Научная статья на тему 'Принципы и методы логистического управления предприятиями в промышленности'

Принципы и методы логистического управления предприятиями в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
780
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ / MANAGEMENT CONCEPT / PRINCIPLES AND METHODS OF INTRODUCING A CONCEPT / CONTENT OF THE LOGISTIC CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураков Валерий Иванович

Рассмотрены этапы развития современной теории управления предприятиями. Дана характеристика и содержание используемых концепций управления, в том числе выделены производственная, сбытовая, маркетинговая и логистическая концепции, показаны их преимущества и недостатки с учетом требований внутренней и внешней среды. Обоснованы принципы и методы реализации логистической концепции, а также ее значение для организации эффективной деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND METHODS OF LOGISTIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The author studies development stages of the contemporary enterprise management theory, gives characteristics to and describes the content of the management concepts in use and categorizes them into production, distribution, marketing and logistic concepts with their advantages and disadvantages according to the internal and external conditions. The paper also substantiates principles and methods of introducing the logistic concept and proves its importance for enterprise's efficient operation.

Текст научной работы на тему «Принципы и методы логистического управления предприятиями в промышленности»

(N

СО

тН

О

(N

УДК 339.3:658.8 ББК 65.422-32

В. И. Бураков

доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет

кономики и права

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассмотрены этапы развития современной теории управления предприятиями. Дана характеристика и содержание используемых концепций управления, в том числе выделены производственная, сбытовая, маркетинговая и логистическая концепции, показаны их преимущества и недостатки с учетом требований внутренней и внешней среды. Обоснованы принципы и методы реализации логистической концепции, а также ее значение для организации эффективной деятельности предприятий.

Ключевые слова: концепция управления; принципы и методы реализации концепции; содержание логистической концепции.

V. I. Burakov

Doctor habil. (Economics), Professor, Baikal State University of Economics and Law

PRINCIPLES AND METHODS OF LOGISTIC MANAGEMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

SSI

2sê Es =

Û gi

НА

Ой"

^ 1

І

^ Л £

« р I

8sî

"Jo

р-1©*

£м§|

МО I

аи-i

нее

«

н

н

о

н

PQ

со

н

The author studies development stages of the contemporary enterprise management theory, gives characteristics to and describes the content of the management concepts in use and categorizes them into production, distribution, marketing and logistic concepts with their advantages and disadvantages according to the internal and external conditions. The paper also substantiates principles and methods of introducing the logistic concept and proves its importance for enterprise’s efficient operation.

Keywords: management concept; principles and methods of introducing a concept; content of the logistic concept.

С ростом конкуренции на рынке, появлением новых, дешевых и более эффективных разработок, многие устоявшиеся понятия и принципы работы, которые долгие годы были вполне приемлемыми и устраивали руководство предприятий, начинают заметно тормозить динамику бизнеса и поэтому требуют пересмотра с целью их совершенствования. В этой связи особое значение приобретают вопросы управления, обеспечивающие приспособление предприятия к меняющимся условиям.

На разных этапах развития теории управления имеют место различные концепции управления предприятием, которые реализуются через определенные методологические подходы. Донесение идеи (концепции) происходит посредством формулирования концептуальных принципов.

Наряду с принципами, важным элементом реализации концепций управления являются методологические подходы, которые мы предлагаем систематизировать по роли в осуществлении идеи на две группы:

- аналитические (системный подход, комплексный подход и т. д.);

© В. И. Бураков, 2013

%

М - функциональные (социально-этический подход, коммерческо-сбы-

товой и т. д.). Инструментарием более низкого порядка являются расчетные методики, управленческие процедуры, как правило, тесно при-СО | вязанные к объекту управления.

Истоки производственной концепции управления восходят к 30-м гг. £5 | ХХ в., которые принято считать временем диктата производителя. В этот

период новые товары, по мере снижения цены (достигнутого, как правило, благодаря наращиванию масштабов производства), достаточно легко находили своего неизбалованного качеством покупателя. Однако уже и тогда в конкурентной борьбе побеждал тот, кто мог с меньшими издержками предложить достаточно качественный товар. Этот период И. Ан-софф обоснованно определял «эпохой массового производства» [2].

