Научная статья на тему 'Принципы, критерии определения качества мультимедийных продуктов'

Принципы, критерии определения качества мультимедийных продуктов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2656
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ КУЛЬТУРА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДИЗАЙНЕРСКИХ ОБРАЗОВ / MULTIMEDIA СULTURE / CRITERIA SEARCH DESIGNER IMAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елинер Илья Григорьевич

В статье мультимедийная система рассматривается как сложная, открытая и гибкая система, которая может быть оптимизирована за счет гармонизации и гуманизации дизайнерских образов на основе выделения общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles, criteria of multimedia products quality determination

In this article the multimedia system is regarded as complex, open and flexible system which can be optimized by means of designer images harmonization and humanization on the basis of human values.

Текст научной работы на тему «Принципы, критерии определения качества мультимедийных продуктов»

УДК 004.357:008

И. Г. Елинер

Принципы, критерии определения качества мультимедийных продуктов

В статье мультимедийная система рассматривается как сложная, открытая и гибкая система, которая может быть оптимизирована за счет гармонизации и гуманизации дизайнерских образов на основе выделения общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: мультимедийная культура, критерии оценки дизайнерских образов

Ilja Eliner Principles, criteria of multimedia products quality determination

In this article the multimedia system is regarded as complex, open and flexible system which can be optimized by means of designer images harmonization and humanization on the basis of human values.

Keywords: Multimedia сЫШге, criteria search designer images

Без четкой системы критериев оценки невозможна разработка ни теоретических, ни практических разработок в любой отрасли. Мультимедийные произведения, будь то вебсайт, мультимедийная локальная презентация, анимационный ролик или телевизионная программа, имеют как свои специфические критерии оценки, так и общие, характерные для всей мультимедийной сферы в целом. К общим критериям оценки можно отнести:

- содержание, важнейшими параметрами качества которого являются: актуальность темы; новизна, оригинальность, уникальность транслируемой информации; периодическое обновление, добавление информации (в первую очередь для интерактивным мультимедийных продуктов, веб-сайтов); четкая ориентация на целевую аудитории, а также направленность на гуманные задачи и цели;

- структура и навигация, оптимальность которой зависит от следующих факторов: продуманность различных пользовательских сценариев (в первую очередь для интерактивных мультимедийных продуктов, веб-сайтов, локальных мультимедийных презентаций); учет особенностей восприятия целевой аудитории, их опыта, возраста, пола, антропометрических параметров; продуманность названий разделов и их расположения (для веб-сайтов, локальных мультимедийных презентаций); удобство размещения материала и его просмотра, позволяющего пользователю эффективно работать с информацией, а также успешно решать стоящие перед ним задачи.

- сценарий, качество которого напрямую влияет на восприятие всего произведения и для которого важны следующие факторы: цельность сюжетной линии; взаимопроникновение с темой

мультимедийного произведения, этапность развития сюжета (завязка, кульминация, развязка); оригинальность драматургии;

- мультимедийный язык общения, который необходимо найти в процессе общения с пользователем, зрителем. Для гармоничного его применения необходимо учитывать и использовать следующие его особенности: совмещение вербального и визуального ряда (а в недалеком будущем - и обоняния, и тактильных ощущений); гибкость, трансформируемость (возможность наглядно, доходчиво рассказать о любой проблеме самой разнообразной целевой аудитории); наглядность и образность и, в связи с этим, уровень критического, аналитического восприятия информации, воздействие напрямую на подсознание пользователя, зрителя;

- интерфейс, разработка принципов взаимодействия с пользователем, легкость и понятность при взаимодействии с информацией является важнейшим фактором, ведь востребованность функции, а вместе с ней и содержания, обратно пропорциональна количеству усилий, которые пользователю необходимо затратить для ее освоения, получения. Разработка человеко-машинного взаимодействия является одним из важнейших направлений в современной мультимедийной сфере. Важно, чтобы этой проблемой занимались не только технологи, программисты, но и множество других специалистов, прекрасно разбирающихся как в физиологии, так и в психологии человека;

- функциональность, которая оценивается по следующим критериям: наличие функциональных возможностей и их соответствие целям и задачам пользователя, зрителя; возможность проекта оперативно, надежно выполнять эти

