ПЕРСОНАЛИИ
УДК 7.03
А. Г. Кичигина
Омский государственный технический университет Омск, Россия
ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗНО-ЗНАКОВОГО ЯЗЫКА НЕОАРХАИКИ
В ТВОРЧЕСТВЕ
H.A. СПЕСИВЦЕВОИ
В статье исследуются аспекты творчества сибирской художницы Натальи Спесивце-вой. рассматривается связь творческих тем и архаических образов в контексте искусства неоархаики. Исследуется символика неоархаики, роль мифологической составляющей в художественном произведении.
Ключевые слова: Н. Спесивцева; искусство Сибири; неоархаика; образ; архетип.
Рис. 1.
H.A. Спесивцева. Хозяин реки. Фрагмент.2012. Бумага, цветная тушь у перо. 60x60
Собственность автора
Феномен неоархаики, ярко проявившийся в 2000-х, продолжает напоминать о себе в различных сферах жизни и культуре в частности. Процесс диффузии неоархаики коснулся сфер музыки, театрального, танцевального искусств. Все больше рождается музыкальных коллективов, занимающихся не просто неофолком, а погружающихся в этноархаические образы и уводящих за собой своих слушателей/зрителей в миф1.
Нужно ли говорить, что и в изобразительном искусстве проявления неоархаики так же активно живут и продолжают развиваться. Произведения неоархаики являются овеществленными образами, имеющими в качестве основы универсальные и этнические архетипы.
Искусство сибирской неоархаики основывается на архетипах этномифологиче-
ского генезиса сибирского региона, на мифологических представлениях коренных этнических групп Сибири. В ряде работ встречаются образы небесного всадника (Мир-Суснэ-Хум), «хозяина тайги» медведя, «небесного лося» и т.п. Некоторая доля образной основы неоархаики принадлежит универсальной символике, такой как символика цвета, солярная символика, универсальные символы огня, неба и др. В качестве сюжетной канвы произведений неоархаики часто выступают мифы, предания, мифологические представления народов Сибирского региона. Миф как символическая структура, в которой генерируются архетипы, в данном направлении изобразительного искусства берет на себя функции структурного костяка.
Сибирская художница Наталья Александровна Спесивцева (г. Новокузнецк) в
своем творчестве оперирует первоначальными понятиями, известными во все времена: солнечный свет - добро, холод ночи - тайна, страх, ожидание. Она создает не схемы, а археообъекты, реальность, будто бы проступающую сквозь своеобразный орнамент. Работы в этом случае производят впечатление стихийно возникших образов. Их невозможно четко объяснить, но можно попытаться понять. Графические листы вызывают ассоциации с природными, естественными образованиями, нередко создавая ощущение нерукотворности или же безыскусности древнейших артефактов. Такие произведения, не являясь повторением архаических образов, тем не менее архаичны по своей структуре и воссоздают этномифо-логическую символическую систему региона. Примером тому являются листы серии, посвященной родному краю художницы, а именно: «Хозяин горы», «Хозяин тайги», «Хозяин реки», «Горный дух» (рис. 1-4). Изображение духов природы заключено в форму шаманского бубна; вибрирующие ритмы орнаментов, охватывающие «хозяев» этого мира, заставляют услышать рокот бубна, буквально ощутить биение жизни природы.
Работам H.A. Спесивцевой в принципе свойственно очень эмоциональное воздействие: современные, коррелирующие с актуальными формами по исполнению, но глубоко народные по содержанию, хранящие тепло архаичного мира ритмы дают новую жизнь архетипическим образам русских сказок, тюркских эпосов, выстраивая вокруг них особые - живые и трепещущие, полные звуков и цвета - миры, в которых линии и пятна, переплетаясь между собой, рождают новые образы, новые мифы (рис. 5). Живые существа, сотканные из орнамента, сами образуют орнамент, формируют ткань бытия, отображая синкретизм первобытного мифа и архаического мировосприятия (рис. 6, 7). Древний прием изображения в изображении позволяет художнице достигать специфических визуальных эффектов (тональная проработка графических работ достигается за счет уплотнения, учащения орнаменталь-
Рис. 2.
Н. А. Спесивцева. Хозяин тайги. 2012. Бумага, цветная тушь, перо. 60x60
Собственность автора
Рис. 3.
Н.А. Спесивцева. Горный дух. Часть диптиха. 2014. Бумага, цветная тушь, перо. 60x60
Частная коллекция
Рис. 4.
