Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРОВ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОСТИ СТЕНОГРАММА ДОКЛАДА НА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ», 12 ОКТЯБРЯ 1966 ГОДА'

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРОВ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОСТИ СТЕНОГРАММА ДОКЛАДА НА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ», 12 ОКТЯБРЯ 1966 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕОДОСИЙ АНТОНОВИЧ РУБЦОВ / ЖАНР / ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРОВ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / БЫТОВАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рубцов Феодосий Антонович

Доклад «Принципы определения жанров народной песенности» был представлен Ф. А. Рубцовым 12 октября 1966 года в Союзе композиторов в Ленинграде на научной конференции «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». Текст сообщения и последующая дискуссия печатаются впервые по стенографическому отчету из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб. Фонд 348. Опись 1-2. Дело 1055). Публикуемый материал представляет интерес в связи с историей отечественного этномузыкознания, отражает состояние науки 1960-х годов. При определении жанров народных песен Ф. А. Рубцов предлагает учитывать их бытовые функции и особенности координации содержания, заложенного в напеве и тексте (этот аспект подробно раскрывается исследователем в статье «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях» 1967 года). Разработки фольклористов в области классификации жанров народной музыки вызывали интерес и у специалистов-музыковедов. Об этом свидетельствуют вопросы, заданные А. Н. Сохором, о функциональных различиях лирических песен и повествовательных (баллад), о связи обстоятельств исполнения песни и ее жанра. Свойства формы ранних в историко-стилевом отношении жанров песенного фольклора Ф. А. Рубцов планировал представить в статье «Формообразование народных песен» (конца 1960-х-начала 1970-х годов), которая так и не была издана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR DEFINING GENRES OF FOLK SONGS TRANSCRIPT OF THE REPORT AT THE SCIENTIFIC CONFERENCE “THEORETICAL PROBLEMS OF MUSICAL FORMS AND GENRES”, OCTOBER THE 12TH, 1966

The report “Principles of defining the genres of folk songs” was presented by Feodosiy Rubtsov on October 12, 1966 at the Union of Composers in Leningrad at the scientific conference “Theoretical Problems of Musical Forms and Genres”. The text of the message and the subsequent discussion are printed for the first time according to a verbatim report from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg (Fund 348. Inventory 1-2. File 1055). The published material is interesting in the context of the history of Russian ethnomusicology, because it reflects the state of the science in the 1960s. Feodosiy Rubtsov proposes to define the genres of folk songs according to their functions and specifics of coordinating the content of the melody and the text (the researcher presented this aspect in the article “Correlation of Poetic and Musical Content in Folk Songs” in 1967). The developments of folklorists in the field of classification of folk music genres were also important for musicologists. This follows from the questions asked by Arnold Sokhor about functional differences between lyrical and narrative songs (ballads), about connection between the context of performance of the song and its genre. Feodosiy Rubtsov planned to show the properties of the form of the early folk song genres in the article of the late 1960s and early 1970s “The Formation of Folk Songs”, but it has never been published.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРОВ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОСТИ СТЕНОГРАММА ДОКЛАДА НА НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ», 12 ОКТЯБРЯ 1966 ГОДА»

Архивный документ УДК 7.08, 784.4, 398.8 doi: 10.26156/OM.2022.14.1.011

Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 168-183 ДОКУМЕНТЫ

Принципы определения жанров народной песенности

Стенограмма доклада на научной конференции «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», 12 октября 1966 года

Феодосий Антонович Рубцов (1904-1986)1

Публикация, общая редакция и комментарии Евгении Сергеевны Редьковой2 '> 2 Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия

2 e_redkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4073-3308

Аннотация. Доклад «Принципы определения жанров народной песенности» был представлен Ф. А. Рубцовым 12 октября 1966 года в Союзе композиторов в Ленинграде на научной конференции «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». Текст сообщения и последующая дискуссия печатаются впервые по стенографическому отчету из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб. Фонд 348. Опись 1-2. Дело 1055).

Публикуемый материал представляет интерес в связи с историей отечественного этномузыкознания, отражает состояние науки 1960-х годов. При определении жанров народных песен Ф. А. Рубцов предлагает учитывать их бытовые функции и особенности координации содержания, заложенного в напеве и тексте (этот аспект подробно раскрывается исследователем в статье «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях» 1967 года). Разработки фольклористов в области классификации жанров народной музыки вызывали интерес и у специалистов-музыковедов. Об этом свидетельствуют вопросы, заданные А. Н. Сохором, о функциональных различиях лирических песен и повествовательных (баллад), о связи обстоятельств исполнения песни и ее жанра. Свойства формы ранних в историко-стилевом отношении жанров песенного фольклора Ф. А. Рубцов планировал представить в статье «Формообразование народных песен» (конца 1960-х-начала 1970-х годов), которая так и не была издана.

