тия региональных и муниципальных энергосервисных компаний, а также организаций с государственным и муниципальным участием (центров энергосбережения), осуществляющим методическую и информационную поддержку энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном и муниципальном уровнях;
• введение системы «белых сертификатов» в качестве меры государственного регулирования, стимулирующей развитие рынка энергосервисных услуг;
• создание механизмов стимулирования разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и оказании энергосервисных услуг по результатам энергетических обследований;
• установление изъятий, при которых соблюдение главными распорядителями бюджетных средств требований о снижении бюджетных ассигнований государственным (муниципальным) учреждениям на при-
обретение энергетических ресурсов не препятствует заключению и исполнению ими энергосервисных договоров (контрактов);
• установление случаев предоставления инвестиционных налоговых кредитов и налоговых льгот для энергосервисных компаний.
Таким образом, применение энергосервисных контрактов имеет хорошие перспективы в России. Представляется, что особенно важно их использовать в государственном и муниципальном секторах, что позволит одновременно с их реализацией решать и проблему профессионального управления общественными зданиями. Хорошие перспективы у договоров полного управления и в жилищном секторе. Уже сегодня целый ряд компаний, управляющих многоквартирными домами, высказывают заинтересованность в реализации таких контрактов и рассматривают их внедрение как свое конкурентное преимущество.
Статья поступила 07.11.2014 г.
Библиографический список
1. Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Идентификация и управление рисками инновационной деятельности предприятий // Економiчний часопис-XXI. 2014. № 5-6. С. 72-77.
2. Нечаев А.С., Прокопьева А.В. Алгоритм процесса управления рисками в инновационной деятельности // Вестник ИрГТУ. 2013. № 4 (75). С. 196-201.
3. Нечаев А.С., Антипин Д.А. Некоторые аспекты финансирования инновационной деятельности предприятий в Российской Федерации // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3. С.10-19.
4. Сиваев С.Б. Энергосервис и перфоманс-конкракты: возможности и проблемы их реализации в России. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2011. 109 с.
5. Туликов А.В. Проекты подзаконных актов и других нормативных документов, регулирующих создание и деятельность
энергосервисных контрактов и перфоманс-контрактов в России. М.: Изд-во WWF, 2011. 91 с.
6. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве: национальный доклад. М.: Ассоциация Менеджеров, 2007. 116 с.
7. Рогов В.Ю. Энергосберегающие инвестиции и тарифооб-разование в ЖКХ // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8 (91). С. 192-199.
8. Рогов В.Ю. Институциональные аспекты энергосберегающих инвестиций и тарифообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). 2014. № 4. С. 80-90.
УДК 338.45:69
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В СФЕРЕ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА)
Л
© Н.Г. Новикова1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Дана характеристика общих и специфических особенностей жилищно-коммунальных услуг и представлены свидетельства низкой рыночной ориентированности управляющих компаний, функционирующих в этой сфере. Рассмотрены принципы формирования системы анализа рыночных возможностей и обоснован вывод о необходимости их дополнения в связи с введением лицензирования управляющих компаний, предусмотренных изменениями Жилищного кодекса РФ. Предложены четыре дополнительных принципа формирования системы анализа, реализация которых обеспечит повышение ее эффективности в условиях нового этапа реформы ЖКХ. Табл. 1. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: жилищные услуги; управляющие компании - managing companies; рыночная ориентированность организаций; анализ рыночных возможностей; принципы формирования.
1Новикова Надежда Григорьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры логистики и коммерции, тел.: 89086469467, e-mail: ngn777@ mail.ru
Novikova Nadezhda, Doctor of Economics, Professor of the Department of Logistics and Commerce, tel.: 89086469467, e-mail: ngn777@ mail.ru
FORMATION PRINCIPLES OF THE SYSTEM TO ANALYZE MARKET OPPORTUNITIES IN ORGANIZATIONS OPERATING IN THE SERVICES SECTOR (FOR THE CASE OF HOUSING MANAGEMENT COMPANIES) N.G. Novikova
Baikal State University of Economics and Law 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia.
The paper characterizes general and specific features of housing and communal services and presents evidences of low market orientation of the managing companies operating in this field. It deals with the formation principles of the system of market opportunities analysis and substantiates the conclusion on the need for their supplementation due to the introduction of management company licensing envisaged by the changes in the Housing Code of the Russian Federation. Four additional formation principles of the analysis system are proposed. Their implementation will improve analysis system efficiency at the new stage of the reform of housing and communal services. 1 table. 16 sources.
