Научная статья на тему 'Принципы гармонизации юридического образования в европейском Союзе'

Принципы гармонизации юридического образования в европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы гармонизации юридического образования в европейском Союзе»

ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

З. Наги

Д. Перкумиене

Введение. Глобализация, экономическая глобализация и правовая глобализация. Эти слова хорошо известны нам и, пожалуй, любому правовому обществу в мире. «Глобальное право», без сомнений, становится влиятельным и организующим принципом в области обучения праву, исследований, юридической практики и правовых теорий как в США, так и в Европейском Союзе (далее - ЕС)1. В последнее время большое внимание в ЕС уделяется вопросам гармонизации и унификации права. Несмотря на ведущуюся дискуссию об унификации права в ЕС, вопрос преподавания права практически не обсуждается. В последние годы растет необходимость в ознакомлении студентов с нормами и основами структуры сразу нескольких правовых систем. Студенты, изучающие право в ЕС, вероятно, будут работать в условиях, когда в рамках одного дела им придется сталкиваться с множеством правовых систем. Например, хозяйственные отношения все больше приобретают межгосударственный характер, а экономические отношения в Европе, как и во всем мире, постоянно пересекают границы отдельных юрисдикций. Если в прошлом общество юристов опиралось на одну правовую систему, сейчас юристам в ЕС приходится работать в рамках нескольких правовых культур. Однако большинство студентов юридических факультетов до сих пор изучают лишь одну систему права. Как отмечает Ксавье Блан-Жуван, главной чертой юридического образования во всех странах является изучение лишь национального права2. Сегодня ситуация меняется. Студенты уже ощущают себя частью глобального мира, они хотят знать и о других правовых традициях. Цель доклада - проанализировать возможности гармонизации юридического образования в ЕС.

Результат. Нам известно, что в последние годы предпринимаются определенные попытки решить эту проблему. Почти в каждой юридической школе есть курс сравнительного права, посвященный общему ознакомлению с основными правовыми системами, существующими в мире. Чтобы познакомить студентов с другим миром права юридические школы приглашают для чтения или разработки некоторых курсов иностранных специалистов. Кроме того, студенты должны посвятить определенное время изучению правовых норм других государств за рубежом. Такая возможность предоставляется по программе студенческого обмена «Эразмус». На наш взгляд, наиболее пер-

1 См.: Zsolt Nagy: Metszetek a jogasztarsadalomrol. (Details about the Legal Society) A Polay Elemer Konyvtara. Szeged. 2012. 150-152. p.

2 Xavier Blanc-Jouvan: Bijuralism in Legal Education: A French View. 52. Journal of Legal Education. 61.2002.

150

спективные попытки решения проблемы обучения различным системам права в ЕС предпринимаются в юридической школе Hanse, в которой студентам предлагается изучать правовую систему Нидерландов и Германии. На юридическом факультете Маастрихтского университета действует так называемая Программа изучения европейского права, в рамках которой студенты знакомятся с общими принципами, используемыми государствами-членами ЕС1. Данные подходы к преподаванию права сориентированы на изучение нескольких культур, однако их охват или перспектива остаются ограниченными. Чтобы лучше разобраться в межсистемном подходе к преподаванию права, на наш взгляд, имеет смысл рассмотреть систему юридического образования, существующую на юридическом факультете университета МакДжилл в Квебеке (Канада). Результат данного краткого анализа может иметь большое значение для всех преподавателей юриспруденции в Европе2.

На юридическом факультете университета МакДжилл всегда существовали сильные традиции в области преподавания сравнительного права, однако в настоящее время программа обучения является по-настоящему двухсистемной, межсистемной, построенной на традициях сосуществования в одном государстве гражданского и общего права. Хорошо известно, что Канада является федеральным государством, в провинциях которого с семнадцатого века сосуществуют две правовые системы частного права. Таким образом, право на территории Квебека носит плюралистический характер.

