УДК 340.12 ББК 67.0
ПРИНЦИПЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ
ОЛЕГ ВАЛЕРЬЕВИЧ КУЛИК,
адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя ведущий эксперт отдела нормативно-правового обеспечения
ДГСК МВД России E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрение принципов легализации правовой практики является важным вопросом в контексте современного правотворчества. В связи с увеличением роли права в жизни общества и усложнением правотворческого процесса, крайне важно, чтобы источники права формировались на основе именно правовой практики.
Являясь одновременно и процессом и подходом к правотворчеству, легализация правовой практики должна быть ориентирована и подчинятся определенным принципам. Только при таком подходе возможно создание и оформление правовых норм, соответствующих потребностям общества в нормативном регулировании.
В связи с этим крайне актуальным является выявление и изучение данных принципов для их понимания и руководства в практической деятельности.
Ключевые слова: право, правотворчество, правовая практика, правопонимание, источники права, легализация, принципы.
Annotation. Consideration of principles of the legal practice legalization is very important in the context of modern lawmaking. Due to the increasing role of law in society and the complexity of the lawmaking process, it is necessary that the sources of law was formed on the basis of legal practice.
As a process and approach to lawmaking, legalization of legal practice should be focused and to obey certain principles. Only in this way we can create and form legal norms that will be relevant to the needs of society in the normative regulation. That's why is very important to identify and study these principles for practice.
Keywords: law, lawmaking, legal practice, legal consciousness, legalization, sources of law, principles.
Применение научного подхода к изучению различных сфер общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что любая из них развивается по определенным закономерностям. Подобные закономерности, которые иначе можно назвать руководящими началами или исходными положениями того или иного общественного процесса, принято именовать принципами.
Учитывая, что легализация с одной стороны представляет собой самостоятельный процесс придания сложившейся в обществе правовой практике особого юридического статуса, выражающегося в оформлении ее в соответствующих источниках права, а с другой стороны — подход к правотворчеству, логично предположить, что она должна основываться на соответствующих принципах1.
При этом, несмотря на то, что легализация право-
вой практики тесно связана с понятием права, принципы легализации правовой практики не стоит смешивать с правовыми принципами, которым в науке теории государства и права уделяется значительное внимание. Здесь принципы трактуются как особые типы норм или же правовые стандарты, не являющиеся правилами поведения, но выступающие неким ориентиром в правовом поведении.
Принципы легализации правовой практики же являются самостоятельными и рассматриваются применительно к данному процессу в отдельности.
В процессе легализации правовая практика во-первых, признается в конкретном социуме юридически значимой, во-вторых подтверждается в качестве правовых норм (независимо от формы их выражения) со стороны уполномоченных на это субъектов. Упро-
щенное понимание легализации правовой практики в этом смысле можно свести к юридизации сложившихся в обществе правовых конструкций и опыта.
Вместе с тем легализация — это не только возведение в норму или закон, но и сам процесс и итог придания правовой практике официального юридического статуса, юридической формы в зависимости от конечного источника права.
Вот почему принципы легализации правовой практики необходимы для соответствия цели этого процесса его результатам. В этой части принципы легализации правовой практики выступают той опорой и фундаментом, на основе которых в последующем формируются необходимые, качественные и стабильные правовые нормы, позволяющие обществу развиваться, а источникам права соответствовать по своему содержанию правовой действительности.
Иначе говоря, если процесс легализации не будет основываться на определенных принципах, которые и предлагается выявить в настоящей статье, то и легализовать правовую практику не получится. Более того, юридизируя какое-либо правило поведения в отрыве от таких принципов, как конечный результат мы можем получить норму, которая по своему смыслу не будет являться правовой.
Таким образом, для легализации правовой практики ее принципы выступают не только идеями и руководящими началами, но и своего рода требованиями, опираясь на которые мы можем создать действительно правовую и действительно полезную норму.
Как уже оговаривалось, конечный итог легализации правовой практики можно понимать как создание нормы права, соответствующей определенному источнику права. В этом случае данные принципы можно рассматривать в контексте правотворческого процесса, присущего той или иной правовой семье2. Такие принципы могут не просто существовать сами по себе, а быть напрямую прописаны в нормативных правовых актах или иных правилах.
Одновременно мы понимаем легализацию правовой практики как самодостаточный процесс и подход к правотворчеству. В связи с этим предлагается рассмотреть принципы легализации именно в данном контексте. При этом достаточно интересным представляется вопрос о том, носит ли процесс легализации правовой практики исключительно упорядоченный и волевой характер или же ему присущ некий элемент стихийности.