функции; уместность использования различных передовых технологий, делающих медиапродукт актуальным, современным, интересным для своей целевой аудитории;

- визуализация, форма продукта - это первое, с чем сталкивается пользователь, от чего во многом будет зависеть его первое впечатление, а возможно и ощущение от всего проекта в целом. В связи с чем важны следующие параметры: единство визуального образа и содержания; легкость узнаваемости, считываемо-сти, распознаваемости образа пользователем; единство стилистики всего проекта; гармония художественных приемов (цветового, шрифтового, пластического, динамического решения); правильное комбинирование различных блоков информации (текста, графических изображений, видео, анимационных роликов и т. д.);

- звуковое сопровождение, гармония звука, визуального ряда и содержания является неотъемлемой частью любого мультимедийного проекта. Именно поэтому к звуковому сопровождению применимы во многом те же требования, что и к визуальной составляющей, а именно: передача и подчеркивание образа проекта; создание эмоционального подтекста произведения; распределение акцентов, подчеркивание главного, нивелирование второстепенного. Важнейшей составляющей также является речь, голосовое сопровождение мультимедийного произведения, которое во многом определяет смысловую насыщенность мультимедийного проекта;

- интерактивность, одна из основных особенностей и преимуществ мультимедийного продукта. Интерактивность позволяет пользователю взаимодействовать с информацией: выбирать последовательность, способ подачи, темп, уровень сложности, длительность и т. д. Пользователь, зритель имеет возможность как творческая личность - режиссер - управлять потоком информации, за счет чего возникает наиболее мощное психологическое и эмоциональное воздействие. В связи с этим возникает ряд требований к интерактивному взаимодействию, его характеру и принципам: соответствие его теме, целевой аудитории; продуманность, взвешенность интерактивного вмешательства пользователя в ткань мультимедийного произведения, дабы не разрушить цельность восприятия;

- эргономичность, обозначающаяся в мультимедийной среде термином «юзабилити», отвечающая за удобство использования, восприятия, взаимодействия с информационным культурным пространством. Эргономичности можно добиться лишь в случае соблюдения

следующих факторов: учета психологии, физиологии пользователя, знания и использования особенностей визуального восприятия информации, выработки единых принципов в формировании пользовательского интерфейса, разработке человеко-машинного взаимодействия, а главное - разработке единого языка общения с пользователем;

- общее впечатление - это нечто большее, чем просто сумма всех перечисленных выше факторов. Общее впечатление складывается как из гармоничного сочетания содержания, сценария, структуры и навигации, мультимедийного языка общения, интерфейса, функциональности, визуального и звукового ряда, интерактивности, так и от той совокупности ощущений, которые возникают у потребителя после завершение работы с проектом.

Ясные, понятные критерии оценки мультимедийных проектов необходимы как для теоретических и практических разработок в этой области, так и для образовательного процесса, поскольку благодаря им возникает возможность объективизировать различие между оптимальным и неоптимальным проектом. Такая оценка должна иметь системный, целостный характер и быть наиболее объективной за счет выделения конкретных системообразующих факторов, позволяющих человеку, обучающемуся медиадизайну, найти конкретные пути оптимизации проекта. Не стоит также забывать о том, что значимость различных критериев может меняться как в зависимости от области применения (телевидение, Интернет), так и в зависимости от тематической направленности мультимедийного произведения (образовательная, познавательная, справочная, социальная, развлекательная функция). В зависимости от направленности, от выполняемых функций они имеют свои специфические требования к структуре, навигации, визуальному и вербальному ряду, функциональности, интерактивности и т. д. Требования к поисковым системам Google, Яндекс значительно отличаются от требований к виртуальному представительству Эрмитажа или Русского музея. Так, для первых в области визуального представления важна строгость и ясность модульной сетки, простота и при этом гибкость поисковых запросов, множественность различных по содержанию ссылок и гиперссылок, тогда как для музейного представительства на первый план выходит яркость и запоминаемость образа, насыщенность визуального ряда, большой объем графических, фото- и видео-материалов, разнообразие возможно-

