Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / научно-педагогическое знание / равноправие / учение / культура / прогресс / совершенствование педагогического процесса / формирование и развитие / идеи воспитания / непрерывное образование / теории / молодое поколение / точки зрения / гармоничное развитие личности / bag'rikenglik / ilmiy-pedagogik bilim / tenglik / o'qitish / madaniyat / taraqqiyot / pedagogik jarayonni takomillashtirish / shakllantirish va rivojlantirish / ta'lim g'oyalari / uzluksiz ta'lim / nazariyalar / yosh avlod / qarashlar / shaxsning barkamol rivojlanishi.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахназарова Наира Владимировна

Образовательная среда вуза, построенная на принципах диалога, позволяет формировать у студентов такие качества и способности, как самоактуализация и саморазвитие. Вместе с тем, происходит и формирование толерантности как неотъемлемой составляющей структуры личности студента. Задача педагога — создать ситуации множественности выбора тактик поведения для студентов. Такой подход позволит наверняка определить ситуации, которые окажутся значимыми для каждого студента. Под влиянием взаимного воздействия происходит трансформация личности студентов и преподавателя, а иначе говоря — самоактуализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TALABALARDA BAG'RIKENGLIKNI RIVOJLANTIRISH MUAMMOSINI HAL QILISH TAMOYILLARI VA YONDASHUVLARI

Muloqot tamoyillari asosida qurilgan universitetning ta’lim muhiti talabalarda o‘z-o‘zini namoyon qilish, o‘z-o‘zini rivojlantirish kabi fazilatlar va qobiliyatlarni rivojlantirish imkonini beradi. Shu bilan birga, o'quvchi shaxsi tuzilishining ajralmas qismi sifatida bag'rikenglikning shakllanishi ham mavjud. O'qituvchining vazifasi o'quvchilar uchun xulq-atvor taktikasini ko'p tanlovli vaziyatlarni yaratishdir. Ushbu yondashuv har bir talaba uchun muhim bo'lgan vaziyatlarni aniqlab beradi. O'zaro ta'sir ta'siri ostida o'quvchilar va o'qituvchining shaxsiyati o'zgaradi, boshqacha aytganda, o'zini o'zi amalga oshirish

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Шахназарова Наира Владимировна,

доктор философии (PhD) по педагогическим наукам, старший преподаватель кафедры «Экономика труда и управления» РЭУ им. Г.В. Плеханова в городе Ташкенте

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

УДК: 378:37.091.33:94 (043.3) DOI: 10.34920/SO/VOL_2022_ISSUE_10_4

ШАХНАЗАРОВА Н.В. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Образовательная среда вуза, построенная на принципах диалога, позволяет формировать у студентов такие качества и способности, как самоактуализация и саморазвитие. Вместе с тем, происходит и формирование толерантности как неотъемлемой составляющей структуры личности студента. Задача педагога — создать ситуации множественности выбора тактик поведения для студентов. Такой подход позволит наверняка определить ситуации, которые окажутся значимыми для каждого студента. Под влиянием взаимного воздействия происходит трансформация личности студентов и преподавателя, а иначе говоря — самоактуализация.

Ключевые слова и понятия: толерантность, научно-педагогическое знание, равноправие, учение, культура, прогресс, совершенствование педагогического процесса, формирование и развитие, идеи воспитания, непрерывное образование, теории, молодое поколение, точки зрения, гармоничное развитие личности.

SHAХNAZAROVA N.V. TALABALARDA BAGRIKENGLIKNI RIVOJLANTIRISH MUAMMOSINI HAL QILISH TAMOYILLARI VA YONDASHUVLARI

Muloqot tamoyillari asosida qurilgan universitetning ta'lim muhiti talabalarda o'z-o'zini nam-oyon qilish, o'z-o'zini rivojlantirish kabi fazilatlar va qobiliyatlarni rivojlantirish imkonini beradi. Shu bilan birga, o'quvchi shaxsi tuzilishining ajralmas qismi sifatida bag'rikenglikning shakllanishi ham mavjud. O'qituvchining vazifasi o'quvchilar uchun xulq-atvor taktikasini ko'p tanlovli vaziyat-larni yaratishdir. Ushbu yondashuv har bir talaba uchun muhim bo'lgan vaziyatlarni aniqlab beradi. O'zaro ta'sir ta'siri ostida o'quvchilar va o'qituvchining shaxsiyati o'zgaradi, boshqacha aytganda, o'zini o'zi amalga oshirish.

