Научная статья на тему 'Принципы и приоритетные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств'

Принципы и приоритетные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ПРОИЗВОДСТВО / ОПРОС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРИНЦИПЫ / УРОВЕНЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / FARMERS / MANUFACTURE / POLL / THE STATE SUPPORT / PRINCIPLES / LEVEL / EFFICIENCY / PRIORITY DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушенцова Светлана Сергеевна

В статье отражена эффективность десятилетнего развития крестьянских (фермерских) хозяйств, выявлены такие резервы ее повышения, активизация которых возможна изменением качественных и количественных составляющих государственной поддержки фермерского сектора. Реализация приведенных в работе принципов и приоритетных направлений ее осуществления будет способствовать росту устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств, занятости и доходов сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND PRIORITY DIRECTIONS STATE SUPPORT OF FARMS

In article efficiency of ten years' development farms is reflected, such reserves of its increase which activization is possible change of qualitative and quantitative components of the state support of farmer sector are revealed. Realization of the principles resulted in work and priority directions of its realization will promote growth of stability of farms, employment and incomes of countrymen.

Текст научной работы на тему «Принципы и приоритетные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств»

УДК 631.115.1

ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

С. С. Сушенцова

PRINCIPLES AND PRIORITY DIRECTIONS STATE SUPPORT OF FARMS

S. S. Sushentsova

Аннотация. В статье отражена эффективность десятилетнего развития крестьянских (фермерских) хозяйств, выявлены такие резервы ее повышения, активизация которых возможна изменением качественных и количественных составляющих государственной поддержки фермерского сектора. Реализация приведенных в работе принципов и приоритетных направлений ее осуществления будет способствовать росту устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств, занятости и доходов сельских жителей.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, производство, опрос, государственная поддержка, принципы, уровень, эффективность, приоритетные направления.

Abstract. In article efficiency of ten years' development farms is reflected, such reserves of its increase which activization is possible change of qualitative and quantitative components of the state support of farmer sector are revealed. Realization of the principles resulted in work and priority directions of its realization will promote growth of stability of farms, employment and incomes of countrymen.

Key words: farmers, manufacture, poll, the state support, principles, level, efficiency, priority directions.

В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х) являются неотъемлемой частью многоукладного аграрного производства. Численность их на 1 января 2012 г. составляла 304,6 тыс., а площадь землепользования - 29,4 млн га, или 9,8 % от общей площади земельных угодий всех категорий сельскохозяйственных производителей (табл. 1).

За последнее десятилетие общий объем производства сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерами, в сопоставимых ценах практически утроился, возрастая ежегодно в среднем на 15 %. Такой результат был обусловлен заметным увеличением объемов производства отдельных видов продукции, в т.ч. зерна - в 2,5 раза, подсолнечника - в 2,6 раза, сахарной свеклы - в 3,5 раза. Доля продукции крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме продукции сельского хозяйства также постепенно возрастала с 3 % в 2000 г. до 6,5 % в 2006 г. и до 8,9 % в 2011 г.

Однако приходится признать, что эффективность производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в целом еще не соответствует требованиям, необходимым в настоящее время для их дальнейшего устойчивого развития. Здесь негативно сказываются как общеотраслевые проблемы развития сельского хозяйства, так и специфические проблемы фермерского уклада. Прежде всего это - диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы для села; слабая защита отечественных

товаропроизводителей от субсидированного импорта продовольствия; несовершенство нормативно-правовой и экономической базы функционирования К(Ф)Х; отсутствие эффективной защиты земельных прав граждан; слабая доступность кредитных ресурсов для хозяйствующих фермеров и их кооперативов; практическое отсутствие развитой рыночной инфраструктуры; несовершенство организации сбыта фермерской продукции и системы консультационных услуг правового, экономического и технико-технологического характера.

