Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ'

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализация / индивидуальная образовательная программа / индивидуальный образовательный маршрут / индивидуальная образовательная траектория.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнитдинова М.А.

эффективность системы непрерывного профессионального развития педагогических работников неразрывно зависит от того, в какой степени удовлетворяются их профессиональные трудности и потребности и учитываются их индивидуальные особенности. С этой целью предпринимаются серьезные усилия по внедрению в систему технологий, направленных на обеспечение адресности и непрерывности непрерывного профессионального развития педагогов. В данной статье освещается индивидуализация процесса непрерывного профессионального развития, его сущность, уровни, структура и этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ»

Зайнитдинова М.А., кандидат педагогических наук

доцент

Заведующий кафедрой педагогики, психологии и образовательных технологий Национальный центр обучения педагогов новым методикам

Ташкентской области

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. эффективность системы непрерывного профессионального развития педагогических работников неразрывно зависит от того, в какой степени удовлетворяются их профессиональные трудности и потребности и учитываются их индивидуальные особенности. С этой целью предпринимаются серьезные усилия по внедрению в систему технологий, направленных на обеспечение адресности и непрерывности непрерывного профессионального развития педагогов.

В данной статье освещается индивидуализация процесса непрерывного профессионального развития, его сущность, уровни, структура и этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории педагога.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.

Zaynitdinova M.A., candidate of pedagogical sciences

associate professor

Head of the department of pedagogy, psychology and educational

technologies

Tashkent region national center for training pedagogues in new

methods

PRINCIPLES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

OF TEACHERS

Abstract. The effectiveness of the system of continuous professional development of teaching staff depends on the extent to which their professional difficulties and needs are satisfied and their individual characteristics are taken into account. For this purpose, serious efforts are being made to introduce technologies aimed at ensuring the addressability and continuity of continuous professional development of pedagogues into the system.

This article describes the process of individualization of continuous professional development, its essence, levels, the structure and design stages of the individual educational trajectory of a pedagogue.

Key words: individualization, individual education program, individual education route, individual education trajectory.

Анализ практической деятельности учреждений высшего образования, учебных планов и программ, а также многолетние наблюдения показывают, что основной упор на курсах делается на повышение общей подготовки и профессиональной компетентности педагогических кадров, что используются одни и те же методы и методы. используемые для всех, и их профессиональные характеристики показали, что индивидуализм, уровень квалификации и потребности не учитываются должным образом. С этой точки зрения перед системой непрерывного профессионального развития педагогов стоят важные задачи, которые необходимо решить безотлагательно. Одна из них - превратить педагога из пассивного объекта в активного, самостоятельного, стремящегося, конкурентоспособного субъекта, то есть субъекта, который понимает цели и задачи своей работы, знает, как и в какой степени ему следует обладать профессиональными навыками, возможности и способности. В этом случае эффективное решение проблемы может быть достигнуто за счет индивидуализации процесса, что позволяет педагогам максимально активно использовать свой внутренний потенциал, понять свои профессиональные потребности и скорректировать их.

Согласно Педагогической энциклопедии, под индивидуализацией понимают систему управления своей учебной деятельностью, учитывающую индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося. Индивидуализированное образование обеспечивается посредством образовательных, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, выбранных на основе индивидуального подхода к организации образовательного процесса. Также в процессе обучения подбираются метод и темп обучения с учетом индивидуальных различий обучающихся, уровня развития их способностей к учебе.

Исследования Е.Бондаревского, С.Вершловского, В.Загвязского, Д.Зембиского, А.Петровского, В.Канкалика, М.Поташника выявили необходимость и перспективность перехода от общественных к индивидуальным методам формирования и развития педагогического образования. профессионализм. Анализы и исследования являются основой решения этих задач и показывают, что педагог определяется своей позицией, способностью приобретать новое педагогическое мышление, необходимостью выбора и разработки специальных педагогических программ, технологий.

По мнению И.М. Осмоловской, индивидуализация является важной формой образовательной дифференциации, при которой учебный процесс строится с учетом особенностей не только группы, но и каждого обучающегося. И. Е. Унт понимает под индивидуализацией учет индивидуальных особенностей учащихся независимо от того, какие формы и методы обучения используются. Ведь «индивидуальность - это ценность человека и его творчества».

