УДК 30:009
DOI 10.33 764/2618-981X-2022-5-61 -66
Принципы гуманитаристики и методологические особенности гуманитарного знания в условиях информационного общества
Е. В. Сотникова1 *
1 Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск,
Российская Федерация
* e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу специфики гуманитарного знания и познания. Актуальность данного исследования обусловлена особой ролью образования в жизни современного общества, ориентирующегося на принципы и ценности постиндустриальной эпохи. Выделены основные задачи гуманитаристики на современном этапе развития информационного общества. Рассмотрены транс-дисциплинарный и мета-дисциплинарный подходы к гуманитарному знанию и образованию как фундаментальные методологические основания современного этапа развития гуманитаристики. Определены принципиальные методологические изменения в отдельных отраслях гуманитарного знания как ответ на глобализационные, информационные, системные изменения общества. Сделаны выводы о статусе гуманитарного знания на этапе перманентных инноваций и цифровизации общества, об интересе к экспертным оценкам, подтверждающим надежность и гарантированность знания и результатов его использования, о конструктивных возможностях оптимального сопряжения цифровых и гуманитарных технологий.
Ключевые слова: гуманитаристика, гуманитарное знание, методология, транс-дисциплинарный подход, мета-дисциплинарный подход
Principles of Humanities and Methodological Features of Humanitarian
Knowledge in the Information Society
E. V. Sotnikova1*
1 Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk, Russian Federation
* e-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the analysis of the specifics of humanitarian knowledge and cognition. The relevance of this study is due to the special role of education in the life of modern society, guided by the principles and values of the post-industrial era. The main tasks of the humanities at the present stage of the development of the information society are identified. The trans-disciplinary and meta-disciplinary approaches to humanitarian knowledge and education are considered as the fundamental methodological foundations of the modern stage of development of the humanities. Fundamental methodological changes in certain branches of humanitarian knowledge are identified as a response to globalization, information, and systemic changes in society. Conclusions are drawn about the status of humanitarian knowledge at the stage of permanent innovation and digitalization of society, about the interest in expert assessments confirming the reliability and assurance of knowledge and the results of its use, about the constructive possibilities of optimal integration of digital and humanitarian technologies.
Keywords: humanities, humanitarian knowledge, methodology, trans-disciplinary approach, meta-dis-ciplinary approach
Введение
Гуманитаристика представляет собой теорию практики человеческого существования и предполагает разделение наук на социальные и гуманитарные науки. В российском научном сообществе кризис гуманитарности рассматривается в качестве проблематизации гуманитаристики. Следует отметить, что в разные периоды человеческой цивилизации предъявлялись свои требования к гума-нитаристике [1]. И ХХ век с его мировыми войнами и революциями, и начавшийся XXI век выглядят достаточно «негуманитарно» [2].
Внедрение инновационных технологий можно рассматривать одновременно и как процесс разрушения, и как процесс созидания. Технологические разработки и достижения влекут за собой разного рода конфликты и проблемы, приводящие к кризису нашего понимания или, скорее, непонимания этого мира. Важным является осмысление феномена гуманитаристики в новых обстоятельствах, связанных с эпистемологическими проблемами в условиях стремительно меняющегося общества, а значит, и сознания современного человека.
В дискурс обсуждения проблем гуманитаристики включено гуманитарное знание. В современном обществе, ориентирующемся на принципы и ценности постиндустриальной эпохи, особая роль принадлежит образованию -это и определяет актуальность исследования. Эффективность функционирования системы образования определяет качество жизни, человеческого потенциала, умение людей противостоять природным и культурным вызовам.
Целью исследования является определение основных принципов гуманитаристики и методологических особенностей гуманитарного знания в условиях информационного общества. Задачами исследования являются выявление специфики термина «метод» в гуманитарной сфере, определение целей и перспектив гуманитаристики на современном этапе инновации и цифровизации общества.
Методы и материалы
Данное исследование опирается на теоретические положения российских авторов в области социальной философии. Своеобразии гуманитаристики состоит в ее аксиологической и праксеологической направленности [3]. В работе применен философско-культурологический подход к исследованию проблемы гуманитаристики в условиях внедрения информационно-коммуникативных технологий в современном обществе. Диалектический подход обусловлен возрастанием взаимосвязи всех сторон общественного развития, необходимостью своевременного обнаружения тенденций развития. Аксиологический подход акцентирует внимание на изучении ценностей как смыс-лообразующих основ современной гуманитаристики.
В данной статье «гуманитаристика» рассматривается как сочетание гуманитарных и социальных наук, специфичных в области выбора парадигм, определения исследовательских методов. Гуманитаристика понимается как
концепт, содержательная сторона которого имеет социальные и культурные корни, образующие общее конвенционально понимаемое семантическое поле. Метатеория изучает проблематику аксиологической, моральной и идеологической направленности наук о культуре и обществе.
