Научная статья на тему 'Принципы организации советской судебной системы (по законодательству 1917 – 1938 годов)'

Принципы организации советской судебной системы (по законодательству 1917 – 1938 годов) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2113
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская судебная система / принципы организации судебной системы / судебное законодательство / советское законодательство 1937 – 1938 гг. / soviet judicial system / principles of organization of the judicial system / judicial legislation / Soviet legislation of 1937-1938

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Большакова Валентина Михайловна

В статье на основе советского судебного законодательства 1917 – 1938 гг. автор анализирует эволюцию принципов организации судебной системы. Автор приходит к выводу, что принципы организации судебной системы закреплялись в конституционных актах и в нормативных правовых актах, регулирующих судоустройство. При этом судоустройственное законодательство не только дублировало принципы организации судебной системы, закрепленные в Конституциях СССР и РСФСР, но и содержало новые специальные принципы. В статье отмечается, что с момента образования СССР сформировалась двойственность закрепления принципов организации российской судебной системы в законодательстве СССР и РСФСР. Это касается и конституционного уровня, и судоустройственного законодательства. При этом в большинстве случаях было простое дублирование норм союзного законодательства в законодательстве РСФСР. Автор статьи считает, что исторический контекст оказывал существенное влияние на формальное содержание принципов организации судебной системы и на практику их реализации. По мере решения определенных идеологических и иных задач одни принципы исчезали из нормативных актов, другие появлялись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principles Of Organization Of Judicial System (By Law In 1917 – 1938)

In an article based on the Soviet judicial legislation of 1917-1938, the author analyzes the evolution of the principles of organizing the judicial system. The author comes to the conclusion that the principles of the organization of the judicial system were enshrined in constitutional acts and in normative legal acts regulating the judicial system. At the same time, judicial legislation not only duplicated the principles of organizing the judicial system enshrined in the Constitutions of the USSR and the RSFSR, but also contained new special principles. The article notes that since the formation of the USSR, a duality of consolidation of the principles of organizing the Russian judicial system in the legislation of the USSR and the RSFSR has formed. This applies to both the constitutional level and judicial legislation. Moreover, in most cases there was a simple duplication of the norms of the Union legislation in the legislation of the RSFSR. The author of the article believes that the historical context had a significant impact on the formal content of the principles of organizing the judicial system and on the practice of their implementation. As certain ideological and other tasks were solved, some principles disappeared from normative acts, while others appeared.

Текст научной работы на тему «Принципы организации советской судебной системы (по законодательству 1917 – 1938 годов)»

Раздел II. Суд и правосудие в России: из истории вопроса

© Большакова В.М.

Б01:

УДК 347.97

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 1917 - 1938 ГОДОВ)

Большакова Валентина Михайловна, кандидат юридических наук, доцент, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, уаЬепйпаЪоЬНакоуаШатЫег. ги

Аннотация. В статье на основе советского судебного законодательства 1917 -1938 гг. автор анализирует эволюцию принципов организации судебной системы. Автор приходит к выводу, что принципы организации судебной системы закреплялись в конституционных актах и в нормативных правовых актах, регулирующих судоустройство. При этом судоустройственное законодательство не только дублировало принципы организации судебной системы, закрепленные в Конституциях СССР и РСФСР, но и содержало новые специальные принципы. В статье отмечается, что с момента образования СССР сформировалась двойственность закрепления принципов организации российской судебной системы в законодательстве СССР и РСФСР. Это касается и конституционного уровня, и судоустройственного законодательства. При этом в большинстве случаях было простое дублирование норм союзного законодательства в законодательстве РСФСР. Автор статьи считает, что исторический контекст оказывал существенное влияние на формальное содержание принципов организации судебной системы и на практику их реализации. По мере решения определенных идеологических и иных задач одни принципы исчезали из нормативных актов, другие появлялись.

Ключевые слова: советская судебная система, принципы организации судебной системы, судебное законодательство, советское законодательство 1937 - 1938 гг.

