Научная статья на тему 'Принципы организации курсов повышения квалификации педагогов в аспекте развития готовности к воспитательной деятельности'

Принципы организации курсов повышения квалификации педагогов в аспекте развития готовности к воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / воспитательная деятельность педагога / готовность к воспитательной деятельности / курсы повышения квалификации / education / educative activity of a teacher / readiness for educational activity / advanced training courses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баткаева Яна Алексеевна

В статье обозначена проблема слабой готовности педагогов к реализации актуальных целей и ценностей воспитания. Основной проблемой слабой готовности педагогов к воспитательной деятельности является недостаточное осмысление гуманитарной сущности воспитания, что влечет за собой низкую мотивацию к ее осуществлению, а также расхождение между существующими в сознании педагогов знаниями теории и методики воспитания и актуальным состоянием развития педагогической науки в данной области. Целью статьи является выявление принципов организации и проведения курсов повышения квалификации, обеспечивающих эффективное развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности с учетом современного состояния теории воспитания. На основании теоретического анализа современной научной литературы раскрыты особенности воспитательной деятельности педагогов в условиях парадигмальных изменений, произошедших в теории воспитания. Выявленные особенности воспитательной деятельности легли в основу рассмотрения сущности и структурно-содержательных характеристик готовности педагогов к воспитательной деятельности. Дано авторское определение готовности педагогов к воспитательной деятельности, представлены ее компоненты и раскрыто их содержание. В заключении обозначены принципы организации и проведения курсов повышения квалификации, направленные на эффективное развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баткаева Яна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of organization of advanced training courses for teachers in the aspect of the development of readiness for educational activities

The article identifies the problem of teachers' poor readiness to implement the actual goals and values of education. The main problem of teachers' poor readiness for educational work is insufficient understanding of the humanitarian essence of education, which entails low motivation to implement it, as well as the discrepancy between the knowledge of the theory and methodology of education existing in the minds of teachers and the current state of the development of pedagogical science in this area. The purpose of the article is to identify the principles of organizing and conducting advanced training courses that ensure the effective development of teachers' readiness for educational work, taking into account the current state of the theory of education. Based on the theoretical analysis of modern scientific literature, the features of the educational work of teachers in the conditions of paradigmatic changes that have occurred in the theory of education are revealed. The revealed features of educational work formed the basis for the consideration of the essence of teachers' readiness for educational work as well as its structural and content characteristics. The author's definition of teachers' readiness for educational work is given in the article, its components are presented and their content is disclosed. In conclusion, the principles of organizing and conducting advanced training courses aimed at the effective development of teachers' readiness for educational work are outlined.

Текст научной работы на тему «Принципы организации курсов повышения квалификации педагогов в аспекте развития готовности к воспитательной деятельности»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 93-103 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 3. Р. 93-103

Научная статья УДК 377

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/093-103

Принципы организации курсов повышения квалификации педагогов в аспекте развития готовности к воспитательной деятельности

Баткаева Яна Алексеевна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. В статье обозначена проблема слабой готовности педагогов к реализации актуальных целей и ценностей воспитания. Основной проблемой слабой готовности педагогов к воспитательной деятельности является недостаточное осмысление гуманитарной сущности воспитания, что влечет за собой низкую мотивацию к ее осуществлению, а также расхождение между существующими в сознании педагогов знаниями теории и методики воспитания и актуальным состоянием развития педагогической науки в данной области. Целью статьи является выявление принципов организации и проведения курсов повышения квалификации, обеспечивающих эффективное развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности с учетом современного состояния теории воспитания. На основании теоретического анализа современной научной литературы раскрыты особенности воспитательной деятельности педагогов в условиях парадигмальных изменений, произошедших в теории воспитания. Выявленные особенности воспитательной деятельности легли в основу рассмотрения сущности и структурно-содержательных характеристик готовности педагогов к воспитательной деятельности. Дано авторское определение готовности педагогов к воспитательной деятельности, представлены ее компоненты и раскрыто их содержание. В заключении обозначены принципы организации и проведения курсов повышения квалификации, направленные на эффективное развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность педагога, готовность к воспитательной деятельности, курсы повышения квалификации.

