Научная статья на тему 'Принципы координации в профессиональном обучении'

Принципы координации в профессиональном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусарова Наталия Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы координации в профессиональном обучении»

ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБУЧЕНИИ Н.Ф. Гусарова

Успешность профессионального обучения, в особенности в области информационных технологий, прямо связана с формированием активно-личностного организационного климата [1]. Этот тезис получил широкое освещение на уровне постановки задачи (см., например, обзор [2]), однако пути его практической реализации изучены еще недостаточно. В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования необходимого организационного климата на примере издания учебной литературы в вузе.

Что характерно для сегодняшнего издательско-полиграфического процесса?

Во-первых, перевод большинства его функций в электронную форму резко удешевляет и убыстряет их аппаратную реализацию, и основным фактором, лимитирующим результирующие значения соответствующих показателей, становятся характеристики персонала. Современный менеджмент предлагает в этой ситуации максимально расширять допустимую для каждого сотрудника зону принятия решений, а также осуществлять гибкое разделение операций.

Во-вторых, здесь возникают проблемы, характерные для всех современных технологических процессов, менеджмент которых ориентируется в первую очередь на лучшее, по сравнению с конкурентами, удовлетворение интересов потребителя. Они находят свое выражение в концепции TQM (total quality management) [3], в соответствии с которой технологический процесс должен быть организован так, чтобы его конечный продукт удовлетворял не только формальным требованиям стандартов, но и индивидуальным предпочтениям заказчика. Другими словами, полиграфическое изделие должно не только быть "правильно" сделано, но и нравиться конкретному заказчику.

В-третьих, компьютерные технологии предоставляют для решения отдельной технологической задачи гораздо более широкий спектр средств, чем традиционный полиграфический процесс, в связи с чем понятие оптимальной технологии сегодня становится все более субъективным, а каждая такая технология строится в расчете на конкретного исполнителя и, как правило, им самим. Это особенно ярко проявляется в выборе не столько аппаратной конфигурации или программного обеспечения, сколько набора эффектов (опций) в рамках конкретного программного пакета.

И наконец, конкурентная среда современного производства стимулирует непрерывное внедрение новейшего программно-аппаратного обеспечения, что влечет за собою необходимость постоянного переобучения персонала.

Таким образом, реалии сегодняшнего дня позволяют считать истинным профессионалом только того человека, который не просто имеет знания в своей предметной области, но и способен самостоятельно решать задачи с нечетко поставленными условиями и неполностью предсказуемыми результатами.

Как показывают исследования последних десятилетий [4], существуют значительные различия между применением знаний у новичков и экспертов-профессионалов. Знания экспертов имеют инструментальный характер и сосредоточены вокруг основных представлений и понятий, а у новичков такого рода представления отсутствуют. Более того, они не формируются посредством прямого изложения, аддитивным путем, а возникают только через перестройку, переструктурирование прежних знаний. Поэтому профессиональное обучение, в особенности в сфере компьютерных технологий, не может строиться в виде жесткой, директивной структуры, где обучаемый выступает в качестве "объекта" управляющих

воздействий. Здесь требуется переход к педагогике сотрудничества и наставничества -в конечном итоге, к личностно-ориентированному обучению.

С другой стороны, редакционно-издательский процесс, безусловно, является технологическим процессом и ориентирован на целый ряд формализуемых и даже программно контролируемых критериев - в первую очередь, срок выполнения и общую стоимость издания. Требуемая от участников процесса гарантированность, воспроизводимость результатов лучше всего обеспечивается при технологическом подходе к их подготовке.

Эти противоречивые требования мы и попытались удовлетворить при организации профессионального обучения в редакционно-издательском отделе СПб ГИТМО (ТУ), которое строится по проектному принципу. В последнее время все чаще появляются статьи, рассказывающие о практике применения проектного подхода к обучению вообще и к обучению компьютерным технологиям, в частности [5-7]. Уже не вызывает сомнений, что освоение прикладных программ идет более успешно, если перед обучаемым ставятся конкретные задачи, а к их решению он может привлечь разнообразные возможности изучаемой программы. Более того, показано, что с методической точки зрения наиболее эффективным здесь является обучение непосредственно на рабочем месте и в процессе выполнения технологической задачи, когда и режим, и методика обучения определяются самим обучаемым.

