Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ЛИЦАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ЛИЦАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Принципы инклюзии / технологии преодоления социальных барьеров / люди с инвалидностью / создание «безбарьерной» среды. / Principles of inclusion / technologies for overcoming social barriers / people with disabilities / creating a "barrier-free" environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Елена Михайловна

В российской образовательной практике активно внедряется инклюзивный подход – обучение лиц с ограниченными возможностями наравне со здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование осуществляется на основе принципов, обозначенных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в Конвенции «О правах инвалидов». Для успешной реализации принципов инклюзии на практике необходимо использовать технологии преодоления социальных барьеров, направленных на создание «безбарьерной» среды. «Безбарьерность» в процессе профессионально-ориентированной социализации предполагает преодоление пространственных и социально-психологических барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабанова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND TECHNOLOGIES FOR OVERCOMING SOCIAL BARRIERS FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

In the Russian educational practice is being promoted an inclusive approach – training of persons with disabilities on an equal basis with their ablebodied peers. Inclusive education is based on the principles outlined in the Federal law on education in the Russian Federation and the Convention on the rights of persons with disabilities. To successfully implement the principles of inclusion in practice, it is necessary to use technologies to overcome social barriers aimed at creating a "barrierfree" environment. "Barrier-free" in the process of professionally oriented socialization involves overcoming spatial and socio-psychological barriers.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ЛИЦАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ЛИЦАМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PRINCIPLES AND TECHNOLOGIES FOR OVERCOMING SOCIAL BARRIERS FOR PERSONS WITH DISABILITIES IN INCLUSIVE EDUCATION

УДК 37

Бабанова Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры «Управления и предпринимательства» Московского государственного гуманитарно-экономического университета

Babanova Elena, 7672213@mail.ru

Аннотация

В российской образовательной практике активно внедряется инклюзивный подход - обучение лиц с ограниченными возможностями наравне со здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование осуществляется на основе принципов, обозначенных в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в Конвенции «О правах инвалидов». Для успешной реализации принципов инклюзии на практике необходимо использовать технологии преодоления социальных барьеров, направленных на создание «безбарьерной» среды. «Безбарьерность» в процессе профессионально-ориентированной социализации предполагает преодоление пространственных и социально-психологических барьеров.

Annotation

In the Russian educational practice is being promoted an inclusive approach -training of persons with disabilities on an equal basis with their able- bodied peers. Inclusive education is based on the principles outlined in the Federal law on education in the Russian Federation and the Convention on the rights of persons with disabilities. To successfully implement the principles of inclusion in practice, it is necessary to use

technologies to overcome social barriers aimed at creating a "barrier- free" environment. "Barrier-free" in the process of professionally oriented socialization involves overcoming spatial and socio-psychological barriers.

Ключевые слова. Принципы инклюзии, технологии преодоления социальных барьеров, люди с инвалидностью, создание «безбарьерной» среды.

Keywords: Principles of inclusion, technologies for overcoming social barriers, people with disabilities, creating a "barrier-free" environment.

Длительное время в образовательной системе были приняты определенные нормы обучения людей с инвалидностью в специализированных учебных заведениях. В российской образовательной практике активно внедряется инклюзивный подход - обучение лиц с ограниченными возможностями наравне со здоровыми сверстниками. Уже сейчас можно сказать, что он помогает социализироваться и интегрироваться людям с инвалидностью в обществе, способствует улучшению качества их жизни.

Но, поступая в инклюзивное образовательное учреждение, обучающийся с инвалидностью сталкивается со многими трудностями, которые принято называть социальными барьерами.

Основными барьерами в процессе получения инклюзивного образования являются следующие:

пространственные барьеры - отсутствие «безбарьерной среды» в учебных корпусах, а также транспортной доступности;

социально - психологические барьеры - стереотипы общества, вызывающие негативное отношение к людям с инвалидностью; неготовность преподавателей к обучению лиц с ограниченными возможностями; непонимание потребностей инвалидов; отсутствие единой базы данных для исследований проблем этой социальной общности.

