Научная статья на тему 'Принципы историографии социально-культурной деятельности'

Принципы историографии социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1111
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ТЕОРИЯ / THEORY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ИСТОРИОГРАФИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HISTORIOGRAPHY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / ПРИНЦИПЫ / ИСТОРИЗМ / ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ / CHRONOLOGICAL / ПРОБЛЕМНЫЙ / БИОГРАФИЧЕСКИЙ / BIOGRAPHICAL / ХРОНОЛОГИЧЕСКИ ТЕМАТИЧЕСКИЙ / APPROACH / HISTORIOGRAPHY'S APPROACHES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / HISTORICAL METHOD / TOPICAL / CHRONOLOGICAL AND THEMATIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябков В. М.

В статье впервые выявлено и дано обоснование принципов историографии социально-культурной деятельности как одной из основ её методологии. Рассмотрены такие принципы, как историзм, хронологический, проблемный, биографический, хронологически тематический. Дано их обоснование и раскрытие. Особое внимание обращено на принципы хронологический и биографический. Приведены примеры, иллюстрирующие эти принципы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there are shown up and given explanation of historiography's approaches of social and cultural activity as one of foundations of its methodology. There is given consideration to approaches, such as: chronological, topical, biographical, chronological and thematic historical method. There is given its substantiation and disclosure. The special attention is drawn to chronological and biographical approaches. The examples are given, illustrating these approaches.

Текст научной работы на тему «Принципы историографии социально-культурной деятельности»

В. М. Рябков

ПРИНЦИПЫ ИСТОРИОГРАФИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье впервые выявлено и дано обоснование принципов историографии социально-культурной деятельности как одной из основ её методологии. Рассмотрены такие принципы, как историзм, хронологический, проблемный, биографический, хронологически тематический. Дано их обоснование и раскрытие. Особое внимание обращено на принципы хронологический и биографический. Приведены примеры, иллюстрирующие эти принципы. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, теория, методология, историография, историография социально-культурной деятельности, принципы, историзм, хронологический, проблемный, биографический, хронологически тематический.

In this article there are shown up and given explanation of historiography's approaches of social and cultural activity as one of foundations of its methodology. There is given consideration to approaches, such as: chronological, topical, biographical, chronological and thematic historical method. There is given its substantiation and disclosure. The special attention is drawn to chronological and biographical approaches. The examples are given, illustrating these approaches. Keywords: socio-cultural activity, theory, methodology, historiography, historiography of social and cultural activity, approach, historiography's approaches of social and cultural activity, historical method, chronological, topical, biographical, chronological and thematic.

В настоящее время мы наблюдаем, заметное оживление в изучении проблем теории и историографии социально-культурной деятельности, поскольку эта наука имеет большое значение в теоретико-методологическом осмысливании происходящих в исторической науке изменений, без чего последняя не может плодотворно развиваться. Здесь в первую очередь необходимо выделить работы Н. Н. Ярошенко (12-15), Е. М. Клюско (6), статьи В. М. Рябкова (10). Однако вопрос о принципах историографии социально-культурной деятельности исследователями не рассматривался.

К жанру историографии социально-культурной деятельности относятся рецензии, обзоры, статьи по отдельным проблемам, труды, содержащие анализ взглядов историка или целого направления в исторической науке, обобщающие исследования за какой-то определенный период, и т. д.

Эти различные виды историографических изысканий дают возможность изучать единичные и распространенные явления, частные и общие тенденции и на этой основе вскрывать объективные

закономерности развития исторической науки в связи с социально-экономическими, политическими, научно-техническими и культурными сдвигами и изменениями.

Любое историографическое исследование призвано способствовать обогащению и уточнению наших представлений об особенностях процесса самопознания человечества как объекта и субъекта исторического процесса.

Для рассмотрения вопроса о принципах историографии определим понятие «принцип». «Принцип, — пишет В. С. Добриянов, — есть научное выражение существенно общих сторон и определений реального мира, выделенных в историческом процессе развития знаний, которые в дальнейшем развитии науки играют роль руководящих идей, основных начал» (4, с. 208). Прежде чем строить систему категорий, необходимо строго определить те принципы, которые должны быть положены в основу этой системы.

Изучение исследований, посвященных рассмотрению принципов историографии, свидетельствует о том, что нет единого подхода в решении этой проблемы.

Некоторые авторы полагают, что в основе построения субординации категорий диалектической логики должны лежать два основных принципа: 1) восхождение от абстрактного к конкретному и 2) совпадение логического и исторического (7, с. 303). Ф. И. Георгиев выдвигает пять принципов: 1) отражение, 2) развитие, 3) единство исторического и логического, 4) единство конкретного и абстрактного, 5) связь теории и практики (3, с. 30).

