Научная статья на тему 'Принципы формирования угледобывающего комплекса СНГ'

Принципы формирования угледобывающего комплекса СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования угледобывающего комплекса СНГ»

Н.Н. Никулин

Московский государственный горный университет

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА СНГ

За последние годы после распада СССР и политико-экономических преобразований в странах СНГ резко ухудшилось экономическое положение. Так ВВП в 1996 году по странам СНГ в процентах к 1990 году составил 59%, продукция промышлен-

ности - 48%, продукция сельского хозяйства

- 65%, объем капиталовложений - 32% и т.д. При этом сократилось производство как в отраслях топливно-энергетического комплекса в целом, так и в угольной промышленности (табл.1).

Таблица I

Добыча угля в странах СНГ н некоторых других странах, млн.г

Страна Годы

1980 1990 1995 1996*

Россия 391 395 268 258

Казахстан 115 131 83,2 80

У краина 197 165 83,6 69.6

СНГ 716 707 411 -

Великобритания 128 94,4 49,9 -

Германия 482 434 192 -

Индия 113 217 280 -

Канада 36,5 68,3 74 *

Китай 620 1080 1240 .

Польша 230 215 198 -

США 753 934 933 -

ЮАР 115 175 195 -

Австралия 127 205 244 - І

Весь мир 3813 4500

Таблица

Прогнозные данные о добыче угля в России, млн.т.

Наименование документа Годы 1

1995 2000 2005 2010

Концепция Энергетической политики Рос- 340-350 355-375 375-400 400-440

сии, 1992г.

Гос. программа “Топливо и энергия”, 1994г. 299,2 329.4 - -

ГП “Росуголь", 1994г. 325

Энергетическая стратегия России, 1995г. 288 291 305

Доклад ММБР, 1994г. 260-275 250-290 н.д. 300-340

Прогноз ЦНИЭИуголь, 1995г.

Предложение акционерных угольных компа- 221 210-250 н.д. н.д.

ний, 1994г. - 339 355 405

- 360 390 425

Источник: Схема развития и размещения угольной промышленности России на период до 2010г. -М.: Минтопэнерго, 1995, с.268.

С учетом того, что максимальные уровни добычи в странах СНГ были достигнуты ранее (например, в 1988г. в России

- 425,4 млн.т; Казахстане - 143,1 млн.т; в СССР - 771,8 млн.т; в 1976г. на Украине -218 млн.т), то снижение добычи угля будет еще большим. И в этих условиях основные угледобывающие страны СНГ объявляют стратегией развития самообеспечение угольной продукцией. При этом результаты различных исследований о необходимом количестве угля для этих стран расходятся более чем на 100 млн.т. Так для России прогнозные данные о добыче угля значительно отличаются в различных документах (табл.2). При таком разбросе данных очень сложно планировать работу угольной отрасли на перспективу, и реальные показатели производства отражают не столько намеченный уровень добычи, сколько общую инерцию падения.

Программа развития угольной промышленности Украины, принятая в 1994г., предусматривает добычу угля в 2005г. в объеме 155-158 млн.т. Но уже в 1995г. расхождение между программой и реальным объемом добычи составила почти 20 млн.т -101,3 и 83,6 млн.т соответственно. А если учесть, что в 1996г. добыча на Украине составила около 70 млн.т, то несовпадение будет еще большим. Но эта Программа является одной из составных частей политики укрепления экономической и политической независимости Украины. Более того, стремление сокращения связей с Россией требует еще более высокого уровня самообеспеченности энергетическими ресурсами на основе увеличения угледобычи. В Концепции развития ТЭК Украины до 2010г. отмечается, что Украина может стать независимым государством только за счет развития угольной промышленности. Разрабатываются проекты замены мазута и газа, импортируемых из России, на собственный уголь, производство которого при этом планируется увеличить до 240-250 млн.т. Но даже для

поддержания добычи на уровне 135-150 млн.т в год У кране необходимо ежегодно закладывать 4-5 шахт. Но если учесть, что за последние 20 лет не была построена ни одна шахта, а средний срок строительства шахты с добычей 1 млн.т угля в год 10-15 лет ее стоимость 120-150 млн.руб. в ценах 1990г., то величина требуемых инвестиций такова, что добыча 240-250 млн. т на Украине становится нереальной. Реальность же заключается в том, что в 1996г. Украина вынуждена была импортировать более 40 млн.т угля.