Таблица 1

Развитие сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах РФ (по данным Росстата и АККОР [1, 2])

Показатели Годы Средний цепной темп роста, %

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2011

Численность К(Ф)Х, тыс. ед. 261,1 261,7 263,9 257,4 254,0 201,6 304,6 98,0

Площадь землепользования, млн га 14,4 16,5 18,3 19,2 26 27 29,4 111,5

в т.ч. на одно хозяйство, га 58 67 73 81 103 134 120 109,1

Удельный вес продукции в общем ее объеме, % 3,0 3,7 5,9 6,5 8,5 7,1 8,9 -

В т.ч. зерна 8,4 12,2 17,4 20,0 21,0 21,9 22,1 -

сахарной свеклы 4,9 7,1 10,3 11,8 9,8 10,9 13,1 -

подсолнечника 14,2 19,9 24,5 29,1 28,9 26,4 27,7 -

Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 121,5 116,6 130,7 118,0 127,2 83,9 122,5 119,7

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах1:

всего, млрд руб. 10,8 13,4 21,7 32,4 33,8 35,5 43,5 115,1

на одного среднегодового работника, тыс. руб. 21,6 26,1 41,6 58,6 59,7 57,6 58,3 124,6

на 1 га сельхозугодий, руб. 922,4 1127,9 1386,9 1500,5 1301,3 1316,6 1481,8 108,1

1

Стоимость валовой продукции основных ее товарных видов (зерно,

подсолнечник, сахарная свекла, картофель, молоко, шерсть, мед) в ценах 1994 г.

Решение большинства из указанных проблем возможно сегодня только при условии государственного вмешательства во взаимоотношения субъектов современной рыночной экономики. Господдержка заключается:

1) в разработке правовых основ через законодательные акты,

2) в выделении средств из бюджетных ресурсов всех уровней (федерального, регионального, муниципального). При этом предполагается, что оба эти действия должны быть направлены на упрощение решения каких-либо проблем, связанных с хозяйственной деятельностью субъектов рыночных отношений, и через их развитие способствовать повышению качества жизни в стране. В настоящее время актуально звучит вопрос повышения и количественной составляющей государственной поддержки К(Ф)Х и качественной.

Первое обстоятельство актуально потому, что доля выделяемых государством средств для данного сектора составляет около 5 % общего их объема, направляемого в сельское хозяйство. Как показывают наши исследования, этого совершенно недостаточно для ведения расширенного воспроизводства в современных условиях хозяйствования. Более того, принимая во внимание условие Бюджетного кодекса РФ на получение государственной поддержки официально оформленными предпринимательскими структурами, можно наглядно увидеть несоответствие доли выделяемых средств удельному весу в производстве продукции. Так, в 2011 г. сельскохозяйственные организации произвели 84 % продукции рассмотренных видов субъектов, а К(Ф)Х, соответственно, - 16 %.

За увеличение объема поддержки высказываются и сами фермеры. Так, при проводимом нами опросе фермеров в 2012 г. на съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России (АККОР) на вопрос анкеты: «Каким должен быть размер поддержки (на федеральном и региональном уровнях) от стоимости производимой Вами продукции?» большая часть респондентов (78,2 %) высказалась за долю консолидированной государственной поддержки, превышающую 20 % объема их производства. Пока же около 36 % фермеров-участников съезда АККОР в 2012 г. вообще не получали никакой государственной поддержки, а те из них, кто получал, только 17,5 % были удовлетворены ею.

На современном этапе для изменения ситуации и повышения качественной составляющей государственной поддержки К(Ф)Х целесообразно, на наш взгляд, при ее осуществлении соблюдение следующих принципов.

1. Системность. Подразумевает под собой обеспечение функциональной взаимосвязи всех элементов развития и поддержки фермеров. Господдержка должна представлять собой систему мер, состоящую из различных форм, методов и способов воздействия государства на развитие организационно-экономических процессов. Взаимодействие элементов этой системы обеспечивает наделение субъектов экономических отношений правами и возможностями в использовании бюджетных средств на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. При этом государственная поддержка осуществляется путем как прямого, так и косвенного воздействия с использованием таких финансовых инструментов, как субсидии, субвенции, компенсации, дотации, квоты.

2. Дифференцированный подход. Выбор инструмента, например прямой бюджетной поддержки К(Ф)Х, во многом зависит не только от внешних социально-экономических условий, но и от внутренних резервов самих хозяйств. Тем из них, кто уже давно работает, т.е. имеет определенных партнеров в сферах АПК, отличных от сельского хозяйства (поставщиков производственных ресурсов и потребителей готовой продукции), способным развивать производство за счет собственных средств, более приемлемыми будут субсидии, дотации за результаты производства. Другим К(Ф)Х, еще не достигшим высокого уровня рентабельности, а также начинающим фермерам больше подойдет компенсация затрат, дотации, субсидии, квоты на приобретение материальных ресурсов.