Для цитирования: Баткаева Я.А. Принципы организации курсов повышения квалификации педагогов в аспекте развития готовности к воспитательной деятельности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 3. С. 93103. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/093-103.

Original article

Principles of organization of advanced training courses for teachers

in the aspect of the development of readiness for educational activities

Yana A. Batkaeva

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

Abstract. The article identifies the problem of teachers' poor readiness to implement the actual goals and values of education. The main problem of teachers' poor readiness for educational work is insufficient understanding of the humanitarian essence of education, which entails low motivation to implement it, as well as the discrepancy between the knowledge of the theory and

© Баткаева Я.А., 2023

93

methodology of education existing in the minds of teachers and the current state of the development of pedagogical science in this area. The purpose of the article is to identify the principles of organizing and conducting advanced training courses that ensure the effective development of teachers' readiness for educational work, taking into account the current state of the theory of education. Based on the theoretical analysis of modern scientific literature, the features of the educational work of teachers in the conditions of paradigmatic changes that have occurred in the theory of education are revealed. The revealed features of educational work formed the basis for the consideration of the essence of teachers' readiness for educational work as well as its structural and content characteristics. The author's definition of teachers' readiness for educational work is given in the article, its components are presented and their content is disclosed. In conclusion, the principles of organizing and conducting advanced training courses aimed at the effective development of teachers' readiness for educational work are outlined.

Keywords: education, educative activity of a teacher, readiness for educational activity, advanced training courses.

For citation: Batkaeva Ya.A. Principles of organization of advanced training courses for teachers in the aspect of the development of readiness for educational activities // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 3. P. 093-103. DOI: https://doi.org/-10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/093-103.

Введение

Обнаружение дефицита воспитательного компонента в системе отечественного образования в последние десятилетия послужило фактором повышения внимания к проблемам в сфере воспитания как на уровне общества, так и на уровне государства. В настоящее время образовательная политика Российской Федерации направлена на актуализацию воспитательного потенциала образовательных организаций, что подтверждается принятием в 2015 г. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. В рамках реализации Стратегии появились нормативно-правовые документы, в которых уточняются сущность воспитания, цели, содержание, а также требования к компетенциям педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность.

Нормативно-правовые документы призваны регламентировать и результаты профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, и результаты воспитательной деятельности педагогов, уже работающих в образовательных организациях. Однако механизмы осуществления воспитательной деятельности не поддаются нормативной регламентации ввиду сложного гуманитарного характера самого феномена воспитания. Ключевым фактором в реализации воспитательной деятельности являются не нормативные документы, а личность педагога. Именно педагог выступает автором, субъектом, способным нести ответственность за организуемый воспитательный процесс от постановки цели до результата. Соответственно, качественная реализация актуальных идей воспитания зависит от готовности педагога к воспитательной деятельности.

94

Основная часть

Анализ публикаций, посвященных проблемам готовности педагогов к воспитательной деятельности [2, 5, 15, 12], а также результаты собственного эмпирического исследования [1] позволили зафиксировать слабую готовность современных педагогов к реализации воспитательной деятельности. Основной проблемой слабой готовности педагогов к воспитательной деятельности является недостаточное осмысление гуманитарной сущности воспитания, что влечет за собой низкую мотивацию к ее осуществлению, а также расхождение между существующими в сознании педагогов знаниями теории и методики воспитания и актуальным состоянием развития педагогической науки в данной области.

Готовность к воспитательной деятельности рассматривается в науке и как результат профессиональной подготовки, и как личностное образование педагога, находящееся в постоянном развитии в ходе профессиональной деятельности и непрерывного образования. Наш научный интерес связан с развитием готовности к воспитательной деятельности у педагогов, которые уже имеют базовое профессиональное образование и опыт работы в образовательных организациях. Несмотря на то, что в рамках реализации упомянутой выше Стратегии по всей стране проводятся курсы повышения квалификации педагогов в сфере воспитания, реальная ситуация в образовании демонстрирует неэффективность этих курсов.