Ключевые слова: Феодосий Антонович Рубцов, жанр, принципы определения жанров, музыкальный фольклор, народная песня, бытовая функция

Для цитирования: Рубцов Ф. А. Принципы определения жанров народной песенности: Стенограмма доклада на научной конференции «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», 12 октября 1966 года / публикация, общая редакция и комментарии Е. С. Редьковой // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 168-183. https://doi. org/10.26156/OM.2022.14.1.011.

© Рубцов Ф. А., 1966 © Редькова Е. С., 2022

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. P. 168-183

DOCUMENTS

Archival document

doi: 10.26156/OM.2022.14.1.011

Principles for Defining Genres of Folk Songs

Transcript of the Report at the Scientific Conference

"Theoretical Problems of Musical Forms and Genres", October the 12th, 1966 Feodosiy A. Rubtsov (1904-1986)1

Publication, general edition and comments by Evgenia S. Redkova2

i2 Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia 2 e_redkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4073-3308

Abstract. The report "Principles of defining the genres of folk songs" was presented by Feodosiy Rubtsov on October 12, 1966 at the Union of Composers in Leningrad at the scientific conference "Theoretical Problems of Musical Forms and Genres". The text of the message and the subsequent discussion are printed for the first time according to a verbatim report from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg (Fund 348. Inventory 1-2. File 1055).

The published material is interesting in the context of the history of Russian ethnomusi-cology, because it reflects the state of the science in the 1960s. Feodosiy Rubtsov proposes to define the genres of folk songs according to their functions and specifics of coordinating the content of the melody and the text (the researcher presented this aspect in the article "Correlation of Poetic and Musical Content in Folk Songs" in 1967). The developments of folklorists in the field of classification of folk music genres were also important for musicologists. This follows from the questions asked by Arnold Sokhor about functional differences between lyrical and narrative songs (ballads), about connection between the context of performance of the song and its genre. Feodosiy Rubtsov planned to show the properties of the form of the early folk song genres in the article of the late 1960s and early 1970s "The Formation of Folk Songs", but it has never been published.

Keywords: Feodosiy Rubtsov, genre, genre features, principles of defining genres, musical folklore, folk song, function in life practice

For citation: Rubtsov F. A. Principles for Defining Genres of Folk Songs: Transcript of the Report at the Scientific Conference "Theoretical Problems of Musical Forms and Genres", October the 12th, 1966, publication, general edition and comments by Evgenia S. Redkova. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. P. 168-183. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/ OM.2022.14.1.011.

© Feodosiy A. Rubtsov, 1966 © Evgenia S. Redkova, 2022

Феодосий Рубцов

Принципы определения жанров народной песенности

Стенограмма доклада на научной конференции «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», 12 октября 1966 года

Л. 88 Дорогие товарищи!1 Я чувствовал себя очень неловко, сознавая, что мне приходится выступать после трех столь содержательных и сугубо теоретических сообщений2 с очень простым разговором. И я готов был бы отказаться от этого разговора, если бы не сознание того, что в настоящее время в Москве в Фольклорной комиссии при Союзе композиторов3 ряд музыкантов, в том числе моло-

4

дых музыковедов , «мучительно» думает над тем вопросом — а как же определяются жанры в народной песенности. Вопрос же этот в Москве в Фольклорной комиссии приобретает особую остроту потому, что там уже ведется работа по подготовке к печати

1 Стенограмма приводится по документу: Центральный государственный архив литературы и искусства. Санкт-Петербург [ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Стенографический отчет научной конференции на тему: «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 12.10.1966. Л. 88-106].

2 Кроме доклада Ф. А. Рубцова в повестке заседания значились сообщения Л. Г. Бергер «О путях музыкальной формы в ХХ веке», Ю. Г. Кона «Формообразующая роль ритма в „Великой пляске" из „Весны священной" И. Ф. Стравинского», Э. В. Денисова «Возможности взаимозаменяемости структур в нестабильных формах». На заседании 12 октября 1966 года (в третий день конференции) председательствовал М. Г. Бялик [ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Стенографический отчет научной конференции на тему: «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 12.10.1966. Л. 2].

3 Согласно данным Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Объединенная фольклорная комиссия Союза композиторов РСФСР и ее Московское отделение созданы в 1962 году; статус утвержден и оформлен положением в 1965 году [РГАЛИ. Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 304. Положение об Объединенной фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР и Московского отделения Союза композиторов и материалы к нему. 1965. 76 л.]. С 1962 по 1969 годы председателем комиссии был музыковед, фольклорист Лев Николаевич Лебединский (1904-1992).

4 В настоящий момент не удалось достоверно установить, о ком из музыковедов и о каком событии идет речь. Предположительно, имеется в виду одно из заседаний по обсуждению принципов подготовки и издания «Собрания русских народных песен».

многотомного издания русских народных песен5. Отсюда вопросы распределения песен по тому или иному тому, отнесения к тому или иному жанру приобретают то или иное значение.

Я хочу сделать одну оговорку, прежде чем перейду к сути дела. Я буду употреблять выражения «жанр», «форма», но прошу помнить, что эти определения я применяю только к жанрам народной песенности.

