Научная статья на тему 'Принципы конституционного института обращений граждан'

Принципы конституционного института обращений граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
833
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРАВА / НОРМАТИВНОСТЬ / ИНСТИТУТ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН / ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ / ДОСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Дарья Александровна

С учетом базового характера принципов для правовых норм, отдельных институтов и всего права в целом, актуально формулирование руководящих начал для концептуально обновленного института обращений граждан. В связи с этим предметом исследования статьи выступили конституционно-правовые нормы, а также доктринальные подходы, опосредующие принципы института обращений граждан в публичные властные органы. В статье представлены доводы в пользу обособления принципов конституционного института обращений граждан. Исходя из отсутствия в специальных конституционно-правых нормах самостоятельных заявленных принципов, а также на основании устойчивой научной позиции, поддерживающей аутентичность правового института обращений граждан, автором была предложена трактовка принципов конституционного института обращений граждан в рамках субъективного подхода, а также предложены их виды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF THE CONSTITUTIONAL INSTITUTE OF CITIZENS'' APPEALS

Given the basic nature of the principles to legal rules, private institutions and the law in General, the formulation of a guiding began to conceive of the updated Institute of citizens ' appeals. In this regard, the subject of the research articles addressed the constitutional and legal norms, as well as doctrinal approaches, the underlying principles of the Institute of citizens ' appeals to public authorities. The article presents the arguments in favor of the separation of constitutional principles of the Institute of citizens ' appeals. Based on the absence of a special constitutional right rules self-stated principles and on the basis of a sustainable scientific position that supports the authenticity of the legal institution of citizens 'appeals, the author proposes an interpretation of the constitutional principles of the Institute of citizens' appeals within the subjective approach, and proposed species.

Текст научной работы на тему «Принципы конституционного института обращений граждан»

Сергеева Д. А.

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

7.6. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Сергеева Дарья Александровна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического института

Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет

575874@bsu.edu.ru

Аннотация: С учетом базового характера принципов для правовых норм, отдельных институтов и всего права в целом, актуально формулирование руководящих начал для концептуально обновленного института обращений граждан. В связи с этим предметом исследования статьи выступили конституционно-правовые нормы, а также доктринальные подходы, опосредующие принципы института обращений граждан в публичные властные органы. В статье представлены доводы в пользу обособления принципов конституционного института обращений граждан. Исходя из отсутствия в специальных конституционно-правых нормах самостоятельных заявленных принципов, а также на основании устойчивой научной позиции, поддерживающей аутентичность правового института обращений граждан, автором была предложена трактовка принципов конституционного института обращений граждан в рамках субъективного подхода, а также предложены их виды.

Ключевые слова: принцип права, нормативность, институт обращений граждан, хронологическая определенность, непосредственность, доступность.

THE PRINCIPLES OF THE CONSTITUTIONAL INSTITUTE OF CITIZENS' APPEALS

Sergeeva Dariya A., postgraduate student. Law Institute Study place: Belgorod State National Research University

575874@bsu.edu.ru

Abstract: Given the basic nature of the principles to legal rules, private institutions and the law in General, the formulation of a guiding began to conceive of the updated Institute of citizens ' appeals. In this regard, the subject of the research articles addressed the constitutional and legal norms, as well as doctrinal approaches, the underlying principles of the Institute of citizens ' appeals to public authorities. The article presents the arguments in favor of the separation of constitutional principles of the Institute of citizens ' appeals. Based on the absence of a special constitutional right rules self-stated principles and on the basis of a sustainable scientific position that supports the authenticity of the legal institution of citizens 'appeals, the author proposes an interpretation of the constitutional principles of the Institute of citizens' appeals within the subjective approach, and proposed species.

Keywords: principle of law, normativity, institute of citizens' appeals, the chronological certainty, immediacy, accessibility.