Однако вскоре тактика побед за счет самых низких цен, по мере удовлетворения первичного спроса, перестала быть «неотразимой», поскольку потребитель, желая большего разнообразия, начал перехватывать инициативу влияния на рынке. Это вызвало к жизни сбытовую концепцию управления, предполагавшую роль потребителя как главного источника благополучия предприятия. Этот период (с 30-х до середины 50-х гг. ХХ в.) И. Ансофф справедливо назвал «эпохой массового сбыта» [3].

Стремительно развиваясь в данном направлении, уже в конце 60-х гг. ситуация резко меняется и сам потребитель начинает жестко диктовать, что должно быть произведено для удовлетворения его нужд производителем [1]. В этих условиях актуализируются проблемы управления компаниями и приоритеты отводятся исследованию рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Как следствие, появляется острая потребность в специальных инструментах управления, обеспечивающих наилучшее решение задачи, среди которых выделяется своей стратегической мощью маркетинговая концепция управления §ЦЦ¥ предприятием.

; На современном этапе развития экономики складывается ситуация,

когда, используя только маркетинговую концепцию управления, уже ой § нельзя обеспечить требуемую конкурентоспособность на мировом рын-

^ ^ | ке, очевидна необходимость вовлечения более широкого набора инстру-

^ | ментария для управления предприятием в рыночной среде. В частности,

1 наряду с активным использованием маркетинговых рычагов становится

в ^ | очевидной важная роль ресурсной стратегии в обеспечении конкурентос-

§к§ пособности предприятия или фирмы. Использование ресурсного подхо-

I да в управлении означает, что крайне значимыми являются все ресурсы:

иоэ материально-технические, финансовые, система маркетинга, персонал

к®3 организации и др. Необходимость управления предприятием с позиций

оптимизации движения всех видов ресурсов дает основание говорить о важности разработки логистических процедур.

23 Принципами данной концепции являются:

- интеграция функций маркетинга, снабжения, сбыта, производства;

- приоритет потребностей рынка при формировании логистической концепции предприятия;

- оптимальность логистических цепочек;

- единство расчетов эффективности по всей логистической системе;

- компромисс между количеством и качеством логистических услуг;

Н- межотраслевой и межтерриториальный характер оптимальной логистической среды.

О

Н

СО

тН

О

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

оК

^ 1

І

«Л* ё§| ь Е

« № I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти принципы включают преимущества известных концепций в сочетании со специфическим арсеналом логистического подхода к управлению.

Обобщим методы реализации логистической концепции управления через информационные технологии [4-7].

Метод синхронизации потоковых процессов. Данный метод заключается в обеспечении движения согласованного во времени и пространстве материального потока. Реализация данного метода наиболее эффективна с использованием набора экономико-математического инструментария, в том числе «метода очередей», «транспортной задачи» и т. д.

Метод интерактивной обратной связи. Основной идеей этого метода является организация ответного сигнала в виде логистических информационных потоков. Оптимальным вариантом реализации метода, безусловно, является заключение указанной функции изначально в состав логистической информационной системы, обеспечивающей контроль материальных и финансовых потоков.

Метод пространственно-временного хронометража. Суть обозначенного метода заключается в четком планировании и мониторинге совокупности логистических операций и функций, что достигается рациональным использованием информационных технологий, в том числе системного секундомера и автоматизированного штрихового кодирования.

Представленные автором методы опираются на использование важных аналитических подходов, в частности, на системный и комплексный подходы.

Содержание логистической концепции управления представляет собой систему менеджмента, при которой:

- предприятие рассматривается в виде единой логистической системы;

- стратегические решения по экономической политике предприятия и движению материальных потоков принимаются на основе расчета эффективности и совокупных издержек всей логистической цепи;

- обеспечивается высокий уровень интеграции функций маркетинга, снабжения, сбыта, производства, информатизации, логистического сервиса.

