Научная статья на тему 'Принципы организации дополнительного образования детей в России'

Принципы организации дополнительного образования детей в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29399
1142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / CHILDREN''S FURTHER EDUCATION / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / PRINCIPLES OF EDUCATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарёва Ангелина Викторовна

В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of Organization of Children’s Further Education in Russia

In the article the characteristic is given to a current state of the system of children's further education in Russia, the review of special principles of its organization is offered.

Текст научной работы на тему «Принципы организации дополнительного образования детей в России»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

А. В. Золотарёва

Принципы организации дополнительного образования детей в России

В статье дана характеристика современному состоянию системы дополнительного образования детей в России, предложен обзор особенных принципов его организации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, принципы организации образования.

A. V. Zolotariova

Principles of Organization of Children's Further Education in Russia

In the article the characteristic is given to a current state of the system of children's further education in Russia, the review of special principles of its organization is offered.

Keywords: children's further education, principles of education organization.

Дополнительное образование детей в России возникло и развивается в лучших традициях российской системы внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной и внеклассной работы. Трансформация внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей в конце ХХ - начале XXI в. связана с задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. В процессе этого перехода возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, в первую очередь, дополнительного образования, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей [3].

В 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил новый правовой статус дополнительного образования детей. По мнению В.П. Голованова, дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несёт на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нём появляются совершенно новые черты: оно приобретает гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика, проникает в другие типы образования (общее, дошкольное, профессиональное) и

ведомства (культура, спорт, молодежная работа и

др.) [4].

Основная задача реформирования состояла не только в обеспечении перевода внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей, но и в развитии системы общего образования за счет потенциала дополнительного образования. Это связано, в первую очередь, с задачами обеспечения нового качества образования, адекватного потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. При этом совершенно очевидно, что качество образования будет зависеть от возможностей системы образования предоставлять ребенку спектр образовательных услуг. Использование возможностей дополнительного образования детей способствует модернизации целей, содержания, организации и ожидаемых результатов общего образования, обеспечивает переход от традиционного содержания (стандартов) к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения или социальному заказу образования [6].

Анализ работ российских ученых (В.А. Березина, Е.Б. Евладова, А.В. Золотерёва, В.П. Голованов, Л.Г. Логинова, Н.А. Соколова, А.И. Ще-тинская и др.), а также зарубежных ученых (И. Ковальчикова, Ю. Кресила, Р. Кларийс) [9, 10] позволил увидеть, что реализация задачи ре-

© Золотарёва А. В., 2013

формирования дополнительного образования осуществлялась на основе особенных принципов его организации.

1. Принцип дополнительности. Данный принцип, открытый Н. Бором применительно к квантовой механике, сегодня активно используется в других сферах жизнедеятельности. Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В. Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека, создания условий для более полного использования в образовательных целях всего потенциала культуры, накопленной человечеством. Сегодня дополнительность рассматривается как механизм обеспечения полноты и целостности образования. В соответствии с этим принципом, дополнительное образование детей призвано углублять и расширять школьные знания. Кроме того, оно должно давать возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные образовательные потребности за пределами школы, школьных стандартов, способствовать развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности.

2. Принцип личностной детерминации. Центральным звеном механизма социальной детерминации деятельности людей являются их потребности и интересы, которые побуждают их к деятельности, являются источником активности. О.Е. Лебедев отмечает, что система дополнительного образования отличается не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора [5]. В дополнительном образовании получение ребёнком возможности выбора означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными природными склонностями и способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Ребёнку должна предоставляться возможность выбора направления деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда и др. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому, в самом широком смысле слова, дополнительное образование - это «образование целевого выбора».

3. Принцип индивидуализации образования. Индивидуальность как качество, характеристика, признак человека относится к разряду системообразующих свойств личности. Как принцип педагогической деятельности индивидуализация в

условиях дополнительного образования предполагает: создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных природой задатков, проявления своих возможностей, которые служат главным побудительным мотивом творчества; организацию индивидуально ориентированной помощи каждому ребёнку в реализации его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками, сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой жизни; активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности. Исходя из этого, дополнительное образование должно занять свое место в создании индивидуальных образовательных моделей, позволяющих детям самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для них интересен.

