Научная статья на тему 'Принципы формирования согласовательных и законодательных актов иранских градостроительных проектов с помощью сравнительного анализа мирового опыта'

Принципы формирования согласовательных и законодательных актов иранских градостроительных проектов с помощью сравнительного анализа мирового опыта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА / ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ИРАНСКИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / СОВЕРШЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ИРАНЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кешмири Х

Градостроительные проекты были созданы для гармоничного развития городов Ирана более четырёх десятков лет назад. Хотя они были полезны для функционального зонирования территории и регламентации городских районов Ирана, но у этих градостроительных проектов оказались некоторые неразрешимые проблемы, которые не позволили получить желаемый результат. В данном исследовании попытались показать, почему не были осуществлены полностью процессы утверждения градостроительных планов развития городов Ирана. Основным направлением решения настоящей проблемы представляется использование процесса экспертизы и утверждения проектов развития городов с помощью сравнения мирового градостроительного опыта. Изучение градостроительных законов, методов экспертизы и утверждения градостроительных проектов по развитию городов в разных странах мира показывает, что несмотря на существенные различия, можно успешно использовать мировой опыт для предложения эффективных методов проведения экспертизы в Иране. Изучение зарубежного опыта даёт возможность усовершенствования не только стратегии проектирования законодательных актов иранских градостроительных проектов, но и тактику решения конкретных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования согласовательных и законодательных актов иранских градостроительных проектов с помощью сравнительного анализа мирового опыта»

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАТЕЛЬНЫХ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ИРАНСКИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА МИРОВОГО ОПЫТА

Х. Кешмири

Преподаватель курса архитектуры и градостроительства в Исламском Университете «Азад» (ИУА), г. Шираз, Иран; кандидат архитектуры из Московского архитектурного института (Государственная академия), Москва, Россия

Аннотация

Градостроительные проекты были созданы для гармоничного развития городов Ирана более четырёх десятков лет назад. Хотя они были полезны для функционального зонирования территории и регламентации городских районов Ирана, но у этих градостроительных проектов оказались некоторые неразрешимые проблемы, которые не позволили получить желаемый результат. В данном исследовании попытались показать, почему не были осуществлены полностью процессы утверждения градостроительных планов развития городов Ирана. Основным направлением решения настоящей проблемы представляется использование процесса экспертизы и утверждения проектов развития городов с помощью сравнения мирового градостроительного опыта .

Изучение градостроительных законов, методов экспертизы и утверждения градостроительных проектов по развитию городов в разных странах мира показывает, что несмотря на существенные различия, можно успешно использовать мировой опыт для предложения эффективных методов проведения экспертизы в Иране. Изучение зарубежного опыта даёт возможность усовершенствования не только стратегии проектирования законодательных актов иранских градостроительных проектов, но и тактику решения конкретных задач.

Ключевые слова: Сравнительный анализ мирового опыта, формирование законодательных актов иранских градостроительных проектов, совершенные нормативные документы в Иране, предложение эффективных методов проведения экспертизы

PRINCIPLES OF FORMATION OF URBAN GUIDELINES IN IRANIAN TOWN-PLANNING PROJECTS THROUGH COMPARATIVE ANALYSIS OF WORLD EXPERIENCES

Hadi Keshmiri

Master of architecture and town-planning at Islamic Azad University (IAU), Shiraz, Iran; PhD in Architecture (town-planning) from the Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia

Abstract

Town-planning projects have been created for good development of cities of Iran more or less for fourty years ago. Though they were useful for functional zoning of territories and the regulation of the areas for some cities in Iran, but these town-planning projects had some unsolvable problems which have not allowed receiving desirable result. In the given research have tried to show, why processes of development of town-planning plans for the cities of Iran have not been carried out completely. The basic direction of the decision of the present problem

use of expertise and the statement of projects of development of cities by means of comparison of the world town-planning experience is represented.

Studying of urban design guideline, methods of expertise and the statement of town-planning projects on development of cities in the different countries of the world shows that despite of essential distinctions, it is possible to use of successful world experience for the effective methods of carrying out of expertise in Iran. Studying of foreign experiences gives the chance to improve not only gain strategy of designing guideline of the Iranian town-planning projects, but also tactics of decision making of specific targets.