В. С. Добриянов, исследуя методологические проблемы теоретического и исторического познания, выделяет четыре уровня принципов историографии:

- первый уровень - это общефилософские принципы. Основным, наиболее общим, определяющим из них является принцип отражения;

- второй уровень - это принципы, вытекающие из специфики теоретического и исторического познания. Все черты теоретического метода, о которых шла речь до сих пор, выступают как принципы построения теоретической системы, а черты исторического метода - как принципы исторической системы;

- третий уровень - это уже наиболее общие (нефилософские, конкретно-научные или частнонаучные) принципы, характер которых определяется природой данного объекта науки;

- четвертый уровень строится на основе принципов, вытекающих из общего объекта (родовой принцип), и принципов, вытекающих из собственного предмета данной науки - видовой принцип

(4, с. 204-206).

Таким образом, по мнению В. С. Доб-риянова, оказывается, что принципы создания теоретической системы сами выступают в качестве некоторой многоступенчатой системы. В основе каждой ступени (или уровня) лежит один основной, определяющий, принцип, с которым связаны и другие принципы данного уровня (ступени). Переход к следующей ступени скачкообразен и определяется качественным многообразием мира. Поэтому справедливо говорить об одном-единственном определяющем принципе

построения научной теоретической системы; справедливо говорить и о принципах этой системы (4, с. 206-207).

Методологический аспект принципа историзма выступает ведущим в историографии социально-культурной деятельности. Суть его заключается в том, чтобы вскрыть диалектику исторических процессов, формируемых деятельностью людей как главных творцов истории, в их генезисе, а также в выяснении современного состояния и тенденций развития в будущем.

Руководствуясь принципом историзма и подходом к изучению общественно-научных явлений, можно сделать заключение, что принцип историзма в историографии социально-культурной деятельности включает в себя нижеследующую группу взаимосвязанных положений. На это обратил внимание А. И. Зевелев, который считает, что, во-первых, одним из главных требований принципа историзма выступает исторический подход к изучению прошлого, когда события и явления исторической науки рассматриваются в историографии на основе соблюдения временной последовательности и закономерной преемственной смены периодов и этапов ее развития, каждый из которых анализируется как относительно завершенный цикл со свойственными ему определенными законами. Исходя из этого историзм, выражающий всеобщность развития, в историографии проявляется не только в анализе смены этапов и периодов развития исторической науки. В этом контексте выясняется обусловленность этого процесса, определяемого закономерностями социально-исторического прогресса. Таким образом, общеметодологический принцип историзма дает возможность историографии исследовать развитие исторических знаний как в хронологической последовательности их появления, так и в их концептуальном единстве (5, с. 75).

Во-вторых, каждый историографический факт, равно как и их совокупность, анализируется в процессе своего возникновения, становления, изменения

и развития, во взаимном сцеплении. Сущность и происхождение факта, исходя из того, что всякое познание — процесс исторический, могут быть установлены лишь путем раскрытия его генезиса и дальнейшего развития. Рассмотрение реальных историографических фактов и явлений с точки зрения их генезиса, преемственности и дает возможность уяснить их суть и изменения на различных этапах развития.

Необходимость анализа историографических фактов с точки зрения генезиса и развития предполагает также выявление тех теоретических положений, которые выдержали проверку временем и прочно вошли в историографию. Этот же принцип требует от историографа и проверки истинности теоретического материала историческим опытом народа.

Принцип историзма противостоит абстрактному подходу к изучению фактов, предупреждает против односторонней или эклектической их оценки. Руководствуясь принципом историзма, необходимо глубоко изучить условия и причины возникновения историографического явления, проследить его изменения и развитие и выявить его современное состояние.

В-третьих, исследование событий исторической науки в тесной связи с историческими условиями их появления дает возможность проанализировать историографические факты во взаимной связи и обусловленности, во всех «опос-редствованиях», в тесной и органической связи с закономерностями развития общества.

Анализ развития научной мысли должен вестись с учетом условий и особенностей накопления научных знаний. Принцип историзма позволяет историографии видеть историографические факты такими, какими они были в действительности, в их многообразии и конкретности, что открывает перед историографией широкие просторы. В частности, это дает возможность выявить причины выдвижения тех или иных проблем именно в то, а не в другое время, на

том или ином этапе развития пауки, понять, почему больше внимания уделялось разработке одних вопросов, другие же вовсе не ставились и не исследовались. Историография, таким образом, имеет возможность противостоять попыткам улучшения или ухудшения исторического процесса или излагать его с субъективистских позиций.

