Научная статья на тему 'Принципы обучения английскому языку с опорой на содержание для формирования лингвистической компетенции будущих инженеров-строителей'

Принципы обучения английскому языку с опорой на содержание для формирования лингвистической компетенции будущих инженеров-строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ С ОПОРОЙ НА СОДЕРЖАНИЕ / ПЛАН ЭТАЖА / COMPETENCE / CONTENT BASED TEACHING / FLOOR PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузло Наталия Николаевна

В статье представлены примеры упражнений на формирование таких компонентов лингвистической компетенции, как лексическая и грамматическая, на базе некоторых принципов обучения английскому с опорой на содержание. Задания разработаны в рамках темы «Разработка плана этажа». Результаты исследования могут быть полезны преподавателям профессионально-ориентированного английского языка в техническом высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузло Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF THE ENGLISH LANGUAGE CONTENT BASED TEACHING FOR THE LINGUISTIC COMPETENCE FORMATION OF FUTURE CIVIL ENGINEERS

The paper presents the samples of exercises for formation of such components of linguistic competence as lexical and grammar ones on the basis of some principles of the English language content based teaching. Tasks have been elaborated within the theme “Floor plan design”. The results of investigation can be useful for the lecturers of professionally-oriented English in the technical higher educational establishment.

Текст научной работы на тему «Принципы обучения английскому языку с опорой на содержание для формирования лингвистической компетенции будущих инженеров-строителей»

АФ 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ОПОРОЙ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Кузло Наталия Николаевна

ассистент

Национального университета водного хозяйства и природопользования,

Украина, г. Ровно E-mail: kuzlo-nata@mail.ru

PRINCIPLES OF THE ENGLISH LANGUAGE CONTENT BASED TEACHING FOR THE LINGUISTIC COMPETENCE FORMATION OF FUTURE CIVIL ENGINEERS

Kuzlo Natalia

assistant of National University of Water Management and Nature Resources Use,

Ukraine, Rivne

АННОТАЦИЯ

В статье представлены примеры упражнений на формирование таких компонентов лингвистической компетенции, как лексическая и грамматическая, на базе некоторых принципов обучения английскому с опорой на содержание. Задания разработаны в рамках темы «Разработка плана этажа». Результаты исследования могут быть полезны преподавателям профессионально-ориентированного английского языка в техническом высшем учебном заведении.

ABSTRACT

The paper presents the samples of exercises for formation of such components of linguistic competence as lexical and grammar ones on the basis of some principles

Кузло Н.Н. Принципы обучения английского языка с опорой на содержание для формирования лингвистической компетенции будущих инженеров-строителей // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 3-4(14) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2055

of the English language content based teaching. Tasks have been elaborated within the theme “Floor plan design”. The results of investigation can be useful for the lecturers of professionally-oriented English in the technical higher educational establishment.

Ключевые слова: компетенция, обучение с опорой на содержание, план этажа.

Keywords: competence, content based teaching, floor plan.

Одним из приоритетных направлений развития Украины является строительство. В XXI веке в рамках развития международного сотрудничества обучения будущих инженеров-строителей профессионально ориентированному английскому языку приобретает особое значение. Современные специалисты строительной отрасли должны свободно владеть английским языком при решении профессионально-ориентированных задач. Данные задачи решаются на занятиях по интегрированному изучению английского языка и специальных дисциплин. В современной литературе достаточно исследований про обучения с опорой на содержание (A. Hernandez, D. Madrid,

R. Dickey, C. Lee, C. Brenes, C. Urmeneta, S. Pessoa, Y. Bayyurt, S. Irujo,

S. Stryker, J. Crandall, Н. Колчанова, О.Б. Тарнопольский, Р.Ю. Мартынова и другие), но нет научных работ о применении отдельных принципов обучения с опорой на содержание не в рамках отдельного интегрированного курса, а в пределах английского языка профессионального направления, который излагается преподавателем-филологом, а не преподавателем инженерных дисциплин и в рамках формирования лингвистической компетенции именно студентов строительных специальностей. Анализ научных источников свидетельствует, что существует несколько принципов обучения с опорой на содержание или интегрированного обучения и примеров их применения в учебном процессе (A. Hernandez, D. Madrid, R. Dickey, C. Lee, C. Brenes, C. Urmeneta, S. Pessoa, Y. Bayyurt, S. Irujo, S. Stryker, J. Crandall, Н. Колчанова,

О.Б. Тарнопольский, Р.Ю. Мартынова и другие).

В данном исследовании внимание акцентируется на примерах несложных профессионально-ориентированных заданий для формирования лингвистической компетенции на основе принципов обучения английского языка с опорой на содержание. Примеры упражнений касаются особенностей чертежей, которые входят в строительный проект здания в США. Цель статьи — ознакомить с примерами профессионально-ориентированных заданий к теме «Разработка плана этажа», которые основаны на некоторых принципах обучения английскому языку с опорой на содержание и в пределах методики формирования лингвистической компетенции студентов строительных специальностей.

Все упражнения разработаны на основе такого принципа обучения с опорой на содержание, как аутентичность учебного материала, поскольку материалы для их лексического наполнения взяты из реальных строительных проектов одной из ведущих строительных фирм США — “Brown and Caldwell”. Вслед за такими учеными, как С. Бренес, С. Страйкер, А. Хернандез, мы выделяем именно аутентичный язык при выполнении реалистичных задач [3; 5; 7], поскольку именно он используется в профессиональной среде в рамках международного сотрудничества или работы с иностранными специалистами строительной отрасли.