Keywords: housing services; managing companies; company market orientation; analysis of market opportunities; formation principles.
Вопросы обеспечения рыночной ориентированности организаций, функционирующих в сфере услуг, постоянно находятся под пристальным вниманием специалистов. На наш взгляд, можно выделить 3 основные причины возрастающего значения рыночной ориентированности: 1) динамичность структуры рыночной среды, усложнение взаимосвязей ее субъектов, ужесточение конкуренции; 2) расширение и многообразие сфер жизни и деятельности, где оказываются услуги, и как следствие, их специфичность в разных областях деятельности вообще и применительно к конкретному этапу развития экономики, в частности; 3) как правило, высокая значимость услуг в PEST-контексте или в разрезе отдельных его составляющих.
Стержневым элементом в процессе обеспечения рыночной ориентированности организаций, действующих на рынке услуг в условиях его динамичности, сложности и многообразия, является система анализа рыночных возможностей (АРВ), которая на сегодняшний день слабо представлена во многих организациях. Одной из причин такого положения является недостаточное развитие методологии формирования и функционирования системы АРВ.
Целью настоящей статьи является создание принципов формирования системы анализа рыночных возможностей (АРВ) как основы рыночной ориентированности управляющих компаний (УК), работающих в сфере жилищного хозяйства и оказывающих жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и их развитие в контексте начала нового этапа реформы ЖКХ.
В соответствии с обозначенной целью в статье поставлены и решены следующие основные задачи.
1. Краткая оценка современного этапа реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в части эксплуатации жилого фонда России.
2. Рассмотрение комплекса принципов формирования системы АРВ.
3. Обоснование дополнительных принципов формирования системы АРВ с позиции особенностей нового этапа реформы ЖКХ.
1. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) сегодня, как и 20 лет назад, являются актуальной проблемой российской экономики, требующей своего решения.
Это определяется важнейшим значением, которое имеет обозначенная сфера экономики для развития
России во внутриполитическом, экономическом, социально-демографическом, экологическом и технологическом контекстах.
Как известно, ЖКХ - это многоотраслевой комплекс, охватывающий около 30 видов деятельности. Основными являются: жилищное хозяйство, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов), бытовое обслуживание (банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальные услуги и прочее). Услуги, оказываемые в сфере жилищного хозяйства - это все услуги, связанные с эксплуатацией жилого фонда: содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, оплата услуг УК и др. О нормативной, официально принятой структуре жилищно-коммунальной услуг сегодня можно судить по официальной структуре платежей [3, Ст. 154].
Сегодня, по данным Михаила Меня, министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, опубликованным в его докладе Президенту Российской Федерации, в стране работают 16 тысяч УК, они обслуживают 2 миллиона 400 тысяч многоквартирных домов. Общий годовой объем этого рынка превышает 500 млрд рублей [2].
Реформа в сфере ЖКХ стартовала более 20 лет назад. По общепринятому мнению начало рыночным преобразованиям положил Закон Российской Федерации № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», от 24 декабря 1992 г. №4218-1. Однако, на наш взгляд, можно отметить и более ранний документ. Это - Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. №1541-1, поскольку создание рынка жилья является первостепенным условием рыночных преобразований в сфере ЖКХ.
Исследуя проблемы реформирования ЖКХ, специалисты, как правило, проводят периодизацию реформы в виде выделения различного количества ее этапов. (Этапы реформирования выделялись, например, в работах И.В. Цвигун, С.В. Щепиной и др.) [7, 12, 16 и др.]. Всеми авторами стадии определялись в соответствии с датами выхода в свет законодательных документов, которые устанавливали очередные новые рубежи реформирования ЖКХ. Не вдаваясь в
разнообразие периодизаций реформы, отметим, что одним из таких документов, открывших важный этап реформирования отрасли, по нашему мнению, стал принятый 22 декабря 2004 г. Государственной Думой Федеральный Закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 1 которого 01.03. 2005 г. был введен в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации [3]. Его достоинством прежде всего явилось то, что он создал целый ряд условий для демонополизации рынка управления многоквартирными домами и развития конкурентных отношений. Это должно было приблизить не только реальное разделение функций управления и эксплуатации жилищного фонда, провозглашаемое из документа в документ на протяжении всего хода реформы, но и реальные рыночные отношения; дать толчок к развитию конкуренции в жилищном хозяйстве. Однако этого не произошло. С одной стороны, по мнению ученых, известных политиков, специалистов, российские граждане так и не почувствовали себя по-настоящему собственниками жилья и по-прежнему не проявляют должной активности в обеспечении надлежащего управления своим жильем [4]. С другой стороны, по данным заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидяки-на, 57% обращений, поступающих в государственные органы, содержат жалобы, которые связаны именно с ЖКХ. По данным Общественной палаты РФ, жалобы, связанные с ЖКХ, составляют более 50%. Учитывая, что, по данным статистики Минстроя России, порядка 80% жилья обслуживается управляющими организациями, можно утверждать, что проблема функционирования УК является достаточно очевидной [9]. Это в первую очередь свидетельствует о неэффективной работе и слабой рыночной ориентированности УК.