Tayanch so'z va tushunchalar: bag'rikenglik, ilmiy-pedagogik bilim, tenglik, o'qitish, madaniyat, taraqqiyot, pedagogik jarayonni takomillashtirish, shakllantirish va rivojlantirish, ta'lim g'oyalari, uzluksiz ta'lim, nazariyalar, yosh avlod, qarashlar, shaxsning barkamol rivojlanishi.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 10 (119)

SHAKHNAZAROVA N.V. PRINCIPLES AND APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF DEVELOPING STUDENTS' TOLERANCE

The educational environment of the university, built on the principles of dialogue, allows students to develop such qualities and abilities as self-actualization and self-development. At the same time, there is also the formation of tolerance as an integral part of the structure of the student's personality. The teacher's task is to create situations of multiple choice of behavioral tactics for students. This approach will surely determine the situations that will be significant for each student. Under the influence of mutual impact, the personality of students and the teacher is transformed, in other words, self-actualization occurs.

Key words and concepts: tolerance, scientific and pedagogical knowledge, equality, teaching, culture, progress, improvement of the pedagogical process, formation and development, ideas of education, continuing education, theories, the younger generation, points of view, harmonious development of personality.

Введение.

Современное общество характеризуется интенсификацией таких процессов, как обеспечение прав и свобод граждан. Поиск путей для продуктивного сотрудничества, а также выстраиванию диалогических отношений как межличностных, так и межгрупповых. В этих условиях проблема толерантности приобретает новое значение.

Проведенный сравнительный анализ подходов к пониманию толерантности позволил выявить три основных аспекта данного явления. Первый связан с установлением соотношения между понятиями «Я» и «ТЫ». Толерантность позволяет в данном случае преодолеть возможные противоречия между людьми, предотвратить возникновение конфликтов. Иными словами, это ценностная составляющая толерантности.

Второй аспект — деятельностный. Он рассматривает применение принципов и порядков толерантности в условиях общения, ее способности в выстраивании диалога, а также умении такого его ведения, которое приведет к необходимым результатам.

И третий аспект толерантности - аксиологический отражает ее ценностную составляющую и пути поиска точек соприкосновения для нахождения компромисса и адекватного диалога.

Толерантность как предмет исследования педагогики раскрыта в работах ученых Ш.А. Амонашвили, Р.Н. Ильина, С.И. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и др. Указанная группа авторов рассматривала толерантность в контексте школьного обучения, что обусловило специфические черты понимания данного личност-

ного качества. Ученые предлагают признавать личность учащегося как главную его ценность, выявлять его индивидуальные особенности, которые должны стать основой построения образовательного процесса. Через гармоничную совместную деятельность дети приобретают необходимые социальные навыки и способности.

Актуальность темы исследования. В мире одной из приоритетных задач системы непрерывного образования является подготовка личности к жизни и деятельности в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирование умений осуществлять профессиональное взаимодействие с представителями различных культур, разных национальностей, к пониманию культурных, этнических ценностей и различий, обозначенных в «Декларации принципов толерантности»1 ООН, где подчеркнуто: "воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно способствовать формированию у молодежи независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях».

Постановка проблемы. Изучение и анализ теоретических основ педагогики толерантности, ее понятийный аппарат и основные концептуальные положения определения сути толерантности; определение принципов и подходов к развитию толерантности студентов высших образовательных учреждений; выявление критерии оценки развитости толерант-

1 Декларация принципов толерантности // Век толерантности, 2001. - №1. - С. 62 - 68.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 10 (119)

ности студентов, способствующие эффективному развитию толерантности с учетом особенностей образовательного процесса высшего образовательного учреждения; определение педагогических условий развития толерантности в процессе обучения студентов высшего образовательного учреждения историческим дисциплинам; разработка и апробировать модель развития толерантности студентов высшего образовательного учреждения в процессе обучения истории.

Цель исследования состоит в совершенствовании технологии развития толерантности студентов в процессе обучения истории.