Основным фактором успешного обучения лиц с инвалидностью в инклюзивной среде является преодоление социальных барьеров. Для того, чтобы определить технологии преодоления социальных барьеров, необходимо определить основания инклюзии. Инклюзивное образование осуществляется на

основе принципов, которые обозначены в Конвенции о правах инвалидов. Подтверждение данных принципов можно увидеть в редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Принципы инклюзии формируют новые ценности образовательной системы, позволяют людям с инвалидностью в полной мере раскрыть свой личностный потенциал.

Основные принципы декларируют права людей с инвалидностью на образование, не допуская дискриминации. Получение образования способствует интеграции людей с инвалидностью в общество. Прежде чем определить технологии преодоления социальных барьеров в рамках данного принципа, необходимо определить причину дискриминирующего положения людей с инвалидностью. В образовательном контексте дискриминация инвалидов происходит за счет их сегрегации в специализированные учебные заведения или обучения на дому. Это связано со стигмами «типичного» общества о том, что люди с инвалидностью не способны обучаться наравне со своими здоровыми сверстниками.

Социальный портрет инвалида, сформированный за длительный период времени, предполагает, что общество воспринимает таких людей как «немощных», неспособных к полноценной жизни. Подтверждением являются результаты исследований Е. В. Воеводиной. По итогам интервьюирования студентов и преподавателей вуза она отмечает, что опрашиваемые респонденты связывают инвалидность в основном с видимыми физическими нарушениями. При упоминании о данной социальной общности возникают такие ассоциации, как инвалидная коляска, костыли, трость [4, С 61]. Сложность восприятия обществом инвалидов как себе подобных возникает из-за незнания и непонимания, как вести себя по отношению к данной социальной группе. Это происходит потому, что люди, инвалидность которых выражена в физических нарушениях, ограничены в своих передвижениях, редко появляются в общественных местах. Поэтому у любого индивида при нерегулярном общении с инвалидами может появиться множество вопросов: как правильно общаться,

какие вопросы задавать корректно, а какие могут вызвать дискомфорт, нужно ли предлагать помощь, как это делать ненавязчиво.

Еще одним важным принципом является принцип «свободы выбора», который предполагает уважение человеческого достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, что подразумевает гуманистический характер образования.

Свобода делать свой собственный выбор выражается в свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого, свободное развитие способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования.

Одной из форм получения образования является инклюзивное обучение, которое предполагает совместное обучение людей с инвалидностью наравне со здоровыми сверстниками. Но существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, которые доступны как людям с инвалидностью, так и здоровым людям. Для решения этого вопроса на практике необходимо создание доступной среды. В данном контексте доступная среда предусматривает не только наличие необходимой инфраструктуры, но и «безбарьерной» социально-психологической среды. Создание необходимых условий способствуют эффективной адаптации в образовательной среде.

Длительное время люди с инвалидностью были сегрегированы от общества, то есть они не имели «свободы выбора» ни в сфере образования, ни в других областях жизнедеятельности. Именно «свобода выбора» является одним из важных принципов для людей с инвалидностью.

Другим важным принципом является принцип «недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования». Он возможен только, если конкуренция возникает при «равенстве возможностей». Равенство возможностей предполагает создание необходимых условий для успешной социализации инвалидов, то есть создание «безбарьерной» среды. А конкуренция в таких условиях стимулирует людей к активной деятельности, постановке более высоких целей и достижения их.

Таким образом, для того, чтобы принципы инклюзии были реализованы, необходимо создание «безбарьерной» среды. В данном контексте «безбарьерность» мы рассматриваем не только по отношению к доступной инфраструктуре, но и по отношению к социально-психологическим барьерам.

Рассмотрим, какие технологии преодоления социальных барьеров существуют. Под технологиями мы понимаем совокупность приемов, необходимых для реализации принципов преодоления социальных барьеров.

В научной литературе выделяются следующие основные нозологические группы, для которых необходимо создание «безбарьерной» среды: инвалиды с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушением ОДС. Целесообразность выделения указанных групп лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлено тем, что, будучи доступным для вышеуказанных категорий, пространство становится комфортным и «безбарьерным» и для других групп (люди с дефектами речи, высокорослые и низкорослые люди, лица с ограничением когнитивных функций).

