ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОМ АГЕНТСТВЕ РОССИИ
П.А. Воробьев1' 2, А.С. Самойлов1, Д.Н. Дугин1, А.Е. Пименова1, Л.С. Краснова1' 2, А.П. Воробьев2' 3
1 ФГБУ ГНЦ Федеральный медико-биологический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва, Россия
2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет), Москва, Россия
3Межрегиональная общественная организация «Общество фармакоэкономических исследований», Москва, Россия
Проведен анализ принципов деятельности системы по оценке медицинских технологий (ОМТ), созданной в Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) России. Анализ выполнен с использованием подхода Международной рабочей группы по развитию ОМТ. Данная система реализует в своей деятельности основные ключевые принципы оценки медицинских технологий.
Ключевые слова: оценка медицинских технологий, ФМБА России, принципы
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
THE PRINCIPLES OF HEALTH TECHNOLOGY ASSESSMENT IN THE FMBA OF RUSSIA
I*. Vorobiev1' 2, A. Samoylov1, D. Dugin1, A. Pimenova1, L. Krasnova1' 2, A. Vorobiev2' 3
1 State scientific center of the FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia;
2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University;
3 Russian Society for Pharmacoeconomics and Outcomes Research
There has been conducted the analysis of the principles of the system of health technology assessment created in the Federal medical-biological Agency (FMBA) of Russia. The analysis is performed using the approach of the International working group for HTA development. This system implements in its activities the key principles of health technology assessment.
Keywords: principles, health technology assessment, FMBA of Russia
Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Правительства многих стран мира уже более 15 лет используют институт ОМТ для обоснования принятия управленческих решений и повышения доступности новых методов диагностики и лечения заболеваний в качестве механизма оптимизации затрат в системе здравоохранения. В России ОМТ начала внедряться с конца 90-х годов XX века [1]. В настоящее время оценку медицинских технологий в России проводят немало организаций. В ФМБА России сформирован Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (далее Совет), занимающийся ОМТ. В мире разработаны основополагающие принципы создания систем ОМТ, их воспроизводимость в условиях России является важнейшим фактором интеграции в международный мейнстрим.
Орегонский центр научно обоснованной политики в области здравоохранения признал наиболее важными методическими подходами в деятельности агентств ОМТ независимость его деятельности, прозрачность процесса выработки решений, обеспечение научной обоснованности доказательств и обеспечение использования подготовленных рекомендаций [2].
Международная рабочая группа по развитию ОМТ предложила 15 ключевых принципов совершенствования проведения ОМТ в агентствах (таблица), объединив их в 4 группы: структура программ, методы, процессы проведения и использование в принятии решений [3].
Международная рабочая группа по развитию ОМТ провела опрос экспертов из 14 национальных агентств, что позволило выделить наиболее важные принципы ОМТ: четко определенные цели и сфера деятельности агентства, принятие во внимание доказательств, самыми важными — беспристрастность и прозрачность процесса принятия решения [4].
Результаты выполненного в Латинской Америке исследования показали, что все 15 принципов получили оценку от 8,3 до 9,2 баллов по 10-балльной шкале полезности и от 3,2 до 4,9 в рейтинге текущего использования. При этом наибольшее несоответствие между оценкой важности и реальным применением отмечено у принципов 3 и 4 групп (таблица). Страны с более развитыми системами ОМТ имели более высокие оценки по шкале текущего использования ключевых принципов [5].
Рассмотрим подробно реализацию описанных выше принципов в работе Совета.
Принцип 1. Основными параметрами проводимой Советом оценки являются доказанная эффективность и экономическая целесообразность [6]. Цель проведения ОМТ определена как трансфер инновационных медицинских технологий в практическое здравоохранение. К области ОМТ относятся отечественные новые медицинские технологии, создающие возможность импорто-замещения лекарственных средств и медицинских изделий, инновационные технологии, новые медицинские технологии, разработчиками кото -рых выступают подведомственные организации ФМБА России, медицинские технологии по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития медицинской науки и орфанные медицинские технологии. Объем ОМТ включает оценку безопасности, качества и эффективности медицинской технологии, а также клинико-эко-номическую оценку [7]. По результатам проведенной ОМТ Совет принимает решение рекомендовать или не рекомендовать технологию к внедрению [8]. Возможен и третий вариант — рекомендация проведения дополнительных исследований [7].