Keywords: The comparative analysis of world experiences, formation of guidelines for the Iranian town-planning projects, perfect standard documents in Iran, the offer of effective methods of carrying out of expertise

Введение

Для Иранской практики согласования проектов ценным подспорьем может служить структура Градостроительного кодекса Российской Федерации1, поскольку она увязывает все звенья в цепи проектирования, согласования и экспертизы градостроительных проектов. Логика и последовательность операций в структуре кодекса, а также чёткая система ответственности перед людьми, принимающими решение, а также перед населением, делает этот материал исключительно ценным. Изучение зарубежного опыта даёт возможность усовершенствования не только стратегии проектирования, но и тактику решения конкретных задач.

Задачи, стоящие перед создателями новых, более совершенных нормативных документов в Иране

Градостроительные проекты были созданы для гармоничного развития городов Ирана более четырёх десятков лет назад. Хотя они были полезны для функционального зонирования территории и регламентации городских районов Ирана, у этих градостроительных проектов оказались некоторые неразрешимые проблемы, которые не позволили получить желаемый результат.

В данном исследовании сделана попытка показать, почему не были осуществлены полностью процессы утверждения градостроительных планов развития городов Ирана. Основным направлением решения проблемы представляется использование процесса экспертизы и утверждения проектов развития городов при помощи сравнения с мировым градостроительным опытом.

Сравнительный анализ и оценка понятий, методов оценки, утверждения и реализации градостроительных планов и проектов в Иране и в других странах мира показывает, что, несмотря на ряд сходств и общих черт, они отличаются способами реализации. Важнейшими итогами данного анализа являются следующие.

На уровне генплана города

1. Отсутствие правил регулирования застройки в исторических зонах городов. Необходимо составление и создание норм регулирования застройки и принятие конкретно-научных правил в исторических зонах городов.

2. Отсутствие правил регулирования и взаимодействия застраиваемых участков с окружающими территориями. Необходимо составление и создание норм и правил регулирования взаимодействия застраиваемых участков с окружающей территорией, предлагается отредактировать градостроительные законы и пользоваться услугами квалифицированных специалистов.

3. Нечеткость законодательных актов, касающихся самого процесса утверждения проектов генеральных планов. Необходима разработка с помощью квалифицированных специалистов конкретных законодательных процедур для определённых этапов процесса утверждения градостроительных проектов.

4. Отсутствие законодательных процедур, регулирующих взаимодействие пунктов генерального плана и частных владений. Необходимо внимательное отношение к городским реалиям при оценке возможности реализации генерального плана. Нужно отметить существующее положение в городе. Следовательно, нужно отредактировать законодательную процедуру.

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Серия «Кодексы Российской Федерации», издательство «Ось-89», 2008

Перечисленные выше недостатки преодолены в России, Германии и в Австралии. Следует отметить, что Россия имеет длительный опыт проведения экспертизы и полный Градостроительный кодекс; эффективное градостроительное законодательство существует в Австралии; полное обеспечение градостроительного законодательства наблюдается в Германии.

5. В Иране наблюдается отсутствие охранных актов, касающихся всех видов зелёных насаждений в городах, а также водных пространств и природных явлений. Следует определить и составить порядок охранных актов, касающихся всех видов зелёных насаждений, водных пространств и природных явлений в городах. Подобная практика наиболее проработана в России, имеющей длительный опыт уникальной экологической экспертизы.

На уровне детальных планов городской застройки

1. В Иране отсутствует механизм законодательного учета существующей застройки при разработке детальных планов. Необходимо создать ряд законодательных актов, касающихся детальных планов, которые должны быть дополнены и уточнены. Подобная практика существует в России, поскольку страна имеет длительный опыт проведения экспертизы и полный Градостроительный кодекс.

2. В Иране отсутствуют чётко прописанные процедуры и согласование всех пунктов плана (включая инфраструктуру) с эксплуатирующими органами. Предлагается на стадии предпроекта вносить свои изменения и поправки в законы для учёта интересов общественных организаций, связанных с развитием городов. Наиболее интересно разработана подобная практика в Канаде, так как там уделяется особое внимание связи утверждения проекта с общественными организациями.

