Научная статья на тему 'Принципы определения сложности психодиагностических методик'

Принципы определения сложности психодиагностических методик Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
988
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРТИФИКАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТОВ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / СЛОЖНОСТЬ МЕТОДИК / ДЕЙСТВИЯ ДИАГНОСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕСТИРОВАНИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / КОД СЛОЖНОСТИ МЕТОДИК / CERTIFICATION OF TEST USERS / INSTRUMENT COMPLEXITY / USER ACTIONS DURING TESTING PROCESS / QUALIFYING USER LEVELS / INSTRUMENT COMPLEXITY CODE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Батурин Николай Алексеевич, Мельникова Наталья Николаевна

Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей. В качестве основы как для оценки сложности методик, так и для выделения квалификационных уровней пользователей рассматриваются конкретные действия (операции), которые требуются от пользователя в процессе применения различных методик. Предлагается схема определения сложности конкретных методик (с использованием кода сложности КСМ) и их соотношения с квалификационными уровнями пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of identification of psychodiagnostics instruments complexity

The article offers the system of definition of psychodiagnostics instruments complexity with the purpose of their correlation with skill levels of different users. As a basis, both for instrument complexity evaluation and for user qualifying levels separation, concrete actions (operations) which are required from test user are considered. The concrete instrument complexity definition scheme (using the instrument complexity code ICC), and their correlation with user qualifying levels is offered.

Текст научной работы на тему «Принципы определения сложности психодиагностических методик»

УДК 159.9:347.78 ББК Х623.3:Ю9

ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛОЖНОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова

Предлагается система определения сложности психодиагностических методик с целью соотнесения их с разными уровнями квалификации пользователей. В качестве основы как для оценки сложности методик, так и для выделения квалификационных уровней пользователей рассматриваются конкретные действия (операции), которые требуются от пользователя в процессе применения различных методик. Предлагается схема определения сложности конкретных методик (с использованием кода сложности - КСМ) и их соотношения с квалификационными уровнями пользователей.

Ключевые слова: сертификация психодиагностов-полъзователей, сложность методик, действия диагноста в процессе тестирования, квалификационные уровни пользователей, код сложности методик.

Введение

Исторически сложилось так, что тестированием в России занимаются все, даже не задумываясь о необходимости специального обучения, о получении разрешения от психологического сообщества на право заниматься этим, на самом деле очень сложным и тонким видом деятельности, о получении разрешения на право приобретать тесты, которые можно по ряду признаков сравнить с правом на владение оружием. Отечественное психологическое сообщество до сих пор не смогло ясно сформулировать элементарные правила получения права владеть и пользоваться этим сложным и небезопасным инструментом. И только в 2010 году Российским психологическим обществом (РПО), возможно, будет сделано то, что уже десятилетия за рубежом является обязательным условием использования тестов.

Первые стандарты тестолога-пользова-теля были разработаны Американской психологической ассоциацией (АРА) еще в 80-е годы прошлого века [12]. Много лет постоянно развивает и совершенствует систему сертификации психологов-пользователей Британское психологическое общество (BPS) [6]. Требования к компетенции психодиагностов-пользователей находятся под контролем Международной комиссии по тестам (ITC), а в Европе - Постоянного комитета по тестам и тестированию [4]. В Америке еще в 1993 году по инициативе АРА и Министерств обороны, просвещения и труда был создан Государственный совет по тестированию и оценке.

Несмотря на такое внимание за рубежом к

соответствию подготовки психологов Стандартам использования тестов и к получению права на применение тестов, в разных странах и даже в одной отдельно взятой стране требования к пользователям тестов существенно различаются.

Так, например, в Великобритании фирма ОРР (Oxford Psychological Press) требует от покупателя перед покупкой теста (если у него нет сертификата BPS) обязательного краткосрочного обучения с выдачей частного сертификата на право применения данного теста [9]. В то же время британский филиал фирмы Hogrefe продает любые тесты покупателям, имеющим диплом о психологическом образовании [8]. Другой британский филиал фирмы Pearson продает методики первого уровня (по собственной классификации) даже учителям, правда, прошедшим, специальную подготовку, а остальные методики - всем, имеющим диплом о психологическом образовании [10].

