DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-230-233
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Пащенко О.И.
ORCID: 0000-0002-3248-1107, НВГУ, г. Нижневартовск, Российская Федерация
В данной статье определены основные компоненты процесса построения оптимального содержания подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики, охарактеризованы принципы отбора содержания информационной подготовки учителей начальных классов.
Ключевые слова: пропедевтический курс информатики; учитель начальных классов; профессиональная подготовка учителей начальных классов; подготовка учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики; принципы отбора содержания информационной подготовки учителей начальных классов.
PRINCIPLES OF THE SELECTION OF THE CONTENT
OF THE TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS
IN THE TEACHING OF THE PROPAEDEUTIC COURSE IN INFORMATICS
Pashchenko O.I.
ORCID: 0000-0002-3248-1107, NVGU, Nizhnevartovsk, Russian Federation
In this article, the basic conditions for constructing the optimal content of the vocational training of primary school teachers for teaching
the propaedeutic computer science course are described, the principles for selecting the content of informational training for primary school teachers are described.
Keywords: The propaedeutic informatics course; the elementary school teacher; the professional training ofprimary school teachers for teaching the propaedeutic course of computer science; the principles of selecting the content of informational training for primary school teachers.
Процесс построения оптимального содержания и структуры профессиональной подготовки учителей начальной школы к преподаванию пропедевтического курса информатики, по нашему мнению, включает следующие компоненты:
- анализ современного состояния преподавания информатики в школе, с целью изучения парадигм и подходов к построению пропедевтического курса информатики;
- анализ системы подготовки и переподготовки учителей начальных классов, с целью изучения социального заказа;
- выявление качественных новообразований в профессиональной деятельности учителя начальных классов, необходимые ему для преподавания пропедевтического курса информатики и использования ИТ в профессиональной деятельности;
- разработка принципов отбора содержания подготовки;
- оптимизация содержания подготовки и проектирование структуры и содержания в виде перечня необходимых дисциплин или курсов повышения квалификации.
Основным механизмом оптимизации содержания подготовки является реализация принципов отбора содержания. Для построения рационального содержания и структуры профессиональной подготовки учителей начальной школы к преподаванию пропедевтического курса информатики нами сформулированы следующие принципы (с опорой на принципы М.В. Швецкого и И.Ю. Степановой:
1. Принцип фундаментальности. Необходима фундаментальная подготовка учителя начальных классов в области информатики и информационных технологий обучения.
2. Принцип бинарности. Основу построения любого курса составляет объединение общенаучной и методической линии. Такой подход привычен для учителя, когда при изучении нового учебного материала, он одновременно продумывает методические возможности его использования.
3. Принцип моделирования профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов в условиях современной структуры школьного образования по информатике и ориентация на пропедевтический этап обучения.
4. Принцип оптимизации структуры модели знаний учителя и системы дисциплин информационной подготовки.
5. Принцип непрерывности. Все и дисциплины информационной подготовки должны участвовать в процессе непрерывного постижения студентом или учителем элементов педагогической деятельности.
6. Принцип междисциплинарной интеграции, выступающий как основной механизм оптимизации структуры модели знаний и системы дисциплин, преобразующий всю систему подготовки в теоретическое, технологическое и методическое средство построения моделей профессиональной деятельности учителя начальных классов.
7. Принцип прогнозирования профессиональной деятельности учителя начальных классов, предполагающий умения выявлять основные тенденции развития содержания и методики обучения информатике в контексте общей системы начального образования.
8. Принцип комплексности, предполагающий то, что построение содержания образования и организация процесса обучения осуществляются на основе единого связующего стержня.
9. Принцип модульности, ориентированный на выявление базовой составляющей, которая является обязательным минимумом содержания, связь с другими модулями может быть различна.
10.Принцип освоения методики самообразования. В связи тем, что информатика быстро развивающиеся наука методическая
последовательность изложения материала должна давать учителю начальных классов схему организации самообразования в изучении компьютера и информационной технологии как объекта и средства обучения. 11 .Принцип учета региональных особенностей. Необходимо построение содержания подготовки учителей начальной школы к преподаванию пропедевтического курса информатики с учетом региональных особенностей, а именно, национальных, экономических, экологических, географических, социальных. 12.При построении содержания и организации обучения практикующих учителей начальных классов на курсах повышения квалификации необходимо исходить из принципов андраго-гики, а именно: принципа доступности, комфортности, поня-тийности, практической значимости и доброжелательности. Предложенные принципы положены в основу проектирования методической системы подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики, реализуемой на факультете педагогики и психологии Нижневартовского государственного университета и на курсах повышения квалификации учителей начальных классов [1].
Список литературы
1. Пащенко О.И. Методическая система подготовки учителей начальных классов к преподаванию пропедевтического курса информатики (автореферат дис.... канд. пед. наук). Москва, 2007. 25 с.