Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРАОРГАНИЧЕСКИХ ПСЕВДОКОМПОНЕНТОВ ПРИ РАСЧЕТЕ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРАОРГАНИЧЕСКИХ ПСЕВДОКОМПОНЕНТОВ ПРИ РАСЧЕТЕ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРООЧИСТКА / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / КИНЕТИКА ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕАКТОР ГИДРООЧИСТКИ / СЕРАОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Самойлов Н.А., Жилина В.А.

Рассмотрены основные подходы к характеристикам сырья, используемого в процессах гидрообессеривания дизельных топлив, с учетом реакционной способности сераорганических соединений, входящих в состав дизельного топлива, и формирования псевдокомпонентов, условно объединяющих группу сераорганических соединений. Предложено в качестве псевдокомпонентов рассматривать совокупность сераорганических соединений, содержащихся в конкретных узких фракциях неочищенного дизельного топлива. При этом увеличение числа условных фракций псевдокомпонентов, на которое разбивают сырье гидроочистки, позволяет повысить уровень валидации математической модели процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Самойлов Н.А., Жилина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF FORMING ORGANIC SULFUR PSEUDO-COMPONENTS FOR CALCULATING HYDROTREATING DIESEL FUEL PROCESS

There are considered the main approaches to the characterization of the feedstock for the hydrodesulfurization of diesel fuels, taking into account the reactivity of organic sulphur compounds included in diesel fuel composition and the forming of pseudo-components, conventionally combining the group of organic sulphur compounds. It is proposed to consider a organic sulphur compounds, set contained in specific narrow fractions of feed diesel fuel as pseudo-components. Thereat an increase numbers of pseudo-components conditional fractions, into which the hydrotreating feedstock are divided, makes to increase the level of validation this process mathematical model

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРАОРГАНИЧЕСКИХ ПСЕВДОКОМПОНЕНТОВ ПРИ РАСЧЕТЕ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА»

Раздел 05.17.08

Процессы и аппараты химических технологий

УДК 665.658.62 DOI: 10.17122/bcj-2020-4-46-52

Н. А. Самойлов (д.т.н., проф.), В. А. Жилина (асп.)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРАОРГАНИЧЕСКИХ ПСЕВДОКОМПОНЕНТОВ ПРИ РАСЧЕТЕ ПРОЦЕССА ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Уфимский государственный нефтяной технический университет, кафедра нефтехимии и химической технологии 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; e-mail: naum.samoilow@yandex.ru

N. А. Samoilov, V. А. Zhilina

CONCEPTS OF FORMING ORGANIC SULFUR PSEUDO-COMPONENTS FOR CALCULATING HYDROTREATING DIESEL FUEL PROCESS

Ufa State Petroleum Technological University 1, Kosmonavtov Str, 450062, Ufa, Russia; e-mail: naum.samoilow@yandex.ru

Рассмотрены основные подходы к характеристикам сырья, используемого в процессах гидро-обессеривания дизельных топлив, с учетом реакционной способности сераорганических соединений, входящих в состав дизельного топлива, и формирования псевдокомпонентов, условно объединяющих группу сераорганических соединений. Предложено в качестве псевдокомпонентов рассматривать совокупность сераоргани-ческих соединений, содержащихся в конкретных узких фракциях неочищенного дизельного топлива. При этом увеличение числа условных фракций псевдокомпонентов, на которое разбивают сырье гидроочистки, позволяет повысить уровень валидации математической модели процесса.

Ключевые слова: гидроочистка; дизельное топливо; кинетика химической реакции; математическое моделирование; реактор гидроочистки; сераорганические соединения.

Гидроочистка дизельного топлива относится к наиболее крупнотоннажным процессам нефтепереработки. Особенностью проведения этого процесса является его реализация в трехфазной системе: жидкое сырье, водородсодер-жащий газ и бифункциональные твердые катализаторы гомолитических и гетероциклических реакций гидрогенизации 1-3 многочисленных сераорганических соединений. Это существенно осложняет формирование математических моделей процесса.