4. Принцип преемственности и непрерывности образования. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса в двух направлениях: по вертикали как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение жизни (на разных возрастных этапах развития) и по горизонтали как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов (организация интеграции разных типов образования, обеспечивающей повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка). При этом дополнительное образование как более гибкое, мобильное и не регламентированное стандартами способно заполнить образовательное пространство ребенка, удовлетворяя его конкретные образовательные потребности. Дополнительные образовательные программы не должны повторять программы дошкольного, общего среднего и профессионального образования. Их задача -обеспечение преемственности и специализации образования, затрагивающей те области знаний, к которым дети проявляют устойчивый интерес. При этом преемственность и непрерывность должны обеспечиваться через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных образовательных программ, программ профессиональной ориентации и самоопределения и т.д.

5. Принцип гуманизации образования. Реализация принципа гуманизации образования предполагает создание психологически комфортной атмосферы, развитие демократии, творчества, права выбора и равных условий для образования разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную социальную ситуацию и др.) [9]. Дополнительное образование призвано компенсировать жесткие рамки формального (в т.ч. школьного) образования. Гуманизация средствами дополнительного образования может обеспечиваться через различные формы включения ребенка в деятельность: учет интересов, материального благосостояния при составлении программы деятельности; последовательность прохождения материала, его доступность и посильность; создание ситуации успеха; разработку личных программ обучающихся. Кроме того, важно отметить, что во внешкольном воспитании сформировался особый стиль отношений между педагогами и детьми, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе, который необходимо перенести в систему дополнительного образования. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит, с одной стороны, свобода ребенка в выборе педагога, а с другой - стремление педагога быть значимым для ребенка.

6. Принцип диверсификации. Смысловая доминанта слова «диверсификация» - разнообразие, многообразие. Дополнительное образование детей характеризуется разнообразием: возрастов (от дошкольников до студентов), способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных, творческих и др.) и особенностей (одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, социальными проблемами) обучающихся, направлен-ностей деятельности (художественной, спортивно-технической, эколого-биологической, социально-педагогической и др.), типов и видов дополнительных образовательных программ (учебных, воспитательных, образовательных, социально-педагогических, досуговых и др.), форм образовательных объединений (кружок, клуб, школа, студия, мастерская, лаборатория и другие), видов учреждений дополнительного образования детей (дворец, дом, центр, клуб, парк, студия и др.). Дополнительное образование призвано компенсировать ограниченность содержания формального образования требованиями стандартов и создать условия для освоения всего

многообразия культуры, накопленной человечеством, к которому дети проявляют интерес [8].

7. Принцип единства обучения, воспитания и развития. В узком смысле под обучением понимается приобретение детьми знаний, умений и навыков; воспитание - процесс целенаправленного формирования личности и подготовки её к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни; развитие подразумевает формирование сущностных сфер личности ребенка. В современном дополнительном образовании обучение, воспитание и развитие должны быть тесно взаимосвязаны между собой. Поскольку доминантой современного дополнительного образования является развитие, эту связь можно выразить следующей формулировкой: развитие ребенка совершается в процессе его обучения и воспитания на основе формирования индивидуальных качеств личности. Поэтому в дополнительном образовании особое место должны занять комплексные образовательные программы, которые реализует цели, содержание, методы обучения, воспитания и развития как триединого процесса (могут быть варианты комплексных программ, например, учебно-воспитательная, учебно-развивающая и др.) [8].

8. Принцип деятельностного подхода. Данный принцип предполагает построение образовательного процесса от действия к знанию, а не наоборот. Доминантой дополнительного образования можно считать деятельность в различных ее проявлениях (образовательная, социально-педагогическая, культурно-досуговая, исследовательская и др.). Кроме того, оно ориентировано на включение детей в практическое освоение выбранных ими образовательных областей. Осваивая программы дополнительного образования, ребенок должен иметь возможность принимать участие в создании конкретного творческого продукта, самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы, учиться ставить цель, формулировать задачи, достигать результата. В процессе деятельности формируются профессионально и социально значимые для общества компетентности обучающихся в сферах самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой деятельности, бытовой сфере и др.

