Научная статья на тему 'Принципы полидисциплинарной диагностики резидуально-органических психических расстройств'

Принципы полидисциплинарной диагностики резидуально-органических психических расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буторин Г.Г., Бенько Л.А.

В статье представлены принципы полипрофессионального подхода к диагностике и систематизации резидуально-органических расстройств в детском и подростковом возрасте. Показано, что сложность и многофакторность проблемы требуют особой методологической стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF MULTI-DISCIPLINARY DIAGNOSIS OF RESIDUAL ORGANIC MENTAL DISORDERS

The article presents the principles of polyprofessional approach to diagnosis and systematization of residual organic disorders in childhood and adolescence. It is shown that the complexity and multifactorial nature of the problem require special methodological strategies.

Текст научной работы на тему «Принципы полидисциплинарной диагностики резидуально-органических психических расстройств»

УДК 158.8. ББК 88.48

ПРИНЦИПЫ ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНОЙ ДИАГНОСТИКИ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

БУТОРИНГ.Г., БЕНЬКО Л.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России,г. Челябинск, Россия e-mail: g1966@mail.ru

Аннотация

В статье представлены принципы полипрофессионального подхода к диагностике и систематизации резидуально-органических расстройств в детском и подростковом возрасте. Показано, что сложность и многофакторность проблемы требуют особой методологической стратегии.

Ключевые слова: полипрофессиональный подход, резидуально-органический психосиндром.

Актуальность. Проблема резидуально-органических психических расстройств является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии и клинической психологии. К настоящему времени накоплен богатый материал, уточняющий различные стороны данной проблемы. Вместе с тем, большинство исследователей резюмирует, что психопатология и типология психических расстройств органического генеза в детском возрасте до сих пор вызывает дискуссии, а в обширной литературе по этому вопросу существуют противоположные мнения.

Многообразие специалистов, изучающих проблему, различные подходы к диагностике и систематике до сих пор не позволяют получить достоверные данные о распространенности резидуально-органических психических

расстройств в детском населении. Однако все исследователи указывают на увеличение частоты таких расстройств, объясняя это расширением неблагоприятных этиологических факторов, интенсивностью их воздействий на ранних этапах детства [1, 2; 6]. По некоторым данным нередко у взрослых обнаруживаются психические расстройства, причиной которых является резидуальная церебрально-органическая патология именно раннего возраста [7, 8].

Актуальность проблемы определяется не только распространенностью резидуально-цереброорганических психических расстройств, но и большой вариабельностью их проявлений. Клинический опыт и данные современной литературы позволяют подчеркнуть еще одну сторону этой сложной проблемы. При многообразии патогенных факторов и

полиморфности психопатологической

симптоматики между ними не удалось установить отчетливых закономерных связей. Это свидетельствует в пользу мнения о том, что психопатологическая резидуально-

органическая симптоматика в большинстве случаев неспецифична. Из-за отсутствия четких диагностических критериев выделение резидуально-органических психических

расстройств считается достаточно условным.

Изучение этих расстройств у детей, как удостоверяет Мнухин С.С., началось на границе XIX-XX веков с описания французскими неврологами Brissand и Souques "детских энцефалопатий", а также австрийским неврологом и психиатром Frued S. "детских церебральных параличей" [5].

На последующие исследования органических психических расстройств в детской психиатрии, а позже в детской патопсихологии, существенное влияние оказала концепция психического дизонтогенеза и выделение в его типологии церебрально-органического

варианта. Анализ литературы свидетельствует о существующих до сих пор расхождениях в трактовке психоорганического синдрома как резидуально-цереброорганического состояния, его клинических характеристик, типологии, особенно в детско-подростковом возрасте. Сложность проблемы особенно обозначилась при адаптации МКБ-10 в практическую и исследовательскую деятельность. Отсутствие четких категорий, которые бы адекватно отражали психопатологию этой значимой для детской психиатрии сборной группы расстройств, затрудняет их диагностику и оценку в едином понятийном пространстве.

Результаты многочисленных исследований показали, что комплексные и

сложноструктурированные этиопатогенетические механизмы и

многообразные клинические признаки во многом определяют содержание и протекание психических расстройств резидуально-органического генеза. Их выявление требует более обширных сведений, чем просто определение психопатологических феноменов.

Проведенные научные исследования свидетельствуют о том, что успешность решения диагностических, прогностических и лечебно-реабилитационных задач должны базироваться на комплексе

психодиагностических оценок разных специалистов: психиатров, неврологов, педиатров, психологов, электрофизиологов, педагогов и социальных работников. Вместе с тем, было бы справедливо заметить, что такой полидисциплинарный диагноз, как показывает опыт работы, не должен оказаться на уровне "коллективного" диагноза, который может представить собой лишь "простой конспект собранного фактического материала" [3]. Необходимо, чтобы анализ

полидисциплинарных оценок прошёл через систему взаимосвязей, расшифровывающих общие механизмы, которые определяют последствия лишь закончившегося

цереброорганического заболевания, а диагностика опиралась бы на

полидисциплинарную оценку нарушения функционирования всех уровней:

биологических, физических, психологических, социальных.

