Научная статья на тему 'Принципы построения орнамента в древнерусском черневом уборе (предварительные результаты)'

Принципы построения орнамента в древнерусском черневом уборе (предварительные результаты) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
739
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
орнамент / черневой убор / Древняя Русь / ювелирное искусство / створчатые браслеты-наручи / ornamentation / niello decoration / Rus’ / jewelry art / folding arm bracelets

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корниенко Алёна Игоревна

Изучение черневого убора Древней Руси плохо представлено в научной литературе, это связано с тем, что данный убор существовал одновременно с эмалевым убором и привлекал гораздо меньше внимание исследователей. Единственной полной и основательной работой по черневому делу Древней Руси является монография Т.И. Макаровой, написанная 30 лет назад, с тех пор в распоряжении исследователей появились новые технологии, новые методики к изучению материала. Данная статья включает в себя предварительный анализ орнамента черневого убора XI -XIII вв. Основной категорией анализируемых вещей стали створчатые браслеты -наручи. Ограниченность выборки объясняется задачами более масштабной работы по выявлению индивидуальных особенностей ювелирных мастерских Древней Руси. Изделия направленные, в основном, на широкий круг покупателей, не могут передавать индивидуальный характер центра производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORNAMENTATION IN THE OLD RUSSIAN NIELLO DECORATION (PRELIMINARY RESULTS)

The study of the ancient Russian niello craft is poorly represented in the literature; due to the fact that this craft existed at the time when the enamel technique was widely used, it has attracted little attention from researchers. The only complete and thorough work on the niello craft of the ancient Rus’ is the monograph of T.I. Makarova, published 30 years ago. Since then, new technologies and new research methods have become available to scientists. This article presents a preliminary analysis of the niello ornamentation in the 11th – 13th centuries. The main research objects have been folding arm bracelets. The author explains the small sample size by the fact that this work has been a part of a larger study of individual features of the jewelry workshops in ancient Rus’. Mass -produced nielloed items aimed mainly at a wide range of customers can not transmit the individual nature of the manufacturing centers.

Текст научной работы на тему «Принципы построения орнамента в древнерусском черневом уборе (предварительные результаты)»

УДК 008(091)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРНАМЕНТА В ДРЕВНЕРУССКОМ ЧЕРНЕВОМ УБОРЕ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

А.И. Корниенко

Государственный Эрмитаж Россия, 190000, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34 e-mail: kornienko.job@mail.ru Researcher ID: N-4426-2016 http://orcid.org/0000-0002-1205-8627

SPIN-код: 3170-4400

Авторское резюме

Изучение черневого убора Древней Руси плохо представлено в научной литературе, это связано с тем, что данный убор существовал одновременно с эмалевым убором и привлекал гораздо меньше внимание исследователей. Единственной полной и основательной работой по черневому делу Древней Руси является монография Т.И. Макаровой, написанная 30 лет назад, с тех пор в распоряжении исследователей появились новые технологии, новые методики к изучению материала. Данная статья включает в себя предварительный анализ орнамента черневого убора XI -XIII вв. Основной категорией анализируемых вещей стали створчатые браслеты -наручи. Ограниченность выборки объясняется задачами более масштабной работы по выявлению индивидуальных особенностей ювелирных мастерских Древней Руси. Изделия направленные, в основном, на широкий круг покупателей, не могут передавать индивидуальный характер центра производства.

Ключевые слова: орнамент, черневой убор, Древняя Русь, ювелирное искусство, створчатые браслеты-наручи.

PRINCIPLES OF ORNAMENTATION IN THE OLD RUSSIAN NIELLO DECORATION (PRELIMINARY RESULTS)

Alyona Korniyenko

The State Hermitage 34 Dvortsovaya Naberezhnaya, St. Petersburg, 190000, Russia e-mail: kornienko.job@mail.ru

Abstract

The study of the ancient Russian niello craft is poorly represented in the literature; due to the fact that this craft existed at the time when the enamel technique was widely used, it has attracted little attention from researchers. The only complete and thorough work on the niello craft of the a ncient Rus' is the monograph of T.I. Makarova, published 30 years ago. Since then, new technologies and new research methods have become available to scientists. This article presents a preliminary analysis of the niello ornamentation in the 11th - 13th centuries. The main research objects have been folding arm bracelets. The author explains the small sample size by the fact that this work has been a part of a larger study of

individual features of the jewelry workshops in ancient Rus'. Mass -produced nielloed items aimed mainly at a wide range of customers can not transmit the individual nature of the manufacturing centers.

Keywords: ornamentation, niello decoration, Rus', jewelry art, folding arm bracelets.