В-четвертых, принцип историзма является определяющим в понимании развития историографии, преемственности ее этапов и необходимости постижения в едином контексте прошлого, настоящего и будущего.

В-пятых, в историографическом творчестве возможна ситуация, когда требуется изучить отдельный историографический факт, например труд историка. Поэтому отдельные работы, их значение и место в общем, потоке литературы могут быть верно оценены в сопоставлении с тенденциями, характерными для этапа или периода их создания в целом.

Следовательно, принцип историзма диктует не противопоставление отдельных историографических явлений общему процессу, а исследование их как части целого (5, с. 74—79).

Историография служит и делу верной оценки предшествующих ступеней развития, дает возможность наиболее точно охарактеризовать литературу предшествующего времени. В связи с этим современность, отраженная в историографическом факте, есть часть истории, развивающаяся историческая действительность; в историографическом факте есть такие моменты, которые не имеют непосредственно большого значения в настоящем, но которые могут приобрести актуальность в будущем. Поэтому изучение историографического факта с высот современности придает историографии политическую заостренность.

Историзм как методологический принцип объединяет в себе и исторический взгляд на события исторической пауки, и исторический метод их познания.

И. И. Анисимова исследуя принцип историзма, отмечает, что в соответствии с общим пониманием принципа как гносеологического феномена принцип историзма есть знание о действительности и средство ее познания. Принцип историзма как единство теории и метода представляет собой концентрированное выражение содержания истории, с одной стороны, а с другой - способ ее познания.

Она считает, что в методологическом плане принцип историзма определяет способ включения исторического знания в теоретическую систему, определяя характер их преемственной связи. Анализ развивающейся исторической связи с точки зрения ее генезиса в прошлом и тенденции развития в будущем составляет основную проблему историзма (1, с. 65).

В. К. Белолипецкий, исследуя принцип историзма в историографии, отмечает, что при осуществлении исторического подхода к какой-либо вещи, явлению или процессу важно знать предпосылки, условия возникновения этого процесса, его генеалогию; учитывать существующие или существовавшие многосторонние и развивающиеся связи данного явления с другими, т.е. рассматривать его не изолированно от других, а установить сам момент возникновения этого явления, иными словами, определить конкретное начало данного явления; выделить основные, ведущие этапы, периоды, фазы, ступени развития, включая возникновение и становление; констатировать, какой «облик», сущность и вид приобрело явление в его нынешнем состоянии - в период зрелого развития, распознать основные тенденции, направления будущего развития (2, с. 49).

К. Д. Петряев, исследуя вопросы методологии исторической науки, также рассматривает некоторые вопросы принципов историографии. Он сформулировал следующие принципы историографических изысканий: хронологический, проблемный, биографический и хронологически тематический (8, с. 128).

Выделяя хронологический принцип, автор отмечает, что данный принцип целесообразен тогда, когда необходимо осветить общие черты эволюции исторической науки, выделить главные моменты в изучении какой-либо проблемы или вопроса. Хронологическая последовательность дает возможность выявить существо и основные методологические концепции авторов исторических трудов на каждом определенном этапе. Она позволяет установить качественные сдвиги в содержании и направлениях развития исторической науки в стране или за рубежом при переходе от одного этапа к другому в связи с социально-экономическими, политическими и всеми другими изменениями. Это присуще и историографическому анализу какой-либо отдельной проблемы и тех причин, которые пробуждают интерес к ней в исторической науке, ибо эти причины могут быть поняты лишь при тщательном хронологическом освещении переломных моментов в изучении такой проблемы (8, с. 128).

При этом К. Д. Петряев замечает, что хронологический принцип дает плодотворные результаты только в случае строгого соблюдения периодизации объективной исторической действительности и учета качественных изменений, лежащих в основе этой периодизации.

При историографическом обобщении итогов изучения в исторической науке какого-либо крупного, отдельного вопроса чаще всего эффективен проблемный принцип.

Рассматривая проблемный принцип, К. Д. Петряев замечает, что при историографическом исследовании он тесно связан с хронологическим принципом. Это связано с тем, что при применении проблемного принципа ставится задача в концентрированной форме раскрыть теоретические концепции и методологические основы исторических исследований по тому или иному вопросу.

