Научная статья на тему 'Принципы построения менеджмента качества вертикально интегрированной промышленной корпорации'

Принципы построения менеджмента качества вертикально интегрированной промышленной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / REGULATORY DOCUMENTATION / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / СИСТЕМА / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуев Александр Николаевич

В данной статье автор излагает свое видение целесообразности формирования межотраслевой стандартизации и правил организационно-экономических коммуникаций организаций, занятых во взаимоотношениях корпоративного характера на принципах межотраслевого административного управления, что охватывает практически все участки управленческой деятельности, заключается в координации отраслевых систем и приводит к гарантированию согласованного функционирования различных управленческих систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Предлагаемый подход в менеджменте качества позволяет учитывать интересы не только товаропроизводителей различных форм собственности, но и служб всех уровней вертикально интегрированной корпорации, а также интересов населения регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR DESIGNING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN VERTICALLY INTEGRATED INDUSTRIAL CORPORATION

The author presents an original vision of the necessity to develop interdisciplinary standards and rules of organizational and economic communications at organizations involved in corporate relationships on the principles of interdisciplinary administrative governance which cover almost all areas of management and help to coordinate interdisciplinary systems. This will ensure the coordinated functioning of various management systems in economic, socio-cultural and political-administrative areas. The proposed approach to quality management takes into account not only the interests of manufacturers with different forms of ownership but also the services at all levels of vertically integrated corporation as well as public interests in the region.

Текст научной работы на тему «Принципы построения менеджмента качества вертикально интегрированной промышленной корпорации»

6. Покрытан П.А. Теория антикризисного управления: учебно-практ. пособие. М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2007.

7. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman, 1984.

8. Humphreys, Keith C. Crisis Planning: Necessity, Not Luxury // Bank Marketing. v24n6. Jun 1992.

9. Mitroff, Ian I. Crisis management and environ-mentalism: A natural fit // California Management Review Winter. 1994. v36n2.

10. Patterson, Bill. Crises impact on reputation management // Public Relations Journal. Nov 1993. v49n11.

11. Режим доступа: http: / /kad.arbitr.ru/ Card/14343960-12c9-47ab-a857-66aa77d8fc8d

12. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Кризис

13. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/bankrupt/

14. Режим доступа: http://www.telefonica.com/ en/legal_text/declara_accesibilidad.shtml

6. Pokrytan P.A. Theory of crisis management. M.: Centr EAOI, 2007.

7. Freeman R.E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Pitman, 1984.

8. Humphreys, Keith C. Crisis Planning: Necessity, Not Luxury // Bank Marketing. v24n6. Jun 1992.

9. Mitroff, Ian I. Crisis management and environ-mentalism: A natural fit // California Management Review Winter. 1994. V36n2.

10. Patterson, Bill. Crises impact on reputation management / / Public Relations Journal. Nov 1993. V49n11.

11. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/14343960-12c9-47ab-a857-66aa77d8fc8d

12. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Крнзнс

13. URL: http://www.consultant.ru/popular/bank-rupt/

14. URL: http://www.telefonica.com/en/legal_ text/declara_accesibilidad.shtml

УДК 338.24

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ

КОРПОРАЦИИ

PRINCIPLES FOR DESIGNING QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN VERTICALLY INTEGRATED INDUSTRIAL CORPORATION

© Бушуев Александр Николаевич

Alexander N. Bushuyev

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Cand.Sc. (Economics), associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: [email protected]

В данной статье автор излагает свое видение целесообразности формирования межотраслевой стандартизации и правил организационно-экономических коммуникаций организаций, занятых во взаимоотношениях корпоративного характера на принципах межотраслевого административного управления, что охватывает практически все участки управленческой деятельности, заключается в координации отраслевых систем и приводит к гарантированию согласованного

The author presents an original vision of the necessity to develop interdisciplinary standards and rules of organizational and economic communications at organizations involved in corporate relationships on the principles of interdisciplinary administrative governance which cover almost all areas of management and help to coordinate interdisciplinary systems. This will ensure the coordinated functioning of various management systems in economic, socio-cultural and political-administrative areas. The proposed ap-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

функционирования различных управленческих систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Предлагаемый подход в менеджменте качества позволяет учитывать интересы не только товаропроизводителей различных форм собственности, но и служб всех уровней вертикально интегрированной корпорации, а также интересов населения регионов.