3. Софинансирование. Направления государственной поддержки на уровне региона во многом определяются решениями Федерации в этом вопросе, так как любые федеральные средства, выделяемые в виде господдержки, лишь тогда достигают своей цели, когда они подкреплены (дополнены, обеспечены) ресурсами региональных бюджетов. Источниками финансирования государственной поддержки могут являться одновременно и федеральный, и региональный, и местный бюджеты, и даже фермерские ресурсы на условиях софинансирования в заранее предусмотренных пропорциях или отдельно региональный или муниципальный бюджет, что во многом определяется аграрной политикой соответствующих администраций. Реализация этого принципа очень важна, потому что повышает заинтересованность, подконтрольность и ответственность участников движения финансовых ресурсов.

4. Окупаемость. Подразумевает обязательность отдачи (эффекта) от используемых бюджетных ресурсов. Причем разные субъекты, принимающие участие в процессе финансирования определенного мероприятия, будут получать удовлетворение своих интересов. Например, хозяйство сможет активизировать внутренние резервы повышения своей эффективности с учетом усилий фермера на получение средств как прямых финансовых затрат, так и транзакционных издержек. Органы местной власти получат повышение уровня занятости в районе, рост налоговых отчислений, а следовательно, и развитие территории, преференции в хозяйственной деятельности, если осуществляется освоение региональных и федеральных средств. Регион и Федерация в целом обеспечат увеличение объемов сельскохозяйственного производства, а значит, и уровня продовольственной безопасности страны.

5. Доступность. В настоящее время на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются все виды государственной поддержки из Федерального и регионального бюджетов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако в силу низкой информированности фермеры порой и не подозревают о реализации в их регионе каких-либо государственных программ, важных для повышения эффективности их деятельности.

6. Целевое использование бюджетных средств. Здесь важно отметить, что для успешного его выполнения, кроме всего прочего, целесообразно осуществлять проектирование направлений господдержки с учетом принципов размещения, т.е. региональных особенностей хозяйствования.

Конечно, приведенный перечень принципов не является окончательным, завершенным. Можно добавить и другие, например, комплексность, адресность, сочетаемость подходов к освоению государственных средств через

сочетание различных видов государственной поддержки в достижении одной цели и др. Здесь выделены лишь основные, как нам представляется, наиболее значимые принципы для повышения эффективности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств на современном этапе развития многоукладной аграрной экономики.

Процесс государственной поддержки К(Ф)Х должен быть направлен на обеспечение в первую очередь правовых основ эффективной их деятельности, особенно в вопросах определения их статуса в системе многоукладного аграрного производства, кооперации и участия в развитии земельных отношений.

Возможность крестьянских (фермерских) хозяйств участвовать в процессе кредитования является важным условием их эффективной деятельности. Специализация К(Ф)Х на производстве продукции растениеводства характеризует высокую степень сезонности и еще более обостряет необходимость использования заемных средств в финансировании их деятельности. В настоящее время бюджетные средства используются на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. Но этот процесс сопряжен с определенными трудностями, одной из которых является механизм субсидирования. Фермеры вынуждены самостоятельно оплачивать проценты, и лишь в течение трех месяцев, по истечении календарного года государством осуществляется их возмещение. Для изменения ситуации можно воспользоваться схемой 2000-2003 гг., когда фермеры не выплачивали подлежащие субсидированию средства, а государство перечисляло их напрямую в банк на основе трехстороннего соглашения.

Другой проблемой является низкий уровень доступности кредитных ресурсов из-за отсутствия, особенно у мелких хозяйств, залогового обеспечения. Да и возможность использования фермерами средств гарантийных фондов ограничена сложностью процедуры и трудновыполнимыми условиями.

Конкуренцию коммерческим кредитным организациям на рынке заемных средств для К(Ф)Х призваны составить сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, инициаторами создания которых являются часто сами фермеры. Преимущества такой формы очевидны: значительно облегчается доступ К(Ф)Х к кредитам, и уменьшается степень невозврата кредитных средств.