Принцип 2. В основу работы Совета положены принципы гласности, прозрачности, независимости, объективности, профессиональной компетентности и доступности полученных результатов и знаний в профессиональной среде [9]. Правила оценки и внедрения инноваций (далее Правила) максимально обеспечивают выполнение указанных принципов.
Используется несколько механизмов обеспечения объективности оценки. Во-первых, члены Совета, члены рабочей комиссии и привлеченные эксперты подписывают декларацию об отсутствии конфликта интересов. Специалисты, осуществляющие научную экспертизу заявки и имеющие конфликт интересов, исключаются из процесса проведения научной экспертизы. Члены рабочей комиссии и президиума Совета с наличием конфликта интересов по оцениваемой технологии отстраняются от голосования при принятии решения. Любой участник процесса, предоставивший недостоверную информацию или не представивший информацию о наличии конфликта интересов, отстраняется от дальнейшего участия в деятельности по ОМТ, а решение, принятое при его участии, подлежит пересмотру.
Принципы проведения оценки медицинских технологий [3]
№ Принцип Суть принципа
Структура программ ОМТ
1 Цель и область ОМТ должны быть четкими и адекватными для их использования Подробный рамочный документ должен быть разработан до начала процесса ОМТ, с широким, междисциплинарным привлечением заинтересованных сторон. Документ должен быть направлен на определение вопросов, которые будут рассматриваться при ОМТ, плюс связь между ОМТ и любыми решениями по поводу использования технологии
2 ОМТ должна быть непредвзятой и прозрачной Принимая во внимание изначально сложный и спорный характер решений, основанных на ОМТ, и их важность для многочисленных лиц, принимающих решения, и заинтересованных сторон, процесс ОМТ лучше всего проводить независимо от органа, который будет в конечном итоге отвечать за принятие, оплату и выполнение решений ОМТ. Кроме того, процесс ОМТ и подробное обоснование, на основании которых даются рекомендации и принимаются решения, должны быть прозрачны
3 ОМТ должна включать все соответствующие технологии Поскольку потенциально недостаточная эффективность может быть у любых видов медицинской помощи, все медицинские технологии должны быть возможными кандидатами на ОМТ. В противном случае принятие решений, касающихся использования ресурсов, может быть искажено
4 Должна существовать четкая система определения приоритетов для ОМТ Должен быть четко описан процесс для расстановки приоритетов и выбора тем ОМТ. Потому что в ситуациях, когда оцениваются не все технологии, будут искажения в принятии решений об инвестировании и использовании ресурсов
Методы ОМТ
5 ОМТ должна включать соответствующие методы для оценки затрат и выгод Разработка и последовательное внедрение строгих аналитических методов требуется для того, чтобы вызвать у заинтересованных сторон и общественности доверие к процессу и его результатам. Это требует прозрачности процесса и методов ОМТ, а также наличия специалистов с клинической и междисциплинарной подготовкой
6 ОМТ должна рассматривать широкий круг доказательств и результатов ОМТ требует использования данных из экспериментальных, квазиэкспериментальных, наблюдательных и качественных исследований, объединения как конечных, так и суррогатных показателей, и оценки дополнительного воздействия и компромиссов между многочисленными клиническими, экономическими и социальными результатами в клинически значимых группах населения
7 При проведении ОМТ должны учитываться интересы всех заинтересованных сторон ОМТ должна занимать широкую социальную точку зрения для того, чтобы улучшить эффективность и общественную выгоду, выявить и избежать потенциально искаженных клинических решений и линий поведения в области здравоохранения в результате принятия более узкой точки зрения, используемой различными заинтересованными сторонами системы здравоохранения
8 ОМТ должна четко характеризовать неопределенность сделанных оценок Все данные являются несовершенной оценкой базовых распределений, которые содержат разнообразные ошибки. Все аналитические методы могут иметь предвзятость и ограничения. Таким образом, требуется тщательный анализ чувствительности для определения достоверности результатов ОМТ и выводов. Ограничения анализа всегда должны быть отмечены