Ключевые слова: корпорация, стандартизация, нормативная документация, формирование, система.

Основной задачей управления вертикально интегрированной корпорацией является бюджетирование и контроль деятельности предприятий каждого дивизиона. Главная задача управления по ее технологическим процессам -планирование производства и координация продуктовых потоков с учетом особенностей дислокации бизнес-процессов и влияния на них региональных и локальных нормативных требований.

Принятая в настоящее время для вертикально интегрированной корпорации дивизионализация предполагает наделение управляющей организации следующими обязанностями:

• стратегическое планирование деятельности бизнес-единицы, включая распределение общих финансовых ресурсов;

• идентификация самостоятельных хозяйственных операций внутри бизнес-единицы и ее выделение в виде дивизионов;

• разработка системы контроля над исполнением распоряжений головной организации и стандартов;

• координация работы технологических процессов;

• контроль над деятельностью дивизионов;

• создание централизованных служб, например маркетинговой деятельности по связям с общественностью, корпоративным отношениям и пр.

Состав менеджмента управляющей организации можно условно разделить на два блока: блок стратегического развития и блок управления оперативной производственной деятельностью. В обязанности второго блока входит текущее управление деятельностью дивизионов и процессов. Блок стратегического развития должен включать следующие подразделения:

• отдел стратегического планирования, на который возложены функции разработки стратегических программ и контроля за их выполнением;

• отдел технического развития, который отвечает за разработку программ развития технологий, мероприятий по повышению каче-

proach to quality management takes into account not only the interests of manufacturers with different forms of ownership but also the services at all levels of vertically integrated corporation as well as public interests in the region.

Keywords: corporation, standardization, regulatory documentation, formation, system.

ства продукции, методического обеспечения и стандартизации производственной деятельности;

• отдел по общественно-социальным вопросам, куда входят, например, службы по работе с персоналом, социальному развитию, связям с общественностью;

• отдел маркетинговой и коммерческой деятельности, занимающийся анализом рынков, сбытом продукции, работой с клиентами через сервисные службы;

• отдел по экономике и финансам, включающий главную бухгалтерию, финансовый отдел, службу информационных технологий;

• отдел по корпоративным отношениям, который занимается правовым обеспечением деятельности холдинга, взаимоотношениями с дочерними организациями, разработкой проектов договоров.

Таким образом, в нормативной документации вертикально интегрированной корпорации должны быть реализованы три ключевые принципа структуры управления: выделение управляющей организации, занимающейся стратегическим управлением, контролем и координацией деятельности предприятий холдинга; распределение предприятий холдинга для обеспечения контроля над ними по про-дуктово-технологическим дивизионам, а для осуществления координации их деятельности -по технологическим процессам; создание единого финансово-расчетного центра, главной задачей которого является централизованное управление финансовыми ресурсами вертикально интегрированной корпорации.

Стратегия же формирования СМК в промышленных корпорациях, наряду с постановкой целей, включает в себя и выбор варианта алгоритма реализации базовых корпоративных стандартов [1]. По мнению автора, одновременное использование при этом стандартов ИСО 9001 и 9004 является наилучшим, согласованная реализация положений этих стандартов вызывает необходимость активного использования всех других стандартов, включенных в семейство ИСО серии 9000: на менеджмент конфигурации (ИСО 10007), на

Информационная безопасность регионов. 2014. № 2(15)

системы измерения (ИСО 10012), на менеджмент проекта (ИСО 10006), на документы в области менеджмента (ИСО/ТО 10013), на менеджмент экономики качества (ИСО/ТО 10014), на обучение (ИСО 10015), на аудит (ИСО 19011). Главное условие разработки стратегии внедрения корпоративных стандартов заключается в том, что она должна проходить при непосредственном участии первого руководителя корпорации. Отраслевое и межотраслевое управление представляют собой две формы корпоративного управления. Рациональное их сочетание необходимо на всех уровнях. В то же время при этом требуется достаточно радикальный подход к решению проблемы формирования субъектов исполнительной власти либо на отраслевых, либо на межотраслевых началах, а также к установлению приоритетности тех или иных начал.