Н. А. Спесивцева. Хозяин горы. Часть диптиха. 2014. Бумага, цветная тушь, перо. 60x60
Частная коллекция
ного строя, а орнаментальные наслоения имитируют любую субстанцию - от фактуры камня до движения ветра). Древнее наследие Сибири показывается H.A. Спесивцевой сопричастным всему мирозданию, транслируется как элементарная его частица.
Древние мифы, вплетаясь в канву орнамента, обретают новые образы и тем самым новую жизнь. Так, например, в графических листах «Белый круг» и «Кружево белой тайги» (рис. 8) в качестве центральных персонажей выступают «солнечные олени» из алтайской мифологии. Являясь почти точной композиционной копией, работы выполнены в противоположных друг другу колори-тах, подчеркивающих тепло и светоносность жизни и холод и темноту смерти. Такой прием в своих парных работах художница применяет не одиножды: в листах «Над городом праздник» (2015) и «Закружили птицы. Ночь над городом» (2019) композиция и колорит выстроены так, чтобы подчеркнуть единство и противостояние дня и ночи.
Не транслируя напрямую в своем творчестве артефакты первобытных времен, H.A. Спесивцева тем не менее насыщает работы элементами древней символики - деталями архаического орнамента, фрагментами древних писаниц, объектами древней культуры. Используя конкретные древние изображения, художница выходит на уровень универсальных понятий мифологического сознания - архетипов, символов, знаков. «Формальные характеристики архетипи-ческого включают в себя символы-знаки орнаментального ряда, анималистические образы-символы, организующие пространство функционального предмета из жизни кочевника (пояс и поясной набор всадника, оружие и орудия труда, костюм, другие бытовые предметы, жилище). Форма и декор предметов демонстрируют основу идеологии номада - идею движения всего сущего в природе. Человек растворяется в ритуале-символе, он сам становится носителем символа-традиции. Его костюм, его вещи, его действия приобретают свойства символа. Таким образом, символ становится изо-
бражением мира» [1, с. 26]. В свою очередь, в творчестве H.A. Спесивцевой архаический (мифологический) символ, знак становятся одной из форм художественного образа. Можно сказать, что в произведениях художницы символы выступают как воплощение пространственно-временного проявления под названием «Сибирь».
Любой символ, взятый из этномифоло-гического наследия или сгенерированный творцом в результате осмысления историко-культурных источников сибирского региона, является воплощением если не всей Сибири, то ее части. Если нельзя познать целое, не зная части, а понять часть, не видя целого, то любой элемент символики из обширного культурного наследия Сибири является воплощением Сибири, «духа места», а сама Сибирь, ее суть, проявляется в любом элементе сибирской региональной культуры. Художники-неоархаики, в том числе и Наталья Спесивцева, стремятся обозначить эти понятия, следовательно, появляется необходимость найти символы, знаки, позволяющие доступно передать семантический ряд произведения. В связи с этим возникает стремление к архаическим знакам. Знако-вость произведений неоархаики предстает как поиск смысла и тайны бытия.
Использование уникальных культурных кодов, обращение к искусству доисторических эпох как к источнику образов, символов и архетипов, наложенные на индивидуальную манеру, авторский почерк, творческий потенциал художника дают неисчерпаемость вариаций и тем. В своих графических работах Наталья Спесивцева воссоздает основные принципы пластического языка первобытного искусства: плоскостную манеру изображения, насыщенность символическими образами. Через цвет и сочетания фактур, знаков, репродуцированных с артефактов, передается ощущение таинства, безграничности бытия. Такой подход особенно ярко проявляется в работах художницы «Хозяин реки», «Звездный шелкопряд» (рис. 1, 10). Как особенность выразительного языка H.A. Спесивцевой
выделяется специфика формальных приемов неоархаики: применение схемы горизонтально-вертикальной композиции, параллельной перспективы, экспрессия цвета и линии, текстурность фона. Текстурность, или заполненность, фона является своеобразным отголоском принципов изобразительного языка первобытного искусства.
Универсальные элементы архаики - архетипы, знаковые коды первобытного мифологического сознания, в которых проявляется приоритет природно-стихийного, чувство Космоса, - активно используются H.A. Спе-сивцевой: создаются своеобразные ребусы, подобные загадкам сибирских петроглифов, но наполненные уже современной, более актуальной для нас семантикой. Неоархаическим образом могут выступать как архаические символы и образы палеолитического искусства, так и образы, порожденные рефлексией художницы, созданные ее воображением, воплощающие ее мировосприятие. В качестве приема формирования неоархаического образа можно выделить следующее: цитирование архаических символов и образов, конструирование образа из архаических символов и фантазийных элементов (создание новых символов на основе архаических), превращение обыденных вещей в символ (сакрализация, придание характеристики «чудесного»). Именно к сакрализации обыденности прибегла H.A. Спесивцева, создавая свой графический диптих. Знаки и образы в верхней части «Ночные полеты озерных рыб» и нижней части «Утро в То-польниках» выстраиваются в декоративной, тщательно продуманной плоскостной композиции, представляющей собой поле единого пространства-времени. Не существует первого и второго планов, прошлое и настоящее соприкасаются в единой плоскости работ.
