Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ'

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экобезопасность / ОБЖ / методика / экопонятия / образование / школа / environmental safety / life safety / methodology / environmental concepts / education / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзодзаев С.Б.

В статье рассматривается интеграция экологического образования в образовательный процесс школы. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования методики развития системы экологических понятий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Исследование направлено на определение эффективных форм и методов развития экологических понятий на уроках ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзодзаев С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND METHODS OF TEACHING ENVIRONMENTAL SAFETY IN LIFE SAFETY LESSONS

The article discusses the integration of environmental education into the educational process of school. Attention is focused on the need to improve the methodology for the development of the system of environmental concepts in the school course "Fundamentals of Life Safety". The study is aimed at determining effective forms and methods for the development of environmental concepts in the lessons of life safety.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ»

УДК 37

Дзодзаев С.Б.

филиал

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ

Аннотация: в статье рассматривается интеграция экологического образования в образовательный процесс школы. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования методики развития системы экологических понятий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Исследование направлено на определение эффективных форм и методов развития экологических понятий на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: экобезопасность, ОБЖ, методика, экопонятия, образование,

школа.

Экологическая безопасность стала одной из важнейших составляющих общей безопасности человека и общества в XXI веке. Неудивительно, что она нашла свое место в программе ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности). На уроках ОБЖ учащиеся должны получить знания и навыки для обеспечения собственной безопасности и защиты окружающей среды, что требует правильно подобранных принципов и методов преподавания. Рассмотрим основные принципы и методы, которые способствуют эффективному обучению экологической безопасности в рамках предмета ОБЖ [4].

Принципы преподавания экологической безопасности.

1. Научность и доступность. Учебные материалы должны быть основаны на современных научных данных, но при этом адаптированы так, чтобы

учащиеся могли легко усваивать информацию. Это достигается через использование простых примеров, иллюстраций и понятных объяснений сложных экологических процессов.

2. Интеграция с другими дисциплинами. Экологическая безопасность тесно связана с биологией, химией, географией и другими науками. Важно показать учащимся междисциплинарные связи, чтобы они смогли комплексно подходить к вопросам экологии.

3. Практическая направленность обучения. Теоретические знания необходимо подкреплять практическими занятиями. Ученики должны уметь применять полученные знания в реальных ситуациях: уметь сортировать отходы, понимать, как предупредить загрязнение воздуха и водоемов и так далее.

4. Формирование экологического мышления и культуры. Одной из целей обучения является формирование у школьников экологически ориентированного мировоззрения и ответственного отношения к природе.

5. Активное участие и взаимодействие. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать процесс более увлекательным и эффективным. Активное участие учеников в дискуссиях и проектах способствует лучшему усвоению материала.

Методы преподавания экологической безопасности.

1. Лекции и презентации. Традиционные методы преподавания, такие как лекции, остаются актуальными, так как позволяют систематизировать и структурировать знания. Презентации с использованием мультимедийных средств помогают наглядно представить материал и удержать внимание учащихся.

2. Практические занятия. Лабораторные работы, экскурсии, экологические акции — все эти формы деятельности позволяют ученикам применять теоретические знания на практике. Например, учащиеся могут провести анализ воды из местного водоема или расчистить школьную территорию от мусора.

3. Проекты и исследования. Выполнение исследовательских проектов является эффективным методом обучения. Это может быть изучение состояния местной экосистемы, разработка мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и прочее. Проекты стимулируют креативность и аналитическое мышление.

4. Игровые методы. Экологически ориентированные игры и квесты позволяют обучать в форме приключений, что повышает мотивацию и вовлеченность учеников. Например, игра о спасении экосистемы от загрязнений может быть увлекательной и образовательной одновременно [5].

5. Дискуссии и дебаты. Обсуждение актуальных экологических проблем помогает ученикам формировать собственное мнение и учиться аргументировать свою точку зрения. Это способствует развитию критического мышления и умению вести конструктивный диалог.

6. Использование современных технологий. В сегодняшнем образовательном процессе невозможно обойтись без цифровых инструментов. Виртуальные экскурсии, интерактивные карты, обучающие программы и приложения помогают сделать процесс обучения более интересным и доступным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004;

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 1991;

3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - №5;

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение. -1986;

5. Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006

Dzodzaev S.B.

Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)

PRINCIPLES AND METHODS OF TEACHING ENVIRONMENTAL SAFETY IN LIFE SAFETY LESSONS

Abstract: the article discusses the integration of environmental education into the educational process of school. Attention is focused on the need to improve the methodology for the development of the system of environmental concepts in the school course "Fundamentals of Life Safety". The study is aimed at determining effective forms and methods for the development of environmental concepts in the lessons of life safety.

Keywords: environmental safety, life safety, methodology, environmental concepts, education, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.