Методы исследования. В исследовании использован комплекс методов, направленный на адекватное изучение: теоретические (аналитико-синтетический, сопоставительно-сравнительный, аналогии, моделирования), диагностические (опрос, анкетирование, наблюдение, беседа, интервью), прогностические (экспертная оценка, обобщение самостоятельных оценок), педагогический эксперимент и методы математической статистики (статистическая обработка данных, графическое изображение результатов) и др.

Для нашего исследования играет значение методологический подход к пониманию толерантности. Он позволяет выявить особенности построения педагогического процесса с учетом задач толерантного обучения.

При выборе подходов педагогической работы мы опираемся на данные исследований, полученных психологами, философами и социологами при изучении толерантности. Понятие подход рассматривается в науке в широком и узком смысле. В первом случае под ним понимается группа взаимосвязанных приемов для изучения чего-либо. Более узкий научно-методологический подход предполагает выявление и формулирование принципов разделения предмета исследования на составляющие для его детального и глубокого изучения.

Применительно к педагогике подход — это метод решения педагогической проблемы1. Для нашего исследования актуально следующее определение подхода — это тип мышления и поведения преподавателей вуза при

1 Олпорг Г. Становление личности: Избр. произ. /Под общ. ред. Д.А.Леонтьева - М: Смысл, 2002. - 462 с.

работе со студентами, который выражается в выборе оптимальных механизмов методов и приемов обучения и воспитания. В педагогики, как правило, используется совокупность подходов, что позволяет более широко отвечать на потребности отдельной личности. При этом методологические подходы гармонично дополняют друг друга. Далее рассмотрим ключевые подходы, используемые в рамках формирования у студентов толерантности.

Аксиологический подход основывается на формировании условий и образовательной среды для активизации познавательной активности студентов, а также присвоение ими базовых ценностей, принятых в конкретном обществе. Для данного подхода характерны следующие методологические принципы:

1. Определения ценностного отношения к действительности, который заключается в развитии умения оценивать явления и процессы, рефлексировать, а также формировать у студентов определенный тип восприятия действительности.

2. Установления соотношения между личностными и социальными ценностями. Данный принцип заключается в присвоении общечеловеческих регулятивов поведения, но через призму собственного мироощущения и восприятия.

3. Безопасности, который заключается в гарантии обеспечения прав человека на самовыражение и принятия личностно значимой системы ценностей.

4. Ненасилия, необходимый для конструктивного и грамотного диалога. Такой принцип основывается на признании равенства людей в данном обществе, а также их различий при общем желании выстраивать межличностные отношения.

5. Плюрализма взглядов сводится к признанию авторитетности не только собственной точки зрения, но и мнения других людей как объективно допустимых.

Практическое применение указанных принципов становится непростой задачей, связанной с всеобъемлющим характером каждого из принципов. Представляется необходимым добавление в учебный план вуза отдельной дисциплины, посвященной проблемам этики, морали и нравственности.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 10 (119)

Однако мы считаем, что следует прежде всего выработать методологические ориентиры, которые бы позволяли выстраивать образовательный процесс на основе гуманности и толерантного отношения. В частности следует перейти к принципам гуманной педагогики, отказаться от авторитаризма в отношениях между преподавателями и студентами, развивать студенческие объединения как механизмы социализации личности учащихся, организовывать общение на принципах ненасилия и содействия, а также признавать значение педагогики в формировании личности нового типа — толерантной и гуманной.

Следовательно, в рамках аксиологического подхода происходит пересмотр целевых ориентиров образовательного процесса. Прежде всего следует ориентироваться на ценности как системообразующую цель вузовского образования. Пребывание в образовательной среде вуза дает возможность сформировать у студентов образцы терпимости и уважительного отношения к людям, принципы построения диалога, сотрудничества и пр.

Вторым важным подходом в образовании становится личностно-деятельностный. Он дает представление о путях развития личности студентов через диалог и коммуникацию. В частности им признается не формальное общение как цель образования, а пути создания среды, которая бы позволяла учитывать личностные особенности учащихся и их интересы.