Свержение Временного правительства и создание Советского государства привело к слому старой судебной системы в контексте уничтожения существовавшей государственной власти и созданию новой судебной системы, основанной на иных принципах.

Прежде чем перейти к анализу принципам организации советской судебной системы, сделаем несколько оговорок.

Во-первых, мы исходим из позитивистского понимания принципов1. В его рамках в качестве принципов организации судебной системы мы

1 См., напр., Демичев А.А. Позитивистская классификация принципов современного российского права // Государство и право. 2014. № 5. С. 5-13.

рассматриваем такие основополагающие, исходные, базовые нормативно закрепленные идеи, которые лежат в основе организации судебной системы.

Во-вторых, принципы организации судебной системы представляют собой разные понятия с принципами права, принципами отраслей права, принципами судопроизводства. В ряде моментов они пересекаются, но далеко не идентичны.

В Декрете Совнаркома РСФСР о суде № 1 от 24 ноября (5 декабря) 1917 г. можно выделить несколько основополагающих идей, которые следует идентифицировать в качестве принципов организации советской судебной системы.

1. Принцип упразднения всех ранее существовавших судебных установлений. В соответствии с п. 1 названного выше декрета в России упразднялись все общие судебные установления (к ним относились окружные суды, судебные палаты и Сенат), а также все военные, морские и коммерческие суды. Что касается еще одного учреждения Российской империи - мирового суда, то формально он не упразднялся, однако его деятельность в соответствие с п. 2 Декрета о суде № 1 приостанавливалась. Причем эта приостановка фактически равнялась упразднению, т.к. ни в этом, ни в последующих нормативных правовых актах советской власти не предусматривалось условий и механизмом восстановления деятельности мировых судей. Более того, в уже упоминавшемся п. 2 Декрета о суде № 1 речь шла о замене мировых судей местными судами. О фактическом уничтожении института мировых судей свидетельствует и противоречие между формальным приостановлением его деятельности (при этом делается акцент, что мировые судьи избирались ранее непрямыми выборами) и вновь вводимым принципом выборности судом.

Считаем необходимым обратить внимание, что в 1864 г. принцип упразднения ранее существовавшей судебной системы нормативно не регламентировался, хотя, естественно это подразумевалось. Полагаем, что введение в Декрет о суде № 1 нормы об упразднении всех доныне существующих судебных учреждений имело в большей степени идеологическое значение.

2. Принцип выборности судей. В Российской империи выборными являлись только мировые судьи. Большевики еще до революционных событий октября 1917 г. в качестве целеустановки неоднократно провозглашали принцип выборности государственной власти, включая власть судебную, поэтому вполне логично, что, придя к власти, они попытались реализовать данную идею на практике. В п. 2 Декрета о суде № 1 устанавливалось, что местные судьи должны избираться на основе прямых демократических выборов. Однако до того момента, пока соответствующие выборы организованы не будут, местные судьи

временно должны были избираться советами, а на фронтах - полковыми советами или полковыми комитетами.

Интересно, что другой судебный орган, созданный п. 6 Декрета о суде № 1, - революционные трибуналы, также являлся выборным.

3. Принцип коллегиального рассмотрения дел. В Декрете о суде № 1 речь шла только о создании местных судов. Коллегиальность проявлялась в том, что местный суд состоял из постоянного местного судьи и двух очередных заседателей (п. 2 Декрета), революционные трибуналы - из председателя и шести очередных заседателей.

4. Принцип участия населения в отправлении правосудия. Реализация этого принципа Декретом о суде № 1 предполагалась в виде введения очередных заседателей в состав местного суда и революционных трибуналов. Интересно, что в этом документе законодатель отказался от дореволюционного понятия «присяжный заседатель», но понятие «народный заседатель» еще в нем не фигурировало. Был избран некий промежуточный вариант - «очередные заседатели».

