Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы милиции / права человека / принципы / обеспечение / защита. / маќомоти милитсия / њуќуќњои инсон / принсипњо / таъминот / њифз.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диноршоев А.М., Солехзода Ф.Ф.

В статье подвергнуты анализу основные принципы организации и деятельности органов ми-лиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. На основе изучения действую-щего законодательства, авторами указывается на то, что данные принципы основываются на конституционных положениях и реализуются в повседневной деятельности органов милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE MILITIA BODIES TO PROTECT HUMAN RIGHTS AND FREEDOM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Дар маќола принсипњои асосии ташкил ва фаъолияти маќомоти милитсияро дар самти таъмини њуќуќу озодињои инсон ва шањрванд тањлил шудаанд. Муаллифон дар асоси омўзиши ќонунгузории амалкунанда нишон медињанд, ки ин принсипњо ба муќаррароти конститутсионї асос ёфта, дар фаъолияти густурдаи милитсия татбиќ мешаванд.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 342.745

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

ПРИНСИЩОИ ТАШКИЛ ВА ФАЪОЛИЯТИ МАЦОМОТИ МИЛИТСИЯ ДАР САМТИ ^ИФЗИ ^УЦУКУ ОЗОДИ^ОИ ИНСОН ДАР ЧУМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН

PRINCIPLES OF ORGANIZATION AND ACTIVITIES OF THE MILITIA BODIES TO PROTECT HUMAN RIGHTS AND FREEDOM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Диноршоев А.М. Dinorshoev A.M.

Первый заместитель, заместитель исполнительного директора по науке, инновациям и международному сотрудничеству филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в городе Душанбе, доктор юридических наук, профессор Муовини аввал, муовини директори ицроия оид ба илм, инноватсия ва робитауои байналмилалии филиали Донишгоуи давлатии Москва ба номи М.В. Ломоносов дар шаури Душанбе, доктори илмуои ууцуцшиносй, профессор First Deputy, Deputy Executive Director for Science, Innovations and international cooperation branch of Moscow State University named after M.V. Lomonosov in Dushanbe, Doctor

of Legal Sciences, Professor

Солехзода Ф.Ф.

Solehzoda F.F.

Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин факультета № 2 Академии МВД Республики Таджикистан,

подполковник милиции Дотсенти кафедраи фануои давлатй-ууцуции факултети № 2-юми Академияи ВКД Цумуурии Тоцикистон,

подполковники милитсия Associate Professor of the Department of State legal disciplines of faculty No. 2 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, lieutenant colonel of the Militia

Научная специальность: 12.00.02 - Конституционное право; право конституционного судебного процесса; правовое регулирование местной власти.

Ихтисоси илми: 12.00.02 - Хукуки конститутсионй; х,ук;ук;и мурофиаи судии конститутсионй; танзими хукукии хокимияти махаллй.

Scientific specialty: 12.00.02 - Constitutional law; constitutional litigation; legal regulation of local authorities.

Рецензент: Салохидинова С.М. - доцент кафедры конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета, кандидат юридических наук.

Такриздщанда'. САЛОХИДИНОВА С.М. - дотсенти кафедраи хукуки конститутсионии факултети хукукшиносии Донишгохи миллии Точикистон, номзади илмхои хукукшиносй.

E-mail:

dinorshoev@gmail .com

E-mail:

farogat. solekhzoda. 81@bk.ru

Reviewer: Salokhidinova S.M. - Associate Professor of the Department of Constitutional Law of the Faculty of Law of Tajik National University, Candidate of Legal Sciences.

Аннотация. В статье подвергнуты анализу основные принципы организации и деятельности органов милиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. На основе изучения действующего законодательства, авторами указывается на то, что данные принципы основываются на конституционных положениях и реализуются в повседневной деятельности органов милиции.

Ключевые слова: органы милиции, права человека, принципы, обеспечение, защита.

Аннотатсия: Дар макола принсипхои асосии ташкил ва фаъолияти макомоти милит-сияро дар самти таъмини хукуку озодихои инсон ва шахрванд тахлил шудаанд. Муалли-фон дар асоси омузиши конунгузории амалкунанда нишон медиханд, ки ин принсипхо ба мукаррароти конститутсионй асос ёфта, дар фаъолияти густурдаи милитсия татбик меша-ванд.

Вожа^ои калидй: макомоти милитсия, хукукхои инсон, принсипхо, таъминот, хифз.

