Научная статья на тему 'Принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда'

Принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

164
20
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Жарков Александр Сергеевич, Попов Ф. А.

Рассмотрены принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда, обусловленные необходимостью создания единой информационной научно-образовательной среды как структурного элемента системы городских информационных пространств (научно-образовательного, культурного наследия, здравоохранения, муниципального управления и др.), основу которой составляют сети телекоммуникаций, функционирующие по общим правилам, система городских кадастров, единая система объектно-ориентированных баз данных, информационные ресурсы коллективного пользования, локальные информационные ресурсы учебных заведений, предприятий и организаций.

The principles of information education and science fields of versatile science-city

Which are caused with necessity of creation the uniform informational scientifically-educational environment considered as a structural unit of city system of informational areas (scientifically-educational area, cultural heritage area, public health service area, municipal office area etc.) are considered. The city system of informational areas is based on telecommunication networks which are functioning by the common rules, system of city cadastres, uniform system of object-oriented databases, information resources of multiple access, local information resources of educational institutions, firms and the organizations.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Жарков Александр Сергеевич, Попов Ф.А.,

Текст научной работы на тему «Принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда»

А.С. Жарков, Ф.А. Попов

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МНОГОПРОФИЛЬНОГО НАУКОГРАДА

Рассмотрены принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда, обусловленные необходимостью создания единой информационной научно-образовательной среды как структурного элемента системы городских информационных пространств (научно-образовательного, культурного наследия, здравоохранения, муниципального управления и др.), основу которой составляют сети телекоммуникаций, функционирующие по общим правилам, система городских кадастров, единая система объектно-ориентированных баз данных, информационные ресурсы коллективного пользования, локальные информационные ресурсы учебных заведений, предприятий и организаций.

В данной статье на примере г. Бийска рассматриваются принципы информатизации сфер образования и науки многопрофильного наукограда, апробированные в процессе создания автоматизированных систем для научно-производственного объединения, системы информационнокоммуникационной поддержки функционирования федеральной экспериментальной образовательной площадки «Интегративный центр непрерывного образования», а также муниципальных информационно-коммуникационных систем и систем управления вузом [1-13].

Многопрофильность наукограда обеспечивается наличием комплекса производственных предприятий, выпускающих широкий спектр наукоемкой продукции, присутствием в городе организаций академической и отраслевой науки, разветвленной сетью общеобразовательных учреждений, а также учреждений НПО, СПО и ВПО.

В качестве одной из целей информатизации (рис. 1) можно считать создание единой информационной науч-

но-образовательной среды (ЕИНОС) наукограда, структурного элемента системы городских информационных пространств (научно-образовательного, культурного наследия, здравоохранения, муниципального управления и др.). Её основу составляют сети телекоммуникаций, функционирующие по общим правилам, система городских кадастров, единая система объектно-ориентированных баз данных, информационные ресурсы коллективного пользования, локальные информационные ресурсы учебных заведений, предприятий и организаций [4, 5, 7].

Городские кадастры и единая система баз данных содержат основную информацию о социальноэкономическом и экологическом состоянии территории, являются базовыми информационными ресурсами, служащими для интеграции различных информационных систем, базируется на использовании корпоративных СУБД и геоинформационных технологий (городской Баїа-центр) [6, 14].

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Кадры Информационные,

Информационно- IT- информационно-

коммуникационные специалистов управляющие системы,

технологии информационные

ресурсы

ЕИНОС наукограда:

единая система баз данных, компьютерные сети, система управления и обслуживания ЕИНОС, средства информационного взаимодействия(порталы, интерфейсы, пр.)

О

Управление:

научно-исследовательской организацией, учебным заведением, учебным процессом, научной деятельностью, качеством образовательных услуг, финансами, кадрами, научно-образовательной сферой наукограда. Интенсификация научных исследований, повышение качества продукции и услуг, стратегическое и оперативное планирование

Рис. 1. Цели информатизации

Большое значение приобретает инвентаризация местных научно-образовательных ресурсов, создание соответствующей системы метаданных с учетом требований стандарта описания учебных объектов IEEE Learning Object Metadata (LOM) [15], информационных хранилищ, порталов, доступных в режиме «единого окна». Наряду с местными ресурсами должны быть проанализированы ресурсы других уровней с последующим обеспечением доступа к ним также через «единое окно». При этом наиболее важной является организация оперативного доступа к информационным ресурсам, аккумулируемым в системе

федеральных порталов EDU.RU, к ресурсам ЕИНОС Алтайского края, а также к ресурсам, создаваемым в рамках инициированного Томским государственным университетом проекта «Развитие научно-методического, технологического, ресурсного и кадрового обеспечения межрегионального сегмента ЕИНОС на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций».

Наряду с собственно научно-образовательными ресурсами особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживают также информационные ресурсы музеев, в первую очередь, городского, регионального и феде-

l29

рального уровней, имеющие первостепенное значение при изучении истории города и края, используемые как в образовательном процессе, так и при научных исследованиях. В соответствии с этим данный вид информационных ресурсов можно отнести к категории научнообразовательных и рассматривать в комплексе с последними с единых позиций [16].