5. Принцип вынесения судебных постановлений местными судами на основе законов «свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию» (п. 5 Декрета о суде № 1). Законодатель установил, что под отмененными законами он подразумевает законы, которые противоречат не только декретам советской власти, но и программным социалистическим документам (речь шла о программах-минимумах РСДРП и эсеров).

Очевидно, что данный принцип носил временный характер и был должен обеспечить функционирование судов на период, пока не будет принято полноценное советское законодательство. Примечательно, что способом устранения пробелом в законодательстве объявлялось революционное правосознание и революционная совесть. Фактические эта норма создавала предпосылки для местного волюнтаризма и произвола.

6. Принцип замены апелляции кассацией. В соответствие с п. 2 Декрета о суде № 1 приговоры и решения местных судов являлись окончательными и не подлежали обжалованию в апелляционном порядке. По некоторым категориям дел (если денежное взыскание превышало сто рублей, а лишение свободы назначалось на срок свыше семи дней), допускалась подача кассационной жалобы.

Создание судебной системы РСФСР вместе с принципами ее организации было продолжено Декретом Совнаркома РСФСР о суде № 2 от 22 февраля (7 марта) 1918 г., принятым в развитие и дополнение Декрета о суде № 1.

При создании окружных народных судов законодатель пошел по пути заимствования из дореволюционного опыта окружного устройства судебной системы. В ст. 1 Декрета о суде № 2 указывалось, что округа

соответствуют прежним округам, однако Советы вправе увеличить или сократить территорию конкретного округа. Итак, можно утверждать, что в данном случае был заимствован окружной принцип организации судебной системы.

В Декрете о суде № 2 получили развитие следующие принципы организации судебной системы, заложенные в Декрете о суде № 1:

- принцип выборности судей. Судьи и народные заседатели окружных судов также избирались местными Советами;

- принцип коллегиального рассмотрения дел;

- принцип участия населения в отправлении правосудия. В ст. 3 Декрета о суде № 2 устанавливалось правило, что в окружных судах гражданские дела рассматривает коллегия из 3-х постоянных членов окружного народного суда и 4-х народных заседателей, а уголовные дела -коллегия, состоящая из 12-ти очередных и 2-х запасных заседателей и председателя, который назначался из числа постоянных членов суда. Интересно, что впервые в советском законодательстве появляется понятие «народный заседатель». Институт народных заседателей просуществует всю советскую эпоху и перейдет на некоторое время в Российскую Федерацию;

- принцип вынесения судебных решений на основе неотмененного дореволюционного законодательства и социалистического правосознания. В ст. 8 и 36 Декрета о суде № 2 прямо указывалось, что судопроизводство осуществляется по правилам Судебных уставов 1864 г., не отмененных декретами советской власти и не противоречащих «правосознанию трудящихся классов». Аналогичным образом суд должен был действовать при вынесении актов по уголовным и гражданским делам. При вынесении решений и приговор, которые не соответствовали дореволюционным законам, суд должен был указать «мотивы отмены судом устарелых или буржуазных законов»;

- принцип замены апелляции кассацией. Статья 4 Декрета о суде № 2 отменяла институт обжалования в апелляционном порядке и допускала только пересмотр решений в кассационном порядке.

Обратим внимание, что ни в Декрете о суде № 1, ни в Декрете о суде № 2 не нашел отражения такой принцип организации судебной системы, характерный для дореволюционного законодательства, как равенство всех граждан перед судом. Кстати, формально в Российской империи этот принцип закреплялся в форме принципа всесословности суда.

Мы разделяем позицию исследователей, полагающих, что принципы права (от себя добавим - и принципы организации судебной системы) могут успешно закрепляться не только на отраслевом уровне, но и в конституционных актах1. Удивительно, но принцип равенства всех перед

1 См., напр., Илюхина В.А., Демичев А.А. Принципы семейного права Российской

судом впервые на конституционном уровне нашел отражение только в Конституции РФ, в советских конституциях он не был закреплен. Вообще формулирование принципов права в Конституциях сначала было не очень развито. Так, А.В. Парамонов указывает, что «в Конституции РСФСР 1918 г. был закреплен только один принцип права - принцип равенства прав граждан»1. Позже стал закрепляться принцип равенства граждан перед законом, о равенстве же перед судом ничего не говорилось.

