция к осознанию ответственности обучающихся за свою дальнейшую карьеру осуществлялась различными стратегиями: 1) повышение свободы выбора обучающихся колледжа относительно вида педагогической поддержки, которую им может оказать формальная и неформальная образовательная среда; 2) повышение уровня рефлексивной и аксиологической культуры обучающихся. Организаторами экспериментальной работы предполагалось, что развитие психологической установки личности на повышенные требования к себе и окружающим позволит сформировать продуктивный психологический инструмент контроля за качеством усваиваемых профессиональных навыков.

Б. Описание результатов экспериментальной работы

До начала эксперимента у членов обеих групп были установлены стартовые значения, которые в целом показали единый уровень сформированности профессиональной готовности будущих медицинских сестёр. Вместе с тем эмпирические данные показали существенную разницу между КГ и ЭГ

Таблица 1

Итоговые результаты по методике профессиональной готовности

Составляющие ЭГ (кол-во КГ (кол-во

профессиональной готовности человек/%) человек/%)

Автономность (А) 13/65,0 8/34,7

Информированность (И) 12/60,0 7/30,4

Принятие решения (Р) 15/75,0 5/21,7

Планирование(П) 17/85,0 7/30,4

Эмоциональное отношение (Э) 12/60,0 8/34,7

Из данных табл. 1 следует, что в среднем профессиональная готовность у членов ЭГ выше, чем у представителей КГ, на 30%.

Таблица 2

Итоговые результаты теста-опросника по удовлетворённости учебной деятельностью (УУД)

Шкалы удовлетворённости учебной деятельностью (УУД) ЭГ (кол-во чело- век/%) КГ (кол-во чело- век/%)

Общая УУД 15/75 12/52,2

Удовлетворённость учебным процессом 17/85 10/4Э,4

Удовлетворённость воспитательным процессом 14/70 1Э/56,5

Удовлетворённость избранной профессией 18/90 17/74,0

Удовлетворённость взаимоотношениями с однокурсниками 19/95 15/65,2

Удовлетворённость взаимодействием с преподавателями 20/100 1Э/56,5

Удовлетворённость бытом, бюджетом, досугом, здоровьем 19/95 1Э/56,5

Данные таблицы 2 демонстрируют, что в среднем удовлетворённость учебной деятельностью у членов ЭГ выше, чем у представителей КГ на 40%.

Таблица 3

Эмпирические значения ^критерия Стьюдента (статистическая значимость показателей критериев сформированности готовности медицинских сестёр к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения) в рамках экспериментального этапа исследования

Значения, полученные на эмпирическом этапе проверки гипотезы t-критерий СтьюдентаЭмп

УУД ПГ

КГ и ЭГ 3 8

Приведённые данные показывают, что по каждому из двух критериев сфор-мированности готовности будущих медицинских сестёр к осуществлению сани-тарно-просветительской работы среди населения произошли статистически значимые изменения. В частности, при уровне статистической значимости р = 0,05 каждое из полученных значений соответствует отношению: Тэмп > Тк ит, поскольку согласно статистическим данным Ткр 005 = 2,02. Отметим, что при выполнении указанного неравенства подтверждается ' гипотеза которая содержала утверждение, что между двумя сравниваемыми группами наличествуют статистически значи-

Библиографический список

мые отличия. Помимо данных экспериментальной работы, подчёркивающей верность разработанных принципов, следует представить особую педагогическую стратегию. В данном случае подразумевается алгоритм применения принципов. Слушателям ЭГ было предложено самим выстраивать логистику развивающей поддержки их профессиональной готовности. В общем виде модель применения принципов содержала «дважды открытый дидактический код». Указанный интересный термин означал, что свобода в выборе развивающих условий и средств наличествовала не только на уровне самого содержания, разработанных правил, но и способов их применения. Полученные результаты позволили уточнить научную новизну, а также практическую и теоретическую значимость исследования.