Исходя из первого подхода, можно прийти к достаточно простому и логичному выводу, что принципы легализации правовой практики представляют собой определенные требования, которые субъекту правотворчества следует соблюдать для повышения эффективности создания правовых норм. В этом слу-
чае принципы легализации правовой практики будут выступать в качестве заранее сформулированных рекомендаций субъекту правотворчества.
Однако мы придерживаемся того мнения, что легализация правовой практики все же обладает некоторым элементом стихийности, в связи с чем принципы выступают не просто как руководство в деятельности правотворца, но и условиями, позволяющими эффективно легализовать правовую практику. С этой точки зрения принципы носят объективный характер и могут быть выявлены нами в процессе исследования легализации правовой практики.
Итак, обратимся к принципам легализации правовой практики. Общим принципом легализации правовой практики выступает принцип селективности. Слово «селективность» происходит он английского слова «selective», что переводится как «избирать, выбирать». То есть данный принцип предполагает избирательность в процессе легализации правовой практики. Руководствуясь принципом селективности легализовать следует не всю правовую практику, а только ту, что разумно, и ту, которая соответствует определенным признакам. При этом в процессе легализации перед соответствующими компетентными субъектами на первое место должен ставиться вопрос — является ли лежащая перед ним практика правовой или же она носит не правовой характер?
Особое значение данный принцип приобретает при легализации правовой практики во властно-волевой форме, когда она оформляется в виде соответствующих документов — нормативных правовых актов и т.п., поскольку возведение в ранг правовой нормы порядка и правил, которые не носят юридического характера, может породить не просто неработающую норму права, а норму, которая негативным образом может сказаться на развитии общественных отношений. Это позволяет избежать той ситуации, в которой статуты являются источником права, но не частями самого права3.
Переводя данный принцип в практическую плоскость, проиллюстрируем его на примере. Так, в 2013 году широкую дискуссию в обществе вызвали вносимые в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации4 изменения, устанавливающие в качестве уголовно-наказуемого деяния публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.
Несмотря на положительный посыл и одобрение в обыденном сознании граждан, содержание данной нормы, а также охраняемые ей общественные отношения, носят не правовой, а религиозный характер.
Реализации данного принципа во многом способствует соблюдение иных принципов легализации, ко-
торые направлены как раз на вычленение необходимой правовой практики, в зависимости от определенных признаков.
К ним мы предлагаем отнести принципы: ценностной релевантности, актуализма, инновационности, конструктивности (целесообразности), системности, формализма, достаточной компетенции и научности. Рассмотрим данные принципы по отдельности.
Общей идеей принципа ценностной релевантности является то, что легализуемая правовая практика должна быть релевантна тем ценностям, к которые в настоящее время существуют в обществе.
На практике использование данного принципа означает, что субъект правотворчества в данном случае не додумывает и не выдумывает идеальную правовую модель, а пользуется (т.е. признает, публично провозглашает, юридически формализует и тем самым консервирует) той моделью, которая жизнеспособна, то есть уже складывается (или сложилась) в правовой жизни общества. При этом обязательным условием легализации в этой модели будет ценностная релевантность.
Следующим принципом легализации правовой практики является актуализм. Актуальность чего-либо, от латинского «actuaИs» означает значимость, существенность и, самое главное, своевременность. В этом отношении принцип актуализма приобретает особую значимость для процесса легализации правовой практики.
Существующая в обществе правовая практика может накапливаться годами и десятилетиями, при этом в ней аккумулируются и продолжают действовать как архаичные, так и насущные правовые конструкции, легализация которых может положительно сказываться на развитии общественных отношений. Из этого вытекает то требование, что сама правовая практика, которую планируется легализовать, помимо своей значимости собственно в правовом смысле, должна отвечать требованиям времени и общему уровню развития права в обществе и государстве.
Выражаясь бытовым языком, актуальность легализации правовой практики выражает насущность и злободневность юридизации правил поведения. То есть, руководствуясь принципом актуализма правовая практика должна легализоваться для решения конкретных, а не абстрактных (предполагаемых) проблем, а также не возводить в ранг правовых норм правила и обыкновения, которые хоть и имеют юридический характер, но уже морально и инструментально не впишутся в действующую систему права.
При этом необходимо учитывать, что в плане актуальности правовая практика, которую планируется легализовать, не должна и в значительной мере предвосхищать развитие общественных отношений. В
противном случае на выходе мы получим правовую норму, которая не сможет работать в действующей правовой системе.
Принцип инновационности, предполагает, что признавая, что в процессе легализации правой практики общественные отношения определенным способом консервируются в результате юридизации регулирующих их норм и правил, необходимым условием является также и их дальнейшее развитие.