Национальная программа развития угольной отрасли в Казахстане наметила увеличение добычи угля к 2015г. до 210,5 млн.т. Но это также требует больших инвестиций и дотаций. Однако, как отмечал на международной деловой встрече “Уголь -стратегия развития и деловое партнерство”, проходившей в Москве 6-9 декабря 1993г., первый вице-президент корпорации “Казахстануголь” С.К.Баймухаметов

“отсутствие таковых не позволит покрыть потребность в казахстанских угля даже внутри республики”. Правда, при этом потребности определялись, наверное, без учета резкого сокращения промышленного производства в Казахстане. Иначе сложно объяснить тот факт, что при объеме добычи в 1996г. в 80 млн.т экспорт угля и кокса уже в 1 полугодии 1996г. составил только в страны СНГ 19,4 и 2,7 млн.т соответственно.

Известно, что рыночные отношения не знают понятия дефицита. На рынке предложение и платежеспособный спрос всегда совпадают. И в этих условиях даже при дальнейшем сокращении добычи угля и кокса можно будет удовлетворять потребности экономики. Для этого требуется только одно: чтобы потребности постоянно сокращались. И такое возможно, если и дальше будет снижаться промышленное производство, абсолютно сокращаться численность населения и (или) его жизненный

уровень. Однако, если будут созданы условия для развития внутреннего производства в странах СНГ, то это с неизбежностью потребует и увеличения производства энергоносителей, в частности, угля. Снизить уровень энергоемкости экономики очень сложно. Для этого требуются значительные капиталовложения в современные технологии, материалы и т.п., которых просто нет.

Производство отдельных видов

И в этой связи встает несколько вопросов: нужно ли вообще развивать собственное производство, за счет каких источников это можно сделать и каким образом обеспечить это развитие энергетическими ресурсами.

Сохранение, а тем более развития собственного производства стран СНГ - это серьезная проблема, которую можно показать на примере России (табл.З).

Таблица 3

промышленной продукции в России

Вид промышленной продукции Годы %к 1990г.

1990 1995

Проходческие комбайны, шт. 408 128 31,4

Шахтные погрузочные машины, шт. 2290 251 10,4

Вагоны грузовые, тыс.шт. 25,1 5,4 21,5

Металлорежущие станки, тыс.шт.. 74,2 18 24,3

в т.ч. с ЧПУ, тыс.шт. 16,7 0,3 1,8

Кузнечно-прессовые машины, тыс.шт. 27,3 2,2 8.1

Автомобили грузовые, тыс.шт. 665 144 21,7

Автомобили легковые, тыс.шт. 1103 835 75,7

Мотоциклы и мотороллеры, тыс.т 765 70,3 9,2

Тракторы, тыс.шт. 214 21,2 9,3

Тракторные плуги и сеялки, тыс.шт. 136,8 5,8 4.2

Комбайны зерноуборочные, тыс.шт. 65,7 6,2 9,8

картофелеуборочные, тыс.шт. 6,4 - -

кормоуборочные, тыс. шт. 10,1 0,5 4,4 І

Доильные установки, гыс.шт. 30,7 0,5 1.6

Экскаваторы, тыс. шт. 23,1 5,2 22,6

Бульдозеры, тыс.шт. 14,1 2,4 17

Цемент, млн.т. 83 36,5 44

Стекло строительное, млн.м2 144,5 61,4 43

Фотоаппараты, тыс.шт. 1856 296 15,3

Часы, млн.шт. 60,1 17,8 23,6

Телевизоры, тыс.шт. 4717 1005 21,3

Магнитофоны, тыс.шт. 3408 343 10,1

Видеомагнитофоны, тыс.шт. 473 22,8 4,8

Данные табл.З показывают, что падение производства по отдельным промышленным товарам составляет гораздо большую величину, чем в промышленности в целом, и даже чем падение в машиностроении и металлобработке, где уровень производства в 1995г. составлял лишь 40% от 1990г., а доля этой подотрасли за этот период сократилась с 30% до 19%. Особое беспокойство должно вызывать значительное сокращение производства станков и обору-

дования, поскольку эта отрасль является базой для технологического обновления национальной промышленности в целом. Снижение производства товаров народного потребления пока еще может компенсироваться их импортными поставками. Так в 1995г. на потребительском рынке доля импортных товаров составляла 54%, а по некоторым товарам еще больше: телевизоры цветного изображения - 84%, видеомагнитофоны - 97%. Такое положение дел озна-

чает, что сокращаются возможности для восстановления собственного производства, а также то что потребление в России поддерживается на более высоком уровне, чем обеспечивает собственное производство.

Эта возможность сохраняется в значительной мере благодаря экспорту энергетических ресурсов как в страны СНГ, так и дальнего зарубежья.