стей просмотра коллекции музей (галерея, слайд-шоу, виртуальная экскурсия). Поэтому и подход к их оценке, значимость различных критериев будет разным. Но при этом, вне зависимости от направленности и технологий, используемых при проектировании и трансляции мультимедийного произведения, все эти критерии будут оказывать значительное влияние на процесс восприятия пользователя, на его впечатление, глубину погружения. Игнорирование и недооценка какого-либо из этих системообразующих критериев приведет к разрушению цельного восприятия, к созданию неоптимального мультимедийного произведения. Нельзя забывать и то, что современный темп жизни накладывает на специалистов в любой отрасли, а тем более в области медиадизайна, свои требования.

При создании мультимедийного продукта необходимо, с одной стороны, понимать различие функций заказчика, медиадизайнера, пользователя, зрителя и, с другой стороны, находить то общее, которое необходимо для организации между ними сотрудничества на основе понимания необходимости повышения уровня культуры всех участников сотворчества. Только такое взаимопонимание сделает продукт оптимальным для многопараметрической, многофакторной мультимедийной системы, вписав его в объективную реальность, и, вместе с тем, будет способствовать ее оптимизации.

Медиадизайнер (режиссер-постановщик) при создании мультимедийных произведений должен выступать как творческая личность, как специалист, объединяющий в своем творчестве требования всех участников сотворчества, находящий оптимальный баланс между ними. Медиадизайнер должен участвовать в процессе создания мультимедийного продукта и в качестве режиссера, способного охватывать единым взглядом весь спектр проблем, которые необходимо решить в процессе сотворчества. В его задачу на различных этапах разработки проекта входит:

Этап подготовки (совместно с заказчиком):

- выявление того, какие цели и задачи заказчика предназначен решить проектируемый мультимедийный продукт;

- анализ предоставляемых материалов (текст, фото, видеоизображения, 2D и 3D графика, музыка и т. д.);

- анализ целевой аудитории по самым различным критериям - возраст, пол, социальный статус, культурная принадлежность, опыт взаимодействия с мультимедийной средой, предполагаемое время (длительность) и место (на рабочем месте, дома) контакта с проектируемым

мультимедийным продуктом, задачи, решаемые с помощью него. и т. д. Доскональное изучение будущего пользователя - необходимое условие создания любого гармоничного дизайнерского проекта. В мультимедийной сфере важность этого фактора не просто сохраняется, а многократно усиливается, поскольку будущий пользователь является соавтором мультимедийного произведения, непосредственно влияющий на принцип его восприятия за счет интерактивных возможностей, которые проектировщикам необходимо гармонично внедрить в проектируемый продукт;

- определение способа передачи информации, т. е. то, каким образом в какой форме (телевизионная программа, ток-шоу, кино, мультимедийное локальное приложение, веб-сайт, портал и т. д.) и по каким каналам (телевидение, Интернет) эффективнее всего решить поставленную перед мультимедийным продуктом задачу;

- определение и согласование с заказчиком сроков создания проекта (составление календарного плана). Как правило, заказчик пытается максимально сократить время работы над проектом, ускорить процесс его создания, что чаще всего приводит к спешке и невозможности спроектировать оптимальный мультимедийный продукт. Необходимо аргументированно доказать заказчику, какое именно время должно быть затрачено на проект, какие этапы в нем предусмотрены и в какие сроки будет выполнена работа;

- определение и согласование с заказчиком материальных средств, выделяемых на создание проекта (подписание договора). На данном этапе важно доказать заказчику, сколько и каких специалистов необходимо привлечь для решения поставленной им задачи;

- формирование команды специалистов, способных решить эту задачу в определенный срок и в жесткой связи с заданными условиями (тема проекта, определенная целевая аудитория, социокультурная среда, определенное программное обеспечение, специфика текстового и графического материала и т. д.)

- составление технического задания, в котором прописаны все требования, цели и задачи, стоящие перед проектной группой.