Новым этапом в господдержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов фермеров можно назвать период с 2006 г., когда начал реализо-вываться ПНП «Развитие АПК», и по настоящее время. Но, как показала практика, осуществляемых мероприятий недостаточно - в сложившихся экономических условиях реально функционируют лишь 66,4 % зарегистрированных кооперативов. Поэтому необходимо и далее совершенствовать систему господдержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов).

Кредиты, безусловно, являются необходимым источником финансирования производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, однако, принимая во внимание такие их свойства, как возвратность, платность и срочность, на первом месте по значимости стоят все же собственные средства К(Ф)Х. Их формирование во многом зависит от условий сбыта фермерской продукции, т.е. от развитости экономических отношений на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия и его инфраструктуры. По-

этому работа государства в этом направлении особенно важна. Она должна быть направлена на серьезное улучшение и действующей системы государственных закупок, и импортной политики государства.

В настоящее время условия реализации продукции крестьянских (фермерских) хозяйств еще нельзя назвать благоприятными вследствие действия следующих факторов: монополизма заготовительных и торговых организаций, недостатка собственного грузового транспорта, недоступности рынков сбыта сельхозпродукции, отсутствия прочного партнерства между К(Ф)Х, торговлей, потребителями и т.д. Более того, деятельность посреднических структур в существующих условиях приводит к неоправданному замедлению товародвижения, удорожанию конечной продукции, присвоению ими части прибыли, созданной фермерами. Решение проблемы сбыта фермерской продукции еще более обостряется со вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Развитие рыночной инфраструктуры сбыта продукции крестьянских хозяйств должно осуществляться на принципах свободной конкуренции. Для этого сама инфраструктура может быть представлена совокупностью разнообразных по функциям и видам собственности субъектов хозяйствования, образующих сложную систему обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств на стадии обмена в процессе воспроизводства. Здесь будут функционировать организации по транспортировке, переработке, заготовке, хранению сельскохозяйственной продукции, информационному обеспечению К(Ф)Х, осуществляющие свою деятельность на коммерческой (государственные и частные) и некоммерческой (потребительские кооперативы и др.) основе. Такое их разнообразие необходимо и для фермеров, которым предоставляется выбор в использовании наиболее выгодных для них вариантов организации сбыта, и для представителей обслуживающих структур, так как для них откроется дополнительная возможность совершенствовать формы и виды своих услуг в процессе свободной конкуренции.

Следовательно, одним из основных направлений государственной поддержки сбыта фермерской продукции является выделение ресурсов на развитие сбытовых кооперативов и логистических центров как на базе этих СПоКов, так и в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, создаваемых в том числе и по инициативе фермеров. Данное направление будет способствовать организации единой системы производства, заготовки, хранения, переработки и реализации сельхозпродукции.

Государственные закупочные организации должны работать с учетом особенностей организации сбыта фермерской продукции: либо оставлять неограниченную кредитную линию государства, либо устанавливать квоту для продукции, произведенной в К(Ф)Х. Размер ее целесообразно дифференцировать по конкретным регионам страны и устанавливать в зависимости от доли фермерского производства в общем объеме сельскохозяйственной продукции. Важным также является обоснование справедливых минимальных закупочных цен на основные виды фермерской продукции, обеспечивающих рентабельность производства, и предоставление гарантии федерации или региона на приобретение продукции по этим ценам.

Размер собственных ресурсов, направляемых на расширенное воспроизводство, а для фермера и уровень оплаты его труда, определяется чистой

прибылью и, конечно, зависит от суммы уплаченных налогов. В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства имеют лишь единственную специфичную льготу - освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в течение пяти лет с момента регистрации К(Ф)Х при условии, что предпринимательская деятельность осуществляется без образования юридического лица. Другие же налоговые преференции фермеры получают как сельскохозяйственные товаропроизводители, т.е. имеют право выбора системы налогообложения, льготы по налогу на прибыль, транспорт и др.

Исследования показали, что несмотря на наличие льгот и специальных режимов, фермеры считают размер налогов и обязательных платежей непомерно высоким, а систему налогообложения - довольно громоздкой и сложной. Внесенные же в Налоговый кодекс РФ изменения о переходе сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) незначительно изменили положение фермеров в сфере налоговых обязательств и не достигли исполнения их желаний об уплате единого земельного налога, адекватного кадастровой стоимости земли и потенциальному доходу от ее использования. Вместе с тем совершенствование системы налогообложения является действенным средством стимулирования роста фермерского производства.