Границы и рамки деятельности служб межотраслевого управления вертикально интегрированной корпорации значительно шире, чем у служб отраслевого управления, так как их деятельность имеет функциональный характер и распространяется на все или несколько отраслей управления. В известном смысле межотраслевое управление - это управление общего характера вертикально интегрированной корпорации, поскольку деятельность межотраслевых служб охватывает практически все участки управленческой деятельности вертикально интегрированной корпорации [3].

Надведомственность полномочий межотраслевых служб вертикально интегрированной корпорации заключается в том, что нормативные акты, издаваемые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех служб корпоративного управления, не подчиненных им предприятий, учреждений и организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы. Если придерживаться широкой трактовки межотраслевого управления и служб, осуществляющих управление ими, то совокупность указанных межотраслевых сфер составят экономика, финансы и кредиты; налоговое дело; таможенное дело; статистика; труд; антимонопольная политика; охрана окружающей среды и природных ресурсов; стандартизация и сертификация [2].

Основные задачи межотраслевого управления сводятся к гарантированию согласованного функционирования различных управленче-

ских систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности вертикально интегрированной корпорации. Сущность межотраслевого управления соответственно заключается в координации отраслевых систем. Ее особенность состоит в том, что она осуществляется в отношении к организационно подчиненным объектам управления и затрагивает их самостоятельность. Для субъектов межотраслевого управления определенной сферой деятельности (в отличие от отраслевых служб) является осуществление специализированных межотраслевых функций координационного и регулирующего характера. При этом функциональность их деятельности определяется поставленными перед ними задачами, которые носят внеотраслевой характер.

Основные задачи и функции территориальных служб вертикально интегрированной корпорации определяются исходя из задач и функций соответствующих ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы вертикально интегрированной корпорации, в частности:

• принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов корпоративного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;

• систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.

Использование данной административной схемы в менеджменте качества вертикально интегрированной корпорации позволяет формировать методологическую основу построения современной межотраслевой стандартизации и правил организационно-экономических коммуникаций организаций, занятых во взаимоотношениях вертикально интегрированной корпорации или кластерах.

Материалы поступили в редакцию 21.05.2014 г.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Библиографический список (References)

1. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. Стандартинформ, 2012.

2. ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Стандартинформ, 2003.

3. Гугелев А.В. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3(32).

1. GOST ISO 9001-2011. Quality management system. Requirements. Standartinform, 2012.

2. GOST 1.1-2002 «Interstate system for standardization. Definitions». Standartinform 2003.

3. Gugelev A.V. Intersectoral direction of quality management development in modern economy // Bulletin of the Saratov state socio-economic university. 2010. № 3 (32).

УДК 004.9

РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY SECTOR AS AN INFRASTRUCTURAL BASIS FOR INFORMATION AND NETWORK ECONOMY

© Чумаченко Наталья Эдуардовна

Natalia E. Chumatchenko

кандидат экономических наук, докторант кафедры общей экономической теории, доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО«РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Cand.Sc. (Economics), associate professor, doctoral student of the department of theory of economics, associate professor of the department of marketing and advertising management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается сектор информа-ционно-компьютерны/х технологий. Выявлены специфические черты сектора как инфраструктурного основания информационно-сетевой экономики, влияющие на динамику и характер его развития. Обосновывается важность бизнес-среды для создания благоприятных условий развития сектора информационно-компьютерны/х технологий и целесообразность государственного участия в развитии информационно-компьютер-ны/х технологий.

Ключевые слова: информационно-сетевая экономика, сектор информационно-компьютер-ны/х технологий, сетевые организации.

The paper discusses various aspects of information and computer technologies sector, identifies specific features of information and computer sectors as an infrastructure for information and network economy that influence the dynamics and development of the sector. The author stresses the importance of business environment for creating favorable conditions for the development of the ICT sector and the necessity of state involvement in the development of ICT sector.

Keywords: information and network economy, information and computer technology sector, network organization.

Информационная безопасность регионов. 2014. № 2(15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.