* * *

На протяжении многих веков мастера Древнерусского государства достигали самого высокого уровня развития в ремесленном деле. Изготовление ювелирных изделий - одно из древнейших ремесел в многовековой истории человечества. Древнерусские украшения с чернью отличаются богатой и сложной орнаментацией. Нашей задачей является выявление характерных черт, присущих как отдельной художественной традиции мастерских, так и индивидуальным приемам мастера. Для этого следует разобрать орнаментальную систему серебряных украшений с чернью (браслеты-наручи, колты) на составляющие - ведущие художественные мотивы - плетенка, зооморфный и растительный орнаменты.

На рубеже XI-XII вв. основным элитарным убором считается эмалевый. Черневой убор связан с эмалевым, по мнению многих исследователей, исходным элементом во многих композициях этих уборов является крин (Макарова 1986: 14).

Во второй половине XII в. и первой трети XIII в. в ювелирных мастерских Древней Руси происходит типологическое и стилистическое сближение уборов различных техник, взаимообмен составляющими, образование гибридных форм украшений (Жилина 2010: 186).

По хронологической системе, выделенной Н.В. Жилиной, к первому стилю черневого убора относятся геометризованные мотивы. Во всех композициях основным элементом является крин, трансформации которого образуют две категории - розетки и бордюр. Данный стиль исследовательница соотносит с подобным типологически и стилистически эмалевым сакрально-аскетическим стилем, аналогична и их хронология - вторая половина XI в. - первая половина XII в. (Жилина 2010: 187).

В эмалевом сакрально-аскетическом стиле и соответственно в первом черневом стиле в растительном орнаменте наиболее распространен бордюр - лента, состоящая из фигур, вытянутых вдоль одной прямой. Т. И. Макаровой выделялись два типа этого орнамента - первый образует бордюры из повторяющихся или чередующихся кринов, второй тип представлен бесконечным побегом, образованным ветвями - полукринами (Макарова 1978: 374. Рис.1).

Бордюры в эмалях широко распространены на золотых колтах, изображающие вьющийся побег (рис.1: 1). Именно этот элемент переходит в чернь.

Следующим важным элементом в орнаменте является розетка. В этой категории орнамента выделяются два вида - с зеркальной симметрией, со строгим равенством правой и левой половин (Макарова 1978: 374) и осевую или центральную симметрию, в которой основным элементом является ассиметричная половина крина (Жилина 2008: 20).

Так, к первому виду розеток следует относить простейшую форму изображения трехлепесткового цветка, заключенного в круг или сердцевидную

фигуру. Следует отметить, что подобная простая композиция редка в черневом уборе, в основном она представлена на колтах с эмалями. Только в одном случае мы встречаем подобный мотив на колтах с чернью (рис.1: 2). Т.И. Макарова выделяла всего три варианта изображения такой розетки на черневых украшениях, а именно на перстнях (Макарова 1986: 18. Рис. 5).

Рис. 1. Стили черневого убора на примере колтов (масштабы разные) (по классификации Н.В. Жилиной 2014): 1. Киев (по: http://www.ruicon.ru); 2. Киев, 1876 г. (по: Pekarska 2011: 170. Cat. 14); 3. Киев, 1906 г. (по: Корзухина 1954: 197. Табл. XLIV: 2); 4. Киев (по: Клады 2015: 41. Илл. 64); 5-6. Льгов, 1879 г. (по: Гущин 1936: 66. Табл. XII).

Последующие типы растительной орнаментации демонстрируют натуралистические и более разнообразными мотивы, что является одним из определяющих признаков второго черневого стиля по Н.В. Жилиной.

Исследовательница выделяет растительный стиль (кринообразный), который складывается как в эмалевом, так и в черневом уборах. В этом стиле несколько стадий и по аналогиям определяется их хронология: 1) геометризованная - вторая половина XI - первая половина XII вв.; 2) естественная - XII в. (рис.1: 3); 3) утрированная - вторая половина XII - первая треть XIII вв. (рис.1: 4) (Жилина 2014: 65).

Далее этот принцип усложняется и в черневом уборе развивается свой оригинальный стиль - плетеный (рис.1: 5, 6), его развитие обусловлено тем, что рисовать по серебру резцом проще, чем по золоту — перегородкой. Характерный признак данного стиля - сплетение элементов друг с другом - зооморфные сюжеты переходят в растительные побеги или плетенки.

Основная группа анализируемых изделий - браслеты-наручи, среди которых нет образцов с повторяющимися сюжетами. Данный тип украшений изготавливался по индивидуальному эскизу, поэтому композиционное оформление могло зависеть от желания заказчика или же от художественного решения мастера. Поэтому важно учитывать не только морфологию орнамента, но и основные принципы его построения.