9 ОМТ должна рассматривать и решать вопросы обобщения и переносимости результатов Обязательным является изучение обобщения и переносимости результатов ОМТ на клинически значимые группы и политически значимые аспекты с учетом естественной изменчивости заболевания, ответной реакции на вмешательство и исходов по пациентам, группам населения, поставщикам услуг, местам оказания медицинской помощи и системам здравоохранения
Процессы проведения ОМТ
10 При проведении ОМТ должны активно привлекаться все ключевые группы заинтересованных сторон Это может привести к более высокому качеству оценки технологии, более широкому признанию и увеличению шансов на внедрение. Более того, открытый процесс повысит прозрачность и доверие, так как заинтересованные стороны в процессе ОМТ выработают более четкое понимание используемых критериев и стандартов
11 При проведении ОМТ следует активно проводить поиск всех доступных данных Лица, проводящие ОМТ, должны активно искать все доступные данные как конфиденциальные, так и открытые. В ситуации, когда используются конфиденциальные данные, конфиденциальность должна быть максимально четко указана, в то же время необходимо предпринять усилия, чтобы сделать их общедоступными в интересах обеспечения прозрачности и укрепления понимания и доверия при принятии решений
12 Необходимо отслеживать реализацию результатов ОМТ Внедрение результатов ОМТ необходимо отслеживать как для уверенности в том, что первоначальные инвестиции в проведение ОМТ являются полезными, так и для того, чтобы убедиться, что результаты реализуются честно и беспристрастно
Окончание таблицы
№ Принцип Суть принципа
Использование ОМТ в принятии решений
13 ОМТ должна быть своевременной ОМТ должна проводиться тогда, когда ее результаты могут повлиять на ключевые решения в области распространения и использования медицинских технологий, и оценки должны соблюдать временные рамки. Для достижения этой цели требуется своевременное проведение исследований производителями и другими сторонниками технологии, а, в отдельных случаях, требуется ограниченное возмещение затрат в зависимости от набора в исследование для информирования о безопасности, эффективности и экономичности
14 Результаты ОМТ должны быть надлежащим образом доведены до различных лиц, принимающих решения Учитывая многочисленность аудиторий, заинтересованных в результатах ОМТ, должны быть разработаны эффективные коммуникационные стратегии для удовлетворения запросов различных пользователей
15 Связь между результатами ОМТ и процессом принятия решений должна быть прозрачной и четко определенной Необходимо четко различать проведенную ОМТ и принятое на ее основе решение. Связь между оценкой и решением будет неодинаковой в различных ситуациях, но во всех случаях она должна быть прозрачной
Во-вторых, используется механизм разбиения этапов оценки между разными исполнителями. Поиск информации проводят эксперты, которые не участвуют в принятии решения и не взаимодействуют с заявителем. Подготовка проекта отчета на основании найденной информации проводится членами рабочей группы. А решение принимается на заседании Президиума Совета с учетом результатов публичного обсуждения проекта отчета [7, 9].
Прозрачность достигается публикацией на сайте Совета информации о составе комиссии и всего процесса ОМТ, а также результата рассмотрения заявки. Это позволяет заявителю дать мотивированный отвод любому специалисту, назначенному в рабочую комиссию, в том числе из-за возможного конфликта интересов. Кроме того, предусмотрено публичное обсуждение проекта отчета по ОМТ [7, 9].
Принцип 3. На оценку в Совет принимаются зарегистрированные в установленном порядке в РФ, а также находящиеся на различных стадиях разработки медицинские технологии и методы диагностики и лечения [7, 9].
Принцип 4. Критерии приоритетности заявок и отбора тем ОМТ в Правилах отсутствуют. Есть упорядоченный перечень подлежащих оценке технологий [7], что может быть использовано, при необходимости, Советом для установления приоритетов по рассмотрению заявок.
Принцип 5. Оценка медицинской технологии проводится в соответствии с утвержденными Советом Правилами и Национальным стандар-
том РФ «Оценка медицинских технологий. Общие положения» (ГОСТ Р 56044—2014) (далее Национальный стандарт ОМТ) [9].