Дата поступления 06.11.21

There are considered the main approaches to the characterization of the feedstock for the hydrodesulfurization of diesel fuels, taking into account the reactivity of organic sulphur compounds included in diesel fuel composition and the forming of pseudo-components, conventionally combining the group of organic sulphur compounds. It is proposed to consider a organic sulphur compounds, set contained in specific narrow fractions of feed diesel fuel as pseudo-components. Thereat an increase numbers of pseudo-components conditional fractions, into which the hydrotreating feedstock are divided, makes to increase the level of validation this process mathematical model.

Key words: diesel fuel; hydrotreating; hydrotreating reactor; kinetic of chemical reaction; mathematical modeling; organic sulphur compounds.

До тех пор, пока невысокие требования к качеству дизельного топлива, содержащего после первичной переработки нефти 1.5—0.8 % мас. серы, обеспечивались за счет снижения содержания общей серы в результате гидроочистки в 5—10 раз, не играло особого значения то, что различные сераорганические компоненты сырья процесса имеют разные скорости реакций гидрирования. Это позволяло использовать в расчетах квазигомогенную схему процесса обессеривания в целом 4 5 по уравнению обобщенной реакции:

ИБ +Н2 ^ НС + Н25,

где ИБ — общая формула сераорганического вещества;

НС — общая формула углеводородов.

В этом случае, благодаря тому, что водород вводится в реактор гидроочистки в большом избытке (расход водородсодержащего газа 200—800 м3/м3 сырья), реакцию обессери-вания можно было рассматривать как реакцию псевдопервого порядка с описанием кинетики

следующим уравнением:

^ = - ^

ат

где — концентрация совокупности сераоргани-

ческих компонентов в реакционной системе;

т — время реакции;

К — константа скорости реакции, носящая в силу принятых допущений эффективный характер.

По мере ужесточения требований к качеству дизельного топлива и снижения уровня допустимого содержания серы стандартами от Евро-3 (350 ррт) к Евро-5 (10 ррт) стали совершенствоваться схемы реакторных блоков установки гидроочистки с переходом от единичных реакторов к более сложным системам: двухреак-торные схемы с последовательно и параллельно работающими реакторами, трехреакторные схемы, реакторы с несколькими слоями различных по селективности катализаторов, использование рецикла очищенного сырья и др. 6-14. Одновременно происходило и совершенствование математических моделей гидроочистки.

Степень активности соединений серы в реакциях гидрогенолиза различна и убывает в ряду: меркаптаны > сульфиды > тиофены > бензотиофены > дибензотиофены. При этом наиболее трудно гидрируемые соединения тио-фенового ряда сконцентрированы преимущественно в тяжелых фракциях, выкипающих выше 330 оС. При увеличении температуры проведения процесса возрастает степень гидрирования сернистых и непредельных соединений, увеличивается дегидрогенизация на-фтенов, однако при значениях выше 420 оС эффективность целевых реакций заметно снижается по причине перехода процесса из кинетической зоны в диффузионную, зато повышается скорость реакций крекинга, провоцирующих образование кокса, а сам катализатор начинает спекаться с разрушением пористой структуры. Поэтому основное внимание уделяется формированию математических моделей кинетики гидрогенизации в диапазоне темпе-

ратур 320—380 оС 15-20 с альтернативными традиционному подходами к решению задачи описания состава сырья гидроочистки по удаляемым сераорганическим компонентам.

Первый подход заключается в идентификации предельно полного набора сераоргани-ческих компонентов дизельного топлива и разработке банка данных возможных маршрутов реакций. Это решение в принципе позволяет наиболее адекватно охарактеризовать сырье гидроочистки, но является наиболее трудоемким и сложно реализуемым практически с позиций чувствительности аналитических приборов. Кроме того, база данных физико-химических характеристик сераорганических веществ весьма недостаточна. Можно отметить обобщение термодинамических параметров реакций гидрирования (энтропии и энергии Гиб-бса) для 38 сераорганических компонентов различных структурных классов: меркаптаны, сульфиды, дисульфиды, тиофены, бензотиофены, дибензотиофены 21. Однако реализовать кинетические эксперименты для получения необходимых для моделирования процесса физико-химических характеристик реакций, в первую очередь, констант уравнения Аррениуса (энергии активации и предэкспо-ненциального множителя) раздельно для десятков индивидуальных компонентов трудоемко и затратно. Более того, даже при наличии информации о кинетических характеристиках реакций гидрирования индивидуальных сера-органических компонентов возникает проблема их качественного и количественного определения в сырье гидроочистки.

