Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВУЗ / МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович, Муцурова Залина Мусаевна, Абдулкадыров Умалт Умарович

В статье выявлены принципы и методы дистанционного обучения студентов вуза, такие как устные методы, работа с материалами, работа с наглядными пособиями, задания с цифровым материалом, использование учебных пособий, практические работы, кейс-технология. ТВ-технология, сетевая технология, комбинированный способ, самообучение, метод индивидуализированного преподавания, метод «один ко многим», метод активного взаимодействия. Сделан вывод о том, что при дистанционном формате обучения занятия в вузе проводится с применением основных групп методов, строятся по всем методическим правилам, но для реализации деятельностного подхода, преподаватель применяет электронные средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коркмазов Алим Викторович, Муцурова Залина Мусаевна, Абдулкадыров Умалт Умарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND METHODS OF DISTANCE EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The article reveals the principles and methods of distance learning for university students, such as oral methods, work with materials, work with visual aids, assignments with digital material, the use of teaching aids, practical work, case technology. TV technology, network technology, combined method, self-study, individualized teaching method, one-to-many method, active interaction method. It is concluded that in the distance learning format, classes at the university are conducted using the main groups of methods, are built according to all methodological rules, but to implement the activity approach, the teacher uses electronic teaching aids.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

может не достичь своей цели по причинам от него не зависящим. Не даром, такие классические учебные заведения как Гарвард, Кембридж, Оксфорд располагают для своих сотрудников и обучающихся студенческими городками для максимального приобщения к науке и сведению на минимум препятствующих этому элементов. Усложняется ситуация отсутствием прямого контакта участников образовательного процесса, зачастую отсутствием видеосигнала.

При обучении в дистанционном режиме определяющую роль в учебной успешности играет мотивация обучающегося, причем механизмы формирования этой мотивации отличны от работающих в очном режиме. В условиях дистанционного обучения материал должен быть переформулирован для условий этого обучения, форма подачи должна отличаться от аудиторной. Больше внимания следует уделять активности самих студентов, усилению обратной связи от всех участников процесса. Деятельность должна оставаться социальной, чтобы задействовать широкий пласт социальных мотивов. В условиях дистанционного обучения важно сформировать положительные мотивы, которые придадут учебе ценностно-смысловое направление. В современных условиях актуально создание форм и средств развития мотивации, создание методических комплексов, позволяющих максимально реализовать возможности электронного обучения.

Выводы. Анализ научно-исследовательской литературы, показал, что в психолого-педагогической науке мотивации студентов в условиях дистанционного обучения является недостаточно изученной. При разработке психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения необходимо учитывать профиль подготовки, так как есть основания предполагать, что учебные мотивы студентов технического и гуманитарного направлений подготовки будут отличаться.

В условиях дистанционного обучения мотивация студента играет решающую роль, меняется иерархия мотивов учебной деятельности, однако все они остаются. Наиболее уязвимой является мотивация, обусловленная социальной составляющей, - здесь необходима компенсирующая работа участников образовательного процесса. В условиях низкой внешней стимуляции, познавательная мотивация и мотивация достижения будут являться основными действующими видами мотивации при дистанционном обучении.

Литература:

1. Алиева Р.Р., Гузуева Э.Р. Роль дистанционного обучения в современном образовании. / Актуальные вопросы истории и развития литературы народов РФ. Международная научно-практическая конференция. -Грозный, 2021. - С. 18-22.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

3. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

4. Базалий Р.В. Развитие мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Мир Науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - Т. 8. - С. 1-12.

5. Дражан Р.В., Белоусова М.Н., Кузнецов С.С. Учебно-профессиональная мотивация и условия ее формирования и развития в процессе подготовки студентов гидрографов. // Вестник современных исследований. - 2018. - № 6.3 (21). - С. 145-147.

6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

7. Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте. // Вестник практической психологии образования. - 2012. - №4(33). - С. 104-106.

8. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 ч. - М.: Юрайт, 2020. - Т. 2. - 186 с.

9. Ucar H. & Kumtepe A.T. Use of ARCS-V Motivational Design Model in Online Distance Education // Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. - 2016. -С. 55-60.

10. Williams, E.A., Duray, R., & Reddy V. (2006) Teamwork Orientation, Group Cohesiveness, and Student Learning: A Study of the Use of Teams in Online Distance Education // Journal of Management Education. -№ 30(4). - С. 592-616.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой подготовки Коркмазов Алим Викторович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры информационных технологий и методики преподавания информатики, Муцурова Залина Мусаевна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); ассистент кафедры бизнес-информатика Абдулкадыров Умалт Умарович ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье выявлены принципы и методы дистанционного обучения студентов вуза, такие как устные методы, работа с материалами, работа с наглядными пособиями, задания с цифровым материалом, использование учебных пособий, практические работы, кейс-технология. ТВ-технология, сетевая технология, комбинированный способ, самообучение, метод индивидуализированного преподавания, метод «один ко многим», метод активного взаимодействия. Сделан вывод о том, что при дистанционном формате обучения занятия в вузе проводится с применением основных групп методов, строятся по всем методическим

правилам, но для реализации деятельностного подхода, преподаватель применяет электронные средства обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, студент, преподаватель, вуз, метод.

Annotation. The article reveals the principles and methods of distance learning for university students, such as oral methods, work with materials, work with visual aids, assignments with digital material, the use of teaching aids, practical work, case technology. TV technology, network technology, combined method, self-study, individualized teaching method, one-to-many method, active interaction method. It is concluded that in the distance learning format, classes at the university are conducted using the main groups of methods, are built according to all methodological rules, but to implement the activity approach, the teacher uses electronic teaching aids.

Keywords: distance learning, student, teacher, university, method.

Введение. Дистанционное образование сегодня становится востребованным видом образования. Главными причинами популярности этого вида образования являются стремление получить образование без отрыва от работы, конкуренция рабочей силы. Эпидемиологическая обстановка в последние два года придала большой импульс к развитию этого вида обучения.

Дистанционное образование и обучение в настоящий период имеется в большинстве стран мира. Учитывая, что дистанционное обучение является доступным, гибким и разнообразным, можно предположить, что будущем оно будет играть все более значительную роль.

Данная форма обучения доступна для всех желающих учиться без учета возраста и рода деятельности. Человек имеет возможность приобрести образование любого уровня - высшее, дополнительное, профессиональное. На основе использования интерактивных средств человек получает возможность осваивать любые направления и специальности [3; 6].

В Федеральной программе развития образования РФ реализация информационных образовательных методов обучения - одно из основных направлений, которое должно применяться в современном образовании. Учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию в мире, в 2020-2021 гг. и государственные, и частные образовательные учреждения РФ активно разрабатывают и реализуют дистанционное обучение и стараются интегрировать этот вид обучения в российскую образовательную систему.

Изложение основного материала статьи. В высшей школе дистанционное обучение подразумевает применения компьютерных телекоммуникаций, современных информационных технологий и методов обучения. Главной особенностью дистанционного обучения является возможность осуществления образовательной деятельности вне учебного заведения, когда изучение материала и общение с учителями происходит посредством интернета.

Целью дистанционного обучения в школе служит предоставление учащимся элементов вузовского образования, которые обеспечат им возможность результативно адаптироваться к динамичным социально-экономическим условиям и эффективно интегрироваться в общество; сохранение и улучшение физического здоровья учащихся [8].

Дистанционное обучение предоставляет возможность решать следующие педагогические задачи: развитие у учащихся познавательной активности; критического мышления и умения обсуждать различные мнения; создание эффективного образовательного пространства; предоставление студентам равных возможностей получения образования в любых регионах страны и за ее пределами; повышение качества образования за счет использования педагогического потенциала образовательных учреждений; повышение социальной активности студентов и расширение их кругозора [4].