Информационная библиотечная сеть наукограда - необходимый элемент в структуре ЕИНОС - обеспечивает доступ к электронным каталогам и полнотекстовым документам как центральной городской библиотеки, так и библиотек городских научно-образовательных учреждений и организаций и позволяет организовать информационное обслуживание читателей в рамках городского библиотечного консорциума, а также сотрудничество с такими структурами, как Российская ассоциация региональных библиотечных консорциумов, Российский информационно-библиотечный консорциум и пр. [6, 17].

Информационно-образовательная среда дистанционного обучения формируется средствами Бийского виртуального университета, реализующего типовой набор сервисных служб учебного назначения и обеспечивающего организацию учебного процесса через городскую компьютерную сеть по учебным программам образовательных учреждений [18].

Телекоммуникационная основа ЕИНОС представлена корпоративной компьютерной сетью, опирающейся на физическом уровне на существующую инфраструктуру линий связи и технологии DSL, дополненные технологиями Ш1Мах и Wi-Fi, управляемой средствами единой системы, обеспечивающей управление конфигурацией, обработку ошибок, анализ производительности и надежности, управление безопасностью, учет использования ресурсов [6, 19].

В качестве главной цели информатизации рассматривается создание Интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) науки и образования наукограда, предназначенной для автоматизации и информатизации управления процессами подготовки кадров и научных исследований, содержащей средства анализа деятельности учреждений и организаций научно-образовательной сферы, обеспечиваю-

щей информационный обмен со сферами образования регионального и федерального уровней, а также с системами управления инновационными предприятиями, здравоохранением, культурой, наукоградом в целом.

Одна из основных функций ИАИС - менеджмент качества образовательных услуг на основе стандарта ISO 9000 [20, 21]. Построение подобной системы на уровне города потребует наличия ИАИС или их компонентов в каждом из образовательных учреждений, а также реструктуризации городской системы образования в целом.

Организационной основой проводимых работ является городской Центр новых информационных технологий (ЦНИТ) с функциями создания и последующей эксплуатации научно-образовательных информационных ресурсов наукограда. В структуре ЦНИТ могут быть выделены информационно-технологический и информационно-аналитический центры, обеспечивающие учебные заведения всех уровней, организации науки, образования и др. необходимыми средствами автоматизации и информатизации работ, информационными ресурсами и информационным сервисом. Структурным элементом ЦНИТ также является центр оказания услуг по технологии ASP (Application Service Providing - предоставление услуг коллективного доступа к приложениям), позволяющий на единой технологической платформе создать системы управления для инновационных предприятий и учебных заведений, обеспечить централизованную поддержку CALS-технологий в целях их применения для поддержки процессов менеджмента качества при изготовлении наукоемких изделий и в образовательной деятельности и др.

Весь комплекс базовых информационно-коммуникационных составляющих, необходимых для успешного развития и реализации в рамках наукограда научнотехнического потенциала по приоритетным направлениям науки и техники РФ, инновационного развития организаций научно-производственного комплекса (НПК), развития социальной и инженерной инфраструктуры, а также подготовки кадров в области научно-технической, гуманитарной и инновационной деятельности в полной мере представлен на рис. 2.

ОСНОВА КЛУКОГР.4ДЛ:

ОБРАЗОВАНИЕ-КАДРЫ-НАУКА-НПК-ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

ТЕЛЕКОтГУНПКЛЦНОНКЛЯ ОСНОВА:

КОРПОРАТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ-ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ-ИНТЕРНЕТ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА: ЦНИТ

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА:

Едином система баз данных, Единая библиотечная информационная сеть,

Баловал система дистанционного обучения, Интегрированный сервис

Рис. 2. Базовые составляющие, необходимые для реализации приоритетов наукограда

В настоящее время в г. Бийске проводятся работы по развитию городского сегмента Кип№1;; осуществляется сбор данных по образовательным учреждениям в целях их последующего анализа и оценки имеющихся в городе информационно-технологических и образовательных ресурсов, а также профессиональных (в области ГГ) кадров; обеспечивается поддержка и развитие информационных систем Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки и Всероссийского мемориального музея-заповедника

В.М. Шукшина; отрабатываются технологии построения автоматизированных библиотечных систем; создается ИАИС технологического института; проводится комплексная отладка разработанных технологий и средств в рамках проекта федеральной экспериментальной образовательной площадки «Интегративный центр непрерывного образования», охватывающего научно-производственное объединение, вуз, средние и среднеспециальные учебные заведения [3, 6, 13, 16, 22, 23].

ЛИТЕРАТУРА

1. Жарков А.С., Абрамов Г.Г., Попов Ф.А. и др. Информационно-справочная система масштаба предприятия // Информационные технологии в

экономике, науке и образовании: Матер. 2-й Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2001. С. 14-15.

2. Попов Ф.А. Современный подход к информатизации процессов деятельности предприятий и учебных заведений // Измерения, автоматизация

и моделирование в промышленности и научных исследованиях: Межвузовский сборник / Под ред. Г.В. Леонова. Бийск: Изд-во АлтГТУ, 2005. С. 96-98.