Второй подход заключается в формальном объединении сераорганических веществ одного структурного класса в условный псевдокомпонент, но при этом рассчитываемые константы — как уравнения Аррениуса, так и скорости реакции — носят эффективный характер и не позволяют осуществить объективный анализ реакционного процесса. Например, в 15 исследование процесса обессеривания дизельного топлива выполнялось по следующим условным псевдокомпонентам: объединенные сульфиды, объединенные этилбензоти-офены, объединенные пропилбензотиофены, объединенные бутилбензотиофены, дибензоти-офен, объединенные метилдибензотиофены и объединенные этилдибензотиофены, а в 22 использовалась иная группировка: объединенные алифатические и негетероциклические се-расодержащие компоненты, включая тиолы, сульфиды и тиофены, бензотиофен, объединенные бензотиофены, включающие алкиль-

Таблица 1

Содержание псевдокомпонентов в дизельных топливах

Псевдокомпоненты Доля псевдокомпонента в сераорганических веществах, % мас.

По данным 15 По данным 22

Объединенные алифатические и негетероциклические серасодержащие компоненты, тиолы, сульфиды, тиофены - 3.2

Бензотиофен - 11.5

Объединенные метилбензотиофены — 14.1

Объединенные этилбензотиофены 21.5 17.9

Объединенные пропилбензотиофены 34.8 20.5

Объединенные бутилбензотиофены 33.2 23.2

Объединенные пентилбензотиофены —

Дибензотиофен 7.9 2.6

Объединенные метилдибензотиофены 2.4 6.4

ные цепи от 1 до 5 углеродных атомов, дибен-зотиофен, объединенные дибензотиофены, включающие алкильные цепи от 1 до 5 углеродных атомов. При этом в ходе подобного математического моделирования процесса гидроочистки учитываются далеко не эквивалентные составы сырья, в том числе по сераоргани-ческим компонентам (табл. 1).

В 22 приводится также пример представления состава сераорганических веществ в дизельном топливе без учета природы конкретных соединений в виде двух, трех или четырех псевдокомпонентов, в последнем случае они разделялись на очень легко гидрируемые, легко гидрируемые, трудно гидрируемые и очень трудно гидрируемые.

С позиций непосредственного использования математических моделей для управления промышленными реакторами гидроочистки более рационально второе направление, требующее во много раз меньший объем предварительных натурных экспериментов для формирования исходной базы данных для последующего математического моделирования процесса. Однако этот подход приемлем только при моделировании процесса, протекающего в единичном реакторе, и в силу этого не может быть использован при гидроочистке предварительно разделенного на две фракции исходного дизельного топлива, которые подвергают каталитическому пре-

23

вращению параллельно в разных реакторах .

Объекты и методы исследований

В работе использован метод математического моделирования процесса гидроочистки дизельного топлива для расчета объема загружаемого катализатора при различных вариантах представления исходного сырья по сераор-ганическим компонентам при прочих равных условиях с использованием понятия псевдокомпонентов. Это позволяло при допущении

изотермичности квазигомогенного протекания реакций гидрирования сераорганических веществ первого порядка выполнять сопоставительный анализ результатов моделирования.

Объектом исследования являлось модельное дизельное топливо с вариациями концентраций различных видов сераорганических веществ и констант скоростей реакций гидроде-сульфирования.

Результаты и обсуждение

Использование понятия «псевдокомпонент» в трактовке 15' 22' 24 при математическом моделировании процесса гидроочистки может приводить к неопределенности формирования исходных данных для такого моделирования и необоснованности конечных результатов расчетов, так как в качестве одного псевдокомпонента может использоваться совокупность се-раорганических соединений, имеющих различную скорость гидрирования даже в границах одного структурного класса, тем более, для разных классов. Кроме того, объем загрузки катализатора в реактор гидроочистки будет определяться продолжительностью контакта реакционной смеси с катализатором до достижения заданной глубины очистки топлива по всей совокупности сераорганических компонентов.