3. В Иране не выработана процедура внесения изменений в предлагаемый план и стадии его согласования. Предлагается выработать процедуру внесения изменений в предлагаемый план на основе создания гибкой системы землепользования. Подобная практика хорошо разработана в России, так как в Градостроительном кодексе России подробно анализируется процедура внесения изменений в предлагаемый план и стадии его согласований.

4. В Иране наблюдается отсутствие чёткого взаимодействия проектирующих организаций и городских органов, занимающихся согласованием и осуществлением соответствующих проектов. Следует резко повысить роль общественных организаций в процессе принятия того или иного градостроительного решения. Предлагается, чтобы каждая общественная организация на стадии согласования предпроекта вносила свои пожелания для полноценного учёта интересов общества. Подобные проблемы удачно решаются в США2, Голландии и Дании. В США, например, используются разные методы планирования городов. Там градостроительные проекты утверждаются на заседании общественного совета, куда приглашаются представители общественности, с которыми обсуждают вопрос о будущем развитии города.

5. В Иране наблюдается отсутствие квалифицированных кадров на всех этапах проектирования, согласования и осуществления планов детальной планировки. Необходимо подготовить и внедрить в органы, принимающие градостроительные решения, значительное число высококвалифицированных специалистов, поскольку сейчас их очень мало. Систему подготовки квалифицированных кадров можно

2

Gordon D. M. Capitalist development and the history of American cities. London. Oxford University Press. 1984

заимствовать в России, так как эта страна обеспечена квалифицированными кадрами на всех этапах проектирования и согласования градостроительных планов.

На уровне проекта развития города и его пригородов

1. В Иране в процессе работы с генпланами необходимо исключить несогласованность градостроительных задач, стоящих перед местными органами и общенациональными интересами. Необходимо уточнить функции Высшего совета по архитектуре и градостроительству. Совет должен заниматься градостроительной политикой, а не анализом детальных планировок. В его функции должно входить наблюдение, контролирование и согласование наиболее крупных градостроительных проектов. Только местные структуры должны заниматься согласованием и утверждением планов детальной планировки, так как они хорошо знают местные условия.

Подобная практика существует в Германии и Дании. В Германии, например, правительство выступает против ведущей роли в утверждении градостроительных проектов, возлагая ответственность за принятие решения на региональное правительство.

2. В практике Ирана необходимо добиться, чтобы профильные министерства или ведомства чётко распределяли обязанности между лицами, принимающими решения, и тем самым способствовали сокращению сроков принятия градостроительных решений. Для этого необходимо разработать предложения по ускорению рассмотрения и согласования проектов. Необходимо также определить порядок следования этапов согласований и уровень ответственности лиц, проводящих экспертизы. Кроме того следует установить регламент, т.е. количество времени, необходимого на определённые этапы процесса утверждения.

Подобная практика существует в Дании, Японии, Германии и особенно в Бразилии, где бурное развитие городов способствует подобным задачам.

3. В Иранской практике необходимо законодательно закрепить порядок стадийного осуществления проектов, причём на каждой стадии должны быть обозначения цели и задачи, направленные на планомерное улучшение всех жизненных параметров населения. Для этого предлагается пересмотр или усовершенствование ряда действующих законов с целью упрощения и ускорения процесса реализации градостроительных планов развития городов. Целесообразным также считается создание профильного исполнительного ведомства в составе городских исполнительных органов для реализации градостроительных проектов и планов. В задачу данного ведомства должно входить осуществление градостроительной политики, техническое обеспечение, структурное проектирование и регулярное обновление и адаптация местных планов. Кроме того, целесообразным будет привлечение широких масс населения к сотрудничеству с профильным исполнительным ведомством в процессе обсуждения, экспертизы, утверждения и реализации градостроительных планов развития городов.

Подобная практика существует в России, поскольку страна имеет длительный законодательный опыт проведения экспертизы градостроительных проектов и его реализации, а также в Японии3 так как страна имеет полное использование земель.

Выводы

Изучение градостроительных законов, методов экспертизы и утверждения градостроительных проектов по развитию городов в разных странах мира показывает, что, несмотря на существенные различия, можно успешно использовать мировой опыт

Japan international cooperation agency. City planning in Japan.Tokyo .VOL. I&II. 1994

для предложения эффективных методов проведения экспертизы в Иране. Исходя из вышесказанного, можно сделать несколько выводов.