В связи с указанным сосуществованием двух традиций права, юридическое образование в Канаде имеет особое значение. Как отмечает профессор права университета Торонто Кэтрин Валке, «на правовом поле нужно уметь одновременно играть две игры». Обучение позволяет студентам получить квалификацию юриста в области как гражданского, так и общего права. Таким образом, университет МакДжилл начал выпускать юристов, способных работать в межгосударственной и международной среде, что, естественно, способствовало повышению профессиональной мобильности. Следует упомянуть, что выпускники университета МакДжилл по специальности общего и гражданского права могут работать в ряде штатов США. Несмотря на дальнейшие усилия по развитию метода сравнительного преподавания, учебная программа на основе двух систем права, главным образом, отражала сосуществование двух в значительной мере автономных отраслей частного права. Как отмечает декан юридического факультета университета МакДжилл Николас Касирер, программа университета МакДжилл «означала скорее мирное сосуществование, чем активный диалог между системами общего и гражданского права». Следует отметить, что аналогичный смешанный учебный

1 de Mestral, Armand: Guest Editorial: Bisystemic Law-Teaching - The McGill Programme and the Concept of Law in the EU. 40. Common Market Law Review. 799-807. 2003. Netherlands. and European Law Faculties Association. (ELFA) The University of Birmingham. www.elfa.bham.ac.uk.

2 Zsolt Nagy: Metszetek a jogasztarsadalomrol. (Details about the Legal Society) A Polay Elemer Konyvtara. Szeged. 2012. 160-163 p.

151

план правового образования существует в университетах Монреаля, Оттавы и Шербрука.

В 1999 г. в ответ на давление со стороны внешних и внутренних факторов, в частности, стремления к повышению привлекательности факультета для студентов, были проведены серьезные реформы. При новой межсистемной форме обучения в рамках одного курса изучаются основные концепции общего и гражданского права с точки зрения всеобъемлющих юридических категорий. Программа включает курсы, посвященные вопросам внедоговорных обязательств/деликтов, договорных обязательств / договоров, сравнительного федерализма, частного международного права и так далее. Единственным курсом, при изучении которого в силу культурной специфики не применяется межсистемный подход, является гражданское имущественное право. Данный метод обучения позволяет студентам получить логически согласованное представление об основополагающих принципах права, а не какой-то одной правовой системе. Новый подход к преподаванию права заставляет студентов и исследователей думать о праве по-новому.

В Европе существует множество программ, позволяющих студентам получать знания о нескольких правовых культурах. Есть замечательные программы, предусматривающие обучение студентов в течение одного года или нескольких лет во Франции, Нидерландах, Испании, Германии или Англии в рамках системы общего права, либо в любом другом государстве-члене ЕС. С помощью данных межвузовских и внутривузовских программ можно получить прочные знания по основам гражданского и общего права. В связи с этим может возникнуть ряд вопросов: «Зачем приведен краткий анализ программы университета МакДжилл?», «Какова связь между набором правовых систем в канадском юридическом образовании и Европейским Союзом или преподаванием права в ЕС?», «Каковы преимущества новой программы университета МакДжилл в случае выбора направления развития такого уровня сложности?».

Рене Дэвид выразил по этому поводу следующую точку зрения: «Кто-то склонен считать Канаду Землей обетованной для сравнительного права, однако пилигримы все еще находятся в пустыне»1. Преподавание права в Канаде базируется на сосуществовании двух правовых культур. Нечто подобное, но более сложнее существует и в ЕС. Как следствие, развитие юридического образования в ЕС, возможно, придется адаптировать к новой реальности, а анализ преподавания права в университете МакДжилл поможет нам в достижении наших целей. В размышлениях на эту тему помогут следующие аргументы: (а) структура полиюридического образования способна обеспечить студентам более сложные правовые знания и правовую идентичность, которые могут оказаться полезными в многокультурной Европе и других частях мира; (б) структура полиюридического образования предоставляет как сту-

1 Rene David: The International Unification of Private Law.lin: Rene David (cd.) International Encyclopedia of Comparative law. Volume 2. The Legal Systems of the World. Their Comparison, chapter 5. Tubingen: Mohr. 1971.208. p.

152

дентам, так и исследователям возможность сравнительного анализа; (в) благодаря полиюридическому образованию, общие правовые принципы будут приобретать все большую значимость в европейском юридическом сообществе и в области общего правового знания; (г) в результате общество юристов будет мыслить категориями не национальной правовой системы, а с точки зрения нескольких юрисдикций и др.1 2 Образование на основе нескольких систем права может интеллектуально обогатить студентов, позволяя им в

дальнейшем работать не только во внутригосударственной системе юриспру-

2

денции, но и на мировом уровне .