Для того, чтобы инвалиды обучались инклюзивно, беспрепятственно преодолевая социальные барьеры в процессе профессионально -ориентированной социализации, для каждой нозологии необходимы различные используемые технологии. Так, например, для обучения людей с нарушением слуха используется жестовый язык, сурдологический перевод, а также наглядные пособия и видеоматериалы; для обучения людей с нарушением зрения используются оптические и тифлопедагогические устройства, звукозаписывающие устройства, учебная и методическая литература, выполненная шрифтом Брайля, для обучения людей с нарушениями ОДС необходимо наличие «безбарьерной» среды. Если говорить о создании доступности для обучения людей с нарушениями слуха и зрения, то используемые методы и технологии будут носить массовый характер. Что же касается лиц с нарушениями опорно-двигательной системы, то меры по улучшению доступности должны учитывать специфику заболевания. Специфические особенности людей с нарушением опорно-двигательного аппарата в наибольшей степени влияют на особенности организации архитектурной среды в зданиях средних специальных и

высших учебных заведений. Среди них следует выделить две категории: люди, использующие дополнительные средства опоры (трость, костыль) и люди, передвигающиеся на кресле-коляске. По своим антропометрическим и эргометрическим параметрам люди с нарушением опорно-двигательного аппарата значительно отличаются от здоровых людей. Люди указанных категорий занимают большее пространство в архитектурной среде, что отражается на габаритах различных элементов окружающей среды. Использование различных вспомогательных приспособлений (коляска, трость, костыль) людьми с пораженным опорно-двигательным аппаратом также требует особых архитектурных решений.

Так, например, для успешного преодоления пространственных барьеров инвалидам, передвигающихся только с помощью инвалидной коляски, необходимо: наличие пандусов, поручней, лифтов, подъемников, широких дверных проемов, достаточные размеры путей передвижения, наличие места для разворота коляски, отсутствие порогов, специальный въезд для коляски на транспорте. Для людей с заболеванием ДЦП, а также передвигающихся при помощи костылей или других вспомогательных средств передвижения для преодоления пространственных барьеров необходимо наличие противоскользящего покрытия, наличие перил для опоры, отсутствие ступенек в транспорте, в зимний период - противогололедное покрытие, двери автоматические либо легко открывающиеся, поручни. Лица с ампутацией верхних конечностей также относятся к категории лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наличие доступной среды для них предполагает широкие дверные ручки.

Создание «безбарьерной» среды средствами архитектуры подкреплено строительными нормами и правилами, отраженными в Градостроительном кодексе РФ (в частности, статья №2 «Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности», статья №24 «Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа», статья №48 «Архитектурно-строительное проектирование»). Рекомендации, инструкции и нормативы по созданию «безбарьерной» среды обозначены в СП 59.13330.2012

Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

Для успешного преодоления социально-психологических барьеров необходимо реализовать принципы инклюзии, а также четко представлять, какие способы, технологии нужно использовать для их достижения.

Так, например, в рамках принципа «недискриминации» нужно принимать меры по преодолению стигматизации людей с инвалидностью, по формированию положительного социального портрета инвалида. Проводить различные мероприятия, направленные на положительное восприятие людей с инвалидностью в общество. Активное участие в этих мероприятиях должны принимать общественные организации, а также СМИ. Это могут быть выставки, фильмы, социальная реклама, где инвалиды показываются не как социальная общность, которую привыкли жалеть, сочувствовать, а как такие же люди, которые могут жить наравне с обществом «типичным».

В рамках реализации принципа «непрерывное образование, учитывающее индивидуальные особенности личности» необходимо:

- создание единой базы, в которой люди с инвалидностью могут найти данные об учебных заведениях, в которых существуют условия, необходимые для обучения людей с инвалидностью;

- комплексное сопровождение образовательного процесса людей с инвалидностью: медицинского, социального, психологического, педагогического. Особенно важна поддержка лиц с инвалидностью при переходе с одного образовательного уровня на другой;

- усовершенствование системы профессиональной ориентации абитуриентов с инвалидностью. Профессиональная ориентация должна способствовать их осознанному самоопределению. В программах должны учитываться рекомендации в соответствии с состоянием здоровья, а также интересы и способности самого инвалида;

- для людей с инвалидностью основным движущим мотивом к успешному и непрерывному обучению является дальнейшее трудоустройство. Важно

профессиональным заведениям развивать направления по трудоустройству людей с инвалидностью:

-заключать договоры с потенциальными работодателями; -направлять людей с инвалидностью для прохождения практики в организации, в которых существуют необходимые условия доступности. Успешное трудоустройство и социализация инвалида во многом определяются уровнем его профессиональной подготовки, созданием условий для инклюзивного трудоустройства.