Природа воспитания, его духовно-практическая сущность настолько тонки, не явлены окружающим, что в процессе обучения возникает риск поверхностного овладения методическими основами воспитательной деятельности без ориентации на постижение внутреннего мира ребенка, механизмов воспитательной деятельности, осознанного приобщения к системе знаний о человеке и собственного самовоспитания.

В целях выявления принципов качественной и результативной организации курсов повышения квалификации педагогов в сфере воспитания обозначим особенности воспитательной деятельности с учетом современного состояния теории воспитания и уточним сущность и структурно-содержательные характеристики готовности к воспитательной деятельности.

Современная теория воспитания находится в состоянии парадигмального сдвига, обусловленного отказом от социалистической теории воспитания и переходом к гуманизации и демократизации [13]. Изменения, вызванные парадиг-мальным сдвигом, касаются как нового понимания принципов, закономерностей, содержания, методов и технологий воспитания, так и усиления субъектной позиции педагога-воспитателя в реализации целей и ценностей воспитания. Анализ работ Е.В. Бондаревской [3], И.А. Колесниковой [8], Н.М. Борытко [4], П.В. Степанова [17], И.Ю. Шустовой и И.Д. Демаковой [6] и др. позволил выявить следующие особенности воспитательной деятельности в условиях пара-дигмального сдвига:

1. Воспитательная деятельность возможна только в том случае, если воспитание является ценностью профессиональной деятельности педагога, педагог осознает ее как миссию и возлагает на себя ответственность за результаты воспитательной деятельности.

95

2. Воспитательная деятельность требует глубокого осмысления педагогом системности воспитательного процесса и, в первую очередь, работы с целями: в каждом классе (студенческой группе) цели осознаются и анализируются, ранжируются и выверяются по степени значимости каждой из них для создания условий развития воспитанника.

3. Воспитательную деятельность можно рассматривать как воспитывающую коммуникацию: адресацию непрямых сообщений (через реплики, эстетику среды, символы и т.п.), содержащих богатство значений и смыслов, открываемых воспитанниками в процессе совместной жизнедеятельности.

4. Воспитательная деятельность заключается в трех основных действиях педагога: вовлечение воспитанников в совместные дела на основе их интересов и потребностей; создание детско-взрослой общности, объединенной неформальными отношениями; побуждение воспитанников к усвоению социально значимых знаний, развитию социально значимых отношений, получению опыта социально значимых действий.

5. Результаты воспитательной деятельности носят вероятностный характер. Это работа с внутренним миром человека. А человек - это самоорганизующаяся система; предсказать реакцию на внешнее влияние сложно. Вероятностность воспитательных влияний повышается тогда, когда педагог всю жизнь учится, стремится постичь человеческую природу, каждый раз осознает свои дефициты.

Выявленные особенности воспитательной деятельности необходимо учитывать при рассмотрении сущности и структурно-содержательных характеристик готовности педагогов к воспитательной деятельности. В существующих исследованиях готовность педагога к воспитательной деятельности рассматривается как:

- состояние педагога, направленное на реализацию профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств через взаимодействие воспитателя и воспитанника в воспитательно-образовательном процессе, при котором создаются условия для самосовершенствования, самореализации и самореабилитации всех участников процесса (З.В. Крецан) [9];

- устойчивая характеристика профессионально-личностной позиции педагога, обусловленная устойчивыми мотивами педагога к ее осуществлению, психическими особенностями и личностными качествами, проявляющаяся в положительной установке на воспитательную деятельность и обеспечивающая успех воспитательного процесса (А.М. Кузьмин, Л.Е. Идиатуллина) [10];

- владение учителем комплексом знаний, умений и навыков и соответствующих компетенций по осуществлению эффективной воспитательной работы, дающей положительный результат в соответствии с поставленными целями, задачами (С.А. Ткачева, Э. Сагынтай Кызы) [21, с. 33];

- интегративное качество личности педагога, проявляющееся в его созидательных потребностях, ценностном отношении к воспитательной деятельности и воспитаннику как комплекс компетенций, необходимых для целостного развития личности воспитанника и воспитателя в образовательном процессе (А.В. Савченков, Н.В. Уварина) [16, с. 220].