Применение проблемного принципа зависит от состояния изученности вопроса. Если он изучен отрывочно, отсутствуют связующие звенья в истории воп-

роса, нет или мало источников, позволяющих устранить пробелы, то естественно, что у историографа не может сложиться цельной картины о том или ином вопросе. Он может сделать лишь ряд частных выводов. В этом случае применение проблемного принципа не целесообразно. Следовательно, проблемный принцип эффективен в сравнительно узких областях историографических изысканий (8, с. 130).

В историографии продуктивен биографический принцип. Предлагая его внедрение в историографические исследования, К. Д. Петряев, отмечает, что его применение требует: детального рассказа о жизни и деятельности историка в той социальной среде, в которой он вырос и сформировался как ученый; анализа его трудов в хронологической последовательности или по интересовавшим его проблемам; обобщения его политических, собственно исторических и философских взглядов; рассмотрения гносеологического аспекта творческих поисков историка; соотнесения деятельности историка с объективными процессами социально-экономического, политического и научно-культурного развития современного ему общества. Несомненно, однако, что в биографии историка историографу будут попадаться и «белые пятна», восполнить которые он может лишь собственными догадками или воображением, что, в известных пределах, вполне оправдано.

Биографический жанр историографических исследований предполагает изучение индивидуальной неповторимости ученого, но связанной какими-то чертами с особенностями того поколения людей, к которому он принадлежит. В этой неповторимости должны быть представлены: творческие процессы, эмоциональные моменты, жизненные привычки, иллюзии, условия быта и семьи, увлечения и т. д. Разумеется, увязать все элементы, относящиеся к сугубо личным сторонам жизни ученого, с его научной деятельностью, а последнюю — с общим процессом развития исторической науки —

необычайно сложная задача (9, с. 130).

Вообще биографический жанр историографии является весьма трудным. В историографии социально-культурной деятельности он используется пока довольно редко. Однако есть блестящие, но пока единичные примеры его использования. Так, необходимо выделить исследование доктора педагогических наук, профессора В. Е. Триоди-на «Мастодонты кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств», изучившего научную, организационно-творческую деятельность ученых кафедры: Г. Г. Карпова, А. Г. Соломоника, Д. М. Генкина, М. А. Ариарского, внесших значительный вклад в развитие теории и практики социально-культурной деятельности в период второй половины ХХ и начала XXI века (11). Здесь можно привести и наше историографическое исследование, посвященное ведущим ученым социально-культурной деятельности второй половины ХХ и начала XXI веков: М. А. Ариарскому, Д. М. Ген-кину, Г. Г. Карпову, Ю. Д. Красильнико-ву, Е. Л. Кудриной, Н. Ф. Максютину, В. Е. Новаторову, А. Г. Соломонику, Ю. А. Стрельцову, В. И. Суртаеву, В. В. Туеву, Г. И. Фроловой (9).

Интересна серия Челябинской государственной академии культуры и искусств, издававшаяся в 2000—2008 годах и посвященная ведущим ученым, педагогам, творцам, их научной, творческой и исполнительской деятельности — таким, как А. М. Баскаков, Т. Ф. Берестова, В. В. Бычков, А. И. Лазарев, И. Г. Мор-генштерн, Т. Б. Нарская, В. А. Петров, В. Я. Рушанин, В. М. Рябков, П. В. Сапронов, М. Д. Смирнов, В. Н. Худяков, В. С. Цукерман и др.

Однако нам еще предстоит внедрить биографический принцип в практику историографических изысканий социально-культурной деятельности.

Хронологически тематический принцип применим при рассмотрении коренных проблем и широкого комплекса вопросов. Это делает его весьма

плодотворным и перспективным.

Таким образом, рассмотренные принципы: историзма, хронологический, проблемный, биографический и хронологически тематический, как отражающие общие направления историографии, мы можем отнести и к принципам историографии социально-культурной деятельности.

Историография социально-культурной деятельности позволяет увидеть науку в движении, в органическом взаимодействии внешних и внутренних факторов ее развития, науку в действии, в разрешении задач, поставленных ей современностью, науку в процессе познания социально-культурной деятельности в человеческом обществе.

Примечания

1. Анисимова И. И. Методологическое значение принципа историзма в конкретно-научном исследовании / И. И. Анисимова // Общее и особенное в методологии социальных исследований. - Л.: ЛГУ, 1986. - С. 61-68.

2. Белолипецкий В. К. Методологическое значение принципа историзма / В. К. Белолипецкий // Методологические проблемы научного исследования: сб. статей. - Ростов н/Д, 1974. - С. 45-54.

3. Георгиев Ф. И. Категории материалистической диалектики / Ф. И. Георгиев. - М., 1960.

4. Добриянов В. С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания / В. С. Добриянов. - М.: Мысль, 1968. - 318 с.