Л. 89 Поэтому я прошу не делать переносов на профессиональную музыку.

Сначала я вынужден поставить вопрос: что же такое жанр?

Л. 90 Я отвечу на него очень просто, отвечу так, как удобнее мне ответить для развития дальнейшей своей мысли, но, вместе с тем, и так, чтобы это не противоречило существу.

Жанр — это род того или иного искусства, причем, как всякий род, жанр должен обладать какими-то своими характерными признаками. Жанров много; давайте условно скажем — есть, вероятно, и поджанры, более дробное деление, но все время мы будем тогда сталкиваться с какими-то группами народного искусства, обладающими своими характерными признаками.

Традиционное деление народных песен на жанры было бы очень простым и, в сущности, очень примитивным. Оно своди-

5 Возможно, Ф. А. Рубцов упоминает о подготовке «Собрания русских народных песен». В вышедшем в 1981 году в рамках данной серии издании «Былины: Русский музыкальный эпос» указывается: «Большую поддержку составителям этого труда оказывал Д. Д. Шостакович, который был председателем редакционного совета „Собрания русских народных песен". В течение всего периода подготовки рукописи мы получали от него ценные советы и указания, касающиеся содержания книги и принципов ее редактирования. Нашими постоянными консультантами были доктора наук Б. Н. Путилов, А. М. Астахова и В. М. Беляев (1888-1968). Составители приносят благодарность за помощь членам редсовета „Собрания" и всем, кто помог нам советами и предоставил материалы для публикации. Особо мы благодарим инициатора, организатора и редактора настоящего издания Л. Н. Лебединского, а также Д. М. Бацера и Б. И. Рабиновича, принимавших деятельное участие в оформлении этого труда», см.: Былины : Русский музыкальный эпос / сост., авт. предисл. и коммент. Б. М. Добровольский, В. В. Коргузалов; ред. Л. Н. Лебединский. Москва : Советский композитор, 1981. С. 7. О каком многотомном издании русских народных песен говорил Ф. А. Рубцов, еще предстоит уточнять, поскольку в списке единиц хранения РГАЛИ, где отражены повестки заседаний Объединенной Фольклорной комиссии Союза композиторов, есть упоминания о заседаниях редколлегий по подготовке свода «Советская народная песня» (1964), «Свода музыкального фольклора» (1965), «Свода русских народных песен» (1967), «Свода русских песен» (1969), «Собрания русских народных песен» (1969).

лось бы к тому, что песни разделяли либо по бытовым признакам — песни обрядовые или свадебные, или хороводные, либо по признакам, взятым довольно случайно на основании того, как именовали эти песни сами исполнители, т. е. песни протяжные, голосовые, хоровые и т. д.

Конечно, такое деление не могло дать никакой системы жанров и не могло, в сущности, решительно ничего определить.

Как вам хорошо известно, фольклористика как таковая все-таки получила в начале наиболее научное развитие у филологов, и филологи попыталась по-своему систематизировать все сведения о народной песенности и определить жанры. Но из чего мог-Л. 91 ли исходить филологи? Они могли // исходить только из одного — из поэтического содержания. Всегда ли поэтическое содержание соответствует жанру? Нет, это очень легко проследить, сравнивая ряд песен. Пытаясь по-разному классифицировать эти песни, чувствуя слабость своей позиции, филологи в конце концов подошли к более крупному делению на такие жанры: лирика, эпос, драма. Но это тоже неверно, потому что в лирике оказываются и такие песни, как, например, колыбельная, которая для вся всякого музыковеда будет оставаться колыбельной; в драме окажутся игровые, хороводные, которые всегда будут оставаться для музыканта игровыми, хороводными, или отдельные свадебные, которые будут для музыканта оставаться свадебными6.

6 Не утверждая однозначно, какие именно работы Ф. А. Рубцов имеет в виду, ограничимся следующим указанием: многие позиции исследователя созвучны или являются откликом на то, что сформулировано в работах 1960-х годов Н. П. Колпаковой и В. Я. Проппа, с которыми он сотрудничал. Общность позиций обнаруживается в понимании проблем создания жанровой классификации песен в связи с особым взаимодействием в них слова и напева. В частности, Н. П. Колпакова в статье «Опыт жанровой классификации крестьянской бытовой песни», предшествовавшей выходу в свет ее монографии (Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, Ленингр. отд-ние, 1962. 284 с.), писала о преобладании песен среди фольклорных жанров, отмечая что «песня должна рассматриваться в органическом единстве словесных и музыкальных ее особенностей, ни словесник, ни музыковед не могут ограничивать свои наблюдения одной стороной материала. Возможно, что в основу песенной классификации следовало бы вообще положить принцип музыкальный: напевы, как правило, древнее текстов, более устойчивы и четки по своим типам» [Колпакова 1960, 167]. Подобную точку зрения высказывает В. Я. Пропп (Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография. 1964. № 4. С. 147-154): «У русских весь стихотворный фольклор поется. Изучать его вне связи с музыкой — значит понимать только половину дела. <...> Дальнейшее сотрудничество фольклористов с музыковедами должно нам многое

И стало совершенно ясно, во всяком случае, для нас теперь, что принципы, принятые в филологии, не подходят к жанровому делению народной песенности.

