В результате применения объектно-
ориентированного подхода модель системы также как и при использовании структурных методов, представляется совокупностью диаграмм, которые строятся по определенным правилам. Одним из примеров объектно-ориентированных методологий может служить методология UML (Unified Modeling Language). Отметим, что объектно-ориентированный подход е противопоставляется структур ому, а может служить его дополнением. Например, для формализации модели бизнеса может использоваться методология IDEF, а при построении модели системы управления - методология UML.
Концепции построения систем управления служат сегодня основой для разработки автоматизированных систем управления предприятиями.
В действитель ости даже самые совреме ые системы автоматизации управле ия предприятием сегод я самостоятель о е при имают
управленческих решений.
Дело в том, что для автоматизации принятия управле ческих реше ий а верх ем уров е еобходимо учитывать оче ь большое число труд о формализуемых факторов. Далеко е все из их могут быть выражены количественно.
Поэтому автоматизация управления сегодня - это, в основном, автоматизация различных областей учета, докуме тооборота и др. с целью оператив ой подготовки и формации для при ятия руководителями различ ых уров ей обос ова ых управле ческих реше ий.
Таким образом, основным результатом внедрен ия автоматизирова ой системы управле ия является возможность получения необходимой информации. А поскольку и формация эта еобходима для руководства предприятием, следует при ять самое епосредстве ое участие в процессе автоматизации.
Для этого еобходимо руководить работами, по крайней мере, в следующих направлениях:
- выбор подхода к построе ию автоматизирова ой системы управле ия а предприятии;
- выбор конкретной базовой программной системы управления из имеющихся на рынке;
- построение модели системы управления вида «как есть» и, возможно, ее реорганизация на базе модели «как должно быть»>;
- внедрен ие системы автоматизации управления;
- анализ плановой эксплуатации системы и определение направлений ее развития в соответствии с направлен иями развития вашего бизнеса.
Как показано выше, функциональное и процессное управлен ие имеет свои недостатки и достоинства.
В связи с этим наилучшим выбором будет екоторый сред ий, фу кцио аль о-процесс ый
вариант, основанный на оптимальном сочетании элементов фун кционального и процессного подходов.
Такая оптимизация является сложной и еод оз ач ой управле ческой задачей, силь о зависящей от множества субъективных факторов. На сегод яш ий де ь о а е реше а и, возмож о, е будет решена в ближайшем будущем.
Пока же можно сказать, что классическое реше ие, ос ова ое а построе ии процессов в рамках фу кцио аль о-орга изацио ой структуры, пользуется большей популярностью, чем распределе ие фу кций в рамках процесс о-организацион ной структуры.
Литература
1. Зотов, В. В. Задачи и организационные основы
менеджмента / В. В. Зотов, Е. В. Ленский // Мастер класс по управлению персоналом, 2009.
[Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Карпова, Т. П. Управленческий учет [Текст]: Учеб. пособие / Т. П. Карпова. - М.: ЮНИТИ, 2002. -350 с.
3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен // Управление в кредитной организации, 2008, № 6. [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов // Кадровик. Кадровый ме еджме т, 2008, -№ 7. [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система Консультант Плюс.
УДК 657.633.5
С.П. Суворова, доктор экономических наук М.Е. Ханенко, кандидат экономических наук Л.А. Панкратова, аспирант Орловский государствен ный институт экономики и торговли
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Рассматриваются теоретико-прикладные аспекты внутреннего аудита для целей управления финансовохозяйственной деятельностью в условиях экономической неопределенности бизнес-среды. Принцип независимости в деятельности внутреннего аудита является фундаментальным и определяет процедурную сторону его методологии и методики.
Ключевые слова: внутренний аудит, независимость, Key words: internal audit, independence, business environment.
бизнес-среда.
The applied theory aspects of internal audit are considered with the view to a methods of management in the conditions of uncertain business environment. Principle of independence in activity of internal audit is fundamental and determines procedural aspect of auditing methodology.
Развитие рыночной экономики сопряжено с концентрацией собственности, интеграционными
процессами, что привело к формированию финансовопромышленных групп, холдингов, концернов, корпораций. Для осуществления управленческих
фу кций собстве ики и топ-ме еджеры в условиях арастающей еопределе ости биз ес ситуации, еяс ости и еувере ости в ко еч ых результатах долж ы решать проблему выжива ия и развития, создавать механизмы, дающие возможность принимать
скоординированные и оптимальные управленческие реше ия.