Заключение. Итак, мы рассмотрели своего рода межсистемный подход к обучению праву, который внесет свой вклад в формирование нового европейского «ius commune», которое в прошлом основывалось на римском праве, а сегодня представляет собой процесс согласования законодательства внутри ЕС. Данный процесс можно назвать реевропезацией юридического сообщества на основе общей правовой культуры и общей правовой науки. Тем не менее, с точки зрения гармонизации юридического образования в Европе сообщество юристов должно знать о правовых традициях в области права, а также о структуре юридического образования в каждой европейской стране.

Список литературы

1. Zsolt Nagy: Metszetek a jogasztarsadalomrol. (Details about the Legal Society) A Polay Elemer Konyvtara. Szeged. 2012.

2. Xavier Blanc-Jouvan: Bijuralism in Legal Education: A French View. 52. Journal of Legal Education. 61.2002.

3. de Mestral, Armand: Guest Editorial: Bisystemic Law-Teaching - The McGill Programme and the Concept of Law in the EU. 40. Common Market Law Review. 799-807. 2003. Netherlands. and European Law Faculties Association. (ELFA) The University of Birmingham. www.elfa.bham.ac.uk.

4. Mark F. Fernandez: From Chaos to Continuity: The Evolution of Luisiana's Judicial System. 1712-1862. Luisiana State University Press. Baton Rouge. 2001; Yves-Marie Morisette: McGill's Integrated Civil and Common Law Program.

5. Journal of Legal Education. 12. 2002. 12-14. p. 2002.; tovabba ld.: The Harmonization of Federal Legislation with Quebec Civil Law and Canadian Bijuralism. Department of Justice. Ottawa. 1997.

6. Pierre-Basile Mignault: L'avenir de notre droit civil. In.: David Howes: Maladroit or Not? Learning to Be of Two Minds in the New Bijural Law Curricula. 52. Journal of Legal Education. 55. 2002. 55-57.

7. Yves-Marie Morisette: McGill's Integrated Civil and Common Law Program. 52.

1 Michael Mc. Auley: On a Theme by Rene David: Comparative Law as Technique Indispensable. 52. Journal of Legal Education. 42-48 p. 2002; Julie Bedard: Transystemic Teaching of Law at McGill: Radical Changes, Old and New Hats. 27. Queen's Law Journal. 237. 2001.

2 См.: Xavier Blanc-Jouvan: Bijuralism in Legal Education: A French View. 52. Journal of Legal Education. 61.2002; Daniel Jutras: Two Arguments for Cross-Cultural Legal Education. In: Heinz Dieter Assmann, Gert Bruggermeier, Rolph Sethe (hrsg.): Unterschiedliche Rechtskulturen - Konvergenz des Rechtsdenkens: Grundlagen und Schwerpunkte des Privatrechts in europaischer Perspektive. 75. Nomos. Baden-Baden. 2001. 82. p.; Adelle Blackett: Globalization and Its Ambiguities: Implications for Law School Curricular Reform. 37. Columbian Journal of Transnational Law. 57. 1998; John J. Costonis: The Luisiana State University Law Center's Bijural Program. 52. Journal of Legal Education. 5. 2002. 6-7 p.

153

8. Roderick A. Macdonald: The National Law Programme at McGill: Origins, Establishment, Prospects. 13. Dalhousie Law Journal. 211. 1990.

9. Julie Bedard: Transsystemic Teaching of Law at McGill: Radical Changes, Old and New Hats. 27. Queen's Law Journal. 237. 2001.

10. Rene David: The International Unification of Private Law.lin: Rene David (cd.) International Encyclopedia of Comparative law. Volume 2. The Legal Systems of the World. Their Comparison, chapter 5. Tubingen: Mohr. 1971.208 p.

11. Michael Mc. Auley: On a Theme by Rene David: Comparative Law as Technique Indispensable. 52. Journal of Legal Education. 42-48. p. 2002.

12. Julie Bedard: Transystemic Teaching of Law at McGill: Radical Changes, Old and New Hats. 27. Queen's Law Journal. 237. 2001.

Перевод выполнен в ООО «Центральное Бюро Переводов “ЗНАНИЕ”»

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.