Исходя из изложенных представлений, индивидуализация процесса непрерывного профессионального развития означает развитие внутреннего потенциала педагогов с учетом их особенностей, потребностей, мотивов и направленность на совершенствование их личностных и профессиональных качеств, исходя из поставленных целей и задач. для себя мы понимаем дифференцированный процесс, создающий условия для построения траектории lim.

Индивидуализация процесса непрерывного профессионального развития может быть реализована по следующим направлениям:

^ по содержанию обучающимся предоставляется возможность участвовать в процессе создания учебных планов и программ курсов непрерывного повышения квалификации и вносить изменения в определенное образовательное направление;

^ создание условий для углубленного изучения обучающимися своего предмета в соответствии с их потребностями и интересами с учетом их способностей, способностей, темпа обучения, педагогического опыта;

^ по времени и продолжительности определенный объем обучения определяется содержанием процесса непрерывного профессионального развития с учетом индивидуально-психологических особенностей и уровня подготовки слушателей.

В научной литературе более позднего периода для описания индивидуализации профессионального развития педагогов и процесса непрерывного профессионального развития используются различные термины. С точки зрения нашего исследования их анализ имеет особое значение.

Индивидуальная программа обучения - это первоначальная программа обучения или иной деятельности, направленная на личностное и профессиональное развитие, разработанная самостоятельно с учетом личных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и требований обучающегося. Это также интерпретируется как понимание (воображение) учащегося о будущей деятельности, целях, содержании, результатах, времени, месте, инструментах и взаимодействии с педагогами и другими субъектами обучения.

Разнообразия форм курсов непрерывного повышения квалификации будет недостаточно для полного обеспечения его эффективности, М. Джуманиязова в своем исследовании приходит к выводу, что содержание

курса важно и оно должно строиться на основе индивидуальных программ повышения квалификации. Однако индивидуальную программу повышения квалификации он рассматривает главным образом как инструмент, направленный на ознакомление учителя с современными знаниями в области науки, инновациями в области педагогической психологии между курсами. На наш взгляд, этот процесс должен включать в себя стратегию профессионального развития педагога с учетом его должности, задачи, обязанностей, курсов повышения квалификации, участия в различных методических мероприятиях, а также всех его профессиональных действий, направленных на самосовершенствование.

По мнению таких исследователей, как С. В. Воробьева, Н. А. Лабунская, А. П. Тряпицина, индивидуальное обучение - это дифференцированная образовательная программа, рассчитанная на определенную цель, дающая учащимся возможность выбора, определения своей позиции, обеспечивающая разработку и реализацию образовательной программы через педагогическая поддержка учителей в ее реализации. Индивидуальное направление обучения - это путь, который студент заранее определил на основе разработанной индивидуальной программы обучения, в которой четко указаны критерии обучения и времени, этапы обучения, педагогический подход преподавателя, осуществляется через поддержку.

В исследованиях индивидуальная образовательная траектория - это «...определенная согласованность (последовательность) элементов учебной деятельности при реализации индивидуальной образовательной цели, соответствующая способностям, потенциалу, мотивации и интересам каждого обучающегося» «...отбор соответствующих возрасту или неподходящих видов деятельности и их самостоятельное осуществление, требующие сознательного понимания и применения социального и культурного опыта». результаты и процесс развития опыта и личностных качеств обучающегося на основе вариативного обучения». Стиль учебной деятельности каждого студента зависит от его мотивации, изучения и реализации во взаимодействии с педагогом.

А. В. Хуторской трактует индивидуальную образовательную траекторию как уникальный способ реализации личностного потенциала каждого обучающегося в процессе обучения и «...его образования: содержание, цель, задачи», подчеркивает, что необходимо иметь возможность выбора. основные компоненты, такие как темп, форма обучения, методы, оценка результатов, система контроля по взаимному согласованию с педагогом.

Представляется, что существует единодушие в трактовке этих понятий исследователями, и в ряде случаев они являются синонимами, а в ряде случаев проявляются как категории, отличающиеся друг от друга определёнными характеристиками. В ходе нашего исследования анализ

содержания научно-методической литературы о природе этих понятий и подходов к ним позволил прийти к следующим выводам.