Принимая во внимание объявленный Президентом курс на модернизацию отечественного производства, в будущем следует выделить отдельный блок, посвященный мероприятиям, стимулирующим участие фермеров в апробации результатов НИОКР и их широкое применение в производственной деятельности. Необходимо стимулировать создание и эффективное функционирование кредитных и снабженческих кооперативов для обеспечения К(Ф)Х техникой, навесным оборудованием и запчастями, в том числе через предоставление им субсидируемых долгосрочных кредитов; стимулировать производство на отечественных заводах моделей тракторов тягового класса 0,2 и 0,6 (сегмент от 14 до 29 л.с.), снижать себестоимость их производства и конечную дилерскую цену на них. Возможна организация производства тракторов DongFeng, Shandong Foton Lovol Heavy Industries CO ltd, YTO Group Corporation на условиях промышленной сборки и дальнейшей активизации спроса на них путем запуска программ утилизации старых тракторов по примеру автопрома.

Особое значение для эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств имеет прямая государственная поддержка, которая может осуществляться в виде фиксированных, обязательных и гарантированных дотаций на один гектар фактических посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений и (или) на одну голову крупного рогатого скота. Подобный опыт поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств на региональном уровне уже дает положительные результаты.

Для повышения эффективности К(Ф)Х очень важно развитие информационной системы. В настоящее время информационной базой для работы фермеров являются местное телевидение и газеты, реже - Интернет. Вместе с тем многие владельцы К(Ф)Х осознают необходимость комплекса мер по поддержанию и развитию интереса потребителей к предлагаемой продукции, по формированию новых потребностей, что неразрывно связано с созданием новых производств, модернизацией существующих, повышением качества

продукции, рекламой, совершенствованием внешнего вида конечного продукта (сортировка, упаковка, отличительные знаки производителя и т.д.). И поэтому для фермеров необходимы информационно-консультационная помощь, возможность переподготовки специалистов, расширение доступа их к рынку научных, образовательных, консультационных услуг и информации.

Эффективной реализации этих задач будет способствовать:

- создание сети информационно-консультационного обслуживания К(Ф)Х, состоящей из специализированных подразделений в районных информационно-консультационных центрах (ИКЦ), а также самостоятельных ИКЦ, созданных самими владельцами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- компенсация затрат фермеров на потребляемые специфические услуги, которые ИКЦ, созданные в рамках реализации Программы создания Единой системы информационного обеспечения АПК и рыболовства, оказывают им на коммерческих условиях;

- организация для субъектов малого предпринимательства бизнес-инкубаторов, демонстрационных инновационных участков (ферм, площадок, пилотных проектов) в регионах;

- формирование целостной государственной многоуровневой инновационной программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием современных форм обучения (стационарных, дистанционных, мобильных) и Интернета. В учебные планы учебных заведений сельскохозяйственного профиля целесообразно включать специальные курсы по организации малого бизнеса на селе и дополнять их выпуском методологической и справочной литературы.

Реализация комплекса рассмотренных мероприятий будет способствовать переходу крестьянских (фермерских) хозяйств и других форм малого сельского предпринимательства на инновационную модель развития, в результате чего удельный вес фермерства в общем объеме продукции сельского хозяйства значительно увеличится, а значит, заметно повысится его конкурентоспособность, роль в продовольственном обеспечении регионов, в создании новых рабочих мест в сельской местности, в росте уровня доходов сельского населения.

1. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2011 году. Статбюллетень. -М. : Росстат, 2012.

2. URL: http://akkor.ru/wp-content/uploads/2011/10/2011.10.06-pokazateli-proizvodstva.pdf

Список литературы

Сушенцова Светлана Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, руководитель отдела малых форм хозяйствования,

Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве E-mail: sushentsova_ss@mail.ru

Sushentsova Svetlana Sergeevna

candidate of economic sciences,

associate professor,

the head of department

of small forms of managing,

All over Russian scientific-research

institute of the organization

of manufacture, labor and management

in agriculture

УДК 631.115.1 Сушенцова, С. С.

Принципы и приоритетные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств / С. С. Сушенцова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 86-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.