Принцип 6. Национальный стандарт ОМТ предполагает использование широкого перечня источников информации и показателей, хотя и рекомендует использовать окончательные критерии оценки результатов [10]. Для учета различных уровней доказательности разных типов исследований используются интегральные шкалы клинической и клинико-экономической оценки медицинской технологии (приложение № 4 к Правилам) [11].
Принцип 7. У Совета есть право запрашивать и получать от органов государственной власти и иных организаций необходимую информацию, а также приглашать на заседания Совета заинтересованных лиц [8]. В состав рабочих комиссий могут входить привлеченные специалисты различных направлений [8]. Отчет рабочей комиссии размещается на сайте Совета http://hta-fmbc.ru для публичного обсуждения, в котором может принять участие любое лицо. По завершении публичного обсуждения готовится отчет о его результатах, который также публикуется на сайте. В данном отчете фиксируются решения рабочей комиссии по поступившим предложениям с обоснованием. Отчет о результатах публичного обсуждения вместе с отчетом рабочей комиссии передаются в Президиум Совета для принятия окончательного решения [7].
Принцип 8. Национальный стандарт ОМТ указывает на необходимость оценки неопределен-
ности только при выполнении клинико-экономи-ческого анализа [10]. Согласно Национальному стандарту ОМТ, при формулировке рекомендаций по результатам ОМТ должны быть указаны: популяция людей, в которой рекомендуется применение технологии, показания к ее применению, уровень убедительности доказательств, причем из текста отчета должно быть ясно, что послужило основой для формирования той или иной рекомендации [10]. Данные требования, на наш взгляд, учитывают влияние неопределенностей и ограничений на результаты ОМТ.
Принцип 9. В настоящее время не реализован.
Принцип 10. Привлечение всех заинтересованных сторон осуществляется, во-первых, включением в рабочие комиссии специалистов различных направлений [8]. Во-вторых, публичным обсуждением отчета рабочей комиссии на сайте Совета и представлением в Президиум Совета отчета по результатам публичного обсуждения [7].
Принцип 11. В ходе научной экспертизы специалисты проводят активный поиск информации об оцениваемой технологии в российских и зарубежных базах данных [7, 9]. Но поиск конфиденциальных и неопубликованных результатов исследований не проводится.
Принцип 12. В настоящее время не реализован.
Принцип 13. ОМТ проводится по заявке заинтересованного лица. Установлены четкие сроки проведения ОМТ. Однако, так как инициатива в проведении ОМТ исходит от заинтересованного лица, то и своевременность оценки целиком зависит от заявителя.
Принцип 14. Информирование о результатах проведенной ОМТ осуществляется следующими способами: путем размещения отчета на сайте Совета и рассылки уведомления зарегистрированным на сайте специалистам; организацией выступлений и докладов на профессиональных конференциях и симпозиумах; включением информации в образовательные циклы при прохождении медицинскими работниками программ повышения квалификации или переподготовки [7]. Примерами являются представленные на сайте итоги двух проведенных ОМТ [12], а также информация еще о трех находящихся на рассмотрении заявках [13]. Результаты ОМТ также докладывались на заседаниях Высшей школы Терапии МГНОТ 01 февраля 2016 г. и 30 мая 2016 г. [14, 15]
и на пленуме МОООФИ в рамках конгресса «Человек и лекарство» 12 апреля 2016 г. [16]
Принцип 15. Окончательное решение по результатам ОМТ принимается на заседании президиума Совета. Связь между оценкой и решением четко определена в Правилах [11]. Имеющиеся примеры законченных ОМТ подтверждают прозрачность принятия решений [12].
