Научная статья на тему 'Принципы интеграционных процессов в инновационной среде транспортных систем'

Принципы интеграционных процессов в инновационной среде транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ / ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ / INTEGRATION PROCESSES / TRANSPORT SYSTEMS / INNOVATIVE ENVIRONMENT / ECONOMIC ESSENCE OF INTEGRATION / INTERNATIONAL INTEGRATION / GLOBALIZATION OF WORLD ECONOMY / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Галина Юрьевна, Заец Алина Николаевна

В статье рассматриваются интеграционные процессы в инновационной среде транспортных систем, предлагается концептуальный подход к решению этой проблемы, заключающийся в использовании механизмов стратегического управления бизнес-процессами в производственных структурах, основанных на интеграционном взаимодействии и ориентированных на инновационный принцип развития. Доказывается, что, для того чтобы получить высокую эффективность транспортной системы, необходимо активно использовать все преимущества интеграционного процесса, которые в данном случае заключаются в применении эффективных инструментов по обмену данными в процессе всей цепочки поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пешкова Галина Юрьевна, Заец Алина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF INTEGRATION PROCESSES IN THE INNOVATION ENVIRONMENT OF TRANSPORT SYSTEMS

The article discusses the integration processes in the innovation environment of transport systems. The authors suggest a conceptual approach to this problem consisting in application of strategic management of business processes in production structures based on the integrative cooperation and focused on the innovative principle of development. It is proved that in order to make a transport system highly efficient, it is necessary to use proactively all advantages of the integration process, which in this case consist in introduction of efficient tools for data exchange in the supply chain.

Текст научной работы на тему «Принципы интеграционных процессов в инновационной среде транспортных систем»

УДК 338.001.36

Пешкова Галина Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Заец Алина Николаевна

аспирант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Аннотация:

В статье рассматриваются интеграционные процессы в инновационной среде транспортных систем, предлагается концептуальный подход к решению этой проблемы, заключающийся в использовании механизмов стратегического управления бизнес-процессами в производственных структурах, основанных на интеграционном взаимодействии и ориентированных на инновационный принцип развития. Доказывается, что, для того чтобы получить высокую эффективность транспортной системы, необходимо активно использовать все преимущества интеграционного процесса, которые в данном случае заключаются в применении эффективных инструментов по обмену данными в процессе всей цепочки поставок.

Ключевые слова:

процессы интеграции, транспортные системы, инновационная среда, экономическая сущность интеграции, международная интеграция, глобализация мировой экономики, инновационное развитие транспортных систем.

Peshkova Galina Yuryevna

PhD in Economics, Assistant Professor, International Business Department, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Zaets Alina Nikolayevna

PhD student, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

THE PRINCIPLES OF INTEGRATION PROCESSES IN THE INNOVATION ENVIRONMENT OF TRANSPORT SYSTEMS

Summary:

The article discusses the integration processes in the innovation environment of transport systems. The authors suggest a conceptual approach to this problem consisting in application of strategic management of business processes in production structures based on the integrative cooperation and focused on the innovative principle of development. It is proved that in order to make a transport system highly efficient, it is necessary to use proactively all advantages of the integration process, which in this case consist in introduction of efficient tools for data exchange in the supply chain.

Keywords:

integration processes, transport systems, innovative environment, economic essence of integration, international integration, globalization of world economy, innovative development of transport systems.

Интеграция представляет собой определяющую тенденцию развития современной экономики, которая является причиной серьезных качественных изменений многих ее составляющих. Интеграционные процессы затрагивают сегодня практически все основные сферы деятельности, тем самым оказывая серьезное воздействие на формирование и особенности развития как отраслевых структур мировой экономики в целом, так и отдельных промышленных отраслей в частности. В последнее десятилетие интеграционные процессы подвергаются пристальному изучению со стороны различных экономических бизнес-структур по причине значительного увеличения рыночной конкуренции практически на всех мировых и национальных рынках.

Можно отметить несогласованность деятельности российских предприятий, а также практически полное отсутствие интеграции бизнес-процессов и применения инновационных технологий. Все эти факторы, очевидно, не способствуют повышению экономической эффективности деятельности предприятий. По этой причине все большую актуальность приобретает разработка механизмов стратегического управления бизнес-процессами в производственных структурах, основанных на интеграционном взаимодействии и ориентированных на инновационный принцип развития.