Что же может служить критерием? По-моему, ответ есть один, очень четкий, очень ясный: бытовая функция песни — и ничего другого.

В чем проявляется бытовая функция песни?

Л. 92 Проявляется, прежде всего, в напеве. Потому что именно музыка обслуживает в данном случае текст. Текст соединяется с музыкой. А напев определяет сущность песни.

Приведу простой пример. Возьмем колыбельную песню. Ведь в ней можно петь, в сущности, о чем угодно. Напев всегда подскажет вам, что это песня колыбельная. Возьмите лирический, любовный текст, который часто встречается в песнях, связанных с хороводом, игрой. Филологи относят это к лирике. Напев всегда подскажет, что эта песня связана с движением. Словом, функцию будет определять напев, и только функция и ничто другое не сможет являться каким-то критерием для определения жанровой принадлежности песни.

Мне хочется привести вам несколько примеров, чтобы показать, как мало значит сюжет в применении к бытовой функции. Я приведу вам сначала наиболее простой пример. Есть известная легенда о происхождении цветка Иван-да-Марья. Не буду передавать эту легенду. Это отняло бы время и потом увело бы в сторону. Но вот запись этого напева (иллюстрация)7. Функция

приоткрыть. Текст и напев составляют одно органическое целое, и метрика стиха не может изучаться вне музыкального ритма и голосоведения» [Пропп 1976, 38]. И Н. П. Колпакова, и В. Я. Пропп при определении жанра исходили из бытовой функции или бытового назначения / применения. Н. П. Колпа-кова предлагала выделять жанры на основе «идейного содержания, бытовой функции и обусловленных всем этим особенностей поэтики» [Колпакова 1960, 182]. В. Я. Пропп писал, что «жанр определяется его поэтикой, бытовым применением, формой исполнения и отношением к музыке. Ни один признак в отдельности, как правило, еще не характеризует жанра, он определяется их совокупностью» [Пропп 1976, 39]. Ученый считал важным различать род и вид, довольно широко трактовал сферу «лирики» (лирической поэзии), которую подразделял на обрядовую и необрядовую, включая в область лирики значительный пласт текстов. В частности, В. Я. Пропп отмечал, что использовать определение «„календарные песни" в приложении к лирике не совсем удачно. Это — песни больших народных праздников, носивших ярко выраженный земледельческий характер. Поэтому более правильно будет назвать совокупность этих песен земледельческой обрядовой лирикой» [Пропп 1976, 66]. 7 Какие именно образцы сопоставляет Ф. А. Рубцов, установить не удалось.

ясна: это лирический напев. Там могут быть оттенки, но функция ясна.

Представьте себе, абсолютно этот сюжет записан вот так (иллюстрация).

Л. 93 Что это такое? Солдатская песня. Что получилось? В солдатской среде восприняли сюжет, распели по-своему.

Вот как вы по сюжету будете определять эту песню? Никак. А объединяя сюжет с напевом, Вы скажете: это лирико-повество-вательная песня. Уточняю: баллада.

Второй случай более тонкий. Есть изумительная песня «Вспомни, вспомни, мой любимый», опубликованная у Лопатина-Про-кунина8. Я играю начало (иллюстрация). Что это такое? Лирическая песня.

Л. 94 Этот же самый текст, абсолютно, записан так (иллюстрация)9.

Когда-то я имел неосторожность писать, что это забытая песня, искаженная, что здесь влияние, возможно, шарманки, каких-то городских наигрышей™. Я отказываюсь теперь от своих слов. Это переосмысление жанра. Сюжет перешел в балладу. Вот почему таким безразличным стал напев — потому что в балладе важен сказ, важен сюжет. Кстати говоря, к основному тексту прибавили всякие занимательные вещи. Текст удлинился, напев стал весьма неопределенным, неэмоциональным. В таком виде он существовал не только в одном месте — совсем недавно экспедиция нашей Консерватории привезла этот же текст с таким напевом (иллюстрация). Это же вообще городской напев. Это значит, что напев абсолютно безразличен, важен текст.

Видите, как музыка, даже при одном и том же тексте, сразу заставляет определять по-разному жанровые особенности песни. Встают такие вопросы, которые мне задавали в Москве11. Одна

8 Лопатин Н. М. Русские народные лирические песни: Опыт систематического свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания Н. М. Лопатина, с положением песен для голоса и фортепиано В. П. Прокунина и с прил. полной расстановки слов некоторых вариантов по их напеву / Н. М. Лопатин, В. П. Прокунин; под редакцией и со вступительной статьей В. Беляева. Москва : Музгиз, 1956. С. 144147 (текст), С. 324-326 (напев).