Анализ ключевых принципов совершенствования проведения ОМТ в агентствах показал, что из 15 ключевых принципов в системе ОМТ ФМБА России реализованы 10. Не реализованы принципы 4, 9, 11, 12 и 13. Сами авторы ключевых принципов признают, что часть принципов могут не относится к основным обязанностям агентств по ОМТ [4]. На наш взгляд, это касается и принципов 12 и 13. Согласно данным Международной группы по развитию ОМТ, из 14 опрошенных агентств принцип 12 поддержали только 3, а имплементировало только 1 агентство. Принцип 13 поддерживает 13 агентств, а реализует всего 5 [4]. Опрос агентств Латинской Америки дает похожую картину [5]. Данные принципы направлены на повышение эффективности применения оцениваемой медицинской технологии. На наш взгляд, их реализация — это зона ответственности заказчика проведения ОМТ. Их реализация агентством по ОМТ зависит от степени связи агентства с принятием решений в области политики здравоохранения. Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения по степени такой связи разделит агентства на две группы — тесно связанные с процессом принятия решений и имеющие к нему отдаленное отношение [17]. Соответственно указанные принципы актуальны только для агентств первого типа. Совет относится ко второму типу. Такой подход позволяет сделать оценку максимально открытой и доступной для различных заказчиков, а также позволяет сохранять Совету независимость в глазах общественности и медицинских работников.
Принцип 4, по данным Международной группы по развитию ОМТ, поддерживается 9, а реализован 5 агентствами [4]. Данные проведенного исследования в Латинской Америке свидетельствуют как о высокой релевантности, так и о достаточно высокой реализации данного принципа [5]. Отсутствие четкой системы приоритетов тем для ОМТ ставит всех заказчиков (и все технологии) в равные условия, что способствует непред-
взятости ОМТ. С другой стороны, в условиях ограниченных ресурсов отсутствие системы приоритетов чревато затягиванием проведения ОМТ.
Принцип 9 поддерживается только половиной агентств, а реализован только 2 агентствами [4]. Среди агентств Латинской Америки данный принцип находится на 7-м месте по релевантности и на 9-м месте по реализуемости [5]. Указан -ный принцип призван сэкономить затраты на проведение ОМТ. Перед проведением ОМТ всегда формулируются вопросы по оцениваемой медицинской технологии. В них в том числе указывается, для каких категорий населения и клинических условий проводится оценка. В случае отсутствия таких условий ОМТ должна затрагивать практические варианты и рассматривать результаты, значимые для людей, принимающих решения о медицинской помощи [18]. Перенесение результатов проведенной оценки на другие клинические группы, условия применения технологии и иные значимые аспекты — вопрос тех лиц, которые решили воспользоваться результатами проведенной оценки.
Применение принципа 11 различается среди международных агентств по ОМТ. Некоторые из них используют все доступные данные, включая конфиденциальные и неопубликованные, в то время как другие (например, NICE) исключают подобную информацию из публикуемых версий своих оценок [3]. В исследовании Международной группы по развитию ОМТ поддержали данный принцип 12, а реализовали в своей деятельности только 8 агентств [4]. Похожая картина наблюдается среди агентств Латинской Америки [5]. Данный принцип конфликтует с принципом прозрачности [3]. Отсутствие реализации этого принципа в работе Совета говорит о том, что приоритет отдается принципу прозрачности ОМТ. Использование общедоступных данных повышает прозрачность и доверие к проведенной оценке. Обратной стороной является возможная необъективность, связанная с использованием только общедоступных данных.
Принципы имеют разную значимость. Наиболее важными признаются принципы первый, шестой и второй [4, 5]. Механизмы осуществления данных принципов Советом были описаны выше.
Прозрачность и независимость процесса ОМТ считается фундаментальным принципом [2]. Весь процесс ОМТ должен быть открытым для
публики путем предоставления информации о том, как осуществляются ключевые аспекты программ ОМТ. Также строго рекомендуется выкладывать на сайты агентств описание пошаговой технологии конкретного исследования и отчеты о проведенной оценке и организовывать публичные дискуссии по принятым рекомендациям [19]. В работе Совета реализации принципа прозрачности уделено наибольшее внимание и усилия, предусмотрено несколько механизмов обеспечения прозрачности и объективности оценок.
В целом, результаты проведенного анализа показали, что в работе системы ОМТ ФМБА России полностью реализованы все основные принципы, необходимые для проведения ОМТ на современном международном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьев П.А., Кобина С.А., Вялков А.И., Сквирская Г.П., Катлинский А.В., Майер Г., Кузин В.Ф., Новолод-ский В.М. Клинические и экономические обоснования при создании протоколов ведения больных. В кн.: Воробьев А.И., Буевич Е.И. Проблемы физиологии и патологии системы гемостаза. Барнаул. 2000: 319—333.