Такой подход законодателя представляется нам несколько странным для советского государства, в основе которого лежала идея равенства всех граждан. Возможно, это объясняется тем, что суд рассматривался в реальности в качестве специфического репрессивного органа управления, направленного на защиту новой власти, а равенство граждан перед судом воспринималось частным случаем равенства граждан перед законом.

В ходе проведения судебной реформы в РСФСР было принято Положение «О судоустройстве РСФСР» от 31 октября 1922 г. В нем произошел отказ от некоторых ранее введенных принципов организации судебной системы и получили развитие некоторые из ранее существовавших принципов.

В первую очередь, советская власть в названном нормативном правовом акте отказалась от апробированного многолетней практикой дореволюционной России принципа окружной организации судебной системы. Данный принцип был заменен принципом административно-территориальной организации судебной системы, просуществовавшим далее на протяжении всей советской и части постсоветской истории. Этот принцип подразумевал, что народный суд действовал в пределах городского или уездного района, губернский суд - на территории губернии или области, а Верховный суд РСФСР осуществлял свою деятельность на всей территории России.

В результате судебной реформы 1922 г. произошел отказ от закрепленного в Декретах о суде № 1 и № 2 принципа вынесения судебных решений на основе неотмененного дореволюционного законодательства и социалистического правосознания. В 1920-е гг. действовало уже новое судоустройственное, уголовно-процессуальное, гражданское

процессуальное и иное законодательство, поэтому не было необходимости использовать дореволюционное законодательство, а также обращаться к

Федерации и Республики Армения (сравнительно-правовой анализ) // Семейное и жилищное право. 2016. № 4. С. 7-11; Demichev A.A., Engibaryan M.A., Iliukhina V.A., Paramonov A.V. The Principle of Compensation as a Guarantee of Human Rights and Freedoms (As Exemplified by the Legislation of the Russian Federation) // Revista Gênero e Direito. 2020. V. 9. № 4. Р. 788-806.

1 Парамонов А.В. К вопросу о закреплении принципов права в Конституции РСФСР 1918 г. // Вестник Нижегородского института управления. 2020. № 1 (55). С. 19.

весьма тонкой материи - революционному (или социалистическому) правосознанию.

Новым принципом организации судебной системы, стало закрепленное в Положении «О судоустройстве РСФСР» 1922 г. наличия временных специальных судов.

Новым принципом организации судебной системы стало и сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения дел. Если до этого все дела в РСФСР рассматривались коллегиально, то теперь в низшей инстанции - народном суде по ряду категорий дел предусматривалось единоличное рассмотрение.

Наконец, в рассматриваемом нормативном акте нашли дальнейшее развитие следующие принципы организации судебной системы:

- принцип выборности судей;

- принцип участия населения в отправлении правосудия. Причем народные заседатели действовали и в народных, и в губернских судах (ст. 15-28 и ст. 44-45);

- принцип только кассационного обжалования судебных решений.

Следующим этапом развития принципов организации судебной

системы стало принятие Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик, утвержденных ЦИК СССР 29 октября 1924 г. и созданного на их базе Положения «О судоустройстве РСФСР» от 19 ноября 1926 г.

В ст. 3 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. впервые в советской истории была предпринята попытка специального закрепления неких начал, на которых должны строиться судебные учреждения. Не все нормы, содержащиеся в указанной статье, можно воспринимать именно в качестве принципов организации судебной системы. Собственно законодателем было названо три основных начала:

1) отправления судебной деятельности исключительно трудящимися. Обратим внимание, что во время нэпа данный принцип не был пустой декларацией. Даная норма отстраняла от участия в отправлении правосудия достаточно широкий круг «буржуазных элементов»;

2) избираемость судей и народных заседателей;

3) единство судебной политики в СССР.