Такое различие требований побудило Европейскую федерацию психологических ассоциаций (EFPA) в 2009 году приступить к работе по унификации стандартов требований к методикам и пользователям во всех европейских странах [3].

Российское психологическое общество два года назад также приступило к разработке стандартов требований к профессиональному психологу, продуктам его деятельности и оказываемым им услугам [1].

В настоящее время Экспертный совет РПО завершил работу над созданием «Положения о Системе сертификации профессио-

нальных психологов», зарегистрировав его в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (РОСС RU. К511.04111300).

По инициативе Экспертного совета РПО создан «Национальный институт сертификации профессиональных психологов» (генеральный директор С.А. Маничев). Президиумом РПО контроль за деятельностью Национального института возложен на Наблюдательный совет, состоящий из 6 членов: 3 представителей президиума РПО (Ю.П. Зинченко, JI.B. Цветкова и Т.Ю. Базарова) и 3 представителей Экспертного совета (В.М. Аллахвердов, С.А. Маничев, Н.А. Батурин).

Экспертным советом РПО создан ряд комиссий по разработке Стандартов для проведения сертификации профессиональных психологов, работающих в различных областях практики.

В том числе создана Комиссия по психодиагностике, которая разработала три стандарта: Стандарт профессионального психодиагноста-пользователя, Стандарт психодиагностических методик и Стандарт услуг по психодиагностике .

За основу этих стандартов приняты стандарты, разработанные АРА, BPS и психологическими обществами других стран [2, 6, 12]. В настоящее время проводится работа по согласованию отечественных стандартов со стандартами разрабатываемыми EFPA, для достижения в конечном итоге признания отечественных сертификатов соответствия во всех европейских странах [5].

Конечной целью разработки Стандарта психодиагноста-пользователя является формирование совокупности требований и разработка процедуры сертификации психологов для того, чтобы все желающие могли пройти добровольную экспертизу психологическим сообществом своих знаний и компетенций, получить сертификат профессионального психодиагноста-пользователя соответствующего квалификационного уровня в одной из профессиональных областей: образование, клиника и здоровье, бизнес и производственная деятельность.

Одна из задач, которая возникла при разработке Стандартов для сертификации психо-диагностов-пользователей, - это определение групп методик, которые по сложности были бы соотносимы с разными уровнями квалификации пользователей. При этом, естественно, предполагается, что психодиагносты бо-

лее высоких уровней квалификации должны обладать компетенциями, позволяющими использовать более сложные методики.

Решение этой задачи требует первоначальной разработки принципов определения сложности методик, что само по себе непросто. Один из подходов, существовавших до недавнего времени в BPS, предлагал использовать в качестве принципа разделения методик на категории, сложность их содержания. Так, тесты достижений и интеллекта считались более простыми и требующими меньшей квалификации, поэтому относились к категории «А», а личностные тесты считались более сложными и требующими большей квалификации, поэтому относились к категории «В» [11]. Однако, на наш взгляд, такое разделение весьма условно и при использовании на практике вносит существенную путаницу, искажая реальную картину. Существуют методики исследования интеллекта высокой сложности (например, шкалы Векслера) и методики исследования личностных особенностей, которые просты и в проведении, и в интерпретации (например, одношкальные опросники, затрагивающие узкую содержательную область). К тому же компьютеризация процесса тестирования и создание автоматизированных программ обработки данных часто делают использование весьма серьёзных в содержательном плане методик простым по процедуре проведения, что снижает требования к квалификации пользователя. В связи с этим необходимо найти более отчётливые основания, позволяющие разграничивать методики по сложности, чтобы затем разработать требования к уровням квалификации пользователей психодиагностического инструментария.