Полученные результаты научной работы позволили заключить, что её цель достигнута, а задачи решены. Подчеркнём, что в начале исследования была выявлена актуальность научного исследования. В частности, автор ссылался на очевидные причины недостаточно высокой культуры просветительской деятельности. На основании выявленной перспективности заявленной тематики научной работы было решено обратиться к анализу научной литературы по проблеме исследования. Выводы аналитической работы позволили сформулировать ряд принципов педагогической поддержки будущих медицинских сестёр в формировании готовности к осуществлению санитарно-про-светительской работы среди населения. После указанного достижения было решено уточнить методологию эмпирической части исследования. Опора на ведущую идею о развивающей силе коллектива позволила сформулировать критерии сформированности исследуемого вида готовности, а также конкретные методики проверки их качественного состояния. Также были определён состав КГ и ЭГ. Результаты исследования были разделены на две составляющие: выводы по теоретическому и эмпирическому этапу исследования. Эмпирические результаты подтвердили гипотезу автора о продуктивности сформулированных принципов педагогической поддержки. Новизна исследования состоит в уточнении содержания принципов педагогической поддержки будущих медицинских сестёр в формировании готовности к осуществлению санитарно-просветительской работы среди населения. Теоретическая значимость состоит не только в выявлении перспективных принципов педагогической поддержки, но и в адаптации такого понятия, как «открытый дидактический код». Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации алгоритма «открытого дидактического кода». Его сущность заключается в наличии не только внешней формы свободы выбора студентами мер педагогической поддержки, но и в содержании структуры принципов, в их наименовании. Результаты исследования будут интересны администрациям колледжей, в которых реализуются профессиональные программы по обучению среднего медицинского персонала. В качестве перспективы указывается востребованность изучения и, возможно, практической апробации такой формы неформальной поддержки медицинских сестёр, как «профессиональный клуб медицинского просветительства».

1. Макаренко A.C Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. 1921; Т. 1: 1921 - 1928.

2. Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела: учебное пособие для слушателей системы последипломного медицинского образования. Минск: Вышэйшая школа, 2006.

3. Смирнова Г.В. Aктyальность педагогического сопровождения в образовательном процессе медицинского училища. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2011; № 1: 15 - 15.

4. Кузнецова E.A. Валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута студента как условие профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; № 5 (120): 166 - 170.

5. Сорокопуд Ю.В. Проблема формирования готовности будущей медицинской сестры к профессионально-нравственному взаимодействию с пациентами. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (7Э): Э6Э - Э64.

6. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности. Вестник практической психологии образования. 2007; № Э: 122 - 128.

7. Чернявская A.n. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. Москва, 200Э.

8. Сулейманова Т.З. Структура и содержание готовности будущих медицинских сестёр к проведению санитарно-просветительской работы. Стратегия современного научно-технологического развития: проблемы и перспективы реализации: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022: 20 - 24.

References

1. Makarenko A.S. Shkola zhizni, truda, vospitaniya. Uchebnaya kniga po istorii, teorii ipraktike vospitaniya. 1921; T. 1: 1921 - 1928.

2. Matvejchik T.V., Ivanova V.I. Organizaciya sestrinskogo dela: uchebnoe posobie dlya slushatelej sistemy poslediplomnogo medicinskogo obrazovaniya. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2006.

3. Smirnova G.V. Aktual'nost' pedagogicheskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nom processe medicinskogo uchilischa. Regional'noe obrazovanieXXI veka: problemyiperspektivy. 2011; № 1: 15 - 15.

4. Kuznecova E.A. Valeologicheskoe soprovozhdenie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studenta kak uslovie professional'noj podgotovki medicinskih rabotnikov srednego zvena. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; № 5 (120): 166 - 170.

5. Sorokopud Yu.V. Problema formirovaniya gotovnosti buduschej medicinskoj sestry k professional'no-nravstvennomu vzaimodejstviyu s pacientami. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 6 (7Э): Э6Э - Э64.

6. Mischenko L.V. K probleme diagnostiki otnosheniya studentov k uchebnoj deyatel'nosti. Vestnik prakticheskojpsihologii obrazovaniya. 2007; № Э: 122 - 128.

7. Chernyavskaya A.P. Psihologicheskoe konsul'tirovanie po professional'noj orientacii. Moskva, 200Э.

8. Sulejmanova T.Z. Struktura i soderzhanie gotovnosti buduschih medicinskih sester k provedeniyu sanitarno-prosvetitel'skoj raboty. Strategiya sovremennogo nauchno-tehnologicheskogo razvitiya: problemy i perspektivy realizacii: sbornik statej IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2022: 20 - 24.

Статья поступила в редакцию 20.04.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.