Научная статья на тему 'Принципы исследования степени адаптации организма летчика к условиям полета'

Принципы исследования степени адаптации организма летчика к условиям полета Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
226
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СЛЮНА / БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / NA+ / K+ / КОРТИЗОЛ / ГЛЮКОЗА / NA+ / K+ / FUNCTIONAL CONDITION / SALIVA / BIOCHEMICAL INDICATORS / A CORTISOL / GLUCOSE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Малышева Елена Владимировна, Засядько Константин Иванович, Гулин Александр Владимирович

Функциональная перестройка организма является характерной чертой не только адаптации, но также и кумуляции, являющейся следствием накопления под влиянием непрерывного воздействия стрессора с интервалами, недостаточными для полного восстановления исходного физиологического состояния. Было установлено, что выраженность катаболических процессов в организме летчиков прогрессирует с увеличением количества полетов в одну летную смену и является одним из признаков утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Малышева Елена Владимировна, Засядько Константин Иванович, Гулин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF RESEARCH OF ADAPTATION DEGREE OF ORGANISM OF PILOT TO FLIGHT CONDITIONS

Functional reorganization of an organism is characteristic feature for not only adaptations, but also a consequence of accumulation under the influence of continuous influence with the intervals insufficient for a complete recovery of an initial physiological condition. It has been established that expressiveness processes in an organism of pilots progresses with increase in quantities of flights in one flight change and is sign of exhaustion.

Текст научной работы на тему «Принципы исследования степени адаптации организма летчика к условиям полета»

ISSN 1810-0198 Вест ник ТГУ, г.16, вып.5, 2011

УДК 612.017.2

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЛЕТЧИКА

К УСЛОВИЯМ ПОЛЕТА

© Е.В. Малышева, К.И. Засядько, A.B. Гулин

Ключевые слова: функциональное состояние; слюна; биохимические показатели; К*; кортизол; глюкоза. Функциональная перестройка организма является характерной чертой не только адаптации, но также и кумуляции, являющейся следствием накопления под влиянием непрерывного воздействия стрессора с интервалами, недостаточными для полного восстановления исходного физиологического состояния. Было установлено, что выраженность катаболических процессов в организме летчиков прогрессирует с увеличением количества полетов в одну летную смену и является одним из признаков утомления.

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень развития боевой техники (самолеты 4-го поколения) и падающий уровень профессиональной подготовки летного состава повышают цену деятельности (величина физиологических и психофизиологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне), приводят к высокому уровню нервно-психической напряженности, более быстрому истощению функциональных резервов организма, развитию дезадаптации и нреморбидных состояний [1-3]. Поэтому совершенно очевидна необходимость тщательного контроля за состоянием здоровья летного состава с целью ранней диагностики состояния напряжения адаптационных систем организма и явлений дезадаптации, т. е. основы для развития предбо-лезни. Выполнение данной диагностики, являющейся по своей сути донозологической, представляет большую трудность из-за ее сложности и недостаточной изученности переходных состояний от здоровья к болезни [4—6].

На современном этапе развития авиации наиболее существенными факторами, определяющими характер деятельности летного состава, и в частности пилота, являются психофизиологические характеристики летного труда, заданный режим работы, высокий темп восприятия и переработки информации, значительное нервно-эмоциональное напряжение в полете.

Функциональная перестройка организма является характерной чертой не только адаптации, но также и кумуляции, являющейся следствием накопления под влиянием непрерывного воздействия стрессора с интервалами, недостаточными для полного восстановления исходного физиологического состояния [7-9].

Было установлено, что выраженность катаболических процессов в организме летчиков прогрессирует с увеличением количеств полетов в одну летную смену и являегся одним из признаков утомления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Работа состоит из материалов обследований летчиков аэроклуба ДОСААФ и летчиков-истребителей Военно-воздушных сил, систематически подвергающихся действиям неблагоприятных факторов летного труда (гравитационные перегрузки, гиноксическая гипоксия, вибрация, шум, повышенная температура, эмоциональный стресс).