5. Зевелев А. И. Историографическое исследование: методологические аспекты / А. И. Зевелев. - М.: Высш. шк., 1987. - 169 с.

6. Клюско Е. М. Досуг в контексте современных взглядов на историографию / Е. М. Клюско // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н.Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 22-40.

7. Минасян А. М. Категории содержания и формы / А. М. Минасян. - Ростов, 1962.

8. Петряев К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К. Д. Петряев. - Киев: Вища шк., 1971. - 163 с.

9. Рябков В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуго-вой деятельности в России (вторая половина ХХ века): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2007. - Т. 5. -С. 457-575.

10. См.: Рябков В. М. Принципы, законы и закономерности социально-культурной деятельности в историко-педагогической литературе / В. М. Рябков // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования : [вестник ЧГАКИ]. -Челябинск, 2005. - Вып. 4 (19); Рябков В. М. Принципы социально-культурной деятельности в историко-педагогической литературе / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - Вып. 2 (8); Рябков В. М. Развитие понятия функций социально-культурной деятельности в историко-педагогической литературе / В. М. Рябков // Социально-культурная деятельность: Теория, технология, практика : [коллективная монография] / ред.-сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусств. - Челябинск, 2005; Рябков В. М. Принципы, закономерности и законы социально-культурной деятельности в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало ХХ1 в.) / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2005. - № 4; Рябков В. М. Методологические аспекты историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания / В. М. Рябков // Культура-искусство-образование: синтез теории и практики : [материалы XXVIII науч.-практ. конф. проф.-препод. состава ЧГАКИ]. - Челябинск, 2007; Рябков В. М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI в.) / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 1; Рябков В. М. Историография социально-культурной деятельности как научная отрасль знания / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - 2007. - № 1; Рябков В. М. Историография функций библиотек в педагогической литературе 60-80-х годов ХХ века / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - 2007. - №2; Рябков В. М. Динамика развития функций библиотек в исто-рико-педагогической литературе 60-90-х годов ХХ и начала XXI вв. / В. М. Рябков // Куль-

тура - искусство - образование: Интеграционные процессы в теории и практике : [материалы XXIX научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии] / ЧГАКИ. - Челябинск, 2008; Рябков В. М. Методологические основы историографии социально-культурной деятельности как научной отрасли знания / В.М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 5; Рябков В. М. Историография развития функций библиотек в профессиональной литературе 90-х гг. ХХ и начала XXI вв. / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2008. - № 1 (13); Рябков В. М. Историография теоретико-методологических основ определения эффективности социально-культурной деятельности второй половины ХХ в. / В. М. Рябков // Вестник ЧГАКИ. - 2008. - № 3; Рябков В. М. Теоретико-методологические основы понятия «эффективность социально-культурной деятельности» / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 3; Рябков В. М. Историография проблем эффективности социально-культурной деятельности второй половины ХХ века / В. М. Рябков // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 4.

11. Триодин В. Е. Мастодонты кафедры социально-культурной деятельности / В. Е. Триодин // История. Воспоминания, Документы: К 85-летию Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств / отв. ред. П. А. Подболотов. - СПб.: СПбГУКИ, 2003. - С. 118-145.

12. Ярошенко Н. Н. Историко-педагогические исследования социально-культурной деятельности: поиски новых подходов / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования : сб. статей / науч. ред. Е. М. Клюско, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - С. 8-22.

13. Ярошенко Н. Н. Структура, научный статус социальной методологии социально-культурной деятельности / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика : [межвуз. сб. науч. тр.] / Кемеровск. гос. акад. культуры и искусств. - Кемерово, 2002. - С. 5-20.

14. Ярошенко Н. Н. Современная теория социально-культурной деятельности: культурно-антропологические основания / Н. Н. Ярошенко // Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве : [межвуз. сб. науч. тр.] / Кемеровск. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 9-13.

15. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

Д. М. Абдуразакова

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

В статье рассматриваются методологические и теоретические аспекты деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи. Дается структурный анализ каждого объекта, обеспечивающего свою деятельность в интегратив-ном единстве с другим объектом, создавая тем самым единое культурно-образовательное пространство. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, толерантное сознание, учреждения культуры и образования, многонациональный регион.

In the article are opened methodological and theoretical aspects activity of cultural and educational systems in developing youth tolerant consciousness. The structural analysis of each object is given, providing its activity in integrative unity with another object creating s that united cultural-educational space. Keywords: socio-cultural activity, tolerant consciousness, cultural and educational systems, multinational region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.