9. Принцип интегративности образования. Каждый из элементов системы дополнительного образования детей имеет свойства внутренней и внешней интегрированности. Дополнительное образование может осуществляться через инте-

грацию разных видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации и т. д. Кроме того, интегративность означает обеспечение интеграции внутренней среды организации, сбалансированности разнонаправленных усилий ее различных подсистем и элементов, что обеспечивает поддержание целостности системы. Дополнительное образование призвано реализовать интегративный взгляд на человека, что обусловлено отсутствием стандарта на него и правом самостоятельно разрабатывать программы деятельности. Принцип интегра-тивности актуализирует проблемы интеграции дополнительного и других сфер образования, их взаимосвязи и преемственности. В этом смысле дополнительное образование можно рассматривать как фактор развития региональной и муниципальной систем образования, образовательных учреждений разных типов, нахождения их места в системе образования и за ее пределами, обеспечения партнерских связей и др. [6].

10. Принцип вариативности образования. По мнению А.Г. Асмолова, «вариативное образование» понимается как процесс, направленный на расширение компетентностного выбора человеком жизненного пути и на саморазвитие личности [1]. Вариативность, по выражению Л.С. Выгодского, - это выбор «веера социальных ситуаций развития» [2]. В соответствии с данным принципом, доминантой построения дополнительного образования должно стать создание условий для свободного выбора вариантов образовательной деятельности всех участников образовательного процесса: детей - вариантов участия в разных сферах деятельности и взаимодействия, целей, содержания образования и способов его осуществления; педагогов - собственных моделей построения образовательного процесса; родителей - вариантов участия в деятельности образовательного учреждения.

11. Принципы усиления социальной составляющей образования. Полное выполнение целей дополнительного образования детей невозможно без реализации социально-педагогических функций, таких, например, как социальная защита, помощь и поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, рекреация, компенсация, адаптация и других. Социально-педагогические функции могут реализовываться как самостоятельные программы, например, программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с девиантным поведением и т.д.), программы общения или оздоровления,

но чаще всего социально-педагогическая деятельность призвана способствовать наиболее полной реализации образовательных функций, обеспечению полноценного развития детей [7].

Таким образом, за последние 20 лет реформирования сложилась система дополнительное образование детей России как реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Кроме того, это непрерывная, многоуровневая система образования, которая в сочетании с системой базового образования составляет единое образовательное пространство. Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего, высшего профессионального) образования. Оно понимается как мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Дополнительное образование стало частью системы общего образования и приобрело межведомственный характер. Оно реализуется сегодня как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательной школе, дошкольном учреждении, учреждении начального профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы, частных организациях. В этой логике дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компе-тентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.

Цели современного дополнительного образования детей представляют собой разные варианты интеграции образовательных и социально-педагогических целей, которые определяются, с одной стороны, социальным заказом на дополнительное образование, с другой - возможностями учреждения дополнительного образования детей обучать, воспитывать, развивать, оздоравливать, поддерживать, адаптировать, реабилитировать детей.

Дополнительное образование детей имеет следующие особенности содержания: оно не регламентируется стандартами, его содержание

определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов; оно предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях (художественной, технической, спортивной, экологической и др.) и содержательных аспектах (теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.); содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий, социально-педагогический); в основе образовательного процесса лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности, которые создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.

Сегодня можно говорить о следующих особенностях организации дополнительного образования детей: необходимым условием его существования является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их, выбирать разные роли, отношения, осуществлять дальнейший жизненный выбор; главным организующим началом является не урок, а творчество, реализуемое в разнообразных формах и технологиях его реализации; разнообразны формы организации детских образовательных объединений (не класс, а кружок, секция, студия, клуб, мастерская, лаборатория и др.); численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм; годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе.