В программе обследования участвовали летчики ДОСААФ в возрасте от 30 до 50 лет, имеющие налет часов от 60 до 2400, летчики-истребители Военно-воздушных сил в возрасте от 25 до 52 лет, имеющие напет от 9 до 60 часов. Всего в эксперименте принял участие 61 летчик. Все летчики в дни обследования были допущены к выполнению полетов без ограничений.

Из биохимических показателей в слюне определялось содержание Na\ К+, кортизола, глюкозы. Содержание ионов К и Na определялось по стандартной методике на анализаторе газов крови и электролитов «ABL 77». Концентрация глюкозы определялась глю-козооксидазным методом, модифицированным нами применительно к свойствам используемого слюнного секрета на биохимическом анализаторе «KLIMA» с применением набора реактивов для определения глюкозы фирмы «ДДС». Содержание кортизола в слюне определялось методом иммуноферментного анализа с использованием комплекта диагностического лабораторного оборудования для иммунного анализа Sanofi diagnostics Pasteur, Франция-США, фотометр для микропланшет 680 «BIO-RAD LABORATORIEES, INC» с применением набора реактивов для определения кортизола в слюне фирмы DBC.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Ниже представлены биохимические данные летчиков, полученные нами в динамике одной летной смены, включающей 4 полета.

ISSN 1810-0198 Весчник ТГУ, т. 16, вып.5. 2011

При выполнении первого авиационного полета нами получены типы динамики биохимических показателей, соответствующие состоянию малой, умеренной и сильной напряженности.

Данные типы отражают картину адекватной адаптации человека к воздействию отрицательных факторов летной деятельности.

I тип динамики характеризовался незначительным уменьшением концентрации натрия, незначительным увеличением концентрации калия, кортизола и глюкозы. У лиц со II типом динамики отмечалось умеренное повышение содержания натрия, умеренное понижение содержания калия, умеренное повышение содержания кортизола и глюкозы. III тип динамики характеризовался значительным увеличением концентрации натрия, значительным уменьшением концентрации калия, значительным увеличением концентрации кортизола и глюкозы. Состояние физиологического и эмоционального напряжения сопровождалось существенными изменениями функции ряда органов и систем. Возникало резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы, обусловленное тем, что в кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, учащается пульс, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме, резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, блокируются процессы, тормозящие мышечную деятельность при утомлении. Одновременно угнетаются реакции и функции организма, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми. В частности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, ассимиляции энергии, возрастают процессы диссимиляции. Данное субъективное состояние человека качественно влияет на категории функционального состояния: самочувствие, активность, настроение. По мере нарастания стресса происходит постоянное падение показателей самочувствия, активности и настроения. Подобную дивергенцию составляющих функционального состояния можно рассматривать как свидетельство наступления у томления.

Таким образом, определение в слюнной жидкости натрия, калия, глюкозы и кортизола позволило оценить степень выраженности состояния напряженности лиц летного труда в условиях реальной действительности.

После первого полета нами зарегистрировано 25 пилотов (40,98 %), у которых отмечался I тип биохимических показателей, отражающих малую напряженность. После четвертого количество летчиков с I типом динамики уменьшилось на 27,87 % и составило 13,11 % от обшего числа обследуемых (рис. 1).

После первого полета нами зарегистрировано 27 пилотов (44,23 %) со II типом биохимических показателей, отражающих умеренную напряженность. После четвертого полета количество пилотов со II типом динамики повысилось на 13,12 % и составило 57,38 % от обшего числа обследуемых (рис. 2).

После первого полета количество испытуемых летчиков с III типом динамики биохимических показателей, характеризующим сильную напряженность, составило 14,75 %. После четвертого полета это количество повысилось на 14,76 % и составило 29,51 % от общего числа испытуемых (рис. 3).