Структурная схема ТП

Итеративное структурирование

процесса на подзадачи Р:

• исходное разбиение Е Р^аП е Рз.

э

• 5-ый участник изменяет множество Р5 в диапазоне 0 е Р^ е Р,

условие окончания итераций

Е Р- з Р;

в

множества Р и Р5 рассматриваются как несчетные/нечеткие; ситуация П Р1'" ф 0 отражает

конкурентную среду.

Рис. 1. Схема и математическая модель процесса итеративного

структурирования

Мы отказались от традиционного структурирования технологического процесса по специализации оборудования и исполнителей. Вместо этого была разработана методика итеративного структурирования процесса на отдельные задачи, где каждый участник моделируется двумя звеньями - исполнительным (Рг) и решающим (С8), а общее руководство процессом осуществляет координатор С0. Схема и основные уравнения, описывающие эту методику, представлены на рис. 1.

Итак, группа участников под руководством координатора приступает к выполнению проекта - подготовке оригинал-макета конкретного печатного издания. На первом шаге каждый 5-тый участник устанавливает для себя значение т5=1, то есть выбирает себе одну задачу - нарисовать рисунок, вписать формулы в какой-то раздел текста, сделать таблицу и т.д. - и выполняет ее, имея возможность получить у координатора или других участников проекта все необходимые консультации.

В ходе и по результатам выполнения первой задачи в паре С0-С в режиме обучения формируется уровень качества, который будет воспроизводиться 5-м исполнителем в других задачах. 4-летний опыт издания научной и учебной литературы в СПб ГИТМО (ТУ) позволил выявить ряд закономерностей в системах предпочтений заказчиков, которые могут служить основой для такого утверждения. Во-первых, большинство заказчиков разделяет концепцию стилевого единства издания в целом, то есть систему предпочтений заказчика по отношению к подзадачам конкретной технологической группы (например, рисунки, таблицы, текст и т.д.) можно считать идентичной. Во-вторых, эта система предпочтений является сравнительно гибким психологическим конструктом, достаточно легко воспринимается исполнителем непосредственно от заказчика в режиме консультирования (обучения) или, более того, формируется одновременно у исполнителя и заказчика при их совместной работе в режиме "оператор-дизайнер". Важно, что, по нашим наблюдениям, такое "единое когнитивно-эстетическое пространство", соответствующее хорошо разработанной в современной психологии групповых взаимодействий теории поля [6, 8] возникает уже после выполнения 2-3 задач. Отметим, что в качестве Со здесь может выступать заказчик, менеджер проекта или любой его участник, являющийся носителем единого стилевого восприятия будущей книги.

По завершении этого процесса, то есть достижении приемлемого для Со уровня качества, координатор разрешает 5-му участнику выбрать следующую задачу, т.е. инициирует процедуру итеративного структурирования проекта. Результаты выполнения отдельных задач в электронном виде заносятся в единую директорию, управляемую координатором.

Важно отметить, что контроль того, выполнил ли конкретный участник взятую им задачу, не производится: любой участник может на любой стадии выйти из проекта, "не теряя лица". Координатор контролирует только общий темп выполнения проекта и (выборочно) уровень качества в подзадачах с т>\. Задачи, выполнение которых не удовлетворяет уровню качества, согласованному на первом шаге, вновь включаются в итеративное структурирование. Таким образом, каждый участник строит свою структуру задач в соответствии со своим пониманием и текущей мотивацией, то есть методика достаточно адекватно отражает сочетание в нем функций оператора и лица, принимающего решение (ЛИР). Результатом процедуры итеративного структурирования является распределение задач среди участников, соответствующее текущим уровням квалификации и мотивации каждого из них.

Еще одна особенность методики состоит в том, что взаимосвязь между участниками проекта регулируется самим процессом. Каждый участник проекта при выполнении отдельной задачи может выбрать наиболее удобный для себя программный продукт, его опции и даже сформировать индивидуальные технологические приемы. Единственное условие состоит в том, что его результат должен импортироваться в публикацию в целом и, при необходимости, экспортироваться из нее. Выполнение этого условия означает обратимость технологического процесса на любой его стадии, поддерживается современными программными продуктами для издательских систем и легко контролируется инструментально. Такая организация взаимосвязи между участниками процесса не только адекватна с точки зрения качества конечного продукта, но и повышает эффективность обучения участников, расширяя их возможности как ЛИР.