Расчет нескольких вариантов процесса гидроочистки модельного дизельного топлива с содержанием общей серы 1000 ррт, но с различным содержанием трудно и легко гидрируемых условных псевдокомпонентов с константами скорости реакции, соответственно, 20 и 5 ч-1, показал, что для процесса, реализуемого в единичном реакторе, по мере увеличения концентрации трудно гидрируемых серасодержа-щих псевдокомпонентов в сырье роль лимитирующего качество очистки дизельного топлива постепенно переходит от легко гидрируемого к трудно гидрируемому псевдокомпоненту (рис. 1).

1200 & юоо

Он

н 800 ¡=r

| 600 Я

tr 400 к

^ 200 0

0 1000 2000 Время, с а

1200 a юоо

S 800

Я"

a 600

H

к

g- 400

к

¡3 200 0

0 1000 2000 Время, с

б

Рис.1. Примеры расчета кинетики гидроочистки модельного дизельного топлива при доле трудно гидрируемого компонента Z в общем количестве сера-содержащих веществ: а — Z = 0.03; б — Z = 0.1;

кривая 1 — общее содержание сераорганических веществ; кривая 2 — легко гидрируемые вещества; кривая 3 — трудно гидрируемые вещества.

Если при доле трудно гидрируемого компонента в общем количестве серасодержащих веществ Z = 0.03, концентрация серы в очищенном дизельном топливе составляла 50 ppm, причем концентрация легко гидрируемого компонента составляла 36.76 ppm, а трудно гидрируемого — 13.24 ppm при времени гидрирования 589 с, и процесс гидрирования в целом по времени лимитировался количеством легко гидрируемого компонента (рис. 1, а), то при увеличении доли трудно гидрируемого компонента до Z = 0.1 с прежней концентрацией серы в очищенном дизельном топливе 50 ppm концентрация легко гидрируемого компонента составляла 22.43 ppm, а трудно гидрируемого — 27.57 ppm при времени гидрирования 6570 с, и процесс гидрирования в целом по времени стал лимитироваться трудно гидрируемым компонентом (рис. 1б). Дальнейшее увеличение Z до 0.3 привело к увеличению продолжительности гидрирования до 1035 с. Увеличе-

ние глубины очистки дизельного топлива до 10 ррт в условиях выше приведенного расчета показало, что продолжительность гидрирования возросла, соответственно, до 1000, 1400 и 2200 с. Таким образом, углубление очистки в 5 раз требует двукратного увеличения времени контакта реакционной смеси с катализатором и, соответственно, загрузки катализатора в реактор.

Выполненные расчеты показали, что представление в качестве псевдокомпонента даже объединения всего двух компонентов с найденной экспериментально константой скорости реакции может привести к существенной ошибке в расчете реактора при изменении концентраций конкретных сераорганических соединений в очищаемом дизельном топливе. Для большего числа реальных сераорганических веществ в составе псевдокомпонента ошибки расчета могут возрастать в еще большей мере.

В связи с этим нами предлагается условно разделять исходное дизельное топливо на N узких фракций, в каждой из которых совокупность сераорганических веществ может рассматриваться как псевдокомпонент, для которого константа скорости реакции гидрирования может быть достаточно легко определена экспериментально. В один псевдокомпонент могут входить сераорганические вещества как одного структурного класса, так и различных классов при близости их температур кипения. Например, в фракции 220—230 °С могут находиться н-нонилмеркаптан, бензотиофен, аллилфенил-сульфид и дипентилсульфид с температурами кипения соответственно 220, 221, 224, 229 оС с существенно разной скоростью гидрирования.

При таком представлении псевдокомпонентов результаты математического моделирования будут определяться только числом узких фракций, на которое разбивается исходное дизельное

Состав

Рис 3. Формирование фракций сырья с четырьмя псевдокомпонентами по кривой ИТК

Диапазон пределов температур кипения фракций может быть как одинаков для всех псевдокомпонентов, так и различен, но для компьютерных расчетов удобнее использовать узкие фракции с одинаковыми объемными вкладами в очищаемом сырье, например, 10 фракций по 10% или 16 фракций по 6.25%.

Модель кинетики процесса гидроочистки, например, для N псевдокомпонентов имеет следующий вид системы уравнений:

dCS

dr

dCS.

dr

dCS

= - k1Cs1

■ = - K2CS2

dr

' = - K3CS3

dCS

■ = - KNCS

N

ёт

Ск8 = с^ + С^ + С^ +... + С^

где и Кг - концентрация сераорганического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

псевдокомпонента и константа скорости реакции Ь ого псевдокомпонента, соответственно.