Рис. 1. Изменение I типа динамики биохимических показателей у летчиков в течение четырех полетов

Рнс. 2. Изменение II типа динамики биохимических показателей у летчика в течение четырех полетов

Рис. 3. Изменение III типа динамики биохимических показателей у летчика в течение четырех полетов

ВЫВОДЫ

Функциональная перестройка организма является характерной чертой не только адаптации, но также и кумуляции, являющейся следствием накопления под влиянием непрерывного воздействия стрессора с интервалами, недостаточными для полного восстановления исходного физиологического состояния. Было установлено, что выраженность катаболичсских процессов в организме летчиков прогрессирует с увеличением количеств полетов в одну летную смену и является

.....Г ' "" ' ' "' ■

0,00% 10,00% 20,00% 30,00%

0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00%

0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00%

ISSN 1810-0198 ßccmmt ТГУ, т. 16, вйп,5,2011

одним из признаков утомления. Нами исследованы показатели биохимического статуса в течение четырех полетов одной летной смены. Полученные данные позволяют полагать, что повторное действие неблагоприятных факторов летного труда характеризуется довольно сложной и динамической картиной функциональных и структурных сдвигов кумулятивного характера.

В случаях состояния малой и умеренной напряженности можно считать, что интенсивность воздействия находится в пределах функциональных возможностей человека. На фоне состояния сильной напряженности происходит ряд самых неблагополучных для летчика изменений, которые отрицательно сказываются на результатах деятельности: возникают ошибки в управлении, нарушается координация.

Таким образом, мы полагаем, что научно-обоснованные рациональные режимы труда и отдыха способствуют снижению утомления, и, вследствие этого, длительному поддержанию высокого уровня работоспособности и производительности труда при меньшем напряжении физиологических функций на протяжении рабочего дня. В связи с этим мы считаем, что необходимо не только дать четкую характерисгику феноменологии физиологических реакций организма на действующие факторы летного труда, но и выявить условия и механизмы, которые ведут к кумуляции неблаг оприятных факторов. Изучение механизмов адаптации и кумуляции позволит получить полное представление о механизмах устойчивости и определить регламентацию режима профессионального труда авиаторов.

ЛИТЕРАТУРА

1 Агаджаняи НА. Современные экологические проблемы и безопасность полетов и Человек в авиации, и безопасность полетов; тезисы докладов I научно-практического конгресса Ассоциации

авиационной и космической медицины России. М.: РМ - Вести, IMS. С. 42-44.

2. Айдаролиы A.A., Максимов АЛ. Адаптация человека к экстремальным условиям. Опыт прогнозирования. Л.: Наука, 1988 26 с.

3. Боевский P.M. Проблема прогнозирования состояния здоровья организма в процессе его адаптации к различным воздействиям // Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев: Штиниа, ¡980. С. 30-61.

4. Артамонов НИ Особенности течения, диагностики и профилак-тнки заболеваний у летного состава It Авиационная медицина: руководство. М„ 1986. С. 451-462,

5. Боевский Р.М Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации И Вестник АМН СССР. 1989. № 8. С. 73-78.

6. Боевский РМ. Принципы исследования саепени адаптации организма к условиям длительного посменного полета Н Нервные и эндокринные механизмы стресса. Кишинев: Шчиица, 1980 С. 2430.

7. Анохин П.К. Последние данные о взаимодействии коры и подкорковых образований головного мозга. М : Медицина. 1958. i 12 с.

8. Атиин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Медицина, 1971. 302 с,

9. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию неврогеннык заболеваний сердечно-сосудистой системы // Всегник АМН СССР. 1965. №6. С. 15-18.

Поступила в редакцию 22 сентября 2011 г.

Malysheva E.V., Zasjadko K.I., Gulin A.V. PRINCIPLES OF RESEARCH OF ADAPTATION DEGREE OF ORGANISM OF PILOT TO FLIGHT CONDITIONS

Functional reorganization of an organism is characteristic feature for not only adaptations, but also a consequence of accumulation under the influence of continuous influence with the intervals insufficient for a complete recovery of an initial physiological condition. It has been established that expressiveness processes in an organism of pilots progresses with increase in quantities of flights in one flight chungc and is sign of exhaustion.

Key words: functional condition, saliva; biochemical indicators; Na*, K+; a Cortisol; glucose.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.