В целом из анализа Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. вытекает наличие следующих принципов организации судебной системы:

- принцип отправления правосудия только трудящимися;

- принцип выборности судей;

- принцип участия населения в отправлении правосудия;

- принцип только кассационного обжалования судебных решений;

- принцип административно-территориальной организации судебной системы. Ст. 2 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. предусматривала существование в союзных республиках

единой системы судебных учреждений, которая включала народный суд, губернский или соответствующий ему суд и верховный суд республики, а в автономных республиках - главный или высший суд;

- принцип наличия специальных судов. Ст. 21 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. предусматривала наличие военных трибуналов, ст. 22 - арбитражных комиссий, ст. 24 - судебно-земельных комиссий. Обратим внимание, что все эти органы, хотя и являлись специальными, но создавались не как временные, а как постоянные.

Исходя из установок, заложенных в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г., 19 ноября 1926 г. ЦИК РСФСР утвердил Положение «О судоустройстве РСФСР». В этом документе не было статьи, в которой бы излагались основные начала устройства судебных учреждений. Тем не менее, по нашему мнению, на основе его анализа можно выделить ряд принципов организации судебной системы.

Обратим внимание, что в рассматриваемом нормативном акте в отличие от Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. не закреплялся принцип отправления правосудия только трудящимися. Также ни в том, ни в другом документе не нашел четкого закрепления ни принцип коллегиального, ни принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел.

Новых принципов организации судебной системы, по нашему мнению не появилось, а все принципы, закрепленные в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г. были конкретизированы применительно к РСФСР как одной из союзных республик.

В 1924-1925 гг. в РСФСР на основе экономического районирования вводилось новое административное деление. Как отмечает А.С. Смыкалин, его целью было упрощение и удешевление государственного аппарата. В это время «вместо губернского, уездного и волостного деления в отдельных местах появилось краевое (областное), окружное и районное деление»1. Естественно, необходимо было привести в соответствие территориальные нововведения с устройством судебной системы. Принципиальную позицию в данном случае занял Наркомюст РСФСР, выступивший против создания окружных судов, «ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и в центре - Верховный Суд» . В конечном итоги, в Положении «О судоустройстве РСФСР» 1926 г. был продублирован принцип административно-территориальной организации судебной системы.

1 Смыкалин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 40.

2 Там же.

Уже традиционным для советского права к этому моменту стали:

- принцип наличия специальных судов. Ст. 4 Положения «О судоустройстве РСФСР» 1926 г. предусматривала, функционирование специальных судов, к которым относились военные трибуналы, земельные комиссии, Высшая Арбитражная Комиссия и местные арбитражные комиссии, особые сессии народного суда по трудовым делам. Мотивом создания перечисленных органов являлось то, что для разрешения некоторых категорий дел нужны специальные знания и навыки. Кроме того, эти органы нужны были для рассмотрения «дел о преступлениях, представляющих особую опасность для военной мощи Союза ССР»;

- принцип выборности судей. Данный принцип действовал для всех судей;

- принцип участия населения в отправлении правосудия. Народные заседатели участвовали в рассмотрении дел в народных и губернских, а также краевых, областных и окружных судов, главных судах автономных республик;

- принцип только кассационного обжалования судебных решений.

Следующим шагом в развитии принципов организации советской

судебной системы стал принятый 16 августа 1938 г. закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Этот нормативный акт базировался на ряде норм, который были закреплены в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г.

В законе СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» впервые после распада Российской империи был закреплен принцип равенства всех граждан перед судом. В пункте а) ст. 5 указанного закона прямо закреплялась норма, что правосудие в СССР осуществляется на началах «единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности». В следующем пункте указанной статьи провозглашалось единство и обязательность для всех судов уголовного, гражданского и процессуального законодательства.