Образовательный процесс должен организовываться на принципах диалога и субъект-субъектного взаимодействия между студентами и педагогами. При этом преподаватель должен сам стать авторитетной фигурой и носителем культуры толерантного общения. При подобном построении образовательного процесса студенты приобретают навыки самоактуализации, выбора стратегии поведения и установления доверительных отношений на межличностном уровне. Данный подход позволяет вносить коррективы не только в поведение и стиль преподавания педагогов, но и в построение образовательной среды путем формирования благоприятного эмоционального фона.

Толерантность реализуется в системе образования через систему принципов, направ-

ленных на формирование необходимых качеств личности у учащихся.

Первым существенным принципом становится гуманитаризация образования. О данной тенденции писали такие исследователи, как А.С. Запесоцкий, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков и др. Данный принцип может быть охарактеризован как включение в учебный цикл дисциплин гуманитарного профиля с целью формирования у студентов любых направлений подготовки необходимых гуманистических и аксиологических ценностей. Формирование эффективной гуманитарной среды в вузе предполагает такой подход к обучению, при котором происходит моделирование социальных процессов, ситуаций диалога, направленных на формирование гуманистической картины мира студентов (А.С. Запесоцкий). Без нравственно-ценностных установок достижение высот в профессиональном плане невозможно.

Следующий значимый принцип вузовского обучения в контексте идей толерантности — принцип диалога. Он провозглашается как ведущий в ряде правовых и регламентирующих деятельность образовательных учреждений документах, в том числе в Декларации и программе действий в области культуры мира, принятой на 55-й сессии Генеральной Ассамблей ООН 13 сентября 1999 г1.

При определении сущности понятия диалога обратимся к словарному пониманию данного термина. Так С.И. Ожегов указывает на субъект-субъектный характер такого взаимодействия и определяет диалог как тип разговора между людьми2.

Данное определение, на наш взгляд, не отражает в полной мере сущности исследуемого явления. В «Энциклопедическом словаре по культурологии» диалог понимается как способ взаимодействия между людьми или группами людей, основанный на признании их индивидуальных особенностей, свобод, а также ставящих своей целью установление отношений между участниками диалога

1 Декларация и программа действий в области культуры мира : Принято 55-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 1999 г. / Комиссия Рос. Федерации по делам ЮНЕСКО, Информ. центр ООН в Москве.

2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 2005. - 900 с.783 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 10 (119)

V____

Таблица 1. Характеристика общения при монологе и диалоге1

Монолог Диалог

Доминирование субъект-объектных отношении, позиция «сверху» Личностное равенство, субъект-субъектные отношения, позиция «на равных»

Эгоцентризм, сосредоточение на собственных потребностях Концентрация на партнере по общению

Манипулирование, принуждение сотрудничество

Стереотипность при восприятии других Эмпатия

Самонаблюдение Заинтересованность в партнере по общению

и их сближение2. Следовательно, диалог — это разговор одного или нескольких людей, который может быть как внутренним, так и вербальным с физическим собеседником.

Диалог следует рассматривать как эффективный механизм раскрытия человеческого потенциала, а также поиска путей мирного и взаимовыгодного существования членов одного общества. Без диалога немыслимо осуществление гуманизации общества. В рамках диалога происходит не просто обмен информацией, но изменения в сознании личности, самореализация участников такого общения. Диалог как способ преодоления межличностных конфликтов рассматривался такими учеными-гуманистами, как М. Бубер, А. Швейцер и В. Франкл.

Для наглядного представления сущностных характеристик диалога целесообразно соотнести его с монологом как речи, направленной внутрь человека. При монологическом высказывании формируется односторонний взгляд на вещи и явления, не происходит развития личности, а толерантность не проявляется. В таблице 1 представлены сравнительные характеристики диалога и монолога как форм общения.

Таким образом, именно диалог должен лежать в основе современного образовательного процесса. Через него происходит формирование толерантности, ценностного отношения к миру и собеседнику. Участники диалога развиваются и внутренне совершенствуются.

Диалогическое общение имеет характерную структуру, в основе которой лежат эмоциональная и когнитивная составляющие.

1 Шахназарова Н.В. Технология развития толерантности у студентов в процессе обучения истории. Автореферат. - Чирчик: 2022 г.

2 Энциклопедический словарь по культурологии / [Авдеев В. И. и др.]. - М. : Центр, 1997. - 477,[1] с.; 22 см.; ISBN 5-88860-022-9 (В пер.): Б.ц.