Экономической наукой сегодня интеграция определяется как комплексная система объединенных проектов, направленных на совершенствование бизнес-технологий хозяйствующих субъектов, а также повышение качества применяемых управленческих методик с использованием инновационных технологий, информационных технологий и других подобных ресурсов. Данное определение интеграции в наибольшей степени отражает современные требования, предъявляемые государственными интегрированными комплексами, поскольку в полной мере содействует формированию оптимальной «фазовой траектории» работ в условиях ограниченности ресурсов и получению синергетического эффекта от взаимного влияния интегрируемых направлений друг на друга [1].

Если рассматривать интеграционные процессы применительно к транспортным системам, то необходимо отметить, что сегодня им принадлежит ключевая роль в развитии мировой экономики. Стоит подчеркнуть, что интеграционные процессы также активно содействуют расширению международного сотрудничества, развитию международной и национальной транспортной инфраструктуры, активному использованию информационных и телекоммуникационных систем в управлении системой движения грузов.

Стоит отметить, что рыночная конкуренция и глобализация мировой экономики способствовали формированию в качестве приоритетной концепции интегрированных транспортных систем, деятельность которых основана на консолидации участников системы товародвижения, что обеспечивает непрерывность и бесперебойность движения грузов, а также снижение совокупных издержек во всей транспортной цепи от производителя к потребителю. При этом должны быть удовлетворены запросы клиентов в отношении качества перевозимых товаров.

Несмотря на мировой экономический кризис, продолжающиеся процессы глобализации мировой экономики и расширение международного сотрудничества, а также активное развитие глобальных транспортных сетей и системы информационного и коммуникационного взаимодействия привели к тому, что сформировались крупные транснациональные корпорации. При этом необходимо учитывать, что одним из наиболее значимых факторов экономического роста сегодня становятся интеграционные процессы в инновационной среде корпораций, осуществляемые на отраслевом, региональном и более глобальных уровнях.

Если рассматривать принципы интеграционных процессов инновационной среды предприятий, то можно отметить, что они содержат определенные механизмы объединения, взаимодействия и создания структурных связей между основными составляющими хозяйствующих субъектов. Успешная инновационная деятельность предприятий должна представлять собой встроенную часть бизнес-стратегии, которая приводит к реализации новых идей, способных вывести предприятие на принципиально новый уровень.

Интеграционные процессы в современных инновациях, как правило, проявляются в объединении нескольких существующих решений и технологий, нуждаются в инвестициях в планирование, а также в адаптации к возрастающим потребностям клиентов. Помимо этого, возрастает востребованность оперативного мониторинга и повышения уровня обслуживания. Для того чтобы получить высокую эффективность транспортной системы, необходимо активно использовать все преимущества интеграционного процесса, который в данном случае заключается в использовании эффективных инструментов по обмену данными в процессе всей цепочки поставок [2]. Интеграция инновационной среды транспортных систем требует активной поддержки и системного планирования с учетом государственных и международных факторов.

Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день в условиях серьезного кризиса российской экономической системы интеграционным процессам в российской транспортной системе отводится ключевая роль. На наш взгляд, эти процессы должны основываться на следующих принципах:

1. Активное участие крупных грузовладельцев в обеспечении активного развития транспортной инфраструктуры и подвижного состава.

2. Создание крупных компаний-операторов, имеющих различные виды транспорта, что позволит создать условия для перехода к рыночному принципу формирования сквозных тарифов и организации для международного сообщения прямых смешанных перевозок грузов.

3. Активизация процесса создания крупных горизонтально интегрированных структур как внутри видов транспорта, так и между ними на межотраслевом уровне, результатами чего, можно предположить, станут уменьшение транспортных издержек и повышение инновационного потенциала [3].

Таким образом, можно констатировать, что интеграционный подход к управлению инновационным развитием транспортных систем направлен на изучение и формирование интеграционных взаимосвязей между:

- отдельными элементами транспортных систем и уровнем научно-технического развития в этой области,

- промежуточными этапами становления научно-технологического развития,

- уровнями управления научно-технологическим развитием,

- субъектами управления в рамках структурных подсистем.

Интеграционные процессы в значительной мере оказывают влияние на повышение качества предоставляемых транспортных услуг, расширение сферы влияния на рынке, получение существенных конкурентных преимуществ, получение доступа к инновационным технологиям в результате консолидации структур, которые предоставляют друг другу услуги на взаимовыгодных условиях.

Необходимо подчеркнуть, что большинство исследований проблем инновационного развития территорий сводятся к изучению моделей факторов, имеющих исключительное значение для

развития регионов и городов, что, безусловно, включает в себя изучение принципов развития транспортных систем [4].