96

Данные определения демонстрируют то, что единое понимание феномена готовности педагога к воспитательной деятельности отсутствует и его содержание раскрывается авторами через призму разных подходов. Тем не менее можно выделить общее: наличие внутренней мотивации на осуществление воспитательной деятельности; направленность педагога на развитие личностных качеств воспитанника; знания и опыт, необходимые для эффективного осуществления воспитательной деятельности.

Проанализировав данные определения, мы пришли к выводу о том, что в них слабо отражается новое понимание воспитательной деятельности педагога в условиях парадигмального сдвига, произошедшего в теории воспитания. Эффективное осуществление воспитательной деятельности возможно только в том случае, если педагог осознает ее личностный смысл, самостоятельно определяет цели, реализует основные действия педагога-воспитателя, а также выявляет и анализирует результаты собственной воспитательной деятельности.

Таким образом, опираясь на особенности воспитательной деятельности, под готовностью педагога к воспитательной деятельности будем понимать инте-гративное личностное образование, обеспечивающее эффективную реализацию воспитательного процесса и объединяющее осознание смысла воспитательной деятельности для себя, внутреннюю мотивацию на достижение результатов воспитательной деятельности, систему актуальных знаний и представлений в области воспитания, умения самостоятельно ставить цели, выполнять основные действия воспитательной деятельности и осуществлять рефлексию.

Опираясь на исследования ученых и собственное понимание готовности к воспитательной деятельности, выделим следующие ее структурные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный и рефлексивный. Рассмотрим каждый компонент с учетом особенностей воспитательной деятельности в аспекте парадигмальных изменений теории воспитания.

Мотивационно-ценностный компонент является основой готовности к воспитательной деятельности и отражает смыслообразующие мотивы, связанные с самоактуализацией педагога и реализацией личностных ценностей в воспитании подрастающего поколения [18]. Воспитательная деятельность педагога, как и любая другая сложноорганизованная деятельность человека, побуждается различными иерархично расположенными мотивами. Мотивы педагога определяют те цели, которые он преследует, организуя свою деятельность. При этом ведущим, смыслообразующим, мотивом его воспитательной деятельности является развитие личности ребенка, с которым педагог работает. Как отмечает П.В. Степанов, именно «осознание этого мотива, вербальная его конкретизация в какой бы то ни было понятной для самого педагога модели, превращает мотив в подлинную цель воспитательной деятельности» [7, с. 56].

Совокупность мотивов личности педагога определяется его педагогической направленностью. По мнению Л.М. Митиной, одним из показателей педагогической направленности учителя является его стремление к самоактуализации в сфере профессиональной деятельности. Оно выражается в желании специалиста достигать результатов деятельности, развиваться и повышать свой уровень.

97

Направленность является выражением самореализации, а стало быть, саморазвития и самосовершенствования в интересах окружающих людей [14]. В профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании педагога важную роль играет наличие педагогического идеала как образа желаемого будущего. Педагогический идеал становится той движущей силой, которая способствует переводу социальных задач, социального заказа общества в систему педагогического видения учителя, в нравственное кредо его деятельности [19, с. 228].

Когнитивный компонент выступает теоретической базой для осуществления воспитательной деятельности. Для организации современного воспитательного процесса педагогу необходимо иметь целостную научную картину организуемого им процесса. Содержанием когнитивного компонента является система знаний и представлений педагога о воспитательной деятельности, которая отражает сущность современной теории воспитания, ее основные идеи в условиях парадигмального сдвига.

Операционально-деятельностный компонент предполагает наличие у педагога умений и навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятельности в соответствии с ее структурными компонентами. Отсутствие четких алгоритмов осуществления воспитательной деятельности, а также отсроченный и вероятностный характер ее результатов обусловливают необходимость умения систематизировать свои действия. Необходимые умения и навыки возникают в процессе практического применения знаний и позволяют сформировать в сознании педагога целостный образ воспитательной деятельности.