Сложившаяся ситуация в сфере управления жилым фондом России обусловила введение в действие с 1 сентября 2014 г. Федерального Закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», от 21 июля 2014 Ы255-ФЗ. Этим законом вводится Х-й раздел в ЖК РФ, регламентирующий процедуры, связанные с лицензированием УК. Целью закона, по мнению его создателей, является дальнейшее реформирование ЖКХ на основе установления барьеров для недобросовестных и некомпетентных УК, повышение ответственности и прозрачности их деятельности.
По нашему мнению, закон Ы255-ФЗ открывает новый этап реформы ЖКХ. Его вступление в силу повышает значимость рыночно-ориентированного управления УК и, соответственно, определяет необходимость дальнейшего развития его методологической базы, в том числе в части дополнения комплекса принципов формирования системы АРВ УК как основы рыночной ориентированности.
2. Некоторые аспекты развития методологии рыночно-ориентированного управления УК были
представлены автором в [7]. Исследование концепций аналитической системы, применяемых в процессе рыночно-ориентированного управления, показало, что авторы не только по-разному ее трактуют, но и вкладывают в свои определения различный смысл [1, 5, 6, 11, 14, 15 и др.]. Отсутствует ясность в том, чем отличается, например, анализ маркетинговых возможностей от маркетинговых исследований, маркетингового аудита или ситуационного анализа, как это связано с понятием «анализ конъюнктуры рынка», и т.д. Разработка и внедрение жизнеспособной эффективной аналитической системы становится невозможной. В результате менеджеры вынуждены принимать решения в условиях парадокса - недостатка информации при ее избытке. Концепция, которая включает все аспекты, необходимые для формирования эффективной аналитической системы, отсутствует. Под эффективной системой АРВ понимается такая система, которая позволяет на постоянной, экономичной основе обеспечивать управленческий процесс необходимой, своевременной, полной и достоверной, в принципе возможной информацией.
Критический анализ и обобщение концепций аналитической системы в процессе управления позволили выделить три основных вопроса, вокруг которых должна строиться эффективная аналитическая система - система АРВ, составляющих структуру уточненной концепции аналитической системы.
1) «Что анализировать?». Ответ на этот вопрос предполагает осуществление таких процессов, как: идентификация проблемы-причины/уточнение цели анализа, определение темы/предмета анализа и только после этого - определение потребности в информации. При традиционном подходе акцент делается исключительно на определении потребности в информации, при этом, как правило, предполагается, что знание этой потребности автоматически определяется знанием структуры рыночной среды. В результате собирается значительное количество ненужной информации, а нужной - не хватает. Ответ на вопрос о предмете анализа можно получить из следующих источников, используемых одновременно: 1) идентифицированные проблемы; 2) теория и методология ры-ночно-ориентированного управления, позволяющая не только понять структуру рыночной среды организации, но и содержание, движущие силы деятельности, ее субъектов, их взаимосвязи и взаимовлияние и т.д.; 3) некоторые методики маркетинговых исследований, содержащие указания на то, какие именно показатели/характеристики должны быть исследованы; 4) перечни вопросов, характеристик и показателей, представленные в специальной литературе [1, 6, 14 и др.].