2. Pinson N., Thielke A., King V. Health technology assessment. Center for Evidence-based Policy. Portland; 2011.
3. Drummond M.F. et al. Key principles for the improved conduct of health technology assessments for resource allocation decisions. International journal of technology assessment in health care. 2008; 24(3): 244—258.
4. Neumann P.J. et al. Are Key Principles for improved health technology assessment supported and used by health technology assessment organizations? International journal of technology assessment in health care. 2010; 26 (1): 71—78.
5. Pichon-Riviere A. et al. Health technology assessment for resource allocation decisions: Are key principles relevant for Latin America? International journal of technology assessment in health care. 2010; 26 (4): 421—427.
6. Система оценки и стандартизации медицинских технологий ФМБА России / О системе. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/o-sisteme. Ссылка активна на 08.07.2016.
7. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА РФ. Правила оценки и внедрения инноваций. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/doc-uments/pravila_ocenki_i_vnedreniya_innovaciy.pdf Ссылка активна на 08 07 2016.
8. Положение о Совете по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/ polozhenie_o_sovete_po_innovaciyam.pdf. Ссылка активна на 05.08.2016.
9. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА РФ. Методология и процедура оценки. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/metodologiya-i-procedura-ocenki. Ссылка активна на 08.07.2016.
10. Национальный стандарт РФ. ГОСТ Р 56044—2014. Оценка медицинских технологий. Общие положения. Москва: Стандартинформ; 2014. Доступно по: http:// hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/gost_r_56044-
2014_-_ocenka_medicinskih_tehnologiy.pdf. Ссылка активна на 08.07.2016.
11. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА РФ. Интегральные шкалы клинической и клинико-экономической оценки медицинской технологии при проведении экспертизы. Доступно по: http:// hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/prilozhenie_4_ k_pravilam.pdf. Ссылка активна на 05.08.2016.
12. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА РФ. Отчеты по оценке медицинских технологий. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/reports. Ссылка активна на 09.08.2016.
13. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА РФ. Заявки на рассмотрении. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/. Ссылка активна на 09.08.2016.
14. Дугин Д.Н. Применение Фостера для лечения бронхиальной астмы. МГНОТ, 30.05.2016. Доступно по: http://mgnot.ru/mods/video.php?mod1=video1605301. Ссылка активна на 09.08.2016.
15. Дугин Д.Н. Применение препаратов Анаферон, Арби-дол, Ингавирин и Кагоцел при профилактике и лечении гриппа и ОРВИ. МГНОТ, 01.02.2016. Доступно по: http://mgnot.ru/mods/video.php?mod1=video1602011. Ссылка активна на 09.08.2016.
16. Дугин Д. Н. Запись трансляций пленума МОООФИ. МОООФИ, 12.04.2016. Доступно по: http://www. rspor.ru/index.php?mod1=congress/pl2016online. Ссылка активна на 09.08.2016.
17. Garrido M.V. et al. Оценка медицинских технологий и формирование политики здравоохранения в странах Европы. Современное состояние, проблемы и перспективы. Серия исследований Обсерватории. 2010; 14.
18. Higgins J.P.T., Green S. (editors). Cochrane Handbook for Systematic Reviews of Interventions Version 5.1.0 [updated March 2011]. The Cochrane Collaboration; 2011.
19. Воробьев К.П. Национальные агентства оценки технологий здравоохранения в экономически развитых странах. Украинский медицинский журнал. 2013; 94 (2): 162—172.
20. Goodman C. HTA 101. Introduction to Health Technology Assessment. Bethesda, MD: National Library of Medicine, National Information Center on Health Services Research and Health Care Technology, 2004.
21. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА России. Отчет по оценке медицинской технологии. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/sites/de-fault/files/documents/prilozhenie_2_k_pravilam.pdf. Ссылка активна на 05.08.2016.
22. Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бур-назяна ФМБА России. Вакцинация от гриппа. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/applications/00501-2016. Ссылка активна на 09.08.2016.