Таблица 4

Производство и экспорт основных энергетических ресурсов в России

Вид 1992г. 1995г.

ресурса Пр-во Экспорт, всего Экспорт в СНГ Пр-во Экспорт, всего Экспорт в СНГ

млн.т млн.т % млн.т % млн.т

Нефть Газ, м' 390 137,7 35,3 71,5 51,9 298 122,3 41,1 26,1 21,3

609 189,0 31,0 101,1 53,5 570 192,3 33,7 70,3 36,6

Уголь 337 33,9 10,1 15,8 46,6 263 30,3 12,4 9,1 30,7

Анализ данных показывает, что, с одной стороны, при сокращении внутреннего производства увеличилась доля экспорта энергетических ресурсов. В результате этого на собственные нужды, например, нефти, оставалось в 1995г. на 87 млн.т меньше, чем в 1992г. Кроме того, произошла переориентация экспорта данных товаров со стран СНГ на страны дальнего зарубежья. В результате этого Россия получила значительные валютные поступления, которые направлялись, в первую очередь, на закупку товаров народного потребления.

В этой связи возникает проблема сравнения эффективности использования энергетических ресурсов: при их продаже за рубеж и обмене на другие товары и при их использовании внутри страны для производства собственных товаров. Считается, что производство внутри России менее эффективно, поскольку капиталовооруженность труда, а значит и его производительность гораздо ниже, чем в развитых странах, и импорт выгоднее внутреннего производства. При этом часто ссылаются на соотношение цен - цены в стране выше, чем мировые - сопоставляя их в долларовом и рублевом эквивалентах на основе валютного курса. Однако, величина валютного курса при плавающей системе относительна, поскольку нет достаточно объективной базы для его установления. Так если определять

валютный курс на основе соотношения спроса и предложения, как это происходит в настоящее время на ММВБ, то на его величину оказывают влияние большое количество внеэкономических факторов. Эта проблем нашла отражение и в определении официальной статистикой уровня ВНП России. Так в 1995г. ВВП, рассчитанный на базе валютного курса, составил 364 млрд.долл., а на базе ППС - 626 млрд.долл. При этом валютный курс равнялся 4554 руб./долл., а ППС - 2653 руб./долл.

(заметим, что ВВП США в 1995г. - 6,26 трл.долл.). В этих условиях и цены сравниваемых товаров в разных странах могут быть несопоставимыми. Поэтому понятие “выше-ниже мировой цены” - достаточно относительное, тем более для России с ее незначительной включенностью в мировое разделение труда по абсолютному большинству товарных позиций. И проводить сравнение эффективности экспорта энергетических ресурсов и импорта готовой продукции, на наш взгляд, не совсем корректно. Невозможность объективного расчета экономической эффективности включения России в мировое хозяйство требует иного подхода к формированию системы внешнеэкономических приоритетов. Мирохозяйственные отношения страны должны строиться с обязательным учетом следующих моментов:

• они должны способствовать развитию внутреннего производства, и в частности, таких товаров, в которых больше добавленная обработкой стоимость;

• даже доходы, получаемые от экспорта товаров глубокой промышленной переработки необходимо преимущественно использовать на закупку оборудования и сырья для расширения производства внутри страны;

• доходы от экспорта сырьевых товаров следует направлять в основном на закупку машин и оборудования.

В целом следует как можно шире осуществлять капитализацию доходов от внешней торговли внутри страны.

Такое положение дел обусловлено, на наш взгляд, следующим:

• потребление страны должно определяться ее собственным производством;

• если страна не может предложить рынку товары с высокой долей СДО для обмена на аналогичные, то она должна использовать в основном товары собственного производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предложение рынку каких-либо услуг должно предполагать возможность их предложения в будущем;

• нельзя природные ресурсы использовать в интересах только данного поколения граждан страны.

При соблюдении этих условий, сохраняя связи со странами дальнего зарубежья на определенном уровне, государства СНГ вынуждены будут налаживать более тесные производственные взаимосвязи. Это обусловлено тем, что уровень производства, показатели производительности труда и качества товаров в этих странах относительно одинаковы. Мировой рынок для них в ближайшие годы останется закрытым по большинству товарных позиций.