Потребность в информации и данных определяется на основании обобщения и структурирования сведений о предмете анализа, то есть о том, что именно должно быть проанализировано, какова степень важности, срочности информации. Предложенная последовательность действий позволяет: исключить возможность параллельного сбора данных; организовать совместное, когда возможно, получение информации, используемой затем для решения различных задач;
определить доступные и экономичные способы получения данных (маркетинговые исследования, покупные базы данных, внутренние специализированные данные и т.д.); определить величину необходимых финансовых, временных, трудовых, материальных ресурсов для обеспечения процесса АРВ.
2) «Как анализировать?». Ответ на этот вопрос достигается в рамках целесообразной применительно к конкретной ситуации технологии получения данных и информации, в том числе и технологии маркетинговых исследований, к которым зачастую в специальной литературе сводится весь аналитический процесс. Полагаем, что ведущую роль в способах сбора информации для УК могут стать внутренние контактные опросы, проводимые сотрудниками «первой линии» на основе анкет, разработанных специалистами УК.
3) «Как организовать аналитический процесс?». Ответ на этот вопрос находится в результате проектирования в организации маркетинговой информационной системы (МИС), которая зачастую в источниках специальной литературы отождествляется со всей аналитической системой [6, 11, 15 и др.]. По нашему мнению, МИС скорее представляет организационную структуру системы АРВ, центральным элементом которой должна стать межфункциональная группа, в которую рекомендуется включать способных к анализу сотрудников всех уровней управления УК и подрядчиков.
Рассмотрим комплекс принципов формирования системы АРВ, представленных в [7].
1. Принцип интеграции отдельных элементов системы АРВ. Реализация этого принципа позволит управляющей организации не только применять согласованные с подрядчиками темы и методы анализа, способы организации получения, накопления и обновления информации, но и повысить уровень доверия к информации, принимаемым на ее основе решениям, обеспечит их совместимость, а значит, реалистичность исполнения.
2. Принцип рационального сочетания участия в аналитическом процессе как отдельных специалистов каждого управленческого уровня, так и межфункциональной группы, при условии обеспечения качественной математико-статистической обработки данных.
3. Принцип динамичности системы АРВ. Динамичность системы АРВ достигается за счет следующих 4-х факторов, первый из которых определяет три последующие:
/ обучение сотрудников управляющих организаций и их подрядчиков, участвующих в АРВ как в процессе работы межфункциональной группы, так и в процессе совместного прохождения специализированных учебных программ. Вопросы организации обучения в жилищной сфере продолжают оставаться актуальным направлением развития менеджмента УК и исследуются специалистами [13].
/ развитие банка тем анализа (предмета анализа);
/ развитие банка моделей, методов, методик, инструментов и техник анализа, а также методов сбора и обработки информации;
/ развитие поддерживаемой информационной базы в организации, за счет новых направлений ее структурирования, создания новых значимых массивов информации на основании существующих.
4. Принцип быстроты распространения информации.
3. Рассмотрим основные причины необходимости дополнения комплекса принципов формирования системы АРВ. Таких причин, по нашему мнению, 3.
1. Обострение проблемы несогласованности интересов УК, их подрядчиков и собственников жилья
2. Ужесточение контроля за деятельностью УК.
3. Действие механизма прекращения деятельности УК и появление на этой основе новых возможностей по развитию добросовестных УК.
Обострение проблемы несогласованности интересов УК, их подрядчиков и собственников жилья. Проблема несогласованности интересов УК, их подрядчиков и собственников жилья исследовалась нами в разные периоды [8 и др.]. Однако главная проблема, которая, несомненно, обострится в силу действия раздела X ЖК РФ, на наш взгляд, заключается не только в том, что собственники и наниматели жилья судят о деятельности УК преимущественно по работе ее подрядчиков, но и в том, что требующийся период времени на исправление выявленных недостатков может оказаться критичным с точки зрения надлежащего выполнения предписаний органа государственного жилищного надзора. Не все граждане готовы немедленно сообщать о проблемах с обслуживанием. Это, в свою очередь, может способствовать созданию такой ситуации, когда УК узнает о своих проблемах, возникших по вине неквалифицированных и/или недобросовестных подрядчиков, уже получив предписание от жилинспекции. Устранение несвоевременно выявленных проблем может быть связано с существенными финансовыми и временными затратами, а иногда и в принципе невозможно. В этой связи важнейшим принципом формирования системы АРВ, по нашему мнению, должен стать принцип обеспечения систематической обратной связи с собственниками жилья на основе мониторинга.
