Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
607
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / STATE REGULATION / NATURE MANAGEMENT / PRINCIPLES / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонкоева Ф.Я.

Экономические преобразования, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Естественно, что в соответствии с социальными преобразованиями в обществе должно совершенствоваться и природоохранное управление, основанное на специфических принципах. В статье дан обзор основных принципов управления государственными органами, действующих в природно-ресурсных отраслях России. В качестве основных принципов управления природопользованием предложены следующие принцип значимости природных объектов как основы жизни народа, принцип платности природопользования, принцип дифференциации природных объектов по целевому назначению и принцип экономического стимулирования рационального природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонкоева Ф.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF NATURE MANAGEMENT

Economic transformations characteristic of almost all countries have determined the speed and content of transformation of environmental management processes. Their unevenness and heterogeneity was due to the national characteristics of each country, the country's specialization in the world market. Naturally, in accordance with social transformations in society, environmental management based on specific principles should also be improved. The article provides an overview of the main principles of management of state bodies operating in the natural resource sectors of Russia. As the main principles of nature management, the following principles are proposed: the principle of the importance of natural objects as the basis of people's life, the principle of paid nature use, the principle of differentiation of natural objects according to their intended purpose, and the principle of economic stimulation of rational nature use.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

М.И. Китиева, канд. экон. наук, доцент М.А. Орцханова, канд. экон. наук, доцент Ф.Я. Полонкоева, канд. экон. наук, доцент Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11116

Аннотация. Экономические преобразования, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Естественно, что в соответствии с социальными преобразованиями в обществе должно совершенствоваться и природоохранное управление, основанное на специфических принципах. В статье дан обзор основных принципов управления государственными органами, действующих в при-родно-ресурсных отраслях России. В качестве основных принципов управления природопользованием предложены следующие принцип значимости природных объектов как основы жизни народа, принцип платности природопользования, принцип дифференциации природных объектов по целевому назначению и принцип экономического стимулирования рационал ьного природопол ьзования.

Ключевые слова: государственное регулирование, природопользование, принципы, окружающая среда.

На сегодняшний день проблема загрязнения окружающей среды является наиболее актуальной и распространенной не только на региональном, но и на общенациональном уровнях. Современное состояние окружающей среды таково, что дальнейший рост благосостояния государства невозможен без коренных изменений в подходе к решению экологических проблем. Одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации в настоящее время является достижение необходимых темпов экономического роста с одновременным обеспечением экологической безопасности государства.

Устойчивое развитие общества возможно только при условии государственного регулирования природопользования. Приоритетную роль в деле обеспечения охраны и защиты окружающей среды играют органы государственного управления. Субъектами в области природопользования в соответствии с природоохранным законодательством являются государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, органы

исполнительной власти субъектов Федерации, специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов и т.д.) [4].

Для охраны окружающей среды необходимо создание рациональной системы природопользования, где будут активно задействованы все современные рычаги его управления и увязаны между собой интересы всех природопользователей. К основным рычагам регулирования природопользования на современном этапе относятся:

- структурно-хозяйственный;

- технико-технологический;

- экономический;

-административно-правовой.

В Российской Федерации охрана окружающей среды одна из функций государства, которая осуществляется через регулирование экологических и экономических систем и направлена на создание и поддержание необходимых параметров природопользования в стране. Различия в регулирующей деятельности государства в

отношении экологических и экономических систем обусловлены существующим различием в их природе [3].

Существующие в природе взаимосвязи определяют основные принципы охраны природы. Основными принципами, которым необходимо следовать всегда и везде, являются:

1. Все природные явления и процессы имеют для общества множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения, т.е. к каждому природному явлению необходимо подходить с учетом интересов отраслей экономики и сохранения восстановительных сил природы. К примеру, лес рассматривается обществом, прежде всего, как источник древесины и химического сырья, хотя самая важная функция леса связана с его фотосинтези-рующей способностью. Также велика почвозащитная, климатообразующая, водорегулирующая и рекреационная роль леса для людей.

2. При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности, которое заключается в необходимости строгого учета местных условий при использовании и охране природного ресурса. Богатство страны каким-либо ресурсом и использование его без учета правила региональности приводит к его полному истощению. К примеру, в одних районах промысловые животные нуждаются в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный промысел.

3. Третий принцип вытекает из взаимосвязи явлений в природе и состоит в том, что охрана одного объекта означает одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных. К примеру, охрана водоема от загрязнения-это одновременно охрана живых организмов, обитающих в нем. Сохранение с помощью лесов нормального гидрологического режима - это и предупреждение эрозии почвы, и вымывания из нее минеральных веществ и др.

Роль государственного управления заключается в построении вертикальной организационной деятельности государст-

венных органов для практической реализации целей и задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды и экологической безопасности. Проблемы природопользования в условиях конкретного региона или предприятия являются следствием недостаточного экологического менеджмента на различных экономических уровнях и несоблюдения принципов устойчивого использования природных ресурсов. Кроме того, несовершенный организационно-экономический механизм, основанный на экономической оценке природных ресурсов и системе платежей за их использование, не справляется с основный задачей ресурсосбережения. В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство. В нем присутствует раздел международного права и правовой охраны природы и природопользования внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды и формирование современного эколого-природоохранного законодательства

должны создать благоприятные условия для перехода к охране целостных природных комплексов, усилению охраны «живой природы», упорядочению системы особо охраняемых природных территорий.

Из общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство. Необходимость согласовывать с соседними странами использование природных ресурсов осознали еще в 19 веке, но до сих пор у многих государств нет такого законодательства. Например, в России до сих пор нет закона о возмещении вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью.

Библиографический список

1. Вараксин В.В. Природопользование и охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность правоохранительных органов (организационно-правовые вопросы). - Екатеринбург, 2004.

2. Китиева М.И., Кодзоева З.У., Мержо М.Ш. Природные условия как фактор регионального экономического развития // Евразийский юридический журнал. - 2020. -№3 (142). - С. 381-383.

3. Китиева М.И. Необходимость определения экономической ценности природы // Colloquium-journal. - 2018. - № 3-3 (14). - С. 19-21.

4. Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонкоева Ф.Я. Экономический механизм регулирования природопользования // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 31 (61). - С. 89-91.

PRINCIPLES OF STATE REGULATION OF NATURE MANAGEMENT

M.I. Kitieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.A. Ortskhanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor F.Ya. Polonkoeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ingush State University (Russia, Magas)

Abstract. Economic transformations characteristic of almost all countries have determined the speed and content of transformation of environmental management processes. Their uneven-ness and heterogeneity was due to the national characteristics of each country, the country's specialization in the world market. Naturally, in accordance with social transformations in society, environmental management based on specific principles should also be improved. The article provides an overview of the main principles of management of state bodies operating in the natural resource sectors of Russia. As the main principles of nature management, the following principles are proposed: the principle of the importance of natural objects as the basis of people's life, the principle of paid nature use, the principle of differentiation of natural objects according to their intended purpose, and the principle of economic stimulation of rational nature use.

Keywords: state regulation, nature management, principles, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.