Экономическая сущность интеграционных процессов в инновационной среде транспортных систем может быть охарактеризована следующими основными признаками:

1) повышение уровня инновационной активности интегрированных транспортных систем,

2) получение доступа к инновационным технологиям и результатам НИОКР,

3) возможность принимать участие в проектах национального и международного уровня,

4) содействие развитию от государственных органов, а также фондов технологического развития,

5) возможность организации принципиально новых взаимоотношений в научно-технологической деятельности,

6) возможность стать активным игроком на международном рынке транспортных услуг.

Дополнительным направлением развития интеграционных процессов в транспортных системах может стать их интеграция с отраслевым машиностроением, а также с научной средой, поскольку уровень научно-технического прогресса напрямую определяет конкурентоспособность транспортных систем. При этом выделяются следующие основные направления, развитие которых, несомненно, обеспечит решающий прорыв в этой отрасли:

- процесс всеобщей информатизации транспортных систем;

- создание транспортных средств, обладающих более экономичными и экологичными характеристиками;

- создание транспортных систем, в основе которых будет использоваться логистический принцип - доставка грузов «от двери до двери» и «точно ко времени»;

- организация систем доставки грузов терминального типа;

- организация мультимодальных логистических центров;

- развитие контейнерных и контрейлерных систем транспортировки.

Все это отвечает основным задачам, поставленным в Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России», разработанной Министерством транспорта РФ, в которой отмечается, что в организации перевозочного процесса намечаются крупные изменения. Он будет базироваться на организационно-техническом и технологическом взаимодействии разных видов транспорта, широком развитии интермодальных и комбинированных перевозок грузов, основанных на логистических принципах [5].

Таким образом, в результате проведенного анализа можем утверждать, что процессы интеграции в инновационной среде транспортных систем представляют собой объединение, реализуемое на одном или нескольких иерархических уровнях экономической системы в процессе управления инновационным развитием транспортных систем. Интеграционный подход в процессе управления инновационным развитием должен обладать рядом определенных признаков:

- осуществление деятельности консолидированных структур под особым контролем менеджмента высшего звена;

- необходимость создания комплексной долгосрочной стратегии;

- требование постоянного анализа новых элементов, способствующих реализации инновационно-технологических возможностей развития интегрированных транспортных структур.

Интеграционный подход к управлению инновационным развитием транспортных систем должен стать катализатором формирования информационно-координационного центра, позволяющего анализировать необходимость в информационном обеспечении. Очевидно, что основа интеграционного принципа состоит в формировании инновационного решения. Таким образом, можно констатировать, что собственно процесс интеграции может быть реализован естественным путем - в процессе поэтапного выполнения всех функций системы управления инновационным развитием транспортных систем.

Ссылки:

1. Плотников А.П. Некоторые аспекты формирования благоприятной инновационной среды развития территории // Инновационная деятельность. 2011. № 1.

2. Лемех В. Инновации на транспорте [Электронный ресурс]. URL: http://www.docme.ru/doc/131032/innovacii-na-trans-porte (дата обращения: 18.02.2016).

3. Костригин Р.В., Яшин С.В. Экономическая сущность интеграционных процессов в инновационной среде // Научный альманах. 2015. № 10-1 (12).

4. Головцова И.Г., Титова А.В. Роль территориальных инновационных моделей при выборе стратегии развития региона // Инновации. 2015. № 6.

5. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» (в ред. от 20 мая 2008 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://rosavtodor.ru/documents/federal-target-programs/14412.html (дата обращения: 27.01.2016).

References:

1. Plotnikov, AP 2011, 'Some aspects of creating an enabling environment of innovation development of the territory', Innovation activity, no. 1.

2. Lemekh, V 2016, Innovations in transport, retrieved 18 February 2016, <http://www.docme.ru/doc/131032/innovacii-na-trans-porte>.

3. Kostrigin, RV & Yashin, SV 2015, 'The economic essence of the integration processes in the innovation environment', Scientific almanac, no. 10-1 (12).

4. Golovtsova, IG & Titova, Av 2015, 'The role of territorial innovation models when choosing a regional development strategy', Innovations, no. 6.

5. The federal target program "Development of Transport System of Russia (2010-2020)" (in ed. On May 20, 2008) 2008, retrieved 27 January 2016, <http://rosavtodor.ru/documents/federal-target-programs/14412.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.