Обратимся к работе А.К. Елкиной, в которой автор сравнивает орнаментальную декорировку русской архитектуры, предметов прикладного искусства и книжной графики X-XIV вв. и выявляет конкретные приемы плетения в геометрическом орнаменте, основываясь на реальных предметах плетеного ремесла (Елкина 1983: 56). Методика сопоставления реальных веревочных узлов и плетений с рисунками на скандинавских рунических камнях была независимо предложена петербургской исследовательницей С.М. Тодоровой (Тодорова 1997), но впоследствии ни работа А.К. Елкиной, ни С.М. Тодоровой, к сожалению, не были востребованы специалистами.

Представленный на браслетах-наручах плетеный орнамент в своей структуре имеет всегда правильное чередование линий, переплетающихся друг с другом, что является доказательством единых законов в технологии плетения.

Плетеный орнамент на браслетах можно поделить следующим образом (придерживаясь классификации А.К. Елкиной): 1) линейные плетеные орнаменты -тесьма: а) в две пряди; б) в три пряди; в) в четыре пряди; 2) орнаменты-узлы; 3) линейные орнаменты-тесьма с вплетенными кольцами. Исследовательницей выделяются несколько приемов, благодаря которым получаются вариации плетения, на изучаемом нами материале прослеживаются некоторые из них.

Первый прием, на который нам бы хотелось обратить внимание, следующий: каждая прядь плетенки могла состоять из одного-двух или более шнуров, идущих параллельно. На рассматриваемых изделиях не встречается таких широких сплетений, однако, этот прием использовался довольно широко. Об этом свидетельствует многочисленные прочерченные линии вдоль всего жгута (рис.3: 1 -3; 14-15).

Рис. 2. Створчатые браслеты-наручи (масштабы разные): 1. Тверь, 1906 г. (по: Клады 2015: 57. Илл. 100); 2. Киев, 1872 г. (по: Макарова 1986: 98. № 231); 3. пос. Шурышкары, 1996 г. (по: Бауло 2007. Рис. 4); 4. пос. Сайгатино (по: http://hmao-museums.ru/); 5. Старая Буда (по: Макарова 1986: 85. № 243); 6. Коллекция ГИМ (по: Меч и златник 2012: 272. Рис. 659); 7. Старая Рязань, 1970 г. (по: http://www.spadok.org.ua); 8. Владимир, 1896 г. (Сокровища ойкумены. Перед нашествием 2005:134).

Интересно, что дополнительный жгут мог вплетаться по ходу плетения. Такой прием встречается в двух случая - на браслете из Твери 1906 г. (рис.2: 1) и на браслете, найденном в Киеве в 1872 г. (рис.2: 2), причем оба плетения можно считать узловыми. Здесь важно учитывать построение композиции браслетов. Оба браслета двухъярусные, разделены продольной оттиснутой линией, но на тверском браслете есть дополнительное деление на отделы с помощью арочек. Поэтому нижний ярус

представлен небольшими киотцами, в которых изображены лишь части плетенки (видно, что она могла продолжаться). В связи с этим, можно предположить, что изображение плетенки на тверском браслете могло быть аналогично плетенке с кольцами на киевском браслете.

Подробнее рассмотрим орнаментальные мотивы этих наручей. Растительный орнамент представлен бордюром, образованным пышными кринами, расположенными по движению ленты (рис.2: 1, 2). Необходимо отметить, что, несмотря на частое использование данного мотива в орнаментике наручей, такое исполнение ни на одном другом не встречается.

Наконец, последний мотив этих наручей хотелось бы осветить более подробно, а именно, изображение сюжетных персонажей. На браслете из Киева в верхнем ярусе помещены по бокам птицы, а в центральной части створки -фантастические звери. В свою очередь, на тверском браслете сюжеты более разнообразны. На одной створке последовательно изображены сидящая женщина с кубком, мужчина в стремительном движении, указывающий рукой вверх и женщина с кубком, держащая странно изогнутое существо (по мнению многих авторов, Симаргла-Переплута: Рыбаков 1948: 267-268; Макарова 1967: 65). На другой створке центральную арку занимает изображение кентавра в точно такой же позе, что и мужчина, по бокам от него располагается растительный побег и зверь.

В данном случае важную роль играют не столько сами персонажи, сколько их изображения. Опустим принципы построения зооморфного орнамента, к ним обратимся чуть позже, а пока обратим внимание на «лица» центральных фигур (рис.2: 1, 2). В обоих случаях они выполнены по одной схеме - широкая лицевая часть, узкая шея, нос и глаза отмечены линией гравировки. Несмотря на то, что визуально браслеты различны, детали говорят о происхождении их из одной мастерской.

Возвращаясь к рассмотрению плетеного орнамента и его особенностям в построении, следует отметить следующий прием, выявленным А.К. Елкиной и часто встречаемый на браслетах - «ломаные» углы, когда по ходу плетения пряди перегибаются под разными углами (рис.3: 4-5; 18-19). В результате проведенного анализа исследовательница пришла к выводу, что такой прием иллюстрирует способ прикрепления плетеных изделий к ткани одежд. Для этой же цели служат и отвитые петельки, за которые тесьма крепилась к основе без нарушения рисунка. В связи с этим, автор пишет, что раздвижки и ломаные углы появляются, если тесьма непосредственно крепиться за пряди (Елкина 1983: 60).