9 Скорее всего, Ф. А. Рубцов представил начальный фрагмент песни «Вспомни, вспомни, мой любимый», а потом продолжил ее исполнение.

10 Песня «Вспомни, вспомни, мой любимый» ранее использовалась в качестве примера в работе: Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Ленинград : Музыка, 1964. С. 91.

11 Сведения о поездке не установлены.

и та же песня, даже с одним и тем же напевом, но кое-где она зафиксирована как хороводная, а кое-где как лирическая. Как быть? С моей точки зрения, всякий тонкий и умный музыкант поймет, что одна и та же песня, с одним и тем же напевом, будучи хороводной, получит несколько иной темп, несколько иную моторику Л. 95 самого движения. Сделавшись // лирической, она будет использо-ваться12, как правило, музыкальнее, распевнее, она будет для слушателя, не для того, чтобы под нее вести хоровод или играть, а для того, чтобы петь для других, для слушания другими. Так что и здесь, по-моему, можно всегда найти какие-то точные определения.

Так что бытовая функция решает все, и функция накладывает свои отпечатки, свои оттенки и на форму.

Я понимаю форму широко. Дело не в том, сколько частей, элементов, как они сложены и в каком порядке <. . . >. К форме я отношу и то, какие интонации отобраны, и как эти интонации разбиваются, т. е. разбиваются или повторяются, или соединяются.

Есть известная форма, которая называется обычно (это пошло от московских фольклористов, но вполне законно) «парная периодичность»: а-а Ь-Ь: версия и ее повторение, вторая версия и ее повторение.

Обратите внимание: любопытная вещь. Ни одной лирической песни вы не найдете в такой форме, потому что это форма движения, а для лирики не нужно движение. Л. 96 Где же вы найдете эту форму? Или в хороводной, или в свадебной величальной. Форма сказывается и в другом. Многие задают такие вопросы: а где границы между лирической песней и балладой? Казалось бы, вопрос несложный. Потому что баллада часто бывает и лирической. Вы знаете, музыкальная фольклористика может ответить на этот вопрос. Лирическая песня всегда сохраняет текст с напевом, нераздельно. Как только песня становится балладой, напев делается безразличным. Мы можем находить один и тот же текст, интонируемый на совершенно различные напевы, мало того — на напевы, противоположные по характеру: драматический текст — безмятежный, почти «мазурочный»" даже напев. Но ведь речь идет о том, что девушку

12 Возможно, в стенограмме неточность, должно быть «исполняться».

13 В стенограмме дважды указано «мазовочный», что, вероятно, является ошибкой, в тексте предварительно предлагается вариант замены на «мазурочный».

привязали к сосне и подожгли дерево"! Вот такое противоречие уже указывает на то, что здесь главенствует текст, а в балладе главенствует текст.

Итак, есть единственный критерий определения жанров: бытовая функция песен. Эта бытовая функция сказывается, прежде всего, на музыкальной функции. И, прежде всего, на принципе соединения музыки с текстом, совпадения или несовпадения — смыслового, образного и т. д.

Ведь у нас очень часто музыковеды доходят до невероятной грубости, когда отталкиваясь от текста, они немедленно начинают объяснять музыку. И в данном случае мне объяснили Л. 97 бы, что этот «мазурочный» напев // отражает лирический напев казаков-бандитов, которые подожгли эту девушку, привязав ее к дереву.

Нельзя же так строить объяснение!

Короткое заключение.

Изучение народной песни с точки зрения жанров, с точки зрения форм, которые обязательно как-то сцеплены с жанром, не может быть, конечно, непосредственно перенесено на профессиональную музыку. Но, дорогие товарищи, народное творчество — это капля отражения того, что развивается дальше в профессиональном искусстве. И контролировать профессиональное искусство некоторыми данными, разумно взятыми от народного творчества, и следовать профессиональному искусству, учитывая эти некоторые разумно извлеченные оттуда крохи, где сказались законы формы, законы жанров, законы языка, законы принципиального развития, т. е. законы национальной музыкальной речи, — не учитывать этого в профессиональной музыке невозможно.

Л. 98 Я считаю, что в связи с этим изучение и таких, простейших, как будто, вопросов, как жанр и форма народной песни, имеет громадное значение, не только в плане фольклористики, но и в плане всей музыкальной культуры. (Аплодисменты).

14 Скорее всего, речь идет о балладе «На б1тым гасцшцы карчомка стояла» из первого тома сборника «Беларусюя народныя песш» Г. Р. Ширмы: Ширма Г. Р. Беларусюя народныя песш : [у 4 т.]: Для спевау (соло, хор) без суправаджэння / запис Р. Р. Шырмы; передмова К. Кабашшкава. Т. 1. Минск: Дзяржаунае выданне БССР. Рэдакцыя музычнай л^аратуры, 1959. С. 275.

* * *

Председатель: Имеются ли вопросы?

А. Н. Сохор: Как бы вы определили бытовую функцию лирической песни и повествовательной, в частности, баллады?