Результаты
В гуманитаристике можно выделить следующие сферы знаний.
1. Сфера соответствия строгим стандартам научности, в целом, не отличающаяся от естественных наук в плане создания верифицируемых теорий, применения строгих методов, ограничивающих знание конъюнкцией таких признаков, как обоснованность, эксплицитность, общезначимость, референциальность. К данной сфере можно отнести, например, некоторые разделы психологии, квантитативную историю и социологию.
2. Сфера использования нестрогих стандартов научности, нарративных объяснений, философских концепций при соблюдении таких принципов классической науки, как доказательность, выводимость, подтверждаемость. Так действуют квалитативная история и социология, педагогика, большая часть литературоведения.
3. Вненаучной, в смысле несоответствия каким-либо общепринятым стандартам науки, можно назвать третью сферу. Сознательно от объективности отказывается литературная критика, приходит к признанию высших сил теология, не настаивает на эксперименте философия. И данная позиция не умаляет их значимость, но делает более свободными и всеохватывающими.
Соотнесение гуманитарного знания с наукой определяется, в первую очередь, теорией и ее методами. В гуманитаристике термин «метод» может иметь следующие специфические смысловые характеристики.
1. Метод как обоснованный и четкий алгоритм применения специальных средств и операций для достижения цели. Например, структурно-семиотические методы для научного объяснения организации знаковой системы текста, или методы математической лингвистики [4].
2. Метод как совокупность требований разной степени строгости к исследовательской деятельности. Так, в гуманитаристике имеет определенное значение понятие художественного метода, но о четкости его применения говорить трудно - например, при характеристике метода социалистического реализма [5].
3. Метод как сама теория, соответствующая классическим канонам науки, хотя при многообразии компонентов последовательность шагов может быть довольно условной.
4. Метод как подход, представляющий собой некоторые идеи, последовательность применения которых определяется субъективными качествами исследователя - эрудицией, интуицией, особым чутьем и т.п.
В настоящее время стало очевидным, что сциентистская установка становится малопродуктивной в силу специфики феномена гуманитарного знания -его объекты и предметы многогранны, синергетичны и не сводятся к набору «протокольных предложений» [4].
В социальном познании прошлых двух столетий методы и идеалы естественно-научной рациональности экстраполировались на гуманитарное знание. В современных условиях цифровизации общества это становится неэффективным.
Субъектом гуманитарного познания был и остается человек, поэтому формирование исследовательских парадигм происходит под влиянием не только научной картины мира: неоспорима значимость системы ценностей, традиций, идеологий, мифологии и т.п.
Методология гуманитарного знания отличается тем, что ей очень тесно в узких рамках европейского рационализма. Герменевтичность, интерпретатив-ность, субъективность гуманитарного знания предполагают, что многообразие версий, гипотез, теорий увеличивает процент достоверности, и в этом, на наш взгляд, важное достоинство гуманитаристики. Современная реальность обретает характер скорее синергетической системы, нежели классической.
Обсуждение
Следует обратить внимание на то, что гуманитаристика приобрела качество конвергентности. Гуманитарное знание, как и другие когнитивные знания, связанные, например, с биотехнологиями, 1Т-системами, способны ответить на вызовы современности только с привлечением достижений смежных областей знания. Таким образом, отличительным принципом современной гуманитаристики, на котором должны базироваться основные цели и задачи не только гуманитарного образования, выступает принцип интеграции знаний, опыта различных дисциплин. Будущее гуманитаристики, на наш взгляд, лежит в транс-дисциплинарном и мета-дисциплинарном поле [6].
Мир усложняется, обретает черты синергетической системы с аттракторами и точками бифуркации. Мета-предметность формирует умения и навыки интерпретации всех знаний, анализа и синтеза предыдущего опыта для решения поставленных задач [7].
Проблемы сверхсложных социальных систем сегодня не могут быть объяснены в рамках одной научной дисциплины, а транс-дисциплинарный принцип гуманитарного знания позволяет приблизить решение поставленных задач. Эта тенденция подтверждена следующими образовательными практиками:
- историческая наука направлена на дисциплинарные поля культурологии, экологии, социальной биологии, антропологии, семиотики;
- современная философия использует данные истории, социальной психологии, биоэтики, когнитивистики;
- современная социология, опирающаяся на анализ больших данных, выступает как феноменологическая теория.
Можно согласиться с исследователем О. В. Воробьевой, которая определяет транс-дисциплинарность как форму профессиональной организации ученых через «поиск интегральной парадигмы междисциплинарного синтеза гуманитарного знания с естественнонаучным в самом широком диапазоне» [8].