Эффективная система информационного
обеспече ия управле ия хозяйстве ой
деятель остью орга изаций является важ ейшим фактором, определяющим перспективы развития и повыше ия фи а совой и ко куре т ой устойчивости бизнеса. В связи с чем, функции управления, такие как планирование, учет, контроль, а ализ, еобходимо рассматриваться в совокуп ом взаимодействии, целевой тактической и
стратегической аправле ости а результаты хозяйстве ой деятель ости орга изаций.
На наш взгляд, для удовлетворения и формацио ых и тересов ме еджеров различ ого уров я еобходима адекват ая система в утре его контроля. Именно таким целям отвечает внутренний аудит.
В историческом аспекте, первоначально (до 40-х годов XX века), аудит являлся деятельностью езависимых специалистов по проверке фи а совой отчет ости орга изаций, что в орга изацио о-правовом аспекте обеспечило формирова ие в еш его аудита. В еш яя аудиторская проверка заключалась в изуче ии учет ой докуме тации и бухгалтерских записей, формирова ия показателей в
фи а совой (бухгалтерской) отчет ости и
определения степени их достоверности.
К концу 40-х - началу 50-х гг. XX века в мировой практике аудиторской деятель ости аблюдается выделе ие в аудиторской деятель ости таких орга изацио о-правовых форм как в еш ий и внутренний аудит. Аудит приобретает системноориентированный характер, связанный с проведением экспертизы объектов проверки с учетом оценки состоя ия и эффектив ости системы в утре его аудита или ко троля.
При проведении внешнего аудита основное в има ие стало уделяться вопросам в утре его контроля в аудируемых организациях, предполагая, что если система внутреннего контроля является достаточно эффективной, то соответственно и риск наличия ошибок в финансовой отчетности несуществен. Со временем появилась устойчивая те де ция образовывать в компа иях орга изацио ые структуры, постоя о за имающиеся проблемами ко троля - службы в утре его аудита.
По м е ию м огих отечестве ых эко омистов, в настоящий момент существуют реальные предпосылки для созда ия орга ов в утре его аудита, что представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Предпосылки формирования службы внутреннего аудита
Предпосылки н еобходимости Орган изацион н ые предпосылки
Наличие закон одательн о регламе нтирован н ой ко нтроль ной фун кции вышестоящих звен ьев по отн ошен ию к нижестоящим Отсутствие реальн о существующего регламен тирован н ого орган а внутрен н его кон троля на любом уровн е орган изацион н ой структуры
Наличие мн огоуровн евой управлен ческой, орган изацион н ой структуры предприятия Наличие закон одательн ых предпосылок для создан ия орган а вн утрен н его кон троля
Рост объемов деятельн ости и диверсификация ее видов Существован ие еще н езабытых традиций фун кцион ирован ия ведомствен н ого кон троля
Отсутствие регламен тации взаимодействия и взаимосвязи между ведомствен н ыми кон трольн ыми органами различи ых уровней Реальн ое фун кцион ирован ие различи ых орган ов кон троля, выполняющих определен н ые фун кции внутрен н его кон троля в системе, по вертикальн ой и горизон тальн ой составляющим
Отсутствие един ой кон цепции орган изации внутрен н его контроля Реальн ое фун кцион ирован ие различн ых структурн ых и фун кцион альн ых подразделен ий, выполняющих фун кции, присущие вн утрен н ему аудиту
Потребн ость в профессион альн ом ко нсалти нге
Таблица 2 - определе ие сущ ости в утре его аудита
Нормативн ые акты и положен ия Понятие внутрен н его аудита
Докумен ты Междун арод ного ин статута внутрен н их Аудиторов Вн утрен н ий аудит есть н езависимая деятельн ость в орган изации по проверке и оцен ке ее работы в ее ин тересах. Вн утрен н ие аудиторы представляют орган изации дан н ые ан ализа и оцен ки, рекомендации и другую ин формацию, являющуюся результатом проверок. Цель вн утрен н его аудита - оказан ие услуг орган изации, а н е кон кретн ому руководителю или узкому кругу заин тересован н ых лиц.