Рефлексивный компонент предполагает осмысленное отношение педагога к результатам собственной воспитательной деятельности и стремление к саморазвитию в целях ее совершенствования. По мнению И.С. Шустовой, педагогическая рефлексия позволяет педагогу осознавать свой педагогический опыт, самостоятельно вырабатывать критерии эффективности и успешности профессиональной деятельности с точки зрения своей субъектности и образовательного потенциала для развития личности школьника [23, с. 351]. Рефлексивное отношение к собственной воспитательной деятельности позволяет педагогу творчески подходить к решению профессиональных задач, выявлять собственные дефициты знаний и искать способы работы с ними.

Как уже отмечалось выше, формирование готовности к профессиональной деятельности происходит на этапе получения базового образования, а ее развитие - в процессе приобретения опыта и непрерывного образования. Принимая во внимание, что развитие - это процесс количественно-качественных изменений, обеспечивающих переход от одного состояния к другому, в результате которого возникает новое качественное состояние [22], определим развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности как обновление и обогащение теоретических и практических знаний, наполнение их личностными смыслами и выработку собственной логики осуществления воспитательной деятельности с опорой на личностно-значимое педагогическое знание. Это значит, что при обучении педагогов в системе дополнительного профессионального образования необходимо организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы у

98

педагогов осуществлялось развитие готовности к воспитательной деятельности через обогащение всех ее компонентов.

Для обеспечения обогащения всех компонентов готовности педагогов к воспитательной деятельности при организации и проведении курсов повышения квалификации в сфере воспитания необходимо опираться на следующие принципы:

1. Создание условий, способствующих осознанию, принятию педагогами ценности воспитательной деятельности, повышению положительной мотивации к ней.

2. Проектирование содержания программ повышения квалификации с учетом актуального уровня развития теории воспитания.

3. Сопровождение процесса познания обучающимися обновленной теории гуманистической рефлексией, обеспечивающей понимание сущности воспитания как особой гуманитарной деятельности - духовной практики, развивающей человеческое в человеке.

4. Формирование системного видения воспитательной деятельности: от осознанного целеполагания (с опорой на собственные ценности и запросы воспитанников), выбора средств и форм воспитания, адекватного целям, до фиксирования результатов воспитания.

5. Формирование представлений о сущности воспитательной деятельности как реализации трех основных воспитательных действий: вовлечение воспитанников в совместные с педагогом дела на основе их интересов и потребностей; создание детско-взрослых общностей; побуждение детей к усвоению социально значимых знаний, развитию социально значимых отношений, накоплению опыта осуществления социально значимых действий.

6. Обеспечение практико-ориентированности обучения через выявление конкретных затруднений в воспитательной деятельности обучающихся педагогов и освоение «в режиме проживания в реальном времени» основных действий воспитательной деятельности на основе полученных знаний.

7. Помощь в осмыслении богатства и неисчерпаемого воспитательного потенциала различных форм, средств воспитания через расширение профессиональной концептосферы, выражающейся в «интеграционной целостности культурных универсалий, личностных смысловых установок, эмоциональных ценностных коннотаций» [11, с. 16].

Заключение

На современном этапе развития теории воспитания ведущую роль в осуществлении идей воспитания играет личность педагога, а эффективность реализации воспитательного процесса зависит от уровня развития готовности педагога к воспитательной деятельности.

В настоящее время отмечается слабая готовность педагогов к воспитательной деятельности, что обусловлено низкой мотивацией к ее осуществлению из-за недостаточного осмысления гуманитарной сущности воспитания, а также несоответствием имеющихся в сознании педагогов знаний теории и методики воспитания актуальному состоянию развития педагогической науки в данной области.

99

Готовность к воспитательной деятельности как интегративное личностное образование, обеспечивающее эффективную реализацию воспитательного процесса, формируется на этапе получения базового образования, но ее развитие происходит в процессе приобретения педагогом профессионального опыта и непрерывного образования.