Annotation: The article analyzes the basic principles of the organization and activities of the militia to ensure the rights and freedoms of man and citizen. Based on the study of the current legislation, the authors indicate that these principles are based on constitutional provisions and are implemented in the daily activities of the militia.

Key words. militia bodies, human rights, principles, provision, protection.

Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина являются одним из важнейших вопросов в деятельности органов государственной власти в Республике Таджикистан. Как указывает Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своем послании Маджлиси Оли 26 декабря 2018 года, «обеспечение правопорядка, безопасности государства, спокойствия и стабильности в обществе, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью являются непосредственными служебными обязанностями и гражданским долгом каждого сотрудника правоохранительных органов» [6].

Среди государственных органов, призванных обеспечивать и защищать права человека важное место отводится органам милиции. В соответствии со статьей 1 Закона РТ «О милиции», первостепенными задачами этого органа являются защита права и свобод человека и гражданина [2].

В процессе реализации деятельности по защите прав человека органами милиции важное значение имеют принципы организации и деятельности данного органа, которые выступают в качестве фундамента, на

которых строится взаимоотношение между индивидом и милицией.

Надо сказать, что в научной литературе категория «принцип» изучено достаточно подробно. Под ним, как правило понимают основополагающие фундаментальные основы, посредством которых определяются смысл и содержание права и правовой системы. Помимо этого, ряд авторов указывают, что организация и деятельность государственных органов базируются на определенных принципах [3, с. 9-10].

В этом контексте не является исключением организация деятельности органов милиции. Как отмечают А.В. Куракин и М.В. Костенников, «посредством установления принципов определяются приоритетные направления деятельности полиции (милиции), которые являются связующим звеном между нормативными предписаниями различной отраслевой принадлежности» [4, с. 23].

Так, статья 4 Закона РТ «О милиции» устанавливает 9 принципов деятельности милиции в Таджикистане [2], которые определяют критерии, на основе которых функционируют органы милиции. Характеризуя данные критерии Р.М. Раджабов и Н.М. Са-миев отмечают, что принципы должны

иметь правовую основу, т.е. закреплены в законе, регулировать основополагающие начала функционирования органов милиции, нарушение одного принципа привод к нарушению и иных принципов деятельности органов милиции и данные принципы должны отражать гуманистическую сущность в деятельности милиции [7, с. 47-52].

Анализируя и систематизируя данные принципы, мы можем разделить их на две категории - организационные и функциональные. Организационные принципы направлены на установление системы управления органами милиции и определяют основную методику деятельности данных органов. К данным принципам, на наш взгляд относятся - принцип законности в деятельности милиции, единство системы органов милиции и централизация их управления, принцип единоначалия, принцип скрытности, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности и принцип беспартийности.

Функциональные принципы в свою очередь, отражают основополагающие начала во взаимодействии органов милиции, как исполнительных органов власти осуществляющих правоохранительную деятельность с гражданами в процессе защиты их законных интересов, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. К функциональным принципам в свою очередь следует отнести такие принципы, как уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, социальной справедливости и гуманизма, равенства всех перед законом и связь с населением и учет общественного мнения в борьбе с преступностью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанные принципы определяют смысл и содержание деятельности органов милиции.

Далее мы более подробно остановимся на функциональных принципах организации и деятельности органов милиции, так как в них находит непосредственное выражение процесс обеспечения прав человека данными органами.

Как показывает анализ действующего законодательства, данные принципы в первую очередь опираются на конституци-

онные положения, а процесс их реализации отражается в отраслевом законодательстве, в частности, административном, уголовном и процессуальном. В частности, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина основывается на таких конституционных положениях, как признание прав человека высшей ценностью (ч. 1 ст. 5 Конституции Республики Таджикистан), их признание, соблюдение и защита государством (ч. 3 ст. 5), права человека определяют смысл и содержание деятельности органов государственной власти (ч. 2 ст. 14). Проецируя данные конституционные положения на деятельность милиции следует отметить, права человека должны находиться в центре деятельности данных органов, так как посредством их деятельности осуществляется в том числе, и конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Одним из важных принципов в деятельности органов милиции является принцип социальной справедливости и гуманизма. Данный принцип отражает в себе нравственные и этические начала деятельности органов милиции. Принцип социальной справедливости и гуманизма основывается на следующих конституционных положениях - неприкосновенность жизни, чести, достоинства и других естественных прав человека (ч. 2 ст. 5 Конституции), обеспечение неприкосновенности личности и запрет на применение пыток (ч. 3 ст. 18), запрет на не законное задержание (ч. 2 ст. 19), презумпция невиновности (ч.1 ст. 20).