Между арод ый ста дарт аудита 610 «Рассмотрен ие работы внутрен н его аудита» Вн утрен н ий аудит - деятельн ость подразделен ия клиен та по оцен ке работы субъекта, проверке и мо итори гу адекват ости и эффектив ости систем бухгалтерского учета и внутрен н его кон троля. Внутрен н ий аудит оказывает помощь орган ам управлен ия орга изации в осуществле ии эффектив ого ко троля ад различ ыми элеме тами системы внутрен н его кон троля.
Правило (ста дарт) аудиторской деятельн ости «Изучен ие и использован ие работы внутреннего аудита» (в н астоящее время отмен ен о) Вн утрен н ий аудит - это орган изован н ая экон омическим субъектом, действующая в ин тересах его руководства и собствен н иков, регламен тирован н ая внутрен н ими докумен тами система кон троля за соблюден ием устан овлен н ого порядка веден ия бухгалтерского учета и н адежн остью фун кцион ирован ия системы внутрен н его кон троля.
Федеральн ое правило (стандарт) аудиторской деятельн ости 29 «Рассмотрен ие работы вн утрен н его аудита» Вн утрен н ий аудит - это кон трольн ая деятельн ость, осуществляемая вн утри аудируемого лица его подразделен ием - службой внутрен н его аудита. Фун кции службы вн утрен н его аудита включают мон иторин г адекватн ости и эффективн ости системы внутрен н его контроля.
Ко цептуаль ые ос овы любого вида ауч о-практической деятель ости в аиболее общем виде ко це трируются в определе ии системы базовых категорий, системы базовых ко цепций, системы регулятивных принципов и научного инструментария.
Следователь о, созда ие эффектив ой, гибкой и эксклюзив ой для каждой орга изации системы внутреннего аудита, в целях управления финансово-хозяйстве ой деятель остью, требует определе ия теоретических и практических аспектов категории в утре его аудита.
На сегод яш ий де ь е существует од оз ач ого понимания относительно трактовки сущности, функций и задач в утре его аудита как в российской, так и в зарубежной экономике (табл. 2).
Таким образом, по нашему мнению, внутренний аудит представляет собой совреме ую форму езависимого фи а сово-хозяйстве ого ко троля, которая обеспечивает комплекс ую оце ку результатов деятель ости эко омического субъекта и предполагает формирова ие м е ия от оситель о результатов деятель ости как в целом, так по структур ым подразделе иям (це трам
ответстве ости, видам деятель ости).
В целом взаимодействие в утре его аудита с системой управле ия предполагает выделе ие как мин имум следующих связей:
• обратная связь между сотрудниками по выполнению своей деятельности;
• оце ка деятель ости ме еджеров, операцио ых подразделе ий, це тров ответстве ости;
• обрат ая связь между деятель остью операцио ых подразделе ий, це ых видов деятель ости и результатов.
Соответственно можно сделать вывод, что в ос ову в утре его аудита и его развития долж ы быть положе ы совреме ые ко цепции еди ого экономического и учетного пространства, концепции оператив ого, тактического и стратегического управления.
Принципы и концепции определяют процедурную сторо у методологии и методики в утре его аудита.
К ос ов ым при ципам в утре его аудита, в эко омической литературе, от осят: систем ость,
комплексность, целостность, законность,
регуляр ость, фу кцио аль ую езависимость, объективность, своевременность, регулярность, целе аправле ость и результатив ость,
рацио аль ость.
По ашему м е ию, в совреме ой эко омической литературе едостаточ о уделяется в има ие такому фу даме таль ому при ципу как езависимость в утре его аудита. Вместе с тем, теоретико-экономическая, организационно-правовая и тех ическая сторо а при ципа езависимости имеет существенное значение.
Степе ь реализации при ципа езависимости в практике в утре его аудита в системе управле ия хозяйстве ой деятель остью обеспечивает объектив ость, результатив ость и рацио аль ость в утре его аудита.
В таблице 3 обобщены требования нормативных докуме тов, касающихся подчи е ости
(подотчет ости) системы в утре его аудита, соглас о российской и между арод ой практике.