Известно, что одним из наиболее важных элементов права являются его принципы, то есть руководящие начала, на которых базируются нормы, отдельные институты и все право в целом. Важность принципов права была однозначно сформулирована Л.С. Явича-ем: правовые системы, лишенные руководящих начал, аморфны, легко подвергаются эрозии, не обладают необходимой жизненной силой, страдают существенными пробелами и отсутствием динамизма. Стабильные и четко сформулированные принципы - одно из свойств зрелости действующего права1.

Для достижения заявленной цели исследования, представляется целесообразным выявление принципов конституционного института обращений граждан. В этой связи, не вдаваясь в этимологию термина «принцип», приведем доктринальные интерпретации принципов права.

Безусловно, принципы детерминированы развитием общественных отношений, внешними и внутренними факторами и условиями, отражают закономерности общественного развития.

Исходя из этого, в юридической литературе традиции понимания принципов права сложились в пределах двух направлений: объективного и субъективного.

1 Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 155.

Первое отождествляет принципы права с познанным юристами объективным юридическим законом2. Ученые, разделяющие сущность данного подхода, типично отождествляют принципы права с принципами действующего права, выступающими как отправные положения (правила), непосредственно входящие в его содержание3.

Как частность укажем мнение В.Н. Хропанюка, в соответствии с которым принципы права - это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни4.

В.И. Леушин делает акцент на том, что правовые принципы могут быть прямо сформулированы в законе или же выводимы из общего смысла законодательства5. Его позиция базируется на тезисе, высказанном

2 Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1: Элементарный состав. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2004. С. 63.

3 См., напр.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Введение. Сущность социалистического права. Курс лекций: учебное пособие. Вып. 1. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1963. С. 151; Лукашова Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6. С. 25-30; и др.

4 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008. С. 213.

5 Леушин В.И. Теория государства и права. В 2-х ч. Ч. 2. Екатеринбург, 1994. С. 15.

еще в советский период: никакая идея сама по себе не может регулировать правовые действия и правовые отношения до тех пор, пока она не обретет государственно-властный характер, то есть до тех пор, пока она не станет правовой нормой6.

В рамках второго направления принципы права определены как исходные, определяющие идеи, положения7. Подобная интерпретация является более распространенной по сравнению с объективной.

Авторы определяют правовые принципы в качестве исходных юридических положений и идей8, не вошедших в содержание действующего права, соответственно, не зафиксированных в нормах права и не обладающих свойствами нормативности. К ним относятся те, которые прямо не закреплены в нормах, имеют смысловое выражение и находят свое воплощение в таких компонентах правовой системы, как правосознание, правотворчество, правореализация и др.

На наш взгляд, явления общественной жизни форсируют и во многом определяют нормы права. Данное касается и правовых принципов. В этой связи в основе нашего исследования лежит субъективный подход, предполагающий смысловую нагрузку принципов, как формализованных, так и не получивших закрепление на уровне нормы права. Тем более, что в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ) отсутствуют обособленные конкретные нормы-принципы в заявленной сфере.

Итак, под принципами конституционного института обращений граждан будем понимать упорядоченную совокупность руководящих положений, основополагающих начал и идей, формализованных в правовых нормах, а также выработанных в юридической науке и определяющих условия реализации субъективного права на обращение граждан в публичные властные органы, а также порядок рассмотрения таких обращений.

Таким образом, далее исследовательское внимание уделим принципам, сопряженным с условиями реализации субъективного права на обращение граждан в публичные властные органы. К таким принципам нами отнесены: непосредственность, доступность, достоверность и открытость информации о деятельности публичных властных органов и вариативность адресата.

Принцип доступности мы связываем с возможностью беспрепятственно направлять обращения в компетентные органы или должностным лицам, а также с информированием граждан о деятельности публичных властных структур и в этой связи упрощением процедур обращения в них. Реализацию данного принципа опосредует, в том числе, функционирующее в России электронное правительство.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволило повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органами государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и

6 Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики). М., 1971. С. 9.

7 Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3. С. 4; Лукашева Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6. С. 22-23.

8 См., например: Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2005. С. 168 и др.

9 Сахапов Р.Р. Основные подходы к пониманию принципов пра-

ва в российской правовой науке (советский и современный пери-

оды) // История государства и права. 2014. № 15. С. 10-15.

актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте, что способствует существенному упрощению процесса поиска гражданами требуемой информации, снижению затрат времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшению количество ошибок.

Полагаем, на практике данный принцип должен ориентировать публичные властные органы обеспечивать гражданам реальную возможность беспрепятственного получения всего массива сведений о своей деятельности, за исключением информации ограниченного доступа.

Действующим законодательством доступ к информации, связанной с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, может быть ограничен лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства10.

Отметим, что в целом дальнейшая реализация концепции электронного правительства применительно к институту обращений граждан требует 1:

- продолжения создания официальных сайтов публичных властных органов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией;

- создания эффективной системы обратной связи с гражданами (электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов).

Принцип информационной открытости органов государственной власти представляет собой такую организацию их деятельности, при которой гражданам, их объединениям, коммерческим структурам, иным государственным и муниципальным органам обеспечивается возможность получать необходимую и достаточную информацию об их деятельности, принимаемых решениях и другую общественно значимую информацию при соблюдении установленных федеральным законодательством ограничений12.

С названным принципом тесно связан принцип достоверности информации о деятельности публичных властных органов и своевременности ее предоставления. Соблюдение этого принципа опосредует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставлять пользователям точную информацию.

Следующий принцип, который нами обозначен - непосредственность. Гражданин обращается самостоятельно непосредственно в тот публичный властный орган или к должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Непосредственность также проявляется в том, что гражданин может воспользоваться возможностью личного приема.

На наш взгляд, важно обособление принципа вариативности адресата, так как именно гражданин выбирает по собственному усмотрению структуру подачи обраще-

10 Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (постатейный) // СПС Консультант-Плюс, 2010.

11 Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 17-19.

12 Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: КОН-ТРАКТ-ИНФРА-М, 2006.

Сергеева Д. А.

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

ния. Естественно, данный выбор не лишен ошибок для граждан и поданные ими для рассмотрения обращения могут попасть к органам и должностным лицам, которые некомпетентны принимать решение по существу.

Далее обратим внимание на содержание процессуальных принципов рассмотрения обращений граждан. В их числе мы выделяем объективность и всесторонность, обязательность принятия обращения к рассмотрению и представления ответа по обращению, хронологическую упорядоченность, защиту персональных данных и неотвратимость юридической ответственности.

Итак, всесторонность рассмотрения обращений граждан предполагает детальное исследование требований гражданина с учетом законности, обоснованности, логичности, справедливости, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц при удовлетворении претензий гражданина; наличия доказательств (материалов или иной информации), которые подтверждают нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя. Обращение должно быть изучено полностью вне зависимости от его объема. Недопустимо фрагментарное исследование документа.

Принцип объективности означает соответствие процедуры рассмотрения обращения, сделанных выводов и, следовательно, ответа на обращение имеющим значение фактическим обстоятельствам, объективной действительности13.

Принцип обязательности принятия обращения к рассмотрению и представления ответа по обращению базируется на юридической обязанности публичных властных органов и их должностных лиц. Данный императив подтверждается детальными процедурами, установленными как в Федеральном законе от 2 мая 20016 г. № 59-ФЗ, так и в отраслевых регламентах.

Для компетентных органов и должностных лиц, принявших к рассмотрению обращение гражданина, является обязательной подготовка на него ответа.

Ответ на обращение гражданина обладает характером официального документа и может быть представлен в суде, если гражданин не удовлетворен результатом его рассмотрения в административном порядке и решит прибегнуть к судебной защите своих прав и свобод. В этой связи ответ дается от имени публичного властного или их должностных лиц и должен быть подписан руководителем либо уполномоченным лицом заявленных структур.

Далее отметим обособление принципа хронологической определенности, который обозначает установление сроков в рамках процедуры регистрации, рассмотрения и подготовки ответа на поступившее обращение по существу. Подчеркнем, что различные сроки сосредоточены, как в самостоятельной специальной норме Федерального закона № 59-ФЗ (ст. 12), так и в иных нормах акта (например, ч. 2, 4 ст. 8, ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 11 и др.).