Подробно данный принцип раскрывается в содержании статьи 5 Закона РТ «О милиции», в соответствии с которой вся деятельность органов милиции сосредоточена на защите законных интересов граждан от преступных посягательств, обеспечении общественного порядка и безопасности [2]. Помимо этого, деятельность органов милиции направлена на охрану жизни и здоровья граждан во всех случаях - от противоправных посягательств до возникновения чрезвычайных ситуаций. В частности, они оказывают первую помощь лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных слу-

чаев. В результате этой деятельности граждане должны чувствовать свою безопасность в обществе и осознавать, что в случае нарушения их прав от преступных посягательств, органами милиции будут приняты все меры по их восстановлению [7, с. 47-52].

Другим немаловажным аспектом реализации принципа социальной справедливости и гуманизма является правомерная деятельность самих сотрудников милиции, т.е. они в процессе реализации своей деятельности должны строго придерживаться требований закона. В частности, обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту, в случае необходимости оказания ему медицинской помощи т.д. Главное в этом процессе является то, что сотрудник милиции не должен совершать оскорбительных, антигуманных или унижающих честь и достоинство граждан действий.

Другим аспектом обеспечения социальной справедливости и гуманизма является возможность обращения граждан в милицию за защитой своих прав и законных интересов и обязанность данных органов своевременно рассмотреть данное обращение и принять по нему необходимые меры.

Также содержание данного принципа охватывает такой важный аспект, как законность привлечения лица к справедливой ответственности, т.е. , наказание было соразмерным совершенному деянию, что к ответственности были привлечены именно виновные, а не один невиновный не подвергся наказанию.

Таким образом, принцип социальной справедливости и гуманизма, основываясь на конституционных положениях подразумевает, что органы милиции должны не только обеспечивать и защищать права человека, но и не совершать действий, нарушающих честь и достоинство личности Иными словами, данный принцип не должен быть просто чем-то абстрактным, трансцендентальным, а успешно реализуемым принципом в деятельности органов милиции.

Следующим принципом в деятельности органов милиции является принцип равенства всех перед законом. Данный принцип является одним из краеугольных прин-

ципов в системе прав человека. На основе данного принципа выстраиваются взаимоотношения между индивидом и государством. Непосредственно данный принцип закреплен в статье 17 Конституции Таджикистана. Раскрывая содержание данного принципа, различные отечественные и зарубежные ученые указывают на два его составных компонента [5, с. 125-143].

Во-первых, равенство перед законом и судом подразумевает недопустимость дискриминационного правового регулирования. Иными словами, является недопустимым такое правовое регулирование, которое направлено на ущемление конкретной категории субъектов права, по различным объективным и субъективным критериям. Во-вторых, данный принцип устанавливает единообразное применение правовой нормы к различным субъектам, т.е. в процессе правоприменительной деятельности не должно быть каких-либо объективных и субъективных оснований, препятствующих реализации законных интересов индивида.

Включение данного принципа в деятельность органов милиции, подразумевает, что они в своей деятельности должны полностью исключить какую-либо предвзятость к конкретным субъектам, будь то лица, обратившиеся за защитой, либо лица, подозреваемые в совершении неправомерного действия. Данное положение непосредственно установлено в ч.1 ст. 5 Закона РТ «О милиции», в соответствии с которым, «милиция защищает права и свободы каждого человека и гражданина независимо от его гражданства, места жительства, национальности, расы, пола, языка, отношения к религии, политических убеждений, образования, социального и имущественного положения» [2].

Важным принципом в деятельности органов милиции является связь с населением и учет общественного мнения в борьбе с преступностью. Данный принцип также опирается на положения ч. 2 ст. 14 Конституции Таджикистана. Содержание данного принципа раскрывается через призму взаимодействия органов милиции с гражданским обществом и имеет ряд сфер взаимодействия. При этом, данная форма взаимодействия выступает в качестве обществен-

но-социального партнерства. Эффективной деятельность органов милиции будет только тогда, когда она имеет поддержку со стороны населения.

Одной из основных форм взаимодействия милиции и общества является привлечение населения в качестве народных дружинников для обеспечения общественного порядка. Исследуя данную форму взаимодействия, Н.Д. Валиев в частности отмечает, что «в Республике Таджикистан - это добровольные народные дружины, принимают участие в таких мероприятиях по защите прав и свобод человека и гражданина, как:

а) охрана правопорядка в общественных местах;

б) предупреждение и пресечение нарушений прав и свобод человека и гражданина;

в) проведение воспитательной и профилактической работы с лицами, потенциально способными своими действиями нарушить права и свободы иных граждан;

г) обеспечение безопасности дорожного движения, защита прав, как водителей, так и пешеходов;

д) защита и спасение лиц, пострадавших от чьих-либо действий или чрезвычайных происшествий, повлекших их беспомощность; е) защита прав граждан на благоприятную окружающую среду» [1, с. 136138].