Самый простой вид плетеного орнамента, в котором отразилась техника плетения в два конца, называется «веревочка». Такой орнамент встречается только на браслетах из районов Прикамья и Приобья (рис.2: 3, 4). Многие исследователи отмечали, что подобное плетение присуще болгарской художественной традиции (Белавин 2000: 102). В древнерусском искусстве «веревочку» усложняли угловатыми растяжками и отвитыми петельками, такой орнамент встречается в книжной рукописи X и XI вв. (Стасов 1887. Табл. 14; Сидорова 1971: 56. Рис. 47), на резной спинке деревянного кресла из Новгорода начала XIII в. (Колчин 1971. Табл. 13). В орнаментике древнерусских браслетов-наручей усложненная «веревочка»

встречается один раз. Это примитивное изображения волнистых линий, отдаленно напоминающих плетенку, на браслете из Старой Буды (рис.2: 5), отметим, что и в этом случае мастер прочерчивал полоски, показывая тем самым трехчастность пряди.

Плетенье в три пряди - самый распространенный вид орнамента в древнерусском искусстве, - называется «коса». В инициалах русских рукописей XII -XV вв. орнамент имеет разнообразные варианты с перевивами прядей (рис.3: 16, 17). Интересно выполнено переплетение на серебряных браслетах из коллекции ГИМ (рис.2: 6), где видно, что в плетении участвует прядь, собранная из двух жгутов.

Следующий вид плетеного орнамента, особо распространенный в черневом уборе, - узел. Узлам в древности придавали особое значение. В словаре В.И. Даля «вязать узлы», «наузить» значило колдовать, знахарить (Даль 2005: 348). Это и объясняет наличие разнообразных вариантов узлов в орнаменте ювелирных украшений, которые одевались в определенные даты - праздники, торжества.

Самый простой узел, встречающийся на браслетах - «калач» (рис.3: 6). Он состоит из естественного перекрестья прядей, выступал в орнаменте основным элементом в богатом материале русских книжных рукописей XII -XIII вв. (рис.3: 7, 8). Этот элемент так же мог играть второстепенную роль в плетении (рис.3: 9, 10). А.К. Елкина отмечает, что «калач» является базовым элементом любого другого узла, многообразие которого строится за счет постоянного усложнения (Елкина 1983: 66).

Традиционное название следующего узла - «вечный» (рис.3: 11), его исполнение в древнерусском искусстве разнообразно. Основой его переплетения являются три линии, образующие при пересечении узел.

В материалах Новгорода мы видим такой орнамент на медных браслетах XI -XII вв., подобные изображения «вечных» узлов встречаются и на других предметах новгородского быта (Седова 1981: 105. Рис. 38: 5,7-9).

«Вечный» узел — магический символ, использовавшийся многими народами, в текстильном изделии сохранил свой внешний силуэт, но утратил рисунок переплетения нитей. Новгородская археологическая находка XII в. — узел, состоящий из двух кожаных ремешков, переплетённых зигзагообразно (рис.3: 12), который превратился в популярный текстильный орнамент (рис.3: 13).

Устанавливается связь между плетёнкой из двух перекрещенных овалов, изображение которой встречается на деревянных предметах в Новгороде, и текстильном орнаменте, состоящим из ромба и свастики. Мотив плетения, скомпонованный из двух перекрещивающихся овалов и ромба, многократно использовался на предметах, выполненных из самых различных материалов. Такой же мотив выгравирован на одном из браслетов Старой Рязани (рис.2: 7).

И, наконец, третий узел - «дерево жизни», выгравирован на Владимирском браслете (рис.2: 8), аналогией этому плетению можно считать фрагмент шитья пряденым золотом из Рязанского клада (Монгайт 1967. Рис. 15). Этот же узел широко распространяется на серебряные колты.