Художественно-образный строй многих произведений H.A. Спесивцевой объединяет свойства, присущие современной монументальной композиции, и композиционные приемы доисторических артефактов. Часто используется фрагментарная компо-
зиция, невыделенность категорий «верх-низ», за счет которых произведение приобретает статус самодостаточности, - это позволяет рассматривать работу как воплощение макрокосмоса, мира, вращающегося вокруг собственной оси.
лРис. 5.
H.A. Спесивцева. Облака по травам нектар собирают. 2010. Бумага, цветная тушь, перо. 44x84
Собственность автора
лРис. 7.
H.A. Спесивцева. Серебряный мотив. 1997. Бумага, цветная тушь, перо. 55x45 ГАУК
«Музей ИЗО Кузбасса»
Рис. б.
H.A. Спесивцева. Петухи. Схватка. 2019. Бумага, цветная тушь, перо. 60x60
Собственность автора
Рис. 8.
H.A. Спесивцева. Белый круг. 2001. Бумага, цветная тушь, перо. 60x83
Собственность автора
В некоторых работах художницы проявляются определенные понятия, эмоции, связанные с осознанием самобытности сибирской культуры, единства человека и культуры его региона. В них собственно архаика остается за кадром, но, тем не менее, ощущается изначально природная сила родной земли, противопоставленная «структурному духу» урбанизированного мира.
Из приведенного выше становится ясно: знак как основа неоархаического образа является так же основой произведений H.A. Спесивцевой. Выполненные в максимально отдаленной от архаики графической техни-
ке - цветной тушью и пером, они могут вылиться в гимн «Первоначалу», как в работе «Сибирский цветень» - олицетворение древа жизни, или могут стать воплощением ритма пульсации энергии современного мира сквозь остов времени, как в работе «Над городом праздник». Могут проявить знаки древнего мира через кристаллический скелет бытия, как в графической фантазии «Голубые грезы озерной лошади», или выявить пульсацию нервных сплетений планеты в лабиринте линий, пятен, знаков, как в работе «Солнечное дерево».
В творчестве Натальи Спесивцевой, как и в других произведениях неоархаики, отсутствует прямая трансляция конкретной информации; ассоциативно-метафорическое пространство произведений художницы многослойно и многозначно и с трудом поддается дешифровке. Тематика этого направления обусловливает символическую форму изображения, т.к. архетипы и мысли суть не изобразительные субстанции, их невозможно показать напрямую, и приходится обозначать обобщенно, схематично, с предельной степенью условности. Эту особенность может объяснить высказывание Г.С. Райшева: «...в безусловной, натуралистической форме воплотить ... замысел невозможно. Никогда ты не достигнешь той удивительной простоты и того необыкновенного симфонического звучания. Будет просто подражание натуре, когда ты не сможешь вставить свободных ритмов, свободных цветов, то есть не будешь жить и наслаждаться. Ты будешь художником, который никогда ничего не сможет изобразить, потому что он не Бог» [2, с. 25]. Восприятие происходит на подсознательном уровне, а, как известно, подсознание не терпит конкретных формулировок, предпочитая глобально-расплывчатые логемы.
Образы и формы в работах художницы предельно обобщены. Каждый образ выражает не столько конкретный объект, сколько его первообраз, матрицу, как, например, в работах «Солнечное дерево» или «Листья с ароматом осенних рек». Конечно же, чистота стиля иногда нарушается влиянием европей-
ской изобразительности, но неоархаическая основа творчества Н.А Спесивцевой - ярко выраженная плоскостность, лаконичность и графичность, а также подчинение изображения технике и выбранному материалу - всегда остается.