Для этого в процессе правотворчества должна выявляется не только та правовая практика, которая актуальна для более качественного регулирования тех общественных отношений, которые уже сложились, и которая в силу привычки удобна, но и та, которая позволит стимулировать развитие правовой системы.
При этом, как уже было сказано выше, это не должна быть опережающая правовая практика, а только та, которая адекватна и результаты легализации которой могут прогнозируемы. На основе принципа инновационности правовая практика также должна легализоваться в таком ключе, чтобы она закрепляла только полезный социальный опыт, отграничивая его от опыта отрицательного.
Соблюдение данных требований является залогом того, что своевременная легализация правовой практики будет способствовать развитию общества и государства.
Принцип конструктивности или целесообразности тесным образом связан с принципом актуализма, но в отличии от соответствия и своевременности легализации правовой практики означает правильность и разумность осуществления данной процедуры. В этом смысле ставится вопрос — действительно ли легализация правовой практики насущна и оправдана или же она может существовать и в неюридизированном виде.
Кроме того, на основе принципа конструктивности определяется соответствие цели легализации правовой практики затрачиваемым на этот процесс ресурсам. Руководствуясь данным принципом, субъект легализации правовой практики должен прежде всего оценить, к каким благоприятным последствиям она приведет (и приведет ли вообще). Во вторую очередь оценивается возможность легализации правовой практики в настоящий момент имеющимися средствами.
В качестве примера принципа целесообразности можно привести повторную юридизацию на уровне специальных источников права правовых обычаев, которые сами по себе уже являются нормами права и уже легализованы в обществе.
Итогом легализации правовой практики является формирование правовой нормы, юридизированной надлежащим образом и признаваемой в обществе. В связи с этим важно понимать, какие формы и при соблюдении каких условий может приобретать легали-
зация правовой практики. В этом заключается принц формализма.
Так, норма — обычай сама по себе еще не является нормой права. Более того, не все общественные привычки являются правовыми5. Норма должна быть обязательно признана в данном конкретном обществе именно как правовая, то есть, в нашем случае легализована. При этом признана публично, то есть выражена в соответствующей форме.
Необходимо отметить, что вопрос о форме легализации правовой практики является отдельным предметом исследования и дискуссии. Так, формы легализации правовой практики можно свести к источникам права, в которых содержится конкретная правовая норма. Иным подходом является различие легализации по способу юридизации.
Смысл формализации (юридизирования) правовой практики заключается в том, что правовая практика, которая сама по себе существует хаотично, в различных обществах является разной, становится упорядоченной и понятной. В этом случае, имея соответствующую форму, в общественных отношениях легализованная правовая практика является ориентиром для второй стороны, которой становятся понятны правовые последствия совершения определенных действий.
Следующий принцип — принцип системности заключается в том, что юридизация правовых норм должна носить закономерный, упорядоченный, а не хаотичный характер.
Также принцип системности предполагает, что легализация правовой практики являет собой единый процесс, связанный во времени. Легализуемая правовая практика должна быть интегрируемой в действующее право, учитывая в совокупности предыдущий опыт правотворчества и его перспективу.
Кроме того, в процессе легализации правовой практики должна учитываться не только ее актуальность для отдельной сферы общественных отношений, но и существующая иерархия правовых норм. Создаваемые в процессе легализации правовой практики нормы не должны противоречить уже существующим. Соблюдение этого момента позволяет предотвратить возможные правовые коллизии и пробелы. Таким образом, можно говорить, что руководствуясь принципом системности, мы соблюдаем обязательность прогнозирования принятия новых правовых норм.
В упрощенном виде на практике принцип системности наиболее наглядно демонстрируется в процессе систематизации правовых источников6, например, объединении разрозненных, но имеющих одинаковый предмет правового регулирования норм, в кодексы. В этом смысле, руководствуясь принципом системности, мы можем оптимизировать и структурировать суще-
ствующий в обществе правовой материал.
Рассматривая процесс легализации правовой практики, мы в любом случае исходим из того, в разряд правовых норм она переходит в результате действий соответствующих субъектов. В зависимости от вида легализуемой правовой практики в качестве такого субъекта может выступать законодательный или иной орган государственной власти, обличенный соответствующими полномочиями, суд, а в ряде случаев и само общество.
В связи с этим необходимо выделить принципы достаточной компетенции. Кроме очевидного наличия полномочий и легитимности в части юридизации правовой практики, данный принцип предполагает, что правотворец должен не просто опираться на правовую практику, а понимать её как в целом, так и примирительного к правоотношениям, которые планируется урегулировать. Этого говорит о том, что субъект легализации правовой практики должен сам обладать богатым опытом в данной сфере деятельности.