Дистанционное обучение предоставляет возможности не только студентам, но и педагогам: повышать квалификацию, это стало возможным благодаря обмену опытом через различные методические объединения, благодаря участию в различных онлайн-мероприятиях.

Любая форма обучения опирается на разработанные методистами принципы обучения. Принципы обучения - положения, которые выражают зависимость между целями подготовки и закономерностями, направляющими практику обучения. Принципы обучения являются базой преподавания.

Основными принципами обучения традиционно считают: принцип научности, системности, сознательности обучения, взаимосвязи теории с практикой, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Принципы тесно связаны друг с другом. В практической деятельности принципы выражаются в виде методов и форм организации учебной деятельности. В основе дистанционного обучения лежат следующие принципы:

- Свободный доступ, который подразумевает право каждого человека начинать обучение.

- Дистанционность обучения означает минимальный контакт с педагогом, упор на самостоятельную работу.

- Принцип базовых знаний. Для того, чтобы эффективно обучаться в условиях дистанционного обучения, требуются базовые знания.

- Принцип интерактивности. В ходе обучения закономерны не только контакты педагога с учащимися, но и студентов между собой.

- Принцип идентификации. При дистанционном обучении необходим контроль самостоятельности учения, т.к. имеются большие возможности для фальсификации результатов.

- Принцип индивидуализации. В условиях дистанционного обучения возможно обучение по индивидуальному плану, а текущий контроль направлен на корректирование обучения.

- Принцип регламентности обучения требует соблюдения графика самостоятельной работы, жесткого контроля и планирования в ходе обучения.

- Принцип педагогической целесообразности применения медиа средств является одним из основных.

Большому количеству педагогов, ведущих дистанционное обучение, присуще увлечение средствами

информационных технологий, Интернетом. Причиной является их доступность и внешняя привлекательность. В результате учителя ориентируются преимущественно на эти средства.

При планировании средств обучения необходимо учитывать российский опыт сетевого обучения. Оптимальным соотношением различных средств дистанционного обучения является следующее: учебники и другие учебные пособия (контурные карты, рабочие тетради, атласы, хрестоматии) - 40-50%, учебная информация на интернет-серверах - 30-35%, видеоконференцсвязь - 10-15%, другие средства - 5-20% [4].

В дистанционном обучении педагог может использовать различные группы методов, к которым относятся широко используемые методы обучения, а также специфические методы.

Рассмотрим, в первую очередь, первую группу.

В современный период наиболее распространенной является классификация методов обучения в зависимости от типа информации. Источники информации могут быть следующие: речь преподавателя; учебные пособия; географическая карта; хрестоматийный материал; иллюстративный материал; информация из интернет-источников; выводы, полученные из практических заданий.

Исходя из вышесказанного, выделяются методы обучения: устные, работа с материалами, работа с наглядными пособиями, задания с цифровым материалом, использование учебных пособий, практические работы [5]. Классификация методов обучения на основе источников знаний нацеливает на работу с разнообразными источниками информации.

Кроме методов обучения, существуют методы проверки и оценки знаний. Конечно, использование разнообразных источников знаний в последнее время актуально. В то же время у этой классификации существенный недостаток - не учитывается характер познавательной деятельности. В этой классификации определены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский [1-3].

Объяснительно-иллюстративный метод использует педагог, предлагая готовый материал ученикам; при этом от учеников требуется усвоение этого материала. При объяснении материала педагог использует различные наглядные средства, рисунки, графики, таблицы, схемы и т.д.

В этом случает главное - это усвоить сущность вопроса, темы; восприятие и усвоение второстепенной информации неважно. Студент должен суметь воспринимать подготовленный преподавателем материал, понять его, разобраться в нём и в дальнейшем воспроизводить.