Т аблица 3 - Регулирование деятельности внутрен него аудита
Нормативн ый докумен т Подчин ен н ость системы внутрен н его аудита
Правило (ста дарт) аудиторской деятель ости «Изуче ие и использова ие работы в утре его аудита» одобре о Комиссией по аудиторской деятельн ости при Президен те РФ 27.04.1999г., протокол №3 (в настоящее время отменен) К ин статутам внутрен н его аудита отн осятся н азн ачаемые собстве иками и (или) руководством эко омического субъекта ревизоры, ревизион н ые комиссии, внутрен н ие аудиторы или группы в утре их аудиторов
Междун ародн ый стандарт аудита 610 «Рассмотре ние работы внутрен н его аудита» Внутрен н ий аудит должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня. Цели, полномочия и обязанности вн утрен н его аудита определяются уставом, утверждаемым советом по аудиту
Федераль ое правило (ста дарт) аудиторской деятельн ости № 29 "Рассмотрен ие работы в нутрен н его аудита" утвержден о Постан овлен ием Правительства РФ от 23 сен тября 2002 г. № 696. В идеальн ой ситуации служба вн утрен н его аудита отчитывается перед высшим руководством (советом директоров) аудируемого лица
Можно отметить, что Федеральные правила (ста дарты) аудиторской деятель ости, в которых упоми ается сфера деятель ости в утре его аудита, регулируют деятель ость в еш его, а е в утре его
аудита. По ашему м е ию, еобходимо
руководствоваться Федераль ыми ста дартами аудиторской деятель ости, соглас о которым службы внутреннего аудита подчиняется совету по аудиту, что создает условия независимости его деятельности.
Так, аиболее предпочтитель ой, по м е ию экономиста А.М. Головач, является ситуация, когда руководитель системы в утре его аудита
фу кцио аль о подчи яется комитету по аудиту совета директоров (совету директоров - в случае отсутствия комитета по аудиту), а административно -ге ераль ому директору. В случае евозмож ости
подчи е ия совету директоров (комитету по аудиту)
рекоме дуется фу кцио аль ая подчи е ость генеральному директору. Существует риск того, что, не будучи езависимым, в утре ий аудитор е сможет высказывать объективные суждения в силу возмож ости еблагоприят ых персо аль ых последствий, есмотря а то, что объектив ость - это персо аль ое качество аудиторов. При выборе наиболее оптимального варианта подчинения системы в утре его аудита совет директоров по представле ию комитета по аудиту утверждает внутренний документ (положение о внутреннем аудите), регулирующий деятель ость системы в утре его аудита в орга изации. Да ое положе ие должно определять обязанности руководителя службы, цели и задачи, ее подотчет ость, компете цию и пол омочия, а также требова ия к профессио аль ой квалификации сотруд иков в утре его аудита.
В границах хозяйствующего субъекта система в утре его аудита подчи яется ге ераль ому директору компа ии. Да ое подчи е ие
рассматривается исключитель о в адми истратив ом аспекте и не должно влиять на независимость и объектив ость в утре их аудиторов в процессе их деятель ости. Фу кцио аль ое руководство деятель остью в утре его аудитора осуществляет совет директоров компа ии. Таким образом, с целью обеспече ия максималь ой езависимости
в утре его аудита от руководства орга изации руководитель в утре его аудита, есмотря а адми истратив ое подчи е ие ге ераль ому
директору, подотчете совету директоров. С этой же целью условия трудового соглашения с руководителем системы внутреннего аудита, решения о поощрениях и аказа иях работ иков да ого подразделе ия, о структуре и бюджете службы утверждаются советом директоров по рекоме дации комитета по аудиту, а е руководством компа ии. Подотчет ость в утре его аудита акцио ерам и в коем случае е оз ачает пол ое иг орирова ие в утре им аудитором ме еджме та, с которым в обязатель ом порядке обсуждаются результаты проверок внутреннего аудита для при ятия мер по улучше ию ситуации в орга изации.
Рассмотре ые условия реализации при ципа
независимости делают акцент на функциональной, тех ической и этической сторо ах в утре его аудита. По ашему м е ию, важ ым условием реализации при ципа езависимости является его методическая основа. Естественно, что внутренний аудитор в своей деятель ости в качестве методики приме яет
Федераль ые правила (ста дарты) аудита, о вместе с тем его деятель ость более м огоцелевая и многофункциональная, чем внешних аудиторов. Поэтому ам представляется еобходимым в методической ос ове в утре его аудита выделить такие постулаты:
• ко груэ т ость его целевых уста овок а
ос ове ко цепций це тров ответстве ости, цепочки це остей, системы це остей. Это ключевой терми по системам управления и контроля деятельности, где цели, задачи в утре его аудита взаимоувяза ы с
локаль ыми целями и задачами це тров
ответстве ости;
• анализ и оценка внутренней структуры бизнеса, меха изма управле ия для разработки рекоме даций по всем видам деятель ости и структур ым подразделениям. А ключевым параметром внутреннего аудита будет определе ие слабых, силь ых сторо деятель ости, зо коммерческих, фи а совых, информационных рисков;
• информативность и достоверность отчетности всех видов (финансовой, налоговой, управленческой), ста дартизация правил ее подготовки, в целях комму икацио ой связи ме еджме та,
собстве иков, персо ала и других пользователей.