Этап созревания (совместно с командой сотворцов):

- налаживание взаимоотношений в творческом коллективе, нахождение общего языка, распределение обязанностей. Эта организационная, психо-эмоцианальная работа внутри коллектива принципиальна важна для создания гармоничного цельного мультимедийного проекта;

- разработка концепции, основной идеи проектируемого мультимедийного произведения;

- нахождение наиболее оптимального сценария проекта (эскизирование), выявление его основных составляющих (завязка, кульминация и развязка), разработка основных пользовательских сценариев: в любом проекте есть основные и второстепенные решаемые пользователем задачи, необходимо структурировать материал таким образом, чтобы большинство пользователей смогли решить необходимые им задачи максимально просто и эффективно и найти информацию за несколько секунд. При этом нельзя забывать о специфических задачах, решаемых остальными пользователями, для них должны быть созданы необходимые условия для комфортного получения информации, более подробного изучения той или иной проблемы за счет гипертекстовых связок, взаимообмена информацией с другими ресурсами и т. д.;

- структурирование материала, выделение главного и второстепенного, создание иерархически связанной цепочки разделов и подразделов, гипертекстовые связи внутри документа. В процессе этого этапа необходимо наладить оптимальное взаимопонимание между специалистами по контенту, которые хорошо разбираются, понимают материал, используемый в проекте, с различными специалистами, отвечающими за художественную и техническую составляющую проекта;

- нахождение основных функциональных интерактивных взаимодействий с пользователем (эскизирование), с помощью которых возможно глубже и как можно понятнее донести до пользователя, зрителя ту или иную информацию;

- поиск оптимально соответствующего мультимедийного языка, художественно-выразительных средств (эскизирование) для общения с пользователем, зрителем с учетом его возрастных, половых, социальных, психологических и других характеристик;

- выбор оптимальных технических, программных решений для решения поставленных задач;

- согласование с заказчиком основных путей развития проекта в процессе предоставления информации. Медиадизайнеру (ре-жиссеру-постановщику) чрезвычайно важно убедить заказчика в верности предлагаемого пути, в профессиональной компетенции как самого медиадизайнера, так и его команды. Необходимо окончательно утвердить структуру проекта и количество материалов, используемых в процессе проектирования, и,

в случае необходимости, внести изменения в техническое задание, заключить дополнительные соглашения.

Этап озарения (совместно с командой со-творцов):

- создание и поддержка творческого климата внутри проектной группы;

- эскизирование, нахождение различных вариантов решения поставленных перед проектной группой задач;

- выделение самого перспективного направления решения проектных задач;

- доработка функционального, визуального проектного решения;

- визуализация и техническое воплощение действующего прототипа;

- согласование с заказчиком, в процессе которого медиадизайнер (режиссер-постановщик) должен аргументированно представить эскизный проект;

Этап анализа и синтеза (совместно с командой сотворцов):

- анализ и доработка результатов, полученных в процессе эскизирования;

- юзабилити-тестирование бумажных и действующих прототипов проектируемого мультимедийного продукта;

- устранение всех выявленных недочетов;

- согласование с заказчиком окончательно выбранного действующего макета мультимедийного продукта;

Этап создания (совместно с командой со-творцов):

- составление оптимального плана по этапам создания, воплощения мультимедийного произведения;

- распределение задач, связанных с созданием мультимедийного продукта, внутри проектной группы;

- максимальный контроль за соблюдением художественно-концептуальной идеи в процессе ее технического воплощения. В процессе сборки, технического воплощения всегда происходят некоторые изменения первоначальных художественных решений. Важно, чтобы они были минимальными и не искажали смыслового и художественного замысла, не уменьшали образную составляющую проекта. Этого возможно добиться только в случае привлечения программистов, технологов на самых ранних этапах проектирования, в процессе созревания идеи. Кроме того, сам медиадизайнер (режиссер-постановщик) должен прекрасно разбираться в современных технологиях, быть в курсе последних тенденций, а также знать все основные технологические особенности, применяемые в проектируемом продукте;

- контроль качества каждого этапа и сроков его выполнения.

Этап проверки (совместно с командой со-творцов):

- работа с профессионалами в области юзабилити-тестирования;

- создание и распределение ролей в фокус-группах;

Этап внесения корректив (совместно с командой сотворцов):

- устранение недостатков, найденных в процессе тестирования и эксплуатации;

- внедрение проекта;

- анализ того, как мультимедийный проект был воспринят пользователями и зрителями, с целью устранения недостатков в этом конкретном проекте, а также недопущения их в будущих проектах.

