УДК 378:811
Тюрина Светлана Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент Ивановский государственный энергетический университет
ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРАНТОВ
В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Рассматриваются основные принципы модульного обучения иностранному языку студентов магистратуры в неязыковом вузе. Описываются общедидактические и специфические принципы построения курса. Рассмотрены взаимосвязанные компоненты модульного курса иностранного языка. Подчеркивается эффективность внедрения модульного курса иностранного языка в современной высшей школе.
Ключевые слова: иноязычное образование магистрантов, модульное обучение.
В настоящее время большое значение придаётся иноязычной подготовке студентов магистратуры высшей технической школы. Знание иностранного языка рассматривается как одна из ключевых общекультурных компетенций выпускника магистратуры. Однако на практике иноязычная подготовка выпускника, осуществляемая в рамках традиционной системы обучения, оказывается недостаточной для решения педагогических задач в современных условиях. Следовательно, необходимо разрабатывать модель иноязычного образования магистрантов, которая могла бы удовлетворять социальному заказу общества и реальным потребностям будущего специалиста.
В дидактике выделяют различные модели обучения: объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, дистанционное, личнос-тно-ориентированное, блочное, модульное и др. [5, с. 349-372].
В работах отечественных педагогов представлено описание различных структурных моделей курсов по иностранному языку [2; 3; 6; 7; 8 и др.]. Выделяют линейную, матричную, концентрическую, сюжетную и модульную модели структурирования содержания. Как показывает анализ, каждый из методов структурирования содержания обучения имеет свои преимущества и недостатки. Применение различных структурных моделей учебных программ и курсов строится на основе конкретных дидактических целей и задач.
Широкое распространение в преподавании иностранных языков получила модульная структура. В основе этой технологии структурирования содержания обучения лежит идея смешанного программирования, совмещенная с идеей блочной подачи учебного материала. Принципиальными отличиями модульного обучения является то, что содержание обучения представлено в самостоятельных комплексах-модулях, являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению, а также соблюдение паритетных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе [6, с. 268].
В основе современных исследований теории и принципов модульного обучения лежат труды
П.А. Юцявичене, М.А. Чошанова, Е.С. Марковой, Е.Н. Солововой и др.
В основе разработки программы по иностранному языку для студентов магистратуры Ивановского государственного энергетического университета учитывались общедидактические и специфические принципы модульных курсов. Среди общедидактических можно выделить следующие.
Принцип модульности выражается через содержание и организационные формы обучения. Учебный материал является законченным блоком (unit); набор отдельных блоков составляет единое содержание обучения, соответствующего конечной цели совершенствования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции.
Принцип структуризации содержания обучения предполагает, что учебный материал в составе блока имеет определенную структуру, состоящую из элементов, перед каждым из которых ставится определенная цель: развитие навыков устной монологической речи, устной диалогической речи, навыков восприятия, навыков чтения или письменной речи и т.д. Тематические элементы блока являются взаимосвязанными, но независимыми друг от друга, поэтому могут быть изучены как самостоятельные.
Принцип гибкости обеспечивает свободу в выборе содержания блока с учетом индивидуальных потребностей. Учебный материал состоит из независимых друг от друга элементов, которые могут быть дополнены.
Принцип динамичности важен для построения преемственных учебных программ в двухуровневой системе бакалавр - магистр и позволяет моделировать курсы с учетом реального знания и потребностей аудитории.
Принцип нелинейности представления учебной информации соотносится с основными дидактическими свойствами и принципами использования информационных технологий в процессе моделирования курсов иностранного языка [8, с. 21].
Принцип метода деятельности предполагает, что обучающиеся усваивают методы деятельности на основе системы знаний. Однако знание важно не само по себе, а в контексте практической дея-
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Тюрина С.Ю., 2014
Принципы модульного иноязычного образования магистрантов в высшей технической школе
тельности. Поскольку содержание модулей по курсу иностранный язык для магистрантов носит межпредметный характер, представляется, что обучение должно основываться на проблемном подходе к усвоению знаний и возможности переноса знаний из одной сферы деятельности в другую.
Принцип осознанной перспективы позволяет обучающемуся осознать основные цели учебного процесса. В соответствии с данным принципом обучающийся осознаёт промежуточные и конечные цели процесса обучения.
Принцип методического консультирования затрагивает вопрос участия педагога в процессе обучения и взаимосвязан с принципом паритетности, в рамках которого рассматривается вопрос субъект-но-субъектного взаимодействия педагога и обучающегося. Это предполагает, что обучающийся должен быть максимально активен, а роль педагога сводится к консультативно- координирующей функции [10]. Данный принцип соотносится с пониманием усиления степени учебной автономии [6, с. 273].
Поскольку иностранный язык является и целью, и средством развития профессиональной коммуникативной компетенции, уместно, на наш взгляд, обозначить некоторые специфические принципы построения модульного курса иностранного языка. Среди них можно выделить следующие.
Принцип интеграции и дифференциации предполагает, что процессы интеграции и дифференциации являются взаимодополняющими. Суть принципа интеграции состоит в том, что при формировании представления о речевом умении, обобщается представление о процессе комплексного формирования коммуникативной компетенции, а процесс дифференциации определяется тем, что при формировании конкретного вида речевой деятельности используются специальные упражнения, лежащие в основе формирования каждого отдельного речевого умения [6, с. 278]. Данное положение представляется обоснованным, поскольку мы говорим о развитии иноязычной коммуникативной компетенции студентов во всех видах речевой деятельности.
Рассматривая процесс интеграции в общем, мы подразумеваем, прежде всего, интегративные формы обучения и межпредметную интеграцию.