Среди проявлений современной специфики, присутствующих в творчестве художницы, можно перечислить следующие аспекты:
1. Экспрессия, цветосветовая насыщенность работ. Современное искусство, наследуя изобразительные принципы предыдущих периодов, тяготеет к экспрессивности образов, что зачастую выражается в энергичности линий, насыщенности цветового решения, ярко выраженной фактуре не только живописных, но и графических произведений. «Архаика - самодостаточна, самоуглубленна и неагрессивна. Обычная обожженная глина, пройдя сквозь века, приобрела изысканные монохромные нюансы, случайные утраты придали сосудам неожиданный пластический ритм, еле видимый орнамент - как тайные письмена <...> Современность же в отличие от прошлого выплескивает на зрителя свои эмоции открытым интенсивным цветом холстов (красный, желтый, синий, фиолетовый), осязаемым натурализмом объема линий - полос, выхваченностью отдельных знаков-контуров, демонстративно загадочных и не расшифровываемых» [3, с. 130].
2. Современные материалы, техника и технологии. Даже художники, имитирующие стилистику архаических произведений искусства, пользуются в большинстве случаев современным инструментарием, современными материалами и технологиями. Постмодернистские изобразительные приемы, техника, материалы способствуют инкорпорированию этноархаического материала сибирского региона в современный процесс формирования региональной культуры Сибири.
Творчество, будучи формой поиска нового смысла и нового понимания, всегда имело дело с сакральными явлениями. Любой результат серьезных творческих поисков реша-
ет проблемы философской и этической направленности. Художественное творчество способно создавать смыслы через средства выразительности: ритмы, контрасты, тембр, движение, цвет, линии, свет и т.д.
Добро и зло, прошлое, настоящее и будущее, время и пространство в работах H.A. Спесивцевой, как и в огромном наследии древних культур Сибири, становятся единым целым, неразделимыми парами бинарных оппозиций, подтверждая и иллюстрируя один из основных законов диалектики об единстве и борьбе противоположностей.
Примечания
1. Например, распространенная в Норвегии тенденция существования коллективов и отдельных авторов, исполняющих не просто фольклорные композиции, но транслирующих традиции, обычаи, образы, архетипы культуры викингов, с друидическими, шаманскими нотками: Zergananda Z, Eivor Palsdöttir, Garmarna, Wardruna, Heilung и многие другие. Выступления последних - осознанно выстроенная творческая практика, погружающая зрителей в эпоху богов и битв, где каждая песня звучит как призыв древнего шамана к богам, как композиция, далекая от современности как в эмоциональном, так и в музыкальном плане. Если говорить о российских представителях этого направления в музыке, то это Ольга Арефьева, Инна Желанная, Анна Пингина, композиции которых переросли термин «неофолк», став чем-то более глубоким и синкретичным, уводящим в эпоху архаики совокупностью мелодики, текстов, образных воплощений и перфомансов на сцене и в клипах.
Рис. 9.
Н.А. Спесивцева. Кружево белой тайги. 2017. Бумага, цветная тушь, перо. 60x84
Собственность автора
Рис. 10.
Н.А. Спесивцева. Звездный шелкопряд. 2007. Бумага, цветная тушь, перо. 45x60
Собственность автора
Литература
1. Комарова, Н.П. Границы архетипическо-го в творчестве современного скульптора Даши Намдакова // Пятые Омские искусствоведческие чтения «Современное искусство Сибири как со-бытие» : материалы республиканской научной конференции ; 19-20 апреля 2005 года / отв. ред. В.Ф. Чирков. - Омск : Наука, 2005. - С. 26-28.
2. Геннадий Райшев: диалог со зрителем. Беседы в мастерской художника. Часть I. Экспозиция «Страна Югория» / Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа ; Научно-исследовательский институт обско-угор-ских народов ; мастерская художника Г.С. Райшева ; автор-составитель Л.Г. Лазарева. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2001. - 98 с.
3. Гурьянова, Г.Г. Размышления по поводу выставки Е. Дорохова «Художник в знаковом поле архаики» // Третьи Омские искусствоведческие чтения : сборник материалов. - Омск, 1999. - С. 130.
Об авторе
Кичигина Анастасия Георгиевна - кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн» Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета, член Союза художников России.
E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF THE NEOARCHAIC'S
IMAGINATIVE LANGUAGE IN THE WORKS OF N. A. SPESIVTSEVA
Kichigina Anastasia Georgievna
Candidate of philosophy, associate professor at the Department of Design of the Omsk State Technical University, Member of the Union of artists of Russia.
Abstract: The article explores aspects of the oeuvre of Natalya Spesivtseva and examines the relationship between the creative themes of the Siberian artist and archaic images in the context of neo-archaic art. The author explores the symbolism of neo-archaism and the role of the mythological component in a work of art.
Keywords: N. Spesivtseva; Siberian art; neoarchic; archetype; form.