Принцип равенства граждан перед судом поглотил и расширил ранее действовавший принцип осуществления правосудия только трудящимися. Полагаем, что такой подход был закономерен. Дело в том, что, с одной стороны, нетрудящихся элементов к середине 1930-е гг. уже просто не было в Советском Союзе. Соответственно отпала и необходимость в ряде оговорок насчет трудящихся, нетрудящихся, представителей эксплуататорских классов и т.п. С другой стороны, не стоит забывать, что формально Конституция СССР 1936 г. являлась на тот момент одной из наиболее демократических в мире. Следовательно, она и не могла допускать каких-либо оговорок, ограничивающих равенство граждан по тому или иному признаку.

В ст. 3 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 г. был закреплен новый, ранее неизвестный истории России, принцип организации правосудия -ориентированность на воспитание граждан, исправление и перевоспитание преступников.

Другим новым для советского законодательства стал принцип независимости судей и подчинения их только закону. Он был закреплен в ст. 112 Конституции СССР 1936 г., ст. 116 Конституции РСФСР 1937 г. и ст. 6 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». В реальности этот принцип носил декларативный характер, т.к. в это время в стране существовал тоталитарный политический режим, а судьи, кроме того, полностью зависели от партийного руководства.

Следующим принципом организации судебной системы стало открытое судебное разбирательство во всех судах. В литературе иногда данный принцип называется принципом гласности судопроизводства1 или принципом публичности судопроизводства2. Ранее открытость судопроизводства имела место и в дореволюционном, и в советском

3

процессуальном законодательстве , однако на конституционном уровне он был провозглашен в ст. 111 Конституции СССР 1936 г. и ст. 115 Конституции РСФСР 1937 г., а на уровне судоустройственного законодательства - в ст. 8 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Естественно правило открытости судебного разбирательства не было абсолютным - всегда из него делались исключения, что вызывалось необходимостью поддержания нравственности в обществе, сохранения государственной, семейной и иной тайны.

1 См., напр., Вилкова Т.Ю. Принцип гласности в советском уголовном процессе в период действия УПК РСФСР 1923 года // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 103-110; Домрачев И.Г. Принцип гласности судебного разбирательства в гражданском судопроизводстве в России в начале ХХ - начале XXI века // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2017. № 3. С. 117-125; Вилкова Т.Ю. Принцип гласности уголовного судопроизводства: история, современность, перспективы. М., 2019.

См., напр., Илюхина В.А. Принципы уголовного судопроизводства РСФСР: историко-правовой анализ советского уголовно-процессуального законодательства // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. № 4. С. 182-188.

См., напр., ст. 8, 620 Устава уголовного судопроизводства 1864 г.; ст. 173, 324 Устава гражданского судопроизводства 1864 г.; ст. 19 УПК РСФСР 1922 г., ст. 94 ГПК РСФСР 1923 г. Правда, некоторые авторы не считают, что принцип гласности судебного разбирательства не воспринимался авторами ГПК РСФСР 1923 г. в качестве принципа гражданского судопроизводства (см., напр., Илюхина В.А. Принципы гражданского процессуального законодательства РСФСР (историко-правовой анализ ГПК РСФСР 1923 г. и ГПК РСФСР 1964 г.) // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. № 2. С. 55-59).

Наконец, еще одним новым принципом организации судебной системы стал принцип языках судопроизводства, закрепленный в ст. 110 Конституции СССР 1936 г., ст. 114 Конституции РСФСР 1937 г. и ст. 7 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». В предшествующий период он не включался законодателем именно в принципы организации судебной системы, однако он был закреплен уже в первых процессуальных кодексах РСФСР в качестве принципа судопроизводства. Это было сделано в ст. 22 УПК РСФСР 1922 г. и ст. 9 ГПК РСФСР 1923 г.1

В законе СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» вновь был закреплен принцип коллегиального рассмотрения дел. Так, в ст. 14 названного закона устанавливалось, что по общему правилу во всех судах дела рассматриваются в составе судьи и двух народных заседателей. Также в особо оговоренных в законе случаях допускалось судебное разбирательство в составе трех судей.