Рис. 3. Примеры плетеного орнамента (масштабы разные): 1-3. Плетение в две пряди на браслетах-наручах (прорисовки по: Макарова 1986 ): 1 - Киев, 1889 г., 2 - Тверь, 1906 г., 3 -Киев, 1903 г.; 4-5. «Ломаные» углы на браслетах-наручах (прорисовки по: Макарова 1986): 4 - Киев, 1939 г., 5 - Тверь, 1906 г.; 6. Узел «калач» на браслетах-наручах (прорисовки по: Макарова 1986): Старая Рязань, 1966 г.; 7-8. Модели плетения, выполненные Елкиной А.К. (по: Елкина 1983. Рис. 3); 9-10. Модели узла «калач» выполненные Елкиной А.К. (по: Елкина 1983. Рис.1); 11. «Вечный» узел: Киев, 1939 г. (прорисовки по: Макарова 1986); 12. Археологическая находка XII в. - узел, состоящий из двух кожаных ремешков, переплетённых зигзагообразно (по: http://www.liveinternet.ru Рис. 25); 13. Пример текстильного орнамента (по: http://www.liveinternet.ru Рис. 26); 14-15. Орнамент новгородских рукописных книг XIII вв. (по: Стасов 1887. Табл. LXI: 4, 10); 16-17. Плетение в три пряди из русских рукописей (Новгород, Ростов, XIII в.) (по: Стасов 1887. Табл. LXII: 26, табл. XLI: 38); 18-19. Узел «калач» в древнерусских рукописных книгах (Новгород, XII в.) (по: Стасов 1887. Табл. LXI: 8, 12).

Подводя итог рассмотрению плетеного орнамента, важно отметить, что в культуре средневековой Руси плетение из нитей имело сакральное значение, которое передавалось предметам, на которые наносился «ленточный» орнамент. Эволюция преобразования плетения в орнамент происходила на протяжении длительного периода, претерпевая изменения в несколько этапов. Генетическое родство плетения и орнамента прослеживается на предметах, выработанных из различных материалов, в том числе и текстильных изделиях.

Последний аспект в орнаментике браслетов-наручей, который нам хотелось бы осветить, относится к зооморфному орнаменту. В нашу задачу не входит определение семантической нагрузки изображений, так же как и выявление источников для зооморфных персонажей (книжная орнаментика, узоры дорогих тканей). Эти вопросы требуют отдельного исследования, поэтому в рамках данной статьи мы рассмотрим лишь основные принципы построения зооморфного орнамента на серебряных украшениях с чернью.

Для анализа вариантов комбинаций в орнаменте браслетов и колтов нами была составлена таблица (табл.1), в которой изображения делятся на две группы -«двуногих» и «четвероногих» существ. Последняя группа «четвероногих» делится на два отдела - крылатые существа и бескрылые. В первой группе отдел бескрылых существ отсутствует. В свою очередь все имеющиеся композиции можно разделить по сочетаемости с другими орнаментальными мотивами - плетенкой и растительными побегами.

Свойственная многим орнаментам «боязнь пустоты» полностью проявляется на данных изображениях. Из таблицы видно, что художник старательно пытался заполнить пустое пространство за спинами персонажей. Для «двуногих» эту роль в большинстве случаев играло крыло, развернутое к зрителю и поднятое над спиной (табл.1: 6). В некоторых случаях, когда пропорции существа или его поза не позволяли выполнить мастеру этот прием, вводился дополнительный элемент -веточка или крыло «прорастало» (табл.1: 7). Данный мотив свойственен, в основном, для одноярусных браслетов. Сдержанность орнамента обыгрывалась дополнительными элементами - декоративными деталями, прорисовкой фона.

В свою очередь многоярусная конструкция браслетов давала возможность автору изображать персонажей в сочетании с растительным орнаментом в разнообразных комбинациях, при этом заполнение пространства за спиной существ остается неизменным (табл.1: 5).

Сочетание первой группы изображений с плетеным орнаментом обуславливается «прорастанием» и сплетением частей тела персонажей - хвостов, крыльев. В большинстве случаев само изображение отходит на второй план, все отведенное пространство занимает плетенка (табл.1: 4). Часто в этом орнаменте мы встречаем уже описанные выше узлы и приемы плетения, однако, общая композиция говорит против главного принципа плетеного орнамента -закономерность чередования линий.

На изображениях четвероногих животных плетенка выступает самостоятельно в сюжете, в отдельных случаях является продолжением тела (табл.1: 10). Различия в сочетаниях плетенки и зооморфного орнамента объясняются конструктивными

особенностями персонажей. Пропорции у четвероногих существ являются более устойчивыми в композиции, чем у двуногих. Им для создания уравновешенности необходимы прочные связи с другими элементами мотива.

В подтверждение этому предположению могут служить парные изображения персонажей (табл.1: 1). Видно, что в большинстве случаев животные не связаны с плетенкой, каждый элемент выступает отдельно в мотиве. Ответ заключается в парности изображений, которая создает необходимую симметрию и уравновешивает композицию.

В результате анализа зооморфного орнамента нами были выделены несколько принципов в его построении, роли в общей композиции на изделиях, а также сочетание с другими орнаментальными мотивами:

заполнение пространства за спиной персонажей;

дополнительные орнаментальные элементы (растительный побег, плетенка) сочетаются с персонажами по-разному, зависит от пропорций существа;

двуногие существа чаще всего изображались с дополнительными элементами для создания равновесия;

двуногие существа преимущественно изображались на одноярусных браслетах, объясняется большей площадью для создания дополнительных орнаментальных композиций;

четвероногие существа в орнаменте изделий с чернью выступают чаще всего самостоятельно и размещаются в двухъярусных композициях.