Они проявляются в таких характеристиках личности, как способность к сопереживанию, принятию, стрессоустойчивости, конструктивности, гибкости мышления и пр. Указанные характеристики во многом повторяют признаки и показатели толерантности, что говорит о схожести данных понятий и явлений.

Образовательная среда вуза, построенная на принципах диалога, позволяет формировать у студентов такие качества и способности, как самоактуализация и саморазвитие. Вместе с тем, происходит и формирование толерантности как неотъемлемой составляющей структуры личности студента. Помимо диалога, преподавателям следует уделить внимание саморефлексии как второй составляющей образовательного процесса. Вместе с тем задача педагога — создать ситуации множественности выбора тактик поведения для студентов. Такой подход позволит наверняка определить ситуации, которые окажутся значимыми для каждого студента. Под влиянием взаимного воздействия происходит трансформация личности студентов и преподавателя, а иначе говоря — самоактуализация.

Основные результаты:

Проведенное теоретико-методологическое исследование позволило решить следующие задачи:

• мы рассмотрели методологические принципы толерантности как базиса построения системы высшего образования;

• установлены различные подходы к пониманию явления толерантности в образовании — как ценности общечеловеческого масштаба и личностного регулятивной деятельности, основанного на принципах построения деятельности будущего специалиста;

• выявлены методологические подходы к построению образовательного процесса с целью формирования толерантности студентов: аксиологический, заключающийся в

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 10 (119)

установлении ценностных установок построения педагогического процесса; личностно-деятельностный, связанный с определением путей толерантного взаимодействия и учета индивидуальных особенностей студентов при выборе стратегии преподавательской деятельности.

Практические предложения заключаются в следующем:

- разработана общая методика и педагогическая технология развития толерантности студентов высшего образовательного учреждения;

- в качестве технологического условия разработана учебная программа специаль-

ного курса «Технология развития основ толерантности у студентов» для всех направлений образования, ориентированная на готовность выстраивать свою профессиональную деятельность по логике конструктивного взаимодействия со студентами и инициировать развитие их толерантности на занятиях; разработана общая методика, способствующая развитию диалогических умений студентов высших образовательных учреждений;

- подобран диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень развития толерантности студентов.

Список использованной литературы:

1. Антология педагогической мысли/ Под ред. К.К. Хашимова, С.Р. Раджапова. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию/ А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.

3. 3. Большая Советская Энциклопедия: В 30 томах. Т. 13. - М.: Изд-во Сов. энциклопедия, 1977.- 608 с. 46 с.

4. Жураев Н. Тарих фалсафасининг назарий асослари. - Тошкент, Маънавият, 2008. С. 461.

5. Данилова С.В. Педагогические условия толерантности

6. студентов младших курсов вуза в процессе обучения. : Дис. ... канд. пед. наук. -0мск,2007.-211с.

7. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1. - М.: Ось-89, 2006.-112с.

8. Олпорг Г. Становление личности: Избр. произв. / Под общ. ред. Д.А.Леонтьева -М: Смысл, 2002. -462с.,

9. Отамуратов С.С. Национальное самосознание социально активной части молодежи его функционирование в условиях независимости Узбекистана (социологический анализ): Автореф. канд. соц. наук.- Ташкент: НУУ, 2000. - 20 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад .-М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-528с.

11. Тайланова Ш.З. Педагогика олий таълим муассасаси талабаларида кадриятлар тизимини шакллантириш ("Педагогика тарихи" фани мисолида): Педагогика фанлари номзоди. ... дисс. - Т., 2012. - 147 б.

12. Шахназарова Н.В. Формирование толерантного сознания молодежи // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. науч.-творч. форума. 31 окт.-3 нояб. 2017 г./Челяб. гос. ин-т культуры; сост. Е.В. Швачко.-Челя-бинск: ЧГИК, 2017.-394 с. ISBN 978-5-94839-629-3. - 2017.

13. Шахназарова Н.В. Structure and Content of Tolerant Consciousness (Структура и содержание толерантного сознания) // Eastern European Scientific Journal.- Германия, 2018.- С.52-55.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2022, 10 (119)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.