3. Попов Ф.А. Подходы к интеграции научно-производственных и образовательных информационных ресурсов // Ползуновский вестник. 2004.

№ 3. С. 19-23.

4. Жарков А.С., Попов Ф.А. Концепция информатизации наукограда Бийска // Информационные технологии в экономике, науке и образовании:

Матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: БТИ АлтГТУ, 2002. С. 12-16.

5. Жаринов Ю.Б., Попов Ф.А. Единая научно-образовательная информационная среда наукограда Бийска: Матер. IV Всерос. конф. «Единая

образовательная информационная среда: проблемы и пути развития». Томск: ТГУ, 2005. С. 12-13.

6. Попов Ф.А. Подходы к созданию городских информационно-телекоммуникационных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2003.

№ 3 (73). C. 29-31.

7. Жарков А.С., Леонов Г.В., Береговой В.И. и др. Основные направления и результаты работ в области информатизации науки, образования,

культуры, здравоохранения г. Бийска: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика’98». СПб.: Респ. научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей ВШ, 1998. С. 14-15.

8. Жарков А.С., Попов Ф.А. Информационная система города в Интернет: Тез. докл. Междунар. конф. «Интернет, Общество, Личность (ИОЛ-

99)».СПб.: Ин-т «Открытое общество», 1999. С. 339-340.

9. Жарков А.С., Попов Ф.А. и др. Представительство города Бийска в Интернет: Сб. матер. науч.-практ. конф., посвященной 290-летию города

«Социально-экономические проблемы развития г. Бийска на долгосрочную перспективу». Бийск: НИЦ БИГПИ, 1999. С. 159-160.

10. Жарков А.С., Попов Ф.А. Результаты работы Бийского технологического института и ФНПЦ «Алтай» по информатизации города: Матер. науч.-практ. конф., посвященной 290-летию города «Социально-экономические проблемы развития г. Бийска на долгосрочную перспективу». Бийск: НИЦ БИГПИ, 1999. С. 160-162.

11. Жарков А.С., Попов Ф.А., Береговой В.И. Городские компьютерные информационные системы как основа для построения единого информационного пространства края: Тез. докл. науч.-практ. конф. «Наука - городу Барнаулу». Барнаул: АГУ, 1999. C. 79-80.

12. Попов Ф.А., Ануфриева Н.Ю. Проблемы и пути информатизации Бийского диагностического центра // Информационные технологии в экономике, науке и образовании: Матер. 3-й Всерос. науч.-практ. конф. Бийск: Изд-во АлтГТУ. 2002. С. 20-24.

13. Попов Ф.А., Максимов А.В. Подходы к проектированию баз данных для автоматизированных систем // Изв. АГУ. Сер. Математика, информатика, физика. 2003. № 1(27). C. 50-53.

14. Попов Ф.А., ДаниловД.В. О подходах к созданию геоинформационной системы масштаба предприятия // Ползуновский вестник. 2004. № 3.

C. 39-41.

15. IEEE LOM Working group // http://ltsc.ieee.org/wg12/

16. Попов Ф.А., Чуднова Л.А. Принципы построения информационной музейной системы // Технологии информационного общества Интернет и современное общество: Матер. Всерос. объединенной конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 227-228.

17. Попов Ф.А., Краюшкина Т.В. Роль и место электронной библиотеки в образовательной деятельности вуза // Информационнотелекоммуникационные технологии в образовании-2002: Сб. матер. Междунар. конф. / Под общ. ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2002. С. 143-147.

18. Степанова Н.В., Мороженко Ю.В., Попов Ф.А. и др. Опыт поэтапного внедрения дистанционных технологий в учебный процесс // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Матер. IV Всерос. конф. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. С. 109-110.

19. Замятин В.С., Попов Ф.А. Системы сетевого управления: проблемы создания и пути их разрешения // Изв. АГУ: Спецсборник. 2002. С. 61-62.

20. Попов Ф.А., Атрощенко Н.С. Интегрированные информационные системы вуза как основа построения внутривузовских систем менеджмента качества образовательных услуг // Новые информационные технологии в университетском образовании: Матер. XI Междунар. на-уч.-метод. конф. Кемерово: КемГУ, 2006. С. 50-51.

21. Жаринов Ю.Б., Попов Ф.А. Проблемы использования cals-методологии при решении задач управления качеством продукции в образовании и в

научно-производственной сфере // Телематика-2005: Тр. XII Всерос. науч.-метод. конф. СПб., 2005. С. 500-501.

22. Попов Ф.А. Проблемы интеллектуализации пользовательских интерфейсов информационных систем // Ползуновский вестник. 2004. № 3. С. 99-103.

23. Попов Ф.А., Гондурова Ю.В. Методики технико-экономического обоснования создаваемых проектов информационных систем в условиях высшего учебного заведения // Новые информационные технологии в университетском образовании: Матер. XI Междунар. науч.-метод. конф. Кемерово: КемГУ, 2006. С. 52-53.

Статья представлена научно-редакционным советом журнала, поступила в научную редакцию «Физика» 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

ІЗІ