Отметим, что данный анализ основывался на изображениях с браслетов-наручей и не исчерпывает многочисленных вариантов орнаментальных построений на других типах черневых украшений.

Таблица. Комбинации зооморфного орнамента на браслетах-наручах (прорисовки орнаментальных мотивов по: Макарова 1986).

Масштабы разные.

Крылатые

Двуногие

Парные изображения

с плетенкой

с растительным орнаментом

1.

2.

без доп.

элементов

орнамента

Одиночные изображения

с плетенкой

с растительным орнаментом

без доп.

элементов

орнамента

* * к

Четвероногие

Крылатые

с доп.

элементами орнамента

8.

без доп.

элементов

орнамента

9

Бескрылые

с плетенкой

10

с растительным орнаментом

11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Бауло 2007 - Бауло А.В. Средневековые изделия из серебра на севере Западной Сибири: новые находки // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. № 1.

Белавин 2000 - Белавин А.М. Камский торговый путь: Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2000.

Браслет - Браслет. Эпоха средневековья (поздний железный век). XIII -XIV вв. Сайгатинский IV (4) могильник XI-XVI вв. из коллекции Сургутского художественного музея / Электронный ресурс: http://hmao-museums.rU/museum/shm_surgut/gallery/1059/#ci6433 (дата обращения - 11.10.2016).

Браслеты 2015 - Давньорусью браслети-наруч iз зображенням Семарга та Переплута. 2015 / Электронный ресурс: http://www.spadok.org.ua/starozhytnosti/davnoruski-braslety-naruchi-iz-zobrazhennyam-semargla-ta-perepluta (дата обращения - 11.10.2016).

Гущин 1936 - Гущин А. С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X-XIII вв. Л., 1936.

Даль 2005 - Даль В.И. Толковый словарь. М., 2005.

Елкина 1983 - Елкина А.К. Исторические и теоретические принципы построения плетеного орнамента // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Вып. 8 (38). М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, 1983. С. 56 -74.

Жилина 2008 - Жилина Н.В., Макарова Т.И. Чернь в драгоценном уборе Древней Руси // Древнерусский драгоценный убор - сплав влияний и традиций IX-XIII вв. (Художественные стили и ремесленные школы). М.: ИА РАН, 2008. С. 62-98.

Жилина 2010 - Жилина Н.В. История древнерусского металлического убора IX-XIII вв. // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки: Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Гали Фёдоровны Корзухиной. СПб.: Нестор -История, 2010. С. 175-198.

Жилина 2014 - Жилина Н.В. Древнерусские клады IX-XIII вв. Классификация, стилистика и хронология украшений. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.

Клады 2015 - Клады Древней Руси. В собрании Русского музея // Альманах. Вып. 457. СПб.: Palace Editions, 2015.

Колт - Колт; Россия. Киевская Русь; IX в.; местонахождение: США. Вашингтон. Коллекция Думбартон-Окс (Dumbarton Oaks) / Электронный ресурс: http://www.ruicon.ru/arts-new/carving/1x1-dtl/emali1/krest_-

_drevo_zhizni_i_siriny_kolt/?page_19=2&p_f_23_temp_id=1&p_f_23_22=~%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1 %82&p_f_23_5[]=&p_f_23_6[]=&p_f_23_4[]=&p_f_23_7=&p_f_23_7_link=&p_f_23_8=&p_f_23_9=&p_f_23_9_l ink=&p_f_23_20[]=&p_f_23_18[]=&p_f_23_19[]=&p_f_23_24[]=&p_f_23_14_cb=1&p_f_23_id=&ref-cat=&ref-cat (дата обращения - 11.10.2016).

Колчин 1971 - Колчин Б.А. Новгородские Древности. М.: Наука, 1971.

Корзухина 1954 - Корзухина Г.Ф. Русские клады IX-XIII вв. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1954.

Макарова 1967 - Макарова Т.И. Эмальерное и черневое дело Древней Руси. М., 1967.

Макарова 1978 - Макарова Т.И. Симметрия в растительном орнаменте Древней Руси // Древняя Русь и Славяне. М.: Наука, 1978. С. 370-378.

Макарова 1986 - Макарова Т.И. Черневое дело Древней Руси. М.: Наука, 1986.

Меч 2012 - Меч и златник. К 1150-летию зарождения Древнерусского государства. Каталог выставки. М.: Куликово поле, 2012.

Монгайт 1967 - Даркевич В.П., Монгайт АЛ. Старорязанский клад 1966 г. // Советская археология. 1967. № 2. С. 211-223.

Рыбаков 1948 - Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М.: Издательство АН СССР, 1948.

Седова 1981 - Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV). М.: Наука, 1981.