Ужесточение контроля за деятельностью УК. Федеральным законом №255-ФЗ предусматривается исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации многоквартирного дома или многоквартирных домов, по которым УК судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора (Ст. 198, п. 5 Жилищного кодекса РФ). Исключение составляют случаи, когда жильцы таких домов в течение 2-х месяцев на общем собрании примут решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом (Ст.198, п.7 Жилищного кодекса РФ. Эта мера будет препятствовать рейдерским захватам рынка УК.
Действие механизма прекращения деятельности УК и появление на этой основе новых возможностей по развитию добросовестных УК. Аннулирование лицензии в тех случаях, если площадь
многоквартирных домов, выведенных из реестра лицензий субъекта Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора, 15% и более от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд (Ст. 199, п. 2).
ЖКУ является результатом совокупности различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической деятельности организаций ЖКХ, представленных компаниями жилищного хозяйства (УК и их подрядчиками) и коммунального хозяйства, ориентированными на выполнение работ и оказание услуг, соответствующих требованиям населения, повышающих/сохраняющих ценность жилища, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории. Обладая общими особенностями услуги, такими как неосязаемость, непостоянство качества, невозможность создавать запасы услуг, неотделимость от источника, ЖКУ обладает еще и рядом специфических свойств, таких как значимость «вещной» составляющей ЖКУ, обусловливающая принципиальную возможность ее качественного выполнения и цену; высокая степень риска, осознаваемого потребителями при заказе и потреблении ЖКУ; двойственность ЖКУ с точки зрения возможности ее дифференциации. Двойственность ЖКУ обусловлена тем, что коммунальная составляющая ЖКУ, предполагающая обеспечение населения теплом, водой и т.п., является слабо дифференцируемой (на сегодняшний день вообще не дифференцирована), а жилищная составляющая, предполагающая содержание, теку-
щий ремонт жилищного фонда, имеет высокий потенциал для дифференциации в зависимости от запросов целевых потребителей. Все это делает возможной дифференциацию жилищных услуг в зависимости от комбинации значимых искомых ценностей целевых сегментов потребителей и на этой основе развитие УК. Такая возможность требует принятия управленческих решений на основе получения релевантной информации об удовлетворенности целевых потребителей УК, их запросах, ожиданиях, опасениях и актуальных направлениях развития ЖКУ, в том числе на новой технической и технологической основе.
В России существуют большие возможности развития как жилищной сферы, так и ЖКХ в целом. По мнению ученых и практиков, ЖКХ - это отрасль, которая во всех развитых странах является прибыльной, выгодной для инвестирования, не требующей гигантских затрат для осуществления собственной деятельности, являющаяся в любом случае понятным бизнесом с понятным источником возвратности [4, 10 и др.]. Уход с рынка недобросовестных и некомпетентных УК в результате действия нового закона от 21 июля 2014 г. Ы255-ФЗ создаст еще более благоприятные возможности для тех УК, кто действительно умеет и хочет работать честно.
По нашему мнению, причины 2 и 3 определяют необходимость учитывать следующие принципы: обучения сотрудников клиенториентированному подходу к управлению УК и взаимодействию с собственниками, нанимателями жилья; систематического поиска, анализа и внедрения в процесс оказания ЖКУ новых экономичных, технически совершенных решений, соответствующих значимой комбинации искомых ценностей целевых сегментов потребителей; привлечения к сбору релевантной информации о запросах, ожидани-
Принципы формирования системы АРВ УК, дополняющие комплекс принципов, предложенных в [7]
Принцип Комментарии
Принцип обеспечения систематической обратной связи с собственниками жилья на основе мониторинга. Мониторинг ситуации должен проводиться на систематической основе ежемесячно в разрезе каждого подрядчика путем структурированного опроса собственников и нанимателей жилья многоквартирных домов, отбираемых каждый раз случайным образом, таким образом, чтобы за отчетный период проверить максимум обслуживаемых домов.
Принцип обучения сотрудников клиенториентированному подходу к управлению УК и взаимодействию с собственниками, нанимателями жилья. В рамках реализации этого принципа сотрудники УК получат возможность уяснить значение формирования системы АРВ и сбора релевантной информации как необходимых условий реализации клиенториентированного подхода.