Поступила 10.03.2017 Принята к опубликованию 31.03.2017
REFERENCES
1. Vorobiev P.A., Kobina S.A., Vyalkov A.I., Skvirskaya G.P., Katlinsky A.V., Mayer G., Kuzin V.F., Novolodskiy V.M. Clinical and economic grounds for the creation of patient management protocols. In the book: Vorobiev AI, Buevich EI. Problems of physiology and pathology of hemostasis system. Barnaul. 2000: 319—333. (in rus)
2. Pinson N., Thielke A., King V. Health technology assessment. Center for Evidence-based Policy. Portland; 2011.
3. Drummond M.F. et al. Key principles for the improved conduct of health technology assessments for resource allocation decisions. International journal of technology assessment in health care. 2008; 24 (3): 244—258.
4. Neumann P.J. et al. Are Key Principles for improved health technology assessment supported and used by health technology assessment organizations? International journal of technology assessment in health care. 2010; 26 (1): 71—78.
5. Pichon-Riviere A. et al. Health technology assessment for resource allocation decisions: Are key principles relevant for Latin America? International journal of technology assessment in health care. 2010; 26 (4): 421—427.
6. The system of health technology assessment and standardization of FMBA of Russia/About. Available at: http://hta-fmbc.ru/o-sisteme. Accessed on 08.07.2016. (in rus: Система оценки и стандартизации медицинских технологий ФМБА России / О системе. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/o-sisteme. Ссылка активна на 08.07.2016.)
7. The Council for Innovation of State scientific center FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. Rules for assessment and implementation of innovations. Available at: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/docu-ments/pra vila_ocenki_i_vnedreniya_innovaciy.pdf. Accessed on 08.07.2016. (in rus: Совет по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ. Правила оценки и внедрения инноваций. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/pravila_ ocenki_i_vnedreniya_innovaciy.pdf. Ссылка активна на 08.07.2016.)
8. The Regulation on the Council for Innovation of State scientific center FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. Available at: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/ polozhenie_o_sovete_po_innovaciyam.pdf. Accessed on 05.08.2016. (in rus: Положение о Совете по инновациям ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. Доступно по: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/docu-ments/polozhenie_o_sovete_po_innovaciyam.pdf. Ссылка активна на 05.08.2016.)
9. The Council for Innovation of State scientific center FM-BC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. The methodology and procedure of assessment. Available at: http://hta-fmbc.ru/metodologiya-i-procedura-ocenki. Accessed on 08.07.2016. (in rus).
10. National standard of the Russian Federation. GOST R 56044—2014. Health technology assessment. General provisions. Moscow: Standartinform; 2014. Available at: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/gost_r_ 56044-2014_-_ocenka_medicinskih_tehnologiy.pdf. Accessed on 08.07.2016. (in rus.)
11. The Council for Innovation of State scientific center FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. The integral scale of clinical and pharmacoeconomic health technology assessment during the examination. Available at: http://hta-fmbc.ru/sites/default/files/docu-ments/prilozhenie_4_k_pravilam.pdf. Accessed on 05.08.2016. (in rus.).
12. The Council for Innovation of State scientific center FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. Health technology assessment's reports. Available at: http://hta-fmbc.ru/reports. Accessed on 09.08.2016. (in rus.).
13. The Council for Innovation of State scientific center FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. Applications under consideration. Available at: http://hta-fmbc.ru/. Accessed on 09.08.2016. (in rus.)
14. Dugin D.N. Using Foster for treatment bronchial asthma. MGNOT, 30.05.2016. Available at: http://mgnot.ru/mods/ video.php?mod 1 =video 1605301. Accessed on 09.08.2016. (in rus.).
15. Dugin D.N. The use of Anaferon, Arbidol, Ingavirin and Kagocel for the prevention and treatment of influenza and acute upper respiratory tract viral infections. MGNOT, 01.02.2016. Available at: http://mgnot.ru/mods/video.php? mod1=video1602011. Accessed on 09.08.2016. (in rus.).
16. Dugin D.N. Recording broadcasts of RSPOR plenary meeting. RSPOR, 12.04.2016. Available at: http://www. rspor.ru/index.php?mod1=congress/pl2016online. Accessed on 09.08.2016. (in rus.).