Другими словами, отличительная новизна логистической концепции управления — органичная взаимная связь, соединение перечисленных областей в единую ресурсопроводящую систему, в единый управленческий цикл. Логистическая концепция управления подразумевает отказ от принятия решений на основе отдельного рассмотрения договоров снабжения, сбыта, работы с транспортными компаниями, производственной программы и переход на системное планирование и организацию, что позволяет использовать возможности рационализации, присущей современной концепции управления материальными ресурсами.

Список использованной литературы

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. — М. : Прогресс, 1985. — 328 с.

2. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М. : Экономика, 1989. — 519 с.

3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. — СПб.: Питер, 1999. — 416 с.

4. Левашов С. А. Рыночные стратегии и логистика в деятельности фирмы / С. А. Левашов, В. Н. Менжерес. — Саратов : СГТУ, 1998. — 78 с.

(N

СО

тН

О

(N

5. Махрин В. В. Становление управления промышленными предприятиями / В. В. Махрин // Технология, предпринимательство, экономика: межвуз. сб. ст. — Тула: Изд-во ТГПУ, 2002. — Ч. 1. — С. 116-122.

6. Миротин Л. Б. Логистика для предпринимателя. Основные понятия, положения и процедуры / Л. Б. Миротин, Э. Э. Табышев, О. Г. Порошина. — М. : ИНФРА-М, 2002. — 252 с.

7. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика : учеб. пособие / Н. П. Бондарь, О. В. Васюхин, А. А. Голубев, В. И. Подлесных. — СПб. : Бизнес-пресса, 1999. — 416 с.

SS1

2sê

Kg г

MhSI

HSS

н31

Ой"

°i<s ^ s

Ps Ü

^ n £

h E

S P I

8sî ИН 25 о

ChO!

£m§||

E40 % ЙИ-1 See « H

H

о

H

PQ

СО

H

References

1. Ackoff R. L. Creating the corporate future: Plan or be planned for. New York, John Wiley & Sons, 1981. 312 p. (Russ. ed.: Akoff R. Planirovanie budushhego korporatsii. Moscow, Progress Publ., 1985. 328 p.).

2. Ansoff I. H. Strategic management. London, McMillan, 1979. 142 p. (Russ. ed.: Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie. Moscow, Ekonomika Publ., 1989. 519 p.)

3. Ansoff I. H. The new corporate strategy. New York, John Wiley & Sons, 1988 (Russ. ed.: Ansoff I. Novaya korporativnaya strategiya. Saint-Petersburg, Piret Publ., 1999. 416 p.).

4. Levashov S. A., Menzheres V. N. Rynochnye strategii i logistika v deyatelnosti firmy [Market strategies and logistics in enterprise’s operation]. Saratov, SGTU Publ., 1998. 78 p.

5. Makhrin V. V. Establishment of industrial enterprise management. Tekh-nologiya, predprinimatelstvo, ekonomika [Technology, Entrepreneurship, Economy]. Tula, TGPU Publ., 2002. Pt. 1, pp. 116-122 (in Russian).

6. Mirotin L. B., Tabyshev E. E., Poroshina O. G. Logistika dlyapredprinimate-lya. Osnovnyeponyatiya,polozheniya iprotsedury [Logistics for entrepreneurs. Key concepts, ideas and proceedings]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002. 252 p.

7. Bondar N. P., Vasyukhin O. V., Golubev A. A., Podlesnykh V. I. Effektivnoe upravlenie firmoy: sovremennaya teoriya i praktika [Efficient company management: contemporary theory and practices]. Saint-Petersburg, Biznes-pressa Publ., 1999.416 p.

Информация об авторе

Бураков Валерий Иванович — доктор экономических наук, профессор, кафедра логистики и коммерции, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Burakov Valeriy Ivanovich — Doctor habil. (Economics), Professor, Dep-t of Logistics and Commerce, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.