Научная статья на тему 'Принципы формирования системы управления стоимостью предприятия'

Принципы формирования системы управления стоимостью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолова Юлия Борисовна

В данной статье описаны основные принципы формирования и внедрения системы управления стоимостью предприятия, построение которой осуществляется на основе концепции управления стоимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования системы управления стоимостью предприятия»

УДК 658.5

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ Ермолова Юлия Борисовна, магистр (e-mail: yul-ermolova2013@yandex.ru) Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Воронежский филиал, г.Воронеж, Россия

В данной статье описаны основные принципы формирования и внедрения системы управления стоимостью предприятия, построение которой осуществляется на основе концепции управления стоимостью.

Ключевые слова: управление стоимостью предприятия, система управления стоимостью, принципы формирования системы управления стоимостью, синергетический эффект.

Современная экономическая среда, в которой функционируют и развиваются отечественные компании, характеризуется высоким уровнем неопределенности и отсутствием стабильности. В условиях сильного воздействия внешних негативных факторов предприятия должны иметь ресурсы, которые позволят минимизировать подобное негативное влияние. Сглаживание отрицательного воздействия внешней среды должно обеспечить не только сохранение имеющихся позиций бизнеса, но и его рост в перспективе. В условиях ограниченности ресурсов необходимый эффект дополнительного резерва способно дать высококвалифицированное, качественно новое управление, отвечающее реалиям современной экономики, способное обеспечить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и устойчивость предприятия (организации). В связи с этим роль стратегии и выбор метода управления становятся первоочередной задачей для менеджмента и руководства предприятия.

Рассматривая современные концепции стратегий развития и управления бизнесом в России всю большую популярность и признание получает концепция управления стоимостью. Основой данной концепции является понимание первоочередности приумножения финансовых результатов от используемого владения в процессе рыночной деятельности предприятия. Управление предприятием на основе данной концепции позволяет в долгосрочной перспективе в максимальной степени удовлетворить интересы собственников, определить оптимальные стратегические направления развития и выработать систему управленческих мер, способствующих достижению поставленных целей, реализации процессов изменения элементов предприятия и их взаимосвязей в направлении максимизации его стоимости.

Управление на основе стоимости предприятия позволяет направить все процессы, осуществляемые в рамках деятельности предприятия, а также отразить их эффективность в единый совокупный показатель - показатель

стоимости предприятия, который наиболее полно отражает максимальный эффект для всех заинтересованных сторон ведения бизнеса.

Необходимо отметить, что управление предприятием, построенное на основе данной концепции, обеспечивает возможность не просто реально оценить его стоимость в конкретный момент времени, но и планировать, а следовательно, управлять стоимостью предприятия в будущем, определяя возможность роста и развития бизнеса в определенные периоды времени.

Особенно важным становится формирование представления об управлении приращением стоимости предприятия как о непрерывном процессе. Таким образом, концепция управления на основе стоимости должна стать философией предприятия, которая пронизывает все уровни управления, определяя цели управления, процессы и системы управления, стимулирующие и направляющие менеджмент предприятия к решениям, обеспечивающим максимальный рост стоимости предприятия [4].

Управление стоимостью предприятия - сложный процесс, обеспечивающий достижение главной цели предприятия, функционирующего на основе рассмотренной выше концепции, а также, включающий в себя множество элементов и пронизывающий все уровни управления. Согласованность, комплексность, гибкость данного процесса обеспечивает возможность непрерывного роста ценности предприятия, повышения эффективности его деятельности в целом.

Таким образом, управление стоимостью предприятия - это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости.

Построение системы управления стоимостью предприятия основывается на применении концепции включающей идеологию, принципы и процессы стоимостного управления. Идеология делает управление осознанным и задает необходимые и правильные направления движения, принципы являются базой для обоснованного решения альтернатив, отлаженность процессов определяет эффективность организации в реализации общей стратегии и достижении поставленных целей. Данная система, позволяет достигать поставленные цели, обеспечивает четкий и отлаженный механизм управления стоимостью, работа которого осуществляется посредством использования конкретных методов, инструментов и мероприятий, оказывающих непосредственное воздействие на процесс создания стоимости предприятия и ее роста в дальнейшей перспективе [5].