низкокипящих к высококипящим фракциям. Концентрация сераорганических компонентов в соответствующих фракциях принята последовательно возрастающей и равной по общей сере 2000N ррт. Концентрация общей серы в очищенном дизельном топливе 10 ррт. При гидрировании сырья без условного разделения его на узкие фракции константа скорости реакции гидрирования обобщенного псевдокомпонента принята равной 1 ч-1, допуская, что процесс гидроочистки лимитируется наиболее трудно гидрируемым псевдокомпонентом, находящимся в 16-й фракции и имеющим одновременно наиболее высокую концентрацию 25.

Таблица 2 Результаты математического моделирования реактора гидроочистки дизельного топлива при различном числе псевдокомпонентов

Число Число Время Объем

фракций псевдоком- реакции, катализатора,

в сырье понентов ч м3

1 1 7.44 371.9

2 2 7.13 356.5

4 4 6.58 329.3

8 8 5.96 297.9

16 16 5.29 264.9

3

Выполнено математическое моделирование единичного реактора гидроочистки мощностью 100 т/ч исходного модельного дизельного топлива, в котором сырье последовательно рассматривались как 1, 2, 4, 8 и 16 псевдокомпонентов, последовательно объединяющих все более трудно гидрируемые сераорганичес-кие соединения по мере увеличения их температур кипения и молекулярной массы (табл. 2). Для этого сырье условно разделялось на 1, 2, 4, 8 и 16 узких фракций, в каждой из которых находился один сераорганический псевдокомпонент, константы скоростей реакции гидрирования псевдокомпонентов для каждой г-й фракции приняты равными N-(¿-1), где N — количество псевдокомпонентов, формируя линейный принцип уменьшения констант скорости реакции гидрирования сераор-ганических компонентов по мере перехода от

Литература

1. Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа.— Уфа: Гилем, 2002.— 672 с.

2. Орочко Д.И., Сулимов А.Д., Осипов Л.Н. Гид-рогенизационные процессы в нефтепереработке.- М.: Химия, 1971.- 352 с.

3. Каминский Э.Ф., Хавкин В.А. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты.- М.: Техника, 2001.- 384 с.

Как следует из табл. 2, более высокий уровень детализации состава гидроочищаемого дизельного топлива позволяет рассчитать более точное значение объема загрузки катализатора в реактор, причем существенно меньшее. При одинаковых исходных данных расчета при разбивке исходного сырья на 16 фракций расчетная загрузка катализатора на 28.7% меньше, чем при гидроочистке сырья как единого потока с общими усредненными характеристиками по содержанию сераорганических компонентов.

Анализ результатов расчетов показал, что увеличение числа условных фракций, на которое разбивают исходное сырье гидроочистки с соответствующим объединением всех сераорга-нических компонентов каждой фракции в соответствующий псевдокомпонент, позволяет повысить уровень валидации модели.

References

1. Akhmetov S.A. Tekhnologiya glubokoi pererabotki nefti i gaza [Technology of deep processing of oil and gas]. Ufa, Gilem Publ., 2002, 671 p.

2. Orochko D.I., Sulimov A.D., Osipov L.N. Gid-rogenizatsionnye protsessy v neftepererabotke [ Hydrogenation processes in refining]. Moscow, Khimiya Publ., 1971, 352 p.

3. Kaminskiy E.F., Khavkin V.A. Glubokaya perera-botka nefti: tekhnologicheskiy i ekologicheskiy aspekty [Deep processing of oil: technological

4. Taнaтapов M.A., Axмeтшинa M.H., Фасхутди-нов P.A., Волошин H.Д., Золотарев ПА. Tex-нологические расчеты установок переработки 4. нефти.- M.: Химия, 1987.- 352 с.

5. Кривцова ^И., Иванчина Э.Д., Занин И.В., Ландль Ю.И., Taтaуpщиков A.A. Кинетические закономерности превращения серосодержащих соединений в процессе гидроочистки дизельной 5. фракции нефти // Известия Омскою политехнического университета.— 2013.— №3.— C.83-86.