Ряд ранее существовавших принципов организации судебной системы были закреплены в Конституции СССР 1936 г. и перенесен в новый нормативный правовой акт - закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Таковыми являлись:

- принцип административно-территориальной организации судебной системы (ст. 102 Конституции СССР 1936 г., ст. 107 Конституции РСФСР 1937 г. и ст. 1 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»);

- принцип наличия специальных судов. Ст. 1 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», апеллируя к ст. 102 Конституции СССР 1936 г., устанавливала, что правосудие в СССР осуществляется, в том числе, и специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР. Обратим внимание, что подразумевались не чрезвычайные, а именно специальные суды. Таковых ст. 53 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» называла три: военные трибуналы; линейные суды железнодорожного транспорта; линейные суды водного транспорта. Также специальные суды СССР упоминались в ст. 107 Конституции РСФСР 1937 г.;

1 Проблема динамики принципа языка судопроизводства в советском и постсоветском гражданском судопроизводстве была рассмотрена в одной из статей И.Г. Домрачева (см.: Домрачев И.Г. Принцип языка судопроизводства в гражданском процессе РСФСР и Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 2 (38). С. 91-94), а в уголовном судопроизводстве - в работах Т.Ю. Вилковой (см.: Вилкова Т.Ю. Становление и развитие системы принципов российского уголовного судопроизводства в 1864-1991 гг. // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 1. С. 99-103; Она же. Принцип языка уголовного судопроизводства: история, современность, перспективы. М., 2018).

- принцип выборности судей. Данный принцип закреплялся рядом статей Конституции СССР 1936 г. (ст. 105-109), Конституции РСФСР 1937 г. (ст. 110-113) и ст. 10 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»;

- принцип участия населения в отправлении правосудия. Статья 103 Конституции СССР 1936 г., ст. 108 Конституции РСФСР 1937 г., а также ст. 9 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» устанавливали, что по общему правилу «рассмотрение дел во всех судах СССР осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом».

На уровне судоустройственного законодательства наметился новый принцип организации судебной системы - принцип равенства прав народных заседателей и судей при осуществлении правосудия, который, по нашему мнению, конкретизировал принцип участия населения в отправлении правосудия. В абз. 2 ст. 12 закона СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» содержалась норма, наделяющая народных заседателей всеми правами судьи. В абз. 1 той же статьи устанавливалось ограничение срока исполнения народными заседателями их обязанностей, а в ст. 13 гарантировалось сохранение за ними заработной платы на время исполнения обязанностей.

Что касается принципа только кассационного обжалования судебных решений, то он именно в числе принципов организации судебной системы в 1930-е гг. перестал просматриваться именно в качестве одной из основных идей, лежащих в основе организации судебной системы. Однако кассация, как мы уже неоднократно отмечали, в советский период была основным способом пересмотра судебных актов, а института апелляции не существовало.

В таком виде, как нами было представлены выше принципы организации советской судебной системы просуществовали до конца 50-х - начала 60-х гг. ХХ в., когда были приняты закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» и закон РСФСР от 27 октября 1960 г. «О судоустройстве».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итоги статьи, считаем необходимым отметить следующие моменты.

Во-первых, в технико-юридическом плане закрепление принципов организации советской судебной системы прошло значительное развитие. Это касается как количества принципов, так и качества их закрепления. От нечетко определяемых как принципы некоторых положений первых советских декретов до вполне оформленных идей в нормативных актах 1930-х гг.

Во-вторых, принципы организации судебной системы закреплялись в конституционных актах и в нормативных правовых актах, регулирующих

судоустройство. При этом судоустройственное законодательство шло по пути не только дублирования принципов организации судебной системы, закрепленных в Конституциях СССР и РСФСР, но и содержало новые специальные принципы.

В-третьих, с момента образования СССР сформировалась дуалистичность закрепления принципов организации российской судебной системы в законодательстве СССР и РСФСР. Это касается и конституционного уровня, и судоустройственного законодательства. При этом в большинстве случаях можно говорить о простом дублировании норм союзного законодательства в законодательстве РСФСР.