Сидорова 1972 - Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира // Искусство. М., 1972.

Сокровища 2005 - Сокровища ойкумены. Перед нашествием. История мировой культуры. М.: Бук Хаус, 2005.

Стасов 1887 - Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб., 1887.

Тодорова 1997 - Тодорова С.М. Генезис орнаментальной традиции рунических камней. Классификация орнаментики на материале Швеции XI в. // Первые скандинавские чтения. СПб.: Наука, 1997.

Pekarska 2011 - Pekarska L. Jewellery of princely Kiev. The Kiev Hoards in the British and the metropolitan museum of art and related material. London, 2011.

REFERENCES

Baulo 2007 - Baulo A.V. Srednevekovye izdelija iz serebra na severe Zapadnoj Sibiri: novye nahodki [Medieval products from silver in the north of Western Siberia: new finds], in: Arheologija, jetnografija i antropologija Evrazii [Archeology, ethnography and anthropol ogy of Eurasia], 2007, № 1 [in Russian].

Belavin 2000 - Belavin A.M. Kamskij torgovyj put': Srednevekovoe Predural'e v ego jekonomicheskih i jetnokul'turnyh svjazjah [Kama trade way: The medieval Cis-Urals in its economic and ethnocultural ties], Perm, Permskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2000 [in Russian].

Braslet - Braslet. Jepoha srednevekov'ja (pozdnij zheleznyj vek). XIII-XIV vv. Sajgatinskij IV (4) mogil'nik XI-XVI vv. iz kollekcii Surgutskogo hudozhestvennogo muzeja [Bracelet. Middle Ages era (late Iron Age). The 13-14th centuries the Saygatinsky IV (4) burial ground of the 11-16th centuries from a collection of the Surgut art museum], Electronic resource: http://hmao-museums.ru/museum/shm_surgut/gallery/1059/#ci6433 (Date of access - 11.10.2016) [in Russian].

Braslety 2015 - Davn'orus'ki brasleti-naruchi iz zobrazhennjam Semargla ta Perepluta [Old Russian wrist bracelets with images of Semargl and Pereplut], 2015, Electronic resource:

http://www.spadok.org.ua/starozhytnosti/davnoruski-braslety-naruchi-iz-zobrazhennyam-semargla-ta-perepluta (Date of access - 11.10.2016) [in Ukrainian].

Dal' 2005 - Dal' V.I. Tolkovyj slovar' [Explanatory dictionary], Moscow, 2005 [in Russian].

Elkina 1983 - Elkina A.K. Istoricheskie i teoreticheskie principy postroenija pletenogo ornamenta [Historical and theoretical principles of creation of a wattled ornament], in: Hudozhestvennoe nasledie. Hranenie, issledovanie, restavracija. Vyp. 8 (38) [Art heritage. Storage, research, restoration. Release 8 (38)], Moscow, Vsesojuznyj nauchno-issledovatel'skij institut restavracii Publ., 1983, pp. 56-74 [in Russian].

Gushhin 1936 - Gushhin A.S. Pamjatniki hudozhestvennogo remesla Drevnej Rusi X-XIII vv. [Monuments of art craft of Ancient Russia of the 10-13th centuries], Leningrad, 1936 [in Russian].

Klady 2015 - Klady Drevnej Rusi. V sobranii Russkogo muzeja [Treasures of Ancient Russia. In the Russian Museum collection], in: Al'manah. Vyp. 457 [Almanac. Release 457], St. Petersburg, Palace Editions Publ., 2015 [in Russian].

Kolchin 1971 - Kolchin B.A. Novgorodskie Drevnosti [Novgorod Antiquities], Moscow, Nauka Publ., 1971 [in Russian].

Kolt - Kolt; Rossija. Kievskaja Rus'; IX v.; mestonahozhdenie: SShA. Vashington. Kollekcija Dumbarton-Oks (Dumbarton Oaks) [Colt; Russia. Kievan Rus'; 9th century; location: USA. Washington. Collection Dumbarton Oaks], Electronic resource: http://www.ruicon.ru/arts-new/carving/1x1-dtl/emali1/krest_-

_drevo_zhizni_i_siriny_kolt/?page_19=2&p_f_23_temp_id=1&p_f_23_22=~%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1 %82&p_f_23_5[]=&p_f_23_6[]=&p_f_23_4[]=&p_f_23_7=&p_f_23_7_link=&p_f_23_8=&p_f_23_9=&p_f_23_9_l ink=&p_f_23_20[]=&p_f_23_18[]=&p_f_23_19[]=&p_f_23_24[]=&p_f_23_14_cb=1&p_f_23_id=&ref-cat=&ref-cat (Date of access - 11.10.2016) [in Russian].

Korzuhina 1954 - Korzuhina G.F. Russkie klady IX-XIII vv. [Russian treasures of the 9-13th centuries], Moscow; Leningrad, Izdatel'stvo AN SSSR Publ., 1954 [in Russian].