Ф. А. Рубцов: Бытовая функция лирической песни — это эмоциональное высказывание своего отношения к окружающей действительности, вашего личного.

Повествовательная песня—это рассказ о событиях, встречающихся в быту. Тут очень приятный, очень веселый напев, когда вы его ус-лышите—безмятежное настроение. В чем же дело? (Иллюстрация)!5.

Жена мужа подстерегла в зеленом саду да зарезала острым ножиком, положила в горницу, накрыла полотном. Приехали братья — и раскрывается все это преступление. Л. 99 То есть огромного драматизма содержание текста. Как же объяснить такой напев? А вот как. Исполнитель не выражает своего эмоционального отношения. Его отношение таково: в жизни бывает и так. Он рассказывает, а вы судите сами, это уже дело судей. Вот различие между балладой и лирической песней. В лирической песне это ваше личное отношение. Кстати, балладу петь для себя вы, пожалуй, не будете, а лирическую песню вы будете петь один на один. Что касается былин, например, никогда не поверю, чтобы исполнитель пел сам для себя, это не вяжется.

А. Н. Сохор: Можно ли сказать, что это определяется условиями исполнения?

Ф. А. Рубцов: Я бы сказал наоборот: условия исполнения определяются существом песни.

С места": Филологи давным-давно считают такой известный сюжет о девке-семилетке, задающей 7 загадок, балладой, они даже

15 Предположительно, Ф. А. Рубцов приводит в пример песню, записанную им в Смоленской области, «А в садичку виноградичку», см.: Рубцов Ф. А. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях // Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Ленинград ; Москва : Советский композитор. Ленингр. отделение, 1973. С. 134.

16 В стенограмме «с места» указано в тех случаях, когда задающий вопрос не представился или его имя не уточнили. Предположительно вопрос мог

Л. 100 никогда не спорили об этом — баллада с какими-то // элементами магических заклинаний. А вот на Печоре вдруг я ее записываю как песню игрища. На Печоре очень развиты хороводные песни, хороводы водят и сейчас. Поэтому говорить о забвении жанра, о переходе хороводного жанра в какие-то другие жанры не приходится, потому что они собираются и поют десятки хороводных песен с вечера до утра.

Там есть песни, которые они сами называют застольными, объясняют, что поются они за столом, песни с лирическим содержанием, но зачастую они совершенно как хороводные. Спрашиваешь: а водили под них когда-нибудь хороводы? Отвечают: нет, никогда, это совсем особая песня, это «по застолью».

Я никогда не понимала, и сейчас в Москве меня окончательно запутали — есть ли жанр рекрутских песен? Они рекрутские, их выделяют, но они лирические.

Л. 101 И еще пресловутая историческая песня.

Ф. А. Рубцов: Начну с конца. Рекрутские — это тема, а не жанр. Это мое глубокое убеждение. Потому что лирическая песня может быть наполнена различным содержанием. В лирике может быть рекрутская тема. Она составляет группу лирических песен. Мало того, что там даже, может быть, можно найти характер интонаций того, другого... Но это будет лирическая песня с рекрутской темой.

Исторические песни могут трактоваться по-разному. Существует историческая тема. Она может быть воспринята и изложена в плане личного высказывания, как часто бывает, встречаются песни о Степане Разине, и она может быть в плане, близком к былине, чисто повествовательном, как, например, отдельные песни об Иване Грозном. Таким образом, эта тема, которая во многом близка и во многом смыкается с эпосом, но может приобретать иногда и лирическую форму. Тут нужна гибкость.

быть задан Натальей Павловной Колпаковой (1902-1994) — известным фольклористом, внесшим большой вклад в экспедиционное обследование и изучение традиций Русского Севера. В период с 1953 по 1967 годы она была старшим научным сотрудником сектора устного народнопоэтического творчества Института русской литературы Академии наук СССР. Благодаря усилиям Н. П. Колпаковой вышло в свет издание «Песни Печоры». Под № 284 в сборнике опубликована «игровая» песня «Как по лугу» с сюжетом о загадках из д. Осколково Нарьян-Марского района [Песни Печоры 1963, 310-311].

Дальше о хороводных песнях, которые пелись за столом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, они вам говорили, что они никогда не пели. Но ис-Л. 102 полнители вряд ли помнят дальше, чем то, // что было 100 лет назад. А что было 500 лет тому назад?

Есть много условностей. Почему на Севере историческая песня о Меньшикове считалась свадебной? Условность? Случай? Условность. Случай. Можно даже найти объяснение, потому что песня о Меньшикове начинается словами: «Нам не дорого то злато, серебро. ..»17. А поют это обычно, когда одаривают невесту. Первые слова дают какую-то связь. А дальше идет о Меньшикове: то, что вор Меньшиков обокрал, и т. д. — к свадьбе никакого отношения не имеет. Но поют как свадебную песню.