Таким образом, под системой управления стоимостью предприятия, ка определено в работе Кавыршиной О. А. [2], понимается совокупность методов и инструментов, посредством которых осуществляется управленческое воздействие на процесс создания и роста стоимости предприятия в конкретный момент времени, с учетом воздействия факторов внешней среды.

Отметим, что система управления стоимостью является важной организационно-экономической основой для прояснения перспектив существования компании в целом. Она становится неотъемлемой компонентой стратегии развития компании в долгосрочной перспективе. Любые организационно-экономические и технико-технологические мероприятия, связанные с совершенствованием различных сторон деятельности предприятия не способны обеспечить на долгосрочной основе проблем, связанных с максимизацией стоимости компании. Достижение этой глобальной цели обеспечивается построением и внедрением постоянно функционирующей и актуализируемой системы управления стоимостью предприятия [7].

Построение системы управления стоимостью, является основополагающим для дальнейшего управления предприятием в целом, именно она станет определяющей для формирования и реализации его основных «жизненных» бизнес-процессов. Определяя характер и ориентацию менеджмента, данная система становится базовой, формирующей ее систему управления в целом.

Система управления стоимостью, как и любая другая система управления, строится на основе принципов, которые обеспечивают стабильность работы процессов, целостность данной системы. Учет данных принципов в процессе формирования системы дает понимание фундаментальной взаимосвязи между стратегией, операциями и мероприятиями, направляет усилия менеджмента на поиск альтернатив, позволяющих действительно преодолевать как внешние негативные силы воздействия на систему, так и внутреннее противодействие.

Под принципами в контексте данной статьи будем понимать руководящие нормы и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением стоимостью. Проведенный анализ литературных источников [1,3,4,5], позволил автору сформулировать следующие принципы формирования системы управления стоимостью, которые представлены на рисунке 1.

Рассмотрим подробнее каждый из выделенных на рисунке принципов:

- построение системы на основе принципа целеполагания обеспечивает ее ориентированность на достижение основной, главной цели, которая объясняет необходимость формирования данной системы, ее работу в целом, а также фокусирует функционирование всех ее элементов, связей и процессов на достижение этой цели;

- комплексность формирования системы управления стоимости обеспечивает наиболее полный эффект от внедряемой управленческой системы; включая в себя не просто элементы управления на основе стоимости, а совокупность структурированных и адаптированных методов, методики, инструментов и мероприятий управления стоимостью предприятия данная система позволяет учесть все аспекты управления стоимостью, на каждом уровне и в каждой из функциональных областей работы предприятия;

Рисунок 1 - Принципы формирования системы управления стоимостью

- принцип динамизма характеризует систему управления стоимостью, как неустойчивый, живой, развивающийся организм, в котором происходят изменения, под воздействием факторов внешней и внутренней среды, ресурсного, материального и финансового потенциала;

- принцип сбалансированности при формировании рассматриваемой в данной статье системы позволяет отразить интересы всех участников и стейкхолдеров, ведь результаты работы интересуют не только собственников компании, но и участников внешней и внутренней среды, а именно: акционеров, топ-менеджмент компании, государство и социум, что доказано в работе Хорошиловой О.В. «К вопросу о приоритетах в целях деятельности предприятия» [6];

- гибкость системы обеспечивает ее способность к изменениям, модернизации в процессе управленческого воздействия и адаптации данной системы на предприятии;

- принцип открытости заключается в способности системы реагировать на факторы воздействия внешней среды, в чем проявляется ее взаимосвязь с внешним окружением;

- эффективность работы системы предполагает достижение конкретного результата, обеспечивающего рост, развитие компании в целом, повышая его конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность.

Также формирование системы управления стоимостью должно базироваться на соблюдении принципа рациональной целостности, который подразумевает взаимосвязанность всех элементов формируемой системы, а также принципы мотивационной ценности.