В целях улучшения качества программ повышения квалификации, направленных на развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности, процесс обучения необходимо выстраивать с опорой на представленные в статье принципы. Данные принципы сформулированы на основе специфических особенностей воспитательной деятельности в условиях парадигмального сдвига теории воспитания и ориентированы на развитие всех компонентов готовности к воспитательной деятельности: осознание педагогами ценности воспитательной деятельности и повышение внутренней мотивации к ее осуществлению (мотива-ционно-ценностный компонент); формирование системы актуальных личностно-значимых знаний в виде профессиональной концептосферы (когнитивный компонент); выработку собственной логики воспитательной деятельности от осознанного целеполагания, осуществления основных воспитательных действий до фиксирования результатов (операционально-деятельностный компонент); развитие педагогической рефлексии (рефлексивный компонент).

Перспектива дальнейшего исследования видится в проектировании и апробации программы повышения квалификации, направленной на развитие готовности педагогов к воспитательной деятельности, с опорой на обозначенные принципы.

Список источников

1. Баткаева Я. А., Зачиняева Е.Ф., Туктагулова М.Н. Затруднения учителей в реализации воспитательной деятельности в основной школе: результаты опроса // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 4 (36) С. 97-113.

2. Беляев Г.Ю., Беляева А.В., Лизинский В.М. Разрывы между профессиональной подготовкой студентов к воспитательной деятельности и практикой образовательной действительности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 87-98.

3. Бондаревская Е. В. Гуманитарная миссия воспитания в современном мире // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы 1Х Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Москва, 21-22 апреля 2016 года. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. С. 26-44.

4. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.

5. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: на пути к новому образованию // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 63-66.

6. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 100-108.

7. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н.Л. Селивановой и П.В. Степанова. Москва: АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017. 108 с.

8. Колесникова И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания // Непре-

100

рывное образование: XXI век. 2017. Вып. 1 (17). С. 1-11. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404 (дата обращения: 03.04. 2022).

9. Крецан З.В. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Кемерово, 2003. 215 с.

10. Кузьмин А.М., Идиатуллина Л.Е. Готовность педагога к реализации воспитательной работы с подростками в общеобразовательной школе // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 3 (16). С. 83-92.

11. Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 8-18.

12. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя. Аналитический доклад /

B.М. Лизинский, А.В. Щербаков, В.И. Петрушин [и др.]; под ред. В.М. Лизинского. Москва: АНО Издательский центр «Педагогический поиск», 2017. 41 с.

13. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011. 200 с.

14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. Москва: Флинта, 1998. 200 с.

15. Пискунова Е.В., Синицына А.Ю. Ориентиры деятельности современного учителя (по материалам Международной конференции «Учитель в современном мире») // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 1. С. 47-52.

16. Савченков А.В., Уварина Н.В. Профессиональная гибкость как компонент готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 215-235.

17. Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 4 (52). С. 67-76.

18. Степанов П.В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2 (1385). С. 190-196.

19. Талых Т.Н. Педагогический идеал в системе нравственно-профессиональных ориен-таций будущего учителя // Система ценностей современного общества. 2011. № 19.

C. 227-231.

20. Ткачёва А.Н. Готовность современного учителя к воспитательной деятельности и развитие системы подготовки педагогов к организации воспитательного процесса // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 29-39.

21. Ткачева С. А., Сагынтай Кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. № 1. С. 30-40.

22. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. Москва: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

23. Шустова И.Ю. Рефлексивная компетентность - основа профессиональной деятельности педагога нового типа // Модернизация педагогического образования: сборник научных трудов Международного форума, Казань, 03-05 июня 2015 года / под ред. Р.А. Валеевой. Казань: Бриг, 2015. С. 350-355.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Batkaeva Ya.A., Zachinyaeva E.F., Tuktagulova M.N. Difficulties of teachers in implementing educational activities in the main school: survey results. Continuing education: XXI century. 2021; 4 (36): 97-113.

2. Belyaev G.Yu., Belyaeva A.V., Lizinsky V.M. Gaps between the professional training of students for educational activities and the practice of educational reality. Domestic and foreign pedagogy. 2019; 2 (1 (58)): 87-98.