Makarova 1967 - Makarova T.I. Jemal'ernoe i chernevoe delo Drevnej Rusi [Emalyerny and dark business of Ancient Russia], Moscow, 1967 [in Russian].

Makarova 1978 - Makarova T.I. Simmetrija v rastitel'nom ornamente Drevnej Rusi [Symmetry in a vegetable ornament of Ancient Russia], in: Drevnjaja Rus' i Slavjane [Ancient Russia and Slavs], Moscow, Nauka Publ., 1978, pp. 370-378 [in Russian].

Makarova 1986 - Makarova T.I. Chernevoe delo Drevnej Rusi [Dark business of Ancient Russia], Moscow, Nauka Publ., 1986 [in Russian].

Mech 2012 - Mech i zlatnik. K 1150-letiju zarozhdenija Drevnerusskogo gosudarstva. Katalog vystavki [Sword and zlatnik. To the 1150 anniversary of origin of the Old Russian state. Exhibition catalog], Moscow, Kulikovo pole Publ., 2012 [in Russian].

Mongajt 1967 - Darkevich V.P., Mongajt A.L. Starorjazanskij klad 1966 g. [Old Ryazan treasure of 1966], in: Sovetskaja arheologija [Soviet archeology], 1967, № 2, pp. 211 -223 [in Russian].

Pekarska 2011 - Pekarska L. Jewellery of princely Kiev. The Kiev Hoards in the British and the metropolitan museum of art and related material, London, 2011 [in English].

Rybakov 1948 - Rybakov B.A. Remeslo Drevnej Rusi [Craft of Ancient Russia], Moscow, Izdatel'stvo AN SSSR Publ., 1948 [in Russian].

Sedova 1981 - Sedova M.V. Juvelirnye izdelija drevnego Novgoroda (X-XV) [Jewelry of ancient Novgorod (X-XV)], Moscow, Nauka Publ., 1981 [in Russian].

Sidorova 1972 - Sidorova N.A. Iskusstvo jegejskogo mira [Art of the Aegean world], in: Iskusstvo [Art], Moscow, 1972 [in Russian].

Sokrovishha 2005 - Sokrovishha ojkumeny. Pered nashestviem. Istorija mirovoj kul'tury [Treasures of an oykumena. Before invasion. History of world culture], Moscow, Buk Haus Publ., 2005 [in Russian].

Stasov 1887 - Stasov V.V. Slavjanskij i vostochnyj ornament po rukopisjam drevnego i novogo vremeni [Slavic and east ornament according to manuscripts of ancient and modern times], St. Petersburg, 1887 [in Russian].

Todorova 1997 - Todorova S.M. Genezis ornamental'noj tradicii runicheskih kamnej. Klassifikacija ornamentiki na materiale Shvecii XI v. [Genesis of ornamental tradition of runic stones. Classification of a twiddle on material of Sweden XI century], in: Pervye skandinavskie chtenija [First Scandinavian readings], St. Petersburg, Nauka Publ., 1997 [in Russian].

Zhilina 2008 - Zhilina N.V., Makarova T.I. Chern' v dragocennom ubore Drevnej Rusi [Common people in a precious attire of Ancient Russia], in: Drevnerusskij dragocennyj ubor - splav vlijanij i tradicij IX-XIII vv. (Hudozhestvennye stili i remeslennye shkoly) [Old Russian precious attire - an alloy of influences and traditions of the 9-13th centuries. (Art styles and craft schools)], Moscow, IA RAN Publ., 2008, pp. 62-98 [in Russian].

Zhilina 2010 - Zhilina N.V. Istorija drevnerusskogo metallicheskogo ubora IX-XIII vv. [History of an Old Russian metal attire of the 9-13th centuries], in: Slavjano-russkoe juvelirnoe delo i ego istoki: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja rozhdenija Gali Fjodorovny Korzuhinoj [Slavic-and-Russian jewelry and its sources: Materials of the International scientific conference devoted to the 100 anniversary since the birth of Galya Fyodorovna Korzukhina], St. Petersburg, Nestor -Istorija Publ., 2010, pp. 175-198 [in Russian].

Zhilina 2014 - Zhilina N.V. Drevnerusskie klady IX-XIII vv. Klassifikacija, stilistika i hronologija ukrashenij [Old Russian treasures of the 9-13th centuries. Classification, stylistics and chronology of jewelry], Moscow, Knizhnyj dom «LIBROKOM» Publ., 2014 [in Russi an].

Корниенко Алёна Игоревна - Лаборант отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург, Россия). Korniyenko Alyona Igorevna - Laboratory assistant researcher of Department of history of the Russian culture of the State Hermitage (St. Petersburg, Russia). Е-mail: kornienko.job@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.