Все из перечисленных принципов формирования системы управления стоимостью обеспечивают отлаженную, гармонично построенную работу ее элементов, что позволяет не только достигать максимальных результатов функционирования системы в целом, но и обеспечивает возникновение дополнительных сил или эффекта синергии, который характеризует работу системы как единого целого, в процессе отлаженного взаимодействия подсистем и элементов рассматриваемой системы. Говоря о данном эффекте стоит подразумевать интегральную (совокупную, многостороннюю) силу, возникающую в процессе работы элементов системы и направленную на достижение максимальных результатов с учетом использования ограниченных ресурсов.

Таким образом, синергетический эффект от формирования и внедрения системы управления стоимостью проявляется в одновременном максимальном достижении поставленных целей и наиболее эффективном решении задач рассматриваемой системы с позиции всех заинтересованных сторон с условием ограниченности и минимальности использования дополнительных ресурсов, в процессе осуществления управленческого воздействия на данную систему.

В целом система управления стоимостью, сформированная на основе вышеизложенных принципов, позволяет осуществлять непрерывное, гибкое управление предприятием, обеспечивая высокий уровень его конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности в условиях нестабильности и высокой степени неопределенности внешней среды.

Список литературы

1. Букреев, А.М. Особенности формирования экономического механизма корпоративного управления на предприятии машиностроения [Текст]/ А.М. Букреев, О.А. Ка-выршина // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2012. -Т.8.-№2. - С. 129-132

2. Кавыршина О.А. Оценка и управление стоимостью предприятия (организации): учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые, граф. данные (496 Кб) / О. А. Кавыршина, О.В. Дударева. - Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2015.

3. Кавыршина, О. А. Принципы и проблемы формирования финансово-экономической модели промышленного предприятия / О. А. Кавыршина, О.В. Хороши-лова // Вестник Воронежского государственного технического университета - 2013. -С.129-132

4. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Д. Стоимость компании: оценка и управление. [Пер. с англ. , науч. ред. Н.Н. Барышникова] / Т. Коупленд, Т. Коллер, Д.Мурин - 2-е изд.. - М.: Олимп-бизнес, 2003. - 565 с.

5. Харитонов А.Ю. Эффективное управление предприятием на основе его стоимости. - Архангельск: АГТУ, 2009. - 186 с.

6. Хорошилова О. В. К вопросу о приоритетах в целях деятельности предприятия/ О.В. Хорошилова// Организатор производства. -2006. - №2. - С.34

7. Царев В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов./В.В.Царев, А.А.Кантарович.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-575 с.

Ermolova Julia Borisovna, master

(e-mail: yul-ermolova2013@yandex.ru)

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

Voronezh Branch, Russia

PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF TOTAL COST MANAGEMENT SYSTEM Abstract. This article describes the fundamental principle of development and implementation of total cost management of the enterprise, which is made on the basis of cost management concept.

Keywords: total cost management of the enterprise, total cost management system, principles of total cost management development, synergetic effect.

УДК 339.5

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ Желнова Кристина Владимировна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г.Ижевск, Россия e-mail: kristina-zhelnova@yandex.ru

В статье представлены нетарифные меры регулирования внешней торговли, проанализирован прогноз развития внешней торговли России по оценке Министерства экономического развития и выделены факторы, которые определяют развитие России на 2016-2018гг.

Ключевые слова: внешняя торговля, импорт, экспорт, нетарифное регулирование, прогноз развития.

Внешняя торговля представляет собой торговлю какой-либо страны с другими странами, состоящая из импорта и экспорта товаров. Основные законы, регулирующие внешнюю торговлю, представлены на рисунке l.

Основой внешнеэкономических отношений большинства стран является международная торговля товарами, которая создает новые рабочие места, возможности организации массового производства, способствует внедрению новых технологий, повышает рациональное использование природных ресурсов и рабочей силы, степень загрузки оборудования, что в итоге ведет к росту производительности труда и доходов населения.

Международная торговля - это обмен товарами и услугами между разными странами или форма международных экономических отношений, которая отражает импорт и экспорт товаров, услуг, сырья, основанная на международном разделении труда.

Как показывает опыт некоторых стран, развитие внешней торговли нуждается в регулирующем воздействии государства, направленном на объемы торговли, товарную и географическую структуру экспортно-импортных операций. На федеральном уровне с помощью мер обязывающего или запретительного характера обеспечивается национальная безопасность страны. Это проявляется в количественном ограничении экспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.