Индивидуальная образовательная программа - это программа, самостоятельно создаваемая по результатам диагностики профессиональных потребностей, трудностей, интересов и мотивации педагога, ориентированная на личностное и профессиональное развитие, позволяющая оптимизировать виды и формы непрерывного профессионального развития. и обеспечивает независимое образование.

Индивидуальное направление обучения - последовательность освоения индивидуальной образовательной программы педагога в зависимости от временных критериев и этапов осуществляется под контролем консультанта, что определяет гибкость образовательного процесса к существующим условиям.

Индивидуальная образовательная траектория - это конкретный путь действий, основанный на сознании и опыте педагога, определяемый педагогом для реализации своего личностного потенциала, профессионального совершенствования, понимания своей позиции и самовыражения в образовательном процессе.

Итак, в профессиональном становлении педагога выделяются три взаимотребующих уровня проектирования его учебной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория предполагает наличие индивидуальной образовательной программы и направленности (задание содержания, планирование, анализ) и разработанных методов ее реализации, то есть технологии организации образовательного процесса.

Индивидуальная траектория образования расширяет границы и возможности среды непрерывного профессионального развития, усиливает мотивацию педагогов, создает условия для выбора и реализации удобных и эффективных средств непрерывного развития профессиональной компетентности. Он также служит учету индивидуальных особенностей, интересов, профессиональных трудностей, потребностей, личных мотивов, опыта, уровня квалификации и социальных возможностей педагогов.

Создание индивидуальной образовательной траектории педагога требует от него владения такими навыками, как понимание объема профессиональных потребностей, умение оценивать, проектировать и предугадывать точки развития. Результаты анкетирования студентов, проведенного в ходе исследования, показали, что педагоги положительно относятся к созданию и реализации индивидуальной образовательной траектории и имеют в этом потребность. Хотя на вопрос «Считаете ли вы эффективное профессиональное развитие путем создания индивидуальной траектории обучения?» большинство участников ответили положительно, более 69% из них заявили, что не могут самостоятельно формировать индивидуальные траектории обучения. Это подтверждает, что у педагогов недостаточно информации о формах, методах и инструментах

непрерывного профессионального развития, и необходимо организовать научно-методический мониторинг процесса формирования индивидуальной образовательной траектории. При этом большое значение в этом процессе имеет тесное взаимодействие преподавателей, методистов, специалистов соответствующей квалификации и педагогов образовательных учреждений повышения квалификации.

При проектировании индивидуальной образовательной траектории педагог и консультант должны работать вместе и учитывать следующее:

^ общая профессиональная подготовка, опыт работы, профессиональные трудности и потребности педагога;

^ состояние профессиональной и общественной активности; > психологические особенности (темперамент, характер, эмоциональность и др.), коммуникативные характеристики;

^ формирование и устойчивость профессиональных, социальных, познавательных мотивов;

^ способен принимать оптимальные решения, выбирать наиболее удобные и эффективные для него формы и методы

^ рефлексия, содержание деятельности, понимание потребностей и

т.д.

Тот факт, что алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории педагога состоит из этапов диагностики, уточнения цели, формирования содержания, задания направления, реализации, анализа и рефлексивной оценки, означает последовательность, непрерывность и завершенность ее логической цепочки.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития требует от педагога активного стремления к совершенствованию своей компетентности, быстрой рефлексивной адаптации, проявления и доказательства своей профессиональной и личностной индивидуальности на основе научно-методического наблюдения, ценностного мировоззрения, повышения своей веры, прогресса или создает условия для демонстрации и популяризации опыта и развития своего уникального профессионализма.

Использованные источники:

1. Вдовина С.А. Конгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной программы // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ruPDF40PVN613.pdf (дата обращения: 19.09.2016).

2. Джуманёзова М.Т. Педагогические основы подготовки студентов к инновационной деятельности в процессе квалификации (на примере студентов-педагогов): Пед. болельщик имя... дисс. - Ташкент, 2007. - 176 с.

3. Ибрагимов А.А. Индивидуальная образовательная траектория педагога: сущность и этапы реализации // Научный вестник Самаркандского государственного университета. - 2017. - № 6. - Б. 104-108.

4. Педагогика: энциклопедия. Том II / Составители: коллектив. - Т.: Государственное научное издательство «Национальная энциклопедия Узбекистана», 2015. - 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.