Развитие собственного производства невозможно без сохранения и развития собственной энергетической базы. И здесь у

стран СНГ имеется и опыт и новые возможности для взаимодействия. В его основе должно лежать стремление к обеспечению оптимальности функционирования энергетического комплекса СНГ. Это значит, что должен иметь место максимальные эффект от суммарных вложений средств стран СНГ в энергетическую промышленность. В отличие от мирового рынка, на рынке СНГ товары государств-членов Содружества взаимоконкурентны. Если, например, Украина снижает производство угля, то необходимое количество она сможет получить, увеличив производство угольных комбайнов для России и Казахстана. При этом сохраняется возможность относительно безболезненного решения социальных проблем, связанных с переквалификацией, перемещением рабочей силы. Поэтому ориентация на самообеспечение- это нерациональный путь развития энергетического комплекса в целом и угольной промышленности в частности. Конечно, можно расширить строительство небольших шахт в Донбассе, но гораздо эффективнее эти средства направить на увеличение добычи угля в Казахстане или Кузбассе.

На эффективность взаимосвязей в угольной отрасли в рамках СНГ в последние годы влияют высокие железнодорожные тарифы, что якобы превращает уголь в местное энергетическое сырье. Конечно, цепочка: цена на энергию - железнодорожный тариф - цена на промышленную продукцию - цена на энергию может быть бесконечной. Однако, пропорции при этом в основном сохраняются (даже решения стран ОПЕК не смогли в длительной перспективе нарушить пропорции: цена на нефть - цены на промышленную продукцию). Меняется масштаб цен. В этой связи можно отметить, что если по расчетам ВНИГРИуголь, проведенным в 1993г., завоз на Украину кузнецких углей обходился дешевле собственных, то такое положение сохраняется и в современных условиях и останется в будущем.

Это же касается сравнения стоимости поставок угля в центр России из российского Донбасса и Кузнецкого бассейна: кузнецкий уголь дешевле. Отказ от самообеспечения, кооперация и взаимодополняемость - основные принципы развития угольного комплекса СНГ. В значительной степени они были реализованы при создании в рамках СНГ межгосударственного евроазиатского объединения угля и металла (ЕАОУМ). Так в ст.4 устава ЕАОУМ, отмечается, что основой его деятельности является “сотрудничество в создании благоприятных условий для эффективного развития угольной и металлургической промышленности, включая рациональное использование сырьевой базы, координацию в проведении научно-технической и инвестиционной политики, взаимовыгодные поставки и реализацию продукции”. С этой целью согласно ст.5 ЕАОУМ разрабатывает рекомендации по проведению общей промышленной и экономической политики в области развития предприятий угольной и металлургической промышленности; разрабатывает рекомендации по кооперативным поставкам сырья, топлива, полуфабрикатов и готовой продукции для предприятий; разрабатывает предложения по общей экономической политике в области ценообразования на продукцию угольной и металлургической промышленности, экспортных и импортных пошлин на сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства металла и добычи угля; согласовывает условия перевозок и тарифы, организует оперативный контроль и регулирование грузопотоков; вносит рекомендации по квотам на производство, поставку и торговлю углями, металлоломом и металлопродукцией с учетом взаимных интересов.

Однако, на наш взгляд, при организации ЕАОУМ в недостаточной степени был учтен рыночный характер взаимоотно-

шений между странами СНГ, с одной стороны, и дотационный характер в современных условиях угольной промышленности, с другой. Необходим поиск новых форм и принципов взаимоотношений, учитывающих интересы всех стран СНГ и наиболее эффективное использование ресурсов, выделяемых каждой из стран на удовлетворение собственных потребностей в угольной продукции. В этих условиях можно предложить следующие принципы взаимоотношений в угледобывающей комплексе СНГ:

• единство угольного комплекса СНГ;

• взаимовыгодное^ всех взаимосвязей по угледобывающему комплексу для стран-членов СНГ;

• разделение функций и кооперирование между странами СНГ в рамках единого угольного комплекса;

• широкое переплетение частного и государственного капиталов стран СНГ в угледобывающих и углеобслуживающих предприятиях друг друга;

• взаимоучастие стран СНГ в реструктуризации угольной промышленности СНГ.

Конечно, если стратегической целью стран СНГ будут стремление к уменьшению взаимосвязей, усиление изоляции друг от друга, попытки самостоятельно (или при надежде на западные капиталы) включиться в мировое хозяйство, то и ЕАОУМ и СНГ в целом останутся лишь формальными, а не реально действующими интеграционными объединениями. Конечно, решение проблем интегрирования угольного комплекса потребует решения множества и других задач в рамках СНГ: таможенных, налоговых, платежно-расчетных, законодательных и т.п. Но как ЕОУС в Западной Европе, так и ЕАОУМ в СНГ может стать тем локомотивом, который вытянет интеграционный поезд, на котором экономика стран СНГ будет постепенно выходить из кризиса.

©H.H. Никулин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.