1. Предлагается применение конкретного научного подхода к процессу разработки, рассмотрения и утверждения проектов в иранской градостроительной практике. Для существования оптимального научного процесса необходимо отредактировать градостроительные законы и пользоваться услугами квалифицированных специалистов. Для этого надо применить новую систему подготовки и переподготовки кадров, хорошо организованную во многих европейских странах.

2. Новая структура планировки городов Ирана должна решаться, учитывая мнение горожан на этапах подготовки и утверждения городских планов. Для этого необходимо активизировать участие населения в процессе утверждения градостроительных проектов развития городов. Процесс можно разделить на 3 этапа:

- Сокращенный этап, в котором принимают участие главы городского совета.

- Средний этап, в котором принимают участие главы районных советов.

- Длительный этап, в котором общественность может высказать свои предложения и замечания.

3. Особую роль в Иране играет религиозный фактор. Следует создать действенную структуру, которая бы контролировала вопросы реставрации и охраняемости религиозных объектов.

4. В исследовании предлагается ускоренный процесс рассмотрения и yтверждения градостроительных проектов развития городов. Для этого необходимо:

- установление регламента, т.е. количества времени на определённые этапы процесса утверждения градостроительных проектов;

- определение порядка следования этапов;

-соблюдение уровней ответственности лиц при экспертизе градостроительных проектов;

- принятие конкретно-научного подхода к процессу при разработке рассмотрения и утверждения проектов.

5. В Иране наблюдается недостаточное участие общественных организаций в утверждении градостроительных планов. Эти организации могут контролировать вопросы охраны памятников, экологические вопросы, а также все вопросы, связанные с качеством жизни горожан.

Литература

1. Tofigh F. Spital planning, International Experience and its relevance for Iran. Tehran. Urban planning and architecture research center of Iran. 2005. 524 p.

2. Secretariat of the urban planning and architecture higher council of Iran, collection of ramification from 1991 till 2000.Tehran/ Payamesima Publications. 2004. 247 p.

3. Gordon D. M., Capitalist development and the history of American cities, London, Oxford University Press, 1984.

4. Japan international cooperation agency, City planning in Japan, Tokyo, VOL. I&II, 1994

5. Sharmand group. Methods of realization of town-planning projects of development of cities. Tehran Urban planning and architecture research center of Iran. 1999.

6. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Серия «Кодексы Российской Федерации», издательство «Ось-89», 2008, 176 с.

7. Секретариат Высшего совета по градостроительству и архитектуре Ирана, архитектурные и градостроительные законодательства Ирана и утверждённые проекты развития города и его пригородов (с начале до 2006), Публикации Тосее Ирана, 2007, 179с.

References (Transliterated)

1. Tofigh F. Spital planning, International Experience and its relevance for Iran. Tehran. Urban planning and architecture research center of Iran. 2005. 524 p.

2. Secretariat of the urban planning and architecture higher council of Iran, collection of ramification from 1991 till 2000.Tehran/ Payamesima Publications. 2004. 247 p.

3. Gordon D.M., Capitalist development and the history of American cities, London, Oxford University Press, 1984.

4. Japan international cooperation agency , City planning in Japan , Tokyo , VOL. I&II , 1994

5. Sharmand group. Methods of realization of town-planning projects of development of cities. Tehran. Urban planning and architecture research center of Iran. 1999.

6. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii. Serija «Kodeksy Rossijskoj Federacii», izdatel'stvo «Os'-89»,2008, 176 p.

7. Sekretariat Vysshego soveta po gradostroitel'stvu i arhitekture Irana, arhitekturnye i gradostroitel'nye zakonodatel'stva Irana i utverzhdjonnye proekty razvitija goroda i ego prigorodov (s nachale do 2006), Publikacii Tosee Irana, 2007,179 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Х. Кешмири

Преподаватель курса архитектуры и градостроительства в Исламском Университете «Азад» (ИУА), г. Шираз, Иран; канд. арх., Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия e-mail: Keshmirihadi@yahoo.com

DATA ABOUT THE AUTHOR Hadi Keshmiri

Master of architecture and town-planning at Islamic Azad University (IAU), Shiraz, Iran; PhD in Architecture, Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: Keshmirihadi@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.