Принцип систематического поиска, анализа и внедрения в процесс оказания ЖКУ новых экономичных, технически совершенных решений, соответствующих значимой комбинации искомых ценностей целевых сегментов потребителей. Реализация этого принципа требует привлечения к данной работе сотрудников службы главного инженера УК, включения функций по поиску необходимой информации в их должностные инструкции.
Принцип привлечения к сбору релевантной информации о запросах, ожиданиях и опасениях потребителей (искомых ценностях) и о конкурентах всех способных к аналитической работе сотрудников «первой линии» УК и подрядчиков. Реализация этого принципа, при прочих равных условиях, потребует разработки кратких и обоснованных формуляров, позволяющих обозначенным сотрудникам быстро фиксировать релевантную информацию.
ях и опасениях потребителей и о конкурентах всех способных к аналитической работе сотрудников «первой линии».
В таблице представлены принципы формирования системы АРВ в УК и краткие комментарии, поясняющие содержание и условия применения каждого принципа.
По нашему мнению, дополнительный перечень принципов формирования системы АРВ в УК позволит повысить уровень их рыночной ориентированности и на этой основе обеспечить жизнеспособность и успех в условиях нового этапа реформы ЖКХ.
Статья поступила 28.11.2014 г.
Библиографический список
1. Диксон П.Р. Управление маркетингом: учеб. пособие. М.: Бином, 1998. 556 с.
2. Доклад министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаила Меня о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ на совещании Президента РФ с членами правительства [Электронный ресурс]. URL: http://www.minstroyrf.ru/ press/doklad-ministra-stroitelstsiyskoy-federatsii/
3. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12138291/
4. Интервью М. Меня журналу «Ведомости» 20 ноября 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/ library/news/36230421/my-politikoj-ne-zanimaemsya-mihail-men-ministr-stroitelstva?full#cut/
5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. 11-е изд. СПб.: Питер, 2003. 800 с.
6. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2004. 800 с.
7. Новикова Н.Г. Методология маркетинг-менеджмента в сфере жилищно-коммунального хозяйства в условиях развития рыночных отношений: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Санкт-Петербург, 2006. 34 с.
8. Новикова Н.Г. Развитие методологии анализа и оценки конкурентоспособности организаций, функционирующих в сфере жилищных услуг: маркетинговый подход // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 40-46.
9. Подводные камни закона о лицензировании деятельности управляющих компании в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru/article/563744/#ixzz3KWS7eV5j (08.09. 2014).
10. Суходолов А.П. Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутской области: состояние и проблемы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 46-56.
11. Хершген Х. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2000. 324 с.
12. Цвигун И.В. Качество жилья: проблемы и пути решения // Известия Иркутской государственной экономической академии. 1999. С. 188 [Электронное издание].
13. Цвигун И.В., Щепина С.В. Образовательные услуги для участников муниципального рынка жилищно-коммунальной сферы: проблемы и перспективы развития // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2013. № 6 [Электронное издание].
14. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
15. Шив Ч.Д., Хайэм А.У. Курс МВА по маркетингу. М.: Аль-пина Паблишер, 2003. 717 с.
16. Щепина С.В. Оценка готовности муниципальных образований к реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в условиях новой жилищной политики: дис. . канд. эконом. наук. Иркутск, 2005. 156 с.
УДК 338.3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ - ЗАЩИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
© И.М. Осипова1, Г.С. Рудых2
1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
2ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", филиал - Нерюнгринская ГРЭС, 678995, Россия, РС (Я), г. Нерюнгри, пгт. Серебряный Бор.
Рассматриваются варианты повышения энергоэффективности региона на примере Дальневосточного федерального округа. Дан обзор перспективных направлений развития электро- и теплоэнергетики региона. В условиях ограниченного финансирования и сложности поиска инвестиций представлен пример модернизации на основе технологической инновации ТЭЦ за счет собственных финансовых ресурсов. Это позволяет увеличить экономический эффект субъекта и повысить энергетическую безопасность. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: теплоэнергетика; тепловая мощность; экономический эффект; энергетика ДФО.
1Осипова Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89501200Э60, e-mail: [email protected]
Osipova Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89501200Э60, e-mail: [email protected]
2Рудых Геннадий Сергеевич, инженер по ремонту котлотурбинного цеха Чульманской ТЭЦ, тел.: 89244657626, e-mail: [email protected]
Rudykh Gennady, Repair Engineer of Chulmanskaya CHP Boiler-Turbine Plant, tel.: 89244657626, e-mail: [email protected]