6. Song C.An overview of new approaches to deep desulfurization for ultra-clean gasoline, diesel fuel and jet fuel // Catalysis Today.— 2003.— V.86, №2.- Pp.211-263.

7. Гаврилов H.В., Дуров О.В., ^рокин Ю.Б., ^фкин A. M. Определение причин повышения содержания серы в продукте гидроочистки сы- 6. рья риформинга // Баш. хим. ж.— 2008.— T.15, №2.- C.110-113.

8. Иванова Л.^, Илалдинов И.З. Проектирование установки гидроочистки дизельного топли- 7. ва // Вестник Казанского технологического университета.- 2013.- T.16, №7.- C.229-230.

9. Канашевич ДА., Федущак T.A., Петренко ^В. Гидрообессеривание дизельной фракции в присутствии катализаторов, полученных с помощью механохимической активации // Известия Омского политехнического университета.— 2010.- T.317, №3.- C.58-61. 8.

10. ^лманов П.^, Maкcимов H.M., Еремина Ю.В., Жилкина Е.О., Дряглин Ю.Ю., ^мина ^И. Гидроочистка смесей дизельных фракций с бензином и легким газойлем коксования // Шфтехимия.- 2013.- T.3, №3.- C.199-202.

11. ^гиев P.C., Чернов Е.Б. Разработка современных отечественных носителей для катализаторов гидроочистки на основе y-Al2O3 // Баш. хим. ж.- 2015.- T.22, №2.- C.38-40.

12. Pудeнко A. В. Повышение эффективности процесса гидроочистки дизельного топлива// A^ туальные проблемы гуманитарных и естественных наук.- 2014.- №5-1.- C.25-27.

13. Фомиченко И.В., Ускач Я^^овершенствова-ние процесса гидроочистки дизельного топлива// Meждунapодный журнал прикладных и фундаментальных исследований.— 2010.— №8.- C.145-146.

14. ^мина H.H., Пимерзин A.A., Mоиceeв И.К. Cульфидныe катализаторы гидроочистки нефтяных фракций // Pоccийcкий химический журнал.- 2008.- T.LII, №4.- C.41-52.

15. Кривцова H.^, Кривцов Е.Б., Иванчина Э.Д., Головко A.^ Кинетические закономерности гидрообессеривания дизельной фракции // Фундаментальные исследования.— 2013.— №8.- C.640-644.

16. Li Hua,Yang Jinliang, Weng Huixin, Wang 12. Jiming. Kinetic study of liquid-phase hydrodesulfurization of FCC diesel in tubular reactors //China Petroleum Processing and Petrochemical Technology.- 2015.- V. 17, №2.-Pp.1-8.

17. Великов C^., Покровская C^., Булавка ЮА. 13. Кинетические закономерности процесса гидро-обессеривания дизельного топлива на установке Л-24/6 // Вестник Полоцкого университета.

9.

10.

11.

and environmental aspects]. Moscow, Tekhnika Publ., 2001, 384 p.

Tanatarov M.A., Akhmetshina M.N., Faskhutdinov R.A., Voloshin N.D., Zolotarev P.A. Tekhnologi-cheskie raschety ustanovok pererabotki nefti [Technological calculations of oil refining installations]. Moscow, Khimiya Publ., 1987, 352 p.

Krivtsova N.I., Ivanchina E.D., Zanin I.V., Landl' Yu.I.,Tataurshchikov A.A. Kineticheskie zakono-mernosti prevrashcheniya serosoderzhashchikh soedineniy v protsesse gidroochistki dizel'noy fraktsii nefti [Kinetic regularities of the conversion of sulfur-containing compounds in the process of hydrotreatment of the diesel fraction of oil]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [News of Tomsk Polytechnic University], 2013, no.3, pp.83-86.

Song C. [An overview of new approaches to deep desulfurization for ultra-clean gasoline, diesel fuel and jet fuel].Catalysis Today,2003, vol.86, no.2, pp.211-263.