Готовый продукт (оригинал-макет) поступает в блок контроля БК. Внесение изменений в продукт по результатам контроля рассматривается как отдельная задача и выполняется в соответствии с уже описанными процедурами. Ири необходимости цикл может повторяться несколько раз, причем критерии контроля могут быть как

формальными (корректура), так и неформальными, персонифицируемыми различными участниками процесса (в том числе координатором или заказчиком).

Плюсы и минусы методики хорошо иллюстрируются результатами тестирования знаний студентов по программе PageMaker (рис. 2). Экспериментальную группу составили студенты 1-2 курса СПб ГИТМО (ТУ), прошедшие обучение в редакционно-издательском отделе (36-50 учебных часов в зависимости от сложности выполненного проекта), а контрольную группу - студенты Санкт-Петербургского института Московского государственного университета печати, прослушавшие специализированный курс по программе PageMaker в объеме 72 учебных часа. Вопросы теста распределялись по сложности (рис. 2, а) и типу проверяемых знаний (рис. 2, б). Диаграммы наглядно показывают более высокую эффективность профессионального обучения в контрольной группе.

а)

% верных ответов

80 70 60 50 40 30 20 10 0

77

I t

контрольная группа

экспериментальная группа

77

ЖЖ.

вопросы

легкие

средние сложные очень

сложные

б)

% верных ответов

80 70 60 50 40 30 20 10 0

контрольная группа

экспериментальная группа

I

¿и

щ.

вопросы

теорие

Ф го

_Q QQ

1 S

1 ^

2 CD

го о.

а о

о а

.D X

н го а го с с го

го m н о Ч ш а о

практика

Рис. 2. Результаты тестирования учащихся

Подведем некоторые итоги. Итеративная организация профессионального обучения компьютерным издательским технологиям с участием заказчика (автора будущего издания) позволяет получить продукт, соответствующий не только исходным требованиям заказчика, как традиционный технологический процесс, но и динамике их

изменений в процессе работы. Кроме того, упрощается и алгоритмизируется удовлетворение когнитивно-эстетических требований заказчика без их формализации.

• Исполнитель (студент) и заказчик (автор) вместе становятся участниками творческого процесса. При их совместной работе над подзадачей создается единое информационное поле [8-9], что способствует прямой трансляции научного потенциала от автора к исполнителю.

• За счет использования принципов координации процедура контроля оказывается встроенной в технологический процесс. Практически все контрольные операции осуществляются обезличенно, причем большинство из них реализуется программно и, следовательно, свободно от субъективизма контролера. Эти обстоятельства снимают с повестки дня проблемы взаимных претензий участников процесса и обеспечивают самоадаптацию процесса к текущим изменениям их мотивации, чего весьма трудно добиться при организации обучения с прямым управлением.

• Как показывает опыт нашей работы, существенным преимуществом описанной организации обучения является улучшенная, по сравнению с традиционными методиками, структура мотивации участников, а также более быстрое профессиональное обучение и самообучение.

Литература

1. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели (анализ зарубежного опыта). М.: Наука, 1997. 223 с.

2. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л. Менеджмент XXI века - краткий обзор основных тенденций // Стандарты и качество. 1999. № 3. С. 52-59.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ "Знание", 1996. 308 с.

4. Кочеткова А.И. Психологические вопросы современного управления персоналом. М.: Зерцало, 1999. 394 с.

5. Апарцева В.М. Издание газеты как способ изучения Microsoft Word 6.0 // Информатика и образование. 1997. № 6. С. 81-83.

6. Бабий А.А. Обучение офисным компьютерным технологиям // Информатика и образование. М.: 1997. № 5. С. 25-27.

7. Сычев Н.А. Обучение профессиональной информатике через систему учебно-профессиональных проектов // http://src.nsu.ru/conf/nit/96/sect4/node21.html

8. Магер В.Е., Черненькая Л.В. Качество. Всеобщее управление качеством. Определение и эволюция подходов. СПб: Политехника, 1998. 51 с.

9. Семенов С.В. Проектный подход // Информатика и образование. М.: 1997. № 5. С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.