В орга изацио о-правовом ко тексте в утре ий аудит является эксклюзив ым для каждого хозяйствующего субъекта с учетом специфики его фи а сово-хозяйстве ой деятель ости. В
эко омической литературе рассматриваются такие орга изацио о-тех ические и правовые подходы как:
• созда ие собстве ой службы в утре его аудита,
• аутсорсинг
• ко-сорси г.
Создание собственной службы внутреннего аудита предполагает, что сотруд ики компа ии хорошо з акомы с ее в утре ей структурой и отраслевыми особе остями биз еса. Когда аудиторские зада ия выпол яют штат ые сотруд ики, то получе ые навыки и опыт остаются внутри компании. Кроме того, руководство компа ии может использовать
внутренний аудит как «площадку» для
профессио аль ого роста и карьер ого развития будущих управле ческих кадров.
Использование аутсорсинга (англ. outsourcing -выпол е ие всех или части фу кций по управле ию
орга изацией сторо ими специалистами) при
орга изации в утре его аудита предполагает
пол остью или частич о передать фу кции в утре его аудита специализирова ой компа ии или внешнему консультанту.
Приме е ие ко-сорси га, как способа созда ия внутреннего аудита, заключается в том, чтобы создать орга ы в утре его аудита в рамках компа ии, о в екоторых случаях привлекать экспертов специализирова ой компа ии или в еш его ко сульта та.
Следователь о, мож о выделить следующие ос ов ые теоретико-эко омические, орга изацио о-тех ические и правовые аспекты орга изации системы в утре его аудита при соблюде ии
ос овополагающего при ципа его езависимости:
а) у каждого хозяйствующего субъекта есть большой выбор при построе ии системы в утре его аудита;
б) в ос ове в утре его аудита долж а аходиться од а и тегрирова ая бухгалтерская и формация (фи а сового, алогового, управле ческого учетов);
в) фу кцио аль ое взаимодействие системы управления и внутреннего аудита (дифференциальный контроль по центрам ответственности, видам деятель ости);
г) система внутреннего аудита должна быть гибкой в соответствии с целями развития биз еса в оператив ом, тактическом и стратегическом по има ии;
д) езависимость в утре их аудиторов - это
функциональная, организационно-правовая,
методическая и этическая категория.
Таким образом, служба в утре его аудита долж а оце ить эффектив ость существующих систем контроля и управления хозяйствующего субъекта биз ес-процессами, предпри имательскими и фи а совыми рисками, выявить события, препятствующие достиже ию поставле ых целей развития биз еса. В условиях эко омической еопределе ости в утре ий аудит получает возможность продемонстрировать свою необходимость для собственников и менеджмента организаций.
Литература
1. Бурцев, В.В. О внутреннем аудите [Текст] / В.В. Бурцев //«Современный бухгалтерский учет. -2004. - № 1. - С. 4-10.
2. Головач, А.М. Внутренний контроль и
внутренний аудит в организации: разграничение
компете ции [Текст]/ А.М. Головач // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 1. - С. 3-7.
3. Зырянова, Т.В. Методические подходы к в едре ию в утре его аудита в систему управле ия предприятием [Текст]/ Т.В Зырянова, О.Е. Терехова // Экономический анализ: теория и практика - 2007. -№2. - С. 9-16.
4. Серебрякова, Т.Ю. Сущность и задачи внутреннего аудита [Текст]/ Т.Ю. Серебрякова // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 11. - С.25-30.
5. Хорохордин, Н.Н. Методология внутреннего аудита в организации [Текст]/ Н.Н. Хорохордин // Аудиторские ведомости. - 2006. - № 6. - С. 11-16.
6. Хорохордин, Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы созда ия, цели и задачи [Текст]/
Н.Н. Хорохордин // Аудиторские ведомости. - 2007. -№ 10. - С 17-21.