Общие принципы определения сложности диагностических методик Подход, предлагаемый нами, основывается на анализе операциональной стороны деятельности психолога-диагноста в процессе тестирования. Поскольку в контексте задачи сертификации речь идёт о сложности методик именно для пользователя, целесообразно проанализировать конкретные действия диагноста, которые он производит в процессе проведения той или иной методики. Состав этих действий и их сложность и позволят оценить действительную сложность конкретной методики для пользователя. Например, для разных методик сложность процедуры проведения может варьировать от раздачи и сбора блан-

ков до организации группового процесса с фиксацией данных методом наблюдения. Обработка результатов тестирования также может существенно различаться по сложности: от полностью формализованного обсчёта баллов по ключу до контент-анализа слабоструктурированных данных. Состав действий, требуемый на последовательных этапах тестирования (проведение методики, обработка данных, интерпретация и сообщение результатов), будет определять интегральную сложность методики.

Данное основание (конкретные действия, производимые диагностом в процессе тестирования) удобно использовать и для выделения разных квалификационных категорий пользователей. По сути, квалификация специалиста любого профиля определяется тем, какого уровня сложности профессиональные задачи он способен грамотно решать. В этом контексте уровень квалификации психодиаг-носта-пользователя будет определяться сложностью действий, которые он способен квалифицированно осуществлять в процессе тестирования.

Таким образом, сложность конкретных действий диагноста-пользователя в процессе проведения тестирования может выступать общим основанием для идентификации, как квалифика ционных категорий пользователей, так и сложности методик (см. рисунок).

Именно общее основание категоризации позволяет легко соотносить методики с уровнями квалификации пользователей: сложность действий в процессе проведения методики становится здесь как бы естественным связующим звеном.

Такой подход также позволяет более чётко определить требования к подготовке диаг-ностов-пользователей разного уровня квалификации. Для этого достаточно прописать требования к подготовке специалиста, которые позволяли бы ему справляться с теми или

иными задачами при тестировании. Как правило, последовательное продвижение специалиста к выполнению всё более сложных задач обеспечивается появлением у него всё новых компетенций, которые имеют в своей основе полученные ранее. Таким образом можно выстроить последовательность задач обучения и соотнести содержание учебных программ, например, для бакалавриата и магистратуры.

Принципы определения сложности

действий (операций), производимых диагностом-пользователем

При анализе операциональной стороны деятельности психодиагноста-пользователя мы исходим из того, что тестирование представляет собой процесс, состоящий из 4 качественно различных этапов:

1) проведение методики;

2) обработка результатов;

3) интерпретация результатов;

4) сообщение результатов (клиенту, заказчику).

Каждый из этих этапов может включать действия (операции) разного уровня сложности. Выделение указанных этапов имеет практический смысл, поскольку большая часть методик имеет неодинаковую сложность на разных этапах тестирования. Например, существуют методики, которые очень просты в проведении и в обработке, но требуют глубоких знаний и опыта при интерпретации, и наоборот.

Критическим признаком при определении уровня сложности действий психодиагноста-пользователя является степень их формализации. По сути, общий перечень всевозможных действий диагноста можно представить в виде континуума, где на одном полюсе будут полностью формализованные операции, а на другом - слабоструктурированные действия, где чрезвычайно высок вес субъективного фактора при тестировании. Отметим сразу, что на-

Сложность действий диагноста-пользователя

Сложность методики

Уровень квалификации пользователя

Сложность действий диагноста-пользователя как общее основание для определения сложности методик и уровня квалификации пользователя

званный признак (степень формализации) актуален при рассмотрении методик с точки зрения их сложности именно для пользователя. Для разработчика, например, сложность методики будет определяться совсем другими факторами; здесь создание высокоформализо-ванной методики может оказаться, наоборот, наиболее трудоёмким процессом. Также, если рассматривать сложность методики с содержательной стороны, мы можем обнаружить, что некоторые весьма сложные в концептуальном плане методики могут быть простыми в применении как раз благодаря формализации процедуры тестирования.