Gavrilov N.V., Durov O.V., Sorokin Yu.B., Syrkin A.M. Opredelenie prichin povysheniya soderzha-niya sery v produkte gidroochistki syr'ya rifor-minga [Determination of the reasons for the increase in the sulfur content in the hydrotreating product of the reforming feedstock]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal [Bashkir Chemical Journal], 2008, vol.15, no.2, pp.110-113. Ivanova L. S., Ilaldinov I. Z. Proektirovanie ustanovki gidroochistki dizel'nogo topliva [Design of a diesel hydrotreatment unit]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University], 2013, vol.16, no.7, pp.229-230. Kanashevich D. A., Fedushchak T. A., Petrenko T. V. Gidroobesserivanie dizel'noi fraktsii v prisutstvii katalizatorov, poluchennykh s pomoshch'yu mekhanohimicheskoi aktivatsii [Hydrodesulfurization of the diesel fraction in the presence of catalysts obtained by mechanochemical activation]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [News of Tomsk Polytechnic University], 2010, vol.317, no.3., pp.58-61.

Solmanov P.S., Maksimov N.M., EreminaYu.V., Zhilkina E.O., DryaglinYu. Yu., Tomina N.I. Gidroochistka smesei dizel'nykh fraktsiy s benzinom i legkim gazoilem koksovaniya [Hydrotreating of mixtures of diesel fractions with gasoline and light coker gas oil]. Neftekhimiya [Petrochemical], 2013, vol.3, no.3, pp.199-202.

Nagiev R. S., Chernov E. B. Razrabotka sovremennykh otechestvennykh nositelei dlya katalizatorov gidroochistki na osnove y-Al2O3 [Development of modern domestic carriers for y-Al2O3-based hydrotreating catalysts]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal [Bashkir Chemical Journal], 2015, vol.22, no.2, pp.38-40. Rudenko A. V. Povyshenie effektivnosti protsessa gidroochistki dizel'nogo topliva [Improving the efficiency of the process of hydrotreatment of diesel fuel]. Aktual'nye problem gumanitarnykh i estest-vennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2014, no.5-1, pp.25-27.

Fomichenko I.V., UskachYa.L. Sovershenstvovanie protsessa gidroochistki dizel'nogo topliva [Improving the process of hydrotreating diesel fuel]. Mezhdu-narodnyi zhurnal prikladnykh I fundamental'nykh

Серия В. Промышленность. Прикладные науки. Химическая технология.— 2014.— №11.— С.153-159.

18. Koji Nakano, Syed A. Ali, Hyun-Jong Kimet, Taegon Kim, Khalid Alhooshani, Joo-Il Park, Isao Mochida. Deep desulfurization of gas oil over NiMoS catalysis supported on alumina coated USY-zeolite // Fuel Processing Technology.-2013.- V.116.- Pp.44-51.

19. Saeid Shokri, Mahdi Ahmadi Marvast, Morteza Tajerian. Production of ultra low sulfur diesel: simulation and software development // Petroleum & Coal.- 2007.- V.49, №2.- Pp.48-59.

20. Al-Zeghayer Y.S., Jibri B.Y. Kinetics of hydrodesulfurization of dibenzothiophene on sulfide commercial Co-Mo/y-Al2O3 catalyst // The Journal of Engineering Research.- 2006.-V.3, №1.- Pp.38-42.

21. Афанасьева Ю.И., Кривцова Н.И., Иванчина Э.Д., Занин И.К., Татаурщиков А.А. Разработка кинетической модели процесса гидроочистки дизельного топлива // Известия Томского политехнического университета.- 2012.- №3.-С.121-125.

22. Xun Tang, Shuyuan Li, Changtao Yue, Jilai He, JiliHou. Lumping kinetics of hydrodesul-furization and hydrodenitrogenation of the middle distillate from Chinese shale oil // Oil Shale.- 2013.- V.30, №4.- Pp.517-535.

23. Патент № 2691965 РФ. Способ гидроочистки дизельного топлива / Мнушкин И. А., Самойлов Н.А., Жилина В.А. // Официальный бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ).- 2019.-№17.

24. Bannatham P., Teeraboonchaikul S., Patirupanon T., Arkardvipart W., Limtrakul S., Vatanatham T., Ramachandran P. A. Kinetic Evaluation of the hydrodesulfurization process using a lumpy model in a thin-layer reactor // Ind. Eng. Chem. Res.- 2016.- V.55, №17.- Pp.4878-4886.