Объяснительно-иллюстративный метод подразумевает не только изложение педагогом материала темы. Может быть организовано выполнение заданий, в результате чего студенты также получают определенный материал в виде выводов, заключений и т.д. Таким задание может быть самостоятельное изучение раздела, анализ таблиц, графиков и других наглядных материалов [3].

Репродуктивный метод. Его особенность заключается в том, что он направлен на применение знаний учащимися в аналогичных условиях. Примером применение репродуктивного метода является проведение в классе самостоятельных заданий.

При этом студенты должны использовать типовой план, который им предлагает преподаватель. Когда такая работа выполняется впервые, учитель должен показать выполнение задания. Желательно при выполнении типового задания показать образец.

Самостоятельные задания выполняются всеми студентами. Преподаватель контролирует процесс и вносит корректировки. В рамках репродуктивного метода студенты могут работать с памятками, со множеством других разнообразных источников - таблицами, схемами и т.д. Задания могут предлагать сделать определенные выводы, выявить взаимосвязи явлений и процессов, сравнить объекты.

Во всех приведенных примерах студенты учатся применять знания в соответствии с предложенным образцом. При выполнении задания дети используют уже известный способ выполнения. Им не требуется поиск пути выполнения задания. Это говорит о том, что используется репродуктивный метод обучения [5].

Частично-поисковый метод. Цель этого метода - научить студентов осуществлять в обучении творческой деятельности. Для этого педагог учит детей выполнять проблемные задания.

При этом учащимся не предлагается способа выполнения задания. В этом заключается сущность частично-поискового метода. Другое название такого типа заданий - творческие. В этом случае преподаватель ставит проблемный вопрос и делит его на ряд под вопросов, ответы на которые и подводят к ответу на основной вопрос.

Конечно, деятельность студентов в этом случае носит самостоятельный характер, но всё-таки контроль учителя достаточно выражен. Самый яркий пример использования частично-поискового метода -эвристическая беседа. В процессе эвристической беседы студенты получают знания [7].

Ещё одну классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся предлагает Николина В.В. В качестве важнейших методов обучения автор называет такие методы, как: игровой, проектный, дискуссионный, исследовательский и практический.

Кроме традиционных методов, при дистанционном обучении в вузе необходимо применять новые методы. К этой группе методов относится следующе:

Метод индивидуализированного обучения. Главное в этом методе - постоянное взаимодействие студента с преподавателем.

Метод проблемного изложения учебного материала. Сущность этого метода заключается в том, что педагог должен научить студентов разбивать задание на этапы, подбирать подходящий способ выполнения. Проблему, с которой работает учитель, нужно решить аргументированно. Студенты воспринимают способы решения задания, аргументированность, запоминают, из каких этапов складывается решение задания.

В условиях проблемного изложения преподаватель показывает, в какой последовательности нужно выполнять задание, объясняет логику этого движения, а также возникающие противоречия. Другими словами, преподаватель ставит проблему, сам ее решает, а студенты воспринимают аргументированность и логику процесса познания, усваивают этапы решения задания.

Исследовательский метод. В результате применения этого метода студенты готовятся к самостоятельной творческой деятельности. Частично-поисковый метод невозможен без контроля педагога, при исследовательском методе задания выполняются полностью самостоятельно.

Учащиеся при этом ведут исследовательскую деятельность, способ решения проблемы они подбирают самостоятельно, решают проблему также самостоятельно. Задания такого характера даёт преподаватель в ходе занятия, однако время для выполнения задания может потребоваться довольно длительное.

Для выполнения задания студенты самостоятельно находят материал, анализируют, работают с ним и в заключение подводят итоги. Исследовательский метод подводит студентов к освоению методов научных исследований.

Метод проектов является педагогической технологии, которая нацелена не на интеграцию знаний, а на применение их, на приобретение новых знаний. Студент, занимаясь участием в проекте, имеет возможность изучать ранее незнакомые ему способы человеческой деятельности в образовательном пространстве.