Перечислить все результаты дополнительного образования ребенка практически невозможно, так как в его основе лежит не стандарт, а социальный и личностный заказ. Нормативным документом здесь выступает дополнительная образовательная программа, стандартом которой можно считать требования к результату, заявленному в каждой программе. Главным результатом организации личностно ориентированного дополнительно-

го образования может стать создание условий для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в рамках образовательного учреждения или образовательного пространства, в котором он живет и развивается. В идеальном варианте результатов должно быть столько, сколько хочет и может получить его заказчик - ребенок.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология ХХ1 века и рождение вариативного образовательного пространства в России [Текст] // Новое время - новая дидактика: Сборник. - М., 2001.

2. Богданова, Р. У. Проектирование и реализация программы «Свободное время детей и учащейся молодежи» [Текст] : методические материалы [Текст]. -СПб. : Информатизация образования, 2002.

3. Бруднов, А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию [Текст] // Внешкольник. - 1996. - № 31. - С. 2.

4. Голованов, В. П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в социокультурных условиях [Текст]. - М. : Центр «Школьная книга», 2001.

5. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. О. Е. Лебедева. - М. : ВЛАДОС, 2003.

6. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования [Текст] : коллективная монография / под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009.

7. Золотерёва, А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст]. - Ярославль : Академия развития, 2004.

8. Золотерёва, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей [Текст] : учебно-метод. пособие [Текст]. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010.

9. Ковальчикова, И., Кресила, Ю. Избранные контексты реформы национальной программы образования в Англии и Словакии [Текст] : монография / И. Ковальчикова, Ю. Кресила. - К. : Изд-во НПУ имени М. П. Драгоманова, 2012.

10. Clarijs Rene. Unlimited talents and non-formal education. - Prague, 2008.

Bibliograficheskij spisok

1. Asmolov, A. H. Psyholohyya ХХ1 veka y rozhde-

nye varyatyvnoho obrazovatel'noho prostranstva v Ros-syy [Tekst] // Novoe vremya - novaya dydaktyka: Sbornyk. - M., 2001.

2. Bohdanova, R. U. Proektyrovanye y realyzaciya prohrammy' «Svobodnoe vremya deteyj y uchashchey-

jsya molodezhy» [Tekst]: metodycheskye materyaly' [Tekst]. - SPb. : Ynformatyzaciya obrazovaniya, 2002.

3. Brudnov, A. K. Ot vneshkol'noj raboty' k do-polnitel'nomu obrazovaniyu [Tekst] // Vneshkol'nyk. -1996. - № 31. - S. 2.

4. Holovanov, V. P. Stanovlenije y razvitije re-gyonal'noj systemy' dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sociokul'turny'h usloviyah [Tekst]. - M. : Tsentr «Shkol'naya kniga», 2001.

5. Dopolnitel'noe obrazovanye detej [Tekst] : ucheb. pos. dlya stud. vy'ssh. ucheb. zavedenyj [Tekst] / pod red. O. E. Lebedeva. - M. : VLADOS, 2003.

6. Dopolnytel'noe obrazovanye detej kak faktor raz-vytiya regional'noj systemy' obrazovaniya [Tekst] : kollektyvnaya monohrafiya / pod red. A. V. Zolotariovoj, S. L. Palad'eva. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2009.

7. Zolotariova, A. V. Dopolnytel'noe obrazovanye detej: teoriya i metodyka social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosty [Tekst]. - Yaroslavl' : Akademiya razvy-tiya, 2004.

8. Zolotariova, A. V. Upravlenye razvityem uchre-zhdeniya dopolnytel'nogo obrazovaniya detej [Tekst] : uchebno-metod. posobye [Tekst]. - Yaroslavl' : Izd-vo YaGPU, 2010.

9. Koval'chykova, Y., Kresyla, Yu. Izbranny'e kon-teksty' reformy' nacyonal'noj prohrammy' obrazovaniya v Angliyi i Slovakiyi [Tekst] : monografiya / Y. Koval'chykova, Yu. Kresyla. - K. : Izd-vo NPU yme-ny M.P. Dragomanova, 2012.

10. Clarijs Rene. Unlimited talents and non-formal education. - Prague, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.