Надо так и объяснить отдельные частные случаи, не боясь кажущихся резких противоречий. В народной песенности и в народном песенном быту нет случаев, которые нельзя было бы объяснить, поглядев на жизнь, на условия бытовые, на содержание, сопоставив все это вместе. Объяснить это всегда бывает можно.

Р. Фрид: Вы говорили о несоответствии музыки и текста в балладе в том смысле, что музыка является чисто подсобным элементом. А есть случаи, когда музыка является чисто подсобным элементом?

Второе.

Л. 103 Второй вопрос. Вы говорили, что баллада определяется по тексту, поскольку музыка выполняет вспомогательную роль, следовательно, в основном по характеру текста и его содержанию

17 Возможно, имеется в виду вариант, опубликованный Н. П. Колпаковой в записи из д. Трусовской (р. Цильма) Усть-Цилемского района [Песни Печоры 1963, 168-169]. В комментариях она указывает, что «лирическая протяжная с двойственным характером: сюжет связан с историческим фактом (жалобой солдат Петру I на военачальника князя Долгорукого), но исполнителями песня воспринимается как обычная „проголосная" (протяжная лирическая) и в некоторых местах (например, на р. Пинеге) бытует в качестве лирической свадебной, обычно в мужском исполнении. Возможно, что в цикл свадебных попала из-за своего эмоционального зачина („Нам не дорого злато да чисто серебро, дорога наша любовь молодецкая"), как бы воспевающего бескорыстную любовь» [Песни Печоры 1963, 410]. В большинстве вариантов этого текста речь идет о князе Долгоруком, хотя в исторических песнях «притеснителями солдат» выступают и Долгоруков, и Меньшиков, это порой выражается в сходных мотивах. См.: Игнатов В. И. Русские исторические песни : Хрестоматия : Учеб. пособие для спец. филолог. ун-тов. 2-е изд. перераб. и доп. Москва : Высшая школа, 1985. С. 32.

мы определяем — баллада или нет. Есть ли другие народные песни, где тоже по тексту определяется жанр, потому что вы говорили, что текст в основном определяет жанр народной песни?!®

Ф. А. Рубцов: О балладах. Встречаются баллады с напевами, соответствующими тексту. Есть баллада, говорящая о том, как муж жену сгубил (она опубликована в сборнике Кондратьева)!9, и напев ощущается как глубоко драматический. Я ведь в основном указывал не на то, что содержание напева противоречит содержанию текста. Я указывал на то, что содержание напева не связывается с определенным текстом, напев может меняться. Встречается один и тот же текст с очень многими напевами, часто совершенно противоречивыми, но иногда бывает и обратная картина, и я бы сказал тогда, что тут баллада начинает приобретать в какой-то мере характер лирического высказывания.

Все-таки ведь вы такого «забора» не поставите. Это один из признаков баллады — отсутствие прочной связи с текстом. Встречается так, встречается по-другому. Какой еще признак баллады? Занимательность текста, сюжетность текста.

Л. 104 Если говорить о лирических народных песнях, то русские лирические песни, как правило, сюжета в точном смысле этого слова не имеют, это отдельные сопоставления образов, не сплетающиеся в четко развивающуюся сюжетную линию. А вот в балладах обязательно они будут сплетаться. Возьмите хотя бы «По Дону гуляет казак молодой»^0. Уж извините, без того, чтобы не довести дело до конца, когда невеста будет махать ручкой уже в воде и когда все погибает, никак не обойтись, все будет доведено до конца.

1® В данном случае Р. Фрид не вполне точно передает сказанное Ф. А. Рубцовым о значении текста.

19 Кондратьев С. А. Русские народные песни : В обработке для голоса с ф-п.: в 4 тетр. Москва : Ленинград : Музгиз, 1944-1947. Тетр. 1. 1944. 44 с.; Тетр. 2. 1944. 39 с. ; Тетр. 3. 1946. 52 с. ; Тетр. 4. 1947. 63 с. Сборник Кондратьева представляет песни в обработке, без полных текстов. Возможно, имелся в виду сборник Кондратьевой С. Н., в котором под № 10 опубликована песня с балладным сюжетом «дочка-пташка» с зачином «Матушка-черёмушка» из с. Сухого: Кондратьева С. Н. Русские народные песни Поморья : Для пения (соло, хор) без сопровожд.: С примеч. / сост. и собиратель С. Н. Кондратьева; под общ. ред. С. В. Аксюка ; науч. редактор доц. Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского А. В. Руднева. Москва : Музыка, 1966. 271 с.

20 Упоминается вариант из сборника: Русская народная песня / сост. С. Бу-гославский, И. Шишов; общ. ред. М. Гринберг. Москва : Музгиз, 1936. 198 с.

А «Во поле дорожка...»?21 Здесь можно остановиться на нескольких строчках, и сюжета, в сущности, не получится. А если сюжет добавляют теперь иногда, то это уже кантилены.

Есть ли другие жанры, где можно было бы по текстам определять жанр? Я всегда стою за то, чтобы текст был соотнесен с напевом. Все-таки настоящий эпос можно определить по тексту, хотя напев может подсказать, что эпос перерос в другую форму.