Герменевтическая и интерпретационная парадигмы гуманитарного знания универсальны. Социальные и гуманитарные науки выполняют очень важные мировоззренческую и конвенционально-коммуникативную функции, позволяющие людям понимать современную картину мира, научные представления, стиль и образ мышления, убеждения, идеи, традиции, образцы деятельности и т.п. «Этот мир не является неизменной сущностью, населенной мыслящими муравьями, которые, ползая по нему, постепенно раскрывают его особенности, никак не воздействуя на них. Это динамичная и многоликая сущность, которая воздействует на ее исследователей и испытывает на себе их воздействие. Когда-то мир был наполнен божествами; затем он превратился в однообразный материальный мир; но существует надежда, что он вновь изменится и станет более доброжелательным миром, в котором материя и жизнь, мысль и чувство, инновация и традиция будут сотрудничать на благо всех» [9].
Заключение
Таким образом, специфику развития современной гуманитаристики мы характеризуем следующими принципами:
- в гуманитаристику инкорпорируются фрагменты научных дисциплин, ранее далеко отстоявших от сущности гуманитарного знания;
- требуется особый и, возможно, нетрадиционный подход к методологическому арсеналу наук, относящихся к гуманитарному знанию;
- сотрудничество со всеми науками на благо всех можно рассматривать как миссию гуманитаристики.
В условиях стремительной цифровизации современного общества у гума-нитаристики и гуманитарного образования появляется важная задача - охранительная. Не превратиться человеку в цифрового раба могут помочь феноменологическая методология, когнитивные, креативные практики и другие механизмы в арсенале гуманитаристики [10]. Гуманитарное сознание без особых психических аберраций подготовлено к адекватному реагированию и интерпретированию стремительно меняющейся действительности.
Несомненно, что сфера влияния гуманитарных наук неуклонно расширяется в воспитательно-идеологическом аспекте [11], признается важность гуманитарного знания при разработке моделей гуманитарных экспертиз, технологий [12]. Цивилизационный кризис, угрожающий самому существованию человечества, можно преодолеть только гуманитарным способом, рассматривая и природу, и человека в качестве цели, а не средства.
На наш взгляд, смысл парадигмы интегративной гуманитаристики в цифровую эпоху заключается в смещении акцента с сопровождающей роли гуманитарных наук на обеспечение ведущей роли гуманитаристики в разработке интегративных профессиональных компетенций и перспективных гуманитарных платформ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Tерентьев А. А. Российская цивилизация: уроки исторического опыта и современности. - Н. Новгород : ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2018. - 416 с.
2. Жукоцкая А. В. Размышления о современной гуманитаристике // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». - 2021. - № 1 (41). - С. 89-99.
3. Kryukov V. V., Sotnikova H. V., Kicheev V. G. The Phenomenon of Values in the Axiology and in the History // International Journal of Management Science and Business Administration. -2021. - Vol. 7, Issue 2. - P. 7-13.
4. Kryukov V. V., Sotnikova H. V., Kicheev V. G. Cultural-historical relativism and asymptotes of history // Proceedings of the International Conference «Scientific research of the SCO countries: synergy and integration» (October 28, 2020). - Beijing : PRC. Part 3. - P. 123-135.
5. Сотникова E. В. Музыкальное просвещение как компонент развития духовной культуры в Омске в 1920-е годы // Манускрипт. - 2021. - T. 14, Вып. 3. - C. 428-432.
6. Сотникова E. В. Проблемы интегрированного обучения в процессе преподавания истории в техническом вузе // Междунар. науч.-метод. конф. «Актуальные вопросы образования. Ведущая роль современного университета в технологической и кадровой модернизации российской экономики» : сб. материалов в 3 ч. (Новосибирск, 16-20 февраля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГи^ 2015. Ч. 2. - С. 153-156.
7. Сотникова E. В. Дискуссионные вопросы исторического образования в контексте вызовов современного мира // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2019. XV Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Электронное геопространство на службе общества» : сб. материалов в 5 т. (Новосибирск, 24-26 апреля 2019 г.). - Новосибирск: СГУГи^ 2019. T. 5. - С. 126-131.
8. Воробьева О. В. О современном состоянии и перспективах развития гуманитарного знания: взгляд историка [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 4. -С. 162-173. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennom-sostoyanii-i-perspektivah-razvitiyagumanitarnogo-znaniya-vz (дата обращения: 25.03.2022).
9. Фейерабенд П. Прощай, разум / пер. с англ. А. Л. Никифорова. - М. : АСТ: Астрель, 2010. - 477 с.
10. Орлова И. Б. Человек в технологизированном мире // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2019. - № 6. - С. 70-77.
11. Сотникова E. В. Гражданско-патриотическое воспитание в университете: практика социально-культурных технологий // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 4 марта 2022 г.). - Чебоксары : ИД «Среда», 2022. - С. 128-131.
12. Юдин Б. Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Гуманитарные ориентиры научного познания: сборник статей / Отв. ред. П. Д. ^щенко. - М. : Изд. дом «Навигатор», 2014. - С. 159-173.
© Е. В. Сотникова, 2022