В этом смысле в рамках данного принципа следует затронуть тему профессионализма официальных субъектов легализации правовой практики. Ведь для того, чтобы надлежащим образом перенести сложившуюся в обществе практику в правовую плоскость, необходимо обладать достаточными навыками и умениями, которые позволят избежать возможных ошибок чисто с технической стороны.
Наличие у субъекта правотворчества соответствующей компетенции подводит нас также к тому, в какой форме правовая практика будет в итоге легализоваться.
Продолжая тему профессионализма и компетенции логичным напрашивается вывод, что в идеальных условиях процесс легализации правовой практики также должен опираться на научный опыт, то есть соответствовать принципу научности.
Научный подход позволяет, используя пласт теоретических знаний, всесторонне и глубоко анализировать как сам процесс легализации правовой практики, так и его возможные последствия.
Интересным также представляется и тот факт, что научную мысль можно использовать как своего рода идеальную составляющую легализации правовой практики, поскольку в рамках научных исследований также могут выявляться потребности в правовом регулировании. А в международном праве и англо-саксонской правовой семье отдельные труды и правовые доктрины сами по себе являются правовой практикой или и вовсе — источником права.
При этом научный опыт следует понимать не только как идеи и рекомендации ученых-юристов, но и как широкое использование в процессе легализации средств науки и техники. Одним из таких технических инстру-
ментов, который может быть использован в процессе легализации правовой практики, является правовой мониторинг, который в настоящее время обрел форму автоматизированных информационных систем.
Резюмируя все вышеизложенное, можно констатировать, что принципы легализации правовой практики представляют собой определенную систему. Принципы легализации правовой практики, выступая в качестве обязательных требований, которые можно сформулировать как некоторые рекомендации субъекту правотворчества, являются также объективными условиями, обуславливающими данный процесс в целом.
Таким образом и в субъективном и в объективном смысле принципы легализации правовой практики совпадают между собой, вот почему она должна быть подчинена и соответствовать не отдельным из перечисленных принципов, а всем им в совокупности. В случае, если указанные принципы соблюдаться не будут, то нельзя будет говорить и о легализации правовой практики.
Только в случае их соблюдения можно говорить, во-первых, о легализации правовой практики в полноценном ее смысле. Во вторых, только руководствуясь указанными принципами возможно вычленить из всего массива правовой жизни общества полезную и жизнеспособную правовую практику, что в свою очередь способствует оформлению правовых норм, позволяющих за счет их востребованности адекватно регулировать общественные отношения и способствовать их развитию.
Литература
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации 1996, № 25, ст. 2954; 2013, № 26, ст. 3209.
2. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. М.: Московский университет МВД России, 2005.
3. Клименко А.И. Либерализация политически организованного общества как функция
правовой идеологии. // История государства и права. 2010. № 6 С. 38-42.
4. Клименко А.И. Идеологическая функция государства. Исторические и культурные особенности ее осуществления. // Закон и право. 2004. № 5. С. 11-13.
5. Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике. Дисс. к.ю.н. — Волгоград. 2005.
6. Мамонтов А.Г., Гаджинова Ф.М. Принципы системного подхода в исследованиях источников права // Вестник Московского университета МВД России. 2005. № 1. С. 9-14.
7. Малахов В.П., Мамонтов А.Г., Дубинина Е.Н., Зыкова С.В., Недобежкин С.В. История политических и правовых учений. Учебное пособие для слушателей, обучающихся по специальности «Юриспруденция» (квалификация «магистр»). Москва, 2013.
8. Соболевская А.И. Систематизация законодательства в современной России: теоретико-правовой аспект. Дисс. к.ю.н. — Санкт-Петербург. 2008.
9. Харт Г.Л.А. Понятие права. — Спб. Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2007.
10. J. G. Gray. The Nature and Sources of the Law. 1902.
1 См., Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. 12.00.01. М.: Московский университет МВД России, 2005.
2 См., например Лаврусь С.Ю. Реализация принципов права в юридической практике. Дисс. к.ю.н. - Волгоград. 2005.
3 J. G. Gray. The Nature and Sources of the Law. 1902. P. 276
4 Уголовный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации 1996, № 25, ст. 2954; 2013, № 26, ст. 3209.
5 См. Харт Г.Л.А. Понятие права. - Спб. Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2007.
6 Соболевская А.И. Систематизация законодательства в современной России: теоретико-правовой аспект. Дисс. к.ю.н. -Санкт-Петербург. 2008.