Особенностью данного метода является ориентация на самостоятельную деятельность студента, будь то индивидуальная, парная или групповая деятельность, которую студенты выполняют за определённый период времени. Другая, тоже существенная особенность метода проектов - это решение определённой проблемы, основанное на интегрировании знаний, умений и навыков из различных предметов, сфер. Работа студента в рамках проектного метода допускает не только наличие определённой проблемы, но и собственно процесс исследования, решения проблемы, и этот процесс невозможен без четкого планирования деятельности, без продуманного разделения ролей, без эффективного сотрудничества [8].

Также необходимо рассмотреть специализированные технологии дистанционного обучения. В зависимости от используемых средств различают следующие методы обучения в условиях территориального разрыва педагога и обучающихся:

1. Кейс-технология. Этот метод дистанционного обучения подразумевает требует применения кейсов (комплексов, включающих всевозможные материалы для обучения). При этом к материалам относятся: информация из учебных пособий, аудиовизуальные и мультимедийные учебно-методические материалы. При использовании кейс-технологии желательно взаимодействие преподавателя со студентами.

2. ТВ-технология. Этот метод требует применения систем телевидения для того, чтобы обеспечить учащегося материалом. При использовании ТВ-технологии также необходимо общение преподавателя и обучающихся.

3. Сетевая технология. При этом методе обучения применяется общение группы обучающихся внутри определённой сети в интерактивном режиме.

4. Комбинированный способ. Эта технология объединяет все вышеупомянутые технологии [4].

Следующая классификация выделяет методы дистанционного обучения в зависимости от способа

коммуникации преподавателей и обучаемых:

1. Самообучение. При этом методе обучающийся осваивает почти весь материал самостоятельно. Он использует подобранные преподавателем ресурсы: печатные учебные пособия, аудио- и видеоматериалы, электронные учебные пособия.

2. Метод индивидуализированного преподавания (обучение «один к одному»). Используется для совместной деятельности педагога и обучающегося. Характерно использование таких средств обучения, как факс, электронная почта, Скайп.

3. Метод «один ко многим». Используется для группы обучаемых.

4. Метод активного взаимодействия (обучение «многие ко многим»). Ориентирован на групповую работу участников обучения.

Выводы. Таким образом, дистанционный формат имеет отличия от традиционного формата прежде всего по своим целевым установкам. Он прежде всего нацелен на решение образовательных задач дополнительного профиля, а не должен быть ведущим в обучении учащихся. При дистанционном формате обучения занятия в вузе проводится с применением основных групп методов, строятся по всем методическим правилам, но для реализации деятельностного подхода, преподаватель применяет электронные средства обучения. Поэтому педагогу необходимо овладевать цифровыми компетенциями, чтобы сделать занятия яркими и интересными.

Литература:

1. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сорокопуд Ю.В., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А. и др. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ. -Москва, 2021.

2. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА, МАГИСТРАТУРЫ, АСПИРАНТУРЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ РЕАЛИЙ. - Москва, 2021.

3. Алиева Р.Р., Гузуева Э.Р. Роль дистанционного обучения в современном образовании. / Актуальные вопросы истории и развития литературы народов РФ. Международная научно-практическая конференция. -Грозный, 2021. - С. 18-22.

4. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие / А.А. Андреев. -М.: Перо, 1997. - 154 с.

5. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / В.В. Николина. - М.: Просвещение, 2018. - 189 с.

6. Плиева А.О., Гузуева Э.Р., Кучмезов Р.А. Дистанционные технологии при организации самостоятельной работы студентов. / Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №1(86). - С. 85-87.

7. Таможняя Е.А. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. / Е.А.Таможняя, М.С. Смирнова, И.В. Душина; под общей редакцией Е.А. Таможней. - М.: Юрайт, 2019. - 321 с.

8. Хабибулина Э.М. Дистанционное образование: основные термины, принципы и модели [Электронный ресурс] - Режим доступа: //nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.