7. Юцковская И.Д., Косарева АА. Задачи и функции
внутреннего аудита в компаниях [Текст]/
И.Д. Юцковская, АА. Косарева //«Фи а совые и бухгалтерские консультации. - 2007. - № 12. - С. 5-9.
УДК б57.1:ЗЗб.1З1
В.Н. Скрипка, кандидат экономических наук Е.В. Мельникова, аспирант ФГОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ
Рассматриваются принципы ведения бюджетного учета по исполнению лимитов бюджетныа обязательств в финансово-хозяйственной деятельности бюджетныа
учреждений. Предлагаются счета по учету принятыа обязательств, взаимоувязанным с лимитами бюджетные обязательств, одинаковой аналитики.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, учетныге операции, лимитыI бюджетныа обязательств.
В астоящее время построе ие любой национальной системы бухгалтерского учета, в том числе российской, ос ова о а при ципах,
определяемых от оше иями собстве ости, закрепле ых зако одатель о и являющихся платформой построе ия меха изма формирова ия учет ой и формации. При цип (от лати ского ргтаршш - начало, основа) бухгалтерского учета -исходное теоретическое положение, которое используется для разработки и приме е ия орга изацио ых и методических положе ий и правил бухгалтерского учета и отчет ости.
При ципами бухгалтерского учета, являются: бала совое отраже ие и обобще ие учет ой и формации, двой ая запись, оце ка. Кроме того, при ципы, используемые в бухгалтерском учете, являются стержнем, вокруг которого строится меха изм формирова ия бухгалтерской и формации, обеспечивающей цели бухгалтерского учета. Цели бухгалтерского учета определяются этапами обществе ого развития, а при ципы остаются еизме ыми а протяже ии длитель ого време ого периода, до тех пор, пока их использова ие позволяет обеспечить объектив ые эко омические потреб ости в учетной информации [1].
Для того чтобы требова ия к учет ой и формации были выпол е ы, еобходимо соблюдать определе ые правила бухгалтерского учета, совокупность которых представлена на рисунке 1.
Правила бухгалтерского учета оз ачают обязатель ость их приме е ия в орга изации для выпол е ия требова ий к формирова ию учет ой информации.
Заметим, что требова ия к бухгалтерскому учету являются более мобиль ой учет ой категорией. Ос овываясь а при ципах бухгалтерского учета, требова ия подвергаются изме е иям и определяются задачами, поставле ыми перед
Principles of keeping budgetary accounting in order to fulfil limits of budgetary obligations in financial and economic activity in government-financed organizations are considered. Accounts for accounting taket obligations interconnected with limits of budgetary obligations of the same analytics are proposed.
Key words: accounting, accounting operations, limits of budgetary obligations.
бухгалтерским учетом докуме тами орматив ого регулирова ия бухгалтерского учета и, в част ости, Федеральным законом от 21.11.199б г. 9129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2].
Своевремен н ость отраже ия хозяйствен ных операций в учете
Имуществен ная обо собле -ость
Правила
бухгалтерско
го
учета
Последователь ость приме е ия учетной политики в учете
Отражение имущества и обязательств
Рису ок 1 - Правила бухгалтерского учета
На аш взгляд, требова ия представляют совокупность средств выполнения принципов
бухгалтерского учета как в коммерческих
орга изациях, так и в бюджет ых орга изациях.
Таким образом, бюджет ый учет как вид бухгалтерского учета должен, с одной стороны, базироваться а при ципах бухгалтерского учета, а с другой сторо ы, иметь присущие только ему при ципы. Поскольку зако одатель ая база регулирова ия бухгалтерского учета в России е содержит терми а «при ципы бухгалтерского учета», а используются термины «требования» и «допущения», то в отечественной н аучно-
практической литературе по этому поводу ет единства мнений и подходов (иногда присутствуют диаметраль о противополож ые точки зре ия).
Вестник Орел Г Ay
апрель
№2(23)
2010
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________
Редакцион н ый совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Брыкля О.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Гущина Т.В.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Ко/лов А.С.
Ку/нецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Сашки і В.И.
Степанова Л.П.
Хромов В.Н.
Шендаков А.И. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)
Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, б9. Телефон: (48б2)454037 Факс: (48б2)4540б4 E-mail: nichо[email protected] E-mail: [email protected]
Свидетельство о регистрации ПИ 9ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.
Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 02.04.2010 Подписано в печать 23.04.2010 Формат 60х84!8. Бумага офсета ая. Гарн итура Таймс.
Объём 12,5 усл. неч. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР9021З25 от 23.02.1999 г.
Журн ал рекомен дован ВАК Мин обрн ауки России для публикаций ауч ых работ, отражающих ос ов ое ауч ое содержа ие ка дидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Научное обеспечение развития высокотехнологичных сфер животноводства
Сальникова И.Н. Особенности и тенденции развития воспроизводственного потенциала
отрасли животноводства в Орловской области............................................. 2
Буяров B.C., Крайс В.В., Буяров А.В., Миронов Д.С., Беленихин В.А. Эффективность
современных технологий производства мяса бройлеров и практика их внедрения............. 7
Шендаков А.И. Комплексный анализ результатов селекции молочного скота в Орловской
области................................................................................ 16
Мошкина C.B., Козлов А.С. Научное обоснование кормления высокопродуктивного
молочного скота........................................................................ 22
Феофилова Ю.Б., Козлов А.С. Влияние режима скармливания кормов коровам на
количественный состав микроорганизмов симбионтов рубца................................. 24
Михеева Е.А., Масалов В.Н. Иммунохимические реакции организма крупного рогатого скота
под влиянием антигенов в разных радиационных зонах..................................... 26
Зулев Г.С. Изменение концентрации общих липидов в крови телят под влиянием разных доз
препарата «Эмициди н».................................................................. 28
Ляшук Р.Н., Шендаков А.И., Сурженков А.В. Селекционно-генетический потенциал
импортированного молочного скота....................................................... 30
Лещуков К.А., Мамаев А.В. Гемогормональный статус организма свиней при стимуляции
компенсаторно-адаптационных реакций.................................................... 32
Масалов В.Н., Сеин О.Б., Сеин Д.О. Новые способы подготовки самцов-пробников и их
использование в качестве «биологических стимуляторов».................................. 36
Мосягин В.В., Максимов В.И., Фурман Ю.В. Особенность АТФаз ядерных и
цитоплазматических мембран эритроцитов цыплят-бройлеров................................ 39
Горлов И.Ф., Емельянов А.А., Шалимова О.А., Козлова Т.А., Киреева O.C., Стромская И.Я. Разработка состава съедобных пищевых плёнок и исследование фрактальных свойств
дистиллятов плодовых и ягодных культур в технологии производства мясных продуктов...... 42
Крюков В.И. Основные положения теории управления биологическими системами в генетическом мониторинге.............................................................. 46
Инновации в растениеводстве
Козлов Ю.В., Самсонова Н.Е., Новикова Н.Е. Сравнительная оценка Мивала-Агро, брассиностероидных препаратов и протравителя семян при выращивании яровых зерновых на
дерново-подзолистой почве.............................................................. 54
Овсиенко С.М. Биостимуляторы - резерв повышения продуктивности яровой пшеницы.......... 59
Воронкова М.В., Павловская Н.Е. Оценка эффективности использования биологически активных компонентов растений в защите картофеля от колорадского жука (leptinotarsa
decemlineata Say)..................................................................... 62
Петелько А.И., Богачёва О.В. Влияние природных факторов на сток талых вод в центральном Нечерноземье.......................................................................... 65
Интродукция и зелёное строительство
Волчанская А.В., Фирсов Г.А., Лаврентьев Н.В. Клён японский (Acer japonicum Thunb.)
в Санкт-Петербурге..................................................................... 68
Дубовицкая О.Ю., Золотарева Е.В. Красивоцветущие деревья и кустарники для озеленения объектов малоэтажного строительства................................................... 72
Совершенствование экономических механизмов развития аграрного сектора
Клевцов С.М., Сафронов В.В., Клевцова М.Г. Региональный лизинговый потенциал для
отраслей АПК: исследование и анализ................................................... 77
Шалимов Д.В. Роль государственной поддержки кадрового потенциала АПК................... 82
Бердник-Бердыченко Е.Е., Алейнова М.В. Основы современного подхода к управлению
предприятием........................................................................... 87
Суворова С.П., Ханенко М.Е., Панкратова Л.А. Принципы организации внутреннего аудита.. 91
Скрипка В.Н., Мельникова Е.В. Совершенствование порядка ведения расчетов по принятым обязательствам в бюджетном учете...................................................... 95
© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010