При таком полидисциплинарном изучении резидуально-органических психических

расстройств должно приниматься во внимание качественные (понятийные) и количественные оценки результатов исследования

специалистами различных дисциплин с позиций онтогенетического (эволюционно-

динамического) аспекта, позволяющие раскрыть роль биологического и социального в процессе формирования психических расстройств резидуально-органического генеза в детском возрасте. Результаты многих исследований, по признанию самих авторов, нуждаются в уточнении как их методологической базы, так и клинико-диагностических методов. Сложность и многофакторность проблемы требуют особой методологической стратегии. В этой связи в последние годы был разработан и успешно

апробирован соответствующий системный теоретико-методологический подход, который опирается на общенаучный метод оценки всех факторов, влияющих на изучаемое явление -системный полидисциплинарный подход. Главными принципами, лежащими в его основе, являются:

- развиваемая на современном этапе концепция полидисциплинарной оценки диагноза, базирующаяся на выявлении всех факторов биологического и социального порядка, участвующих в формировании психопатологических проявлений, и положение Выготского Л.С. в психологии об интегрированной деятельности разных специалистов через систему взаимосвязи, обосновывая общие механизмы, которые определяют нарушения поведения, познавательной деятельности, а также характер психических и поведенческих расстройств через биопсихосоциальную модель;

- принцип многоосевой классификационной системы, основанной, главным образом, на диагностических критериях психиатрической систематики - МКБ-10;

- принцип периодизации нервно-психического реагирования в условиях патологии, основанный на возрастных этапах психического (психологического) развития, расшифровывающих общие закономерности онтогенеза и дизонтогенеза.

Основоположники многих концепций в детской и подростковой психиатрии указывают, что эта закономерность сохраняет свою силу как в условиях здоровья, так и в условиях болезни, особенно психической, взаимодействуя с процессами растущего и постоянно развивающегося организма, не закончившего еще своего онтогенетического развития [4, 10].

Сухарева Г.Е. считала, что личностное созревание ребенка, особенности его формирующегося сознания и самосознания, структуры деятельности, усложнения его познавательных функций, качественное изменение его эмоций нельзя отнести непосредственно к анатомо-физиологическим особенностям, в то же время отмечала, что отрицать роль этих особенностей как одного из условий заболеваний было бы неправильным, "...это бы не соответствовало жизненной правде и противоречило бы эволюционно-биологической концепции о развитии болезни" [9]. Сухарева Г.Е. подчеркивает, что возрастные особенности играют ведущую роль в

формировании клинической картины болезни. Более того они во многом определяют и тип развития болезни и возможности компенсаторных механизмов. Именно это лежит в основе многообразных и разнотипных проявлений одного и того же патологического состояния на различных этапах его развития. В картине болезни наряду с основными признаками наблюдаются и другие синдромы, относящиеся не столько к нозологической природе болезни, сколько к особому типу реагирования нервной системы, характерному для данной фазы развития. Эти признаки Сухарева Г.Е., а затем и Ковалёв В.В. обозначают как "преимущественные синдромы детского возраста". По их мнению, возрастной фактор с его особенностями возрастной реактивности отражает лишь особую восприимчивость к различным патогенным агентам и может рассматриваться как фактор, предрасполагающий к психическим

заболеваниям.

Изучение резидуально-органических

психических расстройств позволило уточнить

некоторые положения отдельных клинических аспектов резидуальных психопатологических расстройств и разработать "Карту оценки признаков резидуально-органического

психосиндрома по степени тяжести". " Карта оценки..." имеет 8 блоков, в которые включены показатели биопсихосоциальных факторов как постоянно действующих условий, оказывающих существенное и определенное влияние на формирование резидуально-органического психосиндрома. Карта предназначалась для использования главным образом в научно-исследовательских и образовательных целях. Для практического применения была создана короткая версия карты - "Диагностическая программа обследования".

Таким образом, изучение резидуально-органической патологии требует дальнейшей разработки этой сборной группы нервно-психических расстройств, имеющих большую теоретическую и практическую значимость для детской и подростковой психиатрии.

Список литературы

1. Бенько Л.А. Органическое астеническое расстройство в структуре резидуально-органического психосиндрома в детском возрасте: автореф. дисс. ...канд. мед. наук Оренбургская государственная медицинская академия. Оренбург, 2004. - С. 10.

2. Буторин Г.Г. Синдром детской невропатии: содержание, критерии и принципы диагностики. // Сибирский психологический журнал. - 2015. - №56. - С. 109-121.

3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства: Собр. соч. в 6 т. Т. 5 / Л.С. Выготский. -М.: Медицина, 1983. - С. 145-146.

4. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. Изд. 2-е /В.В. Ковалев. - М. : Медицина, 1995. - 560 с.

5. Мнухин С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей: труды Лен. Педиатрического мед. ин-та. /Под ред. С.С. Мнухина. Т. 51 / С.С. Мнухин. - Л., 1968. - С. 5-22.

6. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников / Т.Н. Осипенко. - М.: Медицина, 1996. - 289 с.

7. Пивень Б.Н. Сочетанные формы психической патологии /Б.Н. Пивень. - Новосибирск: Наука, 2003. - 125 с.

8. Ретюнский К.Ю. Системные расстройства детского и подросткового возраста: дис. ... докт. мед. наук / К.Ю. Ретюнский. - Томск, 2003. - 387 с.

9. Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов. - Журн. невропатол. и психиатр. / Г.Е. Сухарева. - 1970. - Т. 70, вып. 10. - С. 1513-1577.

10. Ушаков Г.К. Детская психиатрия: учебник для педиатр. мед. ин-тов /Г.К. Ушаков. -М.: Медицина, 1973. - 392 с.

THE PRINCIPLES OF MULTI-DISCIPLINARY DIAGNOSIS OF RESIDUAL ORGANIC

MENTAL DISORDERS

BUTORING.G., BENKOL.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: g1966@mail.ru

Abstract

The article presents the principles of polyprofessional approach to diagnosis and systematization of residual organic disorders in childhood and adolescence. It is shown that the complexity and multifactorial nature of the problem require special methodological strategies.

Keywords: polyprofessional approach, residual-organic psychosyndrome.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.