Для пользователя же по мере снижения формализации процедуры возрастают требования к его теоретической и практической подготовке, поскольку успех тестирования всё больше начинает зависеть от субъективного фактора и профессионализма психодиагноста. В этом случае для принятия грамотных самостоятельных решений во время проведения методики или при интерпретации результатов пользователю-психодиагносту необходимо опираться на достаточно глубокие знания из различных областей психологии, обладать опытом обработки и анализа количественных и качественных данных, иметь навыки взаимодействия с разными категориями клиентов и т.д. Всё это определяет квалификацию пользователя и достигается в результате планомерного обучения, приобретения опыта работы в качестве психодиагноста, оттачивания профессионализма под супервизией.

В целом можно выделить 4 уровня сложности действий диагноста-пользователя, достаточно отчётливо различающиеся по степени формализации и требующие разных уровней глубины подготовки специалистов. Эти 4 уровня проявляют себя на всех 4 этапах тестирования (проведение методики, обработка результатов, интерпретация, сообщение результатов).

Для практических целей сертификации и подготовки психодиагностов-пользователей важно чётко прописать, какие именно операции на разных этапах процесса тестирования относятся к тому или иному уровню сложности. Однако решение этой задачи требует работы целой группы экспертов, в качестве которых могли бы выступить опытные психодиагносты. Здесь же мы приведём лишь наиболее общие характеристики каждого уровня сложности, которые позволили бы сориентироваться в предлагаемой системе категориза-

ции (табл. 1). Отметим, что табл. 1 не является полной схемой для определения уровня сложности разнообразных действий пользователя, а имеет, прежде всего, иллюстративное значение. В табл. 1 приведены лишь отдельные примеры действий, которые в данном случае не разведены по этапам тестирования (проведение, обработка, интерпретация, обратная связь), но в сочетании позволяют получить общее представление о каждом уровне сложности.

Содержание таблицы показывает, что со снижением степени формализации операций повышаются требования к специалисту-пользователю. Если операции 1-го уровня сложности не требуют основательных психологических (и даже педагогических) знаний и навыков и могут быть освоены на краткосрочных курсах, то для осуществления действий, соответствующих 4-му уровню сложности, требуется не только базовое психологическое образование и опыт работы, но также и специальное обучение методикам, включая работу под супервизией.

Схема фиксации сложности конкретных методик

Напомним, что тестирование рассматривается как процесс, состоящий из 4 качественно различных этапов: (1) проведение, (2) обработка, (3) интерпретация, (4) сообщение результатов. Методика получает оценку сложности действий (операций) на каждом из названных этапов. При этом конкретная методика может иметь неодинаковую сложность на разных этапах тестирования.

Общая оценка сложности методики фиксируется в виде кода сложности методики (КСМ), состоящего из 4 цифр, помещаемых в скобках через запятую и обозначающих сложность действий последовательно на каждом из 4 этапов тестирования. Например: КСМ (1, 1, 3, 3) обозначает, что для данной методики процедуры проведения и обработки результатов (этапы 1 и 2) полностью формализованы (например, компьютеризованны), а интерпретация и сообщение результатов (этапы 3 и 4) представляют собой более сложные операции, соответствующие уровню 3.

Второй пример: КСМ (2, 2, 4, 3) обозначает, что для данной методики сложность операций на первом и втором этапе соответствует уровню 2, сложность третьего этапа -уровню 4, а четвертого этапа - уровню 3. Для большей наглядности этот пример отражён

Таблица 1

Четыре уровня сложности действий психодиагноста-пользователя

Сложность Степень формализации Отдельные примеры действий пользователя для данного уровня сложности Требования к специалисту

1 Все производимые пользователем операции полностью формализованы (или автоматизированы) - Раздача и сбор бланков, отслеживание правильности заполнения; - обработка результатов при помощи формализованного ключа (где требуются только простые арифметические операции) Владение только техническими операциями администрирования тестов

