УДК 720.3; 726.03; 712.253
© Т. А. Демидова, 2014
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ЯПОНСКИХ САДОВ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Рассмотрены основные исторические, композиционные, функционально-типологические и символические принципы формирования садов и парков в Японии, влияние основных религиозных направлений на создание японского сада и значение составляющих элементов японского сада: камня, воды и растений.
Ключевые слова: японские сады, философская концепция, дзен-буддизм, синтоизм, единение с природой, символизм, хиронива, тсукияма, карэ-сансуи, ками.
Изучая особенности японских садов и парков, следует отметить основное различие в создании европейских и японских садов. Европейские архитекторы стремятся к господству над природой: отсюда и четкость геометрических форм, подчинение строгому замыслу, склонность к симметрии (французский сад). Японца влечет к природе желание ощутить себя ее частицей, раствориться в ней. Ему чуждо желание господствовать над своим садом, он вступает в сад с благоговением и преклоняясь перед самой природой. Японский сад по своей естественности стремится превзойти последнюю [1]. Таковы сад мхов Сайходзи на западе Киото, в котором насчитывается более 130 видов мхов, олицетворение уравновешенного спокойствия; парк Рикугиэн в Токио, символизирующий 6 видов поэзии вака, представленных в 88-ми пейзажных сценах из японского эпоса; водный сад ирисов в Са-варе, в котором представлено 1,5 миллиона ирисов на водных каналах; сады Бутчарт в Канаде, японский сад графа Бернса Миллера в Лонг-Бич, Калифорния и множестве других традиционных и современных японских садах мира. Интерес к японской садово-парковой культуре определяет актуальность изучения особенностей и принципов ее формирования в многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов [1-8].
Философско-религиозные принципы
Японский сад сформировался под влиянием двух истоков: философских и религиозных течений Китая и Японии (синтоизма, даосизма и буддизма) и китайского садово-паркового искусства. Временем зарождения японского садово-паркового искусства считается эпоха раннего феодализма (VI век н. э.), во многом искусство создания садов было заимствовано из Китая. Период Муромати (1333-1573 гг.) считается «золотым веком» японского искусства, в том числе и садово-паркового. Именно в этот период происходит становление исконно японской концепции ландшафтной архитектуры, окончательно формируются композиционные приёмы, утверждается философская концепция, обновляются принципы создания садов.
Синтоизм (яп. 4ФШ, синто, «путь богов») - традиционная религия Японии, возникшая на рубеже VII—VIII веков до н. э.. Основана на верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Философия синтоизма в большой степени повлияла на формирование японских садов. Основа синтоизма - в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что у многих вещей есть своя духовная сущность - ками. Ками может существовать на Земле в материальном объекте, например, в дереве, камне, священном месте или явлении природы. В саду японские синтоистские традиции проявляются в стремлении выразить древнюю, божественную власть природы, при этом размер сада не имеет значения. Японский сад — обобщенная модель природы, в которой большое может быть представлено в малом: песчаная гора может символизировать легендарную гору Фудзияму, определенным образом уложенная галька — быстрые воды бурной реки, вертикальные камни - уступы водопада.
Основные религиозные течения, повлиявшее на формирование философской концепции монастырских садов, — дзэн-буддизм и даосизм, - были заимствованы из Китая и нашли отражение в создании садово-парковых ансамблей [3]. Сформировалась дзэнская эстетическая концепция, согласно которой природа воспринималась как «тело Будды». Созерцание природы, приобщение к ней определялись как путь к истине, просветлению. Такие сады предназначались для медитаций, самоуглубления и самосовершенствования.
В дзэн-буддизме были выработаны критерии оценки всех явлений действительности, согласно которым в искусстве не может быть места статичности, однозначности; произведение должно показывать процесс совершенствования, а не само совершенство.
Японский сад, как и все искусство Страны восходящего солнца, создается так, чтобы каждый созерцающий становился его сотворцом и одновременно чувствовал себя частью единого, но изменчивого и многообразного мира.