101

3. Bondarevskaya E.V. Humanitarian mission of education in the modern world. Higher school: experience, problems, prospects: materials of the IX International Scientific and Practical Conference: in 2 parts, Moscow, April 21-22, 2016. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN); 2016. P. 26-44.

4. Borytko N.M. In the space of educational activity: monograph / scientific. ed. N.K. Sergeev. Volgograd: Change; 2001. 181 p.

5. Grigorieva A.I. Teacher as a professional educator: on the way to a new education. Man and education. 2014; 4 (41): 63-66.

6. Demakova I.D., Shustova I.Yu. Teacher as a teacher: significant characteristics of educational activity, the principle of event in education. Pedagogical art. 2017; (2): 100-108.

7. Changing parenting theory: challenges and development prospects. Monograph / ed. N.L. Selivanova and P.V. Stepanova. Moscow: ANO Publishing House "Pedagogical Search"; 2017. 108 p.

8. Kolesnikova I.A. Smysly and the logic of training a teacher-educator (response to the emergence of the professional standard of a specialist in the field of education. Continuing education: XXI century. 2017; 1 (17): 1-11. URL: http://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3404 (accessed on: 03.04. 2022).

9. Kretsan Z.V. Formation of the teacher's readiness for educational work in educational institutions: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01. Kemerovo; 2003. 215 p.

10. Kuzmin A.M., Idiatullina L.E. Teacher's readiness to implement educational work with adolescents in a comprehensive school. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2008; 3 (16): 83-92.

11. Levina E.Yu., Mukhametzyanova L.Yu. Development of human knowledge in the perspective of the cognitive paradigm. Kazan Pedagogical Journal. 2020; (3): 8-18.

12. Factors of professional growth of a teacher-educator. Analytical report / V.M. Lizinsky, A.V. Shcherbakov, V.I. Petrushin [et al.]; ed. V.M. Lizinsky. Moscow: ANO Publishing Center "Pedagogical Search"; 2017. 41 p.

13. Methodological consequences of the paradigm shift in the theory of education / ed. N.L. Selivanova, E.I. Sokolova. Tver: LLC IPF Viart; 2011. 200 p.

14. Mitina L.M. Psychology of professional development of a teacher. Moscow: Flint; 1998. 200 p.

15. Piskunova E.V., Sinitsyna A.Yu. Guidelines for the activities of a modern teacher (based on the materials of the International Conference "Teacher in the Modern World"). Universum: Bulletin of Herzen University. 2011; (1): 47-52.

16. Savchenkov A.V., Uvarina N.V. Professional flexibility as a component of the readiness of future teachers for educational activities. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2019; (7): 215-235.

17. Stepanov P.V. Educational activity as a system. Domestic and foreign pedagogy. 2018; 1 (4 (52)): 67-76.

18. Stepanov P.V. Motivation of teachers as educators. Public education. 2009; 2 (1385): 190196.

19. Talykh T.N. Pedagogical ideal in the system of moral and professional orientations of the future teacher. System of values of modern society. 2011; (19): 227-231.

20. Tkacheva A.N. The readiness of a modern teacher for educational activities and the development of a system for preparing teachers for the organization of the educational process. Socialpedagogy. 2012; (2): 29-39.

21. Tkacheva S.A., Sagyntai Kyzy E. On the problems of professional readiness of future teachers for educational work in new socio-cultural conditions. Scientific result. Pedagogy and psychology of education. 2018; (1): 30-40.

102

22. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Ed. Col.: L.F. Ilyichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moscow: Owls. Encyclopedia; 1983. 840 p.

23. Shustova I.Yu. Reflexive competence is the basis of the professional activity of a new type of teacher. Modernization of pedagogical education: a collection of scientific works of the International Forum, Kazan, June 03-05, 2015/edited by R.A. Valeeva. Kazan: Brig; 2015. P. 350-355.

Информация об авторе:

Баткаева Яна Алексеевна, ассистент ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: yana_batkaeva312@mail.ru. ORCID: https://orcid/org/0000-0001-8558-7119

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-3/093-103

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

20.07.2023 21.08.2023 25.08.2023

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.