2 Действия пользователя опираются на стандартные образцы, но не могут быть полностью формализованы - Групповая диагностика, где процедура требует «ведения» (пошаговая смена инструкций для разных субтестов, ответы на содержательные вопросы и т. д.); - обработка результатов с приписыванием условных баллов ответам по стандартной схеме; - обработка результатов с вычислением производных показателей (индексов, коэффициентов) или выделением типов, стилей на основе формализованных правил вывода; - интерпретация результатов, которая не требует учёта внутренних взаимосвязей между параметрами; - составление отчётов и аналитических справок по рекомендуемым образцам; - обратная связь заказчику в форме информирования Элементарные знания в области психологии и психодиагностики. Умение выполнять простейшие статистические расчёты. Первичные навыки взаимодействия с людьми и управления работой группы в аудитории

3 Действия, допускающие принятие отдельных самостоятельных решений в процессе тестирования - Индивидуальная диагностика в форме структурированного интервью; - контент-анализ структурированных качественных данных по формализованной схеме (не требующий выделения единиц анализа из общего контекста); - интерпретация результатов тестовых батарей или многошкальных методик, требующая учёта внутренних взаимосвязей между параметрами; - написание слабо формализованных индивидуальных характеристик; - составление вариантов отчётов для разных категорий пользователей. - консультирование заказчика по результатам диагностики Базовые знания в основных предметных областях психологии (например, в области общей психологии, психологии личности, психологии развития и т. д.). Углубленные знания в области, соответствующей содержанию проводимой методики. Специальные знания в области психодиагностики, психометрики и статистики. Опыт в проведении качественных методов исследования. Навыки индивидуальной работы с клиентом

4 Слабоструктурированные действия, требующие гибкой ориентации в ситуации тестирования. Предполагает значительный вес субъективного компонента в тестировании - Диагностика в форме неструктурированного интервью или беседы; - диагностика в ходе групповой работы (например, фокус-группа); - регистрация данных методом наблюдения за поведением; - оценка результатов сложных действий (кейсовые задания, поведение в смоделированных ситуациях); - контент-анализ неструктурированных качественных данных (текстов, рисунков, видеозаписей); - построение сложных прогнозов на основе комплексных исследований; - неформализованные практикоориентиро-ванные рекомендации, рассчитанные на конкретного заказчика Широкие знания в различных областях психологии. Обладание «экспертными» знаниями в содержательной области соответствующей проводимой методике. Углубленные знания в области психодиагностики, психометрики, конструирования тестов. Умение самостоятельно разрабатывать модели диагностики, схемы глубинных интервью, программы ассессмент-процедур и т.д. для конкретного заказчика. Опыт работы с группами в качестве модератора. Навыки консультирования разных категорий заказчиков

в табл. 2. Подобные таблицы удобно использовать при оценке сложности конкретных методик.

Удобство предлагаемой системы состоит в том, что каждая методика получает своеобразную «сетку сложности» и цифровой код, которые дифференцированно отражают её сложность на всех этапах процесса тестирования. Как показала практика, множество методик имеют неодинаковую сложность на разных этапах тестирования, что обычно и создаёт проблемы в определении их общей сложности.

Принципы выделения квалификационных

уровней пользователей

Уровень квалификации психодиагностов-пользователей определяется, исходя из максимальной сложности действий в процессе тестирования, которые они способны квалифицированно выполнять. Соответственно выделяются 4 квалификационных уровня -один доквалификационный (ДК) и три квалификационных (А, В и С):

доквалификационный уровень ДК (Ассистент)',

квалификационный уровень 1 (Специалист);

квалификационный уровень 2 (Консультант)',

квалификационный уровень 3 (Эксперт).

Принципы соотнесения конкретных методик с квалификационными уровнями

пользователей

При решении задачи соотнесения конкретных методик с уровнями квалификации пользователей следует «развести» ответы на два вопроса, имеющие разную практическую направленность:

1. Какие методики имеет право применять в своей практике пользователь той или иной квалификации?

2. Какие методики рекомендуются в качестве контрольного инструментария при про-

ведении сертификации пользователей на тот или иной квалификационный уровень?