Принцип «интеграция» мы рассматриваем с точки зрения интеграции образовательной и коммуникативной.

Образовательная интеграция предполагает право выбора каждого учащегося места, способа и языка обучения. Для учащихся с особыми образовательными потребностями создание условий, адекватных по качеству специальных образовательных услуг возможностям специального образовательного учреждения, и полное включение в образовательный процесс массового образовательного учреждения [4].

Для осуществления «безбарьерной» коммуникации при общении с инвалидами учеными и практиками, работающими непосредственно с данной социальной общностью, разработаны «общие правила этикета при общении с инвалидами». Рассмотрим основные рекомендации, которые необходимо учитывать при общении с людьми с нарушениями ОДС:

-обращаться непосредственно к лицу с инвалидностью, а не к сопровождающему его человеку;

-вполне допустимо при знакомстве с людьми с инвалидностью рукопожатие, даже если существуют проблемы с движениями или протез;

-прежде чем оказать помощь, ненавязчиво предложите ее, только в случае согласия - помогите;

-нельзя опираться на кресло - коляску;

-необходимо проявить терпение при разговоре с людьми, испытывающими трудности в общении;

-при общении с людьми, пользующимися инвалидной коляской, расположитесь так, чтобы глаза собеседников были на одном уровне. В рамках реализации принципа «свободы выбора» необходимо: во - первых, более детальное изучение потребностей людей с инвалидностью в получении образования. Целесообразно создать единую базу социально - демографических характеристик инвалидов и на основе этих данных проводить исследования. Результаты исследований систематизировать и на их основе принимать решения, касающиеся дальнейшего развития системы образования инвалидов в России;

во - вторых, в процесс принятия решений, касающихся данной социальной общности, должны быть вовлечены непосредственно те, кто ежедневно сталкивается с рядом проблем и может их обозначить, т.е. сами инвалиды;

в-третьих, нет необходимости адаптировать все образовательные учреждения под потребности инвалида. На наш взгляд, было бы целесообразно создание крупных головных центров инклюзивного обучения во всех федеральных округах, на их основе создание филиалов для людей с инвалидностью, которые в силу тех или иных причин не готовы к переезду.

В рамках реализации принципа «конкуренции» необходимо:создать условия образовательного процесса, при которых проявляется равенство возможностей «здоровых» студентов и инвалидов. Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха для студентов инвалидов и «здоровых», своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности. Для эффективной реализации принципов инклюзии нужно совершенствовать систему подготовки кадров для работы в системе непрерывного инклюзивного образования.

Подводя итоги, необходимо отметить, что для успешной реализации принципов инклюзии на практике необходимо использовать технологии преодоления социальных барьеров, направленных на создание «безбарьерной» среды, т. е. преодоление пространственных и социально-психологических барьеров.

Литература:

1. Конвенция о правах инвалидов [Текст]: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций 13.12.2006г. [Электронный ресурс]//Режим доступа: https: //www.un. org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 21.09.2019).

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 21.09.2019).

3. Воеводина Е. В., Горина Е. Е. Социальный портрет людей с ограниченными возможностями здоровья в студенческой среде как фактор социальной адаптации к условиям вуза//Вестник Томского государственного университета.2013. - №373. - с.60-65.

Literature:

1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities [Text]: adopted by resolution of the United Nations General Assembly on 13.12.2006. [Electronic resource]//Access mode: https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (accessed: 21.09.2019).

2. Federal Law" On Education in the Russian Federation " of 29.12.2012 N 273-FZ. [Electronic resource]//Access mode: https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (accessed 21.09.2019).

3. Voevodina E. V., Gorina E. E. Social portrait of people with disabilities in the student environment as a factor of social adaptation to the conditions of the university//Bulletin of Tomsk State University.2013. - No. 373. - pp. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.