Учет принципа межпредметной интеграции предполагает, что содержание курса иностранного языка соответствует предметной области различных сфер и ситуаций общения в профессиональной деятельности будущих выпускников.
Поскольку обучение иностранному языку происходит в ситуации аудиторного билингвизма, оправдано, на наш взгляд, принимать во внимание принцип учета родного языка. Данный принцип предполагает учитывать трудности изучаемого языка, которые вызваны расхождением в системах родного и изучаемого языков.
Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности предусматривает одновременное формирование четырёх видов деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо). В качестве объекта обучения выступает речевая деятельность в профессиональном дискурсе. Суть этого принципа в курсе иностранного языка состоит в том, что обучение речевой деятельности организовано на материале аутентичных текстов из профессиональной сферы деятельности будущих выпускников, при этом в курсе представлен материал для развития рецептивных и продуктивных навыков.
Отметим, что обозначенные общедидактические и специфические принципы курса модульного обучения иностранному языку взаимосвязаны и в целом обеспечивают достижение поставленных задач.
В практике разработки модульных программ выделяют различные типы модулей [4, с. 146]: целевые (содержат сведения о новых явлениях и фактах); информационные (материалы учебника, книги); операционные (практические упражнения и задания).
Курс иностранного языка для студентов магистратуры представляет собой организационно-методический структурный блок в рамках одной дисциплины. Представляется оправданным отнести данный курс к модулю смешанного типа - информационно-операционному, направленному на овладение знаниями и умениями в различных видах речевой и профессиональной деятельности.
В структуре курса по иностранному языку для магистрантов уместно выделить взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: целевой, содержательный, мотивационный, операционный, деятельностный, эмоциональный и оценочно-результативный. Их содержание и взаимодействие определяются требованиями к содержанию иноязычного образования студентов магистратуры, а также общими и специфическими принципами, лежащими в основе модульного обучения.
Организация процесса обучения связана с четким определением целей и осознанием обучающимися этих целей. Целевой компонент предполагает освоение отдельных модулей курса (units) для достижения конкретных задач: формирования и совершенствования навыков и умений в различных видах речевой деятельности. В итоге, положительные результаты решения конкретных задач обеспечивают реализацию конечной цели обучения иноязычному профессиональному дискурсу.
Мотивационный компонент курса заслуживает внимания, поскольку проблема мотивации рассматривается, прежде всего, как проблема общей направленности личности. Потребность в учении у всех различна: степень осознания потребности в учении зависит от жизненной позиции, интереса к социальной, научной и профессиональной сфе-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2
197
рам жизни. В процессе жизнедеятельности происходит изменение ведущих потребностей. Таким образом, необходимо формировать учебно-познавательную и профессиональную мотивацию у будущего выпускника за счет организации самостоятельной работы студентов, использования активных методов обучения, внедрения методов проектной и поисковой деятельности и использования аутентичных материалов.
Операционный компонент модульной программы представлен практическими заданиями и системой упражнений [1, с. 93].
Деятельностный компонент модульной программы курса предполагает, что освоение учебного материала осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности.
Эмоциональный компонент курса определяет характер иноязычного обучения студентов магистратуры. Эмоциональность обучения - это, прежде всего, такой характер обучения, при котором обучающиеся испытывают интерес и влечение к активной учебно-познавательной деятельности. Это достигается, во-первых, за счёт формирования потребностей и мотивов (взаимосвязь с мотивацион-ным компонентом), во-вторых, за счёт использования специальных педагогических технологий: смешанного и проблемного обучения и, в-третьих, на основе партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.
Оценочно-результативный компонент программы обеспечивается пакетами тестовых заданий, которые включают в себя «входные» тесты, тесты промежуточного, итогового контроля и тесты остаточных знаний. Использование технологии Языкового Портфолио, как показывает опыт, выполняет организационную, мотивационную, оценочную и контролирующую функции в процессе иноязычной подготовки магистрантов [9].
Следует учитывать, что задачи обучения могут с течением времени изменяться, а учебный материал периодически пересматриваться и обновляться. Поэтому в структуре модуля должны быть представлены инвариантная и вариативная части. Содержание вариативной части зависит от многих причин, прежде всего, обновление содержания связано с постоянным развитием науки в различных сферах деятельности; а также обусловлено направлением специализации будущих выпускников, уровнем их иноязычной подготовки, сферой их научных и познавательных интересов.
Структура курса, включающая инвариантную и вариативную составляющие, позволяет эффективно организовать учебный процесс и рассматривать каждый модуль (unit) с позиций выбора специфики учебного заведения, группы студентов или отдельной личности. Это может проявляться в том, что модули (units) могут изучаться в любой последовательности, в любом объеме, в аудиторных условиях или же самостоятельно.
Таким образом, применение теории модульного обучения в процессе обучения иностранному языку студентов магистратуры позволяет более эффективно организовать учебный процесс в условиях высокого спроса общества на высококвалифицированных специалистов.
Библиографический список
1. Бухбиндер В.А. О системе упражнений // Общая методика обучения иностранным языкам / сост. А.А. Леонтьев. - М., 1991. - С. 92-98.
2. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 49 с.
3. Мыльцева Н.А. Система языкового образования в неязыковых специализированных вузах (на материале английского языка): Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 443 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - 528 с.
5. Психология и педагогика / под ред. П.И. Пид-касистого. - М., 2010. - 714 с.
6. Соловова Е.Н. Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 432 с.
7. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008.
8. Титова С.В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М., 2009. - 240 с.
9. Тюрина С.Ю. Оптимизация иноязычной подготовки студентов технического вуза // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - Ч. 2. -C. 318-321.
10. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990. - 336 с.
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20