1) Методики, которые имеют право применять пользователи разных квалификационных уровней.

С повышением квалификации пользователя расширяется круг методик, которые он имеет право самостоятельно применять в своей практике.

Доквалификационный уровень ДК (Ассистент) - самостоятельное проведение методик, сложность которых ни на одном из этапов тестирования не превышает уровня сложности«!»: КСМ(1, 1, 1, 1).

При этом допускается, что человек, овладевший компетенциями уровня ДК, может быть ассистентом пользователей более высокого уровня квалификации при проведении более сложных методик (например, КСМ (1, 1, 3, 2)). Но он подключается к процессу тестирования только на этапах, которые полностью формализованы (например, компьютерное тестирование), и не имеет права заниматься, например, интерпретацией, если она требует более высокой квалификации.

Квалификационный уровень 1 (Специалист) — самостоятельное проведение методик, сложность которых ни на одном из этапов тестирования не превышает уровня сложности «2». Например, КСМ (1, 1, 2, 1); (2, 2, 2, 2).

Квалификационный уровень 2 (Консультант) — самостоятельное проведение методик, сложность которых ни на одном из этапов тестирования не превышает уровня сложности «3». Например, КСМ (1, 2, 1, 2); (2, 2, 3, 2); (3, 3, 3, 3).

Пользователи этой категории могут консультировать других пользователей по вопросам проведения методик соответствующего уровня сложности.

Квалификационный уровень 3 (Эксперт) — самостоятельное проведение методик любой сложности. Например, КСМ (1, 1, 2, 1); (2, 3, 3, 2); (3, 3,4, 3); (4, 4, 4, 4). «Эксперт» также имеет право самостоятельно разрабатывать

Таблица 2

Пример бланка-таблицы для фиксации сложности методики

Этапы тестирования Уровни сложности

1 2 3 4

1. Проведение 2

2. Обработка 2

3. Интерпретация 4

4. Сообщение результатов 3

модели диагностики для конкретных заказчиков, подбирать методы, составлять схемы глубинных интервью, формировать модели ассесмент-центров и т.д. Эксперт может проводить супервизию и участвовать в сертификации пользовател ей-психодиагностов.

Особое ограничение. Если методика предполагает специальное обучение, то для права ее применения, кроме наличия соответствующего уровня квалификации, требуется сертификат о прохождении обучения пользованию конкретной методикой. (Это ограничение особо актуально для пользователей уровня «2» и «3», так как именно методики высокой сложности обычно требуют специального обучения).

2) «Контрольные» методики, рекомендуемые как инструмент при проведении сертификации пользователей

Основная функция контрольных методик, используемых в процессе сертификации -оценка компетенций пользователей. Поэтому рекомендуемые для сертификации методики должны позволять претенденту продемонстрировать владение компетенциями соответствующего уровня сложности. При этом состав методик для конкретного претендента должен подбираться так, чтобы:

1) ни на одном этапе тестирования не превышался уровень сложности, соответствующий искомой квалификации;

2) набор методик позволял претенденту продемонстрировать владение операциями соответствующей сложности на всех 4 этапах тестирования (проведение, обработка, интерпретация, сообщение результатов).

Целесообразна следующая схема подбора методик для целей сертификации:

Доквалификационный уровень ДК (Ассистент) - только методики с кодом сложности (1,1,1,1).

Квалификационный уровень 1 (Специалист) - методики, сложность которых не менее чем на 2 этапах тестирования соответствует уровню сложности «2», но ни на одном его не превышает. Например, КСМ (1, 2, 2, 1); (2, 2, 2, 2).

Квалификационный уровень 2 (Консультант) - методики, сложность которых не менее, чем на 2 этапах тестирования соответствует уровню сложности «3», но ни на одном его не превышает. Например, КСМ (1,1,3,3); (3,2,3,3); (3,3,3,3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квалификационный уровень 3 (Эксперт) — методики, сложность которых не менее чем на

2 этапах тестирования соответствует уровню сложности «4». Например, КСМ (4, 2, 4, 3);

(4, 4, 4, 4).