Основные композиционные принципы в создании японского сада
Японский сад - это пример продуманной естественности самой природы. Трудно представить, что в большинстве своем это не творение природы, а продуманная композиция ландшафтного архитектора, тонко рассчитанная на восприятие человеком при его перемещении по саду или с определенных точек. При этом руководствуются рядом композиционных принципов:
1) подражание природным ландшафтам. (Основной принцип: подражая природе и учась у нее, в малом создать большое.);
2) асимметрия. (Симметричность воспринимается японцами как повторение, а любое дублирование элементов несвойственно природе. Располагая растения и предметы в саду, создатель старается поддержать нарушенное равновесие, асимметрию, которая олицетворяет для него живой и подвижный мир.);
3) построение композиции сада по принципу соразмерного треугольника. (Вписывание элементов сада в сомасштабный треугольник, где присутствует главный элемент и один или несколько подчинённых.);
4) организация восприятия с помощью линии. (Именно линия может привести зрителя к интересному элементу сада, отвлечь взгляд, искривить пространство, увеличивая размер сада и т. д.);
5) прием использования контрастов. (Этот прием позволяет выделить главное, противопоставляя большое и малое, светлое и темное, монохромное и яркое);
6) использование различных материалов и фактур. (Приме -нение дерева, бамбука, камня, гравия, песка);
7) многообразие и единство. (Использование одного вида растений во всем их разнообразии: сад мхов, парк глициний);
8) плановость. (Для усиления перспективы - различной высоты растения, на переднем плане - провисающая раскидистая ветвь, следующие друг за другом искусственные холмы).
Функционально-типологические принципы японских садов
Медитация, близость к природе, аскетизм дзен-буддизма спровоцировали появление новых типов садов: бонсаи, сухие сады, «чайные сады», содержащие новые элементы - «прогулочные» камни, каменные бассейны, смотровые площадки.
По функциональному признаку японские сады делятся на 4 вида:
1) «наслаждение лодкой» (фуна асоби) - созерцание сада во время лодочных прогулок (сад монастыря Бёдоин);
2) «прогулка» (сюйу) - извилистые тропинки (сад Кинка-кудзи «Золотая пагода» в Киото);
3) «созерцание из беседки» (кансо) - излюбленный стиль самураев (сад Рёандзи в Киото);
4) «множество наслаждений» (кайю) - приятное времяпровождение с заходом на смотровые площадки и чайные (сад Кацу-ра Рикью в Киото).
По принципам формирования и основным элементам существует 3 типа японских садов: тсукияма, хиронива, карэ-сансуи.
Сад типа тсукияма представляет собой холмистый пейзажный сад, предназначенный как для созерцания, так и для прогулок. Как правило, такой сад изобилует естественными и насыпными элементами рельефа, различной растительностью, водными источниками в виде прудов и водопадов, искусственными островами и мостиками. Примерами могут являться знаменитый парк Кайраку-эн в городе Мито (рис. 1), прогулочный сад Кацура Ри-кю в Киото (рис. 2). Парк Кайраку-эн славится как самая большая сливовая роща Японии: там высажено около трёх тысяч сливовых деревьев, а сад Кацура Рикью знаменит тем, что его дорожки и камни создают видовые точки на специально спланированные «перспективные картины».
В храмовых комплексах чаще всего применялся сада типа карэ-сансуи (рис. 3, 4), также называемый «сухой сад». Главная черта карэ-сансуи - присутствие камней, гальки и песка вместо скал, озер и водопадов. Галька или песок с «нарисованными» по ним с помощью деревянных грабель волнами и кругами имитируют воду, иногда в композициях присутствуют зелёные растения или мхи, но главенствующую позицию всё же занимает камень. В озёрах, ручьях и водопадах воду заменили галька и песок.
Рис. 3. Современный японский сад Берн- Рис. 4. Знаменитейший парк Японии са Миллера. Калифорния, Лонг-Бич - Кораку-эн, город Окаяма, Япония
В таком саду все элементы, представленные камнями, галькой, песком, мхами, - аллегоричны, являются метафорой природы.