Согласно проведенному нами опросу в Национальном университете водного хозяйства и природопользования (30 студентов II курса направления подготовки «Строительство») обнаружена заинтересованность у 90 % процентов респондентов упражнениями, которые связаны с чертежами зданий проекта. Мы поинтересовались, как часто они обращаются к чертежам зданий и насколько важны умения интерпретировать и анализировать изображения. Данный опрос подтверждает соблюдение такого одного важного принципа обучения английскому языку с опорой на содержание, как актуальность проблемы, который определен Р.Ю. Мартыновой [1] В нашем случае он заключается в практической значимости планов этажа для студентов именно строительных специальностей как будущих инженеров-проектировщиков.

Стоит отметить применение принципа альтернативности в принятии решений, который включает, по Р.Ю. Мартыновой [1], развитие возможности нестандартного решения проблем путем самостоятельного выбора одного из прогнозируемых решений или генерирования новых идей, способствующих развитию оригинальности и гибкости мышления. Он иллюстрируется в следующем упражнении на формирование лексической и грамматической компетенции.

1. Условно-коммуникативное, рецептивно репродуктивное, определения несоответствующих инженерно-конструктивных решений в соответствии с изображением.

Цель: сформировать способность усваивать значение лексических единиц и логико-композиционной структуры конструктивных решений в соответствии с изображением.

Инструкция:

Read the sentences below for the drawing 1 of the floor plan. Correct them to make other constructional concepts possible in accordance with the drawing.

Constructive concepts 1

Change the location of rooms. Add additional rooms. Change two leaves opening doors into one leaves opening doors. Change internal walls in gypsum walls and floor tile in parquet.

Constructive concepts 2

Make a separate bathroom. Add one more balcony. Change exterior wooden walls in a wall veneered with natural material — stone and artificial brick or siding with insulating material and gypsum. For this purpose change this drawing into the plan of the framed type. Change gypsum walls into wooden or brick ones.

Рисунок 1. План этажа

Вслед за Д. Мадрид [6] мы отмечаем принцип проблемности в выполнении заданий. По нашему мнению, он интенсивно стимулирует ментальную деятельность. Проблемность в выполнении следующего задания заключается в двойной сложности: определить орфографические ошибки в лексических единицах в вербальном плане и ошибки в структуре и оформлении плана этажа как паралингвистического средства. По нашему мнению, при условии эффективного выполнения с помощью данного упражнения может осуществляться интенсивно когнитивная нагрузка на студентов, которая заключается в интенсивности содержания и языка в пределах обучения с опорой на содержание, с точки зрения Р. Дики [4].

Представлено упражнение на формирование лексической компетенции, которое основывается на принципе проблемности.

1. Некоммуникативное, рецептивно-репродуктивное, локализация ошибок в частях плана этажа.

Цель: сформировать способность локализовать ошибки в соответствии с конкретным планом этажа

Инструкция: Find mistakes in the first floor plan on the drawing 2.

Рисунок 2. План этажа

Таким образом, упражнения на формирование таких компонентов англоязычной лингвистической компетенции, как лексическая, грамматическая, для будущих инженеров-проектировщиков по теме «Разработка плана этажа» базируются на таких принципах обучения с опорой на содержание, как принцип аутентичности учебного материала, принцип альтернативности в принятии решений, принцип проблемности. Выполнение упражнений на основе вышеуказанных принципов может способствовать оптимизации учебного процесса на занятиях по английскому языку профессионального направления. В дальнейшем планируется осуществить экспериментальную проверку целесообразности и эффективности работы с циклами упражнений для формирования англоязычной лингвистической компетенции студентов строительных специальностей в тематических разделах «Разработка плана этажа», «Разработка чертежа-планировки», «Разработка фасада».

Список литературы:

1. Мартинова Р.Ю. Системно-комушкативний спошб навчання шоземних мов / Укрпатент. — № 48831, 2002.

2. Bayyurt Y. Content-based instruction / Y. Bayyurt // Approaches and principles

in English as a foreign language. -- Ankara: Egiten Kitap. —2014. —

P. 201—223.

3. Brenes C. Using content-based instruction to create a sample lesson for the English course oral communication at the university of Costa Rica / C. Brenes // Revista Electronica publicada por el Instituto de Investigacion en Educacion Universidad de Costa Rica. — Vol. 10, N. 2. — P. 1—35.

4. Dickey R. Content based language learning: pitfalls and strengths // Pusan Gyeongnam KOTESOL International Conference (Pusan, April 24, 2004). — Korea, 2004. — P. 20-25.

5. Hernandez A. Teaching English throughout content-based instruction

/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: recursosbiblioteca.utp.edu.co (дата обращения: 02.02.15).

Madrid D. Content-based Second Language Teaching / D. Madrid// Present and Future Trends in TEFL. — 2001. — P. 101 — 134.

6. Stryker S. Content-based instruction in foreign language education. — Washington: Georgetown university press. — 1997. — 330 p.

7. Susanne I. How to plan content-based teaching units for / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: files.eric.ed.gov/fulltext/ED320452.pdf (дата обращения: 01.02.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.