В рамках заявленного института целесообразен принцип защиты персональных данных. Так, в ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 59-ФЗ речь идет о недопустимости разглашения сведений, содержащихся в обращении и сведений, касающихся частной жизни гражданина.

Указанная норма базируется на конституционном установлении ст. 24. Для обеспечения ее реализации установлен особый режим обращения с персональны-

13 Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2014.

ми данными. Такая информация находится под защитой государства, так как ее некорректное использование нарушает право на неприкосновенность частной жизни, конституционный запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни без согласия и ведома лица14.

Полагаем, конституционному институту обращений граждан имманентен принцип неотвратимости юридической ответственности адресатов обращений граждан.

В ст. 15. Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ предусмотрены основы ответственности лиц, виновных в нарушении норм указанного акта. Непосредственно данный федеральный закон не предусматривает меры ответственности, а отсылает к иному законодательству Российской Федерации. В связи с этим есть основания говорить о наступлении конституционно-правового, муниципально-правового, уголовного, административного, гражданского и дисциплинарного видов юридической ответственности.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим его ключевые положения. В силу базового значения принципов для права в целом, а также его структурных единиц (отраслей, подотраслей и институтов), считаем, целесообразным обособление принципов и для конституционного института обращений граждан. Исходя из отсутствия в специальных конституционно-правых нормах самостоятельных заявленных принципов, а также на основании устойчивой научной позиции, поддерживающей аутентичность правового института обращений граждан, автором была предложена трактовка принципов конституционного института обращений граждан в рамках субъективного подхода, а также предложены их виды. Подчеркнем, что перечень таких принципов в виду их доктринальной интерпретации на основе совокупности действующих правовых норм является динамическим и обсуждаемым в рамках научной дискуссии.

Список литературы:

1. Явич Л.С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978.

2. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 1: Элементарный состав. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2004.

3. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Введение. Сущность социалистического права. Курс лекций: учебное пособие. Вып. 1. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1963.

4. Лукашова Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008.

6. Леушин В.И. Теория государства и права. В 2-х ч. Ч. 2. Екатеринбург, 1994.

7. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики). М., 1971.

8. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Правоведение. 2000. № 3.

9. Матузов Н.И. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2005.

10. Сахапов Р.Р. Основные подходы к пониманию принципов права в российской правовой науке (советский и современный периоды) // История государства и права. 2014. №

15.

11. Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государствен-

14 Научно-практический комментарий к Конституции РФ / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001. С. 128.

ных органов и органов местного самоуправления» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2010.

12. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствования регионального управления в условиях информационного общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3.

13. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хаб-риевой. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2006.

14. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (постатейный) // СПС Кон-сультантПлюс, 2014.

15. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2001.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Принципы конституционного института обращений граждан» аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета Дарьи Александровны Сергеевой Статья Д.А. Сергеевой посвящена проблематике формулирования руководящих начал для концептуально обновленного конституционного института обращений граждан.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку, правовые системы, лишенные руководящих начал, аморфны, легко подвергаются эрозии, не обладают необходимой жизненной силой, страдают существенными пробелами и отсутствием динамизма. Стабильные и четко сформулированные принципы -одно из свойств зрелости действующего права.

Автором, исходя из отсутствия в специальных конституционно-правых нормах самостоятельных заявленных принципов, а также на основании устойчивой научной позиции, поддерживающей аутентичность правового института обращений граждан, была предложена трактовка принципов конституционного института обращений граждан в рамках субъективного подхода, а также предложены их виды.

Заслуживает внимания авторская трактовка принципов конституционного института обращений граждан. Это упорядоченная совокупность руководящих положений, основополагающих начал и идей, формализованных в правовых нормах, а также выработанных в юридической науке и определяющих условия реализации субъективного права на обращение граждан в публичные властные органы, а также порядок рассмотрения таких обращений.

Научная статья Д.А. Сергеевой «Принципы конституционного института обращений граждан» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

Научный руководитель: заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета д-р юрид. наук, профессор

М.В. Мархгейм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.