Организация самого процесса проектирования с учетом и гармоничным сочетанием всех требований участников сотворчества к проектируемому мультимедийному продукту является одной из основных задач медиадизайнера (ре-жиссера-постановщика).

Необходимо на основе знаний закономерностей, стадии и фазы развития мультимедийной системы, ее структурной организации, взаимосвязи системообразующих факторов, а также принципов, влияющих на восприятие и взаимодействие с пользователем, зрителем, выстроить алгоритм поиска оптимального решения в сфере проектирования и разработки мультимедийной продукции. Основными стержневыми осями такого алгоритма являются трансформации сущностных системообразующих факторов

- структуры, функции, формы и содержания в их взаимодействии при создании мультимедийного продукта, способного целостно оптимизировать мультимедийную систему культуры в ее:

- структурной организации - с достижением внешней и внутренней гармонии;

- функциональной организации - с достижением полезности в сочетании различных функций;

- визуальной организации - с достижением гармоничности, ясности, композиционной целостности;

- смысловой организации - смысла как раскрытия нравственного содержания образа в его направленности, объединяющей структурную, функциональную и визуальную организованность.

Алгоритм поиска оптимального мультимедийного продукта включает поуровневый анализ развития той системы, куда «вписывается» проект. Благодаря такому делению мы можем протестировать уровень развития как самой

мультимедийной системы, так и любого мультимедийного проекта, имеющего свою структуру, функции и содержание.

Алгоритм поиска оптимальности включает соответствие отдельных характеристик друг другу: [потребность] - [задача, цель, смысл заказа] - [финансовые, технические, административные и другие средства, необходимые для воплощения заказа] - [опыт медиадизайнера (с достижением оптимального решения за счет нахождения аналогов, консультантов, коллективное решение)] - [ограничительные, заданные условия, в том числе и разрешительные, юридические (с выходом на нахождение компромиссных решений)] и т. д.

Анализ и синтез различных характеристик, их сопоставление могут быть изменены в зависимости от специфики мультимедийного проекта.

Алгоритм поиска оптимальности включает и организацию диалога - согласование оценки окончательного результата всеми заинтересованными лицами (сотворцами проекта и другими участниками диалога, принимающими участие в обсуждении судьбы проекта) по следующим оценочным характеристикам: цельность, актуальность и гуманистическая направленность содержания, интуитивная понятность и ясность структуры и навигации, оригинальность, выверенность сценария, понятность, ясность мультимедийного языка общения, продуманность взаимодействия с интерфейсом, современность, надежность функционального решения, гармоничность, образность визуального решения, цельность, соответствие звукового сопровождения теме, целям и задачам всего проекта в целом, продуманность интерактивного взаимодействия, выверенность эргономического решения, цельность, гармоничность общего впечатления и т. д.

Алгоритм поиска оптимального решения должен включать взаимодействие всех участников сотворчества. Найти оптимальное решение - значит, осуществить поиск компромисса между ними за счет диалога, а при нахождении наиболее приемлемого решения - найти консенсус, взаимоустраивающий результат.

Одним из важнейших факторов, условий развития мультимедийной культуры и оптимизации состояния мультимедийной системы является широкое распространение положительного, гармонизирующего влияния медиадизайна на все системы, с ним связанные. При этом необходимо помнить, что изменить вектор развития мультимедийной системы и направить его в сторону оптимизации и совершенствования возможно лишь при смене

Ы

ценностей общества, поскольку современная ориентация на успех в виде прибыли является тупиковым путем развития. Именно мультимедийная система, имеющая прогрессивное развитие обладает всеми средствами, в том числе и медиадизайнерскими для оптимизации мультимедийной коммуникативной системы. Как видно из выявленных тенденций, систе-

мообразующих факторов и условий развития мультимедийной культуры, только нравственность и культура с системой истинных, а не ложных ценностей могут развернуть современную мультимедийную систему, как и другие системы, с ней связанные, навстречу культуре, к прогрессу общественно-экономических отношений в конкретном обществе и мире в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.