При этом важно, чтобы в общем наборе методик, владение которыми демонстрирует конкретный соискатель, необходимая сложность присутствовала хотя бы раз для каждого этапа тестирования (проведения, обработки, интерпретации и сообщения результатов). Например, для сертификации на квалификационный уровень 2 необходимо подобрать методики так, чтобы в целом, каждый этап тестирования хотя бы раз был представлен действиями 3-го уровня сложности.

Заключение

Таким образом, для разработки Стандарта требований к психодиагносту пользователю и для дальнейшего использования его в процедуре сертификации необходимо выработать принципы определения сложности психодиагностических методик. В статье предлагается использовать для этого анализ сложности действий (операций) психодиагноста, выполняемых на каждом из 4 этапов процедуры проведения методики. Для операционализа-ции анализа действий психодиагноста разработана таблица описания признаков сложности выполняемых действий. Результаты анализа сложности действий предложено фиксировать в виде специального кода сложности методики (КСМ). Исходя из выявленного КСМ предложены принципы выделения одного доквалификационного уровня (ДК) и трех уровней квалификации психодиагноста-пользователя: уровень 1 (Специалист), уровень 2 (Консультант) и уровень 3 (Эксперт). Предложенные принципы выявления сложности методик позволяют, во-первых, подбирать методики соответствующей сложности для сертификации психодиагноста-пользователя; во-вторых, кодификацию методик фирмами-изготовителями, чтобы в перспективе перейти к допродажному обучению покупателей и продаже методик только психологам, имеющим сертификат соответствующего уровня квалификации.

Литература

1. Маничев, СЛ. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии / С.А. Маничев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». — 2008. -Вып. 2. - С. 42-62.

2. Bartram D. Symposium on national approaches to test quality assurance / D. Bartram // A Rapidly Changing World - Challenges for Psychology. The 11th European Congress of Psychology. Abstracts, 2009.

3. Bartram, D. Test User Qualification in Europe 1 (The EFPA Test User Certification Project) / D. Bartram // A Rapidly Changing World - Challenges for Psychology. The 11th European Congress of Psychology. Abstracts, 2009.

4. Bartram, D. International Guidelines and Standards relating to Tests and Testing / D. Bartram //A Rapidly Changing World - Challenges for Psychology. The 11th European Congress of Psychology. Abstracts, 2009.

5. Bartram, D. Test User Qualification in Europe 2 (Other approaches to test user qualification in Europe) / D. Bartram // A Rapidly Changing World - Challenges for Psychology. The 11th European Congress of Psychology. Abstracts , 2009.

6. Bartram, D. Improving quality through

IRT modelling of forced choice data Applying the EFPA standards framework to test user qualifications in the UK / D. Bartram, P. A. Lindley // A Rapidly Changing World - Challenges for Psychology. The 11th European Congress of Psychology. Abstracts, 2009.

7. European Test User Standards for test use in Work and Organizational settings // http: //www. efpa. eu/professional-development / tests-and-testing

8. http://www. hhpub. com

9. http://www. opp. eu. com/Pages/home. aspx

10. http://www.pear son. com

11. Test user qualification // http://www. psychtesting. org. uk/the-ptc / guidelinesandinfor-mation.cfm

12. The Standards for Educational and Psychological Testing // American Educational Research Association, American Psychological Association, & National Council on Measurement in Education. (1999). Washington, DC: American Educational Research Association. - 101 p.

Поступила в редакцию 1 февраля 2010 г.

Батурин Николай Алексеевич. Доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующий кафедрой психодиагностики и консультирования Южно-Уральского государственного университета: [email protected].

Nikolay A. Baturin. PsyD, professor, the dean of the Faculty of psychology, head of chair «Psychological diagnostics and Counselling», South Ural State University: [email protected].

Мельникова Наталья Николаевна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ЮУрГУ: [email protected].

Natalia N. Melnikova. Candidate of psychological sciences, docent of department of social psychology of South Ural State University: MNN [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.