25. Самойлов Н.А., Грудников И.Б., Жилина В.А. Некоторые проблемы математического моделирования процесса гидроочистки дизельного топлива // Баш. хим. ж.- 2019.- Т.26, №3.-С.26-33.

issledovaniy [International Journal of Applied and Basic Research], 2010, no.8, pp.145-146.

14. Tomina N.N., Pimerzin A.A., Moiseev I.K. Sul'fidnye katalizatory gidroochistki neftyanykh frakysiy [Sulfide catalysts for hydrotreating petroleum fractions]. Rossiyskiy khimicheskiy zhurnal [Russian Chemical Journal], 2008, vol.LII, no.4, pp.41-52.

15. Krivtsova N.I., Krivstov E.B., Ivanchina E.D., Golovko A.K. Kineticheskie zakonomernosti gidroobesserivaniya dizel'noi fraktsii [Kinetic laws of hydrodesulfurization of the diesel fraction]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic research], 2013, no.8, pp.640-644.

16. Li Hua, Yang Jinliang, WengHuixin, Wang Jiming [Kinetic study on liquid-phase hydrodesulfurization of FCC diesel in tubular reactors].China Petroleum Processing and Petrochemical Technology, 2015, vol.17, no.2, pp.1-8.

17. Velikov S.V., Pokrovskaya S.V., Bulavka Yu.A. Kineticheskie zakonomernosti protsessa gidroobesserivaniya dizel'nogo topliva na ustanovke L-24/6 [Kinetic laws of diesel hydrodesulfurization process at the unit. L-24/6]. Vestnik Polotskogo universiteta. Seriya V. Promyshlennost'. Prikladnye nauki. Khimicheskaya tekhnologiya [Bulletin of the University of Polotsk. Series B. Industry. Applied Science. Chemical Technology], 2014, no.11, pp.153-159.

18. Koji Nakano, Syed A. Ali Hyun-Jong Kimet, Taegon Kim, Khalid Alhooshani, Joo-Il Park, Isao Mochida [Deep desulfurization of gas oil over NiMoS catalysts supported on alumina coated USYzeolite]. Fuel Processing Technology, 2013, vol.116, pp.44-51.

19. Saeid Shokri, Mahdi Ahmadi Marvast, MortezaTajerian. [Production of ultra low sulfur diesel: simulation and softwartsulfur development]. Petroleum & Coal, 2007, vol.49, no.2, pp.48-59.

20. Al-Zeghayer Y.S., Jibri B.Y. [Kinetics of hydrodesul-furization of dibenzothiophene on sulfidedcom-mercial Co-Mo/y-Al2O3 catalyst]. The Joirnal of Engineering Research, 2006, vol.3, no.1, pp.38-42.

21. Afanas'eva Yu.I., Krivcova N.I., Ivanchina E.D., Zanin I.K., Tataurshchikov A.A. Razrabotka kineti-cheskoy modeli protsessa gidroochistki dizel'nogo topliva [Development of a kinetic model of diesel hyd-rotreatment process]. Izvestiya Tomskogo politekh-nicheskogo universiteta, 2012, no. 3, pp. 121-125.

22. Xun Tang, Shuyuan Li, Changtao Yue, Jilai He, JiliHou [Lumping kinetics of hydrodesulfurization and hydrodenitrogenation of the middle distillate from chinese shale oil]. Oil Shale, 2013, vol.30, no.4, pp.517-535.

23. Mnushkin I.A., Samoilov N.A., Zhilina V.A. Sposob gidroochistki dizel'nogo topliva [Method hydro-treating diesel fuel]. Patent RF, no. 2691965, 2019.

24. Bannatham P., Teeraboonchaikul S., Patirupanon T., Arkardvipart W., Limtrakul S., Vatanatham T., Ramachandran P. A. [Kinetic Evaluation of the hydrodesulfurization process using a lumpy model in a thin-layer reactor]. Ind. Eng. Chem. Res, 2016, vol.55, no.17, pp.4878-4886.

25. Samoilov N.A., Grudnikov I.B., Zhilina V.A. Nekotorye problemy matematicheskogo modeliro-vaniya processa gidroochistki dizel'nogo topliva [Some problems of mathematical modeling of dieselfuel hydrotreathing process]. Bashkirskii khimicheskii zhurnal [Bashkir Chemical Journal], 2019, vol.26, no.3, pp.26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.