Другой формой взаимодействия между населением и органами милиции является создание и функционирование общественных советов. Целью деятельности данных советов является содействие органам милиции в обеспечении общественного порядка, повышение уровня доверия к ним со стороны населения, а также обсуждение актуальных проблем в деятельности милиции, в частности по вопросам её реформирования.

Немаловажной формой деятельности в этом направлении является осуществление и профилактических мер по предотвращению правонарушений. В рамках этой деятельности, сотрудники милиции проводят различные встречи и собрания в трудовых коллективах, учебных заведениях и т.д., где объясняют основные положения различных нормативных актов, обсуждают наиболее острые проблемы в сфере борьбы с преступностью и т.д.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что установленные в законодательстве принципы организации и деятельности органов милиции имеют важное значение для функционирования данного органа в сфере обеспечения и защиты прав человека. Основываясь на конституционных положениях, они определяют суть и направление деятельности органов милиции, тем самым определяя её центральное место в правозащитном механизме по соблюдению и обеспечению прав человека.

Использованная литература

1. Валиев, Н.Д. Цели, задачи и принципы организации взаимодействия органов внутренних дел в Республики Таджикистан с общественными объединениями / Н.Д. Валиев // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 136 -138.

2. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17.05.2004 г., № 41 // Адлия: Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан. Версия 7.0 / Министерство юстиции Республики Таджикистан. — 1 электрон. опт. диск. (CD - ROM).

3. Комиссаров, А.В., Миняйленко, Н.Н. Правовые принципы деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): монография / А.В. Комиссаров, Н.Н. Миняйленко. - Новосибирск, 2017. - 138 с.

4. Куракин, А.В., Костенников, М.В. Принципы организации и деятельности российской полиции / А.В. Куракин, М.В. Костенников // Полицейская и следственная деятельность. 2013. - № 2. - С. 22-49.

5. Новиков, А.В. Принцип равенства перед законом в производстве по делам об административных правонарушениях / А.В. Новиков // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2018. - № 1. - С. 125 - 143.

6. Послание Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 26.12.2018 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prezident.tj/ru/node/19089 (дата обращения: 08.10.2022).

7. Раджабов, Р.М., Самиев, Н.М. Правовые принципы организации и деятельности милиции как одной из систем правоохранительных органов Таджикистана / Р.М. Раджабов, Н.М. Самиев // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2012. - № 1 (17). - С. 47 - 52.

References

1. Valiev, N.D. Goals, objectives and principles of organizing the interaction of internal affairs bodies in the Republic of Tajikistan with public associations / N.D. Valiev // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2018. - No. 2. - P. 136 -138.

2. Law of the Republic of Tajikistan «On the militia» dated May 17, 2004, No. 41 // Adlia: Centralized Bank of Legal Information of the Republic of Tajikistan. Version 7.0 / Ministry of Justice of the Republic of Tajikistan. — 1 electron. opt. disk. (CD - ROM).

3. Komissarov, A.V., Minyailenko, N.N. Legal principles of the activities of the National Guard Troops of the Russian Federation (theoretical and legal aspect): monograph / A.V. Komissarov, N.N. Menyailenko. -Novosibirsk, 2017. - 138 p.

4. Kurakin, A.V., Kostennikov, M.V. Principles of organization and activity of the Russian police / A.V. Kurakin, M.V. Kostennikov // Police and investigative activities. - 2013. - No. 2. - P. 22 - 49.

5. Novikov, A.V. The principle of equality before the law in proceedings on cases of administrative offenses / A.V. Novikov // Vestnik VSU. Series: Law. - 2018. - No. 1. - Р. 125 - 143.

6. Message of the President of the Republic of Tajikistan to the Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan dated December 26, 2018 // [Electronic resource]. - Access mode: http://prezident.tj/ru/node/19089 (date of access: 08.10.2022).

7. Radjabov, R.M., Samiev, N.M. Legal principles of the organization and activities of the police as one of the systems of law enforcement agencies in Tajikistan / R.M. Radjabov, N.M. Samiev // Proceedings of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan. - 2012. - No. 1 (17). - P. 47 - 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.