17. Garrido M.V. et al. Health technology assessment and health policy-making in Europe: current status, challenges and potential. — WHO Regional Office Europe, 2008. — № 14. (in rus.).
18. Higgins J.P.T., Green S. (editors). Cochrane Handbook for Systematic Reviews of Interventions Version 5.1.0 [updated March 2011]. The Cochrane Collaboration; 2011.
19. Vorobiev K.P. National agencies for health technology assessment in economically developed countries. Ukrainian medical journal. 2013; 94 (2): 162—172. (in rus.).
20. Goodman C. HTA 101. Introduction to Health Technology Assessment. Bethesda, MD: National Library of Medicine, National Information Center on Health Services Research and Health Care Technology, 2004.
21. The Council for Innovation of State scientific center FM-BC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. Report on health technology assessment. Available at: http:// hta-fmbc.ru/sites/default/files/documents/prilozhenie_2_k_ pravilam.pdf. Accessed on 05.08.2016. (in rus.).
22. The Council for Innovation of State scientific center FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. Vaccination against influenza. Available at: http://hta-fm-bc.ru/applications/00501-2016. Accessed on 09.08.2016. (in rus.).
Received 10.03.2017 Accepted 31.03.2017
Сведения об авторах:
Воробьев Павел Андреевич — д-р мед. наук, профессор, зав. лаборатории оценки и стандартизации медицинских технологий ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. 123098, Москва, Живописная, 46. Тел. (499) 190-94-78. E-mail: [email protected]
Самойлов Александр Сергеевич — д-р мед. наук, доцент, генеральный директор ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. 123098, Москва, ул. Маршала Новикова, д. 23. Тел. (499) 190-95-00. E-mail: [email protected]
Дугин Данила Николаевич — канд. мед. наук, научный сотрудник лаборатории оценки и стандартизации медицинских технологий ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. 123098, Москва, Живописная, 46. Тел. (499) 190-94-78. E-mail: [email protected]
Пименова Анна Евгеньевна — канд. экон. наук, научный сотрудник Лаборатории оценки и стандартизации медицинских технологий ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России. 123098, Москва, Живописная, 46. Тел. (499) 190-94-78. E-mail: [email protected]
Краснова Любовь Сергеевна — канд. мед. наук, заведующий учебной частью кафедры гематологии и гериатрии ИПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2. Тел.: 8 (495) 225-83-74. E-mail: [email protected]
Воробьев Андрей Павлович — аспирант кафедры гематологии и гериатрии ИПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2. Тел.: 8 (495) 225-83-74. E-mail: [email protected]
About the authors:
Vorobiev Pavel — MD, professor, Head of the Laboratory of Assessment and Standardization of medical technologies of the State scientific center of the FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. 123098, Moscow, 46 Zhivopisnaya St. Phone (499) 190-94-78. E-mail: [email protected]
Samoilov Alexander — MD, associate Professor, Director of the State scientific center of the FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. 123098, Moscow, street of Marshal Novikova, 23. Phone (499) 190-95-00. E-mail: [email protected]
Dugin Danila — PhD, Researcher, Laboratory of Assessment and Standardization of medical technologies of the State scientific center of the FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. 123098, Moscow, 46 Zhivopisnaya St. Phone (499) 190-94-78. E-mail: [email protected]
Pimenova Anna — PhD in economics, Researcher, Laboratory of Assessment and Standardization of medical technologies of the State scientific center of the FMBC named after A.I. Burnazyan of FMBA of Russia. 123098, Moscow, 46 Zhivopisnaya St. Tel. (499) 190-94-78. E-mail: [email protected]
Krasnlva Lubov — PhD, Head of education at the Department of Hematology and Geriatrics IPO first MGMU named after I.M. Sechenov. 119991, Moscow, 8/2 Trubetskaya St. Phone (495) 225-83-74. E-mail: [email protected]
Vorobiev Andrey Pavlovich — postgraduate student of the Department of Hematology and Geriatrics IPO first MGMU named after I.M. Sechenov. 119991, Moscow, 8/2 Trubetskaya St. Phone (495) 225-83-74. E-mail: [email protected]