В-четвертых, исторический контекст оказывал существенное влияние на формальное содержание принципов организации судебной системы и на практику их реализации. Хорошо заметна эволюция принципов организации советской судебной системы в зависимости от развития советского государства. По мере решения определенных идеологических и иных задач одни принципы исчезали из нормативных актов, другие появлялись.

Библиографический список

1. Demichev A.A., Engibaryan M.A., Iliukhina V.A., Paramonov A.V. The Principle of Compensation as a Guarantee of Human Rights and Freedoms (As Exemplified by the Législation of the Russian Fédération) // Revista Gênero e Direito. 2020. V. 9. № 4. Р. 788-806.

2. Вилкова Т.Ю. Принцип гласности в советском уголовном процессе в период действия УПК РСФСР 1923 года // Юридическая наука. 2016. № 2. С. 103-110.

3. Вилкова Т.Ю. Принцип гласности уголовного судопроизводства: история, современность, перспективы. М.: Юрайт, 2019. 286 с.

4. Вилкова Т.Ю. Принцип языка уголовного судопроизводства: история, современность, перспективы. М.: Юрлитинформ, 2018. 144 с.

5. Вилкова Т.Ю. Становление и развитие системы принципов российского уголовного судопроизводства в 1864-1991 гг. // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 1. С. 99-103.

6. Демичев А.А. Позитивистская классификация принципов современного российского права // Государство и право. 2014. № 5. С. 5-13.

7. Домрачев И.Г. Принцип гласности судебного разбирательства в гражданском судопроизводстве в России в начале ХХ - начале XXI века // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2017. № 3. С. 117-125.

8. Домрачев И.Г. Принцип языка судопроизводства в гражданском процессе РСФСР и Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 2 (38). С. 91-94.

9. Илюхина В.А. Принципы гражданского процессуального законодательства РСФСР (историко-правовой анализ ГПК РСФСР 1923 г. и ГПК РСФСР 1964 г.) // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. № 2. С. 55-59.

10. Илюхина В.А. Принципы уголовного судопроизводства РСФСР: историко-правовой анализ советского уголовно-процессуального законодательства // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2019. № 4. С. 182-188.

11. Илюхина В.А., Демичев А.А. Принципы семейного права Российской Федерации и Республики Армения (сравнительно-правовой анализ) // Семейное и жилищное право. 2016. № 4. С. 7-11.

12. Парамонов А.В. К вопросу о закреплении принципов права в Конституции РСФСР 1918 г. // Вестник Нижегородского института управления. 2020. № 1 (55). С. 17-19.

13. Смыкалин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. 2002. № 6. С. 39-42.

© Илюхин А.В.

DOI: 10.24411/ 2309-1592-2020-10015 УДК 347.998.2

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНОСТИ ПРИСЯЖНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ ПО УЧРЕЖДЕНИЮ СУДЕБНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ

1864 ГОДА И ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Илюхин Андрей Владимирович кандидат юридических наук, доцент, Академия ФСИН России e-mail: andrew062@mail. ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся условий, необходимых для занятия должности присяжного заседателя законодательству Российской империи и Российской Федерации. С позиции методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения обосновывается тот факт, что обоим периодам присущи общие подходы к определению цензов (требований, условий) к присяжным заседателям. С другой стороны, законодательство Российской Федерации более демократично и лаконично в отношении требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации. В отличие от законодательства Российской империи, которое включало в себя как позитивные, так и негативные условия для занятия должности присяжного заседателя, анализ требований, необходимых для того, чтобы быть присяжным заседателем по законодательству Российской Федерации, позволил сделать вывод о том, что они включают в себя в основном негативные требования, наличие которых не позволяет быть внесенным в списки присяжных заседателей.

Ключевые слова: хронодискретное моногеографическое сравнительное правоведение, судебная реформа 1864 г. в России, судебная реформа в Российской Федерации, уголовное судопроизводство, суд присяжных, присяжные заседатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.