Возьмем былины донских казаков в записи Листопадова22. Это не былины, это лиро-эпические песн^3, и никто меня не переубедит в обратном. Так что тут приходится все время гибко сравнивать одно с другим.

Л. 105 С места: Насколько я понял, исторические песни тоже не жанр, а тема?

Ф. А. Рубцов: Тема.

С места: Однако будет составлен том «Исторические песни»24.

Ф. А. Рубцов: Ну и что же?

Л. 106 Будет составлен том, где будут песни и такого, и иного склада. Это разумный путь: пусть разбираются умные люди, что вот и так есть, и так есть.

21 Возможные варианты песни опубликованы: 1) Котикова Н. Л. Народные песни Псковской области / под общ. ред. С. В. Аксюка. Москва : Музыка, 1966. 371 с.; 2) Рубцов Ф. А. Народные песни Ленинградской области / под общ. ред. С. В. Аксюка. Москва : Советский композитор, 1958. 226 с.

22 Листопадов А. М. Песни донских казаков : в 5 т. Москва : Музгиз, 19491954. Т. 1, ч. 1. 1949. 246 с.

23 Термин «лиро-эпические песни» используется Ф. А. Рубцовым, начиная с 1950-х годов, например, в «Хрестоматии по народному творчеству» (рукопись). В комментариях Ф. А. Рубцова к сборнику «Русские народные песни Смоленской области» указывается, что лирические песни делятся на три группы, третья — «лироэпические, представленные песнями с сюжетами повествовательного характера, балладами, песнями воинскими и историческими». См.: Русские народные песни Смоленской области: В записях 19301940-х гг. / сост., расшифр., коммент. и предисл. Ф. А. Рубцова; вступ. ст. В. Е. Гусева. Ленинград : Советский композитор, 1990. С. 143.

24 В рамках издания «Свод русского фольклора» планировался выпуск тома «Исторические песни». См.: Горелов А. А. Свод русского фольклора. Проспект // Русский фольклор. Т. XVII. 1977. С. 9.

Рукописные источники

Центральный государственный архив литературы и искусства. Санкт-Петербург.

ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Стенографический отчет научной конференции на тему: «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 12.10.1966. Л. 88-106.

Российский государственный архив литературы и искусства. Москва. РГАЛИ. Список единиц хранения. Ф. 2490. Союз композиторов РСФСР (Москва, 1960 — по настоящее время). Опись 2. [Электронный ресурс]. URL: https://rgali.ru/ opis/10699 (дата обращения — 01.02.2022).

Список источников

[1] Песни Печоры 1963 — Песни Печоры / издание подготовила Н. П. Колпакова и дру-

гие; вступительная статья и комментарии Н. П. Колпаковой. Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР. Ленинградское отделение, 1963. 459 с.

[2] Колпакова 1960 — Колпакова Н. П. Опыт жанровой классификации крестьянской

бытовой песни // Русский фольклор. Т. V. Ленинград : Наука, 1960. С. 167-182.

[3] Пропп 1976 — Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольк-

лор и действительность : Избранные статьи / составление, редактирование, предисловие и примечания Б. Н. Путилова ; Академия наук СССР, Институт востоковедения. Москва : Наука, 1976. С. 34-45.

References

[1] Ко1ракоуа, Natalya P. (1963). Pesni Pechory [Songs of Pechora]. The publication was

prepared by Natalya P. Kolpakova and others; introductory article and comments by Natalya P. Kolpakova. Moscow ; Leningrad : Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. Leningradskoe otdelenie, 459 p. (in Russian).

[2] Kolpakova, Natalya P. (1960). "Opyt zhanrovoy klassifikatsii krest'yanskoy bytovoy pesni"

["Essay of Genre Classification of a Peasant Everyday Song"]. In Russkiy fol'klor [Russian Folklore]. Vol. V. Leningrad : Nauka, pp. 167-182 (in Russian).

[3] Propp, Vladimir Ya. (1976) "Printsipy klassifikatsii fol'klornykh zhanrov" ["Principles

of classification of folklore genres"]. In Fol'klor i dejstvitel'nost': Izbrannye stat'i [Folklore and reality: selected articles], drafting, editing, preface and notes by Boris N. Putilov. Moscow : Nauka, pp. 34-45 (in Russian).

Вклад авторов

Рубцов Ф. А. (1904-1986) — концепция исследования, создание и презентация текста доклада (1966).

Редькова Е. С. — публикация стенограммы доклада, общая редакция и комментарии (2022).

Contribution of the authors

Rubtsov, Feodosiy A. (1904-1986) — research concept, report writing, presentation of the report (1966).

Redkova, Evgenia S. — publication of the transcript, general edition and comments (2022).

Статья поступила в редакцию: 15.01.2022; одобрена после рецензирования: 23.01.2022; принята к публикации: 25.01.2022.

The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 23.01.2022; accepted for publication 25.01.2022.

G 0

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.