Сад типа хиронива (рис. 5, 6) представляет собой сад для медитаций и уединенного созерцания природы. Размещённый на плоском рельефе, как правило, не пестрящий обилием цветущей растительности, такой сад предрасполагает к размышлениям о смысле бытия и всего сущего. К такому типу можно отнести, например, сад камней Реандзи. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (30х10 м), засыпанную белым гравием. На ней группами по 1-2-3 камня размещены 15 камней, но с любой точки террасы видно только 14.
Рис. 5. Тип сада хиронива. Круг в со- Рис. 6. Сад монастыря Реандзи - са-четании с квадратом символизиру- мый знаменитый сад камней в Япо-ет союз Неба и Земли нии
Тип символического сада, так называемый сухой сад, развивается с конца 15 века. Такие сады предназначались только для созерцания с веранды дома. Сад, окруженный с трех сторон стеной, был покрыт песком или мелкой галькой, на которой располагали камни различной формы и окраски, а между камнями мох — все это должно было символизировать картину гор и воды.
Символизм японского сада
Расположение отдельных элементов в саду не случайно, все элементы рукотворного пейзажа символичны. Японский сад можно «читать» или разгадывать, потому как информация зашифрована в символах. И именно знание символики помогает нам понимать значение архитектурных элементов, растений, камней, воды и скульптуры в японском саду [5]. Вот лишь некоторые из них:
Вода в Японии - символ очищения, благополучия и процветания, она всегда течет с востока на запад, следуя движению солнца.
Гора — обитель богов. Священная гора Фудзияма присутствует символично во многих садах, воспроизведенная из песка.
Тропинки в японском саду символизируют путешествие по жизни. У каждого она по-своему интересна и своеобразна. Создавая сад в японском стиле, автор может символически нарисовать свой жизненный путь в образе дорожек.
Каждый камень в саду также имеет символическое значение: небольшой камень может стать холмом, в тяжелом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору и почувствует
стабильность и защищенность. Камень, поставленный вертикально, будет символизировать крутые горы, булыжник мягких округлых очертаний - пологие склоны. Обителью богов считаются характерные образования из 5 деревьев или 3-5-7 камней.
В японском саду камни и растения сочетаются определенным образом. Камень должен выглядеть так, будто находится на этом месте всю жизнь, являясь символом постоянства. А растения должны периодически меняться, так как служат символом перемен.
Непременные в японских садах лужайки и обширные куртины изо мха символизируют надежность, материнскую любовь, покровительство и защиту. В сочетании мха и лишайника японцы видят символ бесконечного бега времени.
Создать символическое море автор сада может, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию, ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей можно сделать море спокойным, волнующимся или же бушующим.
Символ острова или полуострова в саду может быть красиво и весьма достоверно представлен куртиной мха на белом песке или гравии.
Заключение
И традиционные японские сады периода Муромати, и их прототипы нашего времени, ставшие актуальными и востребованные в разных частях мира от Австралии до Канады, смотрятся современно и подходят практически ко всем стилям архитектуры. Особенно в свете последних тенденций сохранения экологии и на волне огромного интереса к природе во всей ее естественности.
Японские сады обладают непостоянной, переменчивой природной красотой, полны скрытого смысла и философски наполнены. Поэтому при создании этого типа садов необходимо соблюдать природную гармонию, выражая свое особенное трепетное отношение к природе.
В созерцании философского типа японского сада от зрителя требуется определенная внутренняя работа. Для полного понимания того, что хотел сказать автор сада, нам просто необходимо знание символики. Углубившись в созерцание сада и отрешившись от повседневных проблем, наблюдатель заново откроет гармонию природы в глубине своей души.
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ
1. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. - М., 1989. - 240 стр.
2. Кох Вильфрид. Энциклопедия архитектурных стилей. — М.. 2005. -528 стр.
3. Мещеряков А.Н. Японский сад// Парки. Сады — М.: «Аванта плюс». 2004.стр. 112-122
4. Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История древней Японии. (2-ое издание). СПб.: «Гиперион». 2003. - 553 с.
5. Нобору Кавадзоэ. Японская архитектура. М.. 1990. - 281 стр.
6. Locher Mira Zen gardens. - Tuttle Publishing, Tokyo. 2012. - 224 pages.
7. Young David, Young Michiko The Art of the Japanese Garden - Tuttle Publishing. 2011. - 141 pages.
8. Nitschke Gunter Japanese gardens. — Taschen. 2003. - 240 pages.
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Демидова Татьяна Анатольевна — доцент кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет), член Приморской организации Союза архитекторов, [email protected].
UDC 720.3; 726.03; 712.253
PRINCIPLES OF FORMATION OF TRADITIONAL AND MODERN JAPANESE GARDENS IN LANDSCAPE ARCHITECTURE
Demidova T.A., Associate Professor, Architectural and urban planning dept. FEFU, School of Engineering, member of Far Eastern Union of Architects, е-mail: [email protected], Russia.
In modern landscape architecture architects use the Japanese garden style more often. Analogues of the traditional and modern Japanese garden can be met in different parts of the world, very naturally inscribed into the space of the interiors and exteriors of universities, Golf clubs, hotels, palaces, temple complexes and private residences. Japanese garden, first of all, is the embodiment of the Japanese life philosophy. But that is not what makes it popular all over the world. Traditionally Japanese garden is the small area of the far Eastern nature, its natural impersonation, which never copies it directly. The Japanese garden is some kind of natural code, which is impossible to unravel, but you can admire it and worship. Both traditional and modern Japanese gardens have a number of common features, techniques and principles. Landscape architects can create a real Japanese garden without borrowing materials and technologies. It is important to convey its essence, a basic idea. To understand this phenomenon it is necessary to know the cultural context where it appeared and developed. The article describes the main historical, symbolic, compositional and functional-typological principles of formation of gardens
and parks in Japan, the impact of main religions on the creation of the Japanese garden and the value of the constituent elements of the Japanese garden: stone, water and plants.
Key words: Japanese gardens, the philosophical concept, zen Buddhism, sintoizm, unification with the nature, symbolism, khironiva, tsukiyama, kare-sansui, kami
REFERENCES
1. Kaptereva T.P., Vinogradova N.A. Iskusstvo srednevekovogo Vostoka (The Art of the medieval East). Moscow, 1989. 240 p.
2. Koh Vil'frid. Jenciklopedija arhitekturnyh stilej (Encyclopedia of architectural styles). Moscow, 2005. 528 p.
3. Meshherjakov A.N. Japonskij sad (Japanese garden)// Parki. Sady. Moscow: «Avanta pljus». 2004. pp. 112-122.
4. Meshherjakov A.N., Grachev M.V. Istorija drevnej Japonii (History of ancient Japan). (2-oe izdanie). SPb.: «Giperion». 2003. 553 p.
5. Noboru Kavadzoje. Japonskaja arhitektura (Japanese architecture). Moscow, 1990.
281 p.
6. Locher, Mira Zen gardens. Tuttle Publishing, Tokyo. 2012. 224 p.
7. Young, David; Young, Michiko The Art of the Japanese Garden. Tuttle Publishing, Tokyo. 2011. 141 p.
8. Nitschke, Gunter Japanese gardens. Taschen. 2003. 240 p.
УДК 721.01 © Е.А. Ерышева, В.К. Моор. 2014
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ПРИМОРСКОГО ГОРОДА
В исследовании рассматривается взаимозависимость городской морфологии и акватории с точки зрения устойчивости культурного ландшафта. Вода — основной предмет многих исследований, и пространственный феномен воды рассматривается как важный генератор формирования, устойчивости и преобразования различных типов городов. Факторы воды представлены от элементарных аспектов типологии планировочной структуры города до критериев, порождающих значимые отношения между городским ландшафтом и водой.
Ключевые слова: городская морфология, водный феномен, устойчивость культурного ландшафта.
Нет ни одного поселения на Земле без какого-либо физического присутствия воды. Это подразумевает, что вода является решающим фактором в выборе пространственного расположения определенного поселения, более точно, его местоположения -