УДК 330
К.П. Якименко
ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Планирование является важнейший составной частью управления и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия. Но для того чтобы планирование могло четко выполнять свои функции, оно должно быть построено на научных принципах и методах. Поэтому в данной статье рассматриваются принципы, методы и виды планирования как взаимосвязанный аспект эффективного планирования на предприятии.
Ключевые слова: Планирование на предприятии, методы планирования, виды планирования, принципы планирования, сроки планирования.
Значение планирования очень велико: с помощью планов основанных на фактах хозяйственной деятельности предприятия (организации), анализа плана за предыдущие года, можно эффективно управлять хозяйственной деятельностью предприятия (организации). Планирование является важной функцией управления на предприятии (организации), благодаря планам компания может избежать краха.
Поэтому актуальность планирования не потеряла своего значения, а можно сказать, что видоизменило его. В условиях конкуренции и изменяющейся внешней среды эффективное управление компанией можно добиться благодаря планированию. Что бы составить точный и эффективный план, в его разработку подключаются другие отделы предприятия (организации) и так же мастера объектов, цехов, участков и тд.
Для того чтобы лучше разобраться что такое планирование, рассмотрим его принципы, методы и виды планирования на предприятии (организации).
Впервые принципы планирования были предложены Анри Файолем, который понимал под ними определенные правила и требования, необходимые для разработки хорошей программы действия. Всего принципов было сформулировано пять: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность. Позже Р. Акоффом был обоснован шестой - принцип участия. [1, с.8]
Краткое описание принципов планирования приведены в таблице 1:
Таблица 1
№ Наименование принципа Описание принципа
1 Принцип необходимости Обязательное использование планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.
2 Принцип единства (системность) Состоит из элементов и уровней задач взаимосвязанных друг с другом.
3 Принцип непрерывности Цикличность планов. На смену старым приходят новые планы.
4 Принцип гибкости Способность плана менять свою направленность в зависимости от появления непредвиденных обстоятельств.
5 Принцип точности Конкретика в планах и детальное описание.
6 Принцип участия В разработке плана участвуют еще те, кто будет реализовы-вать план в жизнь.
Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что все принципы дополняют друг друга и взаимосвязаны. Благодаря принципам планирования можно создать благоприятное условие для эффективной работы предприятия (организации) и сократить вероятность появления отрицательных результатов.
Наряду с принципами различают и сформированные на их основе методы планирования, понимаемые как способы, приемы и подходы к решению определенных задач.
Перечень методов планирования достаточно обширен - это научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, эвристические, экономико- математические, сетевые и целый ряд других. Использование того или иного метода либо их группы зависит от целей предприятия, полноты исходной информационной базы, системы нормативов, периода планирования и т.д. Из названных методов наиболее распространенными считаются традиционные - балансовые и нормативные.
В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, представленные в схеме 1:
© Якименко К.П., 2018.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 4-3(79)
Схема 1
Методы планирования
Метод чувствительности
Метод чувствительности - дает возможность провести оценку плана, если изменится условия его реализации или один из исходных параметров.
Проверка устойчивости - приблизительное предвидение ситуации в реализации плана, которые могут произойти во внешней и внутренней среде предприятия (организации).
Предельный анализ -контроль за прибыльным соотношением издержек и доходов предприятия (организации). Так же допускается установление соотношения.
Нормы прибыли на вложенный капитал - показывает связь между доходом предприятия (организации) и его капиталом.
Эти методы присущи планированию в условиях рыночной экономики и ранее в отечественной практике не рассматривались.
Исходя из всего можно сделать вывод что метод планирования - это разработка четкой цели, конкретный способ решения появившейся проблемы.
Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по разным классификационным признакам.
Наиболее важные и применяемые представлены в таблице 2 [3, с. 15]
Таблица 2
№ Признак Вид планирования
1 Содержание плана - Организационно - техническое - Социально - трудовое - Снабженческое - финансовое
2 Уровень управления - В зависимости от линейных звеньев
3 Методы обоснования - Рыночное - Индикативное - Административное - Централизованное
4 Время действия - Краткосрочное или текущее (в пределах года) - Среднесрочное (до 3 лет) - Долгосрочное или стратегическое (более 3 лет)
5 Тип целей - Оперативное - тактическое (завоевание рынка сбыта, приближение к лидеру и т.п.) - Стратегическое (достижение идеала) - Нормативное (правильный выбор идеала)
Благодаря признакам можно правильно и четко составить план для предприятия (организации). Они направлены на достижение определённой цели, тесно связаны с разработкой будущего проекта. Представляют собой упорядоченный процесс выполнения конкретных действий. Так же связаны с обработкой информации.
По срокам различают следующие виды планирования, которые представлены в схеме 2. [2, с. 195]
Перспективное планирование - с его помощью прогнозируют потребность вновых видов товаров, продукции. Относится к долгосрочному планированию (10-15 лет) и так же к среднесрочному (5 лет).
Текущие (годовое) планирование - разрабатывается в разрезе пяти лет. Делится на заводское, цеховое и бригадное.
Оперативно-производственное планирование составляется на более короткое время (месяц, декада, смена, час). Такое планирование приводит к более ритмичной работе. Такие планы предоставляются непосредственно рабочим, для проделывания работ. Оно подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.
К завершению можно сказать, что без знания принципов, методов и видов планирования, нельзя составить точный план. На основе которого будет работать все предприятие (организация). Благодаря принципам мы можем поставить перед собой четкие цели планирования, и знать какой метод применить к тому или иному принципу.
На основе сроков планирования, можно разработать план на разные отрезки времени. Что благоприятно сказывается на работе предприятия (организации) и то, что планы раздаются не посредственно мастерам, прорабам, ответственным за участок и тд. Обеспечивает более качественное выполнение работ и более точное соответствие с планом. Так же мастер если видит какие-то нюансы он может сообщить это непосредственно к разработчикам плана для того чтоб внесли изменения в план. Этим краткосрочные планы на месяц, декаду и час более удобнее, так как непосредственно руководство работает с мастерами на объектах.
Схема 2
Библиографический список
1 .Г.Н. Бутов Планирование на предприятии [Текст] :учебное пособие / Г.Н. Бутов - Казань 2011. - С. 8
2.Л.В. Уткина Экономика предприятий [Текст] : учебное пособие / Л.В. Уткина - БийскИздательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова2010 - С. 195
3.А.П. Лущикова Планирование на предприятии [Текст] : учебное пособие /.П. Лущикова - Прокопьевск 2008. - С. 15
ЯКИМЕНКО КРИСТИНА ПАВЛОВНА - магистрант, Челябинский государственный университет,
Россия.