Научная статья на тему 'Принципы непрерывного профессионального образования'

Принципы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2294
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко В. А.

В статье освещаются принципы непрерывного профессионального образования, при этом профессиональное образование рассматривается с точки зрения системного подхода. Основной акцент делается на том, что функционирование непрерывного образования основывается на следующих принципах, определяющих его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

The article is dedicated system in condition of continuous professional education. Special attention is given to analysis of the next principles such as system, variability, forecast, universality, adaptability of programmable management.

Текст научной работы на тему «Принципы непрерывного профессионального образования»

УДК 37 ББК 64

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Анищенко В.А.

В статье освещаются принципы непрерывного профессионального образования, при этом профессиональное образование рассматривается с точки зрения системного подхода. Основной акцент делается на том, что функционирование непрерывного образования основывается на следующих принципах, определяющих его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Основные направления социально-экономических преобразований предъявляют определенные требования к системе образования и проявляются как тенденции его развития. Ведущие тенденции развития профессионального образования, отражая в себе общие тенденции развития образования -мировые, национальные, региональные, - включают и специфические, характерные для развития именно системы профессионального образования. К числу ведущих тенденций развития образования относятся его непрерывность, гуманизация и гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация и кооперация.

Профессиональное образование рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности [1]. Определение сущности непрерывного образования дано в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть» как такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Однако трактовка данного положения значительно сужена стремлением свести непрерывное образование к периодически возобновляемому обучения или к повышению квалификации через определенный промежуток времени. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях общего и основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знаний и умения. Ведущими свойствами профессионала в таких условиях становятся: развитое системное мышление; владение методологическими знаниями, позволяющими не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жиз-

ненная и профессиональная позиция; потребность в профессионально-личностном развитии и совершенствовании, готовность к этому [2].

Данная тенденция находит свое отражение в разработке концепции непрерывного профессионального образования, системы многоуровневой профессиональной подготовки посредством создания образовательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность содержания профессионального образования на всех его ступенях (начальное, среднее, высшее) и направленных на непрерывное развитие, социализацию и профессионализацию личности специалиста. Непрерывность профессионального образования и преемственность образовательных программ обеспечивается введением государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования.

Непрерывное образование способствует решению трех основных задач:

1) подготовка человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

2) совершенствованию, развитию человека, уже включенного в общественное производство, с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

3) разностороннему развитию личности, формированию ее мировоззрения, нравственных, эстетических, физических и других качеств, интересов, потребностей общей культуры.

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: базовое и дополнительное образования. В свою очередь базовое и дополнительное образования могут быть общим и профессиональным. Следовательно, можно говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном [3].

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

188

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на I ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе [4].

Система профессионального образования

должна учитывать структуру промышленного производства и сферы услуг региона, состояние малого и среднего бизнеса, стимулировать их развитие и, в конечном счете, быть основой устойчивого развития региона. Кроме того, система должна обеспечивать подготовку кадров для общественного производства региона, высокое качество профессионального образования, непрерывность

профессионального образования.

Спектр образовательных услуг, предоставляемых системой профессионального образования, должен удовлетворять значительную долю потребности населения региона, обеспечивая ему реальную доступность профессионального образования.

Функционирование непрерывного образования основывается на следующих принципах, определяющих его специфику: гуманизма; демократизма; мобильности; опережения; открытости; непрерывности.

Принцип (от латинского рппиршш - начало, основа) - основное исходное положение какой-либо

теории, учения, взгляда на вещи, убеждения человека [5].

В Педагогической энциклопедии сказано, что под словом «принцип» объективно подразумевается мысль, служащая основанием для сознательного выбора той или иной цели, тех или иных средств, того или иного образа действия. Из определения видно, что принцип рассматривался в качестве норматива для выбора способов практической деятельности.

Принцип, по мнению В.И.Загвязинского, - это «инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей; это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» [6]. Методологи отмечают: «принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них: не природа и человечество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». Принципы, как правило, определяются закономерностями. Поскольку каждая закономерность является результатом совокупного действия множества законов, она отражает многие связи и отношения. Акцентируя внимание на каких-либо отдельных аспектах, мы приходим к формулировке конкретных принципов. При этом, как отмечает В.Ф.Бессараб, система педагогических принципов представляет собой с одной стороны результат творческого анализа, а с другой, информационную систему для учета особенностей образования.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Он реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса. Этот принцип отвергает воспитание культа насилия, национальной и расовой исключительности, равнодушия к другим людям.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации; означает равенство всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. В основе этого принципа - демократизация всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношение

субъектов педагогического процесса, широкое развитие самоуправления.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Она ориентирует на использование разных методических систем и технологий, позволяющих «учиться меньше, но чаще», продуктивнее.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т. е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями. Для этого требуется создание дополнительных форм -факультетов, институтов, отделений, курсов по по-

вышению образования и квалификации, проведение семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организация телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных программ обеспечивается с помощью разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных про-

грамм. Это, в свою очередь, дает возможность человеку продвигаться в своем образовании, духовном развитии, повышать профессионализм индивидуальными темпами, включаться в те или иные звенья образовательной системы и выходить из них в случае необходимости.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества и, как результат - преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. Опережающее отражение в содержании образования должны получить проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь».

Предложенная система принципов непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования: [Текст] - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

2. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие: [Текст] - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с.

3. Купцов О.В. Непрерывное образование и его структура: [Текст] // Высшее образование в Европе. 1991. Т. 16. № 1. С. 32-34.

4. Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: [Текст] / Под ред. Х. Бендрочика. -СПб., 1997.

5. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) /Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1975. Т